Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Орлова М. Е.
доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения
Института управления экономики и финансов
Казанского Федерального университета,
кандидат экономических наук

Адигамова Ф. Ф.
доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения
Института управления экономики и финансов
Казанского Федерального университета,
кандидат экономических наук

Насырова В. И.
доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения
Института управления экономики и финансов
Казанского Федерального университета,
кандидат экономических наук


К вопросу об эволюции правового регулирования процессов евразийской интеграции
В статье рассматриваются процессы становления и развития правового регулирования евразийской интеграции. Показано, что их реализация стала возможной при условии достижения данной интеграционной группировкой высокого уровня социально-экономического развития и снижения зависимости от внешнего влияния. Обозначены факторы, способствующие экономической независимости государств и их союзов
Ключевые слова: ЕАЭС, интеграционные правовые акты, межгосударственная структура, таможенный контроль, защита интеллектуальной собственности, валютная политика
УДК 347   Стр: 227 - 229

Для обеспечения более крепкой взаимосвязи национальных экономик государства предпринимают попытки создания разнообразных интеграционных проектов. Но эффективность всевозможных региональных интеграционных объединений не всегда одинакова. Такие формы сотрудничества, как зона свободной торговли и таможенный союз составляют основу большинства блоков. Они обеспечивают торговлю между странами-участниками на более выгодных условиях или же без каких-либо ограничений. Прямое влияние на результативность интеграции оказывают особенности взаимодействия национальных экономик, поэтому страны с менее устойчивой экономикой объединяются в единый таможенный союз, защищая своих производителей таможенными пошлинами, транспортными тарифами и ограничениями. К таким видам интеграции можно отнести Евразийский экономический союз  — межгосударственную структуру, главной задачей которой является достижение глубокой экономической интеграции. Чтобы ее осуществить необходимо пройти три этапа: создание территории свободной торговли, формирование Таможенного союза и строительство Единого экономического пространства.
Надо отметить, что евразийский интеграционный процесс прошел несколько стадий или этапов. Первоначально участниками такой интеграции стали Россия и Республика Беларусь. Изначально был создан Таможенный союз между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанным в январе 1995 года. Следует подчеркнуть, что Минск стал главным городом, где в феврале 1995 года было подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о единстве управления таможенными службами. Были упразднены пограничные пункты таможенного оформления на белорусско-российской границе.
Далее началось создание зон свободной торговли и единой таможенной территории между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизией и Таджикистаном.
Создание Таможенного союза между этими государствами преследовало определенные цели, к которым можно отнести следующие:
– обеспечение прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
– обеспечение гарантий устойчивого развития экономики, создание свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
– укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства на территории Таможенного союза
В целях перевода сотрудничества на качественно новый уровень 10 октября 2000 г. в Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, в котором были обозначены следующие направления интеграции:
– создание зоны свободной торговли;
– формирование Таможенного союза;
– формирование единого экономического пространства.
Следующим этапом стало введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в июне 2009 г. были приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Также были приняты решения о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза, одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. На 2010–2011 гг. утвердили План действий по формированию Единого экономического пространства трех стран. Пакет из 14 соглашений осуществляют регулирование макроэкономической аналитики, деятельность субъектов естественных монополий, единого рынка, обеспечивают поддержку сельского хозяйства, свободу движения капитала, доступ к услугам естественных монополий в сфере телекоммуникаций. Ряд соглашений охватывает вопросы трудовой миграции, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Пакет из 6 соглашений вступил силу 1 января 2012 г. и касался единых принципов регулирования в сфере защиты интеллектуальной собственности, валютной политики, обеспечения доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, в сфере железнодорожного транспорта, в сфере транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов.
В мае 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызской Республикой, направленный на поддержание и развитие сотрудничества, основанного на принципах взаимного уважения, углубление взаимодействия Кыргызской Республики с государствами-членами Таможенного союза в различных сферах экономики.
В 2013–2014 гг. Евразийская экономическая комиссия и уполномоченные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по поручениям президентов своих стран вели активную подготовку Договора о Евразийском экономическом союзе. С его принятием завершилась кодификация международных договоров, составляющих нормативную и правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.
С января 2015 года Республика Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза. В мае 2015 года страны ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Документ предполагает обнуление пошлин на 90% товаров. Соглашение положило начало последующей, более тесной интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Президенты стран Евразийского экономического союза в мае 2015 года приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Это важный этап в развитии экономического сотрудничества, упорядочивающий всю структуру отношений и создающий базу для дальнейшего движения. В том числе с целью возможного выхода в перспективе на соглашение о зоне свободной торговли. В августе 2015 года Кыргызская Республика стала полноправным членом Союза. В октябре 2015 года на Высшем Евразийском экономическом совете Президенты пяти союзных стран утвердили Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года — важный документ, определяющий дальнейшую координацию национальных политик и пути повышения конкурентоспособности экономик государств Союза. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для государств-членов оценивается до 13% дополнительного прироста ВВП.
Развитие ЕАЭС на постсоветском пространстве является значительным геополитическим достижением, которое обеспечивает экономики интегрируемых государств определенными выгодами. Воссоздание сотрудничества в правовой сфере путем отказа от таможенных пошлин активизирует и поднимет на принципиально новую ступень ранее сложившиеся экономические связи. Развитие Евразийского экономического союза на всех этапах ознаменовалось сохранением довольно высоких темпов углубления интеграционных процессов и расширением торгово-экономических отношений на мировой арене.
По результатам исследования обобщена нормативная база и выделены этапы формирования Таможенного Союза и ЕАЭС, которая представлена в виде схемы.
В 2019 г. были внесены изменения по усовершенствованию регуляторных инструментов: введены в оборот электронные таможенные декларации; изменен порядок уплаты таможенных пошлин; внесены изменения в международные договоры по нормативам распределения полученных сумм таможенных платежей между бюджетами государств–участников (предусматривается установление следующих пропорций: Армения — 1,22%; Беларусь — 4,86%; Казахстан — 6,955%; Кыргызстан — 1,9%; Россия — 85,065%).
На 2020- 2021 гг. были утверждены основные ориентиры макроэкономической политики ЕАЭС, целью которой являются сохранение в среднесрочной перспективе макроэкономической стабильности и создание базы для опережающего экономического развития Союза.
Нельзя не отметить, что значительные негативные последствия в 2020–2021 гг. оказала пандемия коронавируса COVID-19 на все сферы экономики стран Евразийского экономического союза. Промышленное производство в целом по ЕАЭС снизилось на 2,7%. На заседании Евразийского межправительственного совета был принят пакет мер по обеспечению жизненно важных потребностей населения государств-членов ЕАЭС, поддержанию взаимной торговли, свободы передвижения товаров в условиях пандемии COVID-19 и созданию условий для последующего экономического роста.
Совет Евразийской экономической комиссии 17 мая 2021 года принял Решение о беспошлинном режиме ввоза на территорию Союза отдельных товаров, необходимых для борьбы с пандемией, который продлен до 30 июня 2022 года.
Рис. 1. От Таможенного Союза к ЕАЭС: этапы формирования


Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2021.

Список использованных источников:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) // СПС «Гарант»
2. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Заключено в г. Минске 8 декабря 1991 г. // Дипломатический вестник. 1992. № 1. С. 3–6.
3. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 187-ФЗ «О ратификации Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» // Рос. Газета. 2008, 29 октября.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // СПС «Гарант»
5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «Гарант»
6. Протокол от 29 мая 2014 г. о порядке взимания косвенных налогов и механизмов контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе: Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе // Garant. — 2014.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/
8. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. — URL: http://www.eurasiancommission.org/
9. Официальный сайт ЕАЭС. — URL: http://www.eaeunion.org/
10. Официальный сайт Министерства финансов РФ. — URL: https://m.minfin.ru/ru/
11. Официальный сайт Федеральной таможенной службы // http://www.customs.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия