Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Слуцкий М. Г.
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им проф. М.А. Бонч-Бруевича,
кандидат экономических наук

Макаров В. В.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента инфокоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Александров М. А.
магистрант кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,


Операторы связи и цифровая трансформация нефтяной промышленности
В статье анализируется состояние и даётся прогноз развития операторов связи, составляющих основу сектора ИКТ. Утверждается, что устойчивое и динамичное развитие телекоммуникаций с помощью средств цифровизации является основным показателем повышения конкурентоспособности страны, так как именно развитие телекоммуникаций и всего IТ-сектора определяет эффективность цифровой трансформации других отраслей экономики. Одним из крупнейших заказчиков и потребителей телекоммуникационных услуг и сервисов IТ-сектора является нефтяная промышленность, находящаяся в процессе цифровой трансформации. Показано, что под эту отрасль создаются уникальные информационные продукты, открываются сложные проекты и разрабатываются методологии инновационных услуг и сервисов, которые впоследствии операторы связи могут предоставлять и другим пользователям телекоммуникационных сетей
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, операторы связи, телекоммуникации, цифровая трансформация, нефтяная промышленность, пандемия, санкции
УДК 338.4   Стр: 167 - 169

Внедрение информационных технологий и развитие цифрового общества рассматривается в большинстве стран современного мира как одна из приоритетных стратегических задач. Технологии, основанные на цифре, а также связанная с ними общественная и человеческая деятельность образуют цифровую сферу современного социума, от которой в нынешних условиях определяющим образом зависит его экономический и инновационный потенциал. Отставание страны в темпах роста товаров и услуг, предоставляемых и производимых с помощью ИКТ (цифровое неравенство, телефонная плотность, проникновение мобильной связи, отток частного иностранного капитала), автоматически вызывает ее отставание и в других отраслях [1]. И наоборот, устойчивое и динамичное развитие цифровой отрасли, с помощью средств цифровизации и цифровой трансформации является основным показателем повышения конкурентоспособности страны на международной арене и качества жизни ее граждан, достигаемого во многом за счет роста разнообразия и объемов оказания им как традиционных, так и новых услуг, с использованием современных цифровых технологий. Информация и информационные ресурсы становятся главным продуктом производства и одной из главных социальных ценностей [2].
Основным локомотивом развития информационной среды в стране является рынок операторов связи. На сотовом рынке Российской Федерации доминирующие позиции занимают операторы монополисты, так называемая «Большая четверка» (ранее «Большая тройка») — крупнейшие операторы мобильной связи на территории Российской Федерации: «МТС», «Билайн», «Мегафон», «Tele2» [3]. Магистральный рынок имеет большее разнообразие и представлен компаниями: «Ростелеком», «МТС», «ТансТелеКом», «Билайн», «RetnNet» «Мегафон», «Tele2», «Зуммер», «Россети Цифра», «Эр-Телеком Холдинг». Проведём краткий анализ развития телекоммуникационного рынка за последние годы (рис.1).
По данным «ТМТ Консалтинг» в 2019 году рынок телекоммуникаций вырос на 2.1% по сравнению с 2018 годом и составил 1,73 трлн рублей [4]. Рост в 2018 году по сравнению с 2017 составил 3,4%. Темпы роста телекоммуникационного рынка были обусловлены отменой безлимитных тарифов на сотовом рынке. Дополнительными факторами роста выступили [5]:
• Продвижение телевизионных услуг в сегменте B2B;
• Миграция физических лиц от локальных кабельных операторов к магистральным провайдерам;
• Рост спроса на дополнительные услуги телевидения.
Рис. 1. Динамика и прогноз развития телекоммуникационного рынка РФ до 2025 г.
В 2019 г. происходит замедление роста показателей. Отставание связано с уменьшением доходов от мобильной связи и рынка платного телевидения. Выручка в 2019 г. увеличилась только на 10,2%, а в 2018 году на 12,1%. Дополнительное влияние оказало снижение уровня доходов от услуг аренды каналов связи на рынке межоператорского взаимодействия.
В 2020 г., по данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникационных услуг составил 1,75 трлн рублей. Изменения по сравнению с 2019 г. составили 0.5% — это самый низкий показатель за всю историю рынка телекоммуникаций. В предыдущие кризисы 2014 и 2008 гг. операторский рынок показывал больший рост, связанный с ростом числа новых абонентов и общим насыщением рынка IT услугами и сервисами [6].
К негативной динамике привело снижение роста во всех сегментах рынка телекоммуникаций. Фиксированная телефония и межоператорские услуги являются основными отстающими, имеющими отрицательную динамику роста. Незначительный рост в сегментах мобильной связи, доступа в интернет и платного ТВ не смогли компенсировать падение доходов (рис. 2).
Рис. 2. Структура телекоммуникационного рынка РФ
Сегмент мобильной связи в 2020 г. показал рост доходов на 0.9% против 3.3% в 2019 г. Такое падение связано с возникшей пандемией COVID-19. Введенный правительством режим самоизоляции заставил операторов связи закрыть салоны связи и офисы продаж — основной канал подключения новых абонентов. Дополнительно из-за режима изоляции снизилась общая активность населения страны и сегментов крупного, малого и среднего бизнеса. Все это привело к рекордно низкому показателю роста.
Сегмент услуг по широкополосному доступу в интернет показал рост абонентской базы, благодаря режиму самоизоляции и возросшему спросу на услуги домашнего интернета. Это позволило сохранить размер дохода почти на уровне 2019 г.: 3,5% в 2020 г., против 3,9% в 2019 г.
В 1 квартале 2021 года после послаблений и отмены большинства ограничений на операторов связи все еще продолжали влиять факторы пандемии. Вместе с тем, в большинстве сегментов телекоммуникационного рынка можно будет ожидать тенденцию к восстановлению показателей роста.
По мнению экспертов «ТМТ Консалтинг», рост российского телекоммуникационного рынка сохранится при определенных условиях:
• Оптимизации частотного спектра операторов мобильной связи 2G, 3G, 4G;
• Внедрения искусственного интеллекта, как инструмента управления оператором связи;
• Продолжения внедрения и развития сетей пятого поколения 5G;
• Устранения цифрового неравенства в части телекоммуникационной инфраструктуры.
Следует отметить, что одновременно с рынком операторов связи пандемия повлияла на состояние практически всех отраслей, и затронула еще одну основную отрасль Российской Федерации — нефтяную промышленность.
Падение мировых цен на нефть в 2020 г., вызванное недоговоренностью стран ОПЭК и усиленное началом пандемии COVID-19, не только ухудшило экономический кризис в стране, но и заставило правительство Российской Федерации задуматься о диверсификации экономики страны, которая все еще в большой степени зависит от экспорта газа и нефти [7].
Осуществляя экспорт энергоресурсов, нефтегазовая промышленность всегда являлась самой консервативной, однако пандемия и кризис, резкое изменение макроэкономической глобальной ситуации, вызванной западными санкциями, заставили компании нефтяной отрасли активно внедрять процессы цифровых преобразований внутри своих бизнес-моделей. Стартовал процесс подбора технологических решений, которые позволят сократить операционные и капитальные затраты, увеличить безопасность и производительность производственных процессов [8].
В сложившейся реальности нефтяного кризиса, затянувшейся пандемии и западных санкций нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие компании ищут решение сложной проблемы: снижения себестоимости и повышения рентабельности на всех этапах создания стоимости.
Именно поэтому нефтяная отрасль явилась одним из крупнейших заказчиков и потребителей телекоммуникационных услуг и сервисов IT-сектора. Под эту отрасль создаются уникальные продукты и сервисы, открываются сложные проекты и разрабатываются методологии новых услуг и сервисов, которые впоследствии операторы связи могут предоставлять другим пользователям сети.
Приведённый выше анализ показал возможности развития телекоммуникационного рынка. Несмотря на все трудности, интернет-технологии не стоят на месте: растет потребность в расширении каналов передачи данных, требуется предоставлять все больше облачных технологий и ЦОД (Центр обработки данных). Колоссальный рост данных, вызванный новой реальностью, заставляет IT-сектор все больше инвестировать в средства обработки, хранения и сбора информации, и ее использования.
Правительство РФ, хоть и не предвидело подобного кризиса, однако начало процесс цифровизации общества, утвердив в 2017 году Программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа ориентирована на создание благоприятной среды для развития высокотехнологичных компаний-лидеров и самой телекоммуникационной инфраструктуры [9].
Автоматизация в нефтяной промышленности, как и в остальных отраслях, является одной из основных целей. Она, наряду с цифровизацией, дает возможности более эффективного ведения бизнеса и повышает эффективность труда.
Согласно аналитической компании Mckinsey, операционные расходы мировой нефтяной промышленности равны 1 трлн долл. При этом экономия при проведении процесса цифровой трансформации составит 40–60 млрд долл. в добыче, и 20–40 млрд долл. в переработке и сбыте.
Сегодня под цифровой трансформацией нефтяной промышленности следует понимать внедрение и применение новых информационных технологий в рамках уже существующих бизнес-процессов и бизнес-моделей, без существенного изменения их принципов, и структуры. И если при цифровой трансформации операторов связи мы ориентировались на увеличение эффективности при предоставлении услуг и сервисов и ожидали появление инновационных услуг, основанных на обработке данных, (и именно данные становились нашим основным цифровым активом) [10], то в нефтегазовой отрасли цифровые активы формируются на базе технологии цифровых двойников [11] физических активов, являющихся по своей сути киберфизическими информационными системами, созданными для максимально эффективного управления имеющейся инфраструктурой.
Поэтому именно в цифровой трансформации топ-менеджмент нефтяных компаний видит потенциал долгосрочного успеха. Ведь в текущей ситуации на мировом рынке энергоресурсов конкурентоспособность по критерию себестоимости становится все более важной [12].
Воплощенная четвертая промышленная революция окажет фундаментальное влияние на экономику всего мира, которое будет иметь настолько далеко идущий и многообразный характер, что отделить один эффект от другого будет практически невозможно.
На нефтяном рынке Российской Федерации одним из лидеров, который принял основной удар от пандемии, нефтяного кризиса 2020 года и санкций, является компания — ПАО «Газпром нефть». Основные виды деятельности ПАО «Газпром нефть»: сбыт нефтепродуктов, добыча, реализация газа и нефти, производство, переработка и разведка месторождений. ПАО «Газпром нефть» сравнима с крупнейшими нефтяными компаниями мира по объему доказанных запасов жидких углеводородов по классификации PRMS [13].
ПАО «Газпром нефть» в рамках развития направления цифровой трансформации создала специальную «Дирекцию цифровой трансформации», основными направлениями которой стали развитие IТ-услуг, IТ-сервисов и создание собственной телекоммуникационной инфраструктуры. Так как эта структура находится на ранних этапах трансформации, можно определить особенности, с которыми предстоит столкнуться специалистам новой Дирекции:
1. Высокая зависимость от иностранного оборудования и технологий в условиях крайне сложной геополитической обстановки. Для минимизации санкционных рисков ПАО «Газпром нефть» следует начать процесс внедрения санкционно независимого оборудования и программного обеспечения.
2. Истощение ресурсной базы разработанных месторождений и высокий уровень амортизации оборудования, которые влекут за собой снижение продуктивности и рост нехватки ресурсов. Разработка новых трудноизвлекаемых запасов углеводородов (губковидный шельф, губчатые пласты и т.п) потребует применения новых технологий на всех этапах реализации проекта. Как и в любом ином производстве, оптимизация бизнес-процессов нефтедобычи позволяет сократить издержки во всех аспектах проекта — от разведки до логистики уже переработанных нефтепродуктов. Для выполнения этих целей ПАО «Газпром нефть» потребуется внедрить цифровые технологии для решения основных задач, прежде всего, для оптимизации процесса добычи (повышение коэффициента извлечения нефти- КИН) и для минимизирования рисков выхода из строя оборудования.
3. Волатильность цен на рынке энергоресурсов. Сложность прогнозирования поведения участников рынка в условиях санкций и события, подобные пандемии COVID-19, влияют на стратегические планы развития, направляя их в сторону оптимизации управления инвестициями.
Выводы. Цифровые технологии развиваются с экспоненциальной скоростью, стимулируя предприятия нефтедобычи переходить от традиционных бизнес-процессов к цифровым. Одной из целей завершения трансформации становится переход к управлению активами как сервисной функцией. Объединяя уже имеющийся опыт, навыки, знания и бизнес-процессы с цифровой базой, основанной на информационных технологиях, компания сможет получить эффект перехода к Индустрии 4.0.
Однако стоит помнить, что переход к новой информационной среде потребует решения комплекса задач, связанных с хранением, обработкой, отправкой, доступом, защитой, интерпретацией огромного массива данных (Big Data) и принятия управленческих решений на их основе. От того насколько эффективно будет идти работа с данными в значительной мере будет зависеть экономическое состояние любой компании.
Понимая, с какими проблемами предстоит столкнуться, ПАО «Газпром нефть» в лице новой Дирекции цифровой трансформации создает необходимые условия для решения задач создания требуемой телекоммуникационной инфраструктуры и организации проведения цифровой трансформации предприятия.


Статья поступила в редакцию 15.07.2022

Список использованных источников:
1. Castells М. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society / М. Castells. — New York: Oxford University Press Inc., 2001.
2. Макаров В.В., Гусев В.И., Синица С.А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. — 2013. Т. 1. — №3. — С. 72–78.
3. Рынок сотовой связи URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-sotovoy-svyazi/viewer (дата обращения 10.08.2022).
4. Аналитический обзор ТМТ Консалтинг «Российский телекоммуникационный рынок в 2018». — [Электронный ресурс]. — URL: https://tmt-consulting.ru (дата обращения 10.08.2022).
5. Прогноз Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) «Российский телекоммуникационный рынок: прогноз до 2022 года». — [Электронный ресурс]. — URL: https://acra-rating.ru (дата обращения 10.08.2022).
6. Аналитический обзор ТМТ Консалтинг «Российский телекоммуникационный рынок в 2020». — [Электронный ресурс]. — URL: https://tmt-consulting.ru (дата обращения 10.08.2022).
7. Из рецессии в стагнацию: что нужно для преодоления кризиса — [Электронный ресурс]. — https://www.gazeta.ru/business/ 2020/12/31/13422848.shtml (дата обращения 10.08.2022).
8. О цифровой трансформации «Газпром нефти» и технологических трендах нефтяной отрасли — [Электронный ресурс]. — https://www.gazprom-neft.ru/press-center/lib/4029430/ (дата обращения 10.08.2022).
9. Макаров В.В., Старкова Т.Н., Устриков Н.К. Цифровая экономика: эволюция, состояние и резервы развития // Журнал правовых и экономических исследований. — 2019. -№4. — С. 222–229.
10. Александров М.А., Макаров В.В., Слуцкий М.Г. Инновационные услуги телекоммуникационного предприятия, обусловленные процессами цифровой трансформации // Журнал правовых и экономических исследований. — 2021. — №2. — С. 139–144.
11. Блатова Т.А., Макаров В.В. Персонализированная модель образования на базе технологии цифровых двойников // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции / Под ред. Е.А. Горбашко. СПб, 2019. — С. 9–13.
12. Аналитическая статья от агентства Argus — [Электронный ресурс]. — https://inbusiness.kz/ru/news/strany-opek-mogut-stolknutsya-s-konkurenciej-na-mirovom-rynke-nefti (дата обращения 10.08.2022).
13. Годовой отчет ПАО «Газпром нефть» — [Электронный ресурс]. — https://ir.gazprom-neft.ru/2020 (дата обращения 10.08.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия