Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Багаутдинова Н. Г.
Заведующая кафедрой промышленной коммерции и маркетинга
Казанского государственного технического
университета им. А.Н.Туполева, к.э.н., доцент


СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
(некоторые проблемы вузовской подготовки)
В статье анализируется практика подготовки специалистов по организации бизнеса в высшей школе РФ, систематизируются проблемы, существующие в этой области образования, указывается на необходимость разработки соответствующих маркетинговых стратегий для определения параметров предложения, цен образовательных услуг и спроса на них. Подчеркивается роль "паблик рилейшнз" в формировании имиджа образовательных учреждений, в развитии их отношений с бизнесом, в реализации совместных образовательных программ.

Предусмотренный Министерством образования РФ перечень экономических специальностей и специализаций в области подготовки кадров для предпринимательской деятельности ориентирует на выпуск специалистов по следующим направлениям:
- маркетинг и коммерция (исследование рынков, реклама, продвижение на рынки товаров и услуг);
- менеджмент (организация и управление предприятием (офисом) и человеческими ресурсами);
- финансовая поддержка и мониторинг предпринимательства (финансы и кредит, банковское дело, бухгалтерский учет и аудит, страхование, и т.д.);
- информационное и коммуникативное обеспечение бизнеса (информационные системы в экономике, статистика, прогнозирование, экспертиза документов, сделок и т.д.);
- правовая поддержка и контроль бизнеса (правовые основы предпринимательства, антикризисное управление, документоведение и т.д.);
- подготовка государственных служащих (для государственного и муниципального управления, таможенной деятельности и т.д.)
Анализ показывает, что менеджмент, маркетинг, коммерция составляют приблизительно 20% в общем перечне предлагаемых специализаций. Общефункциональные специализации - около 47%, "макроэкономические" специализации обеспечивающие знание среды бизнеса и его основ - 23,3%, макроэкономические специализации, позволяющие развивать бизнес, - приблизительно 9%
Таким образом, более половины специализаций позволяют организовать свой бизнес, 20% - обслуживание бизнеса и 28% - подготовку государственных служащих, руководителей крупных компаний и корпораций, специалистов для внешнеэкономической деятельности, регулирования социальной сферы, природопользования, органов государственной статистики.
Высшие учебные заведения в Татарстане, например, только в последние два-три года стали открывать соответствующие специализации, необходимые для правового, коммуникативного, информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Они пока мало помогают своим выпускникам адаптироваться к условиям рынка.
Вузы России в целом не удовлетворяют растущий спрос на специалистов в области коммерции, рекламы, маркетинга, менеджмента. По специальностям "Финансы, кредит и бухгалтерский учет" и "Правовое обеспечение и контроль" конкретный спрос со стороны отдельных отраслей экономики зачастую им вообще не известен.
Вузы ощущают острый недостаток в современной экономической литературе, который лишь частично компенсируется разрабатываемыми в них учебными пособиями, соответствующим методическим и программным обеспечением.
В то же время достаточно интенсивно обновляется их компьютерная база. Многие имеют интернет-центры, мультимедийные классы и презентационное оборудование. (В Татарстане наиболее обеспечены компьютерами экономические и технические вузы - (100% и 90,7% соответственно).
В целях совершенствования подготовки специалистов для сферы бизнеса в вузах должна быть существенно поднята роль служб маркетинга, в рыночной экономике крайне необходимых для любого образовательного учреждения, экономического в особенности. Они позволят поставить на современную основу изучения спроса, определение предложения и цен образовательных услуг, разрабатывать соответствующую маркетинговую стратегию.
Как известно, любая маркетинговая стратегия реализуется посредством маркетинговой деятельности, предусматривающей проведение исследований, рекламу в средствах массовой информации, "сейлз промоушн", "паблик рилейшнз" и директ-маркетинг. С помощью последнего образовательное учреждение может осуществлять комплекс разнообразных мероприятий, посредством которых реальный или потенциальный потребитель услуги индивидуализируется и стимулируется, в том числе на основе создания персонализированной базы данных.
"Паблик рилейшнз" (PR) в образовательном учреждении позволяет:
- структурировать его коммуникативное пространство;
- формировать и поддерживать позитивный имидж вуза;
- обеспечивать поиск форм сотрудничества, обмена информацией, реализации совместных образовательных программ, взаимодействия с конкурентами и клиентами;
- развивать отношения с бизнесом для организации практики, распределения выпускников, реализации корпоративных образовательных программ;
- осуществлять фандрейзинг (сбор средств на образовательные цели);
- создавать новые общественные организации в сфере образования; и участвовать в существующих;
- эффективно работать с персоналом (благодаря повышению уровня понимания и поддержки политики руководства).
К сожалению, пока мероприятия PR в вузах, как правило, бессистемны. Использование же "универсальных брендов", т.е. образовательных программ, рассчитанных на стандартного потребителя (например, среднестатистического школьника после окончания школы) неэффективно.
Необходимо использовать систему "RACE": R - research - исследование; А-action - разработка плана действий; C - communications - реализация плана; E - evaluation - оценка результатов.
Такая система предполагает:
- изучение нормативных документов, инструкций, положений и информационных писем федеральных и региональных органов управления образованием;
- анализ общей и специализированной прессы;
- анализ рынка труда и прогнозирование его состояния;
- организацию "полевых исследований" - наблюдений, экспериментов, опросов с целью выявления общественного мнения о требуемых и фактически оказываемых образовательных услугах;
- изучение деятельности общественных организаций в сфере образования - обществ, ассоциаций, советов и фондов.
- анализ рекламной деятельности (образовательного учреждения и его конкурентов);
- определение целевых аудиторий, к которым относятся выпускники общеобразовательных школ, руководители бизнес-структур, кадровых служб предприятий, учреждений, организаций; местные органы власти и т.д.
Особого внимания заслуживают мероприятия "сейлз промоушн", обеспечивающие содействие развитию торговли товарами или услугами (trade promotion) в том числе путем персональной работы с потребителями (consumer promotion). С точки зрения зарубежных исследователей, наиболее важны при этом выставочная деятельность, фирменные издания, деловая переписка с ключевыми участниками процесса, организация презентаций и семинаров.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия