| | Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Гао Лэй аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье показано взаимодействие китайской экономической структуры и глобальной экономической системы. Представлены факторы зависимости мировых экономик от китайских производителей, а также зависимость факторов экономического развития Китая от мировых потребителей. В частности, рассмотрены современные тенденции китайской экономической модели и развитие мировой торговли в целом. Сделан акцент на торговле товарами и услугами, в чем отмечена абсолютная взаимосвязь Китая и его торговых партнеров. По проведенному анализу сделаны выводы и представлены некоторые рекомендации дальнейшего развития экономики Китая в условиях трансформации | Ключевые слова: Китай, КНР, экономика КНР, международная торговля, внешнеторговые связи, производство, интеграция, инвестиции, импорт и экспорт, товары, услуги | УДК 338.4 Стр: 105 - 109 | В настоящее время тенденция мирового экономического развития направлена на ускорение процессов новой индустриализации, определяющим вектором которой является системное инновационное развитие и формирование высокотехнологичных и интеллектуальных производств.
Под влиянием научно-технического прогресса в современных условиях быстрыми темпами развивается международная торговля, которая тесно связана с иностранными инвестициями, а также имеет национальные особенности каждой страны-участницы рынка товаров, услуг и уровни управления.
Международная торговля имела резкое сокращение в 2020 году, однако также резко восстановилась в 2021 году. Хотя общий объем торговых потоков в настоящее время значительно превышает допандемический уровень, воздействие на торговлю конкретными товарами, услугами и торговыми партнерами весьма разнообразно, что создает нагрузку на определенные сектора и цепочки поставок. Изменения в структуре торговли, вызванные пандемией COVID-19, за один год были такого же масштаба, как и изменения, обычно наблюдаемые на протяжении 4–5 лет. В конце 2021 года сохранялись значительные диспропорции между торговыми партнерами и продуктами, и не все накопленные потери от более ранних резких спадов были восстановлены.
Неоднородность торговых воздействий и изменений в торговых потоках по товарам и продукции означает высокие неопределенность и затраты на адаптацию, а также подразумевает дополнительные стимулы для потребителей, фирм и правительств к принятию новых или усилению существующих стратегий снижения рисков. Основным мировым вопросом до 2022 года стала пандемия Covid-19. Рассмотрим основные вопросы современных позиций мирового и, в частности, китайского общехозяйственного и товарного рынков подробнее.
Что сегодня происходит на мировом рынке товаров и услуг? 2020-й год ознаменовался одним из крупнейших сокращений объемов торговли и производства со времен Второй мировой войны. Спад, как мирового промышленного производства, так и торговли товарами в первой половине 2020 года был такой же глубины, как и в разгар глобального финансового кризиса. Тем не менее, они материализовались и исчезли быстрее, что способствовало U-образному восстановлению в 2020 году. Торговля продолжала активно расти в 2021 году и компенсировала некоторые, но не все накопленные потери от резкого спада, наблюдавшегося ранее.
Первоначальные ожидания двузначного сокращения мировой торговли товарами в 2020 году не оправдались. Примерно с середины 2020 года объем мировой торговли восстановился до до-пандемического уровня необычайно быстрыми темпами (рис. 1). | | | Рис. 1. Объем мировой торговли и промышленного производства [1] | Различия в воздействии на торговлю по различным категориям продуктов в 2020 году были не только больше, чем во время мирового финансового кризиса, но и больше, чем в любой другой год за последние два десятилетия. Структура торговли товарами значительно изменилась: торговля некоторыми из них резко упала (такие как топливо, автомобили, самолеты, механическое оборудование, сталь и пр.), в то время как торговля некоторыми другими товарами увеличилась (такими как средства индивидуальной защиты и фармацевтические товары, продукты питания, бытовая техника и электроника, и пр.).
В 2020 году в центре развития цепочки поставок была Азия, при этом значительный рост спроса на национальный экспорт наблюдался в Китае. Расстояния, пройденные импортными товарами в 2020 году, также продолжали увеличиваться, в основном благодаря тому, что Китай и другие азиатские страны восполняли пробелы в поставках, вызванные блокировками и изменениями спроса. Эти сдвиги произошли в контексте значительных потрясений в секторе международных перевозок.
В 2021 году как объем, так и темпы роста мировой торговли в годовом исчислении достигли исторического максимума в мае и июне [2]. Это отчасти является отражением серьезного сбоя в торговле в первой половине 2020 г. в сочетании с эффектом высвобождения отложенного спроса с 2020 г., а также смещением спроса с услуг на товары и свертыванием отставаний в международных цепочках поставок. Возобновился спрос, в частности, на нескоропортящиеся товары, производство и поставка которых могут быть отложены во времени, такие как полупроводники, пластик, мебель и велосипеды.
Во многих странах после периода временного снятия изоляции в конце 2020 года, начало 2021 года снова было отмечено волной блокировок и ограничений, которые повлияли на спрос, предложение и международную торговлю. Восстановление в первой половине 2021 года по-прежнему было неравномерным по странам, и его темпы со временем продолжали меняться. Рост торговли Китая, в частности экспорта, был заметно быстрее, чем у других крупных экономик, во второй половине 2020 года и начале 2021 года.
Разрыв в объемах мировой торговли товарами, сложившийся в мае 2020 г., был значительно сокращен в конце 2020 г. и на протяжении всего 2021 г. К ноябрю 2021 г. накопленный объем торговли, реализованный с начала пандемии, все еще был на 1% ниже обычного уровня (рис. 2). | | | Рис. 2. Торговый разрыв относительно мирового тренда [1] | Производство в Китае сильно пострадало в январе 2020 года, но оно восстановилось намного быстрее, чем производство в других регионах. Это способствовало удовлетворению спроса других стран на продукты локального производства и некоторые медицинские товары, и привело к резкому увеличению экспорта. Производство в США и Еврозоне восстановилось позже, и разрыв с историческими трендовыми объемами еще не был закрыт. В то время как импорт в еврозону тесно связан с производством, в Соединенных Штатах импорт вырос больше, чем промышленное производство, что свидетельствует о важных макроэкономических факторах, способствующих возникновению этих диспропорций. К ноябрю 2021 года совокупный дефицит экспорта Соединенных Штатов по-прежнему оставался отрицательным и составлял около 8%, в то время как дефицит импорта был закрыт в мае 2021 года и установился на положительном уровне 1,8% в ноябре, поскольку импорт был значительно выше допандемического тренда (рис. 3). | | | Рис. 3. Дефицит торговли и производства [1] | А что же сегодня с экономическим развитием Китая? Китай стал крупнейшей экономикой мира по паритету покупательной способности, производителем, торговцем товарами, а также держателем валютных резервов. Это, в свою очередь, сделало Китай крупным торговым партнером США, масштабным источником импорта и третьим по величине экспортным рынком США. Китай также является одним из основных иностранных держателей ценных бумаг казначейства США, которые помогают финансировать федеральный долг и поддерживать низкие процентные ставки в США.
Экономические реформы и либерализация торговли и инвестиций помогли превратить Китай в крупную торговую державу. Китайский экспорт товаров вырос с 14 млрд долларов в 1979 году до 2,5 трлн долларов в 2019 году, а импорт товаров вырос с 18 млрд долларов до 2,1 трлн долларов [3].
Быстро растущие торговые потоки Китая сделали его все более важным и, зачастую, крупнейшим торговым партнером для многих стран. Ежегодно росли такие показатели, как экспорт и импорт, периодически имея просадку, но непременно выходя на итоговые растущие показатели.
Становление и развитие экономики Китая, участие и завоевание стратегических позиций в мировой торговле можно проследить по следующим статистическим данным. Еще в 2009 году Китай, обогнав Германию, стал мировым лидером среди крупнейших экспортеров товаров, и вторым по величине импортером товаров (после США). В 2020 году сохранил лидерство в международных поставках машин и промышленного оборудования, доля которых составила 15,8%, в то время как Германии — 15,5%, [4, 5]. Уже в 2011 году Китай стал мировым лидером по размеру золотовалютных резервов, а в 2012 году вышел на первое место по обороту внешней торговли. Таким образом, в 2012 году Китай обогнал США и стал крупнейшей в мире экономикой по торговле товарами (экспорт + импорт). Доля Китая в мировом товарном экспорте выросла с 2,0% в 1990 г. до 12,1% к 2020 г. [4]. Проявляя активный рост экономики на фоне стабильного восстановления, а также улучшения эпидемиологической обстановки в январе-марте 2021 года, экспорт Китая вырос на 49,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 709,9 млрд долл., а импорт — на 28,0%, до 593,62 млрд долл.
Тремя крупнейшими экспортными рынками Китая стали США, ЕС, АСЕАН, в то время как его основными источниками импорта были ЕС, АСЕАН и Южная Корея. В табл.1 приведены официальные данные о торговле Китая с семью крупнейшими торговыми партнерами в 2021 г.
Таблица 1
Основные торговые партнеры Китая в 2021 г. (в млрд долл. США) [6]Страна | Общая
торговля | Китайский
экспорт | Китайский
импорт |
---|
ЕС | 681 | 408 | 273 | США | 631 | 477 | 154 | АСЕАН | 575 | 318 | 257 | Япония | 327 | 147 | 180 | Южная Корея | 313 | 109 | 204 | Гонконг | 310 | 302 | 8 | Тайвань | 225 | 48 | 177 |
Изобилие дешевой рабочей силы в Китае сделало его конкурентоспособным на международном уровне во многих недорогих, трудоемких производствах. В результате промышленные товары составляют большую долю торговли Китая.
Значительная часть импорта Китая состоит из частей и компонентов, которые собираются в готовую продукцию, такую как бытовая электроника и компьютеры, а затем экспортируются. Часто добавленная стоимость таких продуктов в Китае относительно невелика по сравнению с общей стоимостью продукта.
Топ-10 позиций экспорта Китая в 2021 году представлены в табл.2.
Таблица 2
Основные товары китайского экспорта в 2021 г. (в млрд долл. США) [7]Описание | Сумма | % от общего объема экспорта |
---|
Электрическое оборудование | 664 | 26,7 | Ядерные реакторы, котлы и машины | 429 | 17,3 | Мебель и постельные принадлежности | 96 | 3,9 | Пластмассы и изделия из них | 80 | 3,2 | Транспортные средства (кроме ж/д) и запчасти | 75 | 3,0 | Предметы одежды и аксессуары, связанные спицами или крючком | 74 | 3,0 | Изделия и аксессуары для одежды тканые | 71 | 2,9 | Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические инструменты и аппараты; их части и принадлежности | 71 | 2,9 | Изделия из железа или стали | 65 | 2,6 | Органические химикаты | 60 | 2,4 |
Основной импорт — это, прежде всего, электрические машины и оборудование; 44 вида минерального топлива; ядерные реакторы, котлы и оборудование, машины для автоматической обработки данных и машины для производства полупроводников; руды; оптические, фотографические, медицинские или хирургические инструменты. В число крупнейших экспортных товаров Китая вошли: электрические машины и оборудование; ядерное оборудование; мебель; пластмассы; транспортные средства.
Несмотря на положительные тенденции развития внешнеторговых связей Китая в условиях цифровизации можно выделить и ряд существующих на сегодняшний день проблем (рис. 4). | | | Рис. 4. Некоторые проблемы развития внешнеторговых связей Китая в условиях цифровизации | В настоящее время Китай испытывает глубокую реструктуризацию своей экономической модели. Политика, которая раньше использовалась для обеспечения быстрого экономического роста, повлекла за собой ряд издержек. Сильное загрязнение окружающей среды, усиление неравенства в доходах, избыточные мощности во многих отраслях, неэффективная финансовая система, рост корпоративного долга и многочисленные дисбалансы в экономике — все это привело китайскую экономику к неустойчивому и затратному экономическому росту. Поэтому назрела необходимость разработки новой модели экономического развития, основанной на инновациях, обеспечивающей здоровый экономический рост. Но для этого нужно эффективно провести новые экономические реформы.
Влияние китайской экономики на мировой рынок усиливается в связи с подъемом Китая в высшие эшелоны мирового экономического порядка. Подчеркивая его влияние на мировую экономику с точки зрения его аппетита к товарам, а также от зерна до энергии и металлов, в качестве ключевого двустороннего торгового партнера, важного инвестора в страны, богатые природными ресурсами, его статус локомотива все более утверждается, с тех пор, как он стал членом Всемирной торговой организации в 2001 году.
Десятилетиями экспоненциальный рост Китая зависел от экспорта, но сегодня страна, как и США, стремится сделать внутреннее потребительство своей отличительной чертой, чтобы задействовать свой растущий средний класс и сопутствующее ему богатство. Доход на душу населения в Китае вырос со 194 долл. в 1980 г. до 10 434 долл. в 2020 г., что привело к массовому переходу миллионов людей от аграрной экономики к промышленности и городскому образу жизни.
Внедрение китайской промышленности в мировую конъюнктуру представляет собой значимую силу. В последние годы экономика Китая быстро развивалась. Основные аспекты интеграции Китая с мировой экономикой в глобальном масштабе представлены на рис. 5. | | | vРис. 5. Интеграция Китая с мировой экономикой [9] | Следует рассмотреть основные пути влияния развития экономики Китая на общехозяйственную деятельность мировых стран по частям света [9]:
— Латинская Америка: с 2005 года Китай инвестировал в регион 150 млрд долл., что больше, чем совокупный кредит Всемирного банка, Межамериканского банка развития и Латиноамериканского банка развития CAF, 90% которого было направлено четырем странам: Венесуэла, Бразилия, Эквадор и Аргентина.
Китай использовал свое влияние, чтобы изолировать Тайвань, стратегического союзника Америки, вынуждая Панаму, Доминиканскую Республику и Сальвадор разорвать связи с Тайванем.
— Африка: Китай увеличил свои инвестиции в Африку более чем на 520% за последние 15 лет, превзойдя США в качестве крупнейшего торгового партнера Африки в 2009 г. и став крупнейшим экспортером в 19 из 48 стран Африки к югу от Сахары. По данным McKinsey, в настоящее время в Африке насчитывается более 10 000 китайских фирм, которые к 2025 году могут получить доход в размере 440 млрд долл.
— Азия: Китай потратил более 48 млрд долл. на дипломатию и развитие в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе в период с 2000 по 2017 гг., вознаграждая страны, которые поддерживают его внешнеполитические позиции и покупают его продукцию. Более 95% китайских инвестиций на общую сумму 120 млрд долл. США были направлены на развитие инфраструктуры в регионе.
Глобальная зависимость от Китая как от «фабрики для всего мира» стала очевидной в разгар пандемии, когда цепочки поставок были запутаны его блокировками, а изолированный мир сместил свой спрос с услуг на промышленные товары, произведенные в основном в Китае.
Таким образом, начался корпоративный толчок к диверсификации центров производства из Китая в другие страны Азии, на реализацию которого могут уйти годы.
Исходя из изложенных данных, можно сделать следующие выводы:
– экономика Китая может влиять на глобальный рост благодаря своему ненасытному аппетиту к целому ряду товаров, от зерна до энергии и металлов, производимых множеством стран.
– мировая экономика, в свою очередь, может влиять на темпы роста в Китае, поскольку страна зависит от спроса со стороны стран по всему миру, который потребляет экспорт готовой продукции от мебели до машин и бытовой техники.
– если рост Китая замедлится в конце этого года, как ожидают многие аналитики, это может иметь последствия для экономики, которая зависит от Китая как основного направления экспорта.
– сила китайского юаня может зависеть от роста экспорта, на который влияет как политика Китая в отношении COVID-19, так и то, насколько быстро глобальные потребители переключают свой спрос с товаров на услуги по мере восстановления экономики.
Необходимо проанализировать возможные сценарии развития внешнеторговой деятельности Китая в контексте структурного преобразования и цифровой трансформации.
Для укрепления торговых отношений между Китаем и странами Латинской Америки, Африки и Восточной Азии в Тихоокеанском регионе предлагается, во-первых, усилить и развивать структурный переход от промышленности к услугам. Во-вторых, расширить инновационное сотрудничество между этими странами. В-третьих, необходимо развивать государственно-частное партнерство и привлекать бизнес-структуры в более широкую интеграцию науки с производственным процессом. Постепенное вхождение в сферу «цифрового влияния» предоставит возможность дальнейшей реализации намеченных проектов в сфере торговли. |
| |
|
|