Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Пантелеев А. В.
технический директор ГОЗ "Обуховский завод"
Пантелеева Е. А.
ассистент кафедры государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Исходя из современного состояния отрасли, авторы статьи под термином "оборонно-промышленный комплекс" понимают комплекс машиностроительных отраслей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, представленный:
1) научно-исследовательскими организациями, занимающимися теоретическими разработками и предпроектными исследованиями;
2) конструкторскими бюро, осуществляющими создание предсерийных и опытных образцов оружия;
3) испытательными лабораториями, базами, аэродромами и полигонами, производящими испытания опытных образцов оружия на всех стадиях его разработки, а также испытания изготовленной серийной техники перед поступлением ее в войска;
4) производственными предприятиями, осуществляющими серийный выпуск оружия;
5) организациями, осуществляющими маркетинг и продажу оружия на внешнем рынке;
6) интегрированными структурами - объединениями предприятий (концернами, холдингами и др.).
По имеющимся оценкам, в конце эпохи "застоя" продукция оборонного значения производилась в СССР на почти двух тысячах предприятий, на которых было занято свыше 5 млн человек (1/4 занятых в промышленности), в том числе около одного миллиона представляли собой научные кадры. Если учесть членов семей, то непосредственно с ОПК было связано 12-15 млн жителей страны.
Сегодня оборонно-промышленный комплекс России включает около 1700 предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Количество занятых на предприятиях и в организациях оборонных отраслей промышленности превышает 2 млн человек. По организационно-правовой форме предприятия и организации разделяются на государственные предприятия (около 43%), акционерные общества с государственным участием (около 29%), акционерные общества без государственного участия (около 28%)[1].
Отраслевую структуру ОПК характеризуют:
1. Производство ядерного оружия:
а) добыча урановой руды,
б) создание уранового концентрата,
в) производство тепловыделяющих элементов энергетических ядерных реакторов,
г) производство оружейного плутония,
д) производство ядерных боеприпасов и оружия,
е) утилизация ядерных отходов.
2. Авиационная промышленность:
а) проектирование авиационных систем,
б) производство авиационной техники.
3. Ракетно-космическая промышленность - разработка и производство:
а) межконтинентальных ракет,
б) баллистических ракет,
в) зенитных комплексов,
г) крылатых ракет,
д) космических аппаратов,
е) ракетных двигателей,
ж) обслуживание космодромов,
з) обслуживание центров управления.
4. Производство артиллерийско-стрелкового оружия:
а) конструирование и производство стрелкового оружия,
б) конструирование и производство артиллерийских систем.
5. Производство боеприпасов и взрывчатых веществ.
6. Бронетанковая промышленность:
а) производство танков,
б) производство боевых машин поддержки танков,
в) производство бронетранспортеров,
г) производство боевых машин пехоты.
7. Военное судостроение:
а) производство боевых и вспомогательных надводных кораблей,
б) производство подводных лодок и специальных глубоководных (в том числе и спасательных) аппаратов [2,3].
Оборонные предприятия и организации играют значительную роль в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий. На их долю приходится около 35% экспорта машин и оборудования.
Приватизация предприятий оборонно-промышленного комплекса, начавшаяся в начале 90-х гг., привела прежде всего к уменьшению общего числа предприятий и организаций (по состоянию на 1 января 1992 г. - 2456 предприятий, на 1 января 2000 г. - 1690, на 1 января 2004 г. - 1639) и росту удельного веса предприятий в форме акционерных обществ (рис. 1).
В период 1992-1995 гг. на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса было образовано 1110 акционерных обществ открытого типа, большинство из которых оказалось в тяжелом финансовом положении. Около 20% из них были объявлены неплатежеспособными (банкротами) уже в начальный период их деятельности.
В период 1997-2002 гг. (по состоянию на 18 октября 2002 г.) процедуры несостоятельности (банкротства) были применены в отношении 160 оборонных предприятий. В результате были ликвидированы 35 предприятий, осуществлено конкурсное производство на 46 предприятиях, введено внешнее управление на 31 предприятии.
В настоящее время в составе оборонной промышленности насчитывается 120 предприятий, полностью контролируемых частными предпринимательскими структурами. Более половины из них (51,3%) продолжают выполнять государственные оборонные заказы. Такие предприятия сложно (практически невозможно) интегрировать в создаваемые холдинги, некоторые из них являются единственными или основными производителями соответствующих видов оборонной продукции. Часть имущества предприятий оборонно-промышленного комплекса утрачена, так как при приватизации документы, характеризующие состояние приватизируемого имущества (результаты инвентаризации), не были обязательным приложением к плану приватизации. 77,1% оборонных предприятий приватизировались региональными комитетами по управлению государственным имуществом, которых сохранность имущества оборонных предприятий практически не интересовала. К тому же нет и правовой основы для соответствующей инвентаризации.
Результаты приватизации ОПК негативно сказались на мобилизационной подготовке экономики. По информации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, их администрации при разработке региональных мобилизационных планов сталкиваются с рядом серьезных проблем, связанных с перепрофилированием производства на большинстве приватизированных предприятий, сокращением производственных мощностей, утратой освоенных технологий.
Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты РФ свидетельствуют, что в ОПК иностранные юридические и физические лица или их аффилированные структуры владеют более чем 10% обыкновенных акций минимум в 47 акционерных обществах, пакетами, превышающими размер блокирующего, - в 22 акционерных обществах, в том числе в 12 акционерных обществах авиационной промышленности. Иностранные участники имеют блокирующие пакеты в ОАО "АНТК им. Туполева", Саратовское ОАО "Сигнал" и ЗАО "Евромиль".
В целом по состоянию на 1 марта 2004 г. в реестр предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса предполагалось включить около 1300 предприятий и организаций, реально участвующих в оборонном производстве.
В 90-е гг. на предприятиях ОПК существенно снизились количественные показатели изобретательской и рационализаторской работы, качество патентно-лицензионной деятельности. Ряд предприятий и подразделений, обеспечивающих эту деятельность, были ликвидированы, разрушилась действовавшая ранее система управления изобретательством. По экспертным оценкам, с начала 90-х гг. в Российской Федерации количество поданных заявок на изобретения на оборонных предприятиях уменьшилось в 10-20 раз. Только за первые шесть лет экономических реформ, по оценке Центра исследований и статистики при Минпромнауки России, эффект от затрат в сфере научно-технической деятельности, отнесенный к объему выпускаемой инновационной продукции, снизился в 3 раза.
В 90-е гг. крупнейшие иностранные производители вооружения, используя правовые пробелы в регулировании прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, вели беспрецедентную работу по закреплению за собой исключительных прав на изобретения российских авторов, созданные за счет бюджетных средств. Практически во всех случаях формула изобретения в нарушение Патентного закона Российской Федерации передавалась в патентные ведомства иностранных государств, минуя российское патентное ведомство. По данным Роспатента, в США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. По экспертным оценкам, в 1992-2000 гг. только в США зарегистрировано более 1000 патентов на технологии военного и двойного назначения, авторами которых являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав - иностранные юридические и физические лица.
В то же время зарубежные фирмы непосредственно в России активизировали патентование на свое имя доступных им и не имеющих правообладателя научно-технических разработок российского оборонного комплекса, особенно в авиационной и ракетно-космической промышленности. Сложилась опасная практика, позволяющая блокировать наиболее перспективные направления развития авиационной техники в России патентами, оформленными на иностранных юридических и физических лиц. Так, французская фирма "Эрокоптер Франс" в период с 1993 г. по 1998 г. получила 8 патентов Российской Федерации на перспективные технические решения, используемые в области вертолетостроения. В результате Россия, даже не вступая в ВТО, может получить претензии по экспортируемой технике военного и двойного назначения.
К 1998 г. в Российской Федерации сложилась система инициативного присвоения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными. Меры по пресечению неконтролируемой утечки за рубеж результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета, своевременно не принимались, что нанесло серьезный ущерб национальной безопасности России [6].
В создавшихся условиях оборонные предприятия используют разную стратегию. Одни считают, что ситуация, когда государство не оплачивает военные заказы, временная. Такие предприятия продолжают производить военную технику и до сих пор пытаются доказать правительству, что оно должно за это платить. Другие поняли, что государственной поддержки или уже не будет, или она станет минимальной и надо искать другие сферы для применения своего опыта. Третьи, понимая необходимость сохранения военного потенциала страны, пытаются найти разумное сочетание конверсионных направлений с оборонным заказом государства [4].
В последнее время ведется работа по построению новой организационной структуры ОПК, исходя из предположения, что в рыночных условиях прежняя советская система управления им не годится, в том числе из-за резкого сокращения бюджетного финансирования отрасли и стихийного процесса конверсии и выхода отдельных предприятий ОПК на внешний рынок.
Общее состояние оборонно-промышленного комплекса характеризуется прекращением или сокращением до минимума выпуска ряда важнейших образцов (изделий) вооружения и военной техники. Практически свернуты работы в области создания авиационных материалов, новых артиллерийских порохов, ракетных твердых топлив и средств инициирования. Велик удельный вес устаревших производственных мощностей и низок средний уровень их загрузки. Так, в промышленности боеприпасов и спецхимии мощности используются всего на 6,9%, в промышленности по обычным вооружениям - на 13,6%. Это ведет и к росту цен на такую продукцию.
Прогрессирующее старение производственного и научного оборудования затрудняет решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции (износ активной части основных производственных фондов превышает 75%, более трети их изношено на 100%). Доля нового оборудования в возрасте до 5 лет составляет только 4,6%.
Старение научных и производственных кадров, неполная занятость персонала и низкий (при высоких квалификационных требованиях) уровень его заработной платы (почти на треть ниже, чем в среднем в промышленности) ведут к снижению уровня научно-технических разработок. Выпускаемая военная продукция, в том числе идущая на экспорт, базируется главным образом на разработках, осуществленных в 1970-1980 гг. Утрачены и технологии создания элементной базы практически во всех оборонных отраслях промышленности. Идет процесс дезинтеграции технологически связанных производств и научно-исследовательских организаций.
Производство вооружения и военной техники по внутренним заказам является убыточным в каждой шестой организации.
Неэффективен контроль за использованием государственной собственности.
Идеи реформирования некогда "станового хребта" советской экономики оказались фактически нереализованными.
Перестройка организационной структуры - это слишком слабый стимул для возрождения отрасли, находящейся в состоянии кризиса. Неясны и задачи ОПК, так как "концепция построения вооруженных сил России" до сих пор не утверждена. Высокие технологии в отрасли, несомненно, есть, но они имеют, как показывают многочисленные проводимые в последнее время заказные исследования, чаще всего исключительно военное назначение и в гражданских отраслях трудно применимы. Поэтому надежды на конверсию отрасли, по всей вероятности, несбыточны. Точнее, отрасль конверсируема, но только не так, как это обычно предлагают. Производить вместо танков трактора может показаться просто только дилетанту. Для конверсии части военной промышленности нужно какие-то предприятия ВПК фактически ликвидировать.
Решение проблем структурного реформирования оборонно-промышленного комплекса программно-целевыми методами в настоящее время обусловлено необходимостью реформирования и Вооруженных Сил Российской Федерации. Это требует системного подхода, необходимого для согласования экономики страны в целом и программ, обеспечивающих увеличение ее оборонно-промышленного потенциала, финансирования ключевых научных коллективов, организаций и системообразующих интегрированных структур, составляющих ядро оборонно-промышленного комплекса.
Для обеспечения скоординированной государственной промышленной политики необходим комплекс федеральных целевых программ, предусматривающих исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники, национальной технологической базы в интересах технического перевооружения и развития оборонно-промышленного комплекса России.


Литература
1. Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". М., 2001.
2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: Учебник. М.: Гардарики, 2001.
3. Хрущев А.Т. География промышленности СССР. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Мысль. 1986.
4. Ходачек А.М. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
5. Наука и высокие технологии на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2001.
6. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 гг. М.: Олита, 2004. http://rusref.nm.ru/priv332.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия