Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Давыдов И. П.
начальник организационно-аналитического
управления Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Функционирование отечественных предприятий в условиях рыночных отношений привело к замене существовавших ранее приоритетов, определяющих эффективность развития производства, новыми, приемлемыми для деятельности в условиях полной экономической самостоятельности и рыночной конкуренции. Перед производителями встали новые проблемы производственно-экономического характера, от решения которых теперь напрямую зависит уровень развития производства, и возникла дилемма: или адаптировать производство к изменяющимся внешним условиям и потребностям рынка, наращивая свой потенциал, или действовать, как прежде, зная при этом, что производство постепенно придет в упадок.
Одной из важных проблем является проблема обновления продукции предприятия. Ее решение тесно связано с состоянием организации и планирования НИОКР, производства, совершенствованием управления, развитием на предприятии новых видов деятельности, в частности, маркетинга, уточнением направлений специализации, совершенствованием производства для выпуска конкурентоспособной продукции. Достижение эффективной работы предприятия в условиях конкуренции и постоянно изменяющегося рынка невозможно без систематического обновления выпускаемой техники, быстрой перестройки производственного процесса, адаптации к возможностям выпуска новой продукции, спрос на которую диктуется рынком.
Процесс обновления продукции предполагает освоение и производство конкурентоспособной продукции с более высокими технико-экономическими и эксплуатационными параметрами. Обязательным требованием при этом является возмещение повышенных затрат на производство в период освоения с целью обеспечения рентабельности работы предприятия. Этот процесс должен сопровождаться решением ряда задач по обновлению продукции предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Направления организационно-экономической работы по обновлению продукции предприятия
Особой задачей при этом становится совершенствование нормативной базы. Система норм и нормативов должна учитывать циклы обновления осваиваемой и производимой продукции, а также затраты, связанные с процессом обновления. Нормативное управление обновлением изделий особенно важно для обеспечения пропорциональности процесса обновления продукции на предприятии (рис. 2).
Рис. 2. Система норм и нормативов управления процессом обновления продукции
Следует признать, что единой методологии определения периодов обновления продукции еще не создано (как в России, так и в других странах). Это связано с тем, что соответствующее исследование требует обязательного синтеза знаний в области техники, экономики, организации и управления, характеристики критериев, на основе которых должны определяться нормы и нормативы циклов обновления, методические основы построения норм и нормативов затрат на обновление продукции.
Изучение теоретического материала, а также анализ практики обновления изделий на предприятиях показывают, что идеи, определяющие их конструкцию и другие решения, обновляются в среднем каждые 10-12 лет. За этот период на базе этих идей разрабатываются от двух до четырех моделей одного и того же целевого назначения. При этом освоение последней модели в условиях стабильного серийного производства, как правило, совпадает с началом разработки новой идеи в научно-исследовательских подразделениях научно-технических организаций. Периоды старения идей (принципов) определяются полезностью изделия и характеризуют, таким образом, периоды или циклы обновления изделий. Освоение и начало стабильного серийного выпуска продукции совпадает с окончанием одного цикла обновления и началом другого. Продолжительность серийного выпуска практически не влияет на сроки обновления техники.
В результате в один и тот же момент времени промышленность выпускает изделия двух-трех поколений - по следующим причинам:
- высокой инерционности серийного производства, больших затрат на его подготовку и длительного срока окупаемости вложений;
- соответствующей технологической отлаженности конструкций;
- высоких параметров надежности, обеспечивающих эксплуатацию изделий в сроки большие, чем сроки старения идей (принципов);
- отсутствия заинтересованности изготовителя в быстрой сменяемости продукции и, как следствие, отсутствия конкуренции на рынке сбыта готовой продукции (отсутствия альтернативных предложений).
Рис. 3. Циклы производства и обновления продукции
А1 - А5 - изделия, сменяющие друг друга по мере старения идей - принципов.
А1 - изделие, выпуск которого прекращен.
А2 - А3 - фактически выпускаемые изделия.
А4 - А5 - прогнозируемые изделия.
П1 - П3 - серийный выпуск изделий.
t - периоды (циклы) обновления продукции.
Мц - момент целесообразного свертывания серийного производства.

На рис. 3 представлены графики циклов производства и обновления изделий одного назначения и одной конструктивной группы. Если бы по всем параметрам новая техника превосходила технику предшествующих поколений, было бы целесообразно прекращать выпуск старых моделей сразу же после окончания периода обновления идей (принципов) или спустя год, как показано на рис. 3 (точка Мц). Однако на практике такое происходит крайне редко, так как искусственное занижение сроков научных исследований и разработок по первым образцам изделий на новых принципах приводит к недостаточно качественным конструктивным и технологическим решениям, и ошибки исправляются в условиях серийного производства.
Не представляется также возможным установить функциональную зависимость между периодами обновления техники и продолжительностью ее серийного выпуска. Это не позволяет определить и объективный норматив продолжительности.
Сроки старения идей (принципов) зависят от ряда факторов. Совокупный учет факторов и правильная оценка их влияния на сроки замены изделий являются основой для разработки норм и нормативов обновления продукции.
Факторы, влияющие на цикл обновления, можно условно разделить на четыре группы: технические, социально-экономические, производственно-организационные, фоновые.
Технические факторы являются определяющими. Они характеризуют назначение и специфику каждого изделия, его экономическую и социальную полезность. Отражением технических факторов являются технические параметры изделий и физические принципы их функционирования. Технические параметры характеризуют различные атрибутивные признаки изделий, например, скоростные режимы, габариты, вес, мощность и др. Однако технические параметры в чистом виде очень редко выступают в качестве целевых ориентиров. Чаще всего их значения рассматриваются с технико-экономической точки зрения.
Технико-экономические показатели характеризуют взаимосвязь технических параметров и экономических результатов производства и потребления, учитывая влияние техники на динамику экономического развития, в том числе на повышение производительности труда, экономию ресурсов, улучшение эксплуатационных характеристик и т. д.
Поиск новых физических принципов действия и использование их при создании изделий, в конечном итоге, также направлены на достижение более высоких технико-экономических характеристик с целью получения различного вида эффектов (как у производителя, так и у потребителя).
Все эти факторы в совокупности определяют полезность разрабатываемой и производимой продукции и влияют на ее спрос, поскольку величина спроса определяется насыщенностью товарного рынка, т. е. условиями "фона": количеством выпускаемых изделий, их качеством, номенклатурой, а также размерами импорта.
Влияние на цикл обновления производственно-организационных факторов определяется, главным образом, наличием научно-технического задела, а также величиной затрат на освоение новой техники и сроками освоения.
В целом длительность цикла обновления обусловливается периодом эффективного использования изделия, сроками физического и морального старения, длительностью периода освоения.
Исходя из жизненного цикла изделия, его морального старения можно сделать вывод о том, что дальнейшая модернизация изделия на определенном этапе уже не позволит улучшить его технико-экономические характеристики и становится невыгодной как для производителя, так и для потребителя.
Цены на такие товары в результате падения спроса снижаются, уменьшая прибыль. Наступает момент, когда период совершенствования и модернизации изделий экономически и технически себя исчерпывает.
Анализ динамики затрат производителей и потребителей продукции позволяет выделить периоды с различной степенью эффективности производства и эксплуатации новой техники. Они и должны учитываться при разработке норм и нормативов обновления продукции.
Принципиальное значение для каждого производства в процессе обновления продукции приобретает при этом решение вопросов, связанных с определением размеров единовременных затрат на освоение новой техники.
Весь комплекс затрат Σ Зi , где i = 1, 2, ...6, включает:
З1 - затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
З2 - затраты на разработку технологии;
З3 - затраты на разработку и изготовление инструмента и технологической оснастки;
З4 - затраты на материально-техническое обеспечение;
З5 - затраты на планово-организационную подготовку производства;
З6 - затраты на профессиональное обучение работников.
Затраты на освоение новой техники, распределяемые во времени, выступают в качестве нормируемых, регламентирующих процесс обновления продукции. Характер норм и нормативов продолжительности освоения новой техники и затрат позволяет принимать решения о начале и окончании процесса освоения новой продукции, иметь реальные календарные планы освоения с учетом необходимых для этого ресурсов.
Нормативная база освоения новой техники должна разрабатываться с учетом циклов обновления и входить в систему планирования обновления продукции на предприятии. Обоснованное по времени и ресурсам производство новых изделий позволяет осуществлять производственную деятельность и с учетом возможностей товарного рынка, гарантирует более стабильную работу предприятия в условиях рыночной конкуренции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия