Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Скобельцына А. С.
директор Русско-индийского информационного центра (г. Санкт-Петербург),
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат культурологии


Трансформации международного туризма в современном мире в условиях пандемии
(на примере туристских связей России и Индии)
В статье показаны проблемы и перспективы развития въездного туризма из Индии в Россию в условиях пандемии COVID-19 и после нее. Выделены особенности и трансформации современного индийского туризма в сравнении с общемировыми тенденциями. Приведены данные опросов 2020 и 2021 гг. индийских турагентов об их планах на поездку в Россию
Ключевые слова: программа «India Friendly», международный туризм, Индия, пандемия COVID-19
ББК 75.8   Стр: 223 - 225

Российско-индийские связи в области туризма имеют большие перспективы. Традиционно Индия — популярная среди россиян страна для экскурсионного и пляжного туризма. Однако и Россия может стать популярным направлением для зарубежных поездок индийцев. За период 2016–2019 гг., в «золотой век» массового туризма, турпоток из Индии в Россию вырос почти в два раза и достиг цифры около 91 тыс. въездов в год. Это хорошее достижение, хотя и не сравнимое с количеством въездов в Россию из других стран Юго-восточной Азии, например, из Китая (в 2019 году въехало 1883 тыс. чел.), Кореи (в 2019 году въехало в Россию 431 тыс. чел.). Если бы не пандемия, к 2030 году количество зарубежных поездок индийцев могло бы достичь 50 млн в год. Таким образом, у Индии большой потенциал в сфере выездного туризма, и часть этого турпотока можно и нужно привлечь в Россию [4, 5].
До пандемии на путешествия и туризм приходилось 1 из 4 всех новых рабочих мест, созданных в мире, 10,6% всех рабочих мест (334 миллиона) и 10,4% мирового ВВП (9,2 триллиона долларов США). Расходы международных туристов в 2019 году составили 1,7 трлн долларов США (6,8% от общего объема экспорта, 27,4% от мирового экспорта услуг).
В 2020 году было потеряно 62 млн рабочих мест в индустрии туризма и гостеприимства, что составило падение на 18,5%. Вклад в ВВП снизился на 49,1%. Расходы внутренних туристов сократились на 45%, расходы международных туристов сократились на 69,4% (по данным WTTC- Всемирного совета по путешествиям и туризму // https://wttc.org/Research/Economic-Impact).
Ситуация, которая возникла в связи с пандемией COVID-19, остановила туризм во всем мире. С момента начала пандемии прошло два года, мировой туризм постепенно оживает, но пока очень медленно и в других формах, а также с другими запросами со стороны потребителей туристских услуг.
Трансформации туристских предпочтений (общемировые тенденции согласно отчетам ЮНВТО) заключаются в основном в следующем:
– предпочтение внутренних поездок;
– предпочтение иных видов туризма: пляжный, сельский, виртуальный ...;
– возрастание продолжительности поездок: от 3–5 дней к 8–9 дням — больше ночей в одном месте и меньше расходов на транспорт;
– сокращение массового группового туризма в пользу поездок в небольших компаниях друзей или родственников;
– более тщательное планирование поездок, выяснение всех обстоятельств безопасности;
– предпочтение туров с гибкой датой или возможностью перемены условий бронирования без штрафных санкций;
– деловой туризм будет постепенно восстанавливаться, первоначально в виде внутренних поездок, но медленнее, чем другие виды туризма, так люди привыкли многие вопросы решать в режиме онлайн;
– локдаун привел к улучшению качества окружающей среды, и мировая общественность хотела бы сохранить это состояние природы, на этом фоне возникли движения к устойчивому и экологическому туризму;
– поставщики туристских услуг стараются обеспечить безопасность на протяжении всего путешествия, а потребители хотят гарантий безопасности;
– пандемия стала мощным мотиватором для внедрения информационных технологий на всех этапах туристского путешествия — от момента первичного поиска, бронирования и на всех этапах поездки.
Посмотрим, как именно трансформировался индийский туризм.
В докризисном 2019 году Индию посетило около 11 млн иностранных туристов. Среди основных стран-поставщиков туристов — Бангладеш, США, Великобритания, Австралия и Малайзия. По данным статистики Погранслужбы ФСБ РФ в 2019 году в Индию въехало 202,6 тыс. россиян, из них свыше 130 тыс. побывали там с целью туризма.
Сейчас (по данным «Times of India», лето 2021 г.), турбизнес страны задействован на уровне «ниже среднего». Общая загрузка объектов размещения составляет около 50%. Отели в местах отдыха (штаты Гоа, Раджастан и Керала) заполняются на 65–70% только благодаря активным путешествиям индийского населения. Городские отели страны загружены на 30–35%, так как деловой и конгрессно-выставочный туризм еще не восстановился из-за того, что у компаний нет лишних денег на корпоративные мероприятия.
С января 2021 года возобновилось прямое авиасообщение России с Индией. Рейсы пока выполняются дважды в неделю по маршруту Москва — Дели.
Предпочтения индийских туристов также заметно изменились. Первый фактор, который этому способствовал — рост стоимости международных поездок. Сейчас поездку в Россию могут себе позволить только люди с доходом выше среднего, тогда как до пандемии Россия рассматривалась как направление для массового туризма среднего класса. Подорожание коснулось как индийцев, так и россиян, желающих отдохнуть в Индии. Авиабилет Москва-Дели сейчас стоит примерно в 2 раза дороже, чем в 2019 году. Поэтому, если раньше самым массовым турпродуктом был недельный тур в Россию, то сейчас индийцы готовы оплатить более продолжительную по времени поездку. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга (стандартная поездка в Россию на 7 дней включала именно эти два города) многие хотят посетить какой-нибудь третий регион, например Мурманск, Казань, Сочи или города «Золотого кольца». Это более обеспеченные клиенты, которые в принципе могут сейчас позволить себе зарубежную поездку. И их гораздо меньше, т.е. в разы меньше запросов и подтвержденных бронирований.
Также, как и туристы из других стран, индийцы сейчас предпочитают путешествовать в небольшой группе друзей или родственников. Для них это было характерно и раньше, так как связано, в частности, с кастовой системой Индии, которая хоть официально и отменена, но неофициально все понимают, кто из какого «круга», и предпочитают общаться «в своем кругу».
Протоколы безопасности волнуют индийцев в меньшей степени, так как они, конечно, боятся вируса, но верят в прививку. Вакцинирование населения Индии идет медленнее, чем, например, в Европе, но отправляются в путешествие только те, кто или переболел и имеет антитела, или вакцинировался. Сейчас, с введением обязательных QR-кодов, путешествовать за границу смогут только вакцинированные. При зарубежных поездках индийцы должны сдать тест ПЦР перед началом тура, разместить его результаты на сайте https://www.newdelhiairport.in/airsuvidha/apho-registration (индийский аналог Госуслуг), предъявить результат при посадке в самолет. То же самое нужно сделать при возвращении — пройти еще один тест ПЦР перед посадкой на обратный рейс.
В связи с тем, что современный туризм еще далек от устойчивого развития из-за волнообразного процесса антиковидных ограничений, индийцы, как и большинство других туристов, скорее предпочтут билеты с «открытой датой» на самолет или ваучер на проживание в отеле с возможностью внесения изменений в даты поездки, хотя бы и за более дорогую цену. Но, надо сказать, что индийские туристы и раньше часто меняли свои планы. Сейчас эта особенность индийцев усугубилась, так как неустойчивыми стали внешние факторы.
Что касается других трансформаций, то, как уже было отмечено, деловой туризм в Индии еще далек от восстановления, а экологические проблемы также пока мало волнуют индийцев. Индия считается одной из самых загрязненных стран мира, но правительство этой страны уже начало предпринимать шаги по борьбе с мусором. Однако, экологическое сознание и поведение сообщества формируются, к сожалению, не за пару лет.
В целом можно отметить, что проблема развития туризма из Индии в Россию не потеряла своей актуальности. Развитие этого направления может принести хорошую прибыль предприятиям туристской отрасли. К факторам, положительно влияющим на эти процессы, относятся:
– положительный имидж России в Индии;
– курс валют, благоприятный для индийцев, низкая стоимость туров в сравнении с турами в Европу;
– дальнейшее продвижение среди индийского турбизнеса программы «India Friendly», которая стартовала в России в 2016 году;
– рекламные туры в Россию для туроператоров и прессы Индии;
– периодические онлайн-выставки, позволяющие налаживать связи российских и индийских турфирм, презентации туристских объектов российских регионов, публикации в индийских СМИ о туристском потенциале России.
Негативно сказывается на развитии туризма из Индии в Россию следующее:
– конечно, в первую очередь, это пандемия COVID-19, пятую волну которой мы переживаем сейчас, и конца этому пока не видно;
– процедура получения визы в Россию всегда была сложной, стоимость визы высокой, а сейчас виза стала еще дороже;
– в период до пандемии было мало удобных транспортных маршрутов между двумя странами, сейчас же их стало еще меньше;
– плохое знание индийцами достопримечательностей регионов России пока сохраняется, хотя ведется работа в данном направлении;
– в России плохо обстоит дело с индийской кухней, ведь индийские туристы предпочитают ее всем другим. Сейчас же ситуация усугубилась из-за смены персонала ресторанов при отелях (уволились те, кто в 2019 году и ранее прошел обучение по программе «Индийская кухня» в рамках программы «India Friendly»);
– существенным препятствием является большое число антиковидных ограничений в России, волнообразное их введение и региональные различия в их исполнении.
Но, несмотря ни на что, хочется позитивно смотреть в будущее. Алексей Венгин, генеральный директор медиахолдинга «Profi.Travel», так охарактеризовал итоги онлайн-выставки «RED 2020 for Indian Market» (ноябрь 2020 г.), целью которой была презентация туристских ресурсов регионов России:
– для участия в выставке зарегистрировалось 1900 пользователей, во время выставки ими было задано более 1000 вопросов спикерам;
– по итогам выставки в рамках нетворкинга (networking) с помощью специалистов Profi.Travel была организована 31 онлайн-встреча, 24 участника выразили готовность подписать соглашение по сотрудничеству уже в первую неделю после выставки. Кстати, одна из договоренностей — о съемках болливудского фильма;
– на выставке было представлено 49 экспонентов из 8 регионов России — это Санкт-Петербург, Камчатка, Мурманская, Самарская, Тульская, Владимирская и Амурская области, Краснодарский край.
– почти все участники мероприятия со стороны туриндустрии Индии планируют сотрудничество с Россией после открытия границ, хотя до участия в онлайн-выставке только 42% регулярно отправляли туристов в Россию (по данным опросов индийских турагентов, 2020 г.) [2].
В ноябре 2021 года состоялось два крупных маркетинговых мероприятия, направленных на привлечение в Россию индийских туристов — онлайн выставки «Russian Travel Hub» и «RED 2021 for Indian Market» [1]. «Russian Travel Hub» — это новое явление в российском туризме. Как отметила руководитель Федерального агентства по туризму РФ Зарина Догузова, «... очень здорово, что российский бизнес и регионы получили удобную и, что важно, бесплатную площадку, где смогут напрямую, без перелетов и дополнительных затрат, пообщаться с зарубежными коллегами, профессиональными покупателями, продемонстрировать им свои лучшие проекты, идеи и решения, рассказать о прекрасных местах нашей страны, которые смогут посетить иностранные туристы, как только позволит эпидемиологическая ситуация» [3].
Русско-индийский информационный центр стал активным участником этих мероприятий, занимаясь привлечением к участию в выставках представителей индийского турбизнеса. Во время выставок был проведен опрос индийских турагентов (около 270 чел.). Был задан ряд вопросов про их интерес к России как туристской дестинации. 57,5% респондентов ответили, что уже определились с поездкой, 40% — что хотели бы поехать в Россию, но не знают, когда (рис.1). 22% опрошенных уже побывали в России.
Рис. 1. Планы индийцев на поездку в Россию (в %) (составлено автором)
На рис. 2 показаны те факторы, которые препятствуют поездке в Россию (можно было выбрать несколько ответов). На первом месте — плохое знание туристских ресурсов регионов России (82,9%). На втором — языковой барьер (56,1%) (многие индийцы отметили, что в России плохо говорят на английском языке). На третьем — ограничения, связанные с пандемией (51,2%). Также для ряда респондентов препятствиями являются холодный климат (29,3%), сложности с получением визы (26,8%), высокая стоимость туров (22%), качество сервиса (9,8%), плохая транспортная доступность (9,8%).
Результаты опросов 2020 и 2021 гг. также показали, что для увеличения турпотока в Россию российским туроператорам надо создавать комбинированные туры по разным регионам страны (отметили 81% опрошенных), открывать точки питания с вегетарианской и индийской кухней (74% опрошенных), разрабатывать интерактивные и развлекательные программы (58% опрошенных).
Рис. 2. Результаты ответов индийских турагентов на вопрос «Что является препятствием для поездки в Россию?» (в %) (составлено автором)


Список использованных источников
1. Profi.Travel открывает регионам прямой выход на туристические рынки Индии и Германии. Электронный ресурс. Режим доступа: https://welcome.profi.travel/news/red_2020 (Дата обращения 01.12.2021)
2. Алексей Венгин: «Через 3 года рынок въезда в Россию изменится до неузнаваемости». Электронный ресурс. Режим доступа: https://welcome.profi.travel/news/red_results (Дата обращения 01.12.2021)
3. Ростуризм перезагрузит въездной туризм. Электронный ресурс. Режим доступа https://profi.travel/news/53214/details (Дата обращения 05.12.2021)
4. Скобельцына А.С. Перспективы развития связей России и Индии в области туризма и гостеприимства в контексте евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 3. — С. 101–104.
5. Скобельцына А.С. Российско-индийский въездной туризм — итоги 2019 года // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент: материалы VI международной научно-практической конференции 23–24 апреля 2020 года. — Симферополь: ИП Зуева Т.В, 2020. — С. 217–221.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия