| | Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Таничев А. В. доцент Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
(г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается содержание и уровень концептуализации и конвенционализации феномена «мегатренд», который остается невысоким, но существование мегатрендов развития человеческой цивилизации не вызывает сомнения. Статья предназначена показать, с одной стороны, появление мегатренда устойчивости, как результат глобального признания императива устойчивого развития, а с другой, принимая во внимание значение инноваций как двуединого и потенциально этического источника ресурсов для устойчивого развития, предложить понятие «метатренд устойчивости». Несмотря на теоретический характер статьи, в ней имеются обоснованные положения и библиография, имеющие практическую ценность для разработки учебно-методических источников для курсов, включающих вопросы устойчивости. | Ключевые слова: геосоциоэкономическая система, императив устойчивого развития, мегатренд, метатренд инноваций устойчивости, устойчивое развитие | УДК 33.01 Стр: 11 - 15 | Те тренды, воздействие которых на миропорядок представляется значительному числу лидеров общественного и научного мнения наиболее очевидным, получили название мегатренды (megatrends). В Кембриджском словаре под мегатрендами предлагается понимать общее направление развития или изменение ситуации, затрагивающее многие (или большинство) страны мира, которое при современном уровне социально-экономической и военно-политической глобализации (несмотря на усиливающееся противодействие регионализации процессов, в том числе конфессиональных) делает задачу выявления этих тенденций весьма актуальной, в первую очередь, для долгосрочного стратегического планирования на мета- и макро- уровнях мировой экономики, оказывая в то же самое время (часто, определяющее) влияние и на макро-, мезо-, микро- и нано-уровни национальных геосоциоэкономических систем (ГСЭС) [8]. Мегатренд — понятие, которое за несколько десятилетий (с 1982 г.) [36] стало весьма популярным в социально-экономической и публицистической литературе как всеобщий прогноз и директивные направляющие дальнейшего развития мира (как это видится, на наш взгляд, по крайней мере у автора этой концепции Джона Нейсбитта, явно видящего глобализацию как безграничную экспансию PAX AMERICANA) — представляются как всеми видные и долгосрочные процессы изменений с охватом всех секторов экономики, политики и в целом человеческой жизнедеятельности, а также обеспечивающие базовым знанием решение назревших проблем и раскрывающие их наиболее вероятные критические последствия [41], прогнозирование которых может иметь решающее значение на всех уровнях ГСЭС.
Не имея целью настоящей статьи ни сравнительную оценку, ни прогностическую достоверность легко обнаруживаемых в информационном поле совокупностей мегатрендов [6], которые часто меняются даже в пределах одного десятилетия (табл. 1), не считая прогнозы футурологии за однозначно научные и, в то же время, не низводя их до уровня «гадания на овечьей лопатке», предлагается воспринимать их как некую реальность современной социально-политической жизни, имеющей место во многих странах, которая так или иначе оказывает влияние на массовое общественное сознание, а потому представляет исследовательский и практический интерес. Кроме того, и это фактор поддержания внимания к мегатрендам, они вошли в работу ряда научно-исследовательских институтов [22], международных и национальных исследовательских организаций [23, 31], да и самых известных транснациональных компаний, предлагающих консалтинговые и аудиторские услуги [20].
Таблица 1
Изменение состава мегатрендов (по футурологу Джону Нейсбитту)1982 | 1990 |
---|
Переход от индустриального общества к информационному (США) | Появление глобального экономического бума в 1990 гг.* | Гуманизация высоких технологий | Возрождение искусства, национальной/этнической культуры и религии*** | Переход от приоритетности национальной экономики к приоритетности глобальной | Возникновение социализма со свободным рынком* | Переход от краткосрочных (рыночных — Profit**) интересов к долгосрочным (включая социальные и экологические интересы — People, Planet**) | Возникновение глобальных стилей жизни наряду с культурным национализмом (США) | Переход от централизации к децентрализации (США) | Приватизация государства всеобщего благосостояния | Переход от институциональной поддержки к самостоятельной | Подъем регионов Тихоокеанского побережья (США) | Переход от представительской демократии к партисипативной [10] | 1990 гг.: декада становления лидерства женщин (США) | Переход от иерархических структур к сетевым [5] | Наступление эпохи биологии («мясо» в пробирке, клоны вымирающих видов, вакцины от смертельных болезней) | Переход экономической силы с Запада на Восток (США) | Религиозное возрождение 3-го тысячелетия*** | Переход от выбора решения «либо-либо» к многовариантности выбора | Торжество индивидуализма личности | Примечания: (США) — наиболее заметное влияние опыта глобального влияния опыта социально-экономического развития США [41], что соответствует стремлению к глобальной экспансии агрессивной культуры PAX AMERICANA [1];
* действительность показала существенно более резкий сдвиг: распад СССР, исчезновение «социалистического лагеря», открытие новых рынков, «утечка мозгов и технологий» на Запад — существенные факторы «экономического бума» в развитых капиталистических странах;
** в терминах Джона Элкингтона [18];
*** автор не вполне разделяет эту точку зрения в свете известной энтропии культуры в обществе потребления [12].
Источник: Составлено по [36, p. xxii] (левая колонка) и [37, p. 2] (правая колонка) с дополнениями автора
Считается [26, р. 2], что мегатренды должны иметь практическое (прогностическое и дидактическое) применение, могущее обеспечить значительные выгоды, оцениваемые в экологических, экономических и социальных измерениях, снижая возможные риски и предоставляя благоприятные шансы, которые, несмотря на всеобщую природу мегатрендов мета и мега- уровней ГСЭС, представляют особый интерес для хозяйствующих единиц и их стейкхолдеров. В процессе выделения все новых мегатрендов [16], их идентификация, интерпретация и оценка должны осуществляться для принятия своевременных решений, вызывая переосмысление моделей управления, бизнес-процессов и даже архитектуры социально-экономических систем в целом [26, р. 2]. Опыт концептуализации феномена «мегатренд» показал [24, р. 13], что под понятие «мегатренд» должны подпадать такие обобщенные и масштабные тенденции социально-экономического развития, для которых характерны: (1) стабильность: проявится и продолжит существовать как минимум два десятилетия [N.B.! явное расхождение с позицией Джона Нейсбитта [14] — см. табл. 1 — авт.]; (2) вездесущность: воздействие на все сферы жизнедеятельности; (3) универсальность: глобальный характер проявления с возможными региональными вариациями [проявление так называемой глокализации [4] — авт.]; и (4) устойчивость: сохранение своего влияния даже при возможных временных ослаблениях.
Обзор литературы, рассматривающей мегатренды показывает [27] практически параболический рост публикаций в индексируемых Web of Science / Scopus изданиях в период 2008–2018 гг. с последующим некоторым спадом. Общепринятых критериев для классификации глобальных мегатрендов не обнаружено, да и их число у разных авторов затруднительно понять по каким критериям, но весьма различно: например, от пяти [19] до десяти [24] и даже четырнадцати [25]. Поэтому, имеет смысл выделить наиболее существенные для устойчивого развития мегатренды. В контексте устойчивого развития было предложено [39] считать, что наиболее существенное влияние в ближайшие десятилетия окажут следующие мегатренды: (1) урбанизация; (2) развитие воздушного транспорта [скорее, современных логистических систем в целом (включая БПЛА, или дроны) в их связи с дуализмом логистики устойчивости [13] — авт.]; (3) сетезация общества (public networking) [понимаемая, в первую очередь, как повсеместное внедрение коммуникационных технологий новых поколений для распространения и утверждения идеологии устойчивости [33] — авт.]; (4) институциональные изменения [где особый акцент необходимо делать на трансформацию систем образования в направлении развития «образования для устойчивости» (education for sustainability) [17, 32] на всех уровнях этих систем, вплоть до послевузовского и корпоративного — авт.]; (5) все растущее давление на окружающую среду [не только техногенное, но и антропогенное [28] — авт.]. Приведенный пример, на наш взгляд, демонстрирует определенную поверхностность и дань моде, хотя в тексте статьи можно обнаружить детализацию признаков указанных мегатрендов.
Более обоснованный (что вообще характерно для немецкой школы экономической мысли) и ориентированный на устойчивость подход к систематизации мегатрендов и установлению их связи с поведением организаций [21] приводит к введению в оборот однозначного термина «глобальный мегатренд устойчивости» — на наш взгляд, семантического аналога для нашего «метатренд устойчивости». В понимании школы макромаркетинга (табл. 2), рассматриваемой как теоретический базис маркетинга устойчивости [2, 12], такой мегатренд может быть определен как [35, pp. 254–260] сложная комбинация экономических, политических, культурных, философских и технологических факторов, отличающаяся большими продолжительностью, охватом и результативностью воздействия, чем ординарные тренды, имеющая тенденцию реформировать многочисленные аспекты жизни общества, хорошо вписываясь в контекст настоящего времени и в то же время сохраняя остаточную историческую преемственность прежних мегатрендов.
Таблица 2
Шесть современных мегатрендов: видение школы макромаркетингаМЕГАТРЕНД | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ |
---|
Сельскохозяйственные инновации (Agricultural Innovation) | Технологические и организационные инновации для переработки и хранения сельскохозяйственных продуктов / недавно разработанные методы земледелия или животноводства | Циркулярная экономика (Circular Economy) | Максимально регенеративная система, где, за счет инновационных решений, потребление ресурсов и отходы, выбросы и утечка энергии сведены к минимуму за счет проектирования под неоднократный жизненный цикл [34], техническое обслуживание, ремонт, повторного использование, реконструкцию, восстановление и переработку. | Чистые технологии (Clean Technology) | Инновационные продукты, услуги или процессы, которые предоставляют ценности с использованием ограниченных или нулевых невозобновляемых ресурсов и/или создают значительно меньше отходов, чем традиционные предложения. | Сбор энергии*
(Energy Harvesting) [29] | Инновационные технологии использования и преобразования разных видов энергии в электроэнергию (солнечная, кинетическая, термоэлектрическая, пьезоэлектрическая, электромагнитная, радиочастотная, акустическая и геотермальная энергия) | Этическое потребление (Ethical Consumption) | Этическое потребление, складывающееся в силу сознательного и преднамеренного выбора, чтобы принять определенное потребительское решение на основе личных и моральных убеждений, соответствующих ментальному конструкту устойчивости и новой (инновационной) культуре ответственного потребления [11]. | Нулевые отходы
(Zero Waste) | Проектирование по принципу нулевых отходов выходит за рамки переработки, чтобы сосредоточиться, в первую очередь, на предотвращении и сокращении отходов за счет инновационного дизайна продукта, а лишь потом — на переработке и компостировании остатков [43]. | Примечания: Выделение полужирным шрифтом сделано для привлечения внимания к признакам инновационности в каждом из характеризуемых здесь мегатрендов;
* именно, исходя из способа получения, «сбор» (harvesting) [sic!], а не генерация или производство.
Источник: Составлено по [35] с дополнительными ссылками по выбору автора
Обратившись к контенту табл. 2, отметим, что для всех шести представленных в ней мегатрендов характерно (явное или латентное) наличие признака инновационности. Действительно, в терминах мегатрендов, можно выделить два доминирующих [14] — устойчивое развитие и инновационное развитие (соответственно, инновации и устойчивость) — в силу того, что, с одной стороны, они по всем признакам (см. выше) являются мегатрендами, а с другой — выделяются среди них своей исключительной значимостью для дальнейшего развития и даже существования нашей цивилизации. На основании ряда существующих дефиниций инновации устойчивости [30] синтезируем следующее: устойчивая инновация (sustainability innovation aka sustainable innovation) — это те новые продукты, процессы (в том числе институциональные — авт.), услуги и технологии, развитие которых способствует прогрессу и процветанию человеческих потребностей и институтов при полном уважении мировых природных ресурсов и регенеративных способностей. Для того, чтобы показать тесную связь между мегатрендами и достижением целей устойчивого развития с учетом вклада инноваций, приведена табл. 3.
Таблица 3
Мегатренды 2050 компании Roland Berger в соответствии с 17 ЦУРМегатренд | Содержание | ЦУР |
---|
Люди и общество | Население + Миграция + Ценности + Образование
[институциональные инновации] | Все 17 | Здравоохранение | Пандемии и прочие «джокеры» глобализации + Болезни и лечение + Забота и уход
[институциональные, организационные и технологические инновации] | 3, 6, 11, 12, 16 | Окружающая среда и ресурсы | Изменение климата и загрязнение окружающей среды + Ресурсы и сырье + Экосистемы в зоне риска
[организационные и технологические инновации] | 2, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 15, 16 | Экономика и бизнес | Ревизованная глобализация + Смены власти (сдвиги сил) + Секторальная трансформация экономики + Проблема задолженностей
[институциональные и организационные инновации] | 1, 2, 4, 7, 8, 9, 12, 16, 17 | Технологии и инновации | Ценность технологий + Искусственный интеллект + развитие интерфейса «человек-машина»
[технологические инновации] | 4, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15 | Политика и управление (власть) | Будущая судьба демократии + Управление (власть) и геополитика + Глобальные риски
[институциональные инновации] | 1, 2, 5, 10, 13, 14, 15, 16, 17 | Примечание: ЦУР — цели устойчивого развития (Agenda 2030)
Источник: [14] с уточнениями и добавлениями автора
Не только родственная по общему вкладу в достижение целей устойчивого развития, но и причинно-следственная связь инноваций и устойчивости (соответственно, мегатрендов инноваций и устойчивости, рассматриваемых как доноры и акцепторы ресурсов) довольно очевидны. Однако название весьма популярной, если не культовой, статьи «Почему устойчивость сегодня является ключевым драйвером инноваций?» [38] в сравнении с обоснованным ранее [7] определением инноваций как источника этических ресурсов для реализации концепции устойчивого развития (то есть, драйвером этой реализации как раз выступает дополнительный ресурс, обеспечиваемый рентой на инновации любого рода — технологические, маркетинговые, организационные, институциональные, и т. п.), может первоначально вызвать некоторое недоумение, которое снимается в виду существования диалектической взаимосвязи между устойчивостью и инновациями (рис. 1). Действительно, с одной стороны, именно инновации устойчивости как сами по себе («зеленые инновации» [3]), соответствующие достижению ЦУР, так и за счет специфической ренты, потенциально являющиеся этическим ресурсным источником поддержки программ по реализации концепции устойчивого развития, являются причиной (драйвером) устойчивого развития. Однако, с другой стороны, именно принятие различными институтами мирового сообщества концепции устойчивого развития как императива спасения цивилизации, их политика, реализуемая (прямо или опосредованно) на всех уровнях ГСЭС, предопределяют как содержание, так и — через «фильтр» ESG-инвестирования (или подобных ему типов социально-ответственного инвестирования) — целевое финансирование разработок и внедрения «зелёных инноваций». | | | Рис. 1. Диалектическая причинно-следственная связь инноваций устойчивости и реализации концепции устойчивого развития | Возвращаясь от абстрактной модели (рис. 1) к реальностям современного катастрофического движения нашей цивилизации, полностью примем следующий вывод [9, с. 13]: «будущее человечества в самой существенной степени зависит от того, будет ли императив устойчивого развития воспринят и реализован». Восприятию и реализации этого императива должны служить как технологическая, так и идеологическая составляющая механизмов устойчивого развития, совокупное действие которых составляет содержательную часть метатренда инноваций устойчивости. Развитие этого метатренда предстает довольно противоречивым явлением. Развитие технологической составляющей, проявляющееся в виде количественного и качественного роста системно связанных инноваций любой природы, очевидно и, во многом, обязано не только отраслевой и межотраслевой, но и геополитической конкуренции с акцентом военной угрозы. А будущность реализации идеологической составляющей, несмотря на его глобальное продвижение, вызывает критику, касающуюся принципиальной несовместимости целей устойчивого развития и действия основного закона капитализма (не столь часто упоминаемого сегодня, но все же существующего) [15]. Таким образом, метатренд инноваций устойчивости в силу своей многомерности как любого феномена в контексте проблем устойчивого развития требует холистического подхода к его изучению. Несмотря на выход из темы статьи, хотелось бы отметить, что ментальный конструкт устойчивости [там же], не представленный на рис.1, непосредственно связан с этим метатрендом, что требует детального аудита и обновления учебных программ в духе идеологии устойчивого развития. Для российской высшей школы, где в учебных курсах по маркетингу не только макросоциальный маркетинг, но и макромаркетинг присутствуют лишь как упоминания, эта задача как никогда актуальна [2].
В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на краткость данной теоретической работы и наличием в ней лишь ссылок на соответствующую расширенную аргументацию, интерес могло бы представить следующее: (1) понятие «мегатренд», как бы его не определяли и как бы к нему не относились, вышло за пределы кабинетов футурологов и активно используется в социально-политическом обороте и даже в учебных программах, поскольку, будучи грамотно обоснованным, действительно отражает те векторы, равнодействующая которых определяет дальнейшее развитие человечества, а также направления для дальнейших (в том числе эмпирических) исследований; (2) признанному императиву устойчивого развития соответствует глобальный цивилизационный метатренд, под которым в рамках настоящей статьи предлагается понимать инновации устойчивости, диалектически являющиеся и следствием реализации концепции устойчивого развития, и важнейшей причиной достижения задач устойчивого развития; (3) декларируемая критическая роль идеологии устойчивого развития для достижения целей устойчивого развития (например, в форме выработки у граждан грамотности устойчивости) требует тщательного изучения (не механического копирования!) зарубежного опыта образования для устойчивости и, соответственно, обновления учебных программ на всех уровнях национальной системы образования: от дошкольного до послевузовского. |
| |
|
|