| | Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Рахимова Н. А. докторант Вестмистерского международного университета в городе Ташкенте
| |
| | В данной статье представлен анализ социально-экономических изменений, сформировавшихся на международном уровне в ходе развития туризма, первые шаги, сделанные на пути к устойчивому туризму и создание «обсерватории устойчивого туризма» в отдельных регионах многих стран. Путем внедрения отдельных элементов зарубежного опыта выявлена важность создания Обсерватории устойчивого туризма в Самаркандской области. Предлагается набор индикаторов для решения проблем, которые должна исследовать обсерватория. | Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивый туризм, экология, социальные факторы, охрана окружающей среды, обсерватория устойчивого туризма, комплекс показателей, участники туриндустрии, мониторинг | УДК 38.48; ББК 65.43 Стр: 168 - 172 | Туризм является одним из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, тесно связанным с социальным, экономическим и экологическим благополучием многих стран, особенно развивающихся, и важным источником валютных поступлений и занятости населения. Туризм был широко признан чистой и возобновляемой отраслью, в отличие от других отраслей, таких как производство, горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство и др. Его развитие считалось менее капиталоемким, потому что оно использовало «бесценные» природные, исторические, социальные и культурные ресурсы, но к началу 1970-х стали проявляться негативные последствия туризма, считавшегося «бездымной индустрией».
В 1980 году Международный союз охраны природы опубликовал свою Всемирную стратегию охраны природы, которая включала одну из первых ссылок на устойчивое развитие как глобальный приоритет и термин «устойчивое развитие» [1]. Два года спустя ООН предложила во «Всемирной хартии природы» пять принципов сохранения, в соответствии с которыми действия человека, влияющие на природу, должны контролироваться [2]. Позже термин «устойчивое развитие» получил политическую силу, после того, как отчет Гру Харлем Брунтланн в 1987 году сосредоточил на нем внимание. Согласно этому отчету, «устойчивое развитие означает удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для потребностей следующего поколения» [3]. То есть он выдвинул идею о том, что ресурсов должно быть достаточно не только для нужд нынешнего поколения, но и для развития и удовлетворения потребностей будущего поколения. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (UNCED) [4] — глобальное мероприятие, в котором приняли участие 114 глав государств, 10 000 представителей из 178 стран, 1400 неправительственных организации. По итогам этого мероприятия основные цели стремления мировых лидеров к устойчивому развитию были четко сформулированы в «Повестке дня на XXI век». Следующим шагом на пути к концепции устойчивого развития стало принятие 70-й Генеральной Ассамблеей ООН повестки дня в области развития на период до 2030 г. — «Преобразование нашего мира: повестка дня на период до 2030 г.» [5]. Эта резолюция охватывает 17 целей в области устойчивого развития и 169 вопросов, главной целью которых является искоренение нищеты и достижение устойчивого развития во всем мире к 2030 году. Термин «устойчивое развитие», который когда-то касался только экологов, стал привлекать и представителей других областей.
Остановимся на основных принципах термина «Устойчивое развитие», которые сформировались в результате исследований, проведенных ведущими экономистами, экологами и социологами. Устойчивое развитие базируется на трех основных столпах: социальном, экономическом и экологическом. Хотя интерпретация отдельных столпов различается, три столпа предназначены для работы в сочетании друг с другом, и настоящая стабильность возникает, когда три столпа находятся в равновесии (рис. 1). | | | Рис. 1. Принцип устойчивого развития и тройной результат | Термин «устойчивость» по-разному интерпретируется разными учеными и международными организациями. В отчете Гру Харлем Брунтланн 1987 года термин «устойчивое развитие» интерпретируется как «развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [6]. Всемирная туристская организация определяет устойчивый туризм в контексте процесса устойчивого развития Организации Объединенных Наций, как «туризм, который полностью учитывает его текущие и будущие экономические, социальные и экологические последствия, удовлетворяя потребности посетителей, промышленности, окружающей среды и принимающих сообществ» [7]. Примечательно, что 2015 год стал важной вехой для глобального развития, поскольку правительства приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года вместе с Целями в области устойчивого развития (ЦУР).
Устойчивый туризм — это туризм, который удовлетворяет потребности современных туристов и местных жителей, и в то же время предоставляет достаточные возможности будущим поколениям. В основе устойчивого туризма лежит эффективное использование потенциала существующих природных, национальных и исторических ресурсов для создания возможности для долгосрочного развития, как туризма, так и общества. Высшей целью при этом является достижение высокого социально-экономического роста, оставляя экологическую чистоту и доступность природных ресурсов следующему поколению. Эта концепция соответствует мировым тенденциям развития туризма и способствует устойчивому развитию на основе нового туристического бренда.
С 1990-х гг. UNWTO (United Nations World Tourism Organizations) провела обширное исследование показателей измерения по всему миру и по результатам этого исследования опубликовала несколько руководств. Нетрадиционные методы измерения приобретают все большее значение из-за потребности в более конкретных доказательствах, которые поддерживают заинтересованные стороны на всех уровнях для оценки воздействия туризма. Благодаря широкому спектру возможностей, возникающих в результате оцифровки в туристическом секторе, ответственное управление поддерживается наличием необходимой информации путем дополнения существующих традиционных источников данных.
Последнее десятилетие в индустрии туризма и за ее пределами было разработано множество систем показателей в попытке помочь туристическим направлениям в измерении и управлении развитием туризма. Хотя возможность сравнения с другими направлениями часто является движущей силой этих инициатив, каждое направление представляет собой сложную экосистему с уникальными характеристиками. Учитывая, что устойчивость представляет собой сложный непрерывный процесс, была создана INSTO (Международная сеть обсерваторий устойчивого туризма), основной целью которой является продвижение подходов к дестинациям путем сосредоточения внимания на процессах и структурах, обеспечивающих долгосрочное устойчивое развитие (жизнеспособность). Тем не менее, остаются проблемы измерения отстающих аспектов в мониторинге экологических и социокультурных столпов устойчивости. Решение этой проблемы и предоставление важной информации для принятия управленческих решений посредством региональной оценки воздействия сектора туризма является основной целью сети UNWTO INSTO. International Network of Sustainable Tourism Observatories (INSTO) — международная сеть обсерваторий устойчивого туризма стремится поддерживать тенденции в продвижении к более целостным подходам к измерению и предоставляет участникам возможность делиться опытом, обсуждать, совершенствоваться и учиться на платформе для живого обучения (сайт INSTO).
Обсерватория устойчивого туризма, созданная на определенной территории, обязана осуществлять мониторинг не менее одиннадцати обязательных проблемных областей (табл.1), при этом рекомендуется расширить сферу исследований. Для этих общих проблемных областей можно разработать соответствующий показатель, основанный на местных потребностях. Если показатели относятся к этим проблемным областям, их можно разрабатывать отдельно для каждого направления.
Таблица 1
11 ключевых вопросов, за которыми должны следить обсерватории INSTO [8]1 | Сезонность туризма | 2 | Трудоустройство | 3 | Экономические интересы дестинации | 4 | Управление | 5 | Уровень удовлетворенности местного населения отраслью | 6 | Управление энергией | 7 | Управление водными ресурсами | 8 | Управление отходами (сточными водами) | 9 | Управление твердыми отходами | 10 | Доступность | 11 | Климатические действия |
Эта сеть обсерваторий была создана в 2004 г. по инициативе UNWTO для поддержки управления сектором туризма путем измерения и мониторинга. INSTO стремится поддерживать и связывать направления, которые регулярно отслеживают экономические, экологические и социальные последствия туризма, а также продвигают методы устойчивого туризма на местном и глобальном уровнях. В то же время, обсерватория предоставляет менеджерам по туризму и другим заинтересованным сторонам ключевые инструменты для укрепления институционального потенциала в целях реализации политики, стратегий, планов и управления устойчивым туризмом посредством систематического применения мониторинга, оценки и управления информацией.
С момента создания сети INSTO с 2004 г. до 2022 г. были приняты, в общей сложности, 33 обсерватории: в Китае (8), Греции (1), Мексике (1), Бразилии (1), Индонезии (5), Хорватии (1), США (1), Италии (1), Гватемале (1), Аргентине (1), Австралии (1), Канаде (2), Португалии (3), Испании (5), Колумбии (1) [8]. Эти обсерватории занимаются непрерывным и своевременным измерением воздействия туризма на устойчивое развитие (табл.2). Они предоставляют качественные услуги заинтересованным сторонам, современные и надежные доказательства для улучшения процессов принятия решений на местном уровне.
Таблица 2
Информация об обсерваториях устойчивого туризма [9].№ | Расположение | Название обсерватории | Год
основания |
---|
1 | Яншо, Китай | Обсерватория устойчивого развития туризма Яншо | 2006 | 2 | Хуаншан Хайди Хонгкун , Китай | Хуаншаньская обсерватория развития устойчивого туризма | 2008 | 3 | Чжанцзяцзе, Китай | Обсерватория устойчивого туризма Чжанцзяцзе | 2011 | 4 | Канас, Китай | Обсерватория Канас | 2012 | 5 | Эгейские острова, Греция | Обсерватория устойчивого туризма Эганских островов | 2013 | 6 | Чаншу, Китай | Обсерватория устойчивого туризма Чаншу | 2015 | 7 | Сишуанбаньна, Китай | Обсерватория Сюйшуанбаньна для устойчивого развития туризма | 2015 | 8 | Хэнань, Китай | Хэнаньская обсерватория | 2015 | 9 | Гуанахуато, Мексика | Туристическая обсерватория штата Гуанахуато | 2015 | 10 | Адриатическое побережье, Хорватия | Хорватская обсерватория устойчивого туризма | 2016 | 11 | Сан-Паулу, Бразилия | Обсерватория туризма и событий Сан-Паулу | 2016 | 12 | Слеман, Индонезия | Обсерватория Слеман Туризм | 2016 | 13 | Ломбок, Индонезия | Обсерватория Ломбока | 2016 | 14 | Пангандаран, Индонезия | Обсерватория устойчивого туризма Пангандаранского региона | 2016 | 15 | Тоба, Индонезия | Обсерватория Туризм Тоба | 2017 | 16 | Санур, Индонезия | Санурская туристическая обсерватория | 2017 | 17 | Цзянмэнь, Китай | Обсерватория Цзянмэнь | 2017 | 18 | Сонома, Калифорния, США | Обсерватория устойчивого туризма Сонома | 2017 | 19 | Южная Тироль, Италия | Обсерватория устойчивого туризма Южного Тироля | 2018 | 20 | Алентежу, Португалия | Обсерватория устойчивого туризма Алентежу | 2018 | 21 | Буэнос-Айрес, Аргентина | Обсерватория Буэнос-Айреса | 2019 | 22 | Наварра, Испания | Туристическая обсерватория Наварры | 2019 | 23 | Антигуа- Гватемала Гватемала | Обсерватория устойчивого туризма Антигуа-Гватемалы | 2019 | 24 | Юго-Западная Австралия | Юго-западная туристическая обсерватория Австралии (АСВТО) | 2019 | 25 | Томпсон Оканаган, Канада | Обсерватория устойчивого туризма Томпсона Оканагана | 2019 | 26 | Алгарве, Португалия | Обсерватория устойчивого туризма Алгарве | 2020 | 27 | Азорские острова, Португалия | Туристическая обсерватория Азор | 2020 | 28 | Канарские острова, Испания | Туристическая обсерватория Канарских островов | 2020 | 29 | Майорка, Испания | Обсерватория устойчивого туризма Майорки | 2021 | 30 | Барселона, Испания | Туристическая обсерватория Барселоны | 2022 | 31 | Юкон, Канада | Обсерватория устойчивого туризма Юкона | 2022 | 32 | Богота, Колумбия | Обсерватория туризма Боготы | 2022 | 33 | Малага, Испания | Обсерватория устойчивого туризма Малаги | 2022 |
Туристские обсерватории могут различаться по структуре, но все они имеют общую цель: сбор и анализ достоверных данных для туристической политики, стратегии и принятия правильных (обоснованных) решений. Хотя 11 вопросов, рекомендованных сетью обсерваторий INSTO, в некоторой степени являются обязательными, каждая обсерватория различается по своей структуре и направленности. INSTO не требует от своих членов специального контроля заранее определенных показателей, оставляя достаточную гибкость с точки зрения содержания, уделяя больше внимания инновационным инструментам и методам, используемым ими в процессах.
Анализируя данные табл. 2, можно заметить что наибольшее количество (8) обсерваторий устойчивого туризма находится на территории Китая, и эта страна одной из первых создала обсерваторию устойчивого туризма в качестве эксперимента. В последующие годы создаются обсерватории устойчивого туризма, в основном, европейскими и американскими странами. На азиатском континенте Индонезия создала 5 обсерваторий устойчивого туризма.
Обсерватории устойчивого туризма носят территориальный характер и учитывают социально-экономические, географические, демографические факторы определенного региона. Например, город Самарканд с незапамятных времен привлекает историков и исследователей своим расположением на «Великом Шелковом пути» и является городом с огромным историко-культурным наследием. На территории Самаркандской области насчитывается 1607 объектов истории и культуры, из них 975 археологических, 562 архитектурных объекта, 36 монументальных произведений искусства, 34 достопримечательности и 11 музеев [10]. В настоящее время в Узбекистане 4 архитектурных комплекса включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — исторические центры городов Хива, Бухара, Самарканд и Шахрисабз. В начале XXI века город Самарканд был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд — перекресток культур».
Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева от 2 декабря 2016 г. № ПФ-4861 «О мерах по обеспечению опережающего развития туристической отрасли Республики Узбекистан» вывело развитие отрасли на новый уровень. Согласно этому Постановлению были определены основные приоритеты реализации ряда задач, направленных на развитие сферы туризма и структурное изменение нашей национальной экономики путем превращения туризма в одну из стратегических отраслей экономики Узбекистана, повышения занятости и положительно влияющего на благосостояние населения. В результате усилий, направленных на стремительное развитие сферы туризма, мы можем наблюдать, что поток туристов, посещающих нашу страну, значительно увеличился (рис. 2). | | | Рис. 2. Динамика количества туристов, посетивших Республику Узбекистан за 2010–2020 гг. [11] | Можно сказать, что основные исторические города Узбекистана является главными достопримечательности республики. С 2017 г. стало очевидным увеличение потока туристов в Самаркандской области. В частности, по данным табл. 3, если сравнивать 2016 и 2019 гг., можно заметить, что количество туристов, посетивших регион, увеличилось почти на 75%. Данные таблицы показывают, что количество основных участников рынка туристических услуг (туристские фирмы и организации, гиды и переводчики, средства размещения) с годами пропорционально растет.
Таблица 3
Основные показатели развития туристической инфраструктуры Самаркандской области [11]Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|
Число фирм и организаций, осуществлявших туристскую деятельность, единиц | 56 | 57 | 60 | 68 | 4 5 | 41 | Численность работников туристических фирм и организаций | 353 | 274 | 392 | 376 | 318 | 311 | Количество гидов и переводчиков | 57 | 65 | 64 | 94 | 58 | 54 | Экскурсоводы | 8 | 30 | 27 | 43 | 21 | 12 | Количество гостиниц и аналогичных средств размещения | 107 | 104 | 111 | 139 | 144 | 131 | Количество работников в гостиницах и аналогичных средствах размещения | 676 | 639 | 983 | 1028 | 815 | 793 | Количество номеров | 2463 | 2119 | 2156 | 2859 | 2954 | 2726 | Количество мест | 4852 | 4245 | 4374 | 5800 | 5850 | 5639 | Размещение лиц | 154475 | 176375 | 231200 | 268367 | 54866 | 119900 |
Учитывая уникальные особенности города, считаем целесообразным создание в Самарканде Обсерватории устойчивого туризма. На туристическом рынке Самарканда после пандемии можно наблюдать резкое увеличение количества туристов. Это требует нового инновационного подхода к управлению туризмом, что позволит уделить особое внимание показателям устойчивого туризма в регионе.
«Обсерватория устойчивого туризма — Самарканд» должна выполнять несколько основных функций. В частности, предоставление практических рекомендаций по разработке управленческой и маркетинговой стратегии посредством методов мониторинга, анализа и прогнозирования экономических, экологических и социальных проблем региона.
Принимая во внимание, что Международная сеть обсерваторий устойчивого туризма (INSTO) предполагает достаточно гибкий подход в пределах одиннадцати обязательных областей наблюдения, а также учитивая географические, демографические, экономические и другие специфические характеристики региона, мы предлагаем набор показателей, которые следует изучать обсерватории (табл. 4). В данной таблице представлены три области исследования, то есть отдельно сгруппированы индикаторы, связанные с социальными, экономическими и экологическими проблемами. При формировании индикаторов устойчивого туризма были учтены 11 вопросов, рекомендованных сетью обсерваторий INSTO, исходя из конкретных особенностей региона и возможностей сбора данных.
На наш взгляд, для сбора данных, представленных в таблице, целесообразно использовать разные методы. В частности, кроме данных Госкомстата, являющихся основным источником сбора статистических данных, в ряде случаев возможен сбор данных с использованием методов анкетирования и интервью. Этот набор показателей целесообразно собирать и публиковать в течение года. При этом ежеквартальные данные должны быть переданы в вышестоящую организацию, а сформированные на их основе предложения должны быть представлены в региональное управление, что будет способствовать совершенствованию управленческой практики.
Если Самаркандская обсерватория устойчивого туризма присоединится к сети обсерваторий INSTO-устойчивого туризма, появится возможность выявления, адаптации, сравнения деятельности по разным направлениям. Чтобы в полной мере продемонстрировать туристический потенциал региона необходимо использовать опыт развитых стран, которые уже сделали шаги в направлении устойчивого туризма, и в то же время предложить устойчивый туризм на основе требований туристов, которые планируют организовать свои поездки с учетом фактора устойчивости.
Таблица 4
Показатели исследования обсерватории устойчивого туризмаОбласть исследования | Проблемные вопросы | Название индекса |
---|
Экологическая | Изменение климата | Среднее расстояние от пункта назначения туристов до этого пункта назначения | Загрязнение воздуха | Превышение нормативов вредных веществ в воздухе | Управление отходами | Управление отходами | Количество отходов на душу населения | Управление потреблением энергии и воды | Потребление воды на душу населения | Потребление энергии на душу населения | Процент энергии, потребляемой из возобновляемых источников | Мобильность | Активное движение туристов | Передвижение туристов общественным транспортом | Политика и практика устойчивого развития и управления окружающей средой в туристических предприятиях | Туристические предприятия с сертификатом устойчивости | Экономическая | Контроль развития | Наличие текущих планов или стратегий устойчивого туризма в месте назначения | Сезонность туризма | Расчет месячных максимальных и минимальных фаз ночевки в средствах размещения | Влияние на экономическое развитие региона | Средние расходы туристов на проживание (на человека в сутки) | Трудоустройство | Занятость в туризме | Отношение средней заработной платы в сфере туристической деятельности к средней заработной плате других видов деятельности | Предоставление разнообразного опыта | Разнообразие туристических услуг | Социальная | Наличие доступа к туристическим объектам | Туристические достопримечательности | Влияние туризма на общество | Отношение количества туристов к численности населения | Орган управления | Наличие эффективных
инструментов управления | Гендерное равенство | Соотношение заработной платы женщин и мужчин, работающих в сфере туризма | Маркетинговая стратегия устойчивого туризма | Маркетинговые усилия в сфере туризма с применением критериев устойчивости | Удовлетворенность местного населения туризмом | Население, считающее, что туристическое направление оказывает положительное влияние на регион | Удовлетворенность местного населения туризмом | Местные жители считающие, что этот район слишком популярен среди туристов. | Общественная безопасность | Мнение туристов об общественной безопасности. |
|
| |
|
|