| | Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ (Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022) | | Хуссамов Р. Р. доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук Гараева А. Р. магистрант факультета мировой экономики и мировой политики
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва)
| |
| | В статье проводится анализ стратегических рисков и вызовов, которые возникают в процессе сотрудничества между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Республикой Корея (РК) в сфере креативной экономики. Авторы оценили уровень выделенных стратегических рисков сотрудничества и возможные направления их регулирования и снижения. Особое внимание уделяется моделированию межфирменного взаимодействия в сфере креативной экономики рассматриваемых стран | Ключевые слова: креативная экономика, стратегические риски, Российская Федерация, Республика Корея, ЕАЭС, межфирменное взаимодействие | УДК 379.8 Стр: 42 - 43 | В настоящее время общественный прогресс характеризуется структурными изменениями в широком ряде вопросов, в частности в понимании роли творческой или креативной деятельности человека. Если в прошлом эксперты в первую очередь рассматривали его как часть механизма сохранения национальной идентичности, то сегодня это наиболее быстрорастущий сектор экономики во многих странах мира. Современные креативные индустрии обеспечивают рабочими местами примерно 2% населения земного шара. По прогнозам аналитического центра G20 Insights, к 2030 году доля креативной экономики в мировом ВВП может составить не менее 10% [2].
Современная креативная экономика генерирует разнообразную инновационную продукцию, которая реализуется на весьма конкурентном мировом рынке. По мнению экспертов, производство инновационной продукции во всем мире сосредоточено в небольшом количестве стран, обладающих необходимыми навыками, знаниями и бизнес-стратегиями, требующимися для того, чтобы извлекать стабильную прибыль от применения новых технологий [1].
Одну из лидирующих позиций в вопросах структуризации и распространения влияния креативной индустрии занимает Республика Корея. На протяжении последних 30 лет маленькое северо-восточное государство активно развивало свой творческий потенциал. Опыт РК является одним из передовых и эффективных на сегодняшний день. В связи с этим многие государства стремятся к сотрудничеству с южнокорейским бизнесом для развития своего потенциала в креативном секторе.
Прежде чем приступить к анализу потенциала и стратегических рисков бизнес-сотрудничества ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики, авторы рассмотрят основные паттерны, которые характерны для сферы деятельности креативного бизнеса РК.
Первый паттерн (образец) — это особая деловая культура южнокорейского бизнеса. Многие эксперты указывают на уникальную деловую культуру большинства корейских фирм, которая также относится и к предприятиям, представляющим креативную индустрию [5]. Это, в первую очередь, относится к феномену «palli palli». Данный феномен означает то, что корейские фирмы быстро и гибко реагируют на возникающие новые технологии и находят актуальные подходы к управлению инновационными процессами в целом. При этом менеджмент корейских креативных компаний активно стимулирует разработку новых продуктов с целью сокращения времени их выхода на рынок. Стоит отметить, что повышение скорости реакции на рыночные изменения и изменения в предпочтениях потребителей является ключевым принципом корейских бизнес-стратегий.
Второй паттерн — это повсеместная и широкая государственная протекция развития национальной креативной индустрии. Это проявляется не только в формировании долгосрочной стратегии развития креативной сферы РК, но и в различных формах прямой и косвенной финансовой поддержки.
Например, проект государственного финансирования от 2022 года, направленный на инклюзивную поддержку только тех южнокорейских компаний индустрии, которые в своей деятельности активно прибегают к использованию технологий искусственного интеллекта. При этом оценивается не только умение создавать продукт в новых условиях, но и умение обучать других участников креативной индустрии. Программа рассчитана на единовременную выплату суммы до 400 тыс. долларов США. Таким образом, правительство прямо поддерживает процесс передачи рыночных знаний от более успешных компаний к менее успешным компаниям. Другими словами, при помощи государства формируются организационные основы экономики знаний в формате межфирменных отношений. Это позволяет построить не только доверительные взаимоотношения компаний креативной индустрии с правительством, но и особые, доверительные межфирменные взаимоотношения внутри неё [3].
Третий паттерн — это важная роль малого и среднего бизнеса в развитии креативной экономики РК. Эмпирические данные говорят о том, что скорость и оперативность принятия бизнес-решений являются жизненно важными для малого и среднего бизнеса (МСП) креативной экономики, поскольку им часто не хватает доминирующего положения на рынке, эффекта масштаба и узнаваемости торговых брендов, которыми в полной мере обладают многие крупные фирмы [5]. Более того, корейский МСП играют ключевую роль в корейской экономике в качестве основных поставщиков для крупных корейских конгломератов. В связи с этим их важность в креативной сфере является более очевидной для РК по сравнению с другими странами, исходя из такого критерия, как «соотношение количества предприятий к общей численности работников».
Итак, быстрое принятие решений по проектированию и производству новых товаров, тесные межфирменные связи между крупными корейскими конгломератами и малым и средним бизнесом, существенные инвестиции, агрессивная маркетинговая политика корейских конгломератов, а также всемерная поддержка со стороны государства в совокупности стали трамплином для быстрого роста креативной экономики Кореи.
Далее постараемся при помощи стратегического анализа определить наиболее существенные, т.е. стратегические риски сотрудничества компаний ЕАЭС и компаний Республики Корея в сфере креативной экономики.
Основными элементами стратегического анализа бизнеса, характеризующего его содержание являются такие, как: 1) анализ целей и ценностей фирмы; 2) анализ ресурсов и способностей фирмы; 3) анализ организационной структуры и системы управления фирмы; 4) анализ влияния внешней среды на достижение стратегических целей бизнеса.
По нашему мнению, в качестве стратегических рисков сотрудничества компаний ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики можно выделить следующие.
Первый риск — это отсутствие доверия между компаниями стран ЕАЭС и Республики Корея в условиях новой геополитической реальности. Такое доверие необходимо для формирования долгосрочного взаимовыгодного межфирменного сотрудничества. Современное состояние международных экономических и политических отношений в мире в целом, и в частности международные отношения между Республикой Корея и странами ЕАЭС характеризуются сложным, нестабильным характером.
По мнению авторов прикладной модели KST, важными элементами становления и формирования межфирменных отношений являются: 1) знания; 2) структура и 3) доверие [4]. Данная модель предполагает наличие трех механизмов развития управления межфирменными взаимоотношениями:
1) механизм управления знаниями;
2) механизм координации;
3) механизм формирования доверия или долгосрочной уверенности и убежденности в надежности партнеров по межфирменному взаимодействию.
С целью снижения данного риска необходимо формирование постоянно действующей ассоциации, которая будет объединять компании креативной индустрии РК и стран ЕАЭС.
Второй риск связан с высокой вероятностью установления корейской монополии в случае совместных действий в сфере креативной экономики, поскольку компании РК ранее активно скупали иностранные компании креативной экономики и устанавливали своё влияние на них. Например, такой кейс был заметен в Японии. Более того, уровень и скорость развития инновационных процессов в Республике Корея и странах ЕАЭС значительно отличаются друг от друга.
В качестве аргумента в защиту актуальности второго стратегического риска приведем таблицу 1, в которой представлены рейтинги стран ЕАЭС и Республики Корея в глобальном инновационном индексе за последние 2016–2021 годы, который рассчитывает Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Данный риск можно нивелировать путем организации совместных научных исследований, в т.ч. в области креативной экономики. При этом ведущая роль в таком сотрудничестве может быть отведена вузам стран ЕАЭС и Республики Корея.
Таблица 1
Рейтинги стран ЕАЭС и Республики Корея в глобальном инновационном индексе | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|
Армения | 60 | 59 | 68 | 64 | 61 | 69 | Беларусь | 79 | 88 | 86 | 72 | 64 | 62 | Казахстан | 75 | 78 | 74 | 79 | 77 | 79 | Киргизстан | н.д. | 95 | 94 | 90 | 94 | 98 | Российская Федерация | 43 | 45 | 46 | 46 | 47 | 45 | Среднее по ЕАЭС | 64,25 | 73 | 73,6 | 70,2 | 68,6 | 70,6 | Республика Корея | 11 | 11 | 12 | 11 | 10 | 5 | Источник: составлено авторами на основании данных Всемирной организации интеллектуальной собственности [6]
Третий риск — это возможные трудности и проблемы в продвижении совместной продукции или масштабирования совместного бизнеса за пределами своих национальных рынков, т.е. на другие локальные и региональные рынки. Данный риск относится к группе маркетинговых рисков и может быть снижен за счет создания совместных креативных проектов, в которых рыночная власть участников таких проектов должна быть заранее оговорена и зафиксирована в юридических документах.
В заключение следует отметить, что потенциал сотрудничества между компаниями стран ЕАЭС и Республики Корея в сфере креативной экономики достаточно высок. Однако, в таком сотрудничестве можно выделить существенные риски, описанные выше.
По нашему мнению, будущее межфирменных взаимоотношений стран ЕАЭС и Республики Корея в креативной экономике определяется следующими важными факторами: 1) поддержка со стороны государственных органов власти и управления со стороны каждой страны; 2) формирование эффективных коммуникаций между компаниями креативной экономики стран ЕАЭС и Республики Корея; 3) растущая объективная неопределенность в сфере международных экономических отношений в современных условиях; 4) наличие взаимной выгоды от выстраивания межфирменных взаимоотношений стран ЕАЭС и Республики Корея в креативной экономике. Со стороны южнокорейского креативного бизнеса — это расширение присутствия на локальных национальных рынках стран ЕАЭС. Со стороны бизнеса стран ЕАЭС — это адаптация высококонкурентных моделей южнокорейского креативного бизнеса, прошедших апробацию на мировых рынках, под собственные бизнес-стратегии. Также, в перспективе, возможен выход на национальный рынок Республики Корея. |
| |
|
|