| | Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Комилов С. Д. профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (Славянского) университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук
| |
| | В статье на основе анализа научной статьи профессора Кротова М.И. и переосмысления причин саморазрушения СССР показано усиление роли интеграционных процессов в развитии постсоветских государств в условиях независимости и рыночных преобразований. Уточнено, что создание Содружества Независимых Государств как форма экономической интеграции имеет большой потенциал и перспективу развития на постсоветском пространстве, а также обоснованы перспективные направления развития интеграционных процессов в СНГ в условиях инновационного развития | Ключевые слова: Беловежское соглашение, содружество независимых государств, экономическая интеграция, интеграционные процессы, инновационная экономика, интеграция на постсоветском пространстве, Таджикистан | УДК 339.924; ББК Т3(2)74–3 Стр: 31 - 33 | 30-летию соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) посвящена статья профессора Кротова М.И. «Распад СССР и Беловежское соглашение в исторической памяти» [1], опубликованная в Евразийском международном научно-аналитическом журнале «Проблемы современной экономики» (2021, № 4). В статье анализируются фундаментальные причины саморазрушения СССР и историческая роль создания Содружества Независимых Государств, которое принято называть Беловежским соглашением [2].
В рассматриваемой статье автор справедливо отмечает, что для объективной оценки исторической роли Соглашения о создании Содружества Независимых Государств необходимо помнить, что Соглашение было следствием, а не причиной распада СССР. Также автором для объективной оценки участия постсоветских республик в интеграционных процессах уточнено, что по-разному сложилась судьба стран СНГ, укрепили свой суверенитет и достаточно успешно развиваются те из них, кто выполняет беловежские обязательства [1].
Республика Таджикистан на своей территории самостоятельно решала все политические, экономические, социально-культурные проблемы, за исключением добровольно отнесенных к юрисдикции СССР. В связи с тем, что политические преобразования и процессы 30-летней давности могли охватить и Таджикистан, возникла острая необходимость внесения изменений и дополнений в Декларацию 90-го года. Этот момент в Заявлении Верховного Совета Республики Таджикистан «О государственной независимости Республики Таджикистан», принятой на внеочередной сессии Верховного Совета Республики Таджикистан (12-го созыва) от 9 сентября 1991 года, был освещен так: «Принимая во внимание революционные преобразования в СССР, уважая стремление входивших в его состав суверенных республик о восстановлении взаимоотношений, в соответствии с Декларацией о независимости Республики Таджикистан, провозглашенной 24 августа 1990 года, Верховный Совет объявляет Государственную независимость Республики Таджикистан». Принятое заявление послужило основанием для принятия специального решения Верховного Совета Республики Таджикистан «О провозглашении Государственной независимости Республики Таджикистан» и одобрения его текста.
Динамичный процесс создания и становления СНГ показал, что Содружество является формой экономического сотрудничества государств на постсоветском пространстве и выполняет важную историческую миссию содействия развитию суверенных, независимых государств, вставших на путь рыночных трансформаций. Вместе с тем, появление новых возможностей участия в международном разделении труда также требовало дополнительных усилий по их реализации.
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 21 декабря 2021 года указывается, что мы придерживаемся и осуществляем в своей внешней политике налаживание и развитие отношений дружбы, добрососедства, партнерства, плодотворное сотрудничество с зарубежными странами, международными и региональными организациями и международными финансовыми структурами. В своей внешней политике мы всегда придаем особое значение дальнейшему развитию отношений со странами Содружества Независимых Государств [3].
Существование СНГ показало, что Содружество является формой экономического сотрудничества государств на постсоветском пространстве и выполняет важную историческую миссию содействия развитию суверенных, независимых государств, вставших на путь формирования рыночной экономики. Также следует отметить, что СНГ как форма интеграционного объединения находится в русле общемировых тенденций регионализации мировой экономики. Здесь уместно рассмотреть эту форму экономического сотрудничества в свете теории Портера М. о международной конкуренции [4], где уточнено, что в экономике XXI века конкурируют не отдельные страны, фирмы, а их интеграционные объединения. Основой интеграционного процесса в постсоветских республиках является совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества за счет глубокого разделения труда, а также формирования синергетического эффекта от сращивания национальных хозяйствующих систем. В этой связи отметим, что экономическую интеграцию следует расценивать как сравнительно высокую степень интернационализации хозяйственной жизни, когда достигается определенная степень зрелости этого процесса. Региональное объединение следует расценивать как совокупность институциональной, юридической, политической и экономической систем, сложное целое, находящееся в процессе эволюции. В таком понимании усиливается необходимость объективной оценки внешнеэкономических отношений между странами, которые ведут их к экономической интеграции.
Экономическая интеграция Таджикистана в рамках СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной, но это потребует выработку стратегий и отраслевых программ интеграционных действий, а также создания адекватной институциональной инфраструктуры широкомасштабного сотрудничества.
Переход Республики Таджикистан к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия Республики Таджикистан в СНГ должна оказать благотворное влияние на экономику стран СНГ в целом, получить дополнительные стимулы к осуществлению структурной перестройки национальных экономик, а также адаптировать интеграционные механизмы к современным требованиям формирующегося регионального рынка. Развитие взаимосвязи и взаимозависимости стран СНГ в региональном экономическом пространстве предопределяет необходимость поиска новых подходов для включения национального хозяйства в систему международных экономических отношений.
Мировой опыт развития внешнеэкономических отношений указывает на то, что наиболее высокими темпами экономического развития отличались те страны, где быстро расширялись, прежде всего, внешнеторговые отношения, особенно экспорт (Германия в 1950–1960-е гг., Япония в 1970–1980-е, новые индустриальные страны Азии в 1990-е). По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы» [5]. Можно сделать вывод, что каждой стране СНГ необходимо выработать механизмы мотивации развития внешнеэкономических, прежде всего, внешнеторговых связей.
Экономическая интеграция, на наш взгляд, означает сближение национальных хозяйств на основе взаимной торговли, культурного обмена, совместного и более эффективного использования экономических ресурсов, специализации и кооперирования, создания целевого движения товаров, капиталов, рабочей силы и других объектов экономических взаимоотношений между странами [6]. При этом особое значение приобретает учет сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимозависимости национальных экономик, в которой на каждом этапе экономических преобразований происходят определенные изменения, ведущие к расширению экономической интеграции. В этой связи следует согласиться с мнением профессора Кротова М.И. в том, что неправильно считать заключение Соглашения о создании Содружества Независимых Государств главной причиной распада СССР и при этом не видеть, что в отличие от всех других многочисленных документов (деклараций, актов, референдумов о независимости) оно носило, во-первых, объединительный характер и было нацелено на будущее — на создание СНГ. Во-вторых, Соглашение обеспечило международное признание независимых союзных республик, то есть придавало их разводу цивилизованный характер [1].
Необходимо отметить, что развитие экономической интеграции Таджикистана в рамках СНГ основано на объективных предпосылках, что предопределило рост её эффективности. Достижение эффективности развития экономической интеграции Таджикистана в рамках СНГ потребовало огромной политической воли руководства страны и значительных усилий по выработке конструктивной программы интеграционных действий, а также по созданию адекватной институциональной инфраструктуры социально-экономического, научно-технического, образовательного, культурного и гуманитарного широкомасштабного сотрудничества. Проведенные экономические реформы за годы независимости были направлены не только на формирование фундаментальных основ рыночной экономики, но и создание рыночных хозяйств на основе развития производственно-технологических взаимосвязей, а также определения основных условий для сближения уровня научно-технического развития однотипных национальных предприятий, межгосударственного движения рабочей силы и капиталов, товаров и услуг, которые стали решающим фактором экономической интеграции стран СНГ в условиях инновационного развития. В связи с этим, новая государственная инновационная политика на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий требует обеспечения дальнейшего устойчивого развития экономик стран СНГ, которая была бы ориентирована на долгосрочную стабильную перспективу. Для этого, на наш взгляд, необходимо установить межгосударственный баланс распределения ресурсов между различными этапами инновационного цикла.
В силу отсутствия в Таджикистане достаточного опыта организации эффективного партнерства в инновационной сфере, также требуется создание институциональных условий по привлечению и использованию на взаимовыгодных условиях финансовых ресурсов частного сектора для реализации инновационных проектов и развития рынка инновации. Здесь усиливается необходимость разработки модели межгосударственного частно-государственного партнерства государственной власти, частного бизнеса, исследовательских и образовательных учреждений в рамках реализации задач СНГ на долгосрочный период. Эта модель должна быть направлена на выработку механизма государственного партнерства в области реализации межгосударственных совместных исследовательских проектов, создания совместных научных лабораторий, формирование объектов инфраструктуры инновационного развития. Инновации в этой модели межгосударственного государственно-частного партнерства в инновационной сфере следует выделить в качестве стратегического результата и системообразующего фактора внешнеэкономической политики государств СНГ. Также усиливается необходимость отраслевых, государственных, целевых, инновационных проектов, программ, а также принятие мер в области нормативно — правового регулирования развития инновационного сектора, создания инновационной инфраструктуры, финансовых институтов, венчурных, технологических фондов в странах СНГ.
Осознание необходимости создания современной межгосударственной эффективной системы подготовки специалистов также требует обеспечения согласования интересов государства, частного сектора и образовательной сферы стран СНГ. Кроме того, цифровое развитие, как новый тип экономических отношений, обобществления, научно — технического, технологического, хозяйственного и социального развития на базе высшей производительности труда предполагает всестороннее развитие личности человека. К этому следует добавить, что перевод национальных экономик на инновационный путь развития, помимо производства, передачи, использования инноваций, требует формирования системы механизмов и инструментов, способных скоординировать действие государства, частного сектора, научных и образовательных учреждений стран СНГ. |
| |
|
|