Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Леснов О. В.
Зам. начальника Департамента экономики и отраслевых программ
Постоянного Комитета Союзного государства


Сотрудничество регионов России и Беларуси: кооперационные проекты, перспективы
В статье отмечается, что в непростой период пандемии в российско-белорусском торгово-экономическом сотрудничестве все отчетливее проявляется высокая зависимость предприятий от их партнерских отношений с коллегами. Указано, что российские машиностроительные компании традиционно задействованы в кооперационных цепочках с белорусскими. При этом наши страны участвуют в нескольких интеграционных объединениях на пространстве бывшего СССР, наиболее продвинутым из которых является Союзное государство
Ключевые слова: Россия, Беларусь, Союзное государство, права граждан, промышленная кооперация, региональные связи
УДК 330   Стр: 160 - 161

2 апреля 1996 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин заключили Договор о Сообществе Беларуси и России. Одна из статей данного документа гласила: «Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.» Через год — 2 апреля 1997 года подписывается Договор о Союзе Беларуси и России, а 25 декабря 1998 года — Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года подписываются Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по его реализации. За первых три года Россия и Беларусь прошли большой путь по принятию фундаментальных документов, положивших начало интеграции.
В рамках подписанных документов развивалось и взаимодействие регионов двух стран, на региональном уровне подписывались соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, расширении научных и культурных связей. В настоящее время все 7 регионов Беларуси активно сотрудничают со своими коллегами из России по вопросам торговли, культурных связей, здравоохранения, науки и образования. Социальная сфера, помимо экономики, важнейшая составляющая этого общения.
В Союзном государстве обеспечена:
– свобода передвижения и выбора места жительства, признание документов на трудоустройство (без необходимости их легализации);
– равные условия приема на работу, режима труда и отдыха, охраны и условий труда, оплаты труда;
– возможность поступления для белорусов и россиян в средние и высшие учебные заведения на общих условиях;
– взаимное признание документов об образовании, включая медицинское;
– назначение и выплата пенсий, выплата социальных пособий;
– оказание медицинской помощи, единые подходы к обороту лекарственных средств и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Равные социальные права реализуются на уровне регионов, особенно это характерно для приграничных областей России и Беларуси, где идет миграция населения, связанная с перетоком не только граждан, но и целых компаний. Например, в Смоленской области белорусскими грузоперевозчиками зарегистрировано значительное количество предприятий, которые успешно конкурируют с российскими, как в плане оперативности доставки грузов, так и в плане ценообразования.
По итогам 2020 года основными торгово-экономическими партнерами Республики Беларусь на межрегиональном уровне являлись: Московская область, Смоленская область, г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область.
Ведущее место в поставках из Беларуси в Россию занимают продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, продукция машиностроения и химической промышленности.
В поставках из России превалируют продукция ТЭК, продовольственные товары, машины, оборудование и транспортные средства.
Многие виды экспортной продукции, производимые в Беларуси, предназначены почти исключительно для российского рынка. Прежде всего, это продукция машиностроения и продовольствие. В последние годы в Россию направлялось до 90% белорусского экспорта молочной продукции, около
65–75% — машин и оборудования, 60–70% — транспортных средств.
Основные торговые партнеры крупнейших белорусских предприятий — БелАЗа, МАЗа, МТЗ, Гомсельмаша — также находятся на территории Российской Федерации. Причем это партнеры как закупающие технику, так и поставляющие комплектующие для конечной продукции. Например, Минский тракторный завод имеет кооперационные связи со 157 предприятиями России, поставляющими ему сырье, материалы и комплектующие. Доля колесных тракторов «БЕЛАРУС» на рынке России составляет более 70%, а в сегменте от 80 л.с. до 100 л.с. — более 95%. С 2017 по 2020 годы завод поставил в Россию порядка 67 тысяч тракторов для сельского и лесного хозяйства. Предприятие тесно сотрудничает с многочисленными российскими сборочными производствами. В Вологодской области на мощностях ОАО Череповецкий литейно-механический завод в кооперации с минчанами в 2009 году произведен первый трактор марки «Беларус» лицензионного (российского) производства. За все время работы ОАО «ЧЛМЗ» удалось собрать более шести тысяч таких тракторов. Есть совместные производства на территории Республики Татарстан.
В Брянской области успешно действуют российско-белорусские машиностроительные предприятия АО «Брянсксельмаш» и ООО «Амкодор — Брянск», выпускающие сельскохозяйственную и специальную дорожную и строительную технику. Продукция, производимая в Брянске, широко представлена в российских регионах.
Здесь целесообразно отметить и проблемы, которые присутствуют при работе белорусских сборочных производств. Зачастую такие предприятия в связи с недостаточностью уровня локализации не подпадают под весь спектр субсидий, предусмотренных российским законодательством для машиностроителей. Один из вариантов решения — долгосрочное планирование совместной работы, повышение уровня локализации производства, выпуск современной конкурентоспособной на зарубежных рынках продукции.
Таким путем пошло ООО «Амкодор-Онего», заключившее специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом России. На заводе планируется собирать серийные харвестеры и форвардеры среднего и тяжелого классов, объем производимой техники — 1 тыс. единиц в год. После выхода предприятия на запланированные мощности будет создано 500 новых рабочих мест, в том числе 40 в конструкторском бюро. В проект до 2024 года предполагается инвестировать около 280 млн долларов. Правительство Республики Карелия предоставит ряд мер поддержки при его реализации.
Еще один флагман белорусской промышленности — МАЗ. Автомобиль наполовину, а по многим моделям и более — российский. Сотрудничество с российскими предприятиями далеко не ограничено простой закупкой сырья, металлопроката и материалов. В подавляющем большинстве это технически сложный продукт, разработанный под МАЗ или совместно с МАЗом. Это двигатели, коробки передач, системы очистки выхлопных газов, электроника и многое другое.
Автобусы МАЗ серийно закупаются для нужд общественного транспорта в Калининграде, Санкт-Петербурге, Брянске, Перми, Челябинске и других крупных российских городах. В 2019 году для автопарка г. Челябинск МАЗ первым среди производителей поставил автобусы, работающие на сжиженном природном газе. На городских улицах появилось 33 современные машины. Заводы холдинга поставляют комплектующие на конвейеры российских предприятий (КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ).
Продукция одного из крупнейших в мире заводов по производству тяжелой карьерной техники БелАЗ комплектуется ярославскими двигателями, питерской электромеханической трансмиссией и новосибирскими тяговыми электродвигателями и электрогенераторами. Группа НЛМК — поставщик металлопроката для большегрузных самосвалов БелАЗ. Продукция ОАО «БЕЛАЗ» с использованием общих механизмов поддержки экспорта успешно поставляется на зарубежные рынки. В марте 2020 г. ВЭБ.РФ профинансировал поставку карьерных самосвалов в Узбекистан. Одобренный объем финансирования составил 59 млн долларов США.
Остановимся на перспективных направлениях кооперации. 2 апреля 2020 г. Постоянный Комитет Союзного государства проводил научно–практическую конференцию, на которой присутствовали как представители органов власти, так и руководители крупных промышленных предприятий. О чем говорили специалисты, определяющие будущее кооперационных связей? Так, председатель Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил: «Кооперация — это хорошо и, безусловно, это вопросы, в основном решаемые самими предприятиями, они сами выбирают, где им выгодно покупать те или иные комплектующие или изделия. А вот как сделать, чтобы наша продукция была конкурентна, потому что конкурентный рынок у нас достаточно серьезно развит. Как сделать так, чтобы использовались передовые технологии. Мне кажется, что это задача Союзного государства».
В качестве перспективных направлений развития кооперационных связей участниками конференции были отмечены сельхозмашиностроение, приборостроение, нефтехимическое машиностроение. Именно здесь имеются возможности для совместной взаимовыгодной работы.
Еще одно многообещающее на региональном уровне направление сотрудничества — реализация программ Союзного государства. В Союзном государстве создан и широко используется прекрасный механизм развития российско-белорусского научно — технического потенциала. Союзные программы в настоящее время решают вопросы медицины, исследований генома, сотрудничества в космосе, развития современных технологий в сельском хозяйстве, промышленности и других сферах. В качестве исполнителей по программам, и в России, и в Беларуси активно выступают региональные предприятия и институты Москвы, Воронежа, Санкт-Петербурга, Обнинска.
Важнейшим интеграционным инструментом в рамках российско-белорусского сотрудничества на региональном уровне выступает ежегодный форум регионов. Мероприятие проводится Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь под патронажем президентов двух стран. На встрече президентов в феврале 2020 г. было подчеркнуто, что «Главное — это совместная работа и кооперация в реальном секторе экономики. ...тот уровень взаимодействия, стратегического партнерства, союзничества — он подтверждается. Россия остаётся самым крупным торгово-экономическим партнёром Белоруссии — около 50 процентов. Мы самый крупный инвестор...» (В. Путин). Это подтвердил А.Г. Лукашенко: «...примерно из 70 миллиардов долларов ВВП Беларуси,... минимум наполовину в торговом обороте завязаны на Россию. Мы четвёртые в Российской Федерации по торговому обороту».
Союзное государство — успешный флагманский проект интеграции, происходящие процессы в котором экстраполированы на ЕАЭС. Сегодня Россия и Беларусь на двустороннем треке обкатывают многие формы сотрудничества, которые в дальнейшем будут применяться в Евразийском союзе.


Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2021.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия