Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Савельева С. Б.
доцент кафедры национальной экономики
Мурманского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


ВОЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Экономика региона - это система взаимодействующих предприятий и организаций различных форм собственности, между которыми существуют материальные, финансовые и информационные связи, имеющие локальную территориальную привязку, но не ограниченные ею.
Теория территориально-производственных комплексов (ТПК) и теория кластеров предусматривают целесообразность объединения на ограниченной территории предприятий, связанных между собой по принципу технологической цепочки, - предприятий, осуществляющих деятельность на последовательных производственных стадиях для выпуска определенной продукции (от добычи сырья до производства готового продукта).
Согласно теории кластеров производственная структура конкретного региона должна развиваться в направлении, позволяющем использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Таким образом, между всеми отраслями, представленными в данной местности, создаются устойчивые связи, позволяющие поддерживать их и способствующие развитию всей экономики региона.
Реализация сравнительных преимуществ, превращение их в конкурентные преимущества региональной экономики обеспечивается, прежде всего, через структурно-территориальную политику. Структурная перестройка российской экономики в настоящее время должна заключаться не столько в изменении географии размещения предприятий, сколько в их перепрофилировании и обновлении производственного аппарата. Особенно это относится к оборонно-промышленному комплексу, имеющему свыше 1660 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах РФ.
Обновление основных фондов оборонных предприятий должно сопровождаться диверсификацией оборонного производства и научных организаций, перепрофилированием производственных мощностей для выпуска наукоемкой гражданской продукции, технологической перестройкой промышленности, переходом на технологии двойного применения.
Исходя из реальной оценки экономических возможностей, в период до 2006 г. необходимо продолжить начатую структурную перестройку оборонной промышленности с учетом приоритетов военного строительства, национальных приоритетов в развитии науки и техники, а также конъюнктуры мирового рынка вооружений и высоких технологий.
К 2006 г. в производстве гражданской продукции будут доминировать два параллельных экономических процесса: закрытие производств, созданных в 60-80-е гг. и не подвергшихся модернизации, и развитие производства продукции, пользующейся спросом, на мощностях, созданных по федеральным программам в период до 2000 г., с использованием НИОКР, которые при благоприятном инвестиционном климате могут сыграть роль локомотивов для устойчивого роста выпуска конкурентоспособной продукции.
Реализация этой идеи приведет к сужению рамок ОПК, но, как представляется, позволит сконцентрировать в "точках роста" лучшие ресурсы военного научно-технического потенциала. Такая концентрация должна проходить под государственным контролем и не ограничиваться использованием финансовых рычагов. Ей должны способствовать меры государственной поддержки по перемещению опытно-конструкторской, производственной базы и соответствующих кадров в точки концентрации.
Реформирование структуры экономики в регионах России в связи с этим целесообразно осуществлять на основе военно-гражданской интеграции.
Под военно-гражданской интеграцией понимается организационно-экономическое обеспечение взаимопроникновения военного и гражданского секторов экономики. В этом процессе отражаются многие реалии нынешнего этапа научно-технического развития: высокая стоимость НИОКР, необходимость междисциплинарного подхода, обусловленная высокой технологической сложностью вновь создаваемых изделий гражданского назначения, сближение военных и гражданских технологий, расширение спектра технологий двойного применения и т.д.
Концепция военно-гражданской интеграции предполагает целостную систему мероприятий, охватывающих все аспекты сближения почти не зависящих друг от друга секторов экономики, развившихся в течение долгих лет по собственным законам.
Основными целями военно-гражданской интеграции являются:
1) создание единой технологической базы, позволяющей в заданные сроки и с минимальными затратами осуществлять переход с выпуска оборонной продукции на выпуск гражданской, и наоборот;
2) обеспечение структурной и технологической сбалансированности экономики с учетом региональных проблем;
3) организация делового сотрудничества предприятий оборонного и гражданского комплексов для повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг при дефиците инвестиций;
4) эффективное использование инвестиций, реализация технологических нововведений и освоение новых видов продукции при производстве товаров народного потребления, не уступающих уровню мировых стандартов, и на этой основе увеличение экспортно-импортного потенциала.
При развитии региональной экономики необходимо учитывать целый ряд факторов и проблем.
1. Особенности адаптации ОПК к условиям гражданского потребительского рынка, связанные с высокой наукоемкостью, технологической сложностью и специализированным характером используемой производственной базы, а также с различиями в организации и функционировании оборонного и гражданского секторов промышленности.
2. Нереальность расчетов на быстрые и крупные выгоды от сокращения вооружений, что требует осторожного подхода к оценке экономических выгод от военно-экономической интеграции.
3. Проблемы трудовой занятости, переподготовки и перераспределения рабочих и специалистов.
4. Уровень специализации предприятий ОПК, перепрофилирование которых требует значительного времени, больших усилий и значительных ресурсов.
5. Отсутствие обоснованных планов и программ, в которых должны быть определены направления, объемы и этапы выпуска оборонными предприятиями гражданской продукции во взаимосвязи с гражданскими предприятиями, выпускающими продукцию соответствующего профиля, а также меры и пути объединения усилий по рациональному использованию имеющихся мощностей и ресурсов.
6. Организация взаимодействия и распределение ответственности между органами управления в интегрируемых предприятиях.
7. Проблемы интеграции в первую очередь тех оборонных и гражданских предприятий, которые специализируются на близкой по технологическим признакам продукции.
8. Проблемы оценки производственных мощностей, технологического уровня производства, уровня квалификации кадров, обеспеченности сырьем и материалами, транспортными средствами, потребностями в соответствующих типах техники и оборудования, людских ресурсах, особенностей экономических условий регионов и структуры региональной экономики.
Большая часть таких факторов и проблем имеет неопределенный характер. Неопределенность усиливается из-за сложности прогнозирования ожидаемых условий функционирования объединенных оборонных и гражданских предприятий и неполноты необходимой исходной информации, что усложняет принятие соответствующих решений.
Ограниченность или неточность исходной информации заставляет принимать решения в условиях риска и неопределенности. Поэтому важнейшей задачей является уменьшение неопределенности и приобретение необходимой объективной информации.
Проблемы военно-гражданской интеграции могут решаться путем выбора рационального варианта использования ресурсов, высвобождающихся из оборонного комплекса. Но эти ресурсы не могут использоваться полностью - часть из них должна быть затрачена на переоснащение предприятий, переподготовку персонала, трудоустройство и т. п. Эффективность интеграции не может быть оценена по итогам интеграции первых нескольких лет, так как в эти годы основные расходы будут идти на перестройку кооперационных связей, разрешение возникающих социальных проблем, перепрофилирование отдельных предприятий и т. д.
Ориентиром для региональной военно-гражданской интеграции, например предприятий топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов, может быть техническое перевооружение сырьевых отраслей, внедрение новых технологий добычи и первичной обработки сырья, обеспечивающих более высокий уровень хозяйственного использования уже освоенных месторождений, расширение масштаба геологоразведочных работ и освоения разведанных запасов, особенно там, где без экстраординарных технических решений и снижения издержек промышленная эксплуатация нерациональна, а то и невозможна. ТЭК является платежеспособным покупателем большого количества разнообразного, в том числе и сложного высокотехнологичного оборудования, труб, различных видов химической продукции, используемых для разведки, добычи и транспортировки нефти и газа. Предприятия ОПК вовремя оценили потенциал этого рынка и уже начали его освоение, в частности освоение станка-качалки для добычи нефти, что позволило полностью удовлетворить потребность отрасли в этом оборудовании. Доля предприятий ОПК в российском нефтегазовом машиностроении сейчас оценивается примерно в 30%.
Если реализовать все имеющиеся проекты, то Россия могла бы полностью отказаться от импорта нефтяного оборудования. Это существенно облегчило бы ситуацию и в оборонном комплексе, так как объем данного рынка огромен - сегодня Министерство топлива и энергетики России ежегодно тратит до 7 млрд долл. на закупку запасных частей и оборудования для добычи нефти и газа и транспортировки энергоресурсов [1].
Однако для реализации проектов масштабного увеличения производства нефтегазового оборудования нужны очень крупные первоначальные инвестиции.
Одним из источников являются средства, которые могут быть получены при успешной реализации Федеральной программы конверсии и других федеральных программ.
Вместе с тем надо иметь в виду, что значительная доля инвестиций в ТЭК осуществляется либо зарубежными фирмами, имеющими долгосрочные контракты с ведущими мировыми изготовителями оборудования, либо в рамках кредитов международных финансовых организаций.
Существует вполне разумное правило, в соответствии с которым займы международных финансовых организаций распределяются только на основе открытых тендеров, для участия в которых требуется сертификат качества международного образца (API или ISO). Однако далеко не все предприятия отечественного ОПК в регионах имеют такие сертификаты, и это лишает их возможности участия в тендерах на поставку оборудования для ТЭК. К тому же для получения сертификатов требуются не только деньги, но и время. А оба эти ресурса в России в дефиците. Поэтому значительную часть отечественного рынка нефтегазового оборудования удерживают зарубежные фирмы, имеющие такие сертификаты.
Образуется порочный круг - не имея сертификата, предприятие не может претендовать на получение выгодного заказа, а не получив заказ - не имеет денег для сертификации своей продукции. В одиночку предприятиям ОПК этот круг не разорвать, поскольку у большинства предприятий нет средств на прохождение процедуры международной сертификации.
Финансовой основой нового взаимодействия предприятий ТЭК и ОПК могли бы стать доходы от сырьевого экспорта, значительная часть которых направлялась бы на оплату заказов оборонным предприятиям, на прямые инвестиции в создание или расширение соответствующих мощностей в машиностроении и металлургии. А участие ОПК в прибылях добывающих предприятий могло бы быть организовано через совместный контроль над собственностью этих предприятий.
Важнейшим преимуществом российской экономики является наличие собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, значительная часть которого сосредоточена в оборонно-промышленном комплексе. Использовать этот потенциал для реализации инновационных стратегических задач развития экономики в гражданской сфере весьма важно.
Научные организации оборонной промышленности, учитывая состояние экономики и жесткую конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, начинают проявлять активность в поисках внебюджетных источников финансирования НИОКР и освоении их результатов. Начался процесс освоения отечественными предприятиями производства наукоемкой продукции за счет собственных средств. В ряде случаев промышленные предприятия частично берут на себя финансирование разработок, выполняемых в рамках федеральных целевых программ.
Меры по сохранению оборонного научно-технического потенциала должны сопровождаться мерами по конверсии предприятий и производств оборонного комплекса с учетом следующих моментов:
- необходимости предоставления более широких полномочий региональным органам власти по интеграции технологических цепей из высвобождающихся научно-производственных мощностей ОПК, что позволит решить задачу преодоления все еще существующих межотраслевых барьеров как внутри ОПК, так и между оборонными и гражданскими предприятиями и организациями;
- реструктуризации оборонного комплекса: проведения институциональных преобразований, направленных на совершенствование процессов конверсии и приватизации предприятий ОПК и развитие его организационной структуры, создание финансово-промышленных групп, холдингов, использование лизинга и военно-гражданской интеграции;
- снятия режимных ограничений с предприятий оборонного комплекса, остающихся без оборонного заказа, и предоставления им большей свободы в реструктуризации, приватизации и проведении организационных и финансовых реформ;
- целевого использования прямых внебюджетных инвестиций, прежде всего кредитов коммерческих структур, международных финансовых структур (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для проведения конверсии;
- привлечения прямых внебюджетных инвестиций для создания совместных предприятий;
- дальнейшего развития системы государственного страхования частных инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;
- разработки и внедрения методических рекомендаций по инвестиционным проектам предприятий;
- государственной поддержки информационных, консалтинговых и иных структур, обслуживающих конверсируемые промышленные предприятия и научно-исследовательские организации ОПК.
Действенным инструментом при реализации этих мер является военно-гражданская интеграция. А это значит, что должен быть сделан акцент и на формирование недостающего сегодня среднего звена в структуре российской экономики в виде финансово-промышленных объединений (ФПО).
Именно в лице ФПО промышленность России получила бы мощные производственные комплексы, которые могли бы достойно выдержать конкуренцию, обеспечить необходимые условия для перехода к экономике открытого типа, недостающие в настоящее время механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов. Это должно благоприятствовать как межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции. Соперничество между ФПО способствует их заинтересованности в оказании технологической, финансовой и прочей поддержки сотрудничающим с ними мелким и средним товаропроизводителям. Следовательно, мощный импульс получит конкуренция и на уровне мелкого и среднего бизнеса.
Объединение в рамках ФПО технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения согласованной технической и инвестиционной политики. Они способны существенно улучшить инвестиционный климат, уменьшить связанный с капиталовложениями риск. Наличие банка в группе позволит быстро реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и перераспределять финансовые ресурсы. ФПО могут стать реальными центрами планирования. Объединение в их рамках переводит значительный сегмент поставок между предприятиями с рыночных на трансфертные цены. Это, без сомнения, является фактором снижения инфляции. И, наконец, создание ФПО явится мощным инструментом интеграции регионов, поскольку их влияние на экономическую политику местных властей будет усиливаться.
На протяжении ряда лет российские финансово-промышленные объединения оказываются в центре противостояния различных подходов к решению актуальных социально-экономических проблем регионов. При этом необходимость развития в системе регионального хозяйства крупных хозяйственных структур никем не отрицается.
Однако, по мнению заместителя директора Института проблем рынка РАН В. Перламутрова, ФПО - это завтрашний день российской экономики. Сегодня же необходимо использовать опыт послевоенной Японии, которая обязала банкиров сдавать часть активов в государственный инвестиционный фонд, откуда само государство распределяло финансовые вливания по промышленным отраслям [3].
Тем не менее для конверсии оборонных предприятий при острейшем дефиците инвестиционных ресурсов создание ФПО в оборонном комплексе можно рассматривать как один из основных элементов структурной перестройки в регионах России.
Положительные результаты могут быть получены при создании региональных и межрегиональных концернов, ассоциаций путем диверсификации и слияния предприятий оборонного комплекса, их дочерних подразделений с комплексами, выпускающими гражданскую продукцию.
Создание ФПО из предприятий лидирующих отраслей региона и ОПК позволит эффективно использовать инвестиции для решения крупных государственных задач по созданию сложных уникальных систем вооружения и военной техники и наукоемкой гражданской продукции путем объединения в рациональную комбинацию финансовых, научных, проектных, экспериментальных, испытательных, производственных и эксплуатационных ресурсов.
Наряду с промышленным и финансовым капиталом, при организации ФПО необходимо задействовать и торгово-коммерческий. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными торговыми предприятиями, что позволяет оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производством, но и распределением.
Тенденция к формированию финансово-промышленных объединений регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач.
Местные администрации связывают формирование ФПО с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий, с учетом как приоритетных задач занятости населения и решения экологических проблем, так и текущих проблем.
Так, ОНЭКСИМбанком была создана группа "Интеррос", являющаяся составной частью группы "ОНЭКСИМ". Общее количество участников ФПО - 30, в том числе предприятий - 11, учреждений - 4. Общее число работающих - 306 тыс. человек. Основные направления деятельности группы: топливно-энергетический комплекс, металлургия, оборонный комплекс, авиация и авиастроение, химия, розничная торговля. Кроме того, группа оказывает финансовые услуги, в том числе услуги на рынке ценных бумаг, активно проводит финансово-кредитную и инвестиционную деятельность. Особенностью группы является мощный блок участвующих в ней финансово-кредитных учреждений, а также ориентация группы на внешнеэкономическую деятельность и поддержку экспорториентированных производств.
Финансовый блок группы представлен коммерческим банком "ОНЭКСИМбанк", а также негосударственным пенсионным фондом "Интер-рос-Достоинство". Основу внешнеэкономического ведущего для ФПГ "Интеррос" блока составляют десять внешнеэкономических компаний. Среди них осуществляющие операции с основной номенклатурой продукции нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, и компании, работающие преимущественно с иной номенклатурой, но имеющие широкие зарубежные контакты и опыт работы на различных рынках. Кооперация квалифицированных внешнеторговых компаний позволяет подготовить и осуществить широкомасштабные операции по расширению рынков сбыта продукции, входящей в сферу интересов группы.
В тесной кооперации с финансовым и внешнеэкономическим блоками в ФПГ функционируют крупные промышленные предприятия: "Фосфорит" (нефтехимия), "Норильский никель" (металлургия), ОАО "ЛОМО" (точное машиностроение, оптика).
К крупнейшим региональным финансово-промышленным группам по величине товарооборота относятся: "Магнитогорская сталь", "Волжско-Камская", "Нижегородские автомобили", "Металлоиндустрия" и др.
По состоянию на декабрь 1998 г. официальный статус получили 79 ФПГ. В их состав вошли на добровольной основе 1356 промышленных предприятий и организаций, 116 финансово-кредитных институтов, общее число участников составило 1361. По состоянию на 1 июля 2001 г. - официально зафиксировано 118 ФПГ [4].
Объединение в рамках ФПО технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения согласованной технической и инвестиционной политики. ФПО способны уменьшить связанный с капиталовложениями риск. Наличие в структуре банка позволит быстро реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и перераспределять финансовые ресурсы.
Для ускорения создания ФГП необходимо ускорить принятие законов, обеспечивающих их образование. Имеется в виду законодательство о государственных гарантиях, о залоге, трасте.
Особую актуальность приобретает формирование холдинговых структур, подготовка нормативной базы для облегчения условий их создания. Следует разрешить ведение консолидированной налоговой отчетности холдинговым структурам, обеспечивающим действительную интеграцию капитала и достаточно прозрачное корпоративное предпринимательство.


Литература
1. Кабанов А.Г., Пышнюк В.И. Вопросы эффективного использования научно-технического потенциала оборонно-промышленного комплекса на пути перехода к экономике инновационного типа // Конверсия в машиностроении. 2000. N 2.
2. Поспелов В.Я. Конверсия в судостроении: трудности осуществления и перспективы // Конверсия в машиностроении. 2001. N 2.
3. Бандурин В.В., Есиповский И.Э., Зубов Д.Л. Проблемы инвестирования предприятий финансово-промышленных групп. М.: Издательство МО РФ, 1996.
4. Баумгартен Л.В. Финасово-промышленные группы, принципы и этапы формирования, особенности деятельности // Экономика и коммерция. Сер. 9. Вып. 1. Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭИСУ, 1995.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия