| | Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Мокроносов А. Г. профессор Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук Денежкина К. Л. аспирант Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
сотрудник АО Управляющая компания Аэропорты регионов
| |
| | В статье показаны факторы развития аэропорта Шереметьево в период кризиса, которые могут снизить риски снижения выручки в нестабильное экономическое время. Рассмотрены способы выхода аэропорта Шереметьево из кризисной ситуации | Ключевые слова: предпринимательская деятельность аэропорта, неавиационные доходы, регрессионная модель, кризис экономики, аэропорт Шереметьево | УДК 33; ББК 65 Стр: 227 - 229 | Современный аэропортовый бизнес интегрирован в сложные экономические отношения с внешней средой. Факторами, влияющими на развитие аэропорта, могут быть как внешние, так и внутренние. Большой потенциал в период кризиса у аэропорта имеет неавиационная деятельность, т.к. именно она не регламентируется тарифами ФАС.
Основные направления деятельности, которые влияют на доход аэропорта Шереметьево показаны на рис. 1. | | | Рис. 1. Виды предпринимательской деятельности аэропорта Шереметьево [2] | Следовательно, в рамках механизма формирования дохода аэропорта можно провести факторный анализ неавиационных доходов аэропорта Шереметьево.
Исходя из полученных данных годовой отчетности [5] определилась модель для проведения анализа факторов. Главными переменными в модели стали:
неавиационные доходы аэропорта Шереметьево;
площадь аэропорта Шереметьево;
расходы на рекламу аэропорта Шереметьево.
Исходный набор переменных обусловлен проверкой автокорреляции между показателями. Также по этим финансовым результатам и абсолютным значениям наблюдается устойчивый рост в течение 10 лет (рис. 1). Рост значений показывает, как влияние самого фактора, так и качественное управление данным направлением деятельности. | | | Динамика показателей аэропорта Шереметьево 2010–2020 гг.
Составлено авторами | Значимость показателей была определена именно в указанных значениях. Первичные данные для анализа указаны в табл. 1.
Таблица 1
Результаты деятельности аэропорта ШереметьевоГод | Неавиационные
доходы,
млн руб. | Площадь
аэропорта,
тыс. кв. м | Расходы
на рекламу
млн руб. |
---|
2010 | 1982 | 436675 | 150 | 2011 | 2883 | 510068 | 130 | 2012 | 3728 | 510068 | 125 | 2013 | 6733 | 513068 | 127 | 2014 | 6588 | 516068 | 145 | 2015 | 7300 | 519068 | 130 | 2016 | 9309 | 522068 | 156 | 2017 | 15382 | 525068 | 170 | 2018 | 17363 | 528068 | 180 | 2019 | 22388 | 623593 | 142 | 2020 | 24243 | 581293 | 146 |
Чтобы проследить влияние факторов при проведении исследования, были использованы данные за 10 лет. Результаты регрессионного анализа представлены в табл.2.
Таблица 2
Регрессионная статистикаМножественный R | 0,94 | R-квадрат | 0,89 | Нормированный R-квадрат | 0,86 | Стандартная ошибка | 2907,14 | Наблюдения | 11,00 |
Данная модель значима, т.к. показатели детерминации удовлетворяют значениям значимости показателей. По результатам исследования можно сформировать модель с коэффициентами регрессии. Соответственно, зависимость неавиационных доходов у аэропортов выглядит следующим образом (табл.3).
Таблица 3
Модель регресии факторов неавиационных доходов аэропорта Шереметьево№ п/п | Аэропорт | Модель регрессии | Показатели регрессии |
---|
1 | Шереметьево | Неав.дох.=-91149,7+0,14*пло-щадь+194,7*расходы на рекламу | Площадь аэропорта
Расходы на рекламу |
В период кризиса деятельность аэропорта подвержена сильным колебаниям. Для того, чтобы уменьшить риски и повысить свою эффективность и конкурентоспособность, аэропорт должен уделять внимание развитию неавиационной деятельности, а также руководствоваться рекомендациями ЦБ для организаций по выходу их кризиса.
Рекомендации ЦБ по выходу из кризиса для аэропорта предполагают распределять деятельность в определенных направлениях (рис. 2): Организация системы управления рисками и внутреннего контроля [4].
В политике в области управления рисками аэропорта и внутреннего контроля рекомендуется определить:
– наличие необходимых профильных знаний, профессионального опыта;
– соответствие требованиям профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для замещения соответствующих должностей в зависимости от вида деятельности, осуществляемого аэропорта.
Под политикой в области управления рисками и внутреннего контроля понимается верхнеуровневый документ в области управления рисками и внутреннего контроля. Наименование документа определяется аэропортом по его усмотрению с учетом подхода аэропорта к организации СУРиВК:
– применяемые подходы и методы управления рисками, в том числе к идентификации, классификации, оценке, приоритизации рисков, определению критериев существенности;
– порядок взаимодействия органов управления и работников аэропорта, сроки выполнения отдельных процедур в области управления рисками и внутреннего контроля;
– состав и порядок формирования отчетности в области управления рисками и внутреннего контроля;
– порядок проведения оценки эффективности управления рисками и внутреннего контроля;
– порядок определения риск-аппетита;
– при необходимости — подходы к управлению рисками, а также организации внутреннего контроля по отдельным бизнес-процессам, подразделениям, проектам, программам и т.п.;
– подходы к коммуникации и доведению информации до исполнительных органов и совета директоров аэропорта.
Управление рисками и внутренний контроль является непрерывным цикличным процессом. На горизонте календарного года процессы СУРиВК реализуются в рамках цикла корпоративного управления рисками и внутреннего контроля (далее — цикл СУРиВК) [8].
Цикл СУРиВК представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов, в рамках которых на периодической основе реализуются процессы.
Новые точки роста компании аэропорта представлены в сфере развития неавиационных доходов, а именно, исходя из исследования, особое значение оказывает на развитие неавиационных доходов площадь аэропорта и расходы на рекламу. При эффективном управлении данными направлениями:
Каждый новый квадратный метр позволит увеличивать неавиационные доходы аэропорта Шереметьево на 0,001%;
Увеличение расходов на рекламу позволит увеличивать неавиационные доходы на 2%.
Таким образом: управление аэропортом предполагает не только системный менеджмент в период кризиса, но и развитие новых направлений неавиационной деятельности. В нашем случае, эффективный менеджмент аэропорта Шереметьево позволит данному аэропорту повысить свои неавиационные доходы. | | | Рис. 2. Цикл СУРиВК для предприятий по выходу из кризиса |
| |
|
|