| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Надточий Ю. Б. доцент кафедры государственного и муниципального управления
Университета «Синергия»
Департамента правового регулирования экономической деятельности
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат педагогических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы, посвященные качеству образования: что понимается под качеством образования?; как повысить качество образования с учетом появления новых экономических трендов и трендов в образовании?; какие факторы влияют на качество образования в эпоху цифровизации? и т.д. Описываются основные факторы, влияющие на качество современного образования, рассматриваются некоторые модели выявления данных факторов | Ключевые слова: качество образования, факторы качественного образования, компетенции, тренды в образовании, образовательные организации | УДК 378; 331.44; ББК 74.48 Стр: 177 - 180 | Определений понятия «качество образования» в настоящее время и подходов к раскрытию его сущности (в соответствии с уровнями/ступенями образования) существует множество. Основное определение данного понятия дано в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, п. 29): «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].
Существует позиция, которая считает, что в сфере образования уместнее употреблять понятие «качество услуги» [2]. На рис.1 рассмотрены составляющие компоненты качества услуги. | | | Рис. 1. Компоненты качества услуги [2] | Обозначим, что будем понимать под дефиницией «фактор». Рассмотрим классические определения рассматриваемого понятия:
1) «фактор (от лат. factor — делающий, производящий) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [3];
2) «фактор — это движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления» [4];
3) «фактор (лат. factor — делающий, производящий) существенное обстоятельство, причина какого-либо процесса, явления» [5].
Некоторые авторы отождествляют факторы с ресурсами и, соответственно, под факторами понимают имеющиеся в распоряжении у организации или необходимые для деятельности организации разные виды ресурсов (кадровые, природные и др.).
Исходя из приведенных выше определений понятия «фактор» в разных словарях, предлагается рассматривать фактор как существенное обстоятельство, причину, влияющее на качество образования и движущую силу повышения качества образования в современных условиях.
В связи с появлением/развитием новых сфер экономики (например, развитие «зеленой» экономики), новых экономических трендов (например, появление новых профессий), с ориентацией образования на цифровизацию сегодня предъявляются определенные требования к компетенциям педагогов (учителей, преподавателей), участвующих в подготовке будущих специалистов/жителей XXI века [6]:
– знание информационных инструментов, умение ими пользоваться и работать с информацией;
– владение цифровой грамотностью (рис. 2);
– профессиональные ИКТ-компетенции (рис. 3) (знание новых информационно-коммуникационных технологий и их практическое применение) преподавателя. | | | Рис. 2. Составные компоненты цифровой грамотности педагога [6] | | | Рис. 3. Блоки ИКТ-компетенций педагога [6] | По результатам проведенного исследования Аналитическим центром НАФИ цифровой грамотности российских педагогов были сделаны выводы о необходимости развития у педагогов следующих компетенций: «знаний в области современной компьютерной техники и программного обеспечения, а также принципов их работы; навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений); установок в области верификации информации из интернета и СМИ и в отношении пользы современных гаджетов для повседневной жизни человека» [6].
Опрошенные L&D-специалисты (learning and development) считают важным развивать у сотрудников в 2021 году, независимо от сферы их профессиональной деятельности, следующие навыки/компетенции [7]:
– цифровые навыки;
– стрессоустойчивость и адаптивность;
– эмоциональный интеллект;
– креативность;
– тайм-менеджмент;
– коммуникация между командами, в том числе удаленными;
– кросс-функциональное взаимодействие;
– лидерство в период изменений;
– управление изменениями;
– управление стрессом.
Определен набор важнейших компетенций для жителя двадцать первого века как совокупность компетенций, входящих в четыре группы (рис. 4) [8]. | | | Рис. 4. Компетенции жителя двадцать первого века [8] | Таким образом, одним из факторов, влияющих на качество образования будет профессионализм (компетентность) современного педагога: обладание определенным набором востребованных компетенций и навыков. В связи с ориентацией образовательных организаций на повышение качества образования постоянно повышаются требования к преподавателям и к другим работникам образовательных организаций, в том числе и к наличию необходимых компетенций.
На сайте «Смешанное обучение в России» приведены следующие факторы потенциального влияния на улучшение качества образования (по результатам исследований Джона Хэтти), реализация которых напрямую зависит от профессионализма педагога [9, 10]:
– способность педагога оценивать достижения учащихся;
– самооценка оценок (оценка учащимися качества своей работы, учебной деятельности);
– коллективная эффективность педагогов (оценка навыков, позволяющих положительно влиять на результаты деятельности учащихся);
– когнитивный анализ задач;
– использование набора различных методов, форм, практик, подходов к обучению;
– способность педагога вызывать доверие учеников;
– программная реактивность обучающегося (выявление и поддержка учащихся с разными (особыми) образовательными потребностями);
– развитие способностей учащихся;
– использование стратегии интеграции с предшествующими знаниями;
– использование микро-обучения;
– использование стандартов оценивания (критериев успеха);
– обучение переносу стратегий (перенос решения проблем или стратегии обучения из одного контекста в другой);
– наличие специальных образовательных программ;
– управление усилиями для достижения конкретной цели (настроением, волевым усилием);
– умение педагога (преподавателя, учителя) быть понятным ученику/студенту;
– планирование и прогнозирование распределения времени;
– взаимное обучение;
– внешняя поддержка учащихся.
С целью более детального изучения факторов и условий, влияющих на качество высшего образования, с точки зрения основных участников образовательного процесса — преподавателей и студентов — были проведены массовые опросы [11].
Массовый опрос студентов I–IV курсов «МИРЭА — Российский технологический университет» (далее — РТУ МИРЭА) был проведен в 2019 году. В опросе приняли участие 243 человека. Респондентам был задан один открытый вопрос: «Что вы понимаете под качеством образования?» (один студент мог дать несколько ответов). Кратко рассмотрим общие результаты проведенного опроса.
Самый популярный ответ — «качество, доступность, познавательность и полезность излагаемого на занятиях материала» (40,3%), далее студенты обращают внимание на создание оптимальных условий для обучения в образовательной организации (30,9%) и четверть респондентов указывают на необходимость наличия у преподавателей соответствующих компетенций и квалификации (ответ «квалифицированные преподаватели» — 25,1%). Это не удивительно, так как качество, доступность и полезность материала, излагаемого на занятии, напрямую зависит от квалификации преподавателя. Не менее важен для учащихся и хороший контакт с преподавателями, взаимопонимание (24,3%). Далее располагаются такие ответы, как: «актуальность получаемых знаний (23%), «удобное расписание занятий» (18,1%), «заинтересованность преподавателей в качественном предоставлении знаний» (18,1%), «большое количество практики» (18,1%). И отрадно, что многие студенты понимают зависимость качества образовательного процесса не только от преподавательского состава, но и от их собственного отношения к учебной деятельности (12,3%). Некоторые участники опроса даже указали на необходимость грамотной помощи со стороны учебно-вспомогательного персонала, в частности, работников учебно-методических отделов (деканатов). Особо было отмечено, что преподаватель должен быть сам заинтересован в своей деятельности и прививать интерес (в том числе, показывая личный пример) к своему предмету студентам.
Также при ответах на поставленный вопрос студенты попытались дать свое определение понятия «качественное обучение» — это либо обучение согласно некоему установленному стандарту качества, либо определенным качествам, необходимым в будущем.
В 2020 году был проведен опрос преподавателей (образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций) и учителей (общеобразовательных организаций) разных возрастных категорий (от 21 года и старше 80 лет) и из разных городов Российской Федерации. В опросе приняли участие 110 человек (подавляющее большинство из опрошенных — это преподаватели образовательных организаций высшего образования). Преподавателям был задан также один вопрос «Что вы понимаете под обеспечением качества образовательного процесса?» (можно было выбрать ответы из предложенных, а можно было написать свой ответ).
У педагогов одинаковое количество выборов (по 46,4%) получили ответы «содержание образовательного процесса» и «уровень и качество подготовки профессорско-преподавательского состава». На втором месте ответ «организация образовательного процесса в образовательной организации» (44,5%). И 33,6% респондентов считают, что все перечисленные факторы (предложенные в опросе ответы) влияют на качество образования, а именно:
– содержание образовательного процесса;
– уровень и качество подготовки профессорско-преподавательского состава;
– организация образовательного процесса в образовательной организации;
– уровень материально-технической и учебно-методической базы;
– состав кадровой структуры образовательной организации;
– удобное расписание занятий;
– качество деятельности учебно-вспомогательного персонала;
– качество ведения документооборота в образовательной организации (качество всей документации);
– правильная организация питания, отдыха для сотрудников образовательной организации;
– личные и профессиональные качества обучающихся;
– уровень административно-хозяйственной деятельности.
По мнению опрошенных, для обеспечения качества образования реализовываться эти факторы должны в совокупности.
Таким образом, полученные результаты проведенных исследований показывают совпадение мнений и студентов, и преподавателей относительно качества (уровня) подготовки профессорско-преподавательского состава образовательной организации.
По результатам проведенных опросов фактором, влияющим на качество образования можно обозначить условия обучения в разных образовательных организациях, как совокупность политических, экономических, правовых и других компонентов (сторон), влияющих на деятельность всех участников образовательного процесса:
– государственная политика (приоритеты) в сфере подготовки трудовых ресурсов (кадров), действующие образовательные стандарты, законы, нормативно-правовые акты и др.;
– финансирование (наличие бюджетных мест);
– наличие современной материально-технической базы (территория, здания, аудиторный фонд, организация питания, наличие оборудования, библиотеки, оснащение лабораторных и других специализированных кабинетов) и др.;
Еще один важный фактор — это вовлеченность всего персонала в качество образования (один из принципов управления качеством) и реализуемая политика руководства образовательной организацией. Настроение руководителя, его поведение, стиль управления коллективом, умение мотивировать коллектив на достижение общей цели (в данном случае — на достижение/повышение качества образования), умение создать дружную крепкую команду (насколько руководитель рассматривает свой коллектив как команду, как поощряет сотрудников, как критикует (конструктивно и своевременно, в зависимости от возникающих ситуаций) и т.д., то есть насколько грамотно осуществляется руководство — все эти составляющие деятельности руководителя оказывают большое влияние на качество деятельности подчиненных.
Разнообразных факторов, влияющих на качество образования в зависимости от уровня влияния данного фактора (внешний, внутренний фактор и др.), от позиции, с которой рассматривается влияние фактора (позиция преподавателя, административного работника образовательной организации, студента, его родителей, работодателей и др.), от уровня образования (среднее профессиональное образование, высшее образование и др.) и пр. в настоящее время можно выделить очень много. Также постоянно появляются новые факторы, оптимизируются уже выявленные, поэтому можно рассмотреть некоторые модели по выявлению факторов, влияющих на качество образования (рис. 5 и 6). | | | Рис. 5. Модель процесса выявления факторов, влияющих на качество образования | | | Рис. 6. Модель факторов, влияющих на качество образования | В качестве параметров выявления факторов можно обозначить такие параметры, как: ресурсы, имеющиеся в распоряжении образовательной организации, применяемые методы (алгоритм действий; управляемость процесса; наблюдение; эксперимент; анкетирование; анализ документов и др.), среда (внешняя и внутренняя), условия обучения. Потребителями качества образования (внешними и внутренними) являются преподаватели, студенты, родители, работодатели, выпускники, государство. В зависимости от используемых параметров, от мнений разных потребителей можно определять разные группы факторов, влияющих на качество образования (от глобального уровня — уровня государства с учетом мировых тенденций в сфере качества образования до локального — уровня образовательной организации и конкретного ее работника).
Представленные модели практически схожи, только по-разному иллюстрируют процесс и результат выявления факторов, влияющих на качество образования.
В условиях современного общественного развития постоянно меняются приоритеты в области качества образования, появляются новые профессии, новые требования работодателей, меняются и представления о качестве у всех потребителей (разные потребители — разные мнения о том, каким должно быть качество образования). Зачастую необходимо думать вперед на несколько лет: нужен ли будет данный специалист через 4 года подготовки (если это, например, бакалавриат). Также действие всех факторов, влияющих на качество образования находится в зависимости от индивидуальных особенностей основных участников образовательного процесса — преподавателей и студентов — от умения их правильно использовать/применять. В заключение можно отметить, что выявление факторов, влияющих на качество образования — это непрерывный процесс, требующий дальнейших исследований. |
| |
|
|