Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Завгородний А. Ф.
профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук


Зарубежный и российский опыт функционирования особых экономических зон
В статье рассматриваются вопросы современного состояния и тенденции развития зарубежного и российского опыта функционирования особых экономических зон (ОЭЗ); раскрываются цели экономических зон; анализируются преимущества при создании ОЭЗ внутри территориальных границ; представлена классификация их типов; показан опыт функционирования ОЭЗ в зависимости от доходов и уровня экономического развития страны, определен перечень льгот, действующих в ОЭЗ США и Китая, анализируются основные тенденции развития экономических зон в России
Ключевые слова: особые экономические зоны, иностранные инвестиции, тенденции развития особых экономических зон, Китай — особые экономические зоны, США — особые экономические зоны
УДК 339.543.624; ББК 65.046.11   Стр: 70 - 72

Известно, что одним из основных факторов развития экономики государства в современных условиях выступают особые экономические зоны (ОЭЗ). Их создание позволяет привлекать как национальные, так и иностранные инвестиции для укрепления экономического и научного потенциал в регионах и различных отраслях. Механизм функционирования ОЭЗ не является чем-то новым. В качестве инструмента диверсификации экономики и регионального развития механизм функционирования реализуется во многих странах мира, принося определенную пользу. ОЭЗ получили широкое распространение после вступления в силу Международной конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур (Киотская конвенция), в положениях которой было введено понятие особые экономические зоны [6].
Экономические зоны исторически создавались с учетом достижения основных целей: привлечение иностранных инвестиций, снижение уровня масштабной безработицы, поддержка широкой стратегии экономических реформ, создание испытательных площадок для экспериментов в проведении новой экономической политики [5].
По мнению В.Р. Попова, государство получает определенные преимущества за счет создания ОЭЗ внутри территориальных границ, которые [9]:
– способствуют экспорту товаров и услуг;
– создают возможности для трудоустройства населения;
– развивают объекты инфраструктуры;
– предоставляют необходимые условия, для внешних инвесторов;
– помогают генерировать побочные эффекты для экономики остальной части страны;
– играют роль «испытательных площадок» для правительства при реализации либеральной деловой политики в перспективе.
Всемирный банк классифицирует типы ОЭЗ следующим образом (табл. 1).

Таблица 1
Классификация типов особых экономических зон [12]:

пп
Тип особой экономической зоныСодержание
1Зоны свободной торговлиГеографическая зона, где товары могут выгружаться, производиться, храниться, обрабатываться или изменяться, реэкспортироваться в соответствии с определенными таможенными правилами, не облагаться таможенными пошлинами.
Зоны свободной торговли обычно организуются вокруг крупных морских портов, международных аэропортов и национальных границ, которые в основном представляют собой районы с множеством географических преимуществ для торговли.
2Зоны экспортной обработкиТип зоны свободной торговли, обычно создаваемый в развивающихся странах их правительствами для поддержки промышленного и коммерческого экспорта. Это промышленный комплекс, обычно огороженный площадью от 10 до 300 гектаров, специализирующийся в производстве на экспорт. Его цель — привлечь иностранных инвесторов, партнеров и покупателей, которые могут облегчить выход на мировой рынок некоторых видов промышленных товаров, создавая рабочие места и иностранную валюту. Предлагает фирмам условия свободной торговли и обширную нормативно-правовую базу.
3Комплексные особые экономические зоныПредставляют собой зоны большого размера, в которых проводятся различные промышленные, обслуживающие и городские работы. В некоторых случаях эти зоны могут охватывать целый город или юрисдикцию, например, Шэньчжэнь (город) и Хайнань (провинция) в Китайской Народной Республике.
4Индустриальные паркиЭто территория, зонированная и спланированная с целью промышленного развития. Индустриальный парк рассматривается как более тяжелая версия бизнес-парка или офисного парка, в котором есть офисы и предприятия легкой промышленности. Обычно они расположены за пределами основного жилого района города и обычно имеют хороший транспортный доступ, в том числе автомобильный и железнодорожный.
5Таможенные логистические паркиТаможенные логистические парки обслуживают торговые соглашения, похожие на таможенные склады, но в определенной географической зоне, иногда с возможностью международных портов. Предназначены для улучшения условий как для предприятий с иностранными инвестициями, так и для отечественных предприятий, для стимулирования развития региональных экономик, предлагая более эффективную логистику и услуги морских перевозок.
6Зоны городского предпринимательстваЭто области, реализующие стратегии, стимулирующие экономический рост и расширение. Они представляют собой ОЭЗ, в которой компании могут размещаться без определенных местных, государственных и федеральных налогов и ограничений. Предполагается, что они будут способствовать развитию неблагополучных районов за счет налоговой и нормативной отсрочки для предпринимателей и инвесторов, открывающих бизнес в этом районе.

Таблица 2
Опыт функционирования особых экономических зон в зависимости от уровня развития [13]

пп
Тип странЦели особой экономической зоныПреобладающие типы особых экономических зон
1Страны с высоким уровнем доходаОбеспечение эффективной платформы для сложных трансграничных цепочек поставок; недопущение перекосов в экономикеТолько логистические центры (не свободные индустриальные зоны). Инновации и цели новой промышленной революции осуществляются через научные парки без отдельной нормативной базы или через стимулы, не связанные с зонами
2Страны с уровнем дохода выше среднегоПоддержка перехода к экономике услуг; привлечение новых высокотехнологичных отраслей; сосредоточение на обновлении инновационных возможностейТехнологические зоны (НИОКР, высокие технологии, биотехнологии); специализированные зоны, нацеленные на отрасли с высокой добавленной стоимостью или сегменты цепочки создания стоимости; зоны услуг (финансовые услуги)
3Страны со средним уровнем доходаПоддержка промышленного обновления, содействие интеграции и обновлению глобальных цепочек добавленной стоимости; распространение технологий и вторичных эффектовСпециализированные зоны, ориентированные на отрасли с интенсивной цепочкой добавленной стоимости (автомобилестроение, электроника); зоны обслуживания (аутсорсинг бизнес-процессов, колл-центры)
4Страны с низким уровнем доходаСтимулирование промышленного развития и диверсификация; компенсация недостатков инвестиционного климата; осуществление бизнес-реформ в ограниченной области; концентрация инвестиций в инфраструктуру на ограниченной территории; ориентация на прямую занятость и экспортные выгодыМногофункциональные зоны, ресурсные зоны, направленные на привлечение перерабатывающих производств


Представленный в табл. 1 перечень экономических зон не является исчерпывающим. Существует более широкий спектр различных типов ОЭЗ и более широкий спектр терминологии, используемой для их описания.
Для определения специфики формирования и особенностей функционирования успешных ОЭЗ, проанализируем зарубежный и российский опыт.
В зависимости от доходов и уровня экономического развития страны ОЭЗ создают и развивают с разными целями. Новички в программах ОЭЗ (многие страны Африки), используют их для стимулирования производства, индустриализации и экспорта. Отдельные наиболее развитые страны мира используют ОЭЗ для стимулирования модернизации промышленности. В странах с переходной экономикой особую важность имеют зоны, ориентированные на технологии.
По мере роста напряженности в отношениях между Китаем и США обе страны начали использовать ОЭЗ в качестве инструмента экономической войны для достижения своих собственных геополитических целей. Так, в США основными целями создания ОЭЗ явились повышение конкурентоспособности промышленности на мировом рынке с помощью концентрации экономической активности в старо-промышленных районах, снижение уровня безработицы. В Китае основными целями являлись: желание экспериментировать с различными политическими методами, привлечение иностранного капитала, увеличение экспортной валютной выручки, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование конкуренции между регионами.
Согласно опубликованному в 2018 г. верифицированному списку особых экономических зон Китая их общее число составляет 2 тыс. 543 из которых 1 тыс. 991 — зоны регионального уровня [10]. Пять свободных экономических зон (СЭЗ), созданных на восточном побережье континентального Китая и на острове Хайнань в начале 80-х гг. прошлого столетия для привлечения иностранных инвестиций, в настоящее время продолжают играть важную роль в развитии национальной экономики. В 2018 г. суммарный объем их внешней торговли достиг 4,2 трлн юаней, в т.ч. экспорт — до 2,3 трлн юаней, импорт — до 1,9 трлн юаней. Общая доля СЭЗ во внешнеторговом обороте Китая составила 13,8% [10].
Для продвижения своих зарубежных интересов США используют ОЭЗ, но делают это реже, чем Китай. В США нет надежной внутренней программы ОЭЗ. В США насчитывается 250 экспортных зон переработки, все они предлагают относительно слабые стимулы и обслуживают почти исключительно промышленность импорта-экспорта. Большинство американских попыток создания зарубежных ОЭЗ предпринимались на Ближнем Востоке, но лишь немногие из них были успешными.
В особых экономических зонах США и Китая сегодня действует определенный перечень льгот (табл. 3).

Таблица 3
Перечень льгот, действующих в ОЭЗ США и Китая [4]

пп
СтранаЛьготы
1США– освобождение от «обратных» тарифов;
– освобождение от пошлин в случае реэкспорта;
– освобождение от пошлин на отходы, лом;
– еженедельная отчетность об отгрузках;
– отложенные во время уплаты пошлин.
2Китай– льготный налоговый режим предприятиям с иностранными инвестициями;
– ставка подоходного налога снижена в 4 раза и составляет 5%;
– в отношении земельного налога 5-летние каникулы, а далее 50% от действующей ставки;
– большое количество дешевой рабочей силы.


Один из масштабных федеральных проектов в России ОЭЗ, направленный на развитие экономики регионов страны путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Российские ОЭЗ создавались в целях развития обрабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных направлений развития экономики, туристско-рекреационной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий, производства новых видов продукции. На данный момент в России действуют 39 особых экономических зон четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны. В особых экономических зонах зарегистрировано 875 резидентов, создано 44,1 тыс. рабочих мест и осуществлено 560,22 млрд рублей инвестиций [8].
Среди представленных ОЭЗ наилучшие результаты показывала «Алабуга» — наиболее развитая и эффективная ОЭЗ России. «Липецк» уступает «Алабуге» по анализируемым показателям примерно вдвое, а «Титановая долина» — в десятки раз. Имея низкие показатели «Титановая долина» установила наилучший результат производительности труда на человека — 12,8 млн руб. несмотря на то, что рабочих мест в ОЭЗ было создано всего 763, что в 9,06 раз меньше, чем в «Алабуге».
Среди ОЭЗ другого типа ОЭЗ в Калининградской области входит в Топ-10 в международном рейтинге Global Free Zones of the Year, составляемым журналом FDi Magazine (подразделение The Financial Times). Такой прецедент в России случился впервые. Специальными наградами отмечены ОЭЗ — «Иннополис» в Республике Татарстан, «Дубна» в Московской области, «Технополис» в Москве. Признание российских экономических зон на международном уровне важно для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения иностранных инвесторов [3].
Основные результаты деятельности отдельных ОЭЗ промышленно-производственного типа функционирующих в России, представим в табл. 4.

Таблица 4
Основные результаты деятельности отдельных ОЭЗ промышленно-производственного типа функционирующих в России в 2020 г. [1]
ПоказательОЭЗ ППТ
«Алабуга»
ОЭЗ ППТ
«Липецк»
ОЭЗ ППТ
«Титановая долина»
Количество резидентов666519
Объем осуществленных бюджетных инвестиций, млн руб.168 790,580 015,712 710,7
Объем частных инвестиций, млн руб.134 69165 9358 130
Создано рабочих мест6 9174 491763
Производительность труда, млн руб./чел.11,96,612,8
Выручка резидентов, млн руб.82 597,2929 929,49758,0


Анализируя основные тенденции развития экономических зон в России, отметим, что первая тенденция связана с ростом числа заявок на создание экономических зон. С августа 2018 г. по май 2020 г. в Минэкономразвития России были представлены заявки на создание 17 новых ОЭЗ (Московская, Саратовская, Нижегородская, Смоленская, Астраханская, Курганская, Владимирская, Новгородская, Ульяновская области, в Республиках Башкортостан, Татарстан и Красноярском крае) [8].
Вторая тенденция — совершенствование режима ОЭЗ на ближайшую перспективу. Правительство России планирует уменьшить количество типов экономических зон (ОЭЗ, туристско-рекреационные, портовые), определить более четкие критерии отбора инвестиционных проектов, связанные с мультипликатором, налогами, рабочими местами. Минэкономразвития России подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [11].
В области устойчивого развития на период до 2030 г. представляется возможность развитию нового типа экономических зон — модельной зоны целей устойчивого развития (ЦУР). Такой тип зоны будет нацелен на привлечение инвестиций в деятельность, имеющую отношение к ЦУР, принятие высоких стандартов экологического, социального и корпоративного управления, соблюдение требований, содействие инклюзивному росту за счет связей и побочных эффектов [2].
Зарубежный опыт деятельности ОЭЗ, в т.ч. и в России, показывает достаточно высокие результаты, что в перспективе приведет к повышению желания инвесторов вкладывать средства в высокотехнологичные проекты. Это будет способствовать развитию соответствующих отраслей экономики и развитию регионов. В перспективе по всей России будет продолжаться работа по созданию оптимальных условий для развития бизнеса, включая внедрение ОЭЗ в тех регионах, где это наиболее целесообразно с точки зрения максимизации возможностей развития.


Список использованных источников:
1. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2020 // Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Москва: АКИТ РФ, 2020. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/5cdf79d1b333894973750b98b4cc9f10/Business_Navigator_2020.pdf (дата обращения 05.03. 2022)
2. Доклад о мировых инвестициях. Особые экономические зоны // Официальный сайт ЮНКТАД. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2019_overview_ru.pdf (дата обращения 05.03.2022)
3. Калининградская ОЭЗ попала в топ-10 рейтинга лучших экономических зон мира // ТАСС. URL: https://spec.tass.ru/polar-bear/?utm_source=tass&utm_medium=banner&utm_campaign=banner_branding (дата обращения 06.03. 2022)
4. Корнейко О.В., Лю Ин Сравнительный анализ свободных экономических зон в США, Китае и России в XXI веке // RJOAS. — 2017. — №  9. — С. 5–14. (дата обращения 01.03. 2022)
5. Мальчикова А.П. Сущность особых экономических зон. //Colloquium-journal. — 2021. — № 11 (98). С. 25–27. (дата обращения 01.03. 2022)
6. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур //СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения 01.03. 2022)
7. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 05.03. 2022)
8. Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 05.03. 2022)
9. Попов В.Р. Особые экономические зоны как инструмент управления инновационно-индустриальным развитием экономики региона // Colloquium-journal. 2019. №  2–5 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-kak-instrument-upravleniya-innovatsiionno-industrialnym-razvitiem-ekonomiki-regiona (дата обращения 03.03. 2022)
10. Регулирование свободных (особых) экономических зон. Путеводитель http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful- info/b2016/Путеводитель%20для%20бизнеса%20китай%202019.pdf. С.23, 73 (дата обращения 06.03. 2022)
11. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005. № 116-ФЗ //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 05.03. 2022)
12. Special Economic Zones: An Operational Review of Their Impacts //The World Bank. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29054 (дата обращения 03.03. 2022)
13. Tracking Special Economic Zones in the Western Balkans: Objectives, Features and Key Challenges // OECD. URL: https://www.oecd.org/south-east-europe/SEZ_WB_2017.pdf (дата обращения 03.03. 2022)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия