| | Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Надточий Ю. Б. доцент департамента менеджмента и инноваций
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат педагогических наук
| |
| | В современных реалиях постоянно идет поиск различных форм, методов и средств обучения. Особенно это актуально в сегодняшних условиях, когда учащийся (школьник, студент) не всегда заинтересован в познавательной, научной информации, которую ему дает педагог (учитель, преподаватель) на занятии. В связи с ситуацией, когда внимание учащегося необходимо привлекать и постоянно поддерживать во время учебных занятий, особую значимость приобретают такие формы занятий как бинарное и интегрированное занятие. В статье описана разработка конкретных бинарных занятий для студентов и обосновано значение таких занятий для развития обучающихся. | Ключевые слова: бинарные занятия, учебные дисциплины, межпредметные связи, образовательные организации высшего образования | УДК 378.14; ББК 74.04 Стр: 145 - 147 | Одной из форм нестандартного (одной из инновационных форм) обучения, которая позволяет удерживать внимание учащихся на высоком уровне, признается такая форма, как бинарные занятия.
Зачастую изучаются возможности разработки и преимущества бинарных уроков для школьников и немного реже рассматриваются особенности проведения бинарных занятий для студентов (профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования).
Обратимся к определению понятия «бинарное занятие/урок». Рассмотрим как в разных педагогических словарях и учебниках раскрывается данное понятие:
– «бинарный урок — разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин» [1, с. 14];
– «бинарный урок — особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.)» [2].
Более подробно бинарный урок описывается в словаре А.М. Новикова: «бинарный урок (совмещенный, интегрированный урок) — особый тип урочной формы проведения педагогического процесса. На бинарном уроке изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких учебных предметов, например: математики и информатики; физики и химии; спецтехнологии и производственного обучения и др. Такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда необходимо осуществить глубокие межпредметные связи, когда знания материала одних предметов необходимы для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. При этом достигается единство, согласованность и преемственность в формировании понятий, исключается дублирование материала. Бинарный урок обычно проводят два педагога: два учителя или преподаватель и мастер производственного обучения и т. д. Сообща они решают общую задачу» [3, с. 19].
В учебнике по педагогике [4, с. 253] так описываются одни из инновационных форм проведения занятий: «проводятся в школах и так называемые межпредметные (интегрированные) уроки. Такой урок проводится несколькими учителями на одну тему». И приводится пример проведения такого урока учителями литературы (знакомит учащихся с литературными произведениями о стекле и его пользе), физики (объясняет физические свойства и показывает огромное значение стекла как в строительстве, так и в создании различных приборов) и химии (раскрывает технологию производства стекла) на тему «Ода стеклу».
Терминологический словарь по педагогике предлагает такое определение интегрированных уроков: «(«интеграция» — объединение в одно целое; лат. integer — целый) — уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов» [2].
В Педагогическом энциклопедическом словаре [5, с. 140] не рассматриваются такие формы занятий как бинарный/интегрированный урок, но дается определение понятия «межпредметные связи в обучении» (МПС): «отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. МПС включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.). Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчиненной решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами».
Межпредметные связи имеют важное значение, их существование давно уже было не только замечено, но положено в основу организации таких занятий, как бинарное или интегрированное занятие.
Здесь стоит отметить, что некоторые авторы (в том числе, педагоги) рассматривают интегрированный и бинарный уроки (занятия) как тождественные понятия, а позиция других авторов в том, что данные формы проведения уроков необходимо различать.
Так, например, учителя на сайте «ФГОС ОНЛАЙН» предлагают следующие определения: «интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Бинарный урок — нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут два учителя. Бинарный урок является разновидностью интегрированного, его ведут два преподавателя» [6].
Также, исходя из опыта проведения интегрированных уроков, Т.В. Двороковская и Н.В. Новикова определяют свой урок так: «урок является интегрированным по содержанию и бинарным по своей форме» [7].
В статье будем определять бинарное занятие как занятие, проводимое несколькими преподавателями разных взаимосвязанных дисциплин в целях объединения (интеграции) и закрепления знаний и умений из разных научных областей.
Бинарные уроки/занятия рассматриваются в современном контексте как не только активная форма обучения, способствующая повышению интереса, облегчению восприятия сложного материала, но и как способ успешного освоения бóльшего объема материала. Так, указывается на наличие трех неотъемлемых компонентов/аспектов бинарного занятия [8]:
– познавательного;
– развивающего;
– воспитательного.
Наполнение указанных компонентов зависит от конкретного занятия (пример приведен ниже).
В учебном процессе четко устанавливается взаимосвязь разных дисциплин. Особенно это видно в рабочих программах дисциплин, где описывается какими знаниями, умениями и навыками, полученными в результате формирования и развития компетенций при изучении предыдущих дисциплин, должны обладать обучающиеся для изучения определенной дисциплины и какие знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения конкретной дисциплины, являются необходимыми для изучения последующих дисциплин.
Однако некоторые дисциплины изучаются одновременно, параллельно (в одном семестре). Это служит благоприятным фактором для проведения бинарных занятий.
Обратимся к практическому опыту проведения бинарного занятия по дисциплинам «менеджмент» и «логика» (которые изучаются в одном семестре). Подробно задание для проведения бинарного занятия с примерами описано в статье «Бинарные занятия: содержательное наполнение и развивающие эффекты» [9].
Пример задания для проведения бинарного занятия: с помощью кругов Эйлера студентам предлагается на одном из первых занятий изобразить следующие понятия: «управление», «менеджмент», «руководитель», «менеджер», «руководство», «персонал», «кадры», «квалификация», «качества (профессиональные, личностные)», «компетенции/навыки», «решения» (список понятий может дополняться и пр.).
Задание выполняется в несколько этапов, которые предусматривают разные виды работы: как индивидуальную, так и групповую работу.
1 этап. Индивидуальный: установить логические отношения между перечисленными понятиями (с помощью кругов Эйлера) и объяснить полученный результат.
Следующие этапы выполняются в группах по 3–4 человека.
2 этап. Общее (групповое) представление о соотношении данных понятий. Добавление своего понятия/своих понятий.
3 этап. Дать свои определения перечисленным понятиям.
4 этап. Наглядно продемонстрировать и объяснить полученные результаты.
Выполнение предлагаемого задания направлено на более глубокое изучение и понимание, усвоение основных понятий менеджмента с помощью одного из способов, применяемого в логике, который помогает находить/устанавливать логические связи между разными понятиями.
Исходя из опыта проведения такого занятия отметим, что многие студенты говорят, что им очень сложно соотносить предложенные понятия («для этого надо много думать»). Однако, на третьем этапе задания, при определении понятий, уже многое для них проясняется. А уже на втором этапе, при организации групповой работы, возникает интерес к выполнению такого задания.
И, как правило, в итоге появляются совершенно разные представления о соотношении этих понятий, исходя из данных определений. Часто при выполнении задания студенты считают, что кадры более широкое понятие, чем персонал, хотя это наоборот.
Как было отмечено ранее бинарное занятие предполагает наполнение трех компонентов. Для занятия, которое описывается выше, их наполнение можно представить следующим образом:
познавательный компонент: изучение основных понятий дисциплины (менеджмента), методов дисциплины (логика), применение полученных знаний (например, о логических отношениях понятий) в разных научных областях и др.;
развивающий компонент: развитие умений определять, объяснять предложенные понятия, развитие навыков соотносить понятия посредством предложенных методов/способов (кругов Эйлера), навыков выполнения креативной самостоятельной и групповой работы и др.;
воспитательный компонент: воспитание навыков работы в группе, навыков выполнения совместного задания (координации, кооперации), формирование необходимых личных качеств: объективности (к другим мнениям, позициям), ответственности, умения объяснить/отстоять свою позицию/точку зрения и др.
Лучше такое занятие проводить в самом начале семестра (изучения учебного курса/дисциплины), когда изучаются задачи, цели дисциплины, объект и предмет (к тому же, как правило, это самая сложная, так как самая «сухая» тема учебного курса). Это потом она способствует правильному пониманию соотношения понятий на протяжении изучения всего учебного курса. На это можно опираться при дальнейшем изучении этой дисциплины и других дисциплин. А заодно и оттачиваются навыки «логических действий»/применения способов логики (составление кругов Эйлера).
Как показывает практика, дисциплина «менеджмент» взаимосвязана со многими другими дисциплинами в учебном плане, где прослеживаются как очевидные связи, так и не совсем. Приведем некоторые темы и идеи для коллаборации/проведения бинарных практических (но можно и лекционных) занятий на основе взаимосвязи дисциплины «менеджмент» с другими дисциплинами, изучаемыми параллельно в одном семестре.
Коллаборацию здесь будем рассматривать как сотрудничество преподавателей разных дисциплин. В настоящее время приводится перевод слова «коллаборация» из разных языков. Например, от латинского collaborare (co — вместе и laborare — работать), от английского collaboration — сотрудничество, совместная работа.
За основу можно взять такое определение: «коллаборация (от фр. collaboration: лат. co — «с, вместе» + laboro «работать, трудиться»), или сотрудничество — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса)» [10].
Менеджмент и социология: грамотное проведение различных социологических опросов среди работников (сотрудников). С целью выявления их мнений относительно того или иного аспекта содержания работы, условий труда и др. (например, о действенности применяемой в организации системы мотивации персонала и др.).
Большой спектр тем для проведения бинарных занятий представляет тесная взаимосвязь, существующая между дисциплинами «менеджмент» и «психология», «менеджмент» и «педагогика». Важно не только знание психологических основ поведения человека (работника), но и педагогических условий формирования коллектива (например, неотъемлемым компонентом работы руководителя/менеджера является проведение воспитательной работы в своем коллективе).
Приведем также примеры заданий для бинарных практических занятий по дисциплинам, которые могут изучаться не только в одном, но и в разных семестрах.
Менеджмент и история. Интересно рассмотреть особенности управления (стилей, моделей, методов и др.) в разные исторические эпохи и в разных странах на конкретных примерах. Выявить положительные и отрицательные стороны такого управления. Результатом выполненного задания может быть составление и заполнение разных таблиц. Например, «Преимущества и недостатки российского государственного управления в 19 веке» (все необходимо конкретизировать: период, вид управления, приводить конкретные примеры, конкретных управленцев). Можно разделить данное задание по командам в зависимости от страны, вида управления и т.д. Также предложить привести примеры удачного и неудачного управления, подхода/стиля (и выдающихся управленцев), спрогнозировать с помощью сценарного метода (или других методов) их применимость для современной ситуации и др.
Заполнить итоговую таблицу (составить интеллект-карту, создать инфографику, здесь можно связать менеджмент с дисциплиной «инфографика», если такая дисциплина преподается) по результатам работы на занятии «Какой исторический опыт необходимо перенять и актуализировать, а от какого стоит отказаться в современных условиях?» (в чем возникает необходимость, в возврате и использовании каких-то определенных методов, стилей и др., что можно перенять в нынешней ситуации и пр.).
Менеджмент и русский язык (или культура речи). Использование руководителем официально-делового стиля общения и научного стиля изложения, грамотная речь, использование профессионального жаргона, профессиональных жаргонизмов (когда это уместно и когда это неуместно). Рассмотреть особенности официально-делового и научного стилей в работе руководителя и попрактиковаться в их использовании.
Здесь можно провести мастер-класс публичного выступления, что является очень важным умением для руководителя. Многие исследователи (и работодатели) отмечают владение ораторским искусством как одну из важных компетенций современного менеджера.
Менеджмент и право (основы права). Очень много в работе руководителя определяет существующая законодательная база (и особенно знание руководителем этой базы).
Приведем пример такого занятия. Здесь можно провести бинарное занятие по трем дисциплинам «менеджмент», «маркетинг» и «право» («основы права»/»правоведение»). В организации реализуются разные проекты, поэтому можно предложить разработать свой проект, состоящий из 4 частей и сделать это в форме индивидуально-совместной работы:
1 этап — индивидуальные задания для каждого (рис.1);
2 этап — объединение в команды для завершения работы над проектом и представления совместного проекта. | | | Рис. 1. Примеры заданий для индивидуальной работы (задания «зашифрованы» с помощью QR-кодов) | И даже менеджмент и физическая культура. Организация и проведение профилактической гимнастики для сотрудников, гимнастика на рабочем месте (вплоть до составления необходимого комплекса упражнений). Сейчас в приоритете в организациях стоит проведение не просто корпоративных мероприятий, а спортивных корпоративных мероприятий. Можно попрактиковаться в организации и проведении такого мероприятия на бинарном занятии. Знание физических особенностей человека (своего работника) в этом пригодится. Знание — как составить простой комплекс восстанавливающих упражнений. Например, для проведения профилактической гимнастики для глаз, которая необходима в связи с работой с разными техническими средствами (особенно при организации удаленной работы персонала), необходимо знать определенные противопоказания, суметь вовремя заметить состояние человека и вовремя оказать ему необходимую помощь. Большинство организаций сейчас также стремятся к введению/организации здорового образа жизни в рабочей среде для своих сотрудников, для своего персонала (в любых условиях: как в условиях дистанционной работы, так и в условиях работы в офисе).
На других учебных курсах, при изучении профильных дисциплин тоже можно возвращаться к полученным знаниям, умениям и навыкам (ЗУНам) в рамках изучения дисциплины «менеджмент», и также дополнять/обогащать уже изученное с помощью организации таких занятий.
Очевидная взаимосвязь прослеживается между такими дисциплинами, как: маркетинг и менеджмент, экономика организации и менеджмент, информационные технологии и менеджмент, инфографика и визуализация данных и менеджмент.
На бинарном занятии по дисциплинам «информационные технологии» и «менеджмент» можно предложить разработать индивидуальный или командный проект (форма выполнения на выбор учащегося) по применению современной информационной технологии менеджерами в своей работе, например: использование технологии виртуальной реальности при обучении сотрудников и др.
Как показывает практика, уникальность дисциплины «менеджмент» для проведения бинарных занятий не вызывает сомнений: основы управления (менеджмента), процесс управления и наличие управленческого аппарата есть в организации любой сферы деятельности. Руководить надо людьми разных профессий (в совершенно разных сферах деятельности человека). Различных практических ситуаций в менеджменте (в работе руководителя) возникает также очень много. Не зря считается, что управление — это не только наука, практика, но и искусство, ориентированное на творческий подход, который особенно необходим в ситуации неопределенности/неординарности и рисков.
Очевидно, что руководитель/менеджер, конечно же, не может досконально знать специфики каждой профессии всех работающих в организации, особенно если это крупная компания, но разбираться в некоторых особенностях профессиональной деятельности разных сотрудников он обязан. Грамотный управленец должен вникать в работу каждого сотрудника. Поэтому бинарные занятия (или интегрированные), да еще и с приглашением практиков (наряду с профессиональными преподавателями) только поспособствуют этому.
Также нельзя не упомянуть и широкие возможности организации и проведения бинарных занятий в образовательных организациях с целью не только выявления взаимосвязей различных учебных дисциплин (курсов), закрепления изученного и приобретения практических умений, но и усиления развивающего эффекта обучения: это и поддержка внимания обучающихся на высоком уровне, и развитие познавательного интереса и др.
В заключение отметим, что возможностей для организации и проведения бинарных занятий в современном обучении очень много. А также у преподавателей достаточно широкое поле деятельности для реализации творческого подхода при подготовке таких занятий (и, соответственно, заданий для проведения бинарных занятий), что, в свою очередь, способствует развитию творческого подхода у студентов, а ведь одной из составляющих работы руководителя (менеджера) признается наличие именно творческого подхода, который незаменим в ситуациях неопределенности. |
| |
|
|