Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Эмиров Н. Д.
профессор кафедры государственного и муниципального управления
Выборгского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Выборг),
профессор кафедры финансов и кредита
Ингушского государственного университета (г. Магас),
доктор экономических наук

Эмирова А. Е.
доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург).
кандидат экономических наук

Алиева Э. И.
ассистент кафедры налогов и налогообложения
Института экономики и финансов
Чеченского государственного университета (г. Грозный),


Влияние налоговой политики на экономику региона
В статье дан анализ экономического состояния Чеченской Республики, отражены факторы влияния на экономику региона современных катаклизмов, главными из которых являются эпидемия COVID-19 и санкционная политика западных стран. Определены цели налоговой политики региона и их стимулирующее воздействие на перспективные направления развития Чеченской Республики.
Ключевые слова: Чеченская республика, экономика региона, бюджет Чеченской республики, налоговая политика, экономическая стратегия
УДК 332.025, 332.146; ББК 65.049   Стр: 116 - 118

От состояния экономики государства, как важнейшей составляющей в социально-экономическом развитии, зависит не только динамика развития страны, но и направления развития регионов. Необходимо уделять внимание не только глобальным экономическим проблемам, продолжающимся в современном мире, но и следить за развитием экономической ситуации при проведении адекватной финансовой политики на кризисные явления внутри субъектов Российской Федерации.
Налоговая политика, в свою очередь, является составной частью финансовой политики государства или региона. С другой стороны, налоговая политика призвана обеспечить регулирующую роль в экономике и тесно взаимосвязана со всеми направлениями социально-экономического развития страны — внешнеэкономическим, инвестиционным, валютным, кредитным и др. Реализуется же налоговая политика в соответствии с организационными, экономическими и правовыми принципами. Таким образом, цели налоговой политики государства заключаются в:
– обеспечении полноценного формирования доходов бюджета;
– содействии постоянному развитию территории, приоритетных отраслей экономики, поощрению необходимых видов деятельности и т.п.;
– обеспечении социальной справедливости [1].
Чеченская Республика является одной из самых молодых в составе Российской Федерации. Регион перенес большое количество экономических и политических кризисов, начиная с политических переворотов, включая две военные операции, которые не только сильно повлияли на социально-экономическое положение региона, уровень жизни местного населения, но практически уничтожили всю экономическую и социальную инфраструктуру республики, заканчивая сегодняшними событиями, происходящими в мировой экономической системе, включая ограничения, связанные с пандемией, а также санкционной политикой Западных стран в отношении России.
В связи с нынешним экономическим положением России изменился и характер оказания финансовой помощи дотационным регионам, в числе которых находиться и Чеченская Республика (ЧР). Федеральный бюджет России, принятый Федеральным Собранием на 2023 г., является дефицитным, соответственно финансовая помощь дотационным регионам, скорее всего будет сокращена. ЧР является регионом, не до конца освоенным российским и местным бизнесом, однако имеет высокий экономический потенциал, ибо имеет такие уникальные природно-климатические условия, как благоприятный климат, наличие полезных ископаемых, разнообразие рекреационных ресурсов, необходимых для развития туристского комплекса, который мог бы в современных условиях стать драйвером региональной экономики и, соответственно, увеличить пополняемость доходной части бюджета. Поэтому некоторые регионы России для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения делового климата предлагают в рамках своих полномочий определенные налоговые послабления [1].
На основе ранее проведенного Э.И. Алиевой анализа задолженности ЧР в бюджетную систему по налогам, сборам и страховым взносам, пеням и налоговым санкциям [2], самым тяжелым периодом последних лет для ЧР стал разгар эпидемии СOVID-19. Именно во время всеобщего карантина в регионе увеличился уровень реальной и фактической безработицы. Распространение пандемии негативно повлияло на собираемость налогов в Чеченской республике [2].
Задолженность по налоговым платежам и сборам в 2020 г. увеличилась на 25,91%, при этом стоит выделить резкое увеличение задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на 42,14%. Задолженность по налогам и сборам образуется под воздействием различных факторов, но основным из них является ухудшение финансового состояния налогоплательщиков на фоне общего экономического кризиса, поглотившего всю страну [2].
В 2021 году дела стали обстоять совсем иначе, руководство региона стало качественно подстраиваться под эпидемиологическую обстановку, принимая меры по улучшению показателей экономики Чеченской Республики. Так, по сравнению с 2020 годом, показатели социально-экономического развития за 2021 и 2022 гг. получили положительную динамику (см. табл. 1)
Данные табл. 1 по основным экономическим и социальным показателям представлены на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике за период с 2020 по 2022 гг.

Таблица 1
Основные экономические и социальные показатели Чеченской Республики
ПоказателиНоябрь
2022 г.
Ноябрь
2022 г.
в % к ноябрю 2021 г.
Январь-
ноябрь
2022 г.
Январь-ноябрь
2022 г. в %
к январю-ноябрю
2021 г.
Справочно:
Ноябрь 2021 г. в % к ноябрю 2020Январь-ноябрь 2021 г. в % к январю-ноябрю 2020
Индекс промышленного производства 101,9 105,0104,9105,1
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб. (в действующих ценах)17691,3121,2149455,5120,3108,5112,9
Продукция сельского хозяйства, млн рублей7375,1110,441801,0108,4103,9102,6
Объем работ, выполненный по виду деятельности «Cтроительство», млн руб.13291,4в 2,2 р.84123,3132,3182,3149,2
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади58,344,51896,8191,1163,7156,5
Грузооборот транспорта, млн ткм58,978,4721,096,9в 4,2 р.в 3,9 р.
Оборот розничной торговли, млн рублей25295,499,1219067,5100,7100,4108,3
Объем платных услуг населению, млн руб.6180,5102,061515,8104,697,7109,0
Объем инвестиций в основной капитал, млн руб.  89787,14141,15 136,26
Индекс потребительских цен100,8112,6111,4113,6107,4106,3
Численность официально зарегистрированных безработных (по данным Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики), тыс. чел.51,699,5  39,3 
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:      
номинальная, руб.33373,3112,432606,8109,7101,9101,4
реальная, руб. 99,9 96,494,695,5
Составлено авторами по данным [3]

Рассмотрим приведенные в таблице 1 показатели более подробно:
– индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, куда входит: растениеводство, животноводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства;
– услуги ЖКХ: обеспечение электрической энергией, обеспечение топливом теплоэлектроцентралей, газом, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов. Оптовая и розничная торговля.
Показатели января-ноября 2021 г. (в %) по отношению к январю-ноябрю 2022 г. существенно не изменились
Благодаря своевременно принятым правительством республики мерам, объем отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ, обрабатывающим производством, обеспечению электрической энергией, газом, водоснабжению и водоотведению для предприятий сферы ЖКХ, вырос и в январе-ноябре 2022 г. составил 45 771,2 млн рублей, что в действующих ценах составляет 109,7 % к январю-ноябрю 2021 года.
Однако, в условиях введения экономических санкций пострадали другие отрасли экономики региона, например: добыча полезных ископаемых в ноябре 2022 года по сравнению с соответствующим периодом 2021 года составила 131,1%, в январе-ноябре 2022 года — 116,3%.
Объем работ в строительной деятельности, выполненных по виду деятельности «Строительство», в ноябре 2022 года составил 13 291,4 млн руб., что, в сопоставимых ценах, в 2,2 раза больше уровня ноября 2021 г., в январе-ноябре 2022 г. — 84 123,3 млн руб. или 132,3%.
Необходимо обратить внимание на то, что, поскольку регион является дотационным, в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, утвержденной Минэкономразвития России на 2022 год, из федерального бюджета были выделены ассигнования в размере 8132,5 млн рублей на строительство 9 объектов капитального строительства. За январь-ноябрь 2022 г. на реализацию объектов Федеральной адресной инвестиционной программы использовано за счет всех источников финансирования 3328,4 млн рублей. Профинансировано из федерального бюджета 7287,5 млн рублей. Общий же объем инвестиций в основной капитал в 2021 г. составил 84 279,18 млн рублей (индекс физического объёма инвестиций в основной капитал к соответствующему периоду прошлого года составил 103,8%), отношение к 2020 г. составило 110,2%. В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», в 2017–2020 гг. привлечены федеральные субсидии в размере 1,37 млрд рублей на реализацию шести инвестиционных проектов [4].
Затрагивая транспортную отрасль, необходимо отметить, что, равно как и по всей территории РФ, в связи с введением жестких экономических санкций против РФ, снизились экономические показатели и грузооборот транспорта, организаций всех видов экономической деятельности, без субъектов малого предпринимательства и предприятий с численностью работников до 15 человек, в январе-ноябре 2022 года составили 4413,7 тыс. тонн и 721,0 млн тонно-километров. По сравнению с январем-ноябрем 2021 года, объемы перевозок грузов уменьшились на 14,5%, а грузооборот сократился на 3,1%.
Оборот розничной торговли, из-за последствий пандемии и введения выше упомянутых экономических санкций против РФ, на ноябрь 2022 г. составил 25295,4 млн рублей, что, в сопоставимых ценах, составляет 99,1% к уровню соответствующего периода 2021 года.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников народного хозяйства региона в январе-октябре 2022 года составила 32606,8 рубля и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 9,7%. Реальная начисленная заработная плата в январе-октябре 2022 года составила 96,4% к соответствующему периоду предыдущего года.
Руководство республики продолжает принимать меры по снижению уровня безработицы, однако это достаточно затруднительно, так на конец ноября 2022 года в государственных учреждениях службы занятости состояло на учете незанятых трудовой деятельностью граждан 52,3 тыс. человек, из них имели статус безработного 51,6 тыс. человек, пособие по безработице получали 24,1 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы на конец ноября 2022 года составил 7,9% от трудоспособного населения региона (на конец ноября 2021 года — 8,0%), т.е. можно отметить небольшое снижение безработицы. Это свидетельствует о том, что руководство региона в достаточно сложных экономических условиях пытается решать насущные социально экономические вопросы и изменить ситуацию на рынке труда в лучшую сторону.
В результате эффективной налоговой политики, консолидированный бюджет Чеченской республики в январе-ноябре 2022 года исполнен с дефицитом в размере 4914,2 млн рублей.
Доходы консолидированного бюджета республики в январе-ноябре 2022 года сложились в сумме 132 208,4 млн рублей и увеличились, по сравнению с январем-ноябрем 2021 г., на 8,6%.
Согласно показателям 2021–2022 гг., можно сказать, что в основном прослеживается положительная динамика социально-экономических показателей развития региона и это несмотря на потрясения, вызванные пандемией и санкциями. Дотации — это те деньги, которые выделяет государство из своего бюджета для помощи региону страны, чей бюджет был исполнен с дефицитом. Чеченской Республике необходимо отходить от роли региона с дотационным бюджетом и через проведение эффективной налоговой политики переходить к роли региона-донора.
При реализации концепции экономического развития, государственная налоговая политика всегда находится в иерархической подчиненности к финансовой и бюджетной политике, поскольку налоговая политика обеспечивает доходы бюджетов всех уровней. По отношению к экономической политике налоговая политика является второстепенной, так как ее цели и задачи зависят от стратегических и тактических ориентиров, определяемых правительством республики.
Налоговая политика государства связана с принятием как тактических, так и стратегических решений. Эти решения могут быть связаны с совершенствованием налогового администрирования и не затрагивать фундаментальных изменений налоговой системы как таковой.
Например, льготы, предоставляемые государством налогоплательщикам, условно можно разделить на:
– льготы экономического характера (налоговые вычеты по НДС, инвестиционный налоговый кредит и т.п.);
– льготы социального характера (предоставляемые конкретным гражданам в виде установления перечня необлагаемых налогом доходов, налоговые вычеты по НДФЛ предоставляемых налогоплательщикам в форме необлагаемого налогом минимума, возврата излишне уплаченных налогов с социально-значимых расходов населения и т.п.);
– льготы общественного характера (в форме предоставляемых налогоплательщикам освобождений и льгот реализующим общественно значимые услуги населению — образование, здравоохранение, культура и т.п.) [1].
Развитию предпринимательства в республике уделяется большое внимание. Чеченская республика на сегодняшний день является одним из регионов России, где применяется ставка по упрощённой системе налогообложения для предпринимателей — 1%. При этом доход не должен превышать 150 млн рублей в год [5]. Эти условия привлекают в ЧР инвесторов из других регионов, которые для развития своего бизнеса, регистрируют его на территории республики, чем пополняют доходную часть бюджета региона.
Оперативная реакция со стороны Правительства Чеченской республики на сегодняшние экономические реалии, позволяет избежать негативных последствий и обеспечить экономическую и социальную стабильность в регионе. Налоговая система и политика связаны не только с управлением отдельных элементов налогообложения, управленческое воздействие распространяется также и на участников налоговых отношений [2].
Одна из проблем по вовлечению в налоговый оборот земельных участков и объектов капитального строительства связана с отсутствием зарегистрированных прав собственности, либо наличием таких прав, но отсутствующих в базах данных налоговых органов, а также объектов недвижимости, по которым налоги не начисляются в связи с отсутствием в сведениях об этих объектах всех необходимых для начисления налога данных. В 2021 г. в качестве пилотного муниципального образования Чеченской Республики был определен Шалинский район с целью апробирования мероприятий по вовлечению в налоговый оборот земельных участков и объектов капитального строительства, комплексной автоматизированной информационной системы «Управление собственными доходами». Данную практику необходимо распространить и на другие районы ЧР с учетом выявленных проблем.
Например, благодаря развитию туризма и увеличению инвестирования в основные фонды этой отрасли, региону удалось бы привлечь дополнительный приток денежных средств. Природно-климатические и культурно-исторические ресурсы в Чеченской республике способствуют увеличению количества посещающих республику туристов, что, в свою очередь положительно влияет и на другие сектора экономики, в частности, такие как гостиничный бизнес, ресторанный бизнес и общепит, а также производство и продажа сувениров.
Помимо дополнительных финансовых ресурсов, которые получает и будет получать в будущем региональный бюджет от увеличения траффика туристов, местное население может получить дополнительные рабочие места, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на финансовое состояние региона и улучшит, в том числе, показатели по социально-экономическому развитию.
Полезные ископаемые, имеющиеся в республике, добываются пока в недостаточном объеме, из-за отсутствия притока инвестиций в эту отрасль, соответственно не несут большего дохода региону, однако наличие месторождений нефти и газа может сделать Чеченскую республику более привлекательной для российских нефтяных компаний, что также в будущем повлияло бы на увеличение доходной части бюджета региона.
Природно-климатические ресурсы для развития агропромышленного комплекса, для развития лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма, наличие минерального сырья для производства стройматериалов, геотермальные и гидроресурсы для развития энергетики — все это потенциал для социально-экономического развития республики.
На сегодняшний день Чеченская Республика может предложить для всех типов инвесторов интересные условия ведения бизнеса. С точки зрения системы налогообложения, регион обладает серьезным кадровым, научным и трудовым потенциалом.
Однако, сегодня обострилась проблема привлечения иностранных инвестиций. В этой связи, система партнерского (исламского) финансирования, которая в виде эксперимента начинается с 1 февраля 2023 г. [6] в четырех регионах Российской Федерации, в том числе и в Чеченской Республике, представляется, весьма перспективным направлением международного торгово-экономического сотрудничества, ориентированного на реальный сектор экономики.
Данный проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности на принципах партнерского финансирования в отдельных субъектах Российской Федерации и установлении специального налогового режима для осуществления деятельности на принципах партнерского финансирования участниками эксперимента», стал возможен именно благодаря инициативе Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова.
Говоря о состоянии социально-экономического развития Чеченской Республики сегодня, нельзя не упомянуть о том, что одной из сильных сторон региона является способность руководства осуществлять масштабные преобразования, продемонстрированные на примере успешного послевоенного восстановления Чеченской Республики.
Подводя итоги, необходимо отметить, что сегодня адекватная налоговая политика, сбалансированная со стратегическими ориентирами экономического развития, которую могло бы проводить правительство Чеченской республики, с учетом макроэкономических реалий современной российской экономики, помогла бы региону увеличить пополняемость бюджета.


Список использованных источников:
1. Сайдулаев Д.Д., Эмиров Н.Д. Роль налоговой политики в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. — 2020. — №1 (73). — С. 117–121.
2. Алиева Э.И. Региональная налоговая политика Чеченской республики под влиянием факторов неопределенности и риска // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 2 (82). — С. 139–142.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике — Статистика URL: https://chechenstat.gks.ru/statistic (дата обращения: 15.01.2022).
4. Инвестиционная деятельность на территории Чеченской Республики за 2021 год. URL: https://chechnya.gov.ru/wp-content/uploads/2022/08/inv_chr_2021.pdf (дата обращения 18.01.2023)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (Статья 346.20. Налоговые ставки) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2023) Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (Дата обращения 10.01.2023)
6. Проект Федерального закона № 198584–8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс» (Дата обращения 25.01.2023)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия