Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Трофимовская А. В.
доцент кафедры государственных (муниципальных) и корпоративных закупок
Московского государственного областного университета (г. Мытищи, МО)

Вершинина А. А.
доцент кафедры экономической теории
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доцент кафедры государственного управления и публичной политики
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (г. Москва),
кандидат экономических наук


К вопросу об эффективности функционирования системы государственных закупок (на примере Московской области)
В статье изучены вопросы эффективности функционирования системы государственных закупок, рассмотрена деятельность государственных (бюджетных) органов в системе управления государственными закупками (на примере Московской области) при осуществлении закупок. Представлено интеграционное взаимодействие информационных систем как фактора повышения эффективности системы государственных закупок.
Ключевые слова: система государственных закупок, эффективность системы закупок, государственный контракт, Московская область
УДК 658.711; ББК 65.41   Стр: 113 - 115

В настоящее время в российской экономике система государственных и муниципальных закупок является одним из важнейших элементов управления бюджетными средствами. C процедурами определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей знакомы на всех управленческих уровнях, начиная от муниципальных образований и заканчивая федеральными органами власти — все они в роли заказчика осуществляют закупки за счёт средств соответствующих бюджетов. Однако существующая нормативно-правовая база в сфере государственных и муниципальных закупок часто не позволяет заказчикам приобретать необходимые блага требуемого качества, а также осуществлять закупки в короткие сроки и по рыночным ценам.
В целях повышения эффективности целевого распределения бюджетных средств, а также обеспечения поступательного хозяйственно-экономического развития, как страны в целом, так и регионов, и отдельных муниципальных образований, повышение результативности государственных закупок становится одной из наиболее важных стратегических задач органов исполнительной власти, участвующих в процессе планирования и практической реализации государственных закупок [1].
Эффективность функционирования системы закупок определяется многими факторами, среди которых планирование закупок, финансовое обеспечение в необходимых объемах, надлежащее правовое регулирование, профессионализм контрактных работников, контроль исполнения государственных контрактов. Вопросы госзакупок, безусловно, могут иметь свою специфику в отраслевом аспекте: в частности, без выстроенной системы государственной поддержки, включая систему госзакупок зерна, в условиях дефицита финансовых ресурсов сложно решить проблемы модернизации аграрной сферы российской экономики, как одного из условий обеспечения национальной безопасности [2].
В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создана и ведется единая информационная система в сфере закупок, которая взаимодействует с иными информационными системами. Так, для заказчиков Московской области функционирует единая автоматизированная система управления закупками (далее — ЕАСУАЗ). Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок (далее — план график) в ЕАСУЗ. Закупки, не предусмотренные планом-графиком, не могут быть осуществлены.
Сформированный и утвержденный план-график является основанием для осуществления закупок. Формирование плана-графика в ЕАСУЗ производится на основании принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В свою очередь, Комитет по конкурентной политике Московской области на основании сведений из ЕАСУЗ ежеквартально формирует сводный отчет об исполнении заказчиками планов-графиков.
Для осуществления закупки заказчик осуществляет разработку и формирование документации о закупке, а также извещений об осуществлении закупки, проекта контракта. Для минимизации трудозатрат, а также в целях цифровизации, в ЕАСУЗ реализован функционал по автоматическому формированию таких документов как:
– документация и техническое задание;
– проект контракта.
Внедрение указанных функционалов приводит к устранению типовых ошибок со стороны заказчика.
Необходимо отметить, что на территории Московской области создана и функционирует Межведомственная комиссия по оценке обоснованности закупок. Также необходимо отметить важность такого проекта как подсистема Электронный магазин ЕАСУЗ Московской области (далее — Электронный магазин), который, в свою очередь, позволяет выполнять принципы гласности, прозрачности и экономии бюджета Московской области. Регламент работы Электронного магазина, утвержденный распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 22.07.2020 года № 30–01–35/20 «Об утверждении Регламента работы подсистемы Электронный магазин Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области», описывает взаимодействие заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки малого объема.
Заказчики используют Электронный магазин в целях повышения эффективности и обеспечения учета малых закупок, а также для автоматизации процессов их осуществления. Благодаря внедрению Электронного магазина в Московской области, регион смог достичь требуемых показателей в части поддержки бизнеса.
Конечно, в механизме работы Электронного магазина можно отметить и проблемную часть, такую как, например, возможный «сговор» заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что негативно сказывается на конкуренции в целом.
Согласно действующему законодательству, в котором предусмотрено заключение электронных контрактов только в случаях проведения конкурентных процедур, теряется очень важный и часто применяемый способ заключения контрактов, таких как заключение контрактов с единственным поставщиком, предусмотренный статьей 93 № 44-ФЗ. Это большая проблема, так как контракты заключались на бумажном носителе.
На территории Московской области внедрено заключение электронных контрактов по итогам Электронного магазина еще с 2018 года, но только в рамках малого объема. Первым шагом для охвата заключения контрактов по остальным пунктам вышеуказанной статьи стало внедрение технологии «Умный контракт» (впервые в Российской Федерации на территории Московской области), реализованной в подсистеме «Портал исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупок Московской области», что в дальнейшем привело к заключению таких контрактов в электронном формате.
Благодаря межведомственному взаимодействию, в Московской области проведена огромная работа по переводу контрактов с бумажного носителя в электронный вид, в том числе и заключение контрактов с субъектами естественных монополий.
Однако можно отметить и проблематику. Ввиду такой же проблемы, как и с заключением контрактов в Электронном магазине, многие поставщики (подрядчики, исполнители) из-за незнания законодательства в сфере закупок (в том числе включая изменения на текущую дату вопроса) совершают ошибки, которые в дальнейшем могут привести к привлечению к административной ответственности заказчика. Например, пул контрактов с монополистами, в основном заключается в конце текущего года на очередной год. Ввиду направления подписания таких проектов контрактов в декабре текущего года через Электронный документооборот Портала исполнения контрактов ЕАСУЗ (далее — ПИК ЕАСУЗ), поставщики (подрядчики, исполнители) подписывали такие проекты контрактов лишь в январе следующего года, что недопустимо и противоречит требованиям законодательства.
В ПИК ЕАСУЗ ведется весь процесс от изменения контракта вне зависимости от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), до исполнения обязательств сторонами заключенного контракта. Впервые в Российской Федерации весь процесс исполнения государственных контрактов стал прозрачным и открытым. ПИК ЕАСУЗ позволяет отслеживать соблюдение условий контракта сторонами. Данный функционал в настоящий момент дает возможность осуществлять мониторинг процесса ведения претензионной работы и обмена документами в электронном виде, подписанных электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени заказчика или исполнителя.
Однако, нельзя не отметить, что ввиду требования к заказчику предусматривать в проекте контракта, заключаемого с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), условий документооборота функционалом ПИК ЕАСУЗ, работа ПИК ЕАСУЗ не всегда стабильна, а заключение документов исполнения на бумажном носителе рассматривается как нарушение условий соблюдения электронного документооборота.
Важно отметить, что в настоящее время заказчики не в полной мере обращают внимание на получение качественного товара или качественно выполненной работы, оказанной услуги, а обращают внимание на необходимость приемки результатов исполнения контрактов, чтобы не оказаться в «красной зоне» по результатам мониторинга.
В силу закона ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ, на территории Московской области внедрена региональная информационная система ЕАСУЗ, которая интегрирована с Единой информационной системой в сфере закупок (далее — ЕИС). Интегральное взаимодействие ЕАСУЗ и ЕИС осуществляется на основании соглашения между Московской областью и Федеральным казначейством. Единые требования по такой интеграции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Все интеграционное взаимодействие происходит исключительно по схемам ЕИС. То есть, если ЕАСУЗ не внедряет переход по улучшенным схемам, интеграционное взаимодействие будет нарушено — ЕАСУЗ не сможет передавать сведения, документы, которые обязаны быть размещены заказчиком в соответствии с действующим законодательством.
Стоит отметить, что ЕАСУЗ содержит в себе поля, обязательные к заполнению заказчиками, непредусмотренные федеральным законодательством. Благодаря этому функционалу есть возможность осуществлять аналитическую сводку, которую средствами ЕИС получить не представляется возможным.
Также, помимо схем интеграционного взаимодействия, внедрен контроль передачи сведений и данных.
Благодаря функционированию ЕАСУЗ все закупочные процессы автоматизированы и постоянно идет процесс совершенствования. Например, выделение денежных средств в рамках национальных проектов из федерального бюджета в областной бюджет Московской области. Интеграция с государственной информационной системой Московской области «Региональный электронный бюджет» в ЕАСУЗ в полном объеме передаются лимиты любого уровня. Основываясь на этих данных можно контролировать не превышение лимитов по закупкам, связанным с тем или иным мероприятием государственных программ Московской области и национальных проектов.
Главные распорядители бюджетных средств (далее — ГРБС) при выделении заказчику финансов на реализацию конкретных мероприятий государственных программ и национальных проектов, могут отслеживать всю закупочную цепочку средствами ЕАСУЗ и при необходимости сигнализировать заказчику о некорректности данных.
Вместе с тем, прослеживается и проблематика, такая как некомпетентность заказчиков при работе с ЕАСУЗ. Ввиду отсутствия дополнительного образования или образования в сфере государственных и муниципальных закупок, чаще всего выявляются ошибки из-за незнания и непонимания важности выполняемой им задачи.
На данный момент нельзя однозначно утверждать, что ЕАСУЗ в полной мере позволяет заказчику избежать совершение ошибок при осуществлении закупок. Заказчику необходимо понимать, что ответственность за действия, осуществляемые в ЕАСУЗ, как должностное лицо, он несет на себе. Вместе с тем, возможности ЕАСУЗ позволяют сигнализировать о том, что необходимо выполнить заказчику для достижения поставленной цели. Например, о необходимости публикации закупки в срок, предусмотренный самим заказчиком при планировании.
При планировании закупок реализовано получение лимитов заказчиков из государственной информационной системы «Региональный электронный бюджет Московской области» (далее — ГИС РЭБ). При планировании пользователи могут запланировать закупку в рамках выделенных лимитов. Однако не все пользователи ЕАСУЗ работают в ГИС РЭБ.
Благодаря созданию такой информационной системы на территории Московской области, как Государственная аналитическая система управления Московской области (далее — ГАСУ), которая является «сборщиком» информации почти из всех информационных систем Московской области, включая Региональную географическую информационную систему (РГИС), можно оценить, как положительную динамику в закупочной истории, так и отрицательную. Примером будет являться срок завершения закупок. При отрицательной динамике ГАСУ сигнализирует ГРБС о том, что срок заключения контракта может быть нарушен, а также срок исполнения такого контракта.
Благодаря интеграции с ГАСУ, в 2022 году ЕАСУЗ получает полную информацию о «Жизненном цикле объекта».
«Жизненный цикл объекта» — это потребность, в которой нуждается объект, а также лимиты, выделенные на эту потребность (таблица 1).

Таблица 1
Жизненный цикл объекта
Система Московской областиЧто отдает?Что получает?
РГИСАдрес объекта, формирование УИНПотребность на объект
ГИС РЭБЛимитыУИН, Сведения о контракте
ГАСУПотребность, планирование по срокамУИН, Факты осуществления закупки и исполнения контракта
ЕАСУЗФакт планирования закупки, ее размещение и заключение контрактаУИН, потребность, лимиты, плановые даты. адрес
ПИК ЕАСУЗГрафик исполнения по контрактуУИН, потребность, плановую дату, адрес
Источник: составлено авторами

Также, благодаря внедрению уникального кода «УИН», легко можно отследить в какой стадии находится потребность на объект, а также обеспечена возможность контролировать сроки, сокращать контрактацию, выпрямить процесс взаимодействия между всеми системами Московской области, и задать соответствующий вопрос, в случае просрочек плановых дат исполнения того, или иного этапа, что в свою очередь способствует повышению эффективности функционирования системы государственных закупок.


Список использованных источников:
1. Трофимовская А.В., Вершинина А.А. Неколичественные критерии в оценке эффективности закупочной системы государственных/муниципальных нужд // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 2 (82). — С. 47–50.
2. Максимова Т.П. Институциональные условия модернизации в аграрной сфере отечественной экономики: ограничения, возможности, перспективы // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2011. — Т.156. — С. 190–209.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
4. Постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1184/57 «О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд». URL: https://base.garant.ru/19110899/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70442112/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия