| | Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Жигалов В. М. доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье выделены стратегические направления развития депрессивных регионов России, направленные на поиск источников прорыва и повышения устойчивого низкого уровня социально-экономического развития. На примере двух регионов, Псковской и Новгородской области, по результатам проведенного анализа показателей и проектов стратегий социально-экономического развития предлагаются рекомендации в области повышения стратегической устойчивости | Ключевые слова: депрессивный регион, стратегическая устойчивость региона, стратегия социально-экономического развития, форсайт, бизнес-экосистема, цифровизация | УДК 338.2:339.54; ББК 65.049 Стр: 140 - 144 | Введение. Неравномерность развития регионов остается одним из главных вызовов социально-экономического развития России. Помимо так называемых «регионов-доноров», к которым относятся регионы, которые «не получают дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности»1 и которых в России «десяток от силы»2, большую часть регионов отличает невысокий уровень развития, а часть регионов относят к депрессивным. По мнению коллектива авторов Санкт-Петербургского государственного университета, к депрессивным относят регионы, которые характеризует значительное и продолжительное отставание по основным социально-экономическим показателям [1].
В настоящее время к отстающим регионам официально относят Республику Адыгею, Алтайский край, Республику Калмыкию, Республику Карелию, Курганскую область, Республику Марий Эл, Псковскую область, Республику Алтай, Республику Тува и Республику Чувашия3. Эти регионы отнесены к данной группе по критериям Министерства экономического развития: среднедушевые доходы жителей региона, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, безработица и инвестиции в основной капитал4. Однако, как отмечают эксперты, если расширить перечень критериев, то количество депрессивных регионов может значительно вырасти.
В России разработана программа поддержки депрессивных регионов, во всех регионах реализуются стратегии социально-экономического развития, но по-прежнему не удается достичь прорыва и выхода из ситуации устойчиво низкого уровня ключевых показателей. Методические рекомендации по разработке стратегий с‑оциально-экономического развития субъектов РФ5, разработанные Министерством экономического развития в 2017 году, позволили сформировать единые требования к региональным стратегиям, в целом, повысить их качество, однако они не учитывают специфику отдельных регионов. В разных депрессивных регионах можно отметить разный характер внешней и внутренней среды, уровень решения ключевых проблем, что требует индивидуального подхода к определению стратегических приоритетов их развития. Для регионов, признанных отстающими, разработаны индивидуальные программы развития, но, как уже было указано, в перспективе и при небольшой корректировке подхода к выявлению депрессивных регионов, их число может существенно увеличиться, а кроме того, для преодоления разрыва в уровне социально-экономического развития требуется включение мер стратегического характера, а также современных методов преодоления стратегических разрывов, в частности, механизма форсайта. Он представляет собой систему взаимосвязанных действий большинства заинтересованных сторон и направлен на изменение неблагоприятной среды, формирование нового образа будущего за счет совместных проектов и программ6. Для депрессивных регионов, характеризующихся неблагоприятным развитием многих факторов среды, как раз необходим не просто стратегический анализ с использованием традиционных методов, но включение такого рода механизмов для определения стратегических приоритетов развития и перелома неблагоприятных тенденций среды.
Таким образом, целью данного исследования является разработка рекомендаций в области стратегических приоритетов развития для конкретных депрессивных регионов России. В качестве примера выбраны Псковская и Новгородская области, которые относятся к одному макрорегиону и имеют схожие устойчивые проблемы социально-экономического развития.
Исследованию проблем повышения стратегической устойчивости регионов посвящены работы коллектива авторов Санкт-Петербургского государственного университета (см., например, [1] и [2]), а также других исследователей (например, [3]). Проблемы и перспективы развития депрессивных регионов проанализированы в работах Ю.В. Кузнецова [4], Е.В. Меляковой [5] и др. В современных исследованиях один из важных аспектов — включение современных управленческих технологий в процесс принятия стратегических решений и разработку стратегий. Направления использования управленческих инноваций рассмотрены в работах, посвященных государственному стратегическому управлению (например, [6]).
Источники стратегического прорыва могут быть обоснованы в результате проведенного стратегического анализа. Регионы с устойчиво низким уровнем социально-экономического развития могут иметь различные доминирующие негативные факторы, определяющие их текущее положение и прогнозируемое состояние. Поэтому целесообразно проанализировать конкретные регионы, в данном исследовании объектами были выбраны Псковская и Новгородская область. Данные регионы имеют схожее географическое положение, входят в Северо-Западный федеральный округ, их характеризует схожесть природных и культурно-исторических ресурсов, близость к городам федерального значения, а также невысокие позиции по уровню социально-экономического развития. И хотя Новгородская область, в отличие от Псковской, не входит в официальный перечень отстающих регионов, как уже было отмечено ранее, при расширении перечня критериев, у данного региона можно констатировать устойчиво невысокие значения ключевых показателей и значительное количество актуально назревших проблем.
Как отмечается в исследованиях, наиболее актуальной для депрессивных регионов стратегической устойчивости [7], ее ключевыми направлениями являются: экономическая, социальная, экологическая, производственно-технологическая, кадровая, маркетинговая, инновационная, инвестиционная и др. виды устойчивости. По большинству показателей в рамках данных направлений Псковская область на протяжении продолжительного периода времени занимает устойчиво невысокие позиции (табл. 1). Основным источником информации являются данные федеральной службы государственной статистика за период с 2014 года.
Как следует из таблицы, значения ключевых показателей социально-экономического развития Псковской области существенно ниже значений данных показателей по России. Значение аналогичных показателей Новгородской области несколько выше, однако и в данном регионе наблюдается заметное отставание от показателей по стране в целом (табл. 2).
Следует также обратить внимание на то, что помимо указанных, многие другие показатели данных регионов также значительно ниже аналогичных показателей других регионов и по России в целом. Например, одним из важных факторов, определяющих уровень стратегической устойчивости регионов, является количество предприятий крупного бизнеса (анализ факторов стратегической устойчивости регионов см. подробнее в [8]). Особенностью Псковской, Новгородской, а также других депрессивных регионов России, является отсутствие на территории предприятий из рейтинга российских предприятий Топ-1009 или Топ-20010.
Указанные проблемы, в целом, нашли отражение в разработанных, относительно недавно, проектах стратегий социально-экономического развития Псковской и Новгородской областей. Сравнительный анализ выявленных в стратегиях ключевых возможностей и угроз, а также приоритетных стратегических направлений развития представлен в табл. 3:
Таблица 1
Основные показатели стратегической устойчивости Псковской области в сравнении с показателями по Российской ФедерацииПоказатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | В РФ за 2019 г. |
---|
Изменение численности населения (прирост в %) | -0,8 | -0,7 | -0,7 | -0,9 | -1,1 | -0,6 | -0,02 | Уровень занятости населения (%) | 63,3 | 62,6 | 63,5 | 54,5 | 55,5 | 55,9 | 59,4 | Среднедушевые денежные доходы населения
(в мес., руб.) | 19697 | 21524 | 22032 | 23285 | 23880 | 25524 | 35241 | Валовой региональный продукт на душу населения (руб.) | 189383,8 | 208464,5 | 225921,3 | 236986,4 | 259404,1 | 189383,8 | 578740,0 | Инвестиции в основной капитал на душу населения (руб.) | 45589 | 42179 | 42330 | 45776 | 49435 | 53359 | 131631 | Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности предприятий (млн руб.) | -1146 | 5218 | 8057 | 10558 | 6146 | 9351 | 16632502 | Объем инновационных товаров, работ, услуг
(млн руб.) | 348,4 | 712,4 | 1134,6 | 2222,1 | 3417,0 | 2639,5 | 486381,9 | Составлена на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 24.10.2021)
Таблица 2
Основные показатели стратегической устойчивости Новгородской области в сравнении с показателями по Российской ФедерацииПоказатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | В РФ за 2019 г. |
---|
Изменение численности населения (прирост в %) | -0,6 | -0,5 | -0,5 | -1,0 | -1,0 | -0,6 | -0,02 | Уровень занятости населения (%) | 66,1 | 66,6 | 66,3 | 58,3 | 58,3 | 57,7 | 59,4 | Среднедушевые денежные доходы населения (в мес., руб.) | 22964 | 25631 | 25285 | 25757 | 25292 | 26003 | 35241 | Валовой региональный продукт на душу населения (руб.) | 337279,4 | 379255,5 | 396336,2 | 414521,2 | 434229,5 | 337279,4 | 578740,0 | Инвестиции в основной капитал на душу населения (руб.) | 98892 | 112340 | 128222 | 116213 | 101974 | 74753 | 131631 | Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности предприятий (млн руб.) | 2004 | 45350 | 26164 | 24561 | 35927 | 37509 | 16632502 | Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн руб.) | 4835,8 | 6654,9 | 5681,9 | 7467,4 | 4076,9 | 2507,2 | 486381,9 | Составлена на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 24.10.2021)
Таблица 3
Сравнительный анализ проектов стратегий социально-экономического развития Псковской и Новгородской областиКритерий для сравнения | Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года (проект)7 | Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2025 года (проект)8 |
---|
Ключевые возможности развития | 1. Приграничное положение
2. Потенциал ПГУ как драйвера развития региона
3. Развитие агро- и экотуризма
4. Наращивание экспорта продукции высоких переделов
5. Развитие туристической инфраструктуры | 1. Выгодное географическое положение
2. Высокий потенциал туристического сектора
3. Высокий потенциал для развития экспортно-ориентированных отраслей
4. Возможности в удовлетворении потребностей инвесторов
5. Стабильный рынок труда, низкий уровень безработицы
6. Возможности развития сельскохозяйственной отрасли
7. Возрастающий спрос на комфортную экологическую среду проживания
8. Имидж региона с благоприятным инвестиционным климатом
9. Лесные ресурсы | Ключевые угрозы развития | 1. Убыль населения
2. Снижение уровня здоровья
3. Отток квалифицированных кадров в г. Москву и г. Санкт-Петербург
4. Превращение в «сырьевой придаток» (лес)
5. Поглощение Санкт-Петербургской агломерацией | 1. Недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры
2. Отсутствие предпосылок для развития инновационных отраслей, цифровой экономики
3. Высокая доля нетрудоспособного населения
4. Ограниченность бюджетных ресурсов
5. Неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия
6. Ограниченность локального рынка
7. Ветхое и аварийное жилье
8. Стагнация темпов роста инвестиций
9. Несбалансированное развитие территории | Преодоление негативных факторов | – Проведение активной демографической политики
– Опережающее развитие профессионального обучения в Псковской области
– Проведение эффективной бюджетной политики и наращивание доходов бюджета за счет федеральных межбюджетных трансфертов
– Улучшение социальной инфраструктуры
– Цифровизация государственного управления и отраслей социальной сферы
– Развитие сотрудничества с приграничными государствами | 4 взаимосвязанных проекта — векторы развития:
– «Регион-промышленный центр для экспорта»
– «Регион-университет»
– «Регион-центр национальной истории и идентичности»
– «Регион-экологический оазис, центр отдыха и оздоровления» | Миссия региона (главная стратегическая цель) | Псковская область — надежная опора промышленного роста и внедрения инноваций, место в европейской части России, в котором приятно жить и творить | Обеспечение достойного уровня жизни каждого жителя региона и достижение устойчивого экономического роста. | Стратегические цели (ориентиры) региона | - преодоление тенденций сокращения численности населения области за счет активной демографической и миграционной политики, рост уровня жизни и создание благоприятных условий для творческой самореализации ее жителей;
– обеспечение роста производительности труда в 2–2,2 раза (по отношению к уровню 2019 года);
– обеспечение роста располагаемых доходов на душу населения не менее чем в 2 раза (по отношению к уровню 2019 года);
– рост ВРП на душу населения в 4–4,5 раза (по отношению к уровню 2019 года);
– повышение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП не менее чем в 1,5–1,7 раза (по отношению к уровню 2019 года) | - вхождение в число лидеров среди российских регионов по уровню и качеству жизни населения;
– повышение производительности труда и поддержка занятости, раскрытие потенциала Новгородской области как территории, привлекательной для жизни и творчества, «экологического оазиса» национального масштаба;
– реализация мировых стандартов оказания услуг здравоохранения и образования, соответствующих потребностям населения и экономики;
– перелом демографической ситуации за счет увеличения рождаемости, снижения смертности, в первую очередь, в трудоспособном возрасте;
– опережающее развитие отраслей «умной» экономики и кратное увеличение экспорта;
– создание туристического бренда Новгородской области национального и международного значения;
– форсированное привлечение внебюджетных ресурсов для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в регионе, увеличение налогооблагаемой базы и роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет области;
– модернизация и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры; формирование нового механизма государственного управления | Приоритетные направления развития региона | – Развитие человеческого капитала
– Экономическое развитие
– Развитие научно-инновационной сферы
– Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности
– Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
– Пространственное развитие
– Развитие транспортной инфраструктуры
– Развитие энергетической инфраструктуры | – Демография
– Здравоохранение
– Образование
– Экономический рост
– Современный транспортный комплекс
– Продовольственная обеспеченность
– Культура
– Жилье и городская среда
– Экология и природные ресурсы
– Цифровая экономика
– Государственное управление
– Гражданское общество | Используемые современные управленческие технологии | – SWOT-анализ
– Сценарное прогнозирование (модель «счетов роста») | – Сценарный метод
– Управление проектами (межведомственное взаимодействие, «векторы развития») |
Таким образом, стратегии, в целом, соответствуют требованиям к структуре, содержат анализ основных секторов экономики, направлений кадрового, пространственного, инновационного развития. Однако в стратегиях достаточно скудно использованы современные управленческие технологии. В результате выявленные острые проблемы, такие как отток квалифицированных кадров, отставание и гораздо менее привлекательное положение регионов для населения и бизнеса по сравнению с Санкт-Петербургом и Москвой, не находят отражение в прорывных решениях. Предлагаемые меры предполагают постепенное развитие в условиях риска неблагоприятных сценариев, в то время как современный характер среды, который не удовлетворяет и не видны перспективы решения, требует активного ее изменения, с привлечением усилий заинтересованных сторон, с использованием возможностей цифровой экономики.
Выводы и рекомендации. Проведенный анализ социально-экономического положения, а также качества стратегий социально-экономического развития Псковской и Новгородской областей показал, что данные регионы отличает географическая близость к городам федерального значения — Санкт-Петербургу и Москве, что предопределяет постоянный отток молодежи, квалифицированных кадров, а также сравнительную непривлекательность данных регионов для бизнеса в сравнении с административными и деловыми центрами страны. Это выделено среди основных угроз в стратегиях регионов, данный фактор отмечался при проведении интервью с представителями комитетов Псковской области. Последствиями воздействия данного фактора для регионов является устойчиво невысокие значения демографических показателей (отток населения), показателей развития бизнеса (небольшое количество крупных предприятий, финансовый результат деятельности предприятий и др.), социальных показателей (качество жизни, уровень доходов населения), показателей развития рынка (платежеспособный спрос), инновационных показателей (мало предприятий, способных внедрять инновации) и многих других. При этом очевидно, что фактор географического положения является внешним, не подлежащим изменению, прямая конкуренция с близлежащими столичными регионами нецелесообразна, но без решения данной проблемы остальные меры, предусмотренные в рамках проектов стратегий, будут носить характер лишь точечных улучшений, при этом в целом оставляя регионы на устойчиво невысоком уровне социально-экономического развития.
С другой стороны, как отмечено в табл. 3, проекты стратегий слабо предусматривают использование современных управленческих технологий и практик, в том числе заимствованных из бизнеса. Современная практика государственного управления уже много лет базируется, в том числе, на заимствовании успешного опыта корпоративного управления (см., например, [9]), и одной из первых рекомендаций по совершенствованию стратегического управления повышением стратегической устойчивости депрессивных регионов России является включение современных методов управления, таких как форсайт, управление отношениями с заинтересованными сторонами (в том числе, испытывающими неблагоприятное воздействие внешней среды), цифровизация и цифровая трансформация процессов, бизнеса, отраслей, проектное и сетевое управление и многие другие. Кроме того, современные бизнес-стратегии и бизнес-модели в качестве альтернативы жесткой конкуренции с лидерами рынка делают акцент на поиске своего места в экосистеме бизнеса, обосновании и повышении ценности для участников рынка.
Для Псковской и Новгородской областей это также может рассматриваться как возможная альтернативная стратегия: вместо обреченной на провал конкуренции со столичными регионами, вместо стратегии аутсайдерства — включение в разрастающуюся бизнес-экосистему и обоснование своей ценности. Предприятиям, а также квалифицированным специалистам и молодежи в таком случае больше не будет необходимости физически располагаться в Санкт-Петербурге или Москве, они могут стать частью деловой среды, находясь в соседних регионах, используя развивающиеся технологические возможности цифровой экономики. С этой точки зрения пандемия коронавируса, безусловно, негативный фактор для развития отдельных отраслей и, в целом, экономики депрессивных регионов, может рассматриваться как возможность внешней среды, т.к. она дала импульс к цифровизации бизнеса, переходу на удаленный формат работы, организации многих форм делового взаимодействия в цифровом формате.
Ценность, которую могут предоставить Псковская и Новгородская области, может заключаться в имеющихся в регионах территориях и ресурсах, более выгодных условиях по арендной плате, а также по налогам и другим преференциям за счет развивающейся инфраструктуры поддержки предприятий (например, особая экономическая зона «Моглино» в Псковской области, испытывающая в настоящее время трудности с набором резидентов), благоприятной с экологической точки зрения среде проживания и работы, близость к другим регионам и странам. Можно продумать и другие направления повышения ценности.
Однако для успешной реализации указанной стратегии необходима реализация взаимосвязанного комплекса стратегических направлений развития Псковской и Новгородской областей. Во-первых, необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Несмотря на существенное смещение в последние годы бизнес-процессов в онлайн формат, для функционирования целого ряда аспектов бизнеса и выполнения работы необходимо очное присутствие, поэтому, чтобы стать частью бизнес-экосистемы, нужна транспортная доступность. Частично эта проблема уже решена за счет скоростной автомобильной трассы М11, которая позволяет добраться из Великого Новгорода в Санкт-Петербург менее чем за 2 часа (с учетом городских пробок это иногда ненамного превосходит временные затраты на перемещение из одного конца города в другой), а также за счет пассажирских поездов «Ласточка» из Великого Новгорода в Санкт-Петербург. Тем не менее, необходимо продолжать совершенствовать транспортную доступность региона. Для Псковской области более актуальна проблема развития транспортной системы, тем более что эта отрасль выделена в стратегии в числе приоритетных, поскольку позволяет, в том числе, использовать преимущество приграничного положения.
Во-вторых, системообразующим направлением в рамках данной стратегии для Псковской и Новгородской областей является развитие цифровой экономики и повышение доступности интернета. Данный аспект отмечается в обеих стратегиях как слабая сторона, и она в настоящее время не позволяет в полной мере реализовать возможность стать частью бизнес-экосистемы. Неравномерная плотность населения регионов, сосредоточение населения в городских центрах приводит к неравномерному покрытию сетью Интернет, и эту ситуацию необходимо развивать в рамках данной стратегии. Кроме того, развитие цифровых технологий может стать важным направлением для преодоления угрозы пандемии, а также для развития приоритетных отраслей регионов, к числу которых, в частности, относится туризм. К примеру, технологии виртуальной и дополненной реальности не только открывают новые возможности функционирования бизнеса и использования сильных сторон в виде культурно-исторического наследия, но и обеспечивают устойчивость отрасли, в том числе в неблагоприятные периоды (пандемия, сезонность).
В-третьих, важным условием реализации указанной стратегии является формирование и развитие сетевых структур, которые представляют собой добровольные объединения на взаимовыгодной основе участников сети для решения краткосрочных задач или постоянного функционирования. Это важный элемент включения компаний регионов в бизнес-экосистему. Стратегической задачей государства может стать информирование, стимулирование, создание благоприятных условий. При этом необходимо отметить, что в данном направлении важным является инициативность со стороны бизнеса и представителей профессиональных сообществ и других заинтересованных сторон. Рассматриваемая стратегия депрессивных регионов связана с необходимостью изменения неблагоприятной внешней среды, поэтому необходимо вовлечение различных участников в реализацию данной стратегии.
В связи с этим также представляется важным четвертое направление — активная маркетинговая стратегия (возможно, PR-стратегия). Необходимо понимание преимуществ и перспектив изменения бизнес-модели участниками рынка, а выборочное исследование, проведенное в Псковской области, показало, в частности, неполную осведомленность и использование предприятиями региона современных управленческих технологий.
Таким образом, возможными ключевыми стратегическими направлениями развития Псковской и Новгородской областей, направленными на поиск источников прорыва и выхода из устойчивого депрессивного состояния социально-экономической системы являются:
1. Использование современных управленческих технологий и практики корпоративного управления при разработке и реализации стратегии повышения стратегической устойчивости депрессивных регионов, включая форсайт, управление отношениями с заинтересованными сторонами, проектное и сетевое управление и другие.
2. Формирование модели, предполагающей включение регионов в бизнес-экосистему, а также разработка стратегических направлений, способствующих реализации данной модели.
3. Развитие транспортной инфраструктуры, повышающей доступность регионов и позволяющей использовать возможности их географического положения.
4. Развитие цифровой инфраструктуры, включающей охват сетью Интернет, использование цифровых технологий в бизнесе, повышающих инновационность предприятий и их устойчивость к неблагоприятной внешней среде.
5. Формирование и развитие сетевых структур управления для вовлечения компаний в межрегиональные бизнес-экосистемы.
6. Маркетинговая, информационная поддержка, повышение заинтересованности участников бизнес-экосистемы, консультационная, юридическая, технологическая и иные формы поддержки.
Это, безусловно, не исчерпывающий перечень стратегических направлений. В рамках дальнейших исследований целесообразно выявление иных важных направлений развития депрессивных регионов России, а также конкретизация и проработка указанных направлений, что может быть реализовано, в том числе, с участием потенциальных заинтересованных сторон. В отличие от существующих стратегий, это позволит выявить, разработать и реализовать направления стратегического прорыва депрессивных регионов России. |
| |
|
|