Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Плетнев Д. А.
доцент кафедры экономики отраслей и рынков
Челябинского государственного университета,
кандидат экономических наук

Наумова К. А.
младший научный сотрудник кафедры экономики отраслей и рынков
Челябинского государственного университета


Быстрорастущие компании (газели) в наиболее пострадавших отраслях во время пандемии COVID-19
Исследовательская цель статьи состоит в анализе различий в поведении нормальных и быстрорастущих фирм в наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 отраслях. Анализируются данные 13705 российских фирм (включая 392 газели). В 2016–2019 гг. идентифицируются газели, в 2020–2021 гг. выявляются различия в эффективности компаний. Показано, что быстрорастущие фирмы демонстрируют лучшую способность к росту и образованию новых рабочих мест.
Ключевые слова: быстрорастущая компания, быстрорастущая фирма, газель, БРК, пострадавшие отрасли, пандемия, коронавирус, COVID-19
УДК 338.012   Стр: 53 - 57

Пандемия COVID-19 вызвала стремительно развивающийся экономический кризис в большинстве стран мира, в том числе, в России [1]. Современная экономика ранее не сталкивалась с подобными вызовами. В результате пандемии были парализованы на недели и месяцы целые отрасли, тысячи людей потеряли работу, были прерваны устоявшиеся цепочки взаимодействия агентов на рынке. Такой шок не мог остаться незамеченным на микро- и макроэкономическом уровне. Особенный урон получили отдельные отрасли [2]. Так Правительство РФ утвердило перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции [3]. Причем, списки пострадавших отраслей, опубликованные в различных странах, крайне схожи. Интерес к эффективным источникам количественного и качественного роста особенно повышается в условиях экономического спада и рецессии. Г.В. Колодко видит перспективу для выхода из кризиса в модели устойчивого развития на основе инновационной, неортодоксальной и целостной экономической теории [4].
Источником роста могут стать фирмы с высокими темпами прироста. Быстрорастущие компании (газели) являются нетипичными фирмами, достигающими устойчиво высокого роста (в некоторый период времени) и вносящими большой вклад в прирост занятости. В данном аспекте проверяется гипотеза о более высоких показателях эффективности быстрорастущих компаний по сравнению с обычными компаниями. Оценка эффективности включает в себя пять аспектов: способность к росту, прибыльность, деловая активность, платежеспособность и образование новых рабочих мест. Процесс исследования, представленный в статье, основан на данных финансовой отчетности 13705 российских фирм сферы услуг, наиболее пострадавших во время коронавируса.
Быстрорастущие фирмы представляют собой относительно новую категорию предпринимательства. Д. Бёрч в 80-х годах прошлого века на основе данных американских компаний выявил малую группу фирм (газели), вносящих значительных вклад в прирост занятости. Так газели занимают в среднем от 2 до 6% от общего числа фирм, однако именно они способны образовать до половины всех новых рабочих мест [5, 6, 7]. Данный факт был доказан исследованиями из разных стран мира. Существуют десятки методик выявления быстрорастущих фирм и смежных категорий, по которым различаются коэффициенты роста, критерии, пороговые значения и продолжительность устойчивого высокого роста. Авторы опираются на определение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): быстрорастущие предприятия — это «все предприятия со среднегодовым ростом более двадцати процентов в год в течение трех лет и с десятью или более сотрудниками в начале периода наблюдения. Рост измеряется количеством сотрудников и оборотом». [8, с. 3]. Быстрорастущие фирмы также оказывают положительное влияние на экономику и общество склонностью к НИОКР, техническим и не техническим (организационным, управленческим, маркетинговым и другим) инновациям [9–12]. Также деятельность и рост газелей обладают эффектом перелива (spillover effect), то есть рост газелей приводит к общему росту занимаемой и смежных отраслей [13, 14].
Однако, отдельной характеристикой газелей является неустойчивость в долгосрочном росте. То есть фирмы, однажды завладев статусом быстрорастущих, больше не повторяют подобных эпизодов роста в будущем [15–18]. Нет и единого мнения относительно большей или меньшей устойчивости газелей во время кризисов. Так, некоторые исследования указывают на то, что газели способны лучше справляться с трудностями во время кризисов [19, 20]. Однако, это утверждение опровергается рядом других исследований [21, 22]. Газели могут обладать большей выживаемостью, но не устойчивостью в росте [18]. Ю.А. Полунин и А.Ю. Юданов [23] проследили траектории российских быстрорастущих фирм после кризиса 2008 г. и обнаружили следующее. Доля газелей в России в 3–4 раза превышала концентрацию в развитых стран до 2008 года [см. также 25]. Однако, реакция российских газелей также оказалась нетипичной для поведения газелей в других странах. После 2008 г. произошло сверхрезкое, четырехкратное сокращение популяции быстрорастущих компаний (БРК). Исследование Д.С. Медовникова посвящено анализу тенденций развития быстрорастущих компаний России в 2016–2019 гг. [24]. Исследование Интерфакса показало, что в 2020 г. основные тенденции в сфере БРК кардинально не изменились, отмечалась небольшая перегруппировка в составе лидеров, в том числе по уровню рентабельности.
Быстрорастущие фирмы представлены во всех отраслях экономики, причем их концентрация не однородна [7, 25]. Склонность определенных отраслей к большей или меньшей концентрации не перманентна и зависит от множества причин (в том числе и политических).
Важную роль для экономики выполняют газели сферы услуг [26]. Отмечается более высокая вероятность появления газелей именно в сфере услуг [27]. Газели сферы услуг склонны к инновациям [26, 27]. Именно БРК сферы услуг способствуют интенсивному росту занятости, в отличии от промышленных [20]. Газели в значительной степени представлены в наукоемких отраслях сферы услуг, то есть в отраслях услуг с высокой долей человеческого капитала [28, с. 1].
Меры государственной поддержки. Как упоминалось выше, Правительство РФ опубликовало перечень наиболее пострадавших отраслей во время пандемии коронавируса. Данный перечень включает 12 сфер деятельности, среди которых: транспортная деятельность; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты); деятельность в области здравоохранения; розничная торговля непродовольственными товарами; средства массовой информации и производство печатной продукции.
Некоторые указанные виды деятельности были признаны полностью или частично пострадавшими (с указанием отдельных ОКВЭД). Данный перечень стал частью комплекса мер государственной поддержки. Инструментами поддержки стали льготные кредиты, компенсация убытков, мораторий на банкротство и другие [2, 29]. Накопленный опыт странами Европы и США в сфере поддержки БРК доказывает, что быстрорастущие фирмы должны стать объектом адресной поддержки со стороны государства. Развитая институциональная среда этих стран позволяет достаточно эффективно адаптировать и отслеживать эффективность мер поддержки. Однако в России, на данный момент, нет отдельного вектора поддержки БРК в промышленной политике. Определенный научный задел по данной проблеме уже сформирован российскими учеными, в т.ч. А.Ю. Юдановым, который проанализировал общемировой опыт и предложил определенные меры поддержки российских газелей как новое направление промышленной политики [30]. Разработке программ поддержки БРК также посвящены следующие исследования [31–34]. Д.С. Медовников, Т.К. Оганесян, С.Д. Розмирович провели анкетирование представителей быстрорастущих фирм и выявили основные факторы, способствующие их росту [35]. Отдельно стоит упомянуть исследования Е.И. Барановой [36], в которых дан анализ стадий эволюции быстрорастущих компаний [37]. Селективная поддержка с учетом стадии развития быстрорастущей фирмы способна оказать наибольшую эффективность.
Устойчивость компании и сохранение ее эффективности и производительности являются показателями ее реакции на экономическую нестабильность. Оценка эффективности финансового состояния включает в себя множество показателей, которые отражают степень эффективности обращения предприятия с отдельными активами. Модели и методики оценки деятельности хозяйствующих субъектов широко раскрыты в следующих трудах [38, 39].
Методология идентификации быстрорастущих фирм основана на определении ОЭСР [8]. Быстрорастущей признается фирма, темпы прироста выручки которой в течение трех лет превышают 20%. Основой исследования стали официальные данные Росстата и Налоговой службы России, предоставленные информационно-аналитическим агентством FIRA PRO. Базовым периодом анализа являются 2016–2019 гг., который используется для идентификации быстрорастущих фирм. Поведение (траектория экономической эффективности) анализируется на основе данных 2020 и 2021 гг. Ограничением выборки является выручка более 50 млн руб. в первый год наблюдения (2016 г).
Пострадавшие отрасли сферы услуг определены перечнем Правительства РФ [3]. Из 12 указанных в перечне видов деятельности авторы приняли решение сфокусироваться на следующих: деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты); розничная торговля непродовольственными товарами.
Первоначальная выборка фирм пострадавших отраслей включала 15108 фирм с ненулевой финансовой отчетностью (выручкой) в 2016–2019 гг. На основе проверки выборки на однородность, было принято решение применить к выборке ограничения и исключить наблюдения с экстраординарными и нулевыми значениями. Итоговая выборка состоит из 13705 фирм, в том числе 392 быстрорастущих фирм. Отраслевое и количественное распределение выборки представлены в табл. 1. Концентрация газелей оценивается двумя способами: количественно и долей в общем объеме выручки.

Таблица 1
Распределение быстрорастущих и обычных компаний в наиболее пострадавших отраслях сферы услуг
ОтрасльКол-во
фирм
Кол-во
БРК
Концентрация БРК
по количествудоля в общей выручке
Все пострадавшие отрасли137053922,86%8,39%
Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)39630,76%1,27%
Гостиничный бизнес55961,07%1,95%
Деятельность по организации конференций и выставок377174,51%20,97%
Общественное питание1911381,99%5,55%
Розничная торговля непродовольственными товарами101973243,18%8,82%
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма26541,51%3,07%
Составлена авторами.

Концентрация газелей во всей выборке составляет 2,86%. Это значение согласуется с большинством мировых исследований. Особенно примечательно, что концентрация между малыми (2,84%), средними (3,23%) и крупными (2,86%) фирмами схожа. Это указывает на способность фирм любого размера становиться газелями и достигать высоких темпов прироста. Однако в некоторых пострадавших отраслях средних и больших газелей нет. Отрасли бытовых услуг, гостиниц, общественного питания и туристического бизнеса не представлены крупными и средними газелями. Также не выявлено газелей среди крупных компаний, занятых организацией конференций и выставок. Было принято решение проанализировать долю быстрорастущих фирм в суммарной выручке. И концентрация газелей оказалась значительно выше. Так суммарная выручка БРК занимает почти 9% в общем объеме. Наименьшая концентрация газелей (по результатам обеих оценок) наблюдается в сферах бытовых услуг, гостиниц и туризма. Мы находим несколько причин этой тенденции. В указанных отраслях отсутствуют факторы достижения доминирующего конкурентного преимущества на рынке и увеличения объема продаж. Упомянутые отрасли обладают некоторым консерватизмом. Новые производственные и организационные технологии трудно интегрируются в сложившуюся систему хозяйствования. С другой стороны, рынок этих отраслей высококонкурентный, новым игрокам сложно пробиться. В-третьих, отрасли менее привлекательны с точки зрения потенциальной отдачи от инвестиций для крупных инвесторов и бизнесменов, нацеленных на достижение быстрого роста проектов. Наибольшая концентрация газелей наблюдается в сфере организации мероприятий. Данная сфера динамично развивается в последние годы в виду повышенного запроса со стороны общества на интеллектуальное, культурное и духовное развитие. Фундаментальное образование частично заменяется краткосрочными курсами и тренингами. В целом, организация мероприятий не требует серьезных вложений и создания основных фондов, что позволяет фирмам быстро развиваться.
Способность к росту является одним из ключевых показателей поведения фирмы в период пандемии. Средние темпы прироста выручки быстрорастущих и обычных фирм в 2020 и 2021 гг. представлены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение темпов прироста выручки обычных и быстрорастущих фирм в 2020 году (а) и в 2021 году (б)

Газели имели более высокие средние темпы прироста выручки (15,2%) в первый год пандемии по сравнению с обычными фирмами (-3,3%) по выборке в целом и по отдельным отраслям. Но средний прирост газелей ниже порогового значения, равного 20%, статуса газелей (кроме розничной торговли, в которой средний темп роста выручки равен 21,5%). Только обычные розничные фирмы сохранили положительные темпы прироста среди наблюдаемых отраслей (3,1%). Туристическая отрасль несет самые тяжелые потери из-за пандемии, так быстрорастущие фирмы сократили темп прироста выручки на -23,4%, а обычные фирмы на -40,4%, а также гостиничный бизнес (сокращение на -19,1% у газелей и -25,4% у обычных фирм) и общественное питание (сокращение на -20% у газелей и -23,4% у обычных фирм). В 2021 году компании смогли оправиться от шока. Средний прирост газелей составил 21,2%, а обычных компаний 15,1%. Лучше всего способность к восстановлению показывает отрасль организации конференций и выставок: средний прирост на 115% у газелей и 40,9% у обычных фирм. Однако, розничная торговля приросла только на 15,10% (газели) и 5,60% (обычные фирмы).
Показатели рентабельности продаж существенно не различались между быстрорастущими (3,5%) и нормальными (3%) фирмами в 2020 году для всей выборки. Наиболее прибыльными отраслями для быстрорастущих фирм являются общественное питание (5,1%) и розничная торговля (3,7%), а для обычных фирм организация конференций (7,1%) и бытовые услуги (6,7%). Наиболее сильное различие в рентабельности наблюдается в гостиничном бизнесе: обычные компании были финансово успешны на 2,5%, а быстрорастущие компании убыточны на 9%. Рентабельность обычных фирм (4,5%) в 2021 году выше показателя БРК (3,4%) и выше аналогичного показателя за предыдущий год. Все фирмы демонстрируют эффект восстановления в 2021 году более высокими показателями, чем в 2020 году. Наиболее прибыльными отраслями являются гостиничный бизнес (6,2%) и организация конференций (5,7%) для БРК, а для обычных фирм — бытовые услуги (9,8%), организация конференций (9,8%) и туризм (9,3%). Примечательно, что рентабельность розничной торговли несколько снизилась: обычные компании были рентабельны на 3,5% в 2020 году и на 3,4% в 2021 году, а быстрорастущие компании были рентабельны на 3,7% в 2020 году и на 3,1% в 2021 году. Таким образом, нельзя с уверенностью говорить о значимом негативном влиянии пандемии на рентабельность компаний в общем, присутствует отраслевая специфика.
Средние коэффициенты оборачиваемости активов обычных и быстрорастущих фирм представлены на рис. 2.
Рис. 2. Распределение коэффициента оборачиваемости активов обычных и быстрорастущих фирм в 2020 году (а) и в 2021 году (б)

Оборачиваемость БРК (4,87) несколько выше показателя обычных фирм в 2020 году. Наименьшие значения коэффициента в 2020 году — у компаний гостиничного (для БРК и обычных фирм), и туристического бизнеса (для обычных фирм). Наивысшие значения показателя демонстрируют компании розничной торговли (5,15 для быстрорастущих и 4,54 для обычных фирм). В 2021 году произошел рост коэффициента оборачиваемости активов у обычных компаний до отметки 5,65, а показатель быстрорастущих компаний снизился до 4,43. Не отмечается значительных различий в поведении фирм бытовых услуг в анализируемый период. Субъекты гостиничного и туристического бизнеса, организации конференций и общественного питания несколько улучшили деловую активность в 2021 г. по сравнению с предыдущим периодом. Однако, газели розничной торговли снизили оборачиваемость активов в 2021 г. с 5,15 до 4,51.
Рассмотрим коэффициент автономии. Отношение собственного капитала к активам БРК (0,38 в 2020 году и 0,39 в 2021 году) ниже, чем у обычных фирм (0,53 в 2020 году и 0,56 в 2021 году) по всей выборке и в отдельных отраслях (за исключением туризма). Обычные туристические компании имеют средний коэффициент автономии 0,42 в 2020 и в 2021 гг., в то время как БРК имеют средний коэффициент автономии 0,49 в 2020 году и 0,55 в 2021 г. То есть туристическая отрасль ведет себя нетипично относительно других пострадавших отраслей.
Динамика занятости обычных и быстрорастущих фирм представлена на рис.3.
Рис. 3. Распределение темпов прироста занятости обычных и быстрорастущих фирм в 2020 году (а) и в 2021 году (б)

Анализ динамики указывает на то, что газели действительно ответственны за прирост занятости. Несмотря на трудности, вызванные пандемией, быстрорастущие компании увеличили занятость в 2020 году на 12,28% и в 2021 году на 10,53%. В то время как обычные фирмы сократили численность сотрудников на 1,65% в 2020 году и 0,98% в 2021 году. Сильнее всего численность сотрудников приросла среди быстрорастущих компаний-организаторов конференций (50,31% в 2020 году и 32,57% в 2021 году). Компании гостиничного бизнеса не смогли устоять перед пандемией и сократили штат на 10,41% (БРК) и 6,38% (обычные фирмы) в 2020 году. Однако, в 2021 году те же компании вернулись к положительной динамике (27,07% у БРК и 0,74% у обычных фирм).
Концентрация быстрорастущих фирм в пострадавших отраслях сферы услуг находится на уровне 2,86%, значение согласуется с данными других исследователей [5, 6, 7 и др.). Исследование Д.С. Медовникова показывает общую концентрацию газелей в 1,42% (значение справедливо для всей экономики России за аналогичный период) [24]. Мы не можем полностью подтвердить утверждение о низкой стойкости БРК в росте [15, 18, Esteve-Pérez et al., 2022). Так 154 фирмы из 392 быстрорастущих смогли удержать статус в 2020 году, несмотря на пандемию. В 2021 году уже 76 фирм также продолжили оставаться быстрорастущими. То есть, выживаемость популяции в пределах 50% нельзя признать слабой в сложившихся условиях. Пандемия существенно негативно влияет на темпы прироста газелей. Но способность БРК к росту выше, чем обычных компаний как в 2020, так и в 2021 гг. Такой же вывод был получен и в предыдущем исследовании авторов [40]. Газели остаются важными генераторами занятости даже в условиях пандемии [5, 6, 7].
Заключение. Быстрорастущие фирмы в пострадавших от пандемии COVID-19 отраслях смогли сохранить рост в течение первого и второго года пандемии. Эта способность важна для восстановления национальной экономики, а также является важным инструментом государственной поддержки бизнеса. Розничная торговля, конференц- и выставочная индустрия лучше справились с вызовами пандемии. Первый год пандемии сильнее всего ударил по устойчивости предприятий гостиничного бизнеса, общественного питания, организации конференций, выставок и туристических компаний. Результаты данного исследования могут стать основой для разработки государственной системы институциональной поддержки как отдельных отраслей, так и быстрорастущих фирм в целом. Однако, исследование имеет некоторые ограничения, которые скорее являются перспективами будущих исследований. Во-первых, исследование основано на анализе данных только за первые годы пандемии 2020 и 2021 гг. Не исключено, что пандемия запустила цепочку изменений в структуре экономической деятельности, что можно будет проследить в будущих периодах. Во-вторых, исследование охватывает узкий круг наиболее пострадавших отраслей (сферы услуг). Данные фирмы могут не в полной мере отражать общие тенденции. Исследование промышленных и других отраслевых фирм может дать более полную картину о реакции газелей на пандемию. Отдельным направлением для будущих исследований является межстрановое сравнение.


Список использованных источников:
1. Смирнов Е.Н. «Мировая экономика коронавируса»: поиск оптимальных путей преодоления последствий кризиса // Вестник МГИМО Университета. — 2020. — Т. 13. — № 3. — С. 243–266. — DOI 10.24833/2071–8160–2020–3–72–243–266.
2. Максимова Е.В., Сазонова О.А. Влияние коронавируса на экономику России // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 4. — С. 283–286.
3. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 10.03.2022) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»
4. Колодко Г.В. Последствия. Экономика и политика в постпандемическом мире // Вопросы экономики. — 2020. — № 5. — С. 25–44. — DOI 10.32609/0042–8736–2020–5–25–44.
5. Birch D., Medoff J. Gazelles. In: C.S. Lewis, R.L. Alec, ed. Labor markets, employment policy and job creation. Boulder: Westview Press., 1994. pp. 159–167.
6. Acs Z.J., Mueller P. Employment effects of business dynamics: Mice, gazelles and elephants. // Small Business Economics. — 2008. — Vol. 30(1). — P. 85–100. https://doi.org/10.1007/s11187–007–9052–3
7. Henrekson M., Johansson D. Gazelles as job creators: A survey and interpretation of the evidence // Small Business Economics. — 2010. — Vol. 35(2, SI). — P. 227–244. https://doi.org/10.1007/s11187–009–9172-z
8. Audretsch D.B. Determinants of High-Growth Entrepreneurship. — Copenhagen, 2012.
9. NESTA. Vital growth. The importance of high-growth businesses to the recovery. — London: NESTA Publ., 2011.
10. Hölzl W., Friesenbichler K. High-growth firms, innovation and the distance to the frontier // Economics Bulletin. — 2010. — Vol. 30(2). — P.1016–1024.
11. Sleuwaegen L., Ramboer S. Regional competitiveness and high growth firms in the EU: the creativity premium // Applied Economics. — 2020. — Vol. 52(22). — P. 2325–2338, https://doi.org/10.1080/00036846.2019.1686454.
12. Eklund C., van Criekingen K. Fast as a gazelle — young firms gaining from educational diversity // Industry and Innovation. — 2022. https://doi.org/10.1080/13662716.2022.2044764.
13. Bos J.W., Stam E. Gazelles and industry growth: a study of young high-growth firms in The Netherlands // Industrial and Corporate Change. — 2014. — Vol. 23(1). — P. 145–169, https://doi.org/10.1093/icc/dtt050.
14. Choi M., Choi T. Agglomeration, productivity, and high-growth firms in the manufacturing sector of South Korea // International Journal of Urban Sciences. — 2017. — Vol. 21(1). — P. 58–71. https://doi.org/10.1080/12265934.2016.1195278
15. Daunfeldt S.-O.O., Halvarsson D. Are high-growth firms one-hit wonders? Evidence from Sweden // Small Business Economics. — 2015. — Vol. 44(2). — P. 361–383. https://doi.org/10.1007/s11187–014–9599–8.
16. Erhardt E.C. Measuring the persistence of high firm growth: choices and consequences // Small Bus Econ. — 2021. — Vol. 56. — P. 451–478. https://doi.org/10.1007/s11187–019–00229–7
17. Goswami G.A., Medvedev D., Olafsen E. High-Growth Firms: Facts, Fiction, and Policy Options for Emerging Economies. — Washington, DC: World Bank, 2019.
18. Mogos S., Davis A., Baptista R. High and sustainable growth: Persistence, volatility, and survival of high growth firms // Eurasian Business Review. — 2021. — Vol. 11(1). — P.135–161. https://doi.org/10.1007/s40821–020–00161-x.
19. Todd A., Taylor B. The baby sharks: Strategies of Britain’s supergrowth companies. Long Range Planning. — 1993. — Vol. 26(2). — P. 69–77. https://doi.org/10.1016/0024–6301(93)90137–5.
20. Krošláková V., Kubičková L., Jurkovičová N. Dynamics of high growth enterprises-«gazelles»-in Czech Republic // Problems and Perspectives in Management. — 2015. — Vol.13(2). — P. 27–35.
21. Tsareva A.M., Hazak A. The Limping Gazelles: On the Viability of Estonian Fastest Growing Companies under the Economic Crisis // International Conference on Economics and Finance Research. — 2011. — P. 396–399.
22. Bannò M., Varum C.A. Champions during Crises Scenarios: High Growth and Persistent High Growth Firms // Research in Applied Economics. — 2021. — Vol. 13(2). https://doi.org/10.5296/rae.v13i2.17461.
23. Полунин Ю.А., Юданов А.Ю. Российские быстрорастущие компании: испытание депрессией. Мир новой экономики. — 2016. — № (2). — С. 103–112.
24. Российские быстрорастущие компании: Размер популяции, инновационность, отношение к господдержке / Д.С. Медовников, С.Д. Розмирович, Т.К. Оганесян, А.К. Степанов, Е.С. Шишов / Под общ. ред. Д.С. Медовникова, С.Д. Розмировича; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2021. — 104 с.
25. Юданов А.Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) // Современная конкуренция. — 2010. — № 2(20). — С. 27–48.
26. Kubičková V., Krošláková M., Michálková A., Benešová D. Gazelles in services: What are the specifics of their existence in slovakia? // Management and Marketing. — 2018. — Vol. 13(2). — Р. 929–945. https://doi.org/110.2478/mmcks-2018–0014
27. Satterthwaite S., Hamilton R. T. High-growth firms in New Zealand: Superstars or shooting stars? // International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship. — 2017. — Vol. 35(3). — Р. 244–261. https://doi.org/10.1177/0266242616659913.
28. Daunfeldt S.-O., Elert N., Johansson D. Are high-growth firms overrepresented in high-tech industries? // Industrial and Corporate Change. — 2016. — Vol. 25. — Р.1–21.
29. Андреева О.В., Куринова Я.И., Суховеева А.А. Антикризисные меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях, проблемы их реализации // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 9–1. — С. 5–11. — DOI 10.17513/vaael.1295.
30. Полунин Ю.А., Юданов А.Ю. Господдержка быстрорастущих компаний: рождение новой идеологии промышленной политики? // Мир новой экономики. — 2020. — Т. 14. — № 1. — С. 62–76. — DOI 10.26794/2220–6469–2020–14–1–62–76.
31. Котов Д.В., Буренина И.В., Гамилова Д.А., Быль Е.А. Быстрорастущие компании как элемент стратегии развития региона // Интернет-журнал Науковедение. — 2016. — Т. 8. — № 6(37). — С. 129.
32. Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельких А.Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. — 2020. — № 10. — С. 44–67. — DOI 10.32609/0042–8736–2020–10–44–67.
33. Блохин А.А., Лихачев А.А. Институциональные барьеры для быстрорастущих компаний // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 4(187). — С. 38–52. — DOI 10.47711/0868–6351–187–38–52.
34. Плетнев Д.А., Козлова Е.В., Наумова К.А. «Ген» успешности: чему национальные быстрорастущие компании могут научить российский бизнес в современных условиях // π-Economy. — 2022. — Т. 15. — № 4. — С. 49–67. — DOI 10.18721/JE.15404.
35. Медовников Д.С., Оганесян Т.К., Розмирович С.Д. Кандидаты в чемпионы: средние быстрорастущие компании и программы их поддержки // Вопросы экономики. — 2016. — № 9. — С. 50–66.
36. Баринова В.А., Сорокина А.В., Шестоперов А.М. Новый взгляд на поддержку малого и среднего бизнеса в России: компании-«Газели» // Российское предпринимательство. — 2015. — №17.
37. Баранова Е.И. Закономерности и стадии эволюции российских быстрорастущих компаний // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 1. — С. 4.
38. Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. — 3-е изд., стер. — Москва: Дашков и К°, 2020. — 247 с.
39. Соловьева Н.А., Шовхалов Ш.А. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. — Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2016. — 113 с.
40. Pletnev D., Naumova K. Russian transport high-growth firms during the COVID-19 pandemic // Transportation Research Procedia. — 2022. — Vol. 63. — P. 2542–2549. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.293.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия