Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Баканова А. А.
зав. кафедрой туризма и гостеприимства
Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Событийный туризм и его виды как фактор развития туристской деятельности в Санкт-Петербурге (на примере «модного» туризма)
Исследование направленно на выявление ресурсов Санкт-Петербурга для развития событийного туризма и, в частности, «модного» туризма. Под «модным» туризмом понимается нишевый сегмент туристского продукта, который основывается на трех основных составляющих — культурном туризме, творческой (креативной) деятельности и шопинг-туризме. Автор обосновывает, что развитие «модного» туризма в Санкт-Петербурге имеет серьезный ресурс, что может способствовать росту привлекательности туристской дестинации в целом.
Ключевые слова: событийный туризм, событие, виды событийного туризма, «модный» туризм, «фешн» туризм, мероприятия и события моды
УДК 338.48   Стр: 131 - 134

В системе развития регионального развития туризма особое место отводится событийному туризму и его различным направлениям. Сегодня большую популярность среди туристов приобретают событийные туры, основная цель которых заключается в посещении каких-либо масштабных мероприятий, фестивалей, форумов, спортивных соревнований, национальных и тематических праздников, а также событий в мире моды.
В современном мире развитие событийного туризма рассматривается многими специалистами и аналитиками в двух аспектах — имиджевом и технологическом. Технологический аспект предполагает, что основной целью событийного туризма является организация свободного времени туриста в развлекательной и интерактивной форме, ориентированной на получение ярких и запоминающихся впечатлений, а также на интенсивное человеческое общение. Также в данном аспекте событийный туризм можно рассматривать как сектор отдельных видов культурного туризма. С точки зрения имиджевого аспекта, событийный туризм ориентирован на придание большей известности региона или дестинации, определенное создание и поддержание имиджа дестинации и ее продвижение [4].
Продвижение событийного туризма в Санкт-Петербурге может в значительной степени повлиять на успешное развитие туристской деятельности и, соответственно, туристской инфраструктуры дестинации. Речь идет не только об организации и проведении таких мероприятий, как спортивные соревнования, ярмарки или же различные форумы, но и о развитии таких новых направлений событийного туризма как «модный» туризм, что на сегодняшний день может поспособствовать проявлению большего интереса туристов к Санкт-Петербургу.
Основам событийного туризма и его проблемам в настоящее время посвящено достаточно много работ: учебные пособия, монографии и статьи таких авторов как Александровой А.Ю., Алексеевой О.В., Бабкина А.В., Воронина А.Н., Драчёвой Е.Л., Забаева Ю.В., Лакомова Е.А., Лесковой Г.А., Рябовой И.А., Сенина В.С., Соколовой М.В., Сущинской М.Д. и других. Однако, относительно понятия и определения «модного» туризма, какие-либо комплексные работы отсутствуют по причине новизны самого понятия для туристской деятельности. Тем не менее, тематике развития и продвижения «модного» туризма посвящены отдельные статьи и публикации сайта Ассоциации туристских операторов России, сайта Недели моды в Санкт-Петербурге и сайта Синдиката моды в Санкт-Петербурге.
За основные справочные и информационные источники в данных исследованиях были взяты такие официальные информационно-новостные Интернет-порталы как сайт «Недели моды в Санкт-Петербурге», сайт Синдиката моды в Санкт-Петербурге и сайт Международного форума моды, а также такие справочные материалы как Большой Глоссарий терминов международного туризма и Англо-русский словарь издательства «Longman».
Большинство особенностей событийного туризма и его направлений вытекают из свойств самого события. Для каждого события характерной чертой являются сроки, исходя из которых появляется возможность спланировать и спрогнозировать события на будущее, что позволяет туристским фирмам заранее заключать договоры с транспортными компаниями, бронировать места в отелях и выкупать билеты на само событийное мероприятие.
Событие, становясь традиционным для региона или дестинации, с каждым годом приобретает новые черты, что не мешает ему сохранять свою основную концепцию — привлекательность для посетителей-туристов. Это свойство при условии хорошей организации помогает развиваться данному мероприятию, соответствовать требованиям времени, отвечать интересам все большего количества участников, формировать постоянную потребительскую аудиторию. А это значит, что существует возможность «сэкономить» на продвижении события и туров на него. Постоянное пополнение рынка новыми событиями позволяет региону или дестинации привлечь туристов с различными интересами и уровнем дохода.
Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно говорить о неисчерпаемости основного ресурса событийного туризма — события.
Следующей характерной особенностью событийного туризма является единая целевая аудитория. Конечно, говорить о целевой аудитории событийного туризма в целом сложно, но можно с уверенностью заявить, что у туристов, приезжающих на определенное событие, будут совпадать многие интересы. Для туристских фирм важно составить программу тура так, чтобы удовлетворить потребности всех участников подобного тура.
Событийный туризм зачастую сразу обеспечивает приток большого количества туристов в регион или дестинацию. Данный факт позволяет констатировать пик интереса к региону во время проведения события. Следовательно, возможно отметить еще такую особенность событийного туризма, как управляемость туристскими потоками.
Независимость от сезона — одна из главных особенностей событийного туризма. В регионах с ярко выраженной сезонностью необходимо принимать меры по увеличению туристского потока в так называемый «несезон». Событийный туризм способен решить эту проблему, так как в отличие от музейных или архитектурных ресурсов событие требует посещения региона в определенное время.
В исследуемых источниках предлагаются различные подходы к классификации мероприятий и событий и, соответственно, видов событийного туризма. Обобщая существующие подходы, авторы предлагают следующую классификацию.
По уровню события исходя из состава участников и туристов, событийные мероприятия можно отнести к международным, национальным и межрегиональным. Классификация по данному признаку необходима для правильного позиционирования туристского продукта событийного туризма на рынке.
Масштаб события определяется численностью участников и посетивших его туристов. По данному признаку события подразделяются на малые, средние, крупные и очень крупные. Однако единого количественного критерия для всех видов событийного туризма определить невозможно из-за сильных отличий мероприятий.
По периодичности (регулярности) проведения можно выделить разовые (уникальные) события и регулярные. Периодичность регулярных событий может быть самой разной: ежегодные мероприятия, проводимые несколько раз в год, проводимые раз в несколько лет и проводимые с другой периодичностью. Данный критерий необходимо учитывать при оказании туристских услуг в будущем, поскольку если событие регулярное, это должно быть отражено в перспективных планах его организаторов и участников.
По продолжительности события бывают кратковременные (например, продолжающийся несколько часов концерт), однодневные (например, праздник «День города») и многодневные (например, Санкт-Петербургская Неделя моды, которая длится в течение четырех дней).
По целевой аудитории мероприятия следует подразделять на предназначенные для определенной категории населения (например, симпозиумы врачей-кардиологов или рок-фестиваль) и предназначенные для самой широкой аудитории.
По структуре события могут быть простыми и сложными. К простым можно отнести, например, концерт знаменитости. Сложными событиями являются события, состоящие из определенного количества последовательно или одновременно проводимых мероприятий. К сложным событиям можно отнести празднование Дня города, программа которого может включать парады, театральные шествия, концерты на разных площадках, выставки и другие мероприятия, объединенные общей программой.
Санкт-Петербург, как дестинация, обладает внушительным историко-культурным наследием и всеми ресурсами для формирования и продвижения туристского продукта событийного туризма и отдельных его направлений, в том числе такого как «модный» или фешн-туризм. Поэтому является целесообразным ввести в туристскую терминологию понятие и определение «модный туризм» («фешн-туризм» — заимствование из английского языка и в переводе с английского языка fashion- означает «мода, модный») [1].
«Модный» туризм — это направление событийного туризма, или нишевый сегмент туристского продукта, который основывается на трех основных составляющих — культурном туризме, творческой (креативной) деятельности и туризме, и шопинг-туризме. В более полном понятии «модный» туризм представляет собой триединство: во-первых, культурный туризм — это такой вид туризма, при котором туристы посещают различные регионы и дестинации для того, чтобы узнать о культуре моды, ее истории и современности, получении впечатлений; во-вторых, творческая деятельность и туризм — это вид туризма, когда туристы посещают туристские регионы и дестинации для участия в показе мод, конкурсах, презентациях, конференциях и также получении впечатлений; шопинг-туризм — это такой вид туризма, когда туристы посещают регион или дестинацию с целью совершения покупок, связанных с модными тенденциями в одежде, аксессуарах и прочем.
Мода — неотъемлемая часть любой культуры. На протяжении веков в Санкт-Петербурге уделялось большое значение моде. Исторически, начиная с эпохи Петра I, Санкт-Петербург являлся одним из «модных» городов Европы, в котором были сосредоточены элитные модные дома и ателье. Так, об этом свидетельствуют такие исторические факты как, например, то, что в 1900-е годы в Петербурге действовало более 120-ти модных домов и ателье, а в послереволюционные годы в Петербурге работало два Дома моды. Именно в Санкт-Петербурге находился знаменитый меховой Дом моды «Дом Бризак», который являлся официальным поставщиком Двора и работал исключительно для придворных нужд, чей «меховой резерв» был национализирован в 1918 году. Еще одним примером может послужить присутствие в Санкт-Петербурге в 1900-х годах известных Домов мод «Дом Гиндус» и «Дом Ольги Бульденковой», которая шила «особые» придворные платья, которые не подвергались влиянию модных веяний, а были четко регламентированы Уставом Двора, утвержденным специальным императорским указом еще в 1830-е гг. [3]. В 1911 г. в Петербурге представил свою коллекцию Поль Пуаре. В 1958 году в СССР состоялся показ мод «Дома моды Кристиана Диора».
Сегодня мода оказывает значительное влияние на событийный туризм в Санкт-Петербурге, что выражается в проведении различных мероприятий, посвященных моде — от модных показов новейших коллекций молодых дизайнеров до фотовыставок в творческих кластерах. Развивается «модный» туризм, привлекающий профессионалов и любителей со всего мира, формируется его новое комплексное понятие, чему способствует активная деятельность Эрмитажа и других музеев, Синдиката моды Санкт-Петербурга, выставочных центров, учебных заведений, городских шопинг-центров и творческих креативных кластеров в сфере моды.
На протяжении длительного времени мировые столицы моды диктовали и определяли — что такое «мода», «стиль» и «модные тенденции» во всем мире, устраивая крупные Недели моды с участием культурной элиты и «звезд» шоу-бизнеса. Сегодня Санкт-Петербург занимает определенное место и делает уверенные шаги в развитии мировой моды. В этом и заключается одна из главных задач официальной Санкт-Петербургской Недели моды (St. Petersburg Fashion Week) (далее — Неделя моды СПб), а именно в продвижении и популяризации моды в регионе и стране в целом, а также в расширении модного пространства. С каждым годом Неделя моды СПб приобретает все большее влияние в профессиональном сообществе, так как проходит под патронажем Синдиката моды (Fashion Syndicate St. Petersburg) и при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга. Официальная Неделя моды является единственным профессиональным модным событием в Северо-Западном регионе России.
Ежегодно Неделя моды СПб в апреле открывает профессиональный календарь Недель моды в России. Туристы и жители города имеют прекрасную возможность ознакомиться с работами успешных модельеров, создающих эксклюзивные коллекции, а также с ведущими российскими и зарубежными марками одежды и аксессуаров. Данный проект реализуется с такими целями:
– наладить контакты с зарубежными партнерами и оказать содействие в развитии легкой промышленности;
– продемонстрировать зрителям многогранность моды и представить коллекции в зависимости от сезона;
– поддержка молодых и перспективных дизайнеров, предоставление им возможности выступить на подиуме рядом с успешными кутюрье;
– ознакомиться с новейшими тенденциями в мировой моде;
– обсудить актуальные вопросы в индустрии моды наряду с фешн-инсайдерами и известными представителями мировой и локальной моды.
Неделя моды СПб — это не только способ развлечения для жителей города и туристов, но и значимое культурное событие, которое становится традицией для Санкт-Петербурга, неотъемлемой частью его имиджа. Одной из целей этого события может служить поддержание и популяризация неповторимой и утонченной петербургской моды, которой славен Санкт-Петербург.
Данный проект — один из самых масштабных проектов моды, в котором принимают участие дизайнеры одежды и клиенты модных домов, представители успешных коммерческих фирм, закупщики, журналисты, историки моды, деловая и светская элита, поклонники петербургского стиля и просто обычные жители. Привлечение культурной элиты и представителей государственной власти придает мероприятию большую значимость и привлекает значительное внимание со стороны СМИ. Как следствие, популяризация в СМИ будет способствовать укреплению имиджа Санкт-Петербурга как «модной столицы России». Главными задачами проекта являются:
– культурное обогащение жителей и гостей культурной столицы;
– развитие индустрии моды в Санкт-Петербурге;
– возможность для дизайнеров и марок модной одежды заявить о себе;
– культурный обмен между странами и городами-участниками;
– поддержка молодых модельеров и создание условий для реализации творческого потенциала;
– эстетическое воспитание подрастающего поколения;
– возможность увидеть уникальные показы от известных кутюрье.
Неделя моды СПб традиционно сотрудничает с ведущими отелями города, которые выступают в качестве площадок для проведения мероприятий в рамках программы. Одной из официальных площадок является Бальный зал «Крыша» отеля «Belmond Grand Hotel Europe», где, например, был объявлен старт грандиозному модному шопингу «Pop-up store» (импровизированный магазин) [11].
Концепция «Pop-up store» становится тенденцией для индустрии моды и подразумевает, что покупателю предлагается небольшой «спектакль» — яркий и запоминающийся период продаж, который гарантирует эксклюзивность приобретенных вещей, так как временной промежуток работы ограничен. Жители города и гости из других стран и городов, закупщики и пресса имеют возможность ознакомиться с коллекциями, окунуться в атмосферу живого общения под музыкальное сопровождение популярных ди-джеев, задавая с помощью музыки удачный ритм покупкам.
Несомненно, «Pop-up store» — это пространство будущего, в котором каждый посетитель может сделать выгодные покупки и одновременно посмотреть спонтанные короткие показы мод («Trunk Show») [11].
Неделя моды СПб постоянно расширяет свои границы присутствия в городе. Помимо показов на подиуме на традиционной и высокотехнологической площадке — Новой сцене Александринского театра — организаторы создали «карту моды» («fashion map»), расставив «модные» точки по городу [11]. Данная «карта моды» предназначена для широкой публики, у которой есть стремление идти в ногу со временем и обладать необходимой актуальной информацией о заведениях питания и магазинах одежды. Таким образом, «модная» карта служит предпосылкой и в некотором роде основой для создания фешн-туров для широкой аудитории.
Развитию «модного» туризма значительно способствует проведение других разнообразных мероприятий в сфере моды. Это отдельные модные показы на различных площадках города (торговые центры, открытие модных бутиков, арт-кластеры и т.д.), конференции моды (конференция моды в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума), а также Международный форум моды, который впервые прошел в 2017 году. Первый Международный форум моды прошел под патронатом Министерства промышленности и торговли РФ и Правительства Санкт-Петербурга и стал уникальной площадкой, объединившей лидеров в области моды, дизайнеров, блогеров, известных экспертов и «звезд» индустрии. Программа форума была обширна и включала в себя панельные дискуссии и круглые столы, темами которых стали вопросы состояния легкой промышленности в России, ее перспективы и конкурентоспособность, показ коллекции «Moscow — Saint P» известного дизайнера Артема Кривда. В 2019 году в качестве спикеров Форума выступили эксперты из Франции, Португалии, Германии, Великобритании, США, Израиля и других стран. Для посетителей Форума также работал маркет российских брендов, в рамках которого свою продукцию представили восемьдесят дизайнеров и производителей.
В рамках проведения Первого Международного форума моды была презентована обновленная версия «Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года», которая определяет стратегические цели и задачи государства и бизнеса в развитии отрасли и смежных с ней отраслей, что содействует ее устойчивости, интегрированию в мировую систему разделения труда, повышению конкурентоспособности [11].
Творческие кластеры, музеи и выставочные центры играют не менее важную роль в продвижении моды и «модного» туризма. Так, например, арткластер «Артмуза» предоставляет площадку для молодых дизайнеров одежды, где они могут работать над новыми коллекциями в мастерских или же проводить показы своих уже созданных коллекций.
В музее современного искусства «Эрарта» регулярно проходят модные шоу и выставки, посвященные моде, и также этот музей является площадкой для проведения Международного форума моды [10].
Государственный Эрмитаж активно ведет выставочную деятельность в сфере моды. Так, например, 2016 году там проходила выставка-ретроспектива работ Вячеслава Зайцева. В Манеже Малого Эрмитажа было представлено более 100 ансамблей, выполненных модельером за последние тридцать лет в московском Доме моды «Slava Zaitsev» («Слава Зайцев»), а также ранние эскизы моделей одежды и фотографии маэстро. В 2017 году в помещении Главного штаба Эрмитажа проходила выставка «Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции. Коллекционер. Художник. Кутюрье», которая прошла в рамках совместного проекта Эрмитажа и городских музеев Венеции. Уникальные итальянские ткани эпохи Средневековья и эпохи Ренессанса из собственной коллекции Эрмитажа, а также платья, обувь и современные ткани, созданные по образцам Фортуни и произведенные на его фабрике в Венеции были представлены на выставке. Но наибольшую популярность и известность мастеру принесли плиссированные «платья-дельфосы» и набивные бархатные ткани, которые использовались для шитья одежды в этническом или историческом стиле Средневековья. В 2017 году была открыта «Галерея костюма», где размещена коллекция исторического костюма Эрмитажа, насчитывающая двадцать четыре тысячи единиц хранения [6].
Ежегодно, в первую неделю октября в Санкт-Петербурге проходит Международный молодежный фестиваль-конкурс «Адмиралтейская игла» — ярчайшее событие в мире моды Санкт-Петербурга и всей России, организатором которого является Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Конкурс представляет собой форум молодых дизайнеров из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья и собирает в стенах Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица именитых российских и западных кутюрье — как профессионалов в области индустрии моды, так и молодых, талантливых, креативных дизайнеров, будущих «звезд» российских и мировых подиумов. В течение более чем двадцати пяти лет (первый конкурс прошел в 1995 году) «Адмиралтейская игла» занимает лидирующие позиции среди европейских молодежных конкурсов моды. Рассматриваемый конкурс стал одним из самых масштабных, зрелищных и культурных событий не только в Санкт-Петербурге, но и в России в целом. За годы проведения конкурса в нем участвовало свыше двенадцати тысяч конкурсантов из всех регионов России (более сорока) и двадцати стран мира, которые продемонстрировали более девяти тысяч коллекций одежды, обуви и аксессуаров профессиональному жюри и взыскательной петербургской публике [7].
Следует также отметить должное внимание и активную поддержку со стороны Правительства Санкт-Петербурга в развитии моды и туризма в городе. Существует ряд проектов и программ поддержки молодых дизайнеров, планируется создание нескольких бизнес-инкубаторов для петербургских дизайнеров.
На данный момент в Санкт-Петербурге находятся Модные дома российских модельеров и дизайнеров Татьяны Парфеновой, Тани Котеговой, Полины Зарецкой, Наталии Вариводы, Анны Овчинниковой и других. Также динамичному развитию моды и шопинга в Санкт-Петербурге способствует многочисленное присутствие российских марок одежды Санкт-Петербурга и Москвы в Петербургском Доме мод, где можно найти такие известные марки одежды как «Akhmadullina DREAMS», «Yara Voronaya», «Chapter one», «Selberg», «Lastochka» и другие [8, 9].
Таким образом, как показывают исследования ресурсных возможностей событийного «модного» туризма, наличие специализированных мероприятий-событий в мире моды, историческое наследие, музейные ресурсы и модный шопинг в Санкт-Петербурге могут в значительной степени повлиять на успешное развитие туристской деятельности и инфраструктуры в дестинации и, соответственно, способствовать разработке и продвижению событийных туристских продуктов.


Список использованных источников
1. Англо-русский словарь Мультитран: [Электронный ресурс]. URL: https://www.multitran.ru (дата обращения: 12.12.2022).
2. Баканова А.А. Роль социально-культурного проектирования в развитии модного туризма в Санкт-Петербурге / А.А. Баканова, В.Н. Залепанчук // Вестник Национальной академии туризма. — 2022. — № 2(62). — С. 79–81.
3. Русская мода ХХ века: 1900–1910 годы: [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru (дата обращения: 14.12.2022).
4. Сущинская М.Д. Культурный туризм: Учебное пособие. — СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 128 с.
5. Официальный сайт Международного форума моды: [Электронный ресурс]. URL: https://www.iffspb.ru (дата обращения 15.12.2022).
6. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.hermitagemuseum.org (дата обращения 17.11.2022).
7. Официальный сайт Международного фестиваля моды, искусства и дизайна «Адмиралтейская Игла»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.igladesign.ru (дата обращения: 15.11.2022).
8. Официальный сайт Модного дома Алены Ахмадулиной: [Электронный ресурс]. URL: https://www.akhmadullinadreams.com (дата обращения: 18.12.2022).
9. Официальный сайт Модного дома Татьяны Парфеновой: [Электронный ресурс]. URL: http://www.parfionova.ru (дата обращения: 18.12.2022).
10. Официальный сайт музея современного искусства «Эрарта»: [Электронный ресурс]. URL: https://www.erarta.com (дата обращения: 16.12.2022).
11. Официальный сайт St.Petersburg Fashion Week открывает профессиональный фэшн-сезон в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru (дата обращения: 16.12.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия