| | Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Алекперов А. А. зав. кафедрой экономики промышленности
Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности (г. Баку),
доктор экономических наук, профессор, Гулиев М. Е. профессор кафедры международной экономики
Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) (г. Баку),
доктор экономических наук
| |
| | В статье представлено исследование тенденции цифровой трансформации и управление человеческим капиталом в инновационно-промышленных предприятиях Азербайджана. Содержится обсуждение возможностей и актуальных проблем, возникающих для экономики в результате цифровизации и ее потенциала в области управление человеческим капиталом и устойчивого развития. Многие национальные стратегии и правовые рамки их развития в стране были разработаны в доцифровую эпоху. В настоящее время становится все более очевидным, что цифровые решения в обрабатывающей промышленности, и сфере услуг могут оказывать огромное влияние на производительность труда, возможности трудоустройства и социальное благосостояние | Ключевые слова: Азербайджан, инновационно-промышленный кластер, индустрия 4.0, цифровые технологии, человеческий капитал, синергетический подход | УДК 33; ББК 65 Стр: 168 - 171 | Совокупность подходов, стремящихся объяснить дальнейшее развитие экономики в целом может быть охарактеризована в двух аспектах: 1) с точки зрения процессного подхода — по мере разворачивания преобразований, изучения информационных и инновационных особенностей по отношению к экономике в целом; 2) с позиции структурных изменений, находящихся в фокусе исследования — интеллектуализации труда, ускорения технологических изменений. Включение данных цифровых трендов в программу развития человеческого капитала промышленных предприятий поможет обеспечить им конкурентные преимущества, а также открывает широкие возможности для новых моделей управленческих решений.
Инновационная деятельность и развитие информационных технологий в промышленности как основа цифровой трансформации азербайджанской экономики. Национальная инновационная стратегия Азербайджана и приоритеты в сфере НТП приобретают особую актуальность, направления и механизмы ее реализации содержатся в многочисленных программах развития, имеющих решающее значение для экономики страны.
На данный момент основная экономическая стратегия страны направлена на диверсификацию национальной экономики и развитие ненефтяных секторов. Как известно, в последнее десятилетие фактор экспорта нефти и газа был основной движущей силой экономического роста. Главная задача экономической политики Азербайджана, стоящая на нынешнем этапе, «добиться опережающего развития ненефтяного сектора, повысить эффективность и конкурентоспособность экономики, обеспечить ее прогресс на инновационной основе» [1].
В условиях новой индустриальной революции (IR.4.0) и цифровизации экономики необходимо заложить основы перехода от традиционной экономики к «экономике знаний», выдвинув на передний план современное развитие человеческого капитала. Для достижения данной цели госпрограммы развития устанавливают в качестве одного из своих первоочередных приоритетов расширение применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в промышленной сфере, усиление информационной безопасности, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий и фирм, обучение и трудоустройство высококвалифицированных специалистов и научного персонала.
Направление дальнейшего решения проблемы управления человеческим капиталом, видится в разработке новой системы национального образования с акцентом на освоение компетенций работников нового типа. Человеческий капитал представляет собой знания, навыки, профессионализм, производственный опыт, мотивации, трудовой потенциал, благодаря которым человек может получать доход. Как видно, человеческий капитал представляет собой гибридную интегральную форму экономического ресурса [2]. Тем не менее, в современных исследованиях, человеческий капитал выделяется в самостоятельную экономическую категорию.
Вышеизложенное свидетельствует о том, ресурсный подход представляется актуальным и значимым для исследования современных направлений инновационной деятельности промышленных предприятий в условиях цифровизации. Особый интерес для исследования промышленных инновационных систем представляет синергетический подход (одно новое рабочее место в цифровой сфере приводит к созданию 3–4 новых рабочих мест в других связанных секторах экономики). Это можно подтвердить, используя результаты исследований Deloitte [3]
С 2000-х годов три ключевых институциональных сектора — наука, бизнес и государство все шире развивают интерактивную сетевую кооперацию на базе профильных платформ (коллаборация — такая модель взаимодействий именуется в литературе тройной спиралью), инициируют совместные кластерные проекты и формируют в ходе этих проектов устойчивые функциональные связи для коллективного создания новшеств (понятие инновационной экосистемы) [4, c.312]. По этой схеме могут работать инновационные компании, межфирменные альянсы, межотраслевые альянсы, инновационные регионы, межрегиональные сообщества (макрорегионы) и, в конечном счете, вся мировая экономика в целом [4, c. 313].
В современном мире различные страны реализуют инициативы по цифровизации экономики, а также внедрению цифровых технологий в государственном секторе. Цифровизация открывает значительные возможности для фирм, потребителей, государства и общества в целом. Среди лидирующих стран по внедрению цифровой экономики — США, Канада, Германия, Дания, Эстония, Сингапур, Китай, Южная Корея и др. В этом процессе приняли участие не только крупные компании, но и малый и средний бизнес.
Следует отметить, что, например, Сингапур еще в 2014 году выдвинул свою концепцию “Smart Nation”, основанную на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). В своей программе «Internet Plus» (互联网+) по построению цифровой экономики Китай интегрирует традиционную промышленность с цифровой промышленностью. Канада создает ИКТ-хаб в городе Торонто. Современная экономика Южной Кореи превращается в успешную креативную экономику. Южная Корея фокусирует внимание на развитии человеческого капитала, распространении предпринимательства и образовательных достижений ИКТ в реализации программы «Креативная экономика».
Однако, cогласно материалам Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ESCAP), национальные инициативы в странах Северной и Центральной Азии показали, что на пути к полной реализации цифрового потенциала в регионе сохраняется ряд препятствий. Эти препятствия необходимо преодолевать с помощью целенаправленных и учитывающих конкретные проблемы политических мер. Рекомендуются меры, которые позволят обеспечить условия, при которых усилия по цифровизации дополняли более долгосрочные цели экономической трансформации и устойчивого развития.
В ближайшее время в развивающихся странах инновационным высокотехнологичным предприятиям потребуются новые специалисты, умеющие работать в областях робототехники, искусственного интеллекта, 3D-технологий, нанотехнологий, кибербезопасности, а также квалифицированные менеджеры, которые смогут внедрять инновационные системы в развитие бизнеса на базе новых цифровых технологий. При этом они должны будут обладать новыми знаниями на стыке разных технологических областей. Это потребует структурных изменений и трансформации существующей системы управления человеческим капиталом в инновационных высокотехнологичных промышленных предприятиях. Поэтому, не случайно, ведущие бизнес-аналитики именуют XXI век «социальной эрой» [5], имеющей совсем другую систему экономических ценностей.
Цифровизация в Азербайджане в условиях «Индустрия 4.0»: потенциальные возможности для цифровизации. Цифровизация в Азербайджане в условиях «Индустрия 4.0» включает в себя строительство новой инфраструктуры в сфере ИКТ, внедрение цифровых технологий. Азербайджан сможет более интенсивно развиваться, используя свое выгодное географическое положение в следующих проектах: «Региональный энергетический центр», «Центр транспортных коридоров Восток-Запад, Север-Юг», а также используя богатые природные и человеческие ресурсы. Внедрение в стране новых проектов в сфере ИКТ и построение цифровой экономики могут открыть новое окно для устойчивого развития страны [6].
В последние годы в Азербайджане со стороны как государственного, так и частного секторов предприняты важные шаги для развития ИКТ-сектора. Следует отметить, что в настоящее время частный сектор также выдвигает важные инициативы по созданию в стране цифровой базовой инфраструктуры, устойчивому развитию ИКТ-сектора (рис. 1.). | | | Рис. 1. Цифровизация Азербайджана с помощью программы “Digital Hub”
(Составлено авторами) | Цифровизация Азербайджана с помощью программы “Digital Hub” может внести значительный вклад в ее участие в глобальной программе Китая — проекте “One Belt, One Road Initiative”, обеспечив превращение цифрового пространства страны в телекоммуникационный коридор между Европой и Азией (Цифровой Шелковый Путь) в рамках масштабного регионального проекта. В Азербайджане также развивается космическая промышленность, в настоящее время страна владеет тремя спутниками, один из которых предоставляет услуги дистанционного наблюдения Земли, а два используются для телекоммуникаций [7]. Как известно, цифровые решения имеют низкие издержки, что позволяет быстро масштабировать цифровой бизнес.
В условиях цифровой трансформации человеческий капитал в традиционных промышленных секторах экономики сталкиваются с проблемой перехода к более гибким и инициативным подходам. Для устранения потенциальных рисков в трудоустройстве, связанных с цифровыми технологиями, необходим широкий спектр экономических мер, связанных с заработной платой, налогообложением промышленных роботов, информационных центров и обработки данных. Следует также подчеркнуть, что цифровизация в сочетании с трудовой политикой, может дать возможность развивать новые цифровые услуги, дополняя социально-экономическое благополучие.
Основные аспекты системы государственного управления и стратегические проекты в сфере науки, технологий и инноваций (НТИ) в Азербайджанской Республике. Инновационная политика в Азербайджане отражена в ряде правовых и стратегических документов (табл. 1). Инновационная политика в стране координируется разными органами. В целях повышения эффективности и обеспечения координации в области инновационного развития в Азербайджанской Республике распоряжением Президента И. Алиева от 10 января 2019 года поручено разработать национальную инновационную стратегию и соответствующий план действий [8]. Для разработки национальной инновационной стратегии Азербайджанской Республики была привлечена Бостонская консалтинговая группа (BCG).
Таблица 1
Стратегические проекты в сфере НТИ в Азербайджанской Республике, направленные на повышение уровня развития человеческого капитала и качества системы образованияНазвание основных правовых актов и стратегических документов | Основные цели и задачи |
---|
Закон «Об образовании» (принят 19 июня 2009 года) | Устанавливает основные принципы государственной политики в сфере образования и определяет основные элементы системы образования | Государственная стратегия по развитию образования (2013 год) | Формулируется государственная политика, направленная на повышение уровня развития человеческого капитала и качества системы образования, что укрепит конкурентоспособность наукоемких отраслей в Азербайджане. |
Закон «О науке» (принят 14 июня 2016 года) | Устанавливает основные принципы государственной политики в области организации, управления и развития научной деятельности. Закон подчеркивает важность интеграции науки, образования и экономики, а также поощряет предпринимательство и инновации ученых для обеспечения конкурентоспособного научно-технического развития в стране | Закон «О профессиональном образовании» (принят 24 апреля 2018 года) | Определяет принципы государственной политики в области профессионального образования и направлен на повышение эффективности профессиональной подготовки в обеспечении квалифицированной рабочей силы для экономики и рынка труда Азербайджана. | Национальная структура квалификаций Азербайджанской Республики для обучения на протяжении всей жизни (AzQF) (была утверждена Кабинетом Министров 18 июля 2018 года). | Систематизация национальных квалификаций и содействия сопоставимости между национальными и международными квалификациями. План действий по внедрению AzQF в настоящее время все еще находится в стадии разработки. | «Национальная стратегия по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2014–2020 годы» (утвержденная распоряжением Президента от 2 апреля 2014 года) | Усиление сектора конкурентоспособных высоких технологий экспортной направленности и формирование инновационной системы, обеспечивающей применение наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Поддержка инновационного предпринимательства и развития технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационных структур. | «Государственная программа реализации Национальной стратегии по развитию информационного общества в Азербайджанской Республике на 2016–2020 годы» (20 сентября 2016 года). | Программа определяет конкретные обязанности многочисленных государственных органов, которым поручена организация информационной работы с малыми и средними предприятиями (МСП) по расширению применения решений в области ИКТ, развитию инновационного предпринимательства в области ИКТ. | Составлено авторами, на основе обобщения законодательных актов и государственных программ Азербайджана за 2009–2020 гг.
Как видно, одним из основных составляющих элементов системы управления человеческим капиталом является подсистема подготовки кадров для инновационных высокотехнологичных промышленных предприятий. Следует также отметить, что впервые в Азербайджане было введено понятие «исследовательский университет» (определяется как научно-образовательный центр, осуществляющий научную и образовательную деятельность на основе реальной интеграции научной деятельности и образовательного процесса). В 2017 году Кабинет Министров утвердил критерии присвоения этого статуса университетам, хотя до настоящего времени ни один из университетов пока не получил такой статус [9]. В то же время, частный сектор и многие средние компании по-прежнему испытывают трудности с привлечением квалифицированных работников. Согласно данным “EU Business Climate Report Azerbaijan 2020”, также преждевременно оценивать удовлетворенность зарубежных компаний квалификацией выпускников.
Что касается реформы профессионального образования в Азербайджане, то этот процесс начался с 2016 года и основан на двойной практике, которая предусматривает партнерство с работодателями в период обучения для удовлетворения интересов частного сектора. Важным шагом стало открытие в 2019 году Бакинского государственного центра профессионального образования промышленности и инноваций, который на основе передового опыта Республики Корея будет готовить специалистов для производственного труда и работы с инновационными технологиями [10].
Как показывает современная международная бизнес-практика, эффективное профессиональное образование и регулярное обучение имеют решающее значение для приведения рынка труда в соответствие с потребностями частного сектора.
В диагностическом исследовании страны (CDS) Азиатским Банком Развития подчеркивается, что Правительство Азербайджана стремится восполнить недостаток формального профессионального образования и квалификации для большей части населения трудоспособного возраста посредством реформы образования. Первые успехи были достигнуты в реализации отраслевой дорожной карты. Диагностика стратегии развития человеческого капитала и навыков Азербайджана приводит к следующим политическим рекомендациям [11, c.91] — рассмотреть возможность разработки всеобъемлющей стратегии развития навыков, отражающей среднесрочные и долгосрочные потребности экономики. Эта стратегия должна быть разработана с целью подготовки образования и рынка труда Азербайджана к воздействию Четвертой промышленной революции.
Промышленное развитие Азербайджана на основе кластерного подхода: необходимость подготовки квалифицированных кадров. В Азербайджане в последние годы популярность кластерной идеи неуклонно растет. В современных условиях кластерный подход к развитию промышленности активно практикуется в экономической политике Азербайджана. Политика, проводимая в соответствии с требованиями новой инновационной эпохи, ускорила индустриализацию экономики.
Промышленные кластеры в Азербайджане имеют исключительное значение с точки зрения развития ненефтяного сектора, усиления кооперационных связей между предприятиями и увеличения удельного веса занятости в промышленности. В последние годы страна добилась инновационных успехов в этой области.
В соответствие со стратегией Азербайджана, будущее экономического развития должно быть связано с развитием промышленности и инноваций. Поэтому одним из важных направлений политики диверсификации экономики является развитие индустриализации и ненефтяной промышленности. Одним из важнейших направлений перспективного экономического развития Азербайджана является современная цифровая индустриализация. В настоящее время в Азербайджане функционируют пять промышленных парков и четыре промышленных квартала (табл. 2)
Улучшенная инфраструктура ИКТ поможет повысить конкурентоспособность экономики Азербайджана. Современные цифровые технологии необходимы, чтобы обеспечить цифровую связь для индустриальных парков страны и помочь цифровым компаниям, как высокопроизводительной части сектора ИКТ. Диверсификация экономики за счет новых секторов и необходимые для этого структурные преобразования потребуют новых навыков. Развитие этих навыков является приоритетом и потребует активного участия промышленности, а также новых средств обучения, методов, учебных программ и систем сертификации [11, c.102].
Таблица 2
Современная индустриализация в АзербайджанеФункционирующие промышленные парки и кварталы в Азербайджане | Основные цели создания промышленных парков | В промышленных парках Азербайджана реализуются следующие стимулирующие меры |
---|
Сумгаитский химический промышленный парк (2011);
Балаханинский промышленный парк (2017);
Мингечаурский промышленный парк (2012);
Карадагский промышленный парк (2015);
Пираллахинский промышленный парк (2016).
Нефтчалинский промышленный квартал (2015);
Масаллинский промышленный квартал (2016);
Гаджигабульский промышленный квартал (2017);
Сабирабадский промышленный квартал (2017) | создание благоприятных условий для оказания услуг конкурентоспособного промышленного производства на основе инновационных и высоких технологий;
обеспечение устойчивого развития ненефтяного сектора;
повышение уровня рентабельности для местных и иностранных инвесторов;
повышение уровня занятости трудоспособного населения в производственной сфере. | налоговые и таможенные стимулирующие меры;
обеспечение промышленного парка инфраструктурой;
установление минимальной арендной платы за земельные участки;
выдача льготных кредитов;
упрощение административных процедур;
организация услуг с целью эффективной реализации предпринимательской деятельности;
льготные тарифы на использование тепловой и электрической энергии, воды и газа. | Сгруппировано авторами на основе данных Агентства развития малого и среднего бизнеса Азербайджанской Республики
Заключение. В условиях перехода к экономике знаний, где главным фактором производства становится человеческий капитал, целесообразно активизировать творческий потенциал промышленно-инновационных предприятий и ключевые компетенции кадров.
Новые тенденции развития цифровых технологий — это объективный и закономерный процесс. Некоторые из них становятся неотъемлемой частью стратегии развития бизнеса и ИТ и лежат в основе технологических инноваций завтрашнего дня. Поэтому считаем целесообразным включить рассмотрение цифровых условий занятости в основу анализа человеческого капитала и рабочей силы на всех этапах процесса трансформации и цифровизации экономики. |
| |
|
|