Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Родионов А. П.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Экономическая оценка и управление недропользованием в Российской Федерации
В статье представлены особенности управления недропользованием в Российской Федерации, определены принципы и правовые аспекты организации данной деятельности, особенности её функционирования, а также принципы финансирования на уровне государственных программ. Проведена экономическая оценка природно-ресурсного потенциала Российской Федерации.
Ключевые слова: природные ресурсы, управление природопользованием, экономическая оценка недр, организация недропользования
УДК 330.15; ББК 65.285.2   Стр: 156 - 158

Для Российской Федерации вопросы недропользования актуальны и значимы в современной действительности, так как страна обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. В данном случае он затрагивает все виды ресурсов, но в основном, конечно, касается полезных ископаемых. При сравнении с зарубежными странами, Российская Федерация лидирует по добыче железной руды и апатитов, а по другим видам полезных ископаемых находится на 2-м либо 3-м месте в общемировом рейтинге.
Во-первых, под полезными ископаемыми понимается природно-минеральное образование, которое образуется в земной коре и его эффективно можно использовать для хозяйственных целей и целей промышленного производства. Полезное ископаемое добывается из недр земли с использованием специальных технологий добычи минерального сырья. Результатом разработки является полученное минеральное сырье. Добыча полезных ископаемых — это лицензируемый вид деятельности, то есть предприятие по добыче полезных ископаемых должно получить специализированную лицензию на добычу. Добытое полезное ископаемое подразделяется на полезную часть, которую можно использовать в хозяйственном обороте, и отходы, которые подразделяются на «хвосты» и пустую породу. В «хвостах» содержится низкий процент содержания полезных ископаемых, который по дополнительной технологии, впоследствии можно извлечь в виде ценных компонентов [2; 6].
Второй важной классификацией полезных ископаемых является их деление на балансовые и забалансовые. К балансовым относятся полезные ископаемые, которые при экономической оценке их обработки в производственном процессе признаны экономически эффективными и при этом позволяют соблюсти требования по рациональному использованию недр. Данный тип запасов входит в государственный учет запасов и ресурсов. К забалансовым относятся запасы, которые, пройдя экономическую оценку, признаны не эффективными и не рентабельными к последующему использованию в технологическом процессе. Данные полезные ископаемые содержат малую долю полезного компонента. Их последующий учет и оценка будет проводиться в том случае, если в последствии (с применением природоохранных технологий по оценке и использованию запасов в производственном процессе) покажет, что с точки зрения управления и экономической оценки это будет выгодно и рентабельно для предприятия. При этом, попутно применяются такие процессы, как хранение, складирование и сохранение данных запасов для использования их в будущем. Учет забалансовых запасов проводится на основе государственного баланса запасов (оценка проводится в единицах массы и объема). Отдельно проводится оценка потерь в процессе учета полезных ископаемых [8].
Добыча полезных ископаемых — базовая отрасль, влияющая на экономическое развитие Российской Федерации, так как она является стратегической и обеспечивает энергетическую, минерально-сырьевую и экономическую безопасность страны. Отрасль также учитывает геополитическую ситуацию и возможность реализации интересов России в Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе. По оценкам экспертов, 64% доходов Российской Федерации реализуется за счет добычи, транспортировки и использования полезных ископаемых в промышленных целях. При этом, преобладающим является нефтегазовый сектор, занимающий 82% от всех добываемых полезных ископаемых в стране. К 2025 году планируется увеличить рост добычи неэнергетических минеральных ресурсов, означающее расширение подходов к недропользованию [10].
Российская Федерация лидирует по добыче платины, никеля и золота в мире.
По некоторым другим полезным ископаемым доля Российской Федерации в мировой добыче следующая [3]:
Нефть — 6%;
Газ — 20%;
Уголь — 11%;
Железо — 13%;
Свинец — 5%;
Цинк — 11%
В настоящее время существенной проблемой является отсутствие нормативно-правовых механизмов регулирования добычи и транспортировки минерального сырья и его международного значения как товарной продукции для других стран. Данный тип деятельности слабо регламентирован как с юридической, так и с управленческой и внешнеэкономической точек зрения. Также следует отметить, что никак не регламентировано использование отвалов горных пород и образующихся в результате добычи «хвостов», которые можно дополнительно рационально использовать, извлекая ценный ресурс. Но на данном этапе в основном используются отходы, которые поступают на складирование на полигоне и классифицируются как отходы 4–5 классов опасности (в зависимости от добываемого из недр минерального сырья). В то время как данные отходы являются резервом для повторной добычи полезного ресурса. По оценкам экспертов, около 30% отходов содержат полезные цветные металлы, которые могут быть повторно использованы в процессе производства. Таким же способом может быть извлечено до 90% редкоземельных металлов. Данное обстоятельство обуславливает пересмотр существующего механизма недропользования и необходимость создания эффективной системы управления недропользованием как на региональном, так и на федеральном уровне [4]. Для реализации данного механизма необходимо проведение инвентаризации отвалов и разработка технологий переработки «хвостов» и уже существующих отвалов. Это решит не только проблему извлечения ресурсов, но и проблему производственных отходов на региональном уровне.
Российская Федерация располагает крупной базой редкоземельных металлов, что составляет приблизительно 25% от общемировых запасов, которые требуются для производства высокотехнологичной продукции в различных отраслях промышленности. Но, в Российской Федерации нет полных производственных циклов для переработки данного типа сырья, поэтому большая его часть идет на экспорт. Необходимо проводить мероприятия для снижения доли импортируемой продукции и развивать отечественные производства, дорабатывая необходимый производственный цикл. В настоящее время в зоне импорта и риска, то есть в зависимости от иностранных партнеров находится черная и цветная металлургия, предприятия военно-промышленного комплекса, авиакосмической отрасли, судостроения, химической и фармацевтической промышленности.
Важной зоной по добыче полезных ископаемых является Арктическая зона. В ней на сегодняшний день находится около 80% запасов природного газа, 60% нефти, 98% никеля, 87% платиновых металлов, 66% редкоземельных металлов, 49% олова, 31% хрома. При этом Арктические экосистемы является слабо разработанными на сегодняшний день из-за сложных климатических условий. В настоящее время преобладает разработка нефти и газа, особенно это касается открытых месторождений.
Финансирование добычи осуществляется либо из федерального бюджета, либо из собственных средств предприятия. За 2020 год они составили около 1840 млрд рублей. В динамике расходы на воспроизводство добычи полезных ископаемых увеличиваются с каждым годом, то есть наблюдается положительная динамика.
Основная масса денежных средств расходуется на воспроизводство цветных металлов, в основном никеля и меди. Преобладают частные инвестиции, но для стратегических ресурсов планируется создать и разработать систему субсидирования, позволяющую предприятиям частично покрывать свои затраты на добычу ресурсов. Государственную программу по финансированию курируют и составляют Роснедра, которые за последний год существенно увеличили бюджетное финансирование, хотя доля государственного заказа составляет на сегодняшний день всего лишь 5% от общей добычи недр по стране [1].
Автором предложен алгоритм управления природными ресурсами на уровне зоны добычи, что позволяет наладить управление производственным процессом на уровне предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Управленческий механизм оценки недропользования для успешного извлечения и добычи ресурса в Российской Федерации (разработано автором)

Согласно разработанному алгоритму, изначально необходимо проводить инвентаризацию недр и прогнозировать возможную добычу ресурса, прежде чем начинать его разработку, затем, после осуществления добычи, производится оценка извлеченных полезных ископаемых и подразделение их на балансовые и забалансовые. Балансовые включаются в технологический процесс и впоследствии образуют конечный продукт добычи и переработки полезных ископаемых. Забалансовые проходят вторичную оценку для определения целесообразности и эффективности их последующей вторичной переработки. Если переработка не рентабельна, полезные ископаемые вывозятся на полигон, где складируются. Если переработка целесообразна, то забалансовые полезные ископаемые вовлекаются во вторичный цикл переработки, где происходит отделение ценных элементов и отходов. Таким образом, производственный цикл является объёмным и в зависимости от управленческих решений может включать разные стадии.
В целях повышения привлекательности геологической отрасли и повышения экономической эффективности добычи недр необходимо разработать и внедрить следующие рекомендации.
1. Разделить на категории субъекты добычи полезных ископаемых, присвоить им особый статус и разработать меры по их финансовому обеспечению.
2. Создать управленческие и административно-хозяйственные механизмы по регулированию промышленной и природоохранной деятельности в процессах недропользования.
3. Провести инвентаризацию и классифицировать накопленные «хвосты» и отходы и определить зоны и возможности по их вторичной переработке и возможному дополнительному извлечению полезного ресурса.
4. Создать в регионах отдельные зоны по добыче природных ресурсов из недр и обеспечить необходимые условия для организации данной добычи.
5. Создать универсальную классификацию запасов и твердых природных ресурсов; определить специфику и особенности классифицирования каждого вида ресурсов, для этого необходимо создать критерии по видам ресурсов.
6. Разработать экономические механизмы оценки стоимости природных ресурсов в зависимости от затрат на добычу и их первичную и вторичную переработку.
7. Создать методы и инструменты для прогнозирования объемов извлечения ресурсов различного характера из недр.
8. Цифровизировать все отрасли промышленности, связанные с недропользованием как на первичном этапе, так и на последующих этапах.
9. Разработать систему рационального недропользования, включающего: цифровизацию всех процессов недропользования, создание системы рационального недропользования на региональном уровне, внедрение инновационных технологий во все отрасли недропользования, разработку природоохранных технологий для переработки отходов и вторичного сырья.


Список использованных источников:
1. Шлютер М.С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования: монография / Рос. гос. ун-т нефти и газа им. И. М. Губкина, Ин-т горного и энергетического права. — Москва: Проспект, 2015. — 130 с.
2. Бусырев В.М. Экономически сбалансированное недропользование: монография / Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», Горный институт. — Апатиты: Изд-во Кольского научного центра, 2020. — 90 с.
3. Агафонов В.Б. Правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности в сфере недропользования: монография — Москва: ПравоТЭК, 2014. — 478 с.
4. Ивантер Э.В. Очерки о проблемах современной прикладной экологии: монография / Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук». — Петрозаводск: Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», 2022. — 310 с.
5. Власова Е.Я., Яндыганов Я.Я. Стратегическое управление природопользованием: [монография] / Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. — 526 с.
6. Ледовская Н.В. Государственное управление природопользованием в условиях конвергенционных экономических систем: монография / Северо-Кавказский федеральный университет. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. — 169 с.
7. Невская М.А. Оценка природно-ресурсного потенциала в системе управления природопользованием / Санкт-Петерб. гос. горн. ун-т. — Санкт-Петербург: Астерион, 2012. — 190 с.
8. Потравный И.М., Новиков Д.В. Эколого-ландшафтное управление природопользованием: [монография]. — Москва: Экономика, 2016. — 254 с.
9. Цгоев Т.Ф., Теблоев Р.А., Цидаев Б.С. Экономические методы управления охраной окружающей среды и природопользованием: [монография]. — Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2018. — 499 с.
10. Цибульникова М.Р. Учет и оценка природного капитала в территориальном управлении: монография / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018. — 163 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия