| | Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы совершенствования и развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области, имевших место в течение сентября–декабря 1998 года | Ключевые слова: АПК, Свердловская область, органы государственного управления Свердловской области, выставка-продажа алкогольной продукции, ОАО «Конкорд-Экспресс» | УДК 001.895:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 244 - 249 | Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена вопросам совершенствования и развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в течение сентября — декабря 1998 года.
Содержанием данной статьи мы хотели бы продолжить делиться с заинтересованными читателями результатами проводимого нами изучения вопросов формирования, развития и функционирования системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в период с 1991 года и до настоящего времени. В посвященных этой теме десяти статьях, пять из которых были опубликованы в журнале «Агропродовольственная политика России» [2012 г., № 3, с. 60–63 и № 6, с. 59–62; 2014 г., № 7 (31), с. 24–28 и № 10 (34), с. 14–17; 2015 г., № 3 (39), с. 21–24] и пять — в журнале «Проблемы современной экономики» [2021 г., № 2 (78), с. 176–181; № 3 (79), с. 203–208; № 4 (80), с. 200–206; 2022 г., № 1 (81), с. 211–217 и № 2 (82), с. 219–226], на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов нами было последовательно рассмотрено: построение и реформирование системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в периоды октября 1991 года — марта 1992 года, апреля–июля 1994 года, апреля 1992 — мая 1993 года, июля 1994 года, ноября и декабря 1994 года; реформирование, совершенствование и развитие системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в периоды соответственно марта–июля 1995 года и сентября 1995 — февраля 1996 года; а также совершенствование и развитие системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в периоды апреля–октября 1996 года, ноября 1996 года — января 1997 года, февраля 1997 — января 1998 года и апреля–июля 1998 года.
В данной статье мы расскажем о совершенствовании и развитии системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области, которые имели место в течение сентября–декабря 1998 года.
Постановлением Областной Думы от 15 сентября 1998 г. № 158 «О внесении изменений в составы комитетов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области» [16] (утратило силу [39]. — М.Б.) в соответствии со статьей 36 Регламента Областной Думы [36; 42 (утратило силу [14]. — М.Б.); 22; 21; 31; 4; 5; 14; 27] в составы комитетов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, утвержденные постановлениями Областной Думы от 19 мая 1998 г. № 12 «О составе комитетов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области» [38] (утратило силу [39]. — М.Б.), от 17 июня 1998 г. № 62 «О внесении изменений в составы комитетов Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области» [15] (утратило силу [39]. — М.Б.) и от 16 июля 1998 г. № 126 «О внесении изменения в состав комитета Областной Думы по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды и установлении численного состава комитетов Областной Думы» [24] (утратило силу [39]. — М.Б.), были внесены некоторые изменения. При этом был изменен персональный и численный состав комитета Областной Думы по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности и комитета Областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам. Кроме того, данным постановлением были установлены новый численный состав комитета Областной Думы по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности — четыре депутата и новый численный состав комитета Областной Думы по экономической политике, бюджету, финансам и налогам — семь депутатов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12 октября 1998 г. № 1046-п «Об утверждении положений о министерствах Свердловской области» с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 30 декабря 1998 г. № 1341-п, от 18 января 1999 г. № 45-п (изменение в Положении о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. — М.Б.), от 9 апреля 1999 г. № 435-ПП, от 29 июля 1999 г. № 875-ПП, от 31 декабря 1999 г. № 1500-ПП, от 25 января 2000 г. № 60-ПП, от 11 февраля 2000 г. № 100-ПП [17] (изменение и дополнение в Положении о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. — М.Б.), от 16 мая 2000 г. № 381-ПП, от 16 июня 2000 г. № 489-ПП [1], от 9 ноября 2000 г. № 926-ПП, от 22 марта 2001 г. № 188-ПП [3] (изменения, в том числе и дополнение в Положении о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. — М.Б.), от 29 марта 2001 г. № 214-ПП [8], от 18 июля 2001 г. № 494-ПП [37], от 24 июля 2001 г. № 514-ПП [18], от 13 ноября 2001 г. № 760-ПП [20], от 14 мая 2002 г. № 317-ПП [30] (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 18 сентября 2002 г. № 1208-ПП [12], от 6 мая 2003 г. № 270-ПП [23] и от 11 июля 2003 г. № 419-ПП [13]. — М.Б.), от 10 июня 2002 г. № 391-ПП [10], от 23 июля 2002 г. № 966-ПП [44], от 28 октября 2002 г. № 1311-ПП [32], от 17 января 2003 г. № 25-ПП [2], от 6 февраля 2003 г. № 56-ПП [19] (изменения, в том числе и дополнения в Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. — М.Б.), от 5 мая 2003 г. № 260-ПП [9], были утверждены положения о тринадцати министерствах Свердловской области (в том числе Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, действовавшее (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 18 января 1999 г. № 45-п, от 11 февраля 2000 г. № 100-ПП [17], от 22 марта 2001 г. № 188-ПП [3] и от 6 февраля 2003 г. № 56-ПП [19]. — М.Б.) в период с момента вступления в силу первоначальной редакции постановления Правительства Свердловской области от 12 октября 1998 г. № 1046-п «Об утверждении положений о министерствах Свердловской области» до 7 мая 2004 года. — М.Б.) и Положение о Департаменте по делам молодежи и связям с общественными организациями Свердловской области.
Согласно утвержденному Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в редакции, действовавшей (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 18 января 1999 г. № 45-п, от 11 февраля 2000 г. № 100-ПП [17], от 22 марта 2001 г. № 188-ПП [3] и от 6 февраля 2003 г. № 56-ПП [19]. — М.Б.) до 14 мая 2004 года, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (Министерство) явилось областным исполнительным органом государственной власти.
Министерство в своей деятельности было призвано руководствоваться Конституцией, законами РФ и Свердловской области, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и Минсельхозпрода РФ, Уставом области, указами Губернатора, постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области, утвержденным Положением.
Министерство было призвано осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Министерство явилось правопреемником Департамента сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. Реорганизация и ликвидация Министерства должны были производиться Губернатором Свердловской области по представлению Правительства области.
Положением были определены следующие основные направления работы Министерства:
• разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, отраслей переработки и производства продовольственных ресурсов, развития производственной и социальной инфраструктуры сельских территорий;
• формирование рыночных отношений и развитие предпринимательства на основе сельскохозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции, развития продовольственных и технических оптовых рынков;
• создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций агропромышленного комплекса области, увеличения объемов производства продовольствия, укрепления продовольственной безопасности области;
• организация подготовки и переподготовки руководителей и специалистов для предприятий и организаций агропромышленного комплекса через сеть высших и средних учебных заведений, а также организация подготовки кадров массовых профессий;
• содействие интеграции науки, образования и производства, технической и технологической оснащенности сельскохозяйственного производства, пищевых и перерабатывающих предприятий;
• содействие развитию садоводства, огородничества и личных подсобных хозяйств граждан;
• разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
• содействие проведению земельной реформы в агропромышленном комплексе;
• использование государственных функций на территории области в сфере агропромышленного комплекса;
• защита государственной тайны и конфиденциальной информации в пределах своей компетенции (данный абзац был введен постановлением Правительства Свердловской области от 6 февраля 2003 г. № 56-ПП [19]. — М.Б.).
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами должно было выполнять ряд функций, определенных утвержденным Положением (с последующим дополнением перечня функций [3]. — М.Б.).
Положением были определены следующие права Министерства, предоставленные ему для реализации своих полномочий:
• в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области осуществлять политику государственного регулирования деятельности предприятий агропромышленного комплекса;
• разрабатывать текущие и перспективные прогнозы социально-экономического развития и программы развития агропромышленного комплекса области, обеспечивать их выполнение;
• определять основные перспективные направления развития агропромышленного комплекса области;
• сотрудничать с зарубежными странами по вопросам агропромышленного комплекса;
• привлекать иностранные инвестиции и кредиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• представлять Правительство области в федеральных и местных органах власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы организаций агропромышленного комплекса;
• разрабатывать и представлять в Правительство области расчеты необходимых бюджетных средств для государственной финансовой поддержки организаций агропромышленного комплекса области и обеспечивать контроль за их использованием;
• запрашивать и получать в установленном порядке от областных органов исполнительной власти, территориальных сельскохозяйственных органов управления, предприятий, организаций и учреждений информацию, необходимую Министерству;
• вносить предложения о создании и ликвидации государственных областных предприятий, организаций и учреждений в установленном порядке;
• утверждать уставы областных государственных унитарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями в порядке, установленном законодательством (постановлением Правительства Свердловской области от 11 февраля 2000 г. № 100-ПП [17] данный абзац был изложен в следующей редакции: «осуществлять полномочия по управлению государственным имуществом Свердловской области в пределах, установленных Областным законом от 12 марта 1997 года № 13-ОЗ «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Свердловской области» («Областная газета» от 20.03.97 г.)». — М.Б.);
• привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, научно-исследовательские организации, органы исполнительной власти, специалистов предприятий, организаций и учреждений;
• осуществлять работу по созданию и совершенствованию системы технической защиты информации (данный абзац был введен постановлением Правительства Свердловской области от 6 февраля 2003 г. № 56-ПП [19]. — М.Б.).
Положением было определено, что имущество Министерства является собственностью Свердловской области. В соответствии с Положением за Министерством, являющимся областным государственным учреждением, в установленном действующим законодательством порядке закреплялось движимое и недвижимое имущество, являющееся собственностью Свердловской области, на праве оперативного управления. В отношении указанного имущества Министерство должно было осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями и задачами деятельности, указанными в утвержденном Положении, и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения.
Министерство не наделялось правом отчуждать, сдавать в аренду, залог, доверительное управление или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с Положением право оперативного управления имуществом, в отношении которого Правительством Свердловской области или по его поручению Министерством по управлению имуществом Свердловской области, принято решение о закреплении за Министерством, возникало у Министерства с момента передачи имущества или с момента, указанного в решении.
Имущество, приобретенное Министерством по договорам или иным основаниям, должно было поступать в оперативное управление Министерства в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Положением.
Финансирование Министерства должно было осуществляться по смете расходов в пределах средств на содержание Министерства, утвержденных Областным законом «Об Областном бюджете ... « на соответствующий год кроме расходов на содержание внештатных инспекторов по качеству сельскохозяйственной продукции, финансируемых из средств, поступающих за оказание платных услуг (слова, выделенные курсивом, были введены постановлением Правительства Свердловской области от 11 февраля 2000 г. № 100-ПП [17]. — М.Б.).
В соответствии с Положением Министерство отвечало по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Положением было определено, что Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Свердловской области по представлению председателя Правительства Свердловской области. При этом Министр имеет одного первого заместителя (в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18 января 1999 г. № 45-п — двух первых заместителей: первого заместителя и первого заместителя по сельскохозяйственному производству. — М.Б.), заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Свердловской области по представлению председателя Правительства Свердловской области.
Кроме того, Положением был определен следующий круг вопросов, отнесенных непосредственно к компетенции министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области:
• действие от имени Министерства без доверенности во всех органах и организациях, в суде и представление интересов Министерства в соответствии с законодательством и утвержденным Положением;
• осуществление руководства деятельностью Министерства, несение персональной ответственности за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, распределение обязанностей между заместителями Министра, руководителями структурных подразделений аппарата Министерства;
• утверждение положений о структурных подразделениях аппарата Министерства;
• назначение на должность и освобождение от должности работников аппарата Министерства, внесение председателю Правительства области предложений о назначении руководителей государственных областных сельскохозяйственных организаций и учреждений;
• внесение предложений председателю Правительства Свердловской области для согласования с Губернатором Свердловской области о назначении руководителей сельскохозяйственных учреждений, организаций и предприятий федерального значения и представление Министру сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
• внесение предложений председателю Правительства Свердловской области о назначении и освобождении Губернатором Свердловской области руководителей территориальных отраслевых и межотраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области;
• представление для назначения и освобождения от должности руководителей государственных областных унитарных предприятий председателю Правительства Свердловской области;
• издание приказов, распоряжений по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими органами исполнительной власти Свердловской области);
• руководство коллегией при Министерстве;
• организация работы по защите информации в исполнительном органе государственной власти Свердловской области (данный абзац был введен постановлением Правительства Свердловской области от 6 февраля 2003 г. № 56-ПП [19]. — М.Б.).
Положением было предусмотрено, что в Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников и специалистов Министерства, ученых, представителей объединений, управлений, организаций, предприятий АПК. При этом заместители министра входят в состав коллегии по должности.
Персональный состав членов коллегии (кроме лиц, входящих в состав по должности) должен был утверждаться министром сельского хозяйства и продовольствия.
Решения коллегии должны были оформляться протоколами и реализовываться при необходимости приказами министра.
Также Положением было определено, что Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Сформированная в результате вышеописанных (и иных) преобразований структура Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области будет представлена в одной из наших следующих научных статей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 1998 г. № 1325-п «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [29] с последующими изменениями [7; 11] во исполнение указов Президента РФ от 30 апреля 1997 г. № 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции» [28; 6 (см. также [34; 35; 40; 41; 26; 33; 25]. — М.Б.)] и от 6 октября 1998 г. № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [43], а также в целях защиты здоровья населения, уполномоченным органом по аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, было утверждено Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области. Уполномоченному органу поручалось в срок до 1 марта 1999 года провести аккредитацию организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Также данным постановлением был утвержден (с последующими изменениями [11]. — М.Б.) состав конкурсной комиссии по аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Помимо этого, данным постановлением предписывалось создать в порядке эксперимента областной оптово-розничный центр торговли алкогольной продукцией на базе постоянно действующей выставки-продажи алкогольной продукции областных товаропроизводителей ОАО «Конкорд-Экспресс». При этом было установлено, что Правительство Свердловской области владеет не менее 51% акций в областном оптово-розничном центре торговли алкогольной продукцией.
Кроме того, данным постановлением было поручено:
• Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области осуществить необходимые мероприятия по организации деятельности областного оптово-розничного центра торговли алкогольной продукцией в срок до 1 марта 1999 года;
• ГУП «Агентство по развитию рынка продовольствия Свердловской области» разработать и внедрить систему дополнительных мер по защите алкогольной продукции, производимой на территории Свердловской области, включая совмещение специальной идентификационной марки с печатным оформлением бутылки, в срок до 1 марта 1999 года. |
| |
|
|