Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ичкитидзе Ю. Р.
руководитель департамента финансов Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Чуракова И. Ю.
доцент департамента финансов Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Петряков А. А.
старший научный сотрудник ЦФИПРЭР
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


О прогнозировании доли доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения Санкт-Петербурга
В статье показаны имеющиеся неточности в данных при оценке доходов от предпринимательской деятельности и денежных доходов населения Санкт-Петербурга, вследствие чего возникает неопределенность при интерпретации структурных изменений в экономике региона. Полученные результаты показывают, что сегмент индивидуального предпринимательства расширяется ускоренными темпами и его доля в структуре денежных доходов населения в 2022 году составила около 15% с перспективами увеличения до 22% к 2025 году.
Ключевые слова: индивидуальное предпринимательство, доходы населения, экономика Санкт-Петербурга, структурные изменения, методика Росстата
УДК 330.564.2; ББК 65.9(2Рос)-94   Стр: 63 - 68

Введение. Создание условий для развития малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, является важной задачей региональной экономической политики. Происходящие в экономике структурные изменения, вызванные инновационным развитием, могут приводить к значительному отличию показателей развития этого сегмента от показателей по крупным организациям и экономике в целом. Так, общеизвестным фактом является дифференциация уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в зависимости от размера организации: зарплаты работников в микро и малых организациях составляют примерно 40–60% от зарплаты по полному кругу организаций [1]. Из чего следует, что-либо фактор труда в малом бизнесе имеет пониженную предельную производительность, либо на рынке труда наблюдается эффект жестких заработных плат в крупном бизнесе, при повышенном уровне монопольной власти работодателей малого бизнеса, либо этот факт является отражением несовершенства налоговой системы, не мотивирующей малый бизнес и его сотрудников к полному раскрытию уровня заработной платы. Эти три возможные гипотезы должны рассматриваться с добавлением анализа динамики: если инновационные условия способствуют структурным сдвигам в сторону малого бизнеса, порождая ускоренную динамику его развития, то первые две гипотезы становятся менее правдоподобными. Кроме того, ситуация осложняется тем, что доля сотрудников крупных предприятий в общей численности рабочей силы С-Петербурга составляет менее 50%, означая, что в малом бизнесе и частном предпринимательстве сейчас занята большая часть населения. Таким образом, отсутствие качественного учета по уровню занятости и зарплат в малом и среднем бизнесе, создает условия для наличия теневых доходов населения и затрудняет выработку обоснованной региональной экономической политики в отношении малого бизнеса: не понятно, находится ли этот сегмент в стадии циклического бума, и тогда государство должно заниматься соответствующей корректировкой системы налогообложения, сворачивая неэффективные программы поддержки, либо напротив, этот сегмент имеет потенциал развития, но из-за объективных ограничений, требуются дополнительные меры его государственной поддержки.
В данной статье рассматривается имеющаяся статистика по развитию малого предпринимательства в С-Петербурге (включая индивидуальных предпринимателей), показываются имеющиеся противоречия в данных, мешающие корректной оценке динамики данного сектора, дается оценка влияния динамики этого сектора на уровень денежных доходов населения, включая оценку потенциального уровня теневых денежных доходов
Имеющиеся неточности в данных. Когда на основе имеющихся статистических данных пробуешь построить какую-то разумную модель по региональной экономике, сталкиваешься с большим количеством неточностей измерений. Например, по числу малых предприятий (в т.ч. микро), а также по численности работников на этих предприятиях есть два источника данных — данные Росстата, публикуемые в сборнике «Малое и среднее предпринимательство в России» [2], и данные ФНС, публикуемые с 2016 года [3]. Расхождение между этими двумя источниками данных может составлять до 20%. Второй аспект, это проведение Петростатом сплошного наблюдения МСП в 2010, 2015 и 2020 годах, из-за чего в эти годы наблюдаются статистически значимые выбросы [4]. По этой причине, перед построением модели прогнозирования, исходные данные приходится реконструировать. За основу такой реконструкции мы взяли данные ФНС, сгладили выбросы 2010 и 2015 гг., и через темпы роста реконструировали исторический ряд. На рис. 1–2 представлена исходная и реконструированная динамики числа малых предприятий и числа занятых на этих предприятиях, на рис. 3–4 представлено число микропредприятий и число занятых на них, на рис. 5–6 представлено число индивидуальных предпринимателей и число занятых у ИП.
Рис. 1. Число малых предприятий (без микро) в С.-Петербурге
Рис. 2. Численность работников малых предприятий (без микро) в С.-Петербурге
Рис. 3. Число микропредприятий в С.-Петербурге
Рис. 4. Численность работников микропредприятий в С.-Петербурге
Рис. 5. Число индивидуальных предпринимателей в С.-Петербурге
Рис. 6. Численность занятых у ИП в С.-Петербурге

Далее, мы проанализировали структуру рабочей силы в С.-Петербурге в соответствии со статистикой занятости по видам организаций. Выделив из общего числа занятых, оцененных Росстатом по данным выборочного исследования рабочей силы [5], данные по численности занятых в организациях (без малого предпринимательства), данные по занятым в малых и микро предприятиях (реконструированный ряд с рис. 2 и 4), данные по числу занятых у индивидуальных предпринимателей (реконструированный ряд с рис. 6), и данные по числу официально зарегистрированных самозанятых [6], мы получили численность занятых, ненаблюдаемых в официальной статистике по организациям. Оказалось, что до 2019 года включительно их число составляло в среднем около 17% от общего числа занятых, после чего часть из них попала в категорию официально зарегистрированных самозанятых (3,3% в 2020 и 8,5% в 2021 от общего числа занятых в экономике С.-Петербурга). Эти результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1
Структура рабочей силы С-Петербурга по видам занятости, тыс. чел.
 201320142015201620172018201920202021
Рабочая сила28492885,12967,23020,33040,83061,13073,13097,33106
Численность работников организаций,
без малого бизнеса, тыс. чел.
1320,91340,01367,91398,61408,01420,21436,91439,71460,3
Занятые на малых предприятиях446,5448,1433,8428,6440,7403,3389,1393,5376,9
Занятые на микро предприятиях380,3385,8471,0422,4477,0515,8504,5496,0441,8
Занятые у индивидуальных предпринимателей190,2186,6128,4149,0168,4190,1211,0229,1244,9
Самозанятые (официально)0,00,00,00,00,00,00,099,8258,6
Ненаблюдаемые занятые467,6485,6504,2572,0496,5487,0489,2349,1260,3
Безработные43,539,061,949,850,344,742,390,063,1
Источник: Росстат, расчеты авторов

С учетом официальных данных по уровню заработных плат, можно получить оценку трудовых денежных доходов населения Санкт-Петербурга. Росстат ведет статистику по уровню среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работников организаций без малого бизнеса (ср. зарплата в 2021 году 88 840 руб. в месяц) и по уровню номинальной начисленной зарплаты на малых и микропредприятиях (в 2021 году 66 738 руб. в месяц и 52 758 руб. в месяц соответственно). Данные по среднемесячным доходам самозанятых можно получить на основе данных по налогу на доход от профессиональной деятельности, поступившему в бюджет С-Петербурга, скорректированным на эффективную налоговую ставку (мы использовали 4,1%). В результате получился среднемесячный доход на 1 самозанятого в 2021 году в 14 177 руб. в мес. Доходы занятых у индивидуальных предпринимателей мы оценили через форму 5-УСН для ИП [7], разделив суммарные данные по налоговой базе на число занятых у индивидуальных предпринимателей (в 2021 году получилось 82 676 руб. в месяц). И, наконец, средние доходы не наблюдаемых занятых мы оценили, взяв данные Росстата по размеру оплаты труда наемных работников из отчета о денежных доходах населения С-Петербурга [8], и уменьшив их на оплату труда учтенных прежде категорий работников. Теперь, среднемесячная оплата труда этой категории занятых может быть получена путем деления на общее число ненаблюдаемых занятых (в 2021 году получилось 51 776 руб. в месяц). Все эти результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2
Динамика уровня зарплат в С-Петербурге по видам занятости, тыс. руб. в мес.
Зарплаты, т.р.201320142015201620172018201920202021
Работники организаций, без малого бизнеса43,57948,31651,73257,16262,99470,58075,14079,69888,840
Работники малых предприятий23,36424,99227,48431,69238,48441,47147,10847,61366,738
Работники микро предприятий16,16617,29219,01721,92826,62732,16737,24037,64052,758
Занятые у индивидуальных предпринимателей55,21860,459103,30495,66386,47180,31975,66063,21882,676
Самозанятые (официально)00000005,47514,177
Ненаблюдаемые занятые59,33665,69871,25166,54060,51353,44541,38347,18151,776
Источник: Росстат, расчеты авторов

Приведенные выше результаты могут быть использованы в качестве аналитической декомпозиции при оценке денежных доходов населения С-Петербурга, однако есть отдельные неточности, требующие дальнейших уточнений. Во-первых, это отличия в уровне фактической оплаты труда между работниками крупных, малых и микро предприятий. Росстат в своей методике оценки денежных доходов населения [9] прямо указывает, что использует для всех трех категорий работников уровень заработной платы по полному кругу предприятий, т.е. без дополнительных обоснований предполагает, что различия в зарплатах этих категорий работников связаны только с наличием «серых» заработных плат. Во-вторых, аномально низкий средний уровень оплаты труда самозанятых, сравнимый с прожиточным минимумом, из-за чего, учитывая относительно недавнее новшество в виде налога на профессиональный доход, возникают вопросы относительно того, все ли доходы самозанятые действительно регистрируют? В-третьих, очевидное отсутствие коинтеграции с уровнем зарплат остальных категорий работников для занятых у индивидуальных предпринимателей и ненаблюдаемых занятых. Если резкий скачок средней оплаты труда работников индивидуальных предпринимателей в 2015 году (более чем на 70%) можно связать с сокращением статистики по числу работников (видимо, произошла корректировка данных на зарегистрированные, но фактически неработающие ИП), то тот факт, что доходы индивидуальных предпринимателей, учтенные в форме по 5-УСН, никак не учитываются в методике Росстата по оценке денежных доходов населения в части оценки доходов от предпринимательской деятельности, вызывает полное непонимание. Аналогичная история наблюдается с учетом доходов занятых, ненаблюдаемых в официальной статистике по организациям. Если интерпретировать все оставшиеся (за исключением доходов предыдущих пяти выделенных категорий работников) трудовые доходы, оцененные Росстатом как доходы, приходящиеся на категорию ненаблюдаемых занятых, то их среднемесячный уровень оплаты труда будет в 2013–2021 гг. примерно постоянным, даже иметь некоторую тенденцию к снижению, несмотря на то, что общий уровень зарплаты по всем категориям работников за этот период вырос более чем в два раза. Поскольку на эту неявную составляющую приходится порядка 20% доходов населения С.-Петербурга, подобная неясность оставляет серьезное белое пятно в имеющейся статистике.
Рис. 7. Оплата труда наемных работников в С.-Петербурге (данные Росстата и ФНС)
Рис. 8. Доходы от предпринимательской деятельности в С.-Петербурге (данные Росстата и ФНС

Что в результате? Имеющиеся неточности в данных не позволяют корректно оценить существует ли структурный сдвиг в сторону ускоренного развития малого предпринимательства как источника доходов населения С-Петербурга. По значительной части доходов населения, не существует достаточной статистики, проливающей свет на источники происхождения этих доходов. Более того, если данные Росстата по оплате труда наемных работников сравнить с аналогичными данными ФНС (коды трудовых доходов из формы 5-НДФЛ), то их отношение в динамике снижается (см. рис. 7), что может быть интерпретировано как сокращение доли теневых доходов. Касательно доходов от предпринимательской деятельности, данные Росстата и ФНС (форма 5-УСН по ИП) расходятся просто кардинально (см. рис. 8). Используя эти данные, долю доходов от предпринимательской деятельности в 2021 году можно оценить от 6,5% (если опираться на данные Росстата) до 16% (если опираться на данные ФНС) от суммарных денежных доходов населения С.-Петербурга. Причем в первом случае, эта доля примерно соответствует уровню 2013 года, а во втором случае, наблюдается явно выраженный рост этой доли с 4,5% в 2013 году.
Построение прогнозной модели. Несмотря на то, что динамика доходов населения от предпринимательской деятельности по данным Росстата в период с 2013 по 2021 гг. растет не очень высокими темпами (в среднем на 8,5% в год, в постоянных ценах на 1,6%), все остальные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в Санкт-Петербурге за этот же период, имеют очень позитивную динамику. В табл.3 представлены прогнозные темпы роста оборота и прибыли (сальдированный финансовый результат если использованы данные Росстата, или налоговая база, если использованы данные ФНС). Прогнозы получены на основе применения модели авторегрессии для темпов роста, с учетом анализа структурных разрывов. Смысл таких прогнозов — корректно оценить инерционную динамику показателя, поэтому эти прогнозы корректно отражают ожидаемую скорость развития анализируемого сектора в данный момент времени. Видно, что если микро и малые предприятия расширяются темпами, примерно соответствующими среднему уровню развития по экономике С-Петербурга (примерно 2,9% в год в постоянных ценах), то средние предприятия, наоборот, стагнируют. Следовательно, все показатели, относящиеся к индивидуальному предпринимательству, а также показатели юридических лиц, находящихся на УСН, растут ускоренными темпами. При этом, указанные темпы роста оборота индивидуальных предпринимателей были получены на основе данных Росстата, которые в этом случае подтвердили ускоренное развитие этого сектора по данным ФНС (налоговая база ИП из формы 5-УСН).

Таблица 3
Прогнозные темпы роста оборота и прибыли организаций соответствующего типа в постоянных и текущих ценах (% в год)
Тип
организации
Оборот
в постоянных
ценах
Прибыль*
в постоянных
ценах
Оборот
в текущих
ценах
Прибыль*
в текущих
ценах
Микро2,7%2,7%9,9%9,9%
Малые2,8%2,8%10,0%10,0%
Средние-2,9%-2,9%3,9%3,9%
ИП на УСН12,6%12,6%20,5%20,5%
ЮЛ на УСН9,1%6,6%16,8%14,0%
ИП режим «доходы минус расходы»32,5%41,7%
ЮЛ режим «доходы минус расходы»17,9%26,1%
* В зависимости от типа данных — сальдированный финансовый результат или налоговая база
Источник: расчеты авторов на основе данных Росстата и ФНС

Такие оценки позволяют при прогнозировании динамики доли доходов от индивидуального предпринимательства больше полагаться на данные ФНС, чем Росстата, поскольку факт ускоренных темпов роста малого предпринимательства в регионе теперь подтверждается обоими источниками. Однако при определении конкретного размера доходов от индивидуального предпринимательства, мы сталкиваемся с необходимостью уточнения терминологии. Одно дело, если посчитать весь размер налоговой базы ИП как доходы предпринимателей, другое дело, если предполагать (что в реальности вполне правдоподобно), что ИП вполне легально используют наемный труд, выплаты которым финансируются за счет налоговой базы. Отсутствие статистики по официальной зарплате, выплаченной индивидуальными предпринимателями своим сотрудниками, в совокупности с полным отсутствием стимулов соблюдать официальные требования к оформлению и контролю, приводит нас к выводу, что подавляющее большинство фактических зарплат в этом сегменте экономики остаются серыми. Таким образом, чтобы действительно оценить доходы от предпринимательства как доходы по труду работающих не по найму (как это идет в методике Росстата), нам надо скорректировать данные формы 5-УСН для ИП на теневую зарплату. Аналогичные корректировки необходимо провести с показателем оплаты труда наемных работников.
По этой причине, в целях сопоставимости классификации по видам доходов в методике Росстата с данными ФНС, мы производим следующую агрегацию формы 5-НДФЛ по кодам дохода (табл. 4).

Таблица 4
Соотношение видов денежных доходов населения Санкт-Петербурга по данным Росстата и ФНС (форма 5-НДФЛ)
Денежные доходы (методика Росстата)Коды доходов по форме 5-НДФЛ
Оплата труда наемных работников2000, 2002–2015, 2300, 2510–2530
Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности1300–1301, 1400–1402, 2001, 2201–2210, 2400
Доходы от собственности1010–1120, 1538, 1540, 1542, 1550, 2800–2900, 3020–3022
Социальные выплаты; прочие денежные поступления1200–1240, 2301, 2610–2630, 2710–2790, 3010–3011, 4800
Источник: Росстат, ФНС, агрегация авторов

Из табл. 4 целенаправленно исключены коды, связанные с доходами населения от операций с ценными бумагами (1530–1537, 1539, 1541, 1544–1549, 1551–1554, 2640–2641, 3023) в силу несовершенства методики учета таких доходов Росстатом.
К доходам от предпринимательской деятельности, помимо указанных в табл. 4 кодов 5-НДФЛ, мы относим налоговую базу индивидуальных предпринимателей из отчета 5-УСН.
Отмеченные выше статистические данные используются в построенной нами аналитической модели для оценки численности различных категорий населения, получающих доходы, и соответствующего среднего вознаграждения. Ее структура представлена в табл. 5. В этой таблице нами не учитывается группа социальных выплат, поскольку они, во-первых, связаны с государственной поддержкой населения, во-вторых, не отражены в налоговой отчетности. Однако, при оценке итоговых доходов населения С-Петербурга эти социальные выплаты (в размере, соответствующем оценке Росстата) добавляются к полученной оценке.

Таблица 5
Структура аналитической модели номинальных денежных доходов населения Санкт-Петербурга
ПоказательИсточник информации
I. Оплата труда наемных работников
1. Занятость, тыс. чел. 
Численность занятых в СПБ, всегоРосстат
Среднесписочная численность работников организаций Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства)
Число занятых в малых предприятияхФНС
Число занятых в микропредприяти-ях
Число зарегистрированных самозанятых
Численность официально занятых у ИП
В т.ч. наемных сотрудников в ИП
Занятые, ненаблюдаемые в официальной статистике по работодателямСобственная оценка на основе таблицы 1
в т.ч. скрытая занятость в ИП
в т.ч. ненаблюдаемые в официальной статистике занятые (без учета ИП)
Неактивное населе-ние
Численность безработныхРосстат
2. Оплата труда, т.р. в мес.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательстваРосстат
Средняя начисленная заработная плата работникам по полно-му кругу
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятийСобственная оценка на основе выборочного исследования
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников мик-ропредприятий
Средний трудовой доход на одного самозанятого
Средний трудовой доход на одного ненаблюдаемого (в статистике по организациям) занятого
Средний трудовой доход на одного неактивного
Средний трудовой доход на одного безработно-го
Средний трудовой доход на одного занятого у ИП
II. Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности
Вознаграждение индивидуального предпринимателяСобственная оценка на основе формы 5-УСН
Авторское вознаграждение и вознаграждение СДФНС
Доходы от сдачи в арендуСобственная оценка на основе выборочного исследования
III. Доходы от собственности
Доходы от собственности (по всем категориям)Росстат
IV. Прочие денежные поступления
Источник: Росстат, оформление авторов

Для оценки уровня заработной платы сотрудников малых и микропредприятий, а также оценки средних доходов самозанятых мы взяли коэффициенты 1, 0,9 и 0,8 от уровня среднемесячной начисленной зарплаты по полному кругу предприятий. Для оценки среднего уровня трудовых доходов неактивной части населения и безработных мы взяли коэффициенты 0,04 и 0,15 от уровня среднемесячной начисленной заработной платы по полному кругу предприятий. Эти коэффициенты обоснованы данными собственного выборочного исследования [10]. Таким же образом мы оценили доходы от сдачи в аренду: из результатов исследования следует, что примерно каждый 10-й респондент в возрасте старше 16 лет имеет доходы от сдачи недвижимости в аренду, при этом заявленный таким респондентом среднемесячный доход от собственности составляет 16,8 тыс. руб.
В результате данной оценки, полученная оценка доли доходов от предпринимательской деятельности и её прогнозы до 2025 года представлены на рис. 9. Очевиден структурный сдвиг в развитии региональной экономики в сторону увеличения доходов населения от предпринимательской деятельности. Это оценка противоречит оценке Росстата, согласно которой доля доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения С-Петербурга с 2013 года сохраняется на постоянном уровне 6–7%.
Рис. 9. Прогноз доли доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения С.-Петербурга

Заключение. Итак, в данной статье показано, что к развитию индивидуального предпринимательства в Санкт-Петербурге следует относиться как к зрелому, сформированному структурному сдвигу. Несмотря на имеющиеся недочеты статистики Росстата по денежным доходам населения С-Петербурга, оценки, приведенные в данной статье, сильно коррелированные с данными ФНС, показывают, что доля доходов о предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения составила в 2022 году около 15% с перспективами увеличения до 22% к 2025 году. Этот прогноз не учитывает теоретическую закономерность насыщения структурного разрыва в соответствии с логистической функцией, прежде всего из-за того, что пока информации о возможном насыщении не этого сегмента не поступало.
Учитывая льготные налоговые условия для сектора индивидуального предпринимательства (а также организаций на УСН), ускоренное развитие этого сектора и его разрастание до существенного сегмента в масштабах региональной экономики (с учетом, что около 20% населения не попадают в статистику по занятости) создает необходимость, как минимум, в дополнительных требованиях к раскрытию данных в финансовой отчетности, а как максимум, ужесточение налогового контроля. Легализации системы оплаты труда наемных сотрудников по-прежнему катастрофически мешает необходимость уплаты ЕСН. Проработка этого вопроса должна стать ключевым вопросом налогово-финансовой политики в отношении субъектов малого предпринимательства в ближайшем будущем. При этом, возможное увеличение суммарного налогового бремени на этот сегмент (ЕСН и так никто не платит) можно компенсировать предоставлением соответствующих налоговых льгот по высокотехнологичным производствам (в том числе в виде грантов/субсидий на НИОКР).


Список использованных источников:
1. Росстат. Рынок труда, занятость и заработная плата // Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries Дата обращения 25.08.2021.
2. Росстат. Малое и среднее предпринимательство в России // Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 Дата обращения 25.08.2021.
3. ФНС. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства // Электронный ресурс https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=2&ssrf=78 Дата обращения 25.08.2021.
4. Петростат, Сплошное статистическое наблюдение малого и среднего бизнеса // Электронный ресурс https://petrostat.gks.ru/small_business_2020# дата обращения 25.08.2021
5. Росстат. Итоги выборочного обследования рабочей силы // Электронный ресурс https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 Дата обращения: 25.08.2021.
6. ФНС. Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» // Электронный ресурс https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html Дата обращения 25.08.2021.
7. ФНС. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения // Электронный ресурс https://www.nalog.gov.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t00 Дата обращения 25.08.2021.
8. Петростат, Состав денежных доходов и расходов населения // Электронный ресурс https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B_40(1).pdf Дата обращения 25.08.2021.
9. Приказ Росстата «Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения» от 02.07.2014 № 465 с изм. и допол. в ред. от 20.11.2018 // https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosstata-ot-02072014-n-465-ob/ Дата обращения 01.11.2022.
10. Ичкитидзе Ю.Р., Чуракова И.Ю., Зорина К.С., Хабаров М.А. Отчет 2 этапа научно-исследовательских работ по теме: «Выявление факторов, определяющих рост реальных доходов населения, занятости и его влияние на увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга». — Санкт-Петербург, 2022.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия