Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Дацко С. Н.
Генеральный директор Дома мебели (г.Москва),
кандидат технических наук


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В МАКСИМИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ

Любая торговая фирма, работающая на рынке товаров и услуг, это самостоятельный организм, действующий с целью получения максимально возможной коммерческой выгоды. Максимизация коммерческих результатов и, одновременно, минимизация рисков, по существу, двуединая задача, от решения которой зависит конечная цель любого самостоятельного предприятия. Путей к достижению такой цели множество, в зависимости от огромного количества внешних и внутренних (внутрифирменных) факторов, влияющих в конкретный промежуток времени на деятельность конкретного предприятия.
Статистика говорит о том, что из трех открывшихся малых предприятий торговли два разоряются в течение первого года. Тем не менее можно сформулировать несколько основных принципов, соблюдение которых будет способствовать получению максимальных коммерческих результатов торговой фирмы при минимальных рисках.
Рассмотрим эти принципы на примере предприятия розничной торговли мебелью.
I. Диверсификация продаж.
В данном случае подразумевается распределение объемов продаж по нескольким торговым фирмам, фактически управляемым и работающим на единую материнскую компанию. Причем все эти фирмы формально юридически не зависят друг от друга, в том числе и от основной (материнской) компании.
Фирмы могут иметь разные организационно-правовые формы, например - юридические лица и индивидуальные предприниматели. Распределение товарного оборота между ними позволяет выбирать схему работы с учетом действующих правил налогового законодательства и бухгалтерской отчетности. Такие возможности предоставили Федеральные законы (N 222-Ф3 от 29.12.1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности"; N 88-Ф3 от 14.06.1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства").
Практическая сущность закона N 88 заключалась в том, что этот закон декларировал для субъектов малого предпринимательства (в т. ч. индивидуальных предпринимателей), в течение первых четырех лет их деятельности, сохранение того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Что же касается закона N 222, то ценность его трудно переоценить, т. к. он освободил от уплаты таких значительных налогов, как:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Налог на прибыль;
3. Налог на имущество;
4. Налог с оборота (налог с продаж).
Например, основной поток товарооборота торгового предприятия документально проходит через несколько фирм с упрощенной системой отчетности, а крупные заказы, в т. ч. и от государственных структур, - через такие формы организации, как ООО, АО, т. к. для государственных предприятий это более предпочтительно. При этом юридическое лицо, владеющее большинством основных средств, фактически работающих на весь неформальный холдинг, собственно торговлей не занимается, а лишь предоставляет в аренду все необходимое для успешной работы холдинга.
Такое построение бизнеса дает максимизацию коммерческого результата, за счет использования льготных законных схем упрощенной отчетности и налогообложения и минимизацию рисков, связанных:
а) с возможными изменениями в налоговом законодательстве в сторону усиления налоговой нагрузки.
К слову сказать, именно это и произошло, когда в 1999 г. был введен для субъектов малого предпринимательства налог с продаж (НСП), а в 2000 г. был введен налог на добавленную стоимость (НДС) для ПБОЮЛов.
б) с проверками налоговых органов, т. к. любая проверка, даже с нулевым результатом, парализует работу предприятия на длительный период. Дело в том, что при проведении проверок сотрудники налоговой полиции (ныне отделы по борьбе с экономическими преступлениями), как правило, осуществляют выемку всей документации, фактически, на несколько месяцев. Легко представить, что это означает для предприятия. Описать каждый документ постранично из-за отсутствия времени практически невозможно. Как правило, часть важных для технологического процесса торговли документов навсегда утрачивается. Но и без этого ясно, что значит остаться на период проверки без договоров, накладных, журналов расчетов с поставщиками и многого другого. Товарооборот резко падает, зачастую безвозвратно, т. к. поставщики товаров избегают иметь дело с проблемным партнером. Вероятность же одновременных проверок всего спектра фирм холдинга маловероятна, кроме ситуации, когда все заранее спланировано, но это уже особый случай.
II. Торговая политика фирмы, которая должна способствовать увеличению коммерческих результатов. Она включает следующие направления:
- Выставки-продажи мебели по образцам;
- Создание сопутствующей инфраструктуры (доставка, сборка, ремонт мебели);
- Продажа мебели в кредит;
- Создание интернет-сайта с возможностью осуществления заказа;
- Продажу в розницу по отпускным ценам производителя за счет скидок, предоставленных производителем и обеспечивающих торговую наценку;
- Продажу сопутствующих товаров (для оформления интерьера);
- Создание единой системы ответственности в коллективе, с учетом понимания взаимозависимости каждого подразделения и влияния любого из них на конечный результат;
- Создание и постоянное совершенствование системы оперативного контроля всей хозяйственно-экономической деятельности фирмы.
Помимо вышеперечисленных направлений торговая политика предприятия предполагает:
а) Установление прямых связей с производителями мебели, что, во-первых, дает возможность торговать по более низким ценам (без посредников). Во-вторых, позволяет осуществлять розничную продажу со скидками, которые предоставляет производитель товара. В-третьих, прямые связи с производителем мебели позволяют ставить перед ним и решать задачу монопольной продажи определенного ассортимента мебели в микрорегионе функционирования торгового предприятия. Эксклюзивные права на продажу определенного ассортимента могут быть даны торгующей фирме только при условии обеспечения ожидаемых результатов по продажам. А это связано с: местонахождением магазина и его популярностью; величиной торговых площадей и теплых складов; наличием необходимой инфраструктуры (доставки, сборки, ремонта); имиджем магазина и его формой собственности; "внятной" политикой менеджмента и прозрачной системой финансовых расчетов с поставщиками.
б) Расширение круга поставщиков мебели. Постоянный поиск новых производителей.
К сожалению, производители мебели также подвержены действию всех рисков, влияющих на успех коммерческого предприятия, поэтому зависимость от неуспеха партнера должна быть минимальной. Самый простой путь снижения рисков - расширение количества партнеров, с сохранением требований к взаимным обязательствам. Здесь уместно вспомнить народную мудрость, гласящую: "Нельзя складывать все яйца в одну корзину!" Что касается поиска новых партнеров, то практический смысл этого состоит также в необходимости отслеживать и предлагать клиентам новинки в области дизайна, конструкций, функционального наполнения и экологии предлагаемых образцов мебели.
в) Перераспределение площадей (в сторону увеличения торговых).
Содержание площадей достаточно дорого, поэтому они должны приносить максимальную прибыль. Ясно, что торговые площади наиболее эффективны в этом смысле. Это значит, что складские помещения должны выполнять роль накопителя при приеме-отправке мебели. Все остальные помещения, помимо необходимых (служебных), должны быть перепрофилированы под торговые. Это относится, конечно, к торговому предприятию, имеющему собственные площади.
г) Содержательная часть заключаемых договоров поставки товаров должна предоставлять максимум преференций торговому предприятию.
Многие менеджеры подписывают договоры поставок товара, что называется, "не глядя". Для них единственно важным является то, что ассортимент и цены на товар соответствуют предварительным договоренностям. Между тем очень важно, как сформулирован (и сформулирован ли вообще) момент перехода прав собственности на поставляемый товар. То есть когда еще товар принадлежит поставщику, а когда уже принадлежит торговой фирме. От этого зависит бухгалтерский учет товара - на забалансовых счетах или на счетах баланса. Последний способ учета ухудшает некоторые финансовые показатели, а также влечет за собой необходимость уплаты налога на имущество, что является прямым материальным обременением. Кроме того, торговое предприятие, получив одновременно с товаром и права собственности на него, лишается в перспективе возможности, при отсутствии спроса, вернуть товар обратно поставщику. Тем самым создается угроза затоваривания дорогих торговых помещений ненужным товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если же товар, по праву, стоит на забалансовых счетах, то ситуация разворачивается, как говорится, "лицом к фирме", т. е. нет дополнительной кредиторской задолженности; нет налога на имущество; есть возможность вовремя возвращать не пользующийся спросом товар или обменивать его на более актуальный, т. е. минимизировать риски, связанные с затовариванием.
д) Создание резерва квалифицированных торговых менеджеров (например, базовой кафедры для студентов экономического факультета).
Задачу создания резерва квалифицированных менеджеров торговые предприятия решают по-разному. В основном, через объявления со словами "требуются...". Недостатки такого подхода очевидны. Нет смысла подробно описывать все минусы такого способа решения кадровых проблем. Конкретное торговое предприятие, которое автор приводит в качестве примера, иллюстрирующего разумные подходы к различным проблемам, решило эту задачу на системном уровне, создав базовую кафедру в ближайшем высшем учебном заведении, где имеется экономический факультет.
Если руководитель торговой фирмы не имеет ученых степеней и званий, позволяющих заведовать созданной кафедрой, можно ограничиться созданием базы практики от того же института. Главное здесь то, что подготовленные студенты-старшекурсники уже с 3-го курса начинают приобщаться к торговому предприятию. Сначала это ознакомительная практика, потом производственная, а затем преддипломная практика с написанием и защитой дипломного проекта на актуальную для фирмы тему. Этого времени (более 2 лет) вполне достаточно, чтобы присмотреться к студентам и сделать предложение о будущей работе наиболее достойным.
Такой подход существенно минимизирует риски, связанные с вероятностью приема на работу непорядочного, ненадежного, капризного менеджера. Кроме того, подобный отбор позволяет максимизировать отдачу от нового менеджера, что, безусловно, повлияет на коммерческую эффективность торгового предприятия.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия