Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Сизякин Д. А.
аспирант кафедры государственного и муниципального
управления Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета


К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(На опыте Ленинградской области РФ)

Система местного самоуправления в Российской Федерации прошла сложный эволюционный путь после принятия Государственной думой Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] от 28 августа 1995 г. и вступления его в силу 1 сентября 1995 г.
На территории Ленинградской области было создано 29 муниципальных образований. К ним относятся: районы, включающие все территориальные образования (Волосовский, Киришский, Лодейнопольский, Лужский, Подпорожский, Сланцевский, Тихвинский и Тосненский районы); районы с исключенными территориями (Бокситогорский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Кировский, Ломоносовский и Приозерский районы); города (Пикалево, Новая Ладога, Волхов, Сертолово, Светогорск, Коммунар, Гатчина, Ивангород, Шлиссельбург и Сосновый Бор); поселки (Кузнечное); волости (Колтушская).
Принцип добровольности определения территорий муниципальных образований привел к появлению одноуровневой территориальной основы в системе местного самоуправления, несмотря на существенное различие между ними в отношении размеров территории, численности населения, экономического положения и т. д.
В соответствии с уставами муниципальных образований прошли выборы представительных органов, глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления. В большинстве случаев глава муниципального образования одновременно является и главой администрации, и председателем в представительном органе. Вместе с тем в Колтушской волости и Киришском районе должность главы муниципального образования уставом не установлена, и руководителем администрации и председателем представительного органа являются два разных лица. При этом в Киришском районе глава администрации нанят муниципалитетом по контракту.
В августе 1997 г. начался процесс принятия областных законов об установлении границ для каждого из муниципальных образований. Отдельной главой Устава Ленинградской области, определяющей основы административно-территориального устройства, были закреплены и ее границы, и принципы их изменения. В качестве административно-территориальных единиц (в целях создания территориальных органов государственной власти Ленинградской области общей компетенции) предусмотрено образование административных округов, объединяющих районы, города, поселки и другие территориальные единицы.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 154-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Их структура определяется населением самостоятельно. В связи с этим в ряде волостей Ленинградской области, входящих в более крупные муниципальные образования, самостоятельные администрации были упразднены при формальном сохранении этих территориальных единиц, но присоединили их к соседним волостям или поселкам.
До этого времени эффективно действующей системы местного самоуправления в современной России не существовало. Потому при формировании муниципальных образований и их взаимодействии с государственными органами практика применения Федерального закона N 154-ФЗ выявила ряд проблем, препятствующих функционированию системы местного самоуправления. Среди них следует, прежде всего, отметить несоответствие ресурсов обязанностям муниципальных образований; реальную возможность формирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующих решаемым задачам; проблему удаленности органов местного самоуправления от мест проживания населения; несовершенство механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В данной ситуации необходимо пересматривать принципы организации местного самоуправления.
С этой целью и был принят Федеральный закон N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4] от 6 октября 2003 г. Он вступает в силу с 1 января 2006 г. и предусматривает организацию двухуровневой системы местного самоуправления в Российской Федерации.
В итоге система местного самоуправления переживает еще одну эволюцию, вступая в очередной период реформирования.
Новый закон создает реальные основы для построения современной системы правовых отношений и реформирования существующих, соединяя то позитивное, что было накоплено в сфере местного самоуправления за прошедшее десятилетие, с новыми положениями в сфере правоотношений, позволяющими местной власти развиваться и совершенствоваться.
Для реализации Федерального закона принято постановление Правительства Ленинградской области N 144 от 26 июля 2004 г. "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым определены и сроки, и ответственные за формирование новой системы местного самоуправления.
В соответствии с планом, к 1 января 2005 г. органы государственной власти Ленинградской области приняли областные законы, устанавливающие границы муниципальных образований с учетом требований Федерального закона и наделяющие территории статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района.
С 1 января 2006 г. местное самоуправление на всей территории Ленинградской области, разделенной на 17 муниципальных районов, вступает в законную силу.
Данные о городских и сельских поселениях, входящих в каждый муниципальный район Ленинградской области, представлены в таблице.
Муниципальные образования Ленинградской области
Предусматривается, в конечном счете, организация 222 муниципальных образований, в том числе 62 городских и 142 сельских поселения, 17 муниципальных районов и одного городского округа.
Закон N 131-ФЗ различает городские и сельские поселения, устанавливая и тем и другим одинаковый перечень функций местного значения, поскольку принципы формирования этих территорий различаются. В границах сельского поселения может находиться один сельский населенный пункт (с численностью населения, как правило, свыше 1 тыс. человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 тыс. человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения - менее 3 тыс. каждый). Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом доступности административного центра сельского поселения для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. В границах же городских поселений такие данные о численности населения не принимаются за основу их формирования. В их границах может находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.
Муниципальный район формируется из городских и сельских поселений с учетом транспортной доступности его административного центра в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.
Основным критерием при установлении границ муниципального образования является не только численность, но и плотность населения. В соответствии с перечнем субъектов, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 707 от 25 мая 2004 г., территория Ленинградской области и отдельные ее районы отнесены к территориям с высокой плотностью населения (более 6,9 чел. на 1 кв. км).
Границы городского округа в соответствии с Законом не устанавливаются. Городским округом может стать только городское поселение, наделенное законом субъекта Российской Федерации этим статусом, что автоматически изменяет полномочия поселения (статья 14) на полномочия городского округа (статья 16). Изменение статуса поселения на статус городского округа означает преобразование муниципального образования. В законодательстве впервые уточнены понятия "изменение границ" и "преобразование муниципального образования". При изменении границ не упраздняются и не создаются новые органы местного самоуправления, а при преобразовании старые упраздняются и появляются новые. При этом изменение границ и преобразование муниципальных образований происходит с учетом мнения населения и может быть осуществлено по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральных органов власти.
Новый закон изменил и характер правового регулирования предметов ведения органов местного самоуправления, к которым относятся вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные ему органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, независимо от статуса муниципального образования, являются "равнозначными для всех" (статья 17). Исчерпывающий перечень вопросов местного значения определен статьями 14-16 и зависит от статуса муниципального образования. Иные вопросы, не включенные в указанные статьи, органы местного самоуправления вправе решать сами при наличии собственных финансовых средств.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, действуют положения переходного периода, которые четко определяют наличие тех или иных полномочий как у органов местного самоуправления, сформированных до вступления в силу данного Закона (с 8 октября 2003 г. по 1 января 2006 г.), так и у органов местного самоуправления, срок полномочий которых продлен законом Ленинградской области. До 1 января 2006 года органы местного самоуправления действуют в соответствии с ранее принятыми уставами муниципальных образований. После этой даты уставы муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с законом N 131-ФЗ, а структура органов местного самоуправления и их полномочия должны соответствовать статьям 14-17 и 34-37, соответственно.
Органы и должностные лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до официального опубликования Федерального закона N 131-ФЗ, в том числе и те из них, которые избраны в течение переходного периода, должны исполнять полномочия в соответствии с положениями действующей редакции Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 1 января 2006 г., а начиная с этой даты - в соответствии с Федеральным законом в новой редакции.

Законом Ленинградской области определяются сроки полномочий и даты выборов глав муниципальных образований, в которых не установлена структура органов местного самоуправления, а также порядок формирования представительных органов муниципальных образований, в том числе количественный состав представительных органов, срок полномочий депутатов представительных органов, система избирательных округов по выборам депутатов представительных органов городских и сельских поселений, дата выборов в представительные органы. Выборы представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований должны быть проведены до 1 ноября 2005 г.
На территориях вновь образованных сельских и городских поселений до 1 января 2006 г. полномочия по решению вопросов местного значения должны продолжать осуществлять органы местного самоуправления и иные органы, образованные до официального опубликования Федерального закона (в том числе переизбранные в течение переходного периода). Указанные органы осуществляют полномочия в соответствии с положениями действующей редакции Федерального закона N 154-ФЗ.
В течение 2005 г. должны быть осуществлены следующие основные мероприятия:
- разделено имущество между федеральными органами, органами субъекта федерации и органами местного самоуправления;
- приведены в соответствие с законами субъекта федерации и федерации уставы муниципальных образований;
- осуществлена корректировка законов субъекта федерации для передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.


Литература
1. Федеральный закон РФ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Административно-территориальное деление Ленинградской области: Приложение к "Вестнику Правительства Ленинградской области" / Под ред. Ю.Г. Марасаева, Ю.С. Львова, В.П. Герасимова, В.В. Павлова. Комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области. СПб., 2002.
3. Устав Ленинградской области: Областной закон.
4. Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Постановление Правительства Лен. обл. N 144 от 26.07.2004 г. "Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия