Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Бездудная А. Г.
зав. кафедрой менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Кадырова О. В.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Трейман М. Г.
доцент кафедры менеджмента и инноваций факультета управления
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Управление отходами — новые механизмы и пути решения: отечественный и зарубежный опыт
В исследовании представлены особенности управления отходами в различных странах мира: Японии, Китае, Франции, Швеции, Нидерландах, Дании, Российской Федерации. Зарубежные страны в настоящее время выработали успешный опыт в части управления, обращения и переработки отходов. Зачастую отходы являются вторичными материальными ресурсами и несут обоснованную ценность. В настоящее время во многих странах предусмотрены различные механизмы стимулирования населения и производственного сектора к переработке отходов, начиная от сортировки, заканчивая глубокой переработкой и выработкой биогаза, на котором впоследствии работают котельные и даже биопоезда. В Российской Федерации опыт переработки отходов в настоящее время является пионерным. В основном обращение с отходами сводится к их вывозу на полигон. Авторы исследуют — как на региональном уровне добиться устойчивого обращения с отходами и какие механизмы необходимо заложить в основу финансирования этого вида деятельности.
Ключевые слова: отходы производства и потребления, вторичное использование отходов, сортировка отходов, инвестирование
УДК 332.05; ББК 65.06.02   Стр: 199 - 204

В настоящее время проблема обращения с отходами стала общемировой — за многие десятилетия накопились горы отходов, которые долгое время свозились на полигоны без переработки. В последние десятилетия на первый план выводятся различные способы переработки отходов: утилизация, сжигание, предварительная и основная сортировка. Применение методов переработки позволит странам значительно улучшить систему управления отходами, но при этом остается много нерешенных вопросов: о доли государственного и частного участия в инвестировании данной деятельности, о возможностях полной переработки и переходе на альтернативные источники, о формировании государственной политики в этом направлении деятельности и т.д. Рассмотрим объем образования твердых коммунальных отходов для различных стран (рис. 1).
Рис. 1. Объемы образования ТКО по выборке стран, млн тонн в год

Наибольшие объемы образования ТКО характерны для США, Японии, Дании, Франции, Германии [6].
В исследовании представлены системы управления отходами, принятые в зарубежных странах, и предложены пути решения проблем обращения с отходами производства и потребления для Российской Федерации.

Обращение с отходами в Японии. В Японии основным путем обращения с ТКО является сжигание отходов, захоронению на полигонах подлежат только 5% отходов, это связано с малыми площадями страны. Заводы по сжиганию отходов расположены прямо в городах, но, за счет высокой степени фильтрации газов, технология сжигания является полностью безопасной и экологически чистой. На территории Японии находится 1900 заводов по сжиганию отходов. Японцы сортируют отходы на 40 типов и дисциплина сортировки в стране достаточно жесткая.
Необычным способом утилизации отходов является строительство, так называемых, «мусорных островов». Острова проектируются из переработанной бумаги, пепла и других остатков после сжигания отходов. Такие территории полезно используются под аэропорты, элитное жилье, металлургические заводы, парки.
Особенности обращения с отходами в Китае. Китай до 2018 года являлся крупнейшим импортером отходов производства и потребления из других стран. Доля импорта отходов достигала по стране 45%, но, из-за существенного экологического загрязнения, Китай в последние годы отказался от этой практики и решает внутреннюю проблему отходов. Основным видом обращения с отходами в Китае является их сжигание. В 2020 году доля сжигаемых отходов в среднем по стране составила 50%.
В настоящее время меры по сокращению и улучшению системы обращения с отходами сводятся к следующим:
– Осуществляется раздельной сбор отходов в специализированные контейнеры, в данном случае затрагиваются такие отходы как: органические, пластиковые, стекло и бумага. Культура раздельной сортировки в настоящее время только начинает формироваться.
– Введены штрафы для юридических лиц при отсутствии сортировки. Личная ответственность граждан на сегодняшний день не предусмотрена.
– Создана программа стимулирования граждан к осуществлению раздельной сортировки отходов, которая заключается во введении специализированных бонусов, которые возможно использовать для оплаты мобильной связи и некоторых товаров.
– Устанавливаются автоматы для осуществления сбора пластиковых бутылок, за сдачу тары население получает определенную сумму на баланс банковской каточки.
– Помимо государственных служб сортировкой отходов занимаются многочисленные коммерческие организации [11].
Таким образом, на сегодняшний день в Китае нет устойчивой системы комплексного управления отходами.

Опыт Швеции по обращению с отходами. Швеция является на сегодняшний день европейским лидером в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Страна характеризуется низкими темпами роста отходов и существенно высоким уровнем их переработки. Средний процент переработки по стране составляет 80%, 19% — это сжигание отходов, а только 2% — это вывоз отходов на полигоны. Государственная политика Швеции направлена на то, чтобы свести вывоз отходов на полигоны к нулю и впоследствии брать на переработку отходы соседних стран. Заводы для мусоросжигания и полигоны находятся в государственной собственности, тогда как установки по переработке и утилизации отходов находятся в муниципальной собственности, частные инвестиции в основном проходят в энергетический сектор и сферу переработки отходов, то есть инвесторам выгоднее всего вкладывать денежные средства в механизмы сжигания отходов и получения из них впоследствии полезной энергии. Ответственность за систему обращения с отходами несет Министерство окружающей среды, а общий контроль за схемой управления отходами обеспечивает Шведское природоохранное агентство. В муниципалитетах управление отходами осуществляется муниципальными властями.
К основным инструментам стимулирования внедрения механизмов переработки отходов относятся:
– жесткая политика государства в части сортировки отходов;
– производственный сектор несет ответственность за переработку отходов, которые возникают в процессе производства и последующего применения продукции производителей (в основном касается тары и упаковки);
– установлен запрет на захоронение и размещение на полигонах для таких типов отходов как биоразлагаемые и горючие;
– для домохозяйств и муниципалитетов устанавливается плавающая ставка по экологическому сбору в зависимости от выполнения условий переработки и сортировки отходов, а также она зависит от объема, веса и частоты вывоза отходов производства и потребления.
Успехи Швеции, прежде всего, связаны с тем, что Швеция создала систему правления отходами, которая четко контролируется государством. Отходы в Швеции, прежде всего, считаются вторичным материальным ресурсом, из которого выгодно извлечь пользу, поэтому в стране предпочтительнее методы переработки.
Важно также отметить, что в системе обращения с отходами существенно разделена ответственность: домохозяйства обязаны организовывать сортировку и обращение с отходами на своей территории, а вывоз осуществляется специализированными организациями. Стоимость вывоза в среднем по стране составляет с 1 квартиры 2000 шведских крон в год. Отходы вывозятся по фракциям всю неделю, что позволяет полностью контролировать весь процесс. Местные власти осуществляют сбор отходов, которые образуются от кафе, ресторанов, магазинов и учреждений. Также существует отдельная ответственность производителей, согласно которой производители ответственны за сбор различных видов «своих» отходов. К ним можно отнести: различные виды макулатуры; электронные отходы; батарейки и фармацевтические продукты. В стране организованы специализированные центры по сбору крупногабаритных отходов, всего на данный момент в стране 650 таких центров. Также в Швеции функционирует сеть мусоросжигающих заводов и специализированных рециклирующих станций, финансирование этой деятельности лежит на производителях, так как им необходимо осуществлять переработку тары, упаковки и прочих сопутствующих отходов.
Например, на юге Швеции в городе Линчепинг построен завод, вырабатывающий биогаз из органических отходов. В среднем завод за год перерабатывает 2000 тонн животного навоза и более 36 тыс. тонн других органических отходов. На биогазе в городе работают более 100 автобусов, а также биогазовый поезд. Основным видом топлива для него является транспортный метан. В Стокгольме метаном обеспечивается более 90% общественного транспорта страны. К 2025 году государство планирует полностью отказаться от традиционного топлива. Положительными результатами данной системы является существенное снижение издержек, а использование отходов для отопления и горячего водоснабжения домов в Швеции позволило сократить коммунальные расходы населения в 2 раза.
Швеция создала эффективную систему обращения с отходами за счет следующих особенностей:
– В стране создана связанная система государственного и муниципального управления отходами, а также система нормативно-правового регулирования, затрагивающая все сферы жизни общества.
– Четкое разделение ролей и ответственности между всеми участниками системы обращения с отходами: государством, региональными и муниципальными властями, населением и промышленным комплексом.
– Определенна структура управления отходами, которая позволяет охватить и использовать все виды отходов и извлечь ценные фракции в процессах их сортировки, сжигания и переработки.
Опыт Дании в сфере переработки отходов. Дания также является страной с успешным опытом использования отходов как вторичных материальных ресурсов.
Важен опыт Дании и в части государственно-частного партнерства, ярким примером является мусоросжигающий завод в Роскилде. Данный завод является экологическим индустриальным парком. В данном случае сельскохозяйственные отходы перерабатываются в биоэтанол, а дальше другая компания выкупает их. Процесс сжигания на местной ТЭЦ позволяет произвести электрическую энергию, а образующиеся в процессе отходы приобретает компания производящая гипс [7].
Таким образом, осуществляется комплексное управление отходами и использование их как сырья и материалов в замкнутом технологическом цикле.

Система обращения с отходами Нидерландов. Данная система во многом совпадает с принятыми на сегодняшний день в Европе. Отличительной особенностью Нидерландов является государственная политика перехода к циркуляционной экономике. Введена в действие государственная программа «Циркуляционные Нидерланды к 2050 гг.», согласно данной программе к 2030 году необходимо на 50% сократить потребление первичных материальных ресурсов. Данная цель инициировала максимальное повторное использование товаров и рассматривание отходов как вторичных материальных ресурсов и ценных компонентов для отказа от сырьевой экономики. Одновременно по ряду товаров увеличился их жизненный цикл, производители стали предусматривать повторное использование отдельных групп товаров, к которым относятся товары компьютерной техники и другие группы товаров, содержащие офисный пластик. В секторе отходов биологического происхождения выделено 34 типа отходов. Укрупненно данные типы отходов подразделяются на 3 вида: первичные, вторичные и третичные. Основную группу отходов данного типа составляют сельскохозяйственные отходы. Экономистами было посчитано, что вторичное использование сельскохозяйственных отходов позволит повысить прибыль страны в среднем на 1 млрд в год [2].
Частью программы циркуляционной экономики стала подпрограмма «циркуляция городов». Например, Амстердам ориентирован на полный переход к возобновляемым источникам энергии во всех сферах. Была создана специализированная онлайн-карта городов, которая позволяет выявить узкие места в процессе и определить направления экономии материальных потоков, а также позволяет создать дополнительные рабочие места.

Обращение с отходами во Франции. В стране развивается экологическое направление, которое, в первую очередь, ориентировано на борьбу с отходами от производственной и непроизводственной деятельности:
– проведение процедуры раздельного сбора отходов с их глубокой сортировкой;
– произведена замена пластика на альтернативные варианты, на сегодняшний день в стране перерабатывается до 25% пластика;
– активно используются различные технологии переработки отходов — в стране более 300 заводов по вторичной переработке сырья, существенно увеличилось количество мусоросжигающих заводов;
– во Франции также осталась проблема «мусорного» туризма — из-за значительных налогов граждане других стран привозят мусор во Францию, сейчас эта проблема решается на законодательном уровне [3].
Обращение с отходами в Российской Федерации. В Российской Федерации обращение и управление отходами различно по регионам страны, но основным механизмом является вывоз отходов на полигоны. На сегодняшний день во многих регионах развиты первичные механизмы сортировки отходов. В настоящее время отсутствуют механизмы стимулирования населения к сокращению объемов ТКО, система обращения находится в основном в ведении единого регионального оператора. Он же и устанавливает правила обращения на территории региона [10].
Рис. 2. Схема технологического процесса экологического индустриального парка в Роскилде

Инструменты развития сферы управления отходами производства и потребления
В настоящее время существует множество противоречий между экологическими и экономическими целями развития регионов Российской Федерации.
Отсутствие предпосылок и рациональных условий стимулирования деятельности по использованию вторичных ресурсов влечет за собой низкий объем вовлеченных в оборот и рециклинг отходов производственного и непроизводственного характера.
На сегодняшний день для России необходимо пересмотреть существующие и введенные в действие на уровне регионов методы, инструменты и элементы управления деятельностью по применению вторичных материальных ресурсов. Данные меры необходимо внедрять в каждый отдельный регион с учетом специфики его социально-экономического развития, особенностью деятельности, экологической обстановкой и другими факторами [5].
Основное место в концепции должно принадлежать положению, что вторичные ресурсы должны рассматриваться как товарная продукция — вторичное сырье, которое необходимо использовать в максимальных объемах в оборотных замкнутых циклах предприятия.
Именно стимулирование становления и развития рынка вторичных материальных ресурсов является необходимым элементом для создания экономически привлекательной отрасли по обращению с отходами [8].
Принципиальная схема взаимодействия субъектов данной сферы деятельности представлена на рис. 3.
Рис. 3. Модель муниципально-частного партнерства в отрасли по обращению с отходами производства и потребления

Следует обратить внимание на то, что, оказывая поддержку субъектам рынка вторичного сырья, то есть покупателям вторичных материальных ресурсов, можно обеспечить полную самоокупаемость и в дальнейшем доходность инвестиционных проектов по строительству заводов по обезвреживанию, переработке и утилизации отходов ТКО.
Наличие сформированного и гарантированного рынка сбыта для продукции вторичных материальных ресурсов позволит привлекать инвесторов, в том числе на условиях полного самофинансирования инвестиционной деятельности.
Это позволит создавать проекты без использования бюджетных средств, а привлекать их исключительно, как механизм гарантий.
На данный момент источником формирования денежных средств, направляемых на развитие данной отрасли, является Экологический сбор. Однако распределение сумм, сформированных благодаря этому сбору, в региональном разрезе является диспропорциональным. За счет аккумулированных денежных средств осуществляются точечные проекты, не имеющие системного воздействия на экономическое развитие большинства регионов в области утилизации отходов.
При этом средства от данного сбора могут идти в профильные Фонды поддержки, располагающиеся на территории Российской Федерации, и направляться не на строительство, реконструкцию или модернизацию предприятий, а на поддержку предприятий, использующих вторичные материальные ресурсы (как вариант, возможное дополнительное оснащение производственным оборудованием), а также на субсидирование пониженных ставок единых тарифов (на сбор, транспортировку, захоронение отходов) при сортировке ТКО.
Расчет типового предприятия по обезвреживанию, переработке и утилизации отходов ТКО показал, что такого рода проект может быть экономически целесообразен при создании требуемой инфраструктуры.
Таким образом, предполагается, что именно на эти цели и должны быть направлены инструменты поддержки отрасли по обращению с отходами производства и потребления.
Рис. 4. Функции муниципальных органов власти для поддержки отрасли по обращению с отходами

Муниципальные органы власти должны обеспечивать сопровождение проекта во временном диапазоне, гарантировать доступность финансовых ресурсов при неблагоприятных рыночных условиях и необходимости дополнительного кредитования, создавать условия для информационного взаимодействия.
Муниципальные органы власти должны обеспечивать информированность местного населения [9; 12]:
– о необходимости селективного сбора отходов;
– о системе стимулирования (например, о пониженных коэффициентах по тарифам, при условии сортировки ТКО);
– о проектах, реализующихся в регионе и их уровне безопасности, а также преследуемым целям.
Также необходимо:
– обеспечить предприятия, функционирующие в регионе, информацией о доступности вторичного сырья и закупочных ценах;
– обеспечить прозрачность информации о количестве, составе, качестве отходов, системе транспортирования до объектов переработки и т.д.
На муниципальные органы власти ложится создание условий для стабильности входящего потока ресурсов, и обеспеченности сбыта, то есть исходящего потока (рис. 4), что становится наиболее проблемной областью.
В этой сфере необходимо разрабатывать более глубокие управленческие подходы. В частности, опираться на активизацию инновационной деятельности.
Рис. 5. Формирование структурного подхода к управленческим решениям в области обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов

За счет инновационных решений возможно обеспечивать востребованность вторичных материальных ресурсов. На данный момент в промышленности Российской Федерации не предусмотрено требуемое их потребление. Под это не созданы технологические решения, в данном направлении ведется мало научных разработок. Данная динамика отражается и в тех проектных решениях, которые внедряются на данном этапе поддержки отрасли. Так как развивать рынок вторичного сырья затруднительно, принимаются проекты к реализации, нацеленные в первую очередь на сжигание отходов ТКО, с минимальным извлечением полезных фракций.
Основные цели устойчивого развития регионов связаны не просто с возможностью утилизации отходов, что безусловно тоже необходимый шаг в сложившейся ситуации, а максимальным рециклингом и обеспечением замкнутой системы обращения с отходами производства и потребления на территории каждой отдельной агломерации.
Инструментом обеспечения внедрения рециклинга на предприятиях может быть [1; 4]:
– льготное стимулирование;
– обеспечение доступности и гарантированность требуемых объемов вторичных материальных ресурсов;
– развитие технологических и технических решений (рис. 5).
При формировании замкнутого цикла обращения отходов необходимо достичь многократного использования материальных ресурсов. В реальности, на данный момент -это практически невозможно (так как нет рынка вторичных материальных ресурсов), однако проекты предприятий по принципу «малоотходного производства» уже существуют.
Согласно проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:
– Зарубежный опыт обращения и управления отходами направлен на жесткое государственное регулирование деятельности в сфере обращения и максимально направлен на переход к переработке отходов, их использования как вторичных материальных ресурсов.
– Есть ряд стран в которых стараются максимально использовать отходы как вторичные материальные ресурсы. К таким странам относятся Нидерланды, Швеция, Дания.
– В мировой практике присутствуют механизмы регулирования и стимулирования различных категорий населения и промышленности к сортировке и переработке отходов, в Российской Федерации данные механизмы только начинают развиваться и использоваться.
– В России необходимо разрабатывать методы и инструменты стимулирования как промышленного комплекса, так и населения регионов к внедрению принципов раздельного сбора отходов и их последующей переработки. Это возможно с помощью системы обращения с отходами, в которой они будут восприниматься как вторичный материальный ресурс и будут нести особую ценность.
– В исследовании представлены схемы управления отходами как вторичными материальными ресурсами в рамках регионального развития, а также схемы муниципального — частного партнерства для финансирования регионального развития системы обращения с отходами. Данные направления являются перспективными и позволяют создать комплексную систему управления отходами.


Список использованных источников:
1. Воропанова Л.А. Переработка отходов вольфрамового производства: монография. — Владикавказ: 2020. — 430 с.
2. Картушина Ю.Н., Желтобрюхов В.Ф. Методы переработки твердых отходов: монография / Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград: ВолгГТУ, 2016. — 96 с.
3. Кирильчук И.О., Барков А.Н. Информационно-аналитические системы управления отходами: монография / Федеральное гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Юго-Западный гос. ун-т». — Курск: Юго-Западный государственный университет: Университетская книга, 2015. — 111 с.
4. Ларионов В.Г., Павленков М.Н., Воронин П.М. Организация и управление твердыми коммунальными отходами города в рамках экологического менеджмента: монография / Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. — Москва: Дашков и К°, 2018. — 365 с.
5. Макаров П.В. Совершенствование системы обращения с твердыми коммунальными отходами: автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата экономических наук: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». — Москва, 2016. — 29 с.
6. Меркулина И.А., Харитонова Т.В., Васильева О.Н. Методы эффективного обращения с отходами производства и потребления на основе экономики замкнутого цикла: монография / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет). — Москва: Дашков и К°, 2020. — 181 с.
7. Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза: аналитический обзор / Институт научной информации по общественным наукам. — Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2017. — 54 с.
8. Островский Н. В. Обращение с отходами. — Москва: Дашков и К°, 2020. — 537 с.
9. Скобелев Д.О., Марьев В.А, Шубов Л.Я. Анализ рынка оборудования и рекомендации по его использованию в технологиях управления отходами / Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» ФГАОУ «НИИ «ЦЭПП». — Москва: Сам Полиграфист, 2018. — 199 с.
10. Соколов Л.И., Кибардина С.М., Фламме С., Хазенкамп П. Сбор и переработка твердых коммунальных отходов: монография. 3-е изд. — Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. — 172 с.
11. Чувилова О.Н., Калашникова Е.Ю., Болдарева Ю.О., Панков С.А. Финансово-экономические механизмы разработки программы управления отходами потребления в регионах: монография / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. — 145 с.
12. Шевчук А.В., Анисимов С.П., Бакунев Я.В. Управление отходами в современной России: монография / под ред. А.В. Шевчука. — Москва: Белый Ветер, 2021. — 557 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия