| | Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022 | | ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ | | Разумовский В. М. зав. кафедрой региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор географических наук, профессор, заслуженный географ РФ Бездудная А. Г. зав. кафедрой менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор
| |
| | Ключевые слова: Арктика, особо охраняемые природные территории, Арктический шелковый путь | ББК У03(2Р1)74 Стр: 218 - 220 | 6 декабря 2021 года состоялся круглый стол «Актуальные проблемы развития Арктической зоны России», организованный Научно-образовательным центром (НОЦ) эколого-экономических исследований Арктики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Модератором выступил научный руководитель НОЦ эколого-экономических исследований Арктики, профессор В.М. Разумовский.
В ходе работы круглого стола были обсуждены следующие вопросы.
Проблемы развития экономики Российской Арктики являются традиционным направлением научных исследований Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Ряд профессоров и доцентов Университета профессионально связаны с исследованиями проблем и перспектив социально-экономического развития арктических регионов.
Сотрудниками Университета, в частности кафедры региональной экономики и природопользования, выполнялись хоздоговорные и научно-исследовательские работы, посвященные социально-экономическому развитию северных территорий, в том числе обоснование схем территориального планирования Камчатского и Красноярского краев, а также проекты национальных парков «Беломорско-Кулойское плато» и «Онежский полуостров».
Усиливающаяся в последние годы актуальность вопросов ускоренного развития полярных территорий и наличие соответствующих высококвалифицированных специалистов создали благоприятные условия для организации в структуре Санкт-Петербургского государственного экономического университета нового научно-образовательного подразделения — Центра эколого-экономических исследований Арктики.
Основные цели создания Центра — мобилизация интеллектуального и инновационного потенциалов Университета для решения важной государственной задачи, включение Университета в состав ведущих организаций, работающих в областях социально-экономического развития и кадрового обеспечения арктических регионов. повышение имиджа и конкурентоспособности Университета в соответствующих исследовательской и образовательной сферах.
Научно-исследовательская деятельность Центра включает следующие направления:
– методолого-теоретические обоснования стратегий и проектов регионального развития полярных территорий на основе инновационного эколого-экономического подхода;
– исследования в областях рационализации природопользования, пространственной организации производства и расселения, сохранения природного разнообразия и культурного наследия арктических регионов;
– прикладные разработки, направленные на решение конкретных региональных и отраслевых проблем природопользования в условиях Арктики;
– экспертная и консалтинговая деятельность.
В настоящее время завершаются исследования по проекту «Российская Фенноскандия», выполняемого по гранту Русского географического общества
Цель проекта — разработка системы мероприятий, направленных на сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия крупного уникального региона — российской части Фенноскандии в составе Кольского п-ва и Карелии.
Предполагается также формирование концепции международной макрорегиональной полифункциональной природоохранной системы на эколого-экономической основе.
Задачи проекта полностью соответствуют задачам Баренцева сотрудничества — «способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития». Проект не имеет отечественных и зарубежных аналогов.
Практическая значимость Проекта обусловлена предложениями по формированию системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и ландшафтно-экологического каркаса для макрорегиона как функциональных составляющих пространственного планирования. Результаты Проекта могут быть реализованы как в целом по Баренцеву Eвро-Арктическому региону, так и по отдельным входящим в его состав территориям.
Предполагается тесная связь научно-исследовательской деятельности Центра с образовательным процессом, привлечение к научным исследованиям студентов, предоставление им мест прохождения учебной и производственной практик.
Образовательная деятельность Центра будет направлена на подготовку и повышение квалификации специалистов в сферах социально-экономического развития, природопользования и охраны окружающей среды в условиях Российского Севера. В структуре образовательной составляющей создаются магистратура, курсы переподготовки и повышения квалификации работников арктических регионов.
Центр создается высококвалифицированными специалистами, в том числе имеющими солидный практический, включая экспедиционный, опыт полярных исследований и постоянные научные контакты с соответствующими отечественными и зарубежными образовательными, научно-исследовательскими и проектными организациями и коллегами.
Формирование Центра осуществляется при взаимодействии с Русским географическим обществом, в частности с Комиссией РГО по территориальной организации и планированию
Предполагается также сотрудничество с ведущими российскими учеными и специалистами, исследовательскими и образовательными организациями Санкт-Петербурга. Приглашаем, уважаемые коллеги, к сотрудничеству.
На Круглом столе, прошедшем 06.12.2021 г. Были заслушены следующие доклады, тезисы которых приводятся ниже.
С.В. Бабич, к.э.н, доцент кафедры региональной экономики и природопользования «Энергетика в экономическом пространстве «Арктический Шелковый Путь».
Перспективы расширения возможностей эксплуатации «Северного морского пути» в рамках инициативы «Новый шелковый путь» не вызывают сомнений в экспертном сообществе. Более короткие сроки доставки продукции этим транспортно-логистическим маршрутом обусловливают его основные эксплуатационные преимущества. Важными эксплуатационными преимуществами для деятельности транспортно-логистических компаний в этом «коридоре» также являются работа в таможенно-правовом пространстве одного государства, России, и обеспечение экономической безопасности.
Единственным недостатком «Арктического Шелкового Пути» является его более «суровые» климатические условия, по сравнению с другими морскими путями, что обусловливает необходимость эксплуатации судов с повышенными «арктическими» характеристиками. В то же время это является важным фактором инновационной и, соответственно, инвестиционной привлекательности «арктического» судостроения.
Более «хрупкие» условия хозяйственного использования арктических морских и прибрежных «экосистем» обусловливает необходимость внедрения в эксплуатацию судов, использующих более «экологичные» виды судового топлива — сжиженный природный газ (СПГ), электричество, гидрогенное топливо. Это подразумевает и организацию сервисного обслуживания, что открывает возможности диверсификации хозяйственной деятельности в прибрежных арктических регионах России. Расширение перспектив эксплуатации экономического пространства «Арктического Шелкового Пути» позволяет вовлечь в общую транспортно-логистическую систему и «транспортные возможности» рек Арктического бассейна. Все это вместе обусловливает необходимость формирования совершенно новой системы энергетического обеспечения в арктическом секторе Российской Федерации, построенной с учетом лимитирующих условий экологической безопасности.
В качестве наиболее перспективного направления развития энергетики «Арктического Шелкового Пути» следует рассматривать «гибридную» энергетику, объединяющую различные варианты «альтернативной» энергетики (ветровой, солнечной, переработки отходов, гидрогенной) с достижениями атомной энергетики (плавучие АЭС) и энергетики, базирующейся на природном газе, в том числе СПГ.
Н.А. Ермакова, к.э.н, доцент кафедры региональной экономики и природопользования «Проблемы использования ООПТ для сохранения ценных видов рыб».
На территории России создан ряд ООПТ, главной задачей которых является сохранение и восстановление природных популяций ценных видов рыб. Введение режима ООПТ вызывает недовольство местного населения, т.к. ограничивает их возможности в экономической деятельности и отдыхе. Разработанные меры по сохранению природных популяций этих рыб разнообразны: от просветительской работы с местным населением до организации ихтиологических заказников, проведения работ по искусственному воспроизводству. Отмечается необходимость улучшения экологической обстановки в бассейнах рек. В сообщении был рассмотрен опыт по сохранению и восстановлению природных популяций атлантического лосося в Норвегии, Канаде и США. В США не используется для этой цели режим ООПТ, а выделяется так называемая «критическая среда обитания», в пределах которой вся деятельность, санкционированная федеральными ведомствами США, должна быть предварительно согласована с Национальным управлением океанических и атмосферных исследований Министерства торговли США (NOAA), чтобы гарантировать, что эта деятельность не разрушит или не ухудшит эту критическую среду обитания охраняемого вида. Правительство Канады проводит специальную «Политику по сохранению дикого лосося». Критическая среда обитания включает все многолетние реки, ручьи, эстуарии и озера, связанные с морской средой, за исключением некоторых территорий.
И в Канаде, и в США работы по сохранению и восстановлению природных популяций атлантического лосося проводятся при активном участии общин коренных народов (с использованием их многовекового опыта). Созданы специальные фонды, финансирующие эти работы, причем часть средств составляют пожертвования.
Н.С. Зинчик, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и инноваций «Циркулярная экономика как драйвер развития арктического региона».
В докладе рассматривались особенности построения экономики замкнутого цикла в агломерациях арктических территорий с населением не более 300 тыс. чел. Была отмечена обособленность субъектов хозяйственной деятельности, определены проблемы с логистическим плечом доставки как отходов, так и результатов переработки в виде вторичных материальных ресурсов (ВМР).
Ограниченность территориальной локации является как сдерживающим фактором, так и стимулом к развитию циркулярной экономики. В докладе были рассмотрены качественные условия для поддержки отрасли по переработке отходов производства и потребления. Особенности создания благоприятных условий для инвесторов.
Также были определены узкие места, препятствующие данному развитию на данный момент, в частности акцент был сделан на наличии требуемых открытых источников данных по морфологическому составу отходов, по потенциальному пулу предприятий — потребителей ВМР, по необходимости технологического перевооружения предприятий для применения ВМР в регионе присутствия. Выделено перспективное направление цифровизации данной сферы. Рассмотрены проблемы негативной реакции населения на развитие отрасли в регионе и предложены направления координации деятельности всех заинтересованных сторон.
В докладе отмечено, что развитие данного направления соответствует целям муниципальных программ развития регионов, так как нацелено на повышение качества жизни, обеспечивает новые рабочие места, сокращает количество отходов, идущих под захоронение и повышает экологическую безопасность.
О.О. Дымова, аспирант кафедры менеджмента и инноваций «Вопросы кадрового обеспечения инвестиционной деятельности в Арктической зоне России».
В докладе рассматривались проблемы, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ, в частности, вопросы кадрового обеспечения инвестиционной деятельности. Была подчеркнута необходимость поиска новых подходов к регулированию инвестиционной деятельности, которые бы позволили повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов с целью реализации установленных стратегических приоритетов социально-экономического развития.
Отмечены особенности и проблемы инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ: минерально-сырьевая, добывающая направленность региона; большой объем требуемых инвестиций, в том числе за счет потребности в высокотехнологичном инновационном оборудовании и технологиях; низкое развитие транспортной инфраструктуры.
Особо в докладе были подчеркнуты проблемы низкой плотности населения и высокого миграционного оттока, которые, в свою очередь, вызывают снижение качества человеческого капитала, критически важного ресурса при реализации масштабных инвестиционных проектов.
В качестве причин низкой обеспеченности инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ высококвалифицированными кадрами отмечено: «сближение» «северной» заработной платы с заработной платой в других регионах; неблагоприятные погодные условия; проблемы взаимодействия инвесторов, органов исполнительной власти и образовательных учреждений в части совместного стратегического планирования кадрового обеспечения; низкая степень информирования населения о перспективах развития региона, в том числе о реализуемых или планируемых к реализации проектах.
Конструктивные комментарии к докладам и высказывания по обсуждаемым вопросам прозвучали в выступлениях главного редактора журнала «Проблемы современной экономики», д.э.н. профессора кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета Н.Ф. Газизуллина и врио декана факультета Информатики и прикладной математики, доцента кафедры менеджмента и инноваций к.э.н. Д.С. Юдина.
В заключение участники круглого стола выразили благодарность его организаторам и отметили полезность и целесообразность проведения подобных мероприятий. | |
|