| | Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Симановская М. Л. доцент кафедры стратегического планирования и экономической политики
факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат экономических наук Оганнисян К. А. магистрант факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | В статье представлено развитие научных подходов к толкованию уникальной модели ведения коммерческой деятельности — экосистемы бизнеса и дана авторская интерпретация современной бизнес-экосистемы как многогранного понятия, включающего особенности взаимодействия компании с заинтересованными сторонами, объединения нескольких сервисов в пределах одной крупной компании, инновационного развития на основе использования цифровых платформ. Практика развития экосистемы бизнеса раскрыта на примере ПАО «Сбербанк». | Ключевые слова: экосистема бизнеса, цифровая экосистема, банковская экосистема, цифровые технологии, цифровизация банковского пространства, ПАО «Сбербанк» | УДК 334.7; ББК У40(2)-21(2Р) Стр: 42 - 46 | В современных условиях сложилась и приобретает все большую популярность во всем мире новая модель ведения коммерческой деятельности — экосистема бизнеса. Термин «экосистема» был придуман британским ботаником А. Тэнсли в 1930-е годы для обозначения локализованного сообщества живых организмов, взаимодействующих друг с другом и окружающей средой. Организмы влияют друг на друга и на свой ландшафт: они соревнуются, сотрудничают, развиваются, они подвержены внешним факторам, к которым вместе приспосабливаются. В 1993 году этот биологический термин использовал американский исследователь Джеймс Ф. Мур для раскрытия особенностей взаимодействия субъектов современного экономического сообщества. Бизнес-экосистема, по Дж. Ф Муру, — «Экономическое сообщество, состоящее из совокупности связанных между собой организаций и физических лиц». Идея состоит в том, что каждая сущность в экосистеме влияет и находится под влиянием других, создавая постоянно развивающиеся отношения, в которых каждый субъект должен быть гибким и адаптированным [1, с.75–83].
Комплексная оценка научных подходов к феномену экосистемы бизнеса. Концепция экосистемы бизнеса вызывает значительный интерес исследователей. Ряд научных теорий с разных сторон раскрывают феномен экосистемы бизнеса. Комплексная оценка этих научных подходов и изучение российской практики дает возможность собственной интерпретации черт современной экосистемы бизнеса в трех аспектах:
• с точки зрения методов эффективного взаимодействия компании с заинтересованными сторонами;
• с точки зрения оценки эффективности многоотраслевой структуры продуктового портфеля крупной компании, включая её собственные и партнерские сервисы;
• с точки зрения инновационного развития компании на основе использования цифровых платформ.
1. Оценка экосистемы бизнеса с точки зрения взаимодействия с заинтересованными сторонами. Развитие концепции бизнес-экосистемы тесно связано с теорией заинтересованных сторон, которая связывает благоприятные перспективы коммерческой деятельности компании с удовлетворением интересов ее внутренней и внешней среды. Особое внимание развитию теории заинтересованных сторон уделял Фримен Э. [2, с. 24–27]. Значительный вклад в развитие концепции экосистемы бизнеса с точки зрения заинтересованных сторон внес Дж. Ф. Мур. По Муру экосистема бизнеса представляет собой экономическое объединение отдельных субъектов, которые являются заинтересованными сторонами рынка, или стейкхолдерами. Внутренние стейкхолдеры характеризуются своим прямым отношением к деятельности компании, принимают в ней активное участие. К данной группе лиц можно отнести: собственников, менеджеров, исполнительный персонал, совет директоров и прочих. Внешние стейкхолдеры отличаются тем, что напрямую не участвуют в деятельности компании, но при этом оказывают косвенное влияние на её результативность. К таким лицам относятся: потребители, поставщики, подрядчики, субподрядчики, конкуренты и другие. Дж. Ф. Мур подчеркнул важную особенность конкурентного поведения компаний на современном рынке. Главным фактором обеспечения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, по его мнению, является взаимовыгодное сотрудничество в отличие от теории соперничества [1, с.75–83]. Данную концепцию можно раскрыть на примере компании ПАО «Сбербанк». В первом квартале 2019 года Сбербанк пополнил свою экосистему сервисом Instamart, который стал совместной площадкой Сбербанка и Mail.ru Group по заказу продуктов из магазинов. Тогда же сервис Instamart был переименован в «СберМаркет». Уже в 2020 году количество заказов выросло в 14,3 раза и достигло 5,9 млн Оборот же увеличился до 20,72 млрд рублей. В январе 2021 года Сбербанк приобрел значительную долю в проекте «СберМаркет» у Mail.ru Group. По результатам 2021 года количество заказов выросло до 24 млн, а оборот составил 58,6 млрд рублей. Сотрудничество продолжается до сих пор и устраивает обоих участников сделки [3].
2. Оценка экосистемы бизнеса с точки зрения эффективности многоотраслевой структуры продуктового портфеля крупной компании. Большинство авторов теорий экосистемы бизнеса сходятся во мнении, что любая экосистема бизнеса направлена на интеграцию многообразных направлений хозяйственной деятельности и при этом сохраняется взаимообусловленное сотрудничество всех ее участников.
Одним из сторонников данного подхода является Клейнер Г.Б., который определил, что экосистема бизнеса является уникальной моделью реализации коммерческой деятельности, которая основывается на совокупности различных бизнес-процессов, проектов, инфраструктур в пределах одной компании, что способствует благоприятному развитию субъекта экономической деятельности в перспективе посредством оборота имеющихся во внутренней структуре ресурсов и систем [4, с. 2–15].
По нашему мнению, многоотраслевая экосистема может развиваться не только в пределах одной компании, в настоящее время распространена практика сотрудничества нескольких крупных субъектов экономической деятельности, что значительно расширяет ассортимент товаров и услуг, предлагаемых их клиентам.
В современный период ведения активной конкурентной борьбы между компаниями за право занятия передовых позиций на целевом рынке появляются новые возможности развития коммерческой деятельности, связанные с экспансией экосистем бизнеса в новые для них сферы деятельности. Куликова О.М. обращает внимание, что от жестоких стратегий конкурентной борьбы компании обращаются к поиску уникальных организационно-управленческих решений [5, с. 200–205]. Так, на протяжении нескольких лет в тесном сотрудничестве находились две различные по направлениям деятельности компании — ООО «Яндекс», специализирующийся на продвижении компьютерных технологий, и ПАО «Сбербанк», деятельность которого первостепенно связана с предоставлением кредитно-финансовых услуг своим клиентам. В разработанный Яндексом проект «Яндекс.Маркет» в 2017 году вложился Сбербанк, который после совершения сделки приобрел равную с Яндексом долю в новом направлении деятельности с целью развития одного из крупнейших в настоящее время маркетплейсов. Обе организации имели равные доли в структуре сервиса «Яндекс.Маркет». Механизм партнерства был построен таким образом, что Яндекс занимался продвижением и продажей товаров, а Сбербанк предоставлял для этого все необходимые платежные и финансовые сервисы. Уже в 2020 году сотрудничество компаний подошло к концу. Причины назывались разные, однако, наиболее вероятная причина состояла в том, что Яндекс видел в Сбербанке платёжного партнёра и источника инвестиций, а Сбербанк расценивал сервис «Яндекс.Маркет» в качестве составной части своей собственной экосистемы [6]. В результате такого партнёрства Яндекс выкупил полную долю в проекте, а Сбербанк получил колоссальный опыт в области управления маркетплейсами, например, таким проектом стал сервис «СберМегаМаркет».
Многоотраслевая экосистема крупного бизнеса представляет собой по типу хозяйственной структуры диверсифицированную компанию, сохраняя, как правило, в качестве центра прибыли определенную сферу деятельности. Подтверждением данного тезиса служит пример Сбербанка, финансовый сектор которого генерирует по разным оценкам около 96% всего дохода экосистемы, тогда как только около 4% приходятся на нефинансовые сервисы [7].
Повышение эффективности функционирования экосистемы бизнеса связано с эффектом синергизма — взаимодополняемости отраслей, непосредственно несопряженных в процессе производства. Диверсификация в рамках экосистем осуществляется как в родственные, так и в неродственные сферы.
Рассмотрим это на примере функционирования Сбербанка. Сбербанк является крупнейшим финансово-кредитным учреждением в нашей стране, рыночная доля которого составляет 31,82% [8]. В настоящее время клиентами Сбербанка являются более 100 млн чел. [9]. К родственным сферам в рамках данной компании относятся следующие: потребительские кредиты, ипотека, дебетовые и кредитные карты, вклады, инвестиции, платежи и переводы, страхование, мобильное приложение и интернет-банк. Сбербанк ведет все виды финансовых операций как с корпоративными, так и с физическими лицами. Такой широкий диапазон деятельности компании с разными финансовыми операциями является возможным благодаря использованию уникальных технологий, применяемых при разных задачах, например, метод скоринга, основанный на базе искусственного интеллекта. Важное значение имеет высокий уровень компетенций сотрудников, которые являются драйвером развития цифровой экосистемы банка. Структура развития кадров Сбербанка демонстрирует движение в сторону развития цифровой экосистемы. Компания использует инновационные технологии ведения кадровой политики от поиска персонала до его сопровождения и развития, при этом банк предоставляет доступ к цифровым платформам обучения и повышения квалификации персонала на базе онлайн-платформы «СберУниверситет» [10], что является залогом достижения поставленных целей и занятия передовых позиций как крупнейшей банковской цифровой экосистемы.
Значительный и положительный эффект возникает в результате функционирования порядка 50 различных сервисов Сбербанка. Это позволяет, во-первых, использовать большие финансовые ресурсы Сбербанка для инвестиций в самых различных направлениях и тем самым уменьшает риски коммерческой деятельности в условиях неустойчивой экономики. Так, в промежутке с 2017 по 2019 гг. компания вложила в свой нефинансовый бизнес порядка 1$ млрд, такую же сумму компания инвестировала в первом полугодии 2021 года. В дальнейшем планируется инвестировать ещё 300–350 млрд руб. [11]. Во-вторых, Сбербанк сосредотачивается на удовлетворении самых различных потребностей своих определенных групп клиентов, обслуживая их с помощью единой цифровой платформы. Сбербанк выступает как клиентоориентированная компания, которая создает добавленную ценность для покупателя и сокращает его клиентский маршрут. Неродственные сферы диверсификации Сбербанка представлены в табл.1.
Таблица 1
Классификация наиболее популярных сервисов экосистемыНаправление | Сервис/компания |
---|
Электронная коммерция | СберЛогистика | СберАвто | СберМегаМаркет | СберМаркет | Сбер Еаптека | Самокат | Фудтех [12] и Мобильность (транспорт и доставка) | 2ГИС | Delivery Club | FoodPlex | Ситимобил | Кухня на районе | Ситидрайв | Развлечения | Okko | СберЗвук | Rambler&Co | Союзмультфильм | СберИгры | – | Здоровье | SberMedAI | СберЗдоровье | B2B-сервисы | SberCloud | СберСервис | СберА | СберРешения | СберКорус | BI.ZONE | СберАналитика | Cognitive Pilot | InSales | Деловая среда | ОКБ | Эвотор | Цифровые непрофильные активы | ЦРТ | СберДевайсы | СберМобайл | VisionLabs | Диалог | Домклик | Работа.ру | СберМаркетинг | Segmento | SberAutoTech | СберУслуги | Jivo | Источник: разработано авторами по данным — СБЕР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sber.ru/
Электронная коммерция. Данное направление предусматривает предоставление различных услуг в сфере e-commerce, в том числе логистические сервисы. Развитие данного направления в перспективе предусматривает формирование мегамаркетплейса, который по своей структуре будет предусматривать наличие как отечественных, так и зарубежных товаров.
Развлечения. Данное направление предусматривает предоставление различных медиасервисов, к которым следует отнести сервисы видеостриминга, а также аудиостриминга. Сбербанк также развивает собственный онлайн-кинотеатр.
Здоровье. Данное направление предусматривает развитие цифровых сервисов в сфере здравоохранения, что способствует развитию телемедицины, которая основывается на использовании цифровых сервисов в рамках системы здравоохранения. Технологии Сбербанка предлагают своим клиентам возможность онлайн-записи к врачу, а также вызову врача на дом, в том числе имеется возможность ведения электронной медицинской карты и дистанционного наблюдения пациентов.
B2B-сервисы. Данное направление предусматривает предоставление различных услуг для бизнеса, которые могут включать в себя облачные сервисы, сущность которых заключается в хранении и переработке данных путем обеспечения безопасности информации посредством предоставления услуг по защите данных. Также сервисы B2B предлагают возможность развития коммерческой деятельности посредством предоставления маркетинговых и иных нефинансовых услуг.
Другие направления. В данном случае следует понимать такие сервисы, как поиск работы и образование, услуги виртуального мобильного оператора, подбор и сопровождение сделок с недвижимостью. Также к иным сервисам следует отнести услуги по доставке еды и предоставлению каршеринга, при этом в настоящее время Сбербанк продолжает расширение сети доставок и каршеринга.
3. Экосистема бизнеса как инновационная компания, функционирующая на основе использования цифровых платформ. В настоящее время залогом успешного развития экосистемы является цифровизация бизнеса. Концепция цифровой бизнес-экосистемы была выдвинута в 2002 году группой европейских исследователей и практиков, в том числе Начира Ф., Дини П. и Николаи А., которые применили общее понятие цифровых экосистем для моделирования процесса внедрения и разработки продуктов и услуг на основе информационно-коммуникационных технологий на конкурентных, сильно фрагментированных рынках [13, с. 1–5]. Объединение нескольких инновационных продуктов в пределах одной компании способствует образованию и развитию цифровой экосистемы, при этом особенностью функционирования данной системы является использование инновационных платформ, способствующих объединению структурных элементов компании.
Ускоренное развитие инновационных технологий способствовало трансформации всех сфер общественной жизни, наступление цифровой эпохи стало основой возникновения и развития уникальных платформ ведения бизнеса, которые образуются в рамках одной экосистемы, участники которой тесно взаимодействуют между собой. Цифровые инновации способствуют изменению характера ведения конкурентной борьбы, поскольку раннее конкуренция основывалась на противостоянии отдельных субъектов коммерческой деятельности, а в процессе эволюции экономической практики появилась тенденция к противостоянию сил цифровых бизнес-экосистем [14, с. 7–15].
Цифровая экосистема — уникальная модель ведения бизнеса, основанная на использовании инновационных технологий, при этом участники цифровой экосистемы тесно взаимодействуют между собой, что способствует достижению единой цели реализации экономической деятельности конкретной компании, образующей экосистему. Цифровые технологии в настоящее время являются социально значимым ресурсом, а их использование в процессе организации экосистемы как уникальной модели ведения бизнеса способствует удовлетворению значительной части клиентских потребностей и повышению эффективности реализации коммерческой деятельности.
Критерии, которые обуславливают эффективное и качественное развитие компании посредством применения цифровых инноваций:
• масштабная клиентская база, при этом клиенты должны обладать высоким уровнем доверия к деятельности компании;
• стремление компании к трансформации собственной деятельности и возможность адаптации к изменениям во внутренней и внешней среде;
• наличие должного уровня владения потребностями клиента для повышения эффективности экономической деятельности.
Цифровые экосистемы часто существуют на базе мощных бизнес-платформ. Платформа — компонент экосистемы, обычно созданный и принадлежащий одному предприятию или организации, но предназначенный для активного участия большого числа других компаний-участников [15, с. 107–138]. Некоторые из них предназначены, в первую очередь, для создания новых рынков путем установления связей между ранее разделенными потенциальными покупателями и продавцами. Другие больше сосредоточены на разработке новых продуктов, услуг и решений.
Одним из примеров развития банковских цифровых экосистем является деятельность ПАО «Сбербанк».
Развитие цифровой экосистемы Сбербанка берет свое начало в 2017 году, когда компания начала активно покупать игроков финансового и нефинансового рынка, а также развивать собственные платформы по различным направлениям реализации экономической деятельности посредством использования цифровых технологий, направленных на формирование онлайн-сервисов, обеспеченных должным уровнем безопасности в пределах автоматизации различных бизнес-процессов.
Главными направлениями стратегии развития Сбербанка 2023 являются следующие [16]:
1. Лучший клиентский опыт. В финансовой сфере: более 100 миллионов частных клиентов, 2,7 миллионов корпоративных клиентов, лидерство на рынке среди информационных сервисов и продаж. В нефинансовой сфере: удовлетворение основных клиентских запросов, постоянный рост и развитие. Сбербанк реализует прозрачную коммерческую деятельность, при этом обеспечивает должный уровень информационной безопасности для своих клиентов и заинтересован в доступности всех услуг и сервисов для всего населения.
2. Технологическое лидерство: стабильность отрабатываемых операций составляет 99%. Отсутствие простоев и неэффективного использования времени и иных ресурсов; AI платформа реализована и создаёт соответствующий результат, сокращая издержки по технологическим процессам.
3. Эффективная командная работа: Сбер входит в топ 5 лучших работодателей в сфере IT, порядка 80% услуг доступны онлайн через приложения экосистемы, достигнута реализация по методологиям гибкого проектного управления (Agile), HR-платформа реализована и прекрасно функционирует.
4. Сбербанк уделяет должное внимание удовлетворению значительной части потребностей своих клиентов, а также активно развивает собственную корпоративную социальную ответственность для повышения уровня лояльного отношения заинтересованных сторон. Так, действующая стратегия Сбербанка направлена на обеспечение поддержки государства в ускорении экономического роста посредством предоставления помощи по повышению уровня благополучия населения, развития коммерческой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, ускорения цифровизации посредством использований инновационных технологий ведения бизнеса, поддержки социально значимых отраслей общественной жизни, к которым следует отнести образование, здравоохранение и науку, а также помощь по сохранению экологии окружающей среды. Вся деятельность Сбербанка направлена на повышение уровня лояльного отношения стейкхолдеров, при этом в настоящее время Сбербанк уже обладает должным уровнем репутации, что привлекает внимание партнеров, инвесторов и клиентов.
Текущая бизнес-модель Сбербанка является кросс-платформенной. Ключевым отличием кросс-платформенной бизнес-модели является наличие цифровой платформы в качестве основного корневого ресурса. А ключевой деятельностью компании будет являться предоставление услуг потребительским сегментам, управление платформой, ее развитием и продвижением.
Сбербанк реализует ESG-стратегию для создания эффективной цифровой экосистемы, что способствует достижению всех целей компании и ее закреплению на международном уровне [16]. ESG расшифровывается как «Environment, Social, Governance». В переводе с английского — «окружающая среда, общество, управление». Это стратегия развития компании, которая предусматривает прозрачность в менеджменте, заботу об экологии и людях, с которыми соприкасается компания.
В настоящее время Сбербанк продолжает развитие цифровой экосистемы, вложенные в 2017–2019 гг. средства в размере 1$ млрд позволили компании запустить её нефинансовый бизнес. В первом полугодии 2020 г. цифровые сервисы принесли доход в размере 24,7 млрд руб., а к первой половине 2021 г. данный показатель вырос в 3 раза и составил 74,7 млрд руб. (рис. 1). Совокупная выручка компании за тот же отчётный период составила 1800 млрд руб. Из этого следует, что доля нефинансовых сервисов от всей выручки компании составила 4,15%. Годом ранее данный показатель составлял всего 1,5% [7]. | | | Рис. 1. Роль нефинансовых сервисов в бизнесе Сбербанка (данные за январь-июнь 2021 г, млрд руб.)
Источник: отчётность компании по МСФО за 1 полугодие 2021 г. | Уже в сентябре 2021 г. доход всей компании составил 2800 млрд руб., где выручка нефинансового сектора компании поднялась до 121,7 млрд руб. и составила 4,2% от общей доли доходов Сбербанка [17]. Наблюдается положительная динамика.
На данный момент известно, что цифровая экосистема убыточна для компании. Так, по данным из отчётности по МСФО за 9 месяцев 2021г убытки составили свыше 32 млрд руб. Однако важно оценивать не столько сегодняшнюю прибыльность нефинансового сектора, сколько его доходность, поскольку развитие экосистемы компании находится на начальном этапе. Повышение доходов от цифровых сервисов говорит об увеличении клиентской базы — о росте популярности услуг экосистемы у потребителей, соответственно, о росте продаж товаров и услуг нефинансового сектора. Также это способствует увеличению количества клиентов и в традиционных отраслях деятельности компании — в финансовых. Если и существуют операционно-убыточные сервисы, то положительный эффект от перекрестных продаж влияет на общую прибыль Сбербанка.
Приведём небольшую статистику по отдельно взятым нефинансовым направлениям [18]. Так, во II квартале 2021 г. компании удалось получить 19,7 млрд руб. выручки в сегменте электронной коммерции, что в 9 раз превышает показатель того же периода годом ранее. Полугодовой же оборот составил почти 35 млрд руб., что в 13 раз больше показателя за тот же период в прошлом году.
Далее расположен сегмент Фудтех и Мобильность с показателями 3,9 млрд руб. за II квартал 2021 г. и 7,3 млрд руб. по результатам полугодия. Показатели превышают значения аналогичных периодов за 2020 г. в 3,5 и 3,8 раза соответственно.
Сегмент развлечений сгенерировал 3 млрд руб. за II квартал 2021г и 5,8 млрд руб. по результатам полугодия, тогда как в 2020 г. показатели были на уровне 1,1 млрд руб. и 2,4 млрд руб. соответственно.
Руководство Сбербанка ставит перед собой задачу до 2030 года довести долю дохода нефинансовых сервисов до 30% в общей структуре операционных доходов компании [11]. Помимо улучшения представленных финансовых показателей, значение развития цифровой экосистемы Сбербанка также обусловлено ростом производительности всех бизнес-процессов банковской экосистемы. В период с 2017 по 2022 гг. Сбербанк повысил скорость внедрения инновационных продуктов почти в 10 раз посредством использования цифровых технологий.
Выводы. Таким образом, анализ различных научных подходов к пониманию концепции бизнес-экосистемы и изучение российской практики её развития позволяют сделать вывод о перспективности этого направления для развития крупного бизнеса в современных условиях.
В заключение предлагаем собственную интерпретацию термина экосистема бизнеса на современном этапе её развития. Современная «Экосистема бизнеса» — это построенная вокруг единой цифровой платформы многоотраслевая модель развития крупного бизнеса, характеризующаяся высокой наукоемкостью и эффективным взаимодействием компании с заинтересованными сторонами. |
| |
|
|