Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Писаренко Ж. В.
профессор кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Кузнецова Н. П.
профессор кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Нгуен Кан Тоан
профессор Академии общественных наук Вьетнама (г. Ханой),
доктор экономических наук


Внедрение экосистемного подхода и смена модели регулирования на финансовом рынке Вьетнама
В условиях бурного развития информационных технологий экосистемное мышление становится наиболее ценной компетенцией, так как позволяют объединить онлайн и офлайн «миры». Для успешного функционирования новых синтетических институтов необходимы, прежде всего, технологические решения, которые представляют компании, разрабатывающие специализированные решения в области финансовых технологий (Финтех). Развитие процессов конвергенции, приведшее к революции на финансовых рынках разных стран и регионов мира, и появлению новых институциональных форм в виде экосистемных финансовых конгломератов, не обошло и страны с транзитивными экономиками, среди которых особое место занимает финансовый рынок Вьетнама, динамично развивающийся под влиянием цифровой трансформации.
Ключевые слова: финансовая конвергенция, финансовый мегаконгломерат, финансовая экосистема, регулирование финансового рынка Вьетнама
УДК 330.34; ББК 65.01   Стр: 119 - 123

Введение. Феномен финансовой конвергенции [3], ярко проявившийся на рубеже ХХ–ХХI вв. на финансовых рынках мира, был обусловлен многими факторами, среди которых можно особо выделить процессы либерализации финансового законодательства, дерегулирования, развитие информационно-коммуникационных технологий и Интернета. Все это привело на развитых финансовых рынках к формированию нового типа институтов — экосистемных финансовых конгломератов (ЭФК) [4], основными характеристиками которых являются:
1. Участники конгломерата принадлежат к различным секторам финансового рынка, но они функционально связаны между собой.
2. Взаимопроникновение деятельности субъектов, входящих в финансовый конгломерат, опирается на возможную схожесть разных секторов финансового рынка.
3. Объединение в рамках финансового конгломерата капитала может осуществляться разными вариантами [6].
4. Неформальность объединения компаний разных секторов финансового рынка.
5. Увеличение рисков финансовой неустойчивости.
6. Масштабное формирование финансовых конгломератов на межнациональном и мировом уровне.
7. Отсутствие должного регулирования деятельности (ЭФК).
В условиях бурного развития информационных технологий экосистемное мышление обладает высоким уровнем знаниеемкости и скоростью принятия оперативно-тактических и стратегических решений, позволяющими объединить онлайн и офлайн «миры» эмоционально-творческого и рационально-практического универсализма Общества 5.0. Среди стран с транзитивными экономиками особое место занимает Вьетнам, финансовый рынок которого характеризуется динамичным развитием под влиянием цифровой трансформации. Соответственно выявлению особенностей развития экосистемной бизнес-модели на финансовом рынке Вьетнама посвящена данная статья.
Проникновение мощных иностранных ЭФК на развивающиеся финансовые рынки требует формирования адекватной жесткой модели национального регулирования, предполагающей переход от функционального к мегаконгломератному формату управления финансовым рынком страны.
Экосистемное (как единого организма, а не как отдельных частей) понимание функционирования субъектов финансового рынка появилось совсем недавно. Такой подход попал в поле зрения многих зарубежных и отечественных исследователей, которые рассматривают предпринимательские экосистемы (Дорошенко C.В. и Шеломенцев А.Г. [1], Walsh, K. [23]), финансовые экосистемы и принципы их функционирования (Калайда С.А, Халин Г.С, Чернова Г.В. [5]), изменение принципов конкуренции в условиях развития экосистеменого подхода (Конопатов С.Н., Салиенко Н.В. [2]). В этом контексте Писаренко Ж.В., Небольсина Е.В. отмечают, что в экосистемах происходит трансформация базовых основ ведения бизнеса, размывание традиционных сегментов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного, пенсионного) и формирование инновационной бизнес-модели экосистемного финансового конгломерата [18].
Основное содержание исследования. В отличие от развитых рынков, которые трансформируются эволюционно и сами генерируют новые решения, развивающийся финансовый рынок Вьетнама подвержен влиянию крупнейших технологических компаний (BigTech), которые начинают предлагать широкий спектр финансовых услуг, и все больше конкурируют с действующими национальными финансовыми учреждениями. Изначально это может способствовать инновациям и расширению доступа к финансовым услугам населения страны, но в конечном итоге, как отмечают некоторые исследователи, экономика может лишиться менее конкурентоспособных, по сравнению с иностранными, субъектов национального финансового рынка [7; 8], что и произошло в некоторых странах Восточной Европы [17], где крупные технологические компании стали доминировать и злоупотреблять рыночной властью [14]. В 2019 г. вьетнамские финтех-компании получили более 410 миллионов долларов, или 36% от общего объема мирового капитала, инвестированного в финтех-экономики Юго-Восточной Азии, уступая только Сингапуру. Это свидетельствует о растущем интересе иностранных инвесторов к финтех-бизнесу во Вьетнаме [12], при одновременном появлении и развитии новых комплексных рисков, связанных с доминированием иностранного капитала на национальном финансовом рынке.
Мы выявили следующие особенности, влияющие на успешность внедрения экосистемной бизнес-модели во Вьетнаме.
1) Благоприятная демографическая ситуация, отражающаяся в высокой доле молодого активного населения, склонного к получению новых ИТ компетенций и к использованию новых технологий. Несмотря на турбулентность мировой экономики, пандемию коронавирусной инфекции и связанные с ней повсеместные локдауны, экономический рост Вьетнама, особенно секторов, связанных с развитием информационных технологий, впечатляет. При этом, по оценкам экспертов, во Вьетнаме существует серьезный потенциал для дальнейшего повышения роста экономики страны [13]. Вьетнам относится к быстро развивающимся экономикам, способным быстро улавливать современные технологические тенденции, меняющие финансовый рынок. Важнейшим фактором столь динамичного развития выступает рост населения, стремящегося не только придерживаться восточной консервативно-охранительной системы ценностей, включая и память народа о противостоянии и победе в войне с самой могучей державой мира, культурную традицию на высокую рождаемость с последующим восстановлением численности населения и ориентацию на получение образования. Последнее предопределяет устойчивую парадигму национального развития. В 2100 г., по прогнозам ООН, во Вьетнаме, несмотря на бедность, сохранится стабильная демографическая ситуация (см. рис. 1).
Демографическая пирамида Вьетнама в 2022 г.
98 953 535 чел.
Рис. 1. Демографические пирамиды Вьетнама в 2022, 2050 и в 2100 гг.
Источник: https://www.populationpyramid.net/ru/%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC/2022/

Все это создает прекрасную почву для быстрого распространения финансовых технологий в стране. По данным Statista.com, во Вьетнаме доля интернет-пользователей с мобильными приложениями в 3 квартале 2020 г. в возрасте от 16 до 64 лет достигала 94,7%. Социальные сети в этой возрастной категории заняли второе место (94,5% пользователей) [15]. При этом, Вьетнам вошел в топ 20 стран с самым большим количеством интернет-пользователей на начало 2021 г., а удешевление технологических решений и их стандартизация расширяют потенциал их применения в небогатых странах вообще, и во Вьетнаме, в частности.
2) Нацеленность на развитие экосистем через программы развития стартапов, привлекающих иностранные инвестиции и всемерно поддерживаемых государством. Во Вьетнаме финтех-стартапы привлекли к себе большое внимание, в основном сосредоточившись на таких областях, как платежи, кредиты / депозиты и другие смешанные услуги. Выручка финтех-сектора во Вьетнаме достигла, по оценкам, около 9 миллиардов долларов США в 2020 году, когда многие финансовые услуги сильно подорожали, особенно в сфере мобильных платежей, интернета и электронных кошельков. Однако, по сравнению с другими странами региона, такими как Малайзия, Китай, Сингапур и другие страны, финтех во Вьетнаме все еще очень ограничен с точки зрения политических и законодательных механизмов, количества предлагаемых финансовых продуктов, сферы деятельности и многих других структурных и количественно-качественных индикаторов [21]. Развивающиеся экосистемные финтех-стартапы во Вьетнаме представлены следующими направлениями: платежи, P2P lending (peer to peer lending), цифровой банкинг, управление активами, краудфандинг, кредитный скоринг, блокчейн/криптовалюты, платформы для сравнительного анализа, POS, иншуртех [21].
По данным сингапурского информационного агентства Fintech News Singapore, за последние 3 года число стартапов во Вьетнаме утроилось, если судить по количеству созданных стартапов, а самым большим сегментом остаются платежи, то есть цифровые кошельки, такие как Zalo Pay, MoMo, Moka и другие, лишь немногие из более чем 40 поставщиков платежных услуг non-bank.
Согласно информации Государственного банка Вьетнама (State Bank of Vietnam), во Вьетнаме насчитывается около 5 миллионов пользователей электронных кошельков при населении около 100 миллионов человек. Сильный рост также наблюдается в сфере P2P-кредитования и блокчейна. В то же время, большинство вьетнамских предприятий обращаются к модели B2C, оставляя пространство B2B со значительным потенциалом роста. Например, MoMo, один из первых финтех-стартапов в стране, стал крупнейшим цифровым кошельком Вьетнама, получив около 40% рынка мобильных платежей страны. В 2020 году количество мобильных приложений, загруженных во Вьетнаме, достигло примерно 2,78 миллиарда, а общие потребительские расходы на мобильные приложения составили около 290 миллионов долларов США [15]. За последние 5 лет (процесс особенно ускорился с начала пандемии) во Вьетнаме количество технологических экосистемно-ориентированных стартапов увеличилось почти в 4 раза (см. рис 2).
Такое динамичное развитие экосистемных стартапов связано, в том числе, и с увеличением количества пользователей сетью интернет, смартфонов, а также вниманием правительства Вьетнама к поддержке электронной коммерции и цифровой трансформации (более 10 государственных программ запущено только в 2020–2021 гг.) [20]. Большинство стартапов организовано молодыми участниками (до 30 лет), которые сталкиваются с проблемами финансовой устойчивости и невысокой доходности, не покрывающей операционные расходы, а, следовательно, и с недостаточным значением коэффициента проникновения на рынок стартапов. Распространенной проблемой часто является недостаток знаний и компетенций о бизнес-аспектах организации и развития финтех-стартапа.
Рис. 2. Количество сделок и инвестиции в технологические стартапы во Вьетнаме, 2013–2021 гг.
Источник: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/807121/viet-nam-ecosystem-technology-startups.pdf

В силу указанных проблем развития экосистемных стартапов, около 80% транзакций во Вьетнаме по-прежнему осуществляются наличными средствами, оставляя значительный потенциал [9] роста. Благодаря демографической ситуации и проводимой государственной политике финансовый рынок страны становится привлекательным для крупнейших мировых лидеров финансовой индустрии, которые несут в себе большие риски для национального финансового рынка. Примером существующей опасности «заражения» экосистемными рисками крупнейших зарубежных игроков служат постсоциалистические страны центральной и восточной Европы, которые не смогли противостоять крупному глобальному финансовому лобби и практически потеряли суверенитет национальных финансовых рынков [3]. Во Вьетнам также активно стремятся крупные технологические и финансовые азиатские компании (например, китайский экосистемный финансовый конгломерат с коренным страховым бизнесом: Ping An, или торговая экосистема Alibaba), которые весьма успешно используют экосистемую модель бизнеса, посредством сделок слияний и поглощений [21]. Эти компании большое внимание уделяют инновационной активности, особенно патентной деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью. Преимуществом таких иностранных экосистемных конгломератов является то, что они приходят сразу на разные сегменты финансового рынка Вьетнама, при этом поглощая отдельные небольшие местные стартапы без афиширования и широкой огласки, что без разработки и принятия комплекса документов государственного регулирования еще больше увеличивает риски потери Вьетнамом финансового суверенитета.
Проблемы и вызовы регулирования. Вьетнамский режим регулирования для финансовых конгломератов и развивающихся экосистемных финансовых конгломератов в настоящее время основан на функциональной модели регулирования с отдельными требованиями к банкам, компаниям по ценным бумагам и страховым компаниям. (см. табл. 1).

Таблица 1
Основные регуляторные документы в области развития экосистемных стартапов
Government of Viet Nam. 2016. Decision No. 844/QD-TTg dated 18 May 2016 Approving the Project “Supporting the National Startup’s Ecosystem until 2025”. Ha Noi.
Government of Viet Nam. 2016. Government Resolution No. 35/NQ-CP of 16 May 2016 on Supporting and Developing Enterprises till 2020. Ha Noi.
Government of Viet Nam. 2017. Law on Supporting Small and Medium Enterprises 2017. No. 04/2017/QH14. Ha Noi.
Government of Viet Nam. 2018. Decree No. 34/2018/ND-CP on the Establishment, Organization, and Operation of the Fund. Ha Noi.
Источник: Составлено авторами

Вплоть до 2020 г. правительство Вьетнама не использовало жестких рычагов регулирования, разрешая иностранные инвестиции в развитие экосистемных конгломератов, даже когда не было четких правил и юридических предпосылок для работы с некоторыми из этих новых финансовых экосистемных бизнес-моделей, таких как P2P-кредитование и электронные кошельки. В июне 2015 г. правительство подписало декрет № 60/20015/ND-CP [11], практически сняв ограничения на иностранную собственность (FOLs) в публичных компаниях Вьетнама с 49% до неограниченного уровня (ограничения для некоторых секторов остаются). Сегодня также широко используются схемы налогового стимулирования для иностранных инвестиций в технологические стартапы. Пока не все проблемы со стороны государства решены и с защитой интеллектуальной собственности.
В то же время, Министерство финансов в сотрудничестве с SBV создало «песочницу», то есть нормативную базу для дальнейшего развития финансовых экосистем и предоставления предприятиям в различных финтех-зонах, таких как API, P2P-кредитование, платежный кредит, идентификация потребителей, возможности участвовать в пилотной программе регулирования. Существует также исследовательская группа, занимающаяся изучением политики в отношении виртуальных активов и криптовалют, поскольку вьетнамский и азиатский рынки выступают как ведущие среди пользователей рынки.
Таким образом, перед SBV стоит двойная задача: способствовать финансовым инновациям и поддерживать цифровую трансформацию экономики посредством политики, направленной на привлечение инвестиций, а также заботиться и создавать жесткую политику регулирования сектора финтеха и поддержания стабильности и безопасности с целью защиты потребителя от различных рисков, включая отмывание денег, финансирование терроризма, взлом конфиденциальной информации и несанкционированное использование личной информации.
Особое внимание вьетнамский регулятор стал обращать на развитие финансовых конгломератов лишь недавно. В 2018 г. в Дананге прошел первый учебный семинар по надзору за финансовыми конгломератами в рамках проекта VIE/032 — Наращивание потенциала в финансовом секторе совместно с Национальной комиссией по финансовому надзору Вьетнама (NFSC). Несмотря на то, что последний является единственным институтом, назначенным решением премьер-министра в 2015 г. для надзора за финансовыми конгломератами во Вьетнаме, одновременно образован специализированный департамент по финансовым конгломератам, отвечающий за 8 потенциальных финансовых конгломератов (7 банковских холдинговых компаний и 1 страховая корпорация) [22].
Выводы. В проведенном исследовании выявлены следующие особенности, влияющие на успешность внедрения экосистемной бизнес-модели во Вьетнаме: (1) Благоприятная демографическая ситуация, отражающаяся в высокой доле молодого активного населения, склонного к получению новых ИТ компетенций и к использованию новых технологий; (2) Нацеленность на формирование экосистем через программы развития стартапов, привлекающих иностранные инвестиции и всемерно поддерживаемых государством.
Одновременно выявленные особенности развития финансового сектора Вьетнама несут в себе немалые потенциальные риски его захвата крупными иностранными экосистемными конгломератами. Вьетнам остается одним из самых привлекательных рынков в регионе для инвесторов, заинтересованных в развитии экосистемной модели в финансовом секторе, а потенциал для создания цепочки стоимости велик, начиная с отдельных программ расширения доступа к финансовым услугам и проектов, ориентированных на развитие местных сообществ, до полной реорганизации и внедрения технологий цифровой экономики Индустрии 4.0. Однако до тех пор, пока не будет создана национальная система надзора или конкретные руководящие принципы по надзору за финансовыми конгломератами, финансовому рынку Вьетнама угрожает потеря независимости финансовым рынком страны. Этими соображениями подтверждается выдвинутая в исследовании гипотеза о возможности утраты финансового суверенитета страны и необходимости ужесточения модели финансового регулирования и имплементации модели национального мегарегулятора.


Статья написана при поддержке РФФИ Проект № 21-510-92001

Список использованных источников:
1. Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. Предпринимательская экосистема в современных социо-экономических исследованиях // Журнал Экономической теории — 2017. — № 4 http://www.uiec.ru/content/zhurnal2017/JET417/19iDoroshenko.pdf
2. Конопатов С.Н. Салиенко Н.В. Анализ бизнес-моделей на основе платформ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент — 2018. — № 1.
3. Кузнецова Н.П., Писаренко Ж.В. Формирование механизма страхового посредничества в финансовых конгломератах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2011. — № 4. — С. 76–87.
4. Писаренко Ж.В. Формирование экосистемных финансовых конгломератов (на примере Китая) // Страховое дело. — 2020. — № 5 (288). — С. 2–13.
5. Халин В.Г., Чернова Г.В., Калайда С.А. Экономические экосистемы и их классификация // Управленческое консультирование. — 2021. — № 2. — С. 38–54.
6. Almeida H.V., Wolfenzon D. A theory of pyramidal ownership and family business groups // Journal of Finance. 2006. N 61. P. 2637–2680.
7. Cornelli, G., Frost, J., Gambacorta, L., Rau, R., Wardrop, R. and Ziegler, T. (2020), “Fintech and big tech credit: a new database”, BIS Working Papers, No 887, BIS, September.
8. Crisanto, J.C., Ehrentraud, J. and Fabian, M. (2021), “Big techs in finance: regulatory approaches and policy options”, FSI Briefs, No 12, Financial Stability Institute, March.
9. Developing a FinTech Ecosystem in Vietnam: Opportunities and Challenges for Startups / Van Thien Hao SHS Web of Conf., 89 (2020) 04001 DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20208904001 https://vietnam.acclime.com/news-insights/the-fintech-ecosystem-in-vietnam-significant-room-for-growth/
10. Financial Stability Board (2020), “BigTech firms in finance in emerging market and developing economies”, October.
11. Government of Viet Nam. 2016. Decree No. 60/2015/ND-CP that Sets Foreign Ownership Limits in Vietnamese Enterprises.
12. https://vietnam.acclime.com/news-insights/fintech-in-vietnam-market-access-and-conditions/
13. https://vietnam.acclime.com/news-insights/the-fintech-ecosystem-in-vietnam-significant-room-for-growth/
14. https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2021/html/ecb.sp211008~3c37b106cf.en.html
15. https://www.statista.com/statistics/1253693/vietnam-number-of-mobile-apps-downloaded/
16. https://www.statista.com/statistics/1253710/vietnam-mobile-apps-usage-by-category/
17. Pisarenko Zh. Financial conglomerate identification by financial markets regulators: case of developed and emerging market economies / Pisarenko, Zh., Kuznetsova, N. & Lobanova, L. 2018 10th International Scientific Conference „Business and Management 2018“, Conference Proceedings. Vilnius: Vilnius Gediminas Technical University, 2018 pp. doi.org/10.3846/bm.2018.49
18. Pisarenko Zh., Nebolsina E. Transformation of a Traditional Financial Conglomerate into a Financial Ecosystem. Chapter 7. Monograph «Post-Industrial Society». Springer. 2020. DOI: 10.1007/978–3–030–59739–9_7
19. The 11th BIS Research Network meeting “Regulating big tech: between financial regulation, anti-trust and data privacy”, held on 6–7 October 2021.; Restoy, F. (2021), “Fintech regulation: how to achieve a level playing field”, Occasional Paper, No 17, Financial Stability Institute, February.
20. Truong Thinh Pham and Aimee Hampel-Milagrosa. VIET NAM’S ECOSYSTEM FOR TECHNOLOGY STARTUPS JULY 2022. DOI: http://dx.doi.org/10.22617/TCS220294–2 https://www.adb.org/sites/default/files/publication/807121/viet-nam-ecosystem-technology-startups.pdf
21. Van, Thien Hao. (2020). Developing a FinTech Ecosystem in Vietnam: Opportunities and Challenges for Startups. SHS Web of Conferences. 89. 04001. 10.1051/shsconf/20208904001.
22. VIETNAM — Workshop on the Financial Conglomerates Supervision https://luxdev.lu/fr/news/show/2018–09–26
23. Walsh, K. Regional capability emergence in an entrepreneurial ecosystem(Article) Volume 8, Issue 3, 2 September 2019, Pages 359–383. University College Dublin, Dublin, Ireland

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия