| | Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Бондарь Е. Г. ассистент кафедры международного предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
| |
| | В статье оцениваются перспективы российского экспорта энергоресурсов в контексте «зеленого курса», инициированного странами Европейского союза в условиях глобального потепления климата, и во взаимосвязи с экономическими интересами Российской Федерации. Анализ изменения показателей экспорта энергоресурсов по годам показывает их колебание, обусловленное, в основном, динамикой мировых цен на органические виды топлива и ставками вывозной таможенной пошлины. Существенных сдвигов в структуре экспорта не отмечается, энергоресурсы продолжают занимать лидирующие позиции. Политика, проводимая государством, направлена на сдерживание глобального потепления климата при сохранении главной роли энергетических ресурсов, составляющих основу конкурентоспособности российской экономики | Ключевые слова: «зеленый курс», углеводороды, экспорт энергоресурсов, альтернативные источники энергии | УДК 330.15, 336.24, 339.56, 330.15; ББК У285.1, У305.14, У59(2Рос) Стр: 69 - 72 | Вопросы добычи ископаемого топлива, его внутреннего потребления и поставок на мировой рынок остаются стратегически значимыми для социально-экономического развития Российской Федерации (РФ) в современный период времени и требуют дополнительного акцентирования на различных видах экономической деятельности, так или иначе связанных с энергоресурсами, в условиях провозглашенного Европейским союзом «зеленого курса», направленного на решение проблемы глобального потепления климата, посредством перехода на альтернативные виды топлива [1–5]. В связи с этим получает распространение предположение, что расширение альтернативных источников энергии будет способствовать снижению спроса на ископаемое топливо со стороны европейского рынка, а также других государств.
В рамках проводимой политики по сдерживанию повышения средней температуры в пределах 1,5°С в соответствии с международными договорами РФ, наряду с иными странами мира, взяла на себя обязательства по реализации мероприятий, способствующих минимизации выбросов парниковых газов, образование которых преимущественно связано с энергетическим сектором экономики [4–11].
Объективно имеющиеся тенденции затрагивают как государственные интересы РФ (доходы бюджета страны существенно зависят от поставок ископаемого топлива на мировой рынок, табл. 1) [12–19], так и частные интересы (трудовая деятельность многих граждан также прямо или косвенно связана с рассматриваемым сырьем: геолого-разведывательные работы, добыча, внутренняя и международная перевозка, производство теплоэнергии и др.).
В указанных обстоятельствах несмотря на то, что тема экспорта энергоресурсов рассматривалась во многих работах отечественных авторов (С.А. Беляев, И.А. Дец, Н.В. Ефимова, В.А. Муталимов, М.В. Палт, Д.С. Пантелей, М.В. Ульченко и др.) [20–26], новые реалии определяют актуальность дальнейшей оценки перспектив поставок российских энергоресурсов на мировой рынок.
Согласно данным, представленным в табл. 1, поступления в федеральный бюджет РФ, перечисляемые таможенной службой, значительно зависели от поступлений в связи с экспортом энергоресурсов, минимальные показатели отмечались в 2020 г., основное влияние на формирование которых оказало снижение объема спроса на углеводороды в связи с локдауном, как следствие, произошло падение мировых цен на углеводороды и снижение ставки вывозной таможенной пошлины. Например, цена на нефть сырую марки «Юралс» весной 2020 г. составляла 138,7 долл. США за тонну, что являлось наименьшим значением в анализируемом периоде (табл. 2) [27].
Таблица 1
Доходы федерального бюджета (ФБ) РФ от экспорта энергоресурсов
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|
Доходы ФБ РФ, млрд руб. | 13460 | 15089 | 19454 | 20189 | 18719 | Сумма доходов ФБ РФ, администрируемых таможенными органами, млрд руб. | 4407 | 4576 | 6063 | 5729 | 4752 | Сумма таможенных платежей, перечисленных в доход ФБ при экспорте всех товаров, млрд руб. | 2054 | 1968 | 3026 | 2291 | 1148 | Сумма таможенных платежей, перечисленных в доход ФБ при экспорте энергоресурсов, млрд руб. | 2014 | 1950 | 3008 | 2276 | 1132 | Доля поступлений таможенных платежей при экспорте энергоресурсов в: | доходах ФБ РФ | 15% | 13% | 15% | 11% | 6% | сумме доходов ФБ РФ, администрируемых таможенными органами |
46% |
43% |
50% |
40% |
24% | сумме таможенных платежей, перечисленных в доход ФБ РФ при экспорте всех товаров |
98% |
99% |
99% |
99% |
99% | Источник: рассчитано и составлено автором по официальным данным [13–19]
Таблица 2
Динамика мировых цен на нефть марки «Юралс», долл. США за тонну
Период | 2015–2016 | 2016- 2017 | 2017–2018 | 2018–2019 | 2019–2020 | 2020–2021 |
---|
с 15 ноября по 14 декабря | 287,7 | 349,1 | 456,5 | 441,4 | 343,4 | 343,4 | с 15 декабря по 14 января | 237,0 | 383,5 | 485,5 | 408,4 | 477,6 | 377,4 | с 15 января по 14 февраля | 207,2 | 388,7 | 483,7 | 450,4 | 419,7 | 416,1 | с 5 февраля по 14 марта | 243,7 | 381,5 | 456,6 | 475,0 | 345,1 | 469,7 | с 15 марта по 14 апреля | 270,2 | 365,3 | 480,3 | 503,9 | 138,7 | 451,8 | с 15 апреля по 14 мая | 305,1 | 351,9 | 524,7 | 527,3 | 145,3 | 477,8 | с 15 мая по 14 июня | 341,4 | 354,9 | 549,1 | 486,6 | 274,2 | 495,7 | с 15 июня по 14 июля | 327,6 | 333,3 | 536,8 | 462,1 | 319,9 | 537,5 | с 15 июля по 14 августа | 303,5 | 365,5 | 518,7 | 448,5 | 323,0 | 516,0 | с 15 августа по 14 сентября | 332,0 | 378,3 | 543,5 | 434,5 | 312,1 | 504,0 | с 15 сентября по 14 октября | 333,8 | 405,6 | 592,1 | 438,6 | 296,2 | 560,4 | с 15 октября по 14 ноября | 328,4 | 435,2 | 535,8 | 447,7 | 295,1 | 601,9 | Источник: рассчитано и составлено автором по официальным данным [27]
Поскольку мировые цены на углеводороды применяются при расчете ставок вывозных таможенных пошлин [28], в 2020 г. отмечались минимальные ставки пошлин на нефть сырую: 6,8 долл. США за тонну, 8,3 долл. США/тонну (табл.3).
Таблица 3
Динамика ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, доллары США за тонну
Месяц | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|
Январь | 73,3 | 79,1 | 111,4 | 89,0 | 38,7 | 38,7 | Февраль | 52,0 | 89,5 | 120,1 | 80,7 | 78,5 | 43,8 | Март | 39,5 | 91,0 | 119,5 | 91,2 | 66,9 | 49,6 | Апрель | 54,9 | 88,9 | 111,4 | 97,4 | 52,0 | 57,6 | Май | 66,0 | 84,0 | 118,5 | 104,6 | 6,8 | 54,9 | Июнь | 80,6 | 80,0 | 131,8 | 110,4 | 8,3 | 58,8 | Июль | 95,9 | 80,9 | 139,1 | 100,3 | 37,8 | 61,5 | Август | 90,1 | 74,4 | 135,4 | 94,1 | 46,9 | 67,8 | Сентябрь | 80,0 | 84,1 | 130,0 | 90,7 | 47,5 | 64,6 | Октябрь | 91,9 | 87,9 | 137,5 | 87,2 | 45,4 | 62,8 | Ноябрь | 92,7 | 96,1 | 152,0 | 88,3 | 42,2 | 71,2 | Декабрь | 90,4 | 105,0 | 135,1 | 90,5 | 42,0 | 77,5 | Источник: составлено автором по официальным данным [27]
Данные, представленные в табл. 2, 3, отражают изменение ситуации в 2021 г. по отношению к 2020 г. в части роста цен на нефть и ставки вывозной таможенной пошлины, а также соответствующее влияние на стоимостные объемы экспорта топливно-энергетических товаров (ТЭК) из РФ, показатели которых за январь-сентябрь 2021 г. в основном превысили показатели января-декабря 2020 г. (табл.4) [13–17,29,30].
Таблица 4
Экспорт товаров ТЭК из РФ
Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | январь-
сентябрь
2021 г. |
---|
Физический объем экспорта основных товаров ТЭК*: | – | – | – | – | – | – | нефть сырая, млн тонн | 255 | 253 | 261 | 267 | 239 | 171 | нефтепродукты, млн тонн | 156 | 148 | 150 | 143 | 142 | 110 | природный газ, млрд куб. м | 199 | 210 | 220 | 220 | 199 | 157 | сжиженный природный газ, млн м3 | 24 | 24 | 37 | 65 | 68 | 53 | каменный уголь, млн тонн | 166 | 181 | 200 | 205 | 199 | 158 | Стоимостной объем экспорта ТЭК, млрд долл. США., в том числе: | 166 | 211 | 287 | 262 | 167 | 182 | нефть сырая, млрд долл. США | 74 | 93 | 129 | 121 | 72 | 78 | нефтепродукты, млрд долл. США | 46 | 58 | 78 | 67 | 45 | 50 | природный газ, млрд долл. США | 31 | 38 | 49 | 42 | 25 | 33 | сжиженный природный газ, млрд долл. США | 3 | 3 | 5 | 8 | 7 | 5 | каменный уголь, млрд долл. США | 9 | 14 | 17 | 16 | 12 | 12 | Совокупный стоимостной объем экспорта РФ, млрд долл. США | 286 | 357 | 450 | 423 | 336 | 344 | Доля ТЭК в совокупном стоимостном объеме экспорта РФ, % | 58 | 59 | 64 | 62 | 50 | 53 | Источник: рассчитано и составлено автором по официальным данным [13–17,29,30]
*Примечание: физический объем всех экспортируемых товаров ТЭК не приводится в виду несопоставимых единиц измерения
Несмотря на существенные изменения стоимостных показателей экспорта в отношении основных товаров ТЭК, колебания физических объемов их вывоза в анализируемом периоде времени были менее значительными, принципиального снижения спроса на углеводороды в условиях «зеленого курса» не отмечается. Вместе с тем по оценкам отдельных экспертов к 2040 г. ожидается сокращение российского экспорта энергоресурсов на 16% [31]. Однако текущее положение дел на мировом рынке о таких тенденциях не свидетельствует. Так, в настоящее время сохраняется спрос на уголь (в августе 2021 г. отмечался рекордно высокий уровень цен — 140 долл. за тонну) несмотря на то, что данный вид топлива по объему выбросов загрязняющих веществ относят к самому неэкологичному. По имеющимся прогнозам, спрос на уголь будет сохраняться ввиду надежности объектов генерации энергии, работающих на данном виде топлива, и такие прогнозы находят подтверждение фактическими обстоятельствами, среди которых пример Германии, где в текущем году увеличена генерация энергии с использованием угля, поскольку ветряные электростанции показали свою недостаточную надежность в силу зависимости от погодных условий [32]. Наряду с надежностью, удержанию углем уверенных позиций в мировом энергобалансе будут способствовать внедряемые «чистые угольные технологии», которые рассматриваются как перспективные в условиях «зеленого курса», например, в Китае, Вьетнаме, Индии планируется возведение около 1000 новых объектов, работающих на данном сырье [33].
Увеличение дальнейшего спроса возможно прогнозировать и на сжиженный природный газ (СПГ), что подтверждается статистическими показателями экспорта, представленными в табл. 4, поставки которого с 2016 г. имеют положительную динамику — физический объем экспорта в 2020 г. более чем в 2,5 раза превышает показатель 2016 г. Такие тенденции носят закономерный характер, поскольку среди иных видов ископаемого топлива газ является самым экологичным, а возможность его транспортировки в сжиженным виде делает доступным для любой страны мира вне зависимости от наличия газопровода. Ведущие позиции в экспорте данного топлива занимают США и Россия, одними из крупных импортеров СПГ являются европейские страны, также поставки осуществляются и в другие регионы [34]. Согласно официальной информации СПГ в 2021 г. поставлялся из РФ в такие страны мира, как: Бангладеш, Бельгию, Беларусь, Индию, Испанию, Казахстан, Китай, Литву, Монголию, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Республику Корея, Сингапур, Соединенное Королевство, Тайвань, Финляндию, Францию, Швецию, Эстонию, Японию [35]. Таким образом, ввиду востребованности данного сырья на мировом рынке в современный период времени для отечественных компаний является актуальным наращивание объемов производства, а также удержание существующих и поиск новых рынков сбыта.
Экспорт нефти и нефтепродуктов в текущий период времени снижен по отношению к прошлым годам, в том числе по причине возросших поставок на европейский рынок нефтепродуктов из США, а также сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, однако по оценкам экспертов достижение прежних объемов экспорта не исключается и возможно к октябрю 2022 г. [36].
Складывающаяся на мировом рынке ситуация по купле-продаже энергоресурсов отражает сохраняющуюся востребованность ископаемого топлива наряду с внедряемыми альтернативными источниками энергии и местными видами топлива. Следует отметить, что имеющиеся запасы энергоресурсов в РФ позволяют удовлетворять внутренние потребности населения и экспортировать топливо до середины XXI века. Согласно Энергетической стратегии РФ государственная политика направлена на сохранение позиции страны в части поставки энергоресурсов на зарубежные рынки, в том числе посредством ориентирования на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африки и развития соответствующей транспортной инфраструктуры [12], что представляется оправданным, поскольку занимаемое в настоящее время положение на мировом рынке позволяет удерживать РФ «экономическое и геополитическое влияние в международных отношениях», а также способствует «повышению уровня благосостояния граждан» [37, С. 25]. Энергетическая политика, проводимая РФ, не противоречит международным соглашениям по сокращению эмиссии парниковых газов, напротив, принимаемые в стране меры (например, восстановление лесов, рекультивация, использование газа на автомобильном транспорте, сокращение тяжелой промышленности), привели к конкретным результатам — в РФ обеспечено сокращение выбросов загрязняющих веществ в объеме 40 млрд тонн, что эквивалентно объему годового выброса всеми странами мира и позволяет сделать вывод о выполнении международных обязательств [38].
Рассматривая возобновляемые источники энергии (ВИЭ) с точки зрения их влияния на экологию, целесообразно обратиться к результатам отдельных исследований. Так, возведение и эксплуатация объектов на основе ВИЭ сопряжены с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. При этом основной объем выбросов парниковых газов приходится «на стадию производства материалов, оборудования и строительства станций» [39, С. 91]. Кроме этого, имеются иные последствия негативного влияния на окружающую среду. Например, строительство гидроэлектростанций предполагает затопление территорий, водохранилища оказывают влияние на изменение климата в связи с испарениями воды; к изменению климата приводят ветряные электростанции, работа которых способствует изменению воздушных масс; для эксплуатации солнечных электростанций необходимы комплектующие, при изготовлении которых используются опасные химикаты [40]. Таким образом, нельзя исключить, что более глубокая проработка вопроса возможных последствий от расширения масштабов введения объектов на основе ВИЭ потребует дополнительного внимания к вопросу целесообразности смещения акцента с традиционных источников энергии в сторону альтернативных. В указанных обстоятельствах можно прогнозировать оптимистичные сценарии для развития российского экспорта углеводородов.
В рамках оценки перспектив экспорта энергоресурсов из РФ, а также с учетом климатической повестки и достижения целей в рамках Парижского соглашения по климату отдельного внимания заслуживает водород. В настоящее время развитие водородной энергетики в РФ предполагает активизацию производства водорода для удовлетворения внутреннего спроса, а также для поставок его на мировые рынки и завоевания лидирующих позиций среди других стран-производителей, что обусловлено наличием определенного потенциала, в том числе территориальной близостью к возможным рынкам сбыта (европейские страны и страны АТР) и наличием исходного сырья для его производства (нефть, газ, уголь) [41]. Основным преимуществом водорода является отсутствие загрязняющих выбросов в атмосферу при его использовании в качестве энергоносителя. В целях развития водородной энергетики в РФ среди значимых задач на период до 2035 г. отмечаются: «производство низкоуглеродного водорода из ископаемого сырья» с использованием «технологий улавливания углекислого газа», способы транспортировки и хранения водорода с учетом его физических характеристик (в сжиженном или компримированном состоянии, в связанном состоянии в виде аммиака или жидких органических носителей). Развитие водородной энергетики направлено на минимизацию рисков для экономики страны в условиях «зеленого курса» посредством диверсификации структуры экспорта и сокращения углеродного следа вывозимой продукции. К 2035 г. планируемый объем экспорта водорода составляет 2 млн тонн, к 2050 г. — 15 млн тонн (оптимистичные цели — 12 млн тонн и 50 млн тонн. соответственно) [42,43].
Таким образом, можно констатировать, что: структура экспорта энергоресурсов России в ближайшей перспективе не претерпит существенных изменений, в том числе в связи с внедряемыми «чистыми технологиями»; дополнительно будут увеличиваться объемы экспорта СПГ и водорода; проводимые и планируемые к реализации в РФ мероприятия позволят сохранять конкурентоспособность страны на мировом рынке энергоресурсов. |
| |
|
|