Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
АГРОЭКОНОМИКА
Данилова Л. И.
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук


Совершенствование механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей на региональном уровне в Республике Саха (Якутия)
В статье на примере разведения крупного рогатого скота рассмотрены механизмы государственной поддержки различных форм хозяйств на региональном уровне. Обосновано, что в Республике Саха (Якутия) меры благоприятствования должны быть направлены, во-первых, на повышение уровня самообеспеченности продовольственными товарами, во-вторых, на стимулирование товарного производства для обеспечения конкурентоспособности организованных хозяйств на внутреннем рынке и в перспективе на внешних рынках, в-третьих, на решение проблем занятости, доходов жителей отдаленных и труднодоступных территорий
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), экстремальная агроэкономика, государственная поддержка, механизмы стимулирования, товарное производство, личное подсобное хозяйство
УДК 332.146; ББК 65.325.2   Стр: 198 - 200

В Республике Саха (Якутия) в силу объективных причин, обусловленных особенностями экстремальной агроэкономики, повышение уровня жизни сельского населения в значительной степени зависит от механизмов государственной поддержки сельхозпроизводителей, в том числе личных подсобных хозяйств.
Несмотря на развитие в регионе недропользования, усиление диверсификации экономики, животноводство остается одним из основных видов экономической деятельности. Традиционно производство молока является отраслью специализации большинства районов республики. В то же время природно-климатические условия Крайнего Севера предопределяют высокую издержкоемкость продукции и многочисленные риски, связанные с ведением хозяйства на вечной мерзлоте. Несмотря на это, разведение крупного рогатого скота была и будет одним из главных форм занятости и основным источником доходов жителей большинства из 582 сельских населенных пунктов, рассредоточенных на огромной территории.
Также отличительной региональной особенностью отрасли в Якутии является то, что в результате кардинальных реформ 90-х годов прошлого века основными производителями сельхозпродукции стали и до сих пор остаются небольшие по масштабам своей деятельности организованные и личные подсобные хозяйства. Общеизвестно, что конкурентоспособность таких хозяйств изначально невысокая.
В настоящее время пандемия еще раз подтвердила актуальность укрепления продовольственной безопасности страны, что предусматривает рост уровня самообеспеченности продуктами питания. В качестве стратегического приоритета в регионе обозначено до 2024 года повышение уровня самообеспеченности населения в молоке до 61% [1], [2].
Достижение этой цели с учетом региональных особенностей, приведенных выше, возможно при дальнейшей государственной поддержке производства молока. Следует отметить то, что в Якутии, начиная с самых первых лет перехода к рыночным отношениям, реализуются меры поддержки сельхозпроизводителей. Механизмы государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне постоянно корректируются. При этом за последние годы в производстве молока акцент делается на стимулирование товарного производства, рост численности организованных хозяйств [2].
В регионе, начиная с 2017 года, наблюдается тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота на конец года (табл. 1). Также имеет место низкий уровень товарной продукции.

Таблица 1
Поголовье крупного рогатого скота и производство молока в хозяйствах всех категорий Республики Саха (Якутия) за 2015–2020 гг.
ГодыПоголовье крупного
рогатого скота
(на конец года),
тыс. голов
Удельный вес
коров в поголовье
крупного рогатого скота, %
Производство молока,
тыс. тонн
всегов том числе коров
2016186,674,640,0164,6
2017188,174,239,5166,4
2018183,570,338,3166,1
2019183,370,738,6161,7
2020180,972,139,9162,3
Источник: таблица составлена автором на основе данных официальной статистики [4].

В то же время на конец 2020 г. численность коров увеличилась по сравнению с предшествующими двумя годами. При этом производство молока по сравнению с 2019 г. возросло, хотя и не достигло объемов других годов. Следует отметить, что одним из основных факторов, повлиявших на колебания поголовья и объемов производства, является неблагоприятные погодные условия для заготовки кормов, сезон которой является коротким на Севере. За ряд лет некоторые крупные сельскохозяйственные районы подвержены засухе, другие — обильным осадкам. Также создавали проблемы в заготовке сена нашествие саранчовых вредителей, лесные пожары. Так, по республике объем кормов для крупного рогатого скота составил в 2016 году — 833,8 тыс. тонн, 2016 — 839,8 тыс. тонн, 2017 — 844,7 тыс. тонн, 2018 — 837,6 тыс. тонн, в 2019 году — 819,8 тыс. тонн. Если на одну условную голову крупного рогатого скота приходилось в 2016 году — 24,12 ц, то в 2019 году — 23,86 ц кормовых единиц [5].
В то же время на объемы производства молока всегда влияло финансирование заготовки молока. На поддержку скотоводства, то есть на заготовку молока из государственного бюджета республики направлено в 2017 году — 2533,1 млн руб., 2018 году — 2721,1 млн руб., 2019 году — 2830,0 млн руб., 2020 году — 2800 млн руб. [5]. Видно, что в зависимости от доходов регионального бюджета объемы финансирования корректировали в сторону увеличения или снижения.
С 2021 года введен новый механизм государственной поддержки, предусматривающий стимулирование производства молока и сохранения поголовья крупного рогатого скота. В связи с этим поддержка скотоводства возросла до 4115 млн руб., то есть в 1,5 раза. Субсидии на сдачу молока для сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей и фермеров повысились с 35 руб. до 50 руб. за один литр молока. Тем самым заготовительная цена с учетом ставки заготовительной организации определена в размере 60 руб. за один литр. По 35 тыс. руб. на 1 голову коровы стали получать личные подсобные хозяйства. Эти хозяйства также могут сдавать молоко по договорной цене с заготовительной организацией — по ставке не менее 10 руб. за литр. С другой стороны, личным подсобным хозяйствам дали возможность зарегистрироваться как крестьянско-фермерское хозяйство, объединяться в кооперативы и получать не менее 60 руб. за сдачу одного литра молока [3].
Тем самым новый механизм направлен на увеличение количества организованных хозяйств, должен способствовать развитию предпринимательства на селе и за счет этого развитию регионального рынка. Мотивация личных подсобных хозяйств нацелена на повышение уровня самообеспечения населения.
В то же время на 2021 год были снижены планы заготовки молока в натуральных единицах измерения. На наш взгляд, в год апробации нового механизма эта мера была предусмотрена для определения потенциала увеличения объема товарной продукции в республике. В результате ожидается повышение рентабельности относительно крупных сельскохозяйственных производственных, потребительских кооперативов за счет мотивации в увеличении товарной продукции.
На основе данных официальной статистики видно, что на конец сентября 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017–2019 гг. удалось увеличить численность коров при заметном снижении объемов производства молока (табл. 2).

Таблица 2
Поголовье крупного рогатого скота и производство молока в хозяйствах всех категорий Республики Саха (Якутия) за сентябрь месяц 2015–2021 гг.
ГодыПоголовье крупного рогатого скота
(на конец месяца), тыс. голов
Производство молока,
тыс. тонн
всегов том числе коров
2016241,179,621,3
2017243,480,021,3
2018240,877,923,3
2019237,175,521,7
2020239,475,920,2
2021238,279,318,6
Источник: таблица составлена автором на основе данных официальной статистики [4].

Таким образом, введенный в 2021 г. механизм стимулирования обусловил рост поголовья коров, что не повлияло на состояние общего поголовья крупного рогатого скота. С учетом того, что летний сезон 2021 г. был аномальным из-за природных катаклизмов, сельхозпроизводители крупных сельскохозяйственных районов Центральной экономической зоны республики вынуждены были закупать корма для зимовки скота в других районах и за пределами республики, что увеличило их затраты на содержание поголовья. Это стало основной причиной снижения поголовья крупного рогатого скота в целом.
Высокие удои молока в летние месяцы обуславливают значительную сезонную дифференциацию производства молока в регионе. Из табл. 3 видно, что объемы производства молока за июнь, июль, август и сентябрь 2021 г. снизились по сравнению с аналогичными периодами предшествующего года.

Таблица 3
Производство молока в хозяйствах всех категорий Республики Саха (Якутия) за период июнь-сентябрь 2015–2021 гг., тыс. тонн
ГодыИюньИюльАвгустСентябрь
201621,627,026,021,3
201722,926,426,721,3
201820,928,127,923,3
201920,527,926,521,7
202021,227,325,320,2
202120,626,524,818,6
Источник: таблица составлена автором на основе данных официальной статистики [4].

Изменения значений показателей подтверждают тот факт, что поголовье крупного рогатого скота и объемы производства молока в республике прямо зависят от механизмов государственной поддержки, а также то, что значительная часть поголовья содержится в личных подсобных хозяйствах населения.
Уровень обеспеченности региона в молоке также колеблется из года в год (табл. 4).

Таблица 4
Уровень самообеспеченности молоком по Российской Федерации, Республике Саха (Якутия) за 2016–2020 гг., %
Территория20162017201820192020
Российская Федерация80,782,383,983,984,0
Республика Саха (Якутия)58,158,758,656,757,6
Источник: таблица составлена автором на основе данных официальной статистики [3, 4].

В 2019 г. уровень самообеспеченности молоком по региону составил 57,6%, что на 3,4% ниже значения целевого ориентира. По сравнению с уровнем самообеспеченности по стране, рынок молока Якутии сильно зависит от ввоза продукции.
Потребление молока и молочных продуктов из года в год растет. Так, личное потребление без учета производственного потребления составило в 2017 г. — 267,4 тыс. тонн, в 2018 г. — 268,1 тыс. тонн, в 2017 г. — 269,5 тыс. тонн. Таким образом, есть основания для динамичного развития товарного производства в республике.
Безусловно, развитие скотоводства предполагает повышение эффективности производства и переработки продукции, что в условиях экстремальной агроэкономики возможно достигнуть через предоставление государственных преференций. При этом важно, что государственная поддержка не должна сокращаться, а объемы производства товарной продукции должны расти. В то же время возможности государственного бюджета региона зависят от многих внешних и внутренних факторов, в частности бюджет Республики Саха (Якутия) в значительной мере — от конъюнктуры мирового рынка алмазов, что влияет на индикаторы региональных программ и планов.
По мнению ученых Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, сельскому хозяйству республики в целом присущ суженный тип воспроизводства, когда наблюдается инерционное развитие сельскохозяйственных организаций с постепенным уменьшением капитала, когда стоимость воспроизведенного продукта не возмещает стоимости израсходованных основных и оборотных средств и не удается поддерживать рабочую силу в надлежащем состоянии. Важно осуществлять государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей с суженным типом воспроизводства, если она направлена на увеличение объемов производства и финансовое оздоровление предприятий [6].
В Республике Саха (Якутия) меры государственного благоприятствования должны быть направлены, во-первых, на повышение уровня самообеспеченности продовольственными товарами, во- вторых, на стимулирование товарного производства для обеспечения конкурентоспособности организованных хозяйств на внутреннем рынке и в перспективе на внешних рынках, в-третьих, на решение проблем занятости, доходов жителей отдаленных и труднодоступных территорий.
Дальнейшее совершенствование механизмов поддержки развития животноводства в республике должно привести к росту конкурентоспособной товарной продукции. Очевидно, что в условиях Крайнего Севера кооперация личных подсобных хозяйств усилит потенциал сельской экономики. В то же время роль личных подсобных хозяйств в сельском хозяйстве региона должна сохраниться для поддержания жизнеспособности отдаленных и труднодоступных территорий. Поэтому дифференцированный подход к предоставлению преференций всем категориям хозяйств позволит реализовать региональные механизмы стимулирования более результативно, обеспечить адресность и равнодоступность мер поддержки.
Внедрение нововведений в соответствии с вызовами времени будет способствовать развитию отрасли. В настоящее время во всем мире, в том числе и в нашей стране возрос спрос на безопасные, экологически чистые продукты питания. При этом даже спрос, например, в Якутии преобладает над предложением. Ведение органического сельского хозяйства, конечно, требует больших капиталовложений, но позволит вывести производство сельскохозяйственной продукции на качественно новый уровень. Особенности региональной экономики могут обусловить, наоборот, конкурентные преимущества, тогда как традиционно их воспринимаем как факторы роста себестоимости продукции. Для этого целесообразно меры государственной поддержки реализовать в соответствии с мировыми трендами в условиях глобализации.


Список использованных источников:
1. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2018 года № 232 «О стратегических направлениях развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400201812130001. Дата обращения 10.12.2021.
2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10.12.2019 года № 873 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020–2024 годы» https://docs.cntd.ru/document/561716494. Дата обращения 10.12.2021.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 02.12.2020 года 2282–3 № 475-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202012180012. Дата обращения 10.12.2021.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gks.ru/ Дата обращения 10.12.2021.
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.sakga.gks.ru/ Дата обращения 10.12.2021.
6. Государственная поддержка воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) / Г.И. Даянова, И.К. Егорова, Л.Д. Протопопова, Н.Н. НикитинаА, А.Н. Крылова // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. — 2020. — № 4. — С. 141–150.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия