Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Пилипенко И. В.
директор Института конкурентоспособности и интеграции (г. Москва),
кандидат географических наук, магистр государственного администрирования (MPA)


Переход к расчетам в национальных валютах и возможности новой клиринговой валюты uniclear в международной торговле Российской Федерации в современных условиях (часть II)
часть I.
В статье рассматривается проблема перевода системы международных расчетов Российской Федерации на национальные валюты развивающихся стран в условиях ужесточения санкций со стороны западных государств. Выделены пять связанных с этими изменениями системных проблем для российской экономики и участников внешнеэкономической деятельности. На основе проведенного анализа рассматриваются особенности современной глобальной системы валютных курсов в части влияния неустойчивости валют экономически менее развитых стран на соотношение их номинальных курсов и курсов по паритету покупательной способности, на развитие процесса глобализации и проблему эквивалентности обмена между странами, в том числе с учетом опыта стран Европейского союза в рамках еврозоны. С целью развития внешней торговли Российской Федерации без использования свободно конвертируемых валют в текущих условиях предлагается авторская методика определения новой расчетной единицы «юниклир» (uniclear), приближающая обменные курсы валют к их паритету покупательной способности для использования в рамках механизма валютного клиринга. Приводятся авторские расчеты курсов валют 148 стран мира за период 2010–2020 гг. по предложенной методике.
Ключевые слова: международные расчеты, валюта, валютный курс, номинальный курс, паритет покупательной способности, клиринг, расчетная единица, uniclear
УДК 339.56:339.72:336.74; ББК 65.59   Стр: 97 - 107

Долгосрочные последствия неустойчивости курсов валют экономически менее развитых стран. Нестабильность обменных курсов и склонность к девальвациям валют развивающихся стран является одной из основных причин формирования современной глобальной системы валютных курсов, в рамках которой номинальные курсы валют более развитых стран оказываются систематически относительно завышенными в сравнении с их паритетом покупательной способности (ППС) [23, 24], а курсы валют развивающихся стран — систематически заниженными [35]. Данный факт находит свое отражение в регулярных расчетах размеров ВВП стран мира по номинальным курсам к доллару США, как основной валюте для проведения сравнений в международной статистике, и по ППС. В результате при расчетах с учетом ППС размер ВВП развивающихся стран оказывается намного большим, чем при расчетах по текущим обменным курсам [20, 32, 36, 37, 47]. О масштабах таких различий по макрорегионам мира в сравнении с США свидетельствует рис. 1, на котором представлены наши расчеты средневзвешенных отношений страновых ВВП по ППС к ВВП по номинальным курсам (веса — доля стран в ВВП макрорегиона), то есть переводные коэффициенты между курсами по ППС и номинальными обменными курсами, полученные с использованием данных по 194 странам мира.
Так, в период 2010–2014 гг. данное соотношение в странах Евросоюза соответствовало примерно уровню США (то есть один-к-одному). Однако в связи со свертыванием в США программы «количественного смягчения» (quantitative easing — QE) в конце 2014 г. и запуском, в свою очередь, в январе 2015 г. программы QE Европейским центральным банком [17] в течение августа 2014 г. — марта 2015 г. произошла девальвация евро с уровня 1,37–1,39 доллара США за евро до 1,10–1,12 доллара США за евро. В результате ВВП ЕС-27 и Великобритании по номинальным курсам стал недооцененным примерно на 22–28% в период 2015–2020 гг. Более высокий уровень цен, чем в США, был характерен практически на протяжении всего рассматриваемого периода для региона Австралии и Океании, где доминирует Австралия (около 86% регионального ВВП и средний переводной коэффициент из номинального курса в ППС на уровне 0,82), и для региона «Европа кроме стран ЕС-271, ЕАЭС2, СНГ и Великобритании», где 90% ВВП формируют Швейцария и Норвегия (средние переводные коэффициенты для обеих стран — 0,76).
`Примечание: ЕАЭС — 5 стран; СНГ вне ЕАЭС, Грузия и Украина — 7 стран; ЕС-27 и Великобритания — 28 стран; Европа кроме стран ЕС-27, ЕАЭС, СНГ и Великобритании — 10 стран; Северная Америка — 3 страны; Восточная Азия — 6 стран, включая САР КНР Гонконг и САР КНР Макао; Турция, Ближний Восток и Северная Африка — 19 стран; Южная Азия — 8 стран; Юго-Восточная Азия — 10 стран; Африка южнее Сахары — 45 стран; Центральная и Южная Америка, Карибский бассейн — 38 стран; Австралия и Океания — 15 стран.
Рис. 1. Динамика средневзвешенного показателя отношения ВВП по ППС к ВВП по номинальным курсам по макрорегионам мира (США = 1,00), 2010-2020 гг.
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [47].

Во всех остальных регионах мира номинальные обменные курсы стран в среднем за период 2010-2020 гг. занижали оценку размера ВВП. Так, ВВП по номинальным курсам пяти стран ЕАЭС в 2010-2014 гг. был в среднем в 1,75 раза меньше ВВП по ППС, а в 2015-2020 гг. эта разница достигла 2,68 раза при среднем значении за 11 лет на уровне 2,26 раза (показатель для Российской Федерации — 2,22 раза). Для других стран СНГ, Грузии и Украины значение переводного коэффициента было еще выше — соответственно 2,53 и 3,55 при среднем значении в 3,09. Наиболее устойчивым переводной коэффициент оставался для региона Восточной Азии (в пределах 1,34–1,49 при среднем значении на уровне 1,43), что свидетельствует о значительной синхронизации валютных курсов китайского юаня (средний показатель для Китая — 1,70) и японской иены (среднее значение для Японии — 0,97) с долларом США. Кроме того, относительно стабильными показателями отношения ВВП по ППС к ВВП по номинальным курсам (но на более высоком уровне) характеризовались такие регионы как Турция, Ближний Восток и Северная Африка (среднее значение — 2,25), Юго-Восточная Азия (2,57) и Южная Азия (3,28). При этом из-за постоянной девальвации турецкой лиры переводной коэффициент для Турции увеличился с 1,63 в 2010 г. до 3,19 по итогам 2020 г., в то время как данный показатель, например, для Саудовской Аравии, поддерживающей фиксированный курс в 3,75 саудовских риала к доллару США, находился в пределах 2,09–2,68. В свою очередь, ВВП Индии по ППС был в среднем в 3,30 раза больше ВВП, рассчитанного по номинальному курсу. Средние переводные коэффициенты для Африки южнее Сахары и региона Центральной Америки, Карибского бассейна и Южной Америки имели тенденцию к увеличению, то есть относительному ослаблению местных валют против доллара США: соответственно с 1,98 до 2,53 при среднем значении в 2,17 для Африки южнее Сахары и с 1,50 до 2,18 при среднем показателе в 1,69 для Центральной Америки, Карибского бассейна и Южной Америки. Значения для Бразилии увеличились за период с 2010 г. по 2020 г. с 1,27 до 2,18 (среднее значение — 1,50), а для ЮАР — с 1,58 до 2,36 (средний показатель — 1,67).
Помимо рассмотренной нами в первой части статьи разнице в уровне инфляции между развитыми и развивающимися странами систематическая недооценка валют менее развитых стран объясняется такими структурными факторами как эффект Балассы-Самуэльсона (более высокая производительность труда в торгуемом секторе экономики развитых стран вызывает повышение зарплат и цен в неторгуемом секторе экономики этих государств) [20, 45] и эффектом Бхагвати-Крейвиса-Липси (наличие более дорогостоящей рабочей силы в развитых экономиках делает стоимость продукции и услуг в неторгуемом секторе этих стран более дорогой) [22, 37]. На валютный курс влияет также разница в процентных ставках между странами, состояние платежного баланса [29, 33, 42, 46]; свое объяснение дает концепция условий торговли — соотношение между ценами на экспортные и импортные товары (terms of trade) [33, 44]. Кроме того, свою роль, хотя в научной литературе этому уделяется меньше внимания, играет ценообразование на основные товарные группы в твердых валютах, за счет чего повышается спрос на валюту развитых государств и, соответственно, снижается спрос на валюты стран с формирующимися рынками.
Сложившаяся система обменных курсов стала одним из факторов быстрого развития глобализационных процессов в 1970–2010 гг. через стимулирование свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей ввиду следующих причин. Во-первых, стоимость эквивалентного труда в развивающихся странах, выраженная в долларах США через номинальный курс, оказывается постоянно заниженной по сравнению с развитыми странами. Поэтому в результате либерализации торговли и снижения стоимости транспорта западные страны успешно осуществили перенос стандартизированных производств в развивающиеся страны [8, 27, 34, 43], снизив себестоимость производимой ими конечной продукции, увеличив прибыли транснациональных корпораций и повысив, тем самым, жизненный уровень своего населения через постепенное снижение цен на данные товары3 [26]. Фактически западные страны в рамках рыночной экономики в глобальном масштабе повторили послевоенный опыт СССР, когда снижение себестоимости продукции в условиях обобществления средств производства, монополии внешней торговли и жесткого контроля за ростом денежной массы в стране позволило провести несколько раундов снижения цен в конце 1940-х — начале 1950 гг. [4, 6]. Страны с формирующимися рынками также получили определенную выгоду в процессе глобализации от такого разделения труда [38] в виде поступления прямых иностранных инвестиций и некоторых технологий, создания новых рабочих мест, а также снижения стоимости товаров, импортируемых из-за рубежа или производимых у себя в стране дочерними компаниями западных транснациональных корпораций.
Во-вторых, из-за существенной разницы между реальной покупательной способностью валют и их номинальными обменными курсами развитые страны смогли организовать привлечение трудовых мигрантов из менее благополучных государств, где часто наблюдался избыток рабочей силы при отсутствии достаточного количества рабочих мест, с целью дополнительного снижения затрат местных компаний на персонал и повышения прибыльности бизнеса, в первую очередь, в строительном, транспортном секторе экономики и сфере услуг. В свою очередь, трудовые мигранты, экономя на своих расходах в развитых странах, направляют часть своих доходов своим семьям обратно в развивающиеся страны в виде денежных переводов. В результате улучшается баланс счета текущих операций стран с формирующимися рынками, экспортирующих трудовые ресурсы, а из-за недооценки стоимости их валют денежные переводы при конвертации в местные денежные единицы дают значительную прибавку к доходам семей трудовых мигрантов.
В-третьих, переоцененность и устойчивость валют развитых государств вкупе с низкой инфляцией позволяют им успешно развивать финансовый сектор экономики и фактически на безальтернативной основе обеспечивать привлекательность твердых валют для инвестиций со стороны богатых слоев населения из стран с формирующимися рынками с целью сбережения их капиталов в долгосрочной перспективе. Одновременно с этим недооценка валют экономически менее развитых государств в сравнении с реальным уровнем жизни в этих странах делает их более привлекательными для инвесторов из развитых стран, так как стоимость вложений в местные активы (в том числе покупка местных компаний / предприятий) при пересчете в твердой валюте оказывается заниженной. Также более высокий уровень инфляции в развивающихся странах приводит к тому, что доходность банковских вкладов и облигационных займов оказывается существенно выше, чем в развитых странах. Соответственно, в периоды относительной стабильности или периодического укрепления номинальных курсов валют развивающихся стран в условиях свободного движения капитала крайне прибыльными для иностранных инвесторов являются краткосрочные инвестиции в развивающиеся рынки. Однако при изменении экономической ситуации отток спекулятивного капитала вызывает резкое снижение фондовых индексов, ухудшение платежного баланса развивающихся стран и девальвацию местных валют.
В целом отрыв номинальных обменных курсов от курсов по ППС (от реального соотношения цен) по факту приводит к ситуации, в которой покупатели / потребители в развивающихся странах тратят относительно большую часть своих доходов на покупку товаров и услуг из стран с более высоким уровнем жизни, в то время как покупатели и инвесторы из развитых государств, наоборот, имеют возможность тратить относительно меньшую долю своих доходов на потребление товаров / услуг и инвестиции в страны с формирующимися рынками. Кроме того, систематически более высокий уровень инфляции и последующее обесценение национальных валют закрепляет технологическое отставание развивающихся стран, так как, во-первых, местные компании-экспортеры теряют стимул к инвестициям в основной капитал для увеличения производительности труда из-за того, что выпадающие ввиду роста затрат внутри страны доходы все равно будут в итоге компенсированы увеличением поступлений за счет девальвации местной денежной единицы против твердых валют, в которых обычно номинированы цены на экспортные товары [14]. Во-вторых, компании, желающие модернизировать производство, будут испытывать сложности с закупкой нового оборудования за рубежом, что также способствует замедлению процесса структурной перестройки экономики. Модернизация в таком случае возможна только в условиях жесткого контроля за использованием поступающих в страну ресурсов, которые должны направляться преимущественно на повышение производительности труда и диверсификацию экономики, а не увеличение текущего потребления, в том числе закупку дорогостоящих импортных товаров [15].
Вопрос об эквивалентности (или справедливости) обмена в рамках современной системы валютных курсов сглаживается вполне осязаемыми выгодами, которые получают развивающиеся страны при активном участии в международном разделении труда [21] — доступом местной продукции на открытые рынки развитых стран, получением прямых иностранных инвестиций, денежных переводов трудовых мигрантов и другими факторами, указанными нами выше. Кроме того, большую роль в финансировании стран с менее высокими доходами играет созданная в 1944 г. система международных финансовых организации на глобальном (Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка) и региональном уровне (региональные многосторонние банки развития — Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития и др.), которые предоставляют как льготное кредитование, так и финансирование на рыночных условиях для реализации крупномасштабных проектов, стабилизации финансовой системы, улучшения качества жизни населения и т.п. [10]. Например, в России Европейский банк реконструкции и развития, специализирующийся большей частью на развитии частного сектора экономики, внес значительный вклад в становление современной банковской системы и повышение эффективности деятельности ключевых коммерческих банков в стране, а также вложил значительные средства в развитие инфраструктурного сектора и ряда промышленных компаний, став в период 1991–2014 гг. крупнейшим иностранным инвестором в российской экономике [11].
Отдельным интересным примером являются различия в покупательной способности единой валюты евро в странах своего хождения в рамках еврозоны (см. табл. 1, в которой мы представили сравнение динамики уровня зарплат по номиналу и ППС, используя в том числе методику [35]). В странах с более высокими показателями ВВП на душу населения покупательная способность евро занижена из-за более высокого уровня цен — переводные коэффициенты для лидеров данного рейтинга, Ирландии, Люксембурга и Финляндии, составляли в среднем за период 2010–2021 гг. соответственно 0,76, 0,78 и 0,79, в то время как для Нидерландов значение данного показателям достигало 0,87, для Бельгии — 0,88, для Франции — 0,89, для Австрии — 0,90, для Германии — 0,94, для Италии — 0,96. В среднем по 19 странам Еврозоны (по состоянию на 2021 г.) разница между зарплатами по ППС и зарплатами по номиналу составляла 0,94. В то же время в менее развитых странах еврозоны реальная покупательная способность евро была в 2010–2021 гг. выше в среднем на 4% и 9% в Испании и на Кипре до 32% и 50% в Латвии и Литве.
Еще большие различия существуют в странах Евросоюза, которые не вступили по состоянию на конец 2021 г. в еврозону, но валюта которых привязана к евро (см. табл. 1). Переводной коэффициент евро по ППС для Болгарии составлял в период 2010–2021 г. 1,93, для Хорватии — 1,43, а для Дании — 0,70. Уровень цен в странах, валюта которых находится в режиме плавающего валютного курса по отношению к евро (хотя курсы этих валют все равно отличаются достаточной стабильностью4) также серьезно влияет на различия в зарплатах по ППС и по номиналу: для Румынии данный показатель равнялся 1,83; для Польши — 1,71; для Венгрии — 1,57; для Чехии — 1,39. В то же время для Швеции данный показатель равнялся 0,79, а для Великобритании — 0,82.

Таблица 1
Динамика отношения зарплат по ППС к зарплатам по номиналу в евро в странах — членах Европейского союза и Великобритании
 201020112012201320142015201620172018201920202021
Еврозона0,950,950,940,940,940,940,940,940,940,930,930,93
Австрия0,940,930,930,920,910,910,910,900,890,880,890,89
Бельгия0,900,900,900,890,900,900,880,870,870,870,880,88
Германия0,940,950,950,940,940,930,930,940,950,930,940,94
Греция1,021,031,041,081,131,131,141,151,151,151,131,13
Ирландия0,830,830,820,810,780,780,770,760,750,740,710,71
Испания1,001,001,011,031,041,051,051,061,041,041,031,03
Италия0,980,970,960,950,940,940,960,960,970,980,990,99
Кипрн.д.н.д.н.д.н.д.1,05н.д.н.д.1,111,101,091,101,10
Латвия1,431,381,351,381,361,371,341,331,301,281,271,27
Литва1,561,531,531,541,551,561,531,511,481,461,421,42
Люксембург0,820,820,810,810,790,800,780,780,790,780,760,76
Мальта1,261,241,231,191,191,191,181,161,161,151,121,12
Нидерланды0,910,900,900,890,880,880,860,870,870,860,860,86
Португалия1,151,141,151,171,161,161,141,121,131,141,121,12
Словакия1,411,401,391,421,421,411,281,211,181,151,111,11
Словения1,151,161,171,171,161,161,151,161,151,151,141,14
Финляндия0,820,810,800,790,790,790,790,800,800,790,790,79
Франция0,900,900,890,900,900,890,890,880,880,880,880,88
Эстония1,371,351,331,301,291,291,271,241,211,181,171,17
Болгария1,891,921,931,972,032,012,011,951,931,871,821,82
Дания0,710,710,700,700,700,700,680,700,710,710,710,71
Венгрия1,551,591,601,641,661,631,601,521,521,481,511,54
Польша1,651,701,741,751,721,741,791,701,681,661,671,72
Румыния1,831,821,891,831,821,811,861,831,791,801,801,83
Хорватиян.д.н.д.н.д.1,431,461,471,461,441,421,401,411,41
Чехия1,371,331,361,421,531,501,461,421,351,331,301,26
Швеция0,840,790,770,740,770,780,760,760,800,810,810,78
Великобритания0,890,880,820,830,780,700,780,840,840,83н.д.н.д.
Источник: составлено и рассчитано автором по данным: [18].

В условиях существования отдельных денежных единиц в каждом государстве валюты стран Евросоюза с устойчиво положительным сальдо торгового баланса и счета текущих операций (например, Германии или Дании) должны были бы укрепиться, а валюты стран с отрицательным сальдо (например, Греции или Кипра) — девальвироваться. Также и в случае полного соответствия стран — членов еврозоны Маастрихтским критериям5 [41], различия в уровне цен и зарплат в рамках единого рынка были бы, скорее всего, со временем устранены [36]. Однако в реальности в момент введения евро в 1999 г. страны Евросоюза соответствовали критериям оптимальной валютной зоны в гораздо меньшей степени, чем, например, страны — члены СНГ, при рассмотрении вопроса о возможности введения единой валюты в середине 2000-х гг. [3]. Кроме того, на различия в уровне цен в Евросоюзе влияло тогда и продолжает влиять сейчас наследие плановой экономики в странах Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), в рамках которой государство держало низкие цены на социально-значимые товары и многие необходимые услуги [5, 13].
Тем не менее, республики бывшего СССР так и не договорились о введении единой валюты, и даже в Договоре о ЕАЭС не прописано намерение стран-участниц создать единую денежную единицу [1]. В результате, как показали наши расчеты в первой части данной статьи, обменные курсы между валютами стран ЕАЭС и СНГ характеризуются значительной волатильностью, что стало одним из факторов разрушения кооперационных связей в 1990-е гг. и экономической дезинтеграции постсоветского пространства в прошедшие десятилетия. Напротив, страны Западной Европы, формируя Европейские сообщества (ЕЭС), а затем и Европейский союз, первоочередное внимание уделяли как раз курсовой политике. И почти сразу после разрушения Бреттон-Вудской системы страны ЕЭС в 1972 г. привязали свои валюты друг к другу в режиме «валютной змеи» с возможными отклонениями на уровне не более ±2,25%, что в дальнейшем привело к введению единой валюты евро [2]. Тем самым европейские страны обеспечили своим экономикам, и в первую очередь промышленности, надежную основу для интеграции.
Фактически Евросоюз использовал опыт СССР в деле создания единого народнохозяйственного комплекса с серьезным креном в пользу «старых» членов Евросоюза6, тогда как в рамках СССР большинство республик развивалось через особую систему внутрисоюзных цен за счет преимущественно РСФСР [7], с крупными конструкторскими бюро, головными и сборочными предприятиями в наиболее развитых странах и поставщиками комплектующих и полуфабрикатов в странах ЦВЕ. При этом все страны Евросоюза успешно развивают торговлю между собой, обмениваясь в рамках еврозоны товарами, которые при отсутствии евро должны были бы обмениваться в других (рыночных) пропорциях. Как и в глобальном масштабе, для компенсации определенной неэквивалентности обмена в Евросоюзе работают специализированные институты развития — Европейский инвестиционный банк, Фонд сплочения и другие европейские структурные и инвестиционные фонды, которые обеспечивают инвестиционную поддержку на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов стран-членов. В результате за тридцать лет после распада СССР и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) страны Евросоюза создали взаимозависимую экономику, которая через систему соглашений об ассоциации и многосторонних торговых соглашений до выхода Великобритании контролировала, по нашим расчетам, примерно 28% мирового рынка.
Наконец, еще одним интересным примером успешного развития при отсутствии плавающего валютного курса и постоянной девальвации местной валюты из-за высокого уровня инфляции являются арабские страны — Саудовская Аравия, Иордания, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар, валюта которых уже многие годы привязана либо к долл. США [16], в котором осуществляется ценообразование на энергоносители, являющиеся основным экспортным товаром этих стран, либо к корзине валют СДР. За счет высокого курса местных валют эти страны могут себе позволить скупать по дешевой цене импортное оборудование и компоненты, необходимые для диверсификации местной экономики и проведения индустриализации. Кроме того, сильные местные валюты способствовали созданию с нуля в некоторых странах (например, в ОАЭ) сектора финансовых услуг.
Возможности использования новой расчетной единицы uniclear для развития внешней торговли Российской Федерации. В условиях нестабильности обменных курсов валют развивающихся стран, отсутствия или неразвитости по большинству валют рыночного механизма курсообразования и возможностей хеджирования валютных рисков (кроме юаня) вопрос об эквивалентности обмена (то есть наличия «справедливых» курсов) приобретает еще большее значение. В целом получается ситуация, что российским участникам внешнеэкономической деятельности необходимо будет принимать на себя дополнительные риски при работе с национальными валютами развивающихся стран, в то время как в других регионах мира транзакционные издержки в рамках глобальной и региональной интеграции, наоборот, снижаются. Для повышения доверия стран-партнеров к российскому рублю необходимо развитие отечественных товарных индексов, снижение инфляции в российской экономике до уровня близкого к развитым странам7 или Китаю, диверсификация и модернизация промышленности и экономики в целом, что потребует мобилизации ресурсов и значительных усилий со стороны власти и общества в течение ряда лет.
Сейчас же одним из системных решений проблемы международных расчетов в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию, неполной конвертируемости рубля и наложенных западными странами ограничений на доступ к свободно конвертируемым валютам может стать внедрение механизма валютного клиринга в экспортно-импортных операциях. Данный механизм зачета взаимных требований и обязательств активно использовался как развитыми, так и развивающимися странами, как в рамках рыночной, так и в рамках плановой экономики в период 1930–1980-х гг. Вся торговля СССР со странами социалистического лагеря после Великой Отечественной войны и во время существования СЭВ велась посредством сначала двустороннего, потом трехстороннего и с 1963 г. — многостороннего клиринга. При этом обменные курсы между странами — членами СЭВ определялись на основе паритета покупательной способности [12].
В современных условиях преимущественно плавающих валютных курсов8 и нестабильности валют развивающихся стран добиться сбалансированного товарооборота для взаимозачета будет весьма сложно. В связи с этим мы предложили новую расчетную единицу (клиринговую валюту) «юниклир» (uniclear — от UNIt of account for CLEARing) [9], которая рассчитывается на основе уравнения обмена в рамках количественной теории денег (КТД)9 [28, 30, 31]. Наша основная идея заключается в том, что в уравнении обмена (MV = PQ) при перенесении показателя денежной массы M в правую часть уравнения (V = PQ/M) скорость обращения V может трактоваться не только как показатель среднего количества денежных оборотов за определенный период времени для приобретения суммы товаров и услуг Q по цене P. Если использовать, согласно методике М. Фридмана, показатель ВВП (Y) вместо PQ (то есть V = Y/M), то скорость обращения будет показывать объем ВВП, произведенный с помощью одной единицы денежной массы за определенный период времени или объем ВВП, который обслуживает одна денежная единица за год, квартал или месяц.
Исходя из этого, мы определили значение расчетной единицы uniclear как средневзвешенный по государствам — участникам клирингового соглашения объем ВВП, произведенный с помощью одной единицы общей денежной массы за единицу времени, причем в качестве весов может использоваться как доля ВВП страны в сумме ВВП участвующих в клиринге государств, так и доля во взаимном товарообороте, либо другой показатель. Соответственно, курс каждой национальной валюты к этой расчетной единице (EXRuniclear) определяется как средневзвешенный за определенный период времени номинальный курс (EXR) к валюте, в которой представлена сопоставимая международная статистика (в данном случае — доллар США), поделенный на поправочный коэффициент альфа (EXRuniclear = EXR/a), который представляет собой частное от скорости обращения денег в данной стране (Vs) и средней скорости обращения по задействованным для расчетов государствам — то есть значения клиринговой валюты uniclear (a = Vs /uniclear). Фактически выведенный нами поправочный коэффициент альфа приближает значение номинального курса валюты страны к ее курсу по ППС, способствуя достижению искомой эквивалентности обмена между странами.
Для наших расчетов мы использовали годовые данные по объему денежной массы в широком определении из базы данных по международной финансовой статистике МВФ [40] и данные по объему ВВП стран мира, предоставляемые Всемирным банком [47]. Таким образом полученные обменные курсы национальных валют к uniclear являются фиксированными на год, а в случае необходимости они также могут рассчитывать раз в квартал или месяц, в зависимости от периодичности публикации статистических данных и пожеланий стран — партнеров по клирингу. Предлагаемая нами методика позволяет оперативно вычислять через значение uniclear кросс-курсы между валютами стран, статистика по которым используется в расчетах, причем если значение uniclear зависит от количества и состава государств — участников клирингового соглашения, то кросс-курсы валют друг к другу являются фиксированными вне зависимости числа стран, так как зависят только от соотношения скорости обращения денег в экономике и средневзвешенного номинального курса к валюте, используемой в международной статистике для сопоставлений (в данной статье — доллар США).
В таблицах 2 и 3 представлены результаты наших вычислений кросс-курсов относительно доллара США валют 148 стран, по которым имелась статистика по широкой денежной массе за период 2010–2020 гг., в сравнении с их курсами к доллару США по ППС, которые мы рассчитали также на основе показателей Всемирного банка [47]. Расчеты для такого большого количества государств, включая западные страны, которые, безусловно, заинтересованы в использовании своих твердых валют и соблюдении введенных против России санкций, проводились с целью проверки работоспособности, имеющегося потенциала и возможностей использования предложенной методики, а также для выявления общих тенденций в скорости обращения денег по странам, проанализированных нами в работе [9].
Как видно из таблицы 2 наша методика позволяет весьма близко к ППС определить курс российского рубля к доллару США в период 2010–2014 гг., в то время как далее на кросс-курс рубля к доллару через uniclear повлияла сильная девальвация российской валюты в конце 2014 г. — начале 2015 г. В наибольшей степени кросс-курсы, рассчитанные через uniclear, соответствуют курсам местных валют к долл. США по ППС в период 2010–2021 гг. для Белоруссии (коэффициент корреляции 0,93), Казахстана, а также для Киргизии в период 2010–2014 гг. (коэффициенты корреляции для двух стран на уровне 0,83) Из бывших и нынешних стран — членов СНГ достаточно точное соответствие уровню по ППС получается для азербайджанского маната (значение коэффициента корреляции равно 0,87), таджикского сомони (0,97) и Узбекистана (0,95). В отношении стран БРИКС вычисления на основе нашей методики с высокой степенью вероятности предсказывают обменный курс по ППС национальной валюты Бразилии (коэффициент корреляции на уровне 0,96) и ЮАР (0,95), в то время как для Китая и Индии простое суммирование компонентов денежного агрегата не очень подходит. В таких случаях в рамках предлагаемой нами методики вместо размера ВВП и широкой денежной массы для вычислений можно использовать другие показатели, такие как, например, стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени или денежный агрегат, сконструированный по другим методикам МВФ [39].

Таблица 2
Сравнение рассчитанных через uniclear кросс-курсов национальных валют стран — членов ЕАЭС, СНГ, Грузии, Украины и БРИКС к доллару США и курсы валют этих стран к доллару США по паритету покупательной способности, 2010–2020 гг., единиц местной валюты за доллар
 20102011201220132014201520162017201820192020
Валюты стран — членов Евразийского экономического союза
Российский рубль, рублей за доллар
Через uniclear18,3415,8916,5318,3223,2542,4244,4138,4941,6341,2345,63
По ППС15,8218,4419,5719,5121,0023,5624,1924,1224,5424,8424,49
Армянский драм, драмов за доллар
Через uniclear116127144156161198230248250244239
По ППС160164158160165173161156157155157
Белорусский рубль, рублей за доллар
Через uniclear0,100,210,280,290,340,650,790,810,810,810,76
По ППС0,120,200,320,370,450,530,560,610,670,710,77
Казахстанский тенге, тенге за доллар
Через uniclear67,357,857,355,164,5104,6160,7129,3130,4126,5131,0
По ППС69,582,183,886,292,8100,3110,8121,3129,3136,7140,8
Киргизский сом, сомов за доллар
Через uniclear16,9514,6416,9018,5318,6124,1326,8227,8327,7327,9833,16
По ППС13,1115,7315,3015,3616,0417,1516,7416,9617,1317,5018,28
Валюты стран — членов СНГ (вне ЕАЭС), Грузии и Украины
Азербайджанский манат, манатов за доллар
Через uniclear0,230,240,270,290,320,450,610,620,570,650,62
По ППС0,320,380,370,360,350,380,430,510,550,540,50
Грузинский лари, лари за доллар
Через uniclear0,590,540,540,640,711,001,181,261,351,521,72
По ППС0,760,810,740,720,720,750,750,800,820,850,90
Молдавский лей, леев за доллар
Через uniclear6,255,576,467,437,749,309,748,838,168,108,12
По ППС4,715,005,014,995,295,565,415,575,615,816,06
Таджикский сомони, сомони за доллар
Через uniclear0,931,041,051,131,111,472,362,652,742,882,88
По ППС1,411,561,671,651,651,912,032,232,232,272,30
Узбекский сум, узбекских сумов за доллар
Через uniclear319,4339,7388,9435,8451,3530,8649,71264171216421615
По ППС505,3602,0706,9804,3935,2105911801433177720582276
Украинская гривна, гривен за доллар
Через uniclear4,974,624,805,368,0012,2913,1611,9510,9710,0810,70
По ППС2,853,193,303,013,434,575,015,926,677,097,69
Валюты стран — членов БРИКС (кроме России)
Бразильский реал, реалов за доллар
Через uniclear1,531,471,751,912,153,303,653,293,854,075,17
По ППС1,391,471,611,701,811,992,132,182,232,282,36
Индийская рупия, рупий за доллар
Через uniclear41,5543,1147,4353,1753,1557,5055,7152,9758,2658,1258,84
По ППС14,6015,5516,1617,3418,3919,2419,9020,6520,9221,2822,00
Китайский юань, юаней за доллар
Через uniclear14,0012,8712,9413,0013,0914,1715,3715,0914,5014,7413,12
По ППС3,333,523,563,663,763,873,994,184,234,214,18
Южноафриканский рэнд, рэндов за доллар
Через uniclear5,865,626,197,057,899,6610,879,769,8510,4611,04
По ППС4,624,785,115,305,575,836,166,436,526,706,97
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [40, 47].

Таблица 3
Сравнение рассчитанных через uniclear кросс-курсов национальных валют стран мира к доллару США и курсы валют этих стран к доллару США по паритету покупательной способности, 2010–2020 гг., единиц местной валюты за доллар
Страна, валютаКросс-курс местной валюты к доллару США через uniclear, средние значения за периодКурс местной валюты к доллару США по ППС, средние значения за период
2010–20132014–20172018–20202010–20132014–20172018–2020
Турция, Ближний Восток и Северная Африка
Алжир, алжирский динар60,1789,51106,8430,2436,2739,07
Египет, египетский фунт5,109,0914,351,712,574,25
Израиль, новый шекель3,263,513,343,933,853,85
Иордания, иорданский динар1,010,880,790,300,310,30
Катар, катарский риал2,373,543,582,112,422,34
Кувейт, кувейтский динар0,220,320,320,170,180,18
Ливия, ливийский динар1,142,962,880,610,540,62
Марокко, марокканский дирхам11,0312,3912,183,754,013,96
ОАЭ, дирхам ОАЭ2,843,583,612,112,202,18
Судан, суданский фунт1,273,1032,901,523,4013,30
Тунис, тунисский динар1,121,542,070,620,750,88
Турция, турецкая лира1,011,723,580,991,221,92
Южная Азия
Афганистан, афгани19,7525,5828,4816,4817,1818,07
Бангладеш, така51,4956,6056,0123,5827,8331,50
Бутан, нгултрум37,2147,0859,9816,7818,8319,33
Мальдивы, руфия7,747,947,977,858,198,04
Непал, непальская рупия63,6299,06117,4724,6030,3332,70
Пакистан, пакистанская рупия51,9263,3682,3625,3531,9636,20
Юго-Восточная Азия
Бруней, брунейский доллар0,911,241,210,660,660,64
Вьетнам, донг2528134788395416818,67399,57469,7
Индонезия, индонезийская рупия4049,455768,805996,403546,334399,474728,84
Камбоджа, риель2172,903472,664685,011350,601403,111441,98
Малайзия, ринггит4,835,665,451,451,581,60
Мьянма, мьянманский кьят315,20662,56916,03263,44331,69393,70
Сингапур, сингапурский доллар1,861,891,840,850,880,87
Филиппины, филиппинское песо29,5937,9142,4318,0919,0519,53
Восточная Азия
Гонконг (САР КНР), гонк. доллар29,4832,5033,225,345,876,08
Макао (САР КНР), патака9,7011,9717,004,475,075,21
Монголия, монгольский тугрик753,261171,771625,86553,75730,37886,58
Республика Корея, южнокорейская вона1625,291700,761806,02854,89865,20848,04
Япония, японская иена222,39297,43290,79106,19104,29103,23
Европейский союз (ЕС-27) и Великобрита-ния
Болгария, болгарский лев1,241,551,550,690,670,70
Великобритания, фунт стерлин-гов1,101,071,180,700,690,69
Венгрия, венгерский форинт148,07172,10185,27125,32132,51144,35
Дания, датская крона4,084,534,267,497,156,73
Еврозона (19 государств), ев-ро0,841,001,020,780,740,71
Польша, польский злотый2,012,672,781,791,751,78
Румыния, румынский лей1,421,741,791,561,631,70
Хорватия, хорватская куна4,635,075,113,723,443,29
Чехия, чешская крона15,6020,6119,9813,2812,6612,61
Швеция, шведская крона4,946,207,328,788,818,87
Европа кроме ЕАЭС, СНГ, ЕС-27 и Великобритании
Албания, лек98,91111,9091,3543,9642,5642,38
Босния и Герцеговина, конвертируемая марка0,951,251,340,710,680,67
Исландия, исландская крона115,3394,5183,94135,51139,71145,22
Норвегия, норвежская крона3,895,436,209,089,759,89
Сев. Македония, макед. денар27,7732,1133,2119,0319,0918,96
Сербия, сербский динар38,9554,5657,7137,1240,4541,42
Черногория, евро0,420,550,500,370,360,34
Северная Америка
США, доллар США1,001,001,001,001,001,00
Африка южнее Сахары
Ангола, кванза36,3256,27135,3261,5976,73141,31
Бенин, франк КФА145,48188,15169,40225,71219,19211,21
Ботсвана, пула3,794,935,363,904,514,63
Буркина-Фасо, франк КФА149,32227,44257,63226,64220,17209,64
Бурунди, бурундийский франк418,09486,65841,49490,66589,64639,06
Гамбия, даласи12,2017,8523,0410,6913,9716,71
Гана, седи0,541,051,450,741,412,03
Гвинея-Бисау, франк КФА168,50295,59265,80224,65223,45220,35
Гвинея, гвинейский франк1796,442160,132215,042634,223150,083682,75
Джибути, франк Джибути163,53131,78124,88100,15104,39105,03
Замбия, замбийская квача1,122,163,712,543,634,76
Зимбабве, зимбабв. доллар0,230,334,260,540,508,68
Кабо-Верде, эскудо Кабо-Верде78,28106,68107,4450,5350,0347,35
Кения, кенийский шиллинг35,4244,8941,9635,9739,2242,21
Код-д'Ивуар, франк КФА140,09169,30192,62238,67250,83246,59
Коморы, коморский франк90,22124,06128,04215,32199,35192,11
Лесото, лоти3,434,966,134,164,975,92
Маврикий, маврикийская ру-пия33,5941,0049,3716,1416,8016,59
Мадагаскар, ариари528,37759,51960,62714,51916,121116,67
Мали, франк КФА141,19170,30185,20214,36215,78212,26
Мозамбик, метикал13,1926,7033,8517,5119,8823,58
Намибия, намибийский доллар5,628,039,695,006,267,21
Нигер, франк КФА86,57120,61102,06230,92252,35255,31
Нигерия, найра42,0763,0885,6182,28102,74134,84
Руанда, руандийский франк119,07168,11214,97285,57308,32324,38
Сейшелы, сейшельская рупия8,1910,4915,687,307,957,72
Сенегал, франк КФА163,07224,94250,76242,81244,41240,00
Сьерра-Леоне, леоне975,981550,532306,461639,681977,732681,24
Танзания, танзанийский шиллинг411,90491,78479,81599,74824,15891,47
Того, франк КФА246,45285,20260,37234,52240,77236,92
Уганда, угандийский шил-линг470,15659,85794,82925,131170,441312,81
Эсватини, лилангени2,313,964,524,295,576,29
Центральная Америка, Карибский бассейн и Южная Америка
Антигуа и Барбуда, восточно-карибский доллар3,042,782,501,772,032,07
Белиз, белизский доллар1,771,811,811,201,341,32
Боливия, боливиано5,857,056,682,932,892,69
Гаити, гурд12,5017,5824,9119,4124,6535,14
Гайана, гайанский доллар107,81114,08112,75101,88104,0991,53
Гватемала, кетсаль4,234,184,443,623,823,95
Гондурас, лемпира11,5614,0116,5910,0710,4110,59
Гренада, вост.-карибский доллар2,932,582,441,791,721,65
Доминик. Республика, дом. песо14,7717,3219,7019,4921,2422,34
Доминика, вост.-кариб. доллар2,773,132,961,871,801,76
Колумбия, колумбийское песо876,391454,181747,801174,891280,811328,62
Коста-Рика, колон291,26302,78290,46348,11352,90329,97
Мексика, мексиканское пе-со4,586,888,247,778,439,54
Никарагуа, кордоба9,0012,2912,498,9610,5311,27
Парагвай, парагвайский гуара-ни1663,642416,543105,162197,672469,602556,13
Сальвадор, доллар США0,600,570,630,510,480,46
Сан-Томе и Принсипи, добра7,918,707,517,979,4010,48
Сент-Винсент и Гренадины, вост.-карибский доллар2,152,342,151,651,581,55
Сент-Китс и Невис, восточно-карибский доллар3,944,223,011,982,041,97
Сент-Люсия, вост.-кариб. доллар2,282,151,891,861,971,93
Суринам, суринамский доллар1,763,817,051,832,163,10
Тринидад и Тобаго, доллар Тринидада и Тобаго3,874,845,053,964,224,21
Уругвай, уругвайское песо9,9014,6919,0816,1721,5826,27
Чили, чилийское песо424,25583,00620,20351,19388,33407,33
Эквадор, доллар США0,420,470,440,530,550,52
Ямайка, ямайский доллар45,3365,5783,6455,3865,3970,47
Австралия и Океания
Австралия, австр. доллар1,191,591,781,501,461,47
Вануату, вату87,4696,59105,1599,47103,70109,34
Новая Зеландия, новозел. доллар1,301,511,621,481,451,44
Самоа, самоанская тала1,151,311,551,681,671,63
Соломоновы Острова, доллар Со-ломоновых Островов2,913,533,466,436,926,97
Тонга, паанга0,891,211,321,461,471,62
Фиджи, фиджийский доллар1,451,641,700,920,930,92
Источник: рассчитано и составлено автором по данным: [40, 47]

Из стран макрорегиона «Турция, Ближний Восток и Северная Африка» наиболее близкие к курсам по ППС результаты получились по турецкой лире и суданскому фунту (коэффициент корреляции на уровне 0,99), тунисскому и (0,96) и алжирскому динарам (соответственно 0,96 и 0,86). В регионе Южной Азии сильная корреляция полученных нами обменных курсов к доллару США через uniclear со значениями по ППС была найдена для Пакистана (0,91) и Бутана (0,79); в регионе Юго-Восточной Азии — для Индонезии и Мьянмы (по 0,97); в регионе Восточной Азии — для Монголии (0,93); в регионе, включающем 27 стран — членов Евросоюза и Великобританию — для Венгрии (0,87); в регионе «Европа кроме ЕАЭС, СНГ, ЕС-27 и Великобритании» — для Норвегии (0,95) и Сербии (0,85); в Африке южнее Сахары — для Зимбабве (0,99), Гамбии и Ганы (по 0,98), Уганды (0,97), Мадагаскара, Руанды и Эсватини (по 0,96), Анголы, Намибии и Сьерра-Леоне (по 0,94), Замбии и Лесото (по 0,93), Мозамбика (0,89), Ботсваны (0,78) и Бурунди (0,77); в Центральной Америке, Карибском бассейне и Южной Америке — для Суринама (0,98), Ямайки (0,96), Уругвая (0,95), Чили (0,94), Колумбии (0,93), Мексики (0,92), Гаити и Парагвая (по 0,91), Доминиканской Республики (0,90) и Никарагуа (0,89); в Австралии и Океании — для Вануату (0,78).
В свою очередь, близкие значения к кросс-курсам двух валют развивающихся стран через их номинальные рыночные курсы к доллару США будут получаться по нашей методике для валют тех стран, в которых скорость обращения денег в экономике находится примерно на одном уровне. Для Российской Федерации со средней обращаемостью денег в 2010–2020 гг. в 1,79 оборота к таким странам, например, относятся Тринидад и Тобаго (1,62), Намибия (1,68 оборота), Суринам (1,71), Гондурас (1,77 оборота), Пакистан (1,83 оборота), Турция (1,85 оборота), Сальвадор (1,86 оборота), Монголия (1,95 оборота), Гватемала (2,00 оборота), Коста-Рика (2,03 оборота) и другие страны. При этом необходимо иметь ввиду, что при сопоставлении полученных нами фиксированных кросс-курсов через uniclear для валютного клиринга с рыночными кросс-курсами валют развивающихся стран следует учитывать, что в реальности участники внешнеэкономической деятельности могут нести дополнительные издержки при двойной конвертации валют (наличие спреда) и оплате различных банковских комиссий, в связи с чем кросс-курс валют через их рыночный курс к доллару США является исключительно ориентировочным показателем.
* * *
Таким образом, можно резюмировать, что пока курсы национальных валют развивающихся стран не станут относительно устойчивыми и не будет развита необходимая инфраструктура для хеджирования валютных рисков, пока не снизится инфляция до уровней, сопоставимых с развитыми странами, и пока ценообразование на многие ключевые товары на мировом рынке производится в твердых валютах, предпринимаемые усилия по расширению расчетов в национальных валютах (за исключением стран ЕАЭС, СНГ и китайского юаня) будут иметь достаточно ограниченное влияние, так как участники внешнеэкономической деятельности будут вынуждены в таком случае нести дополнительные издержки, что поставит их в неравное положение с конкурентами. В связи с этим вариант с устойчивым курсом на период до года и использованием валютного клиринга с предлагаемой нами новой расчетной единицей uniclear может стать одним из полезных инструментов для развития внешней торговли Российской Федерации в переходный период к новой системе международных платежей, тем более что в целом механизм работы двустороннего и многостороннего клиринга странам-партнерам хорошо знаком.


Список использованных источников:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения — 20.12.2022).
2. Буторина О.В. Экономическая история евро. — М.: Издательство «Весь Мир»: ИЕ РАН, 2020. — 576 с.
3. Дробышевский С.М., Полевой Д.И. Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ. — М.: ИЭПП, 2004. — 110 с.
4. Зверев А.Г. Записки министра. — М.: Политиздат, 1973. — 270 с.
5. Липец Ю.Г. Внешний фактор региональной трансформации — ценовая среда регио­на, страны, группы однотипных по ценовой системе стран // VI Сократические чтения «По­стиндустриальная трансформация социального пространства России»: cб. докладов / под ред. В.А. Шупера. — М., 2006. — С. 115–120.
6. Майзенберг Л.И. Ценообразование в народном хозяйстве СССР. — М.: Госполитиздат, 1953. — 263 с.
7. Пилипенко И.В. Динамика экономического развития и эволюция основных направлений внешней торговли постсоветских республик // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2018. — № 12. — Т. 9 (84). — C. 12–38.
8. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск: Ойкумена, 2005. — 496 с.
9. Пилипенко И.В. Методика определения через уравнение обмена новой расчетной единицы uniclear для международной торговли Российской Федерации по валютному клирингу (часть II) // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — №  12. — Т. 1. — С. 81–99.
10. Пилипенко И.В. Модель банка развития для содействия активизации инвестиционной деятельности в российской экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — № 2. — Т.3 (98). — C. 4–27.
11. Пилипенко И.В. Направления проектной деятельности Европейского банка реконструкции и развития в Российской Федерации в 1990-2010-х гг. (часть 2) // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — № 6. — Т.1. — C. 146–177.
12. Пилипенко И.В. Особенности применения валютного клиринга в международной торговле в 1930–1980-х гг. // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2022. — № 10. — Т. 1. — C. 46–61.
13. Пилипенко И.В. Переходный процесс и институты: к вопросу об уровне жизни в странах Центрально-Восточной Европы — членах Европейского союза // Балтийский регион. — 2021. — № 1. — Т. 13. — C. 153–179.
14. Солнцев О.Г., Белоусов Д.Р., Сальников В.А. Риски политики «сильного рубля» // Проблемы прогнозирования. — 2004. — №  4. — С. 29–34.
15. Тулин Д.В. В поисках сеньоража, или легких путей к процветанию (обзор полемики вокруг Банка России) // Деньги и кредит. — 2014. — № 12. — С. 6–16.
16. Юдаева К.В. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации // Вопросы экономики. — 2014. — № 9. — С. 4–12.
17. Andrade Ph., Breckenfelder J., De Fiore F., Karadi P., Tristani O. The ECB’s Asset Purchase Programme: an Early Assessment / European Central Bank, Working Paper Series, No. 1956, September 2016. — URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp1956.en.pdf (дата обращения 03.10.2022).
18. Annual Net Earnings / Eurostat, 2022. — URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp1956.en.pdf (дата обращения 18.11.2022).
19. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions 2021 / International Monetary Fund. Washington, D.C.: IMF, 2022. 4100 p. — URL: https://www.elibrary-areaer.imf.org/Documents/YearlyReport/AREAER_2021.pdf (дата обращения 03.12.2022).
20. Balassa B. The Purchasing-Power Parity Doctrine: A Reappraisal // Journal of Political Economy, 1964, Vol. 72, No. 6, pp. 584–596.
21. Bhagwati J.N. In Defence of Globalization. New York: Oxford university Press, 2004. 308 p.
22. Bhagwati J.N. Why are Services Cheaper in the Poor Countries? // The Economic Journal, 1984, Vol. 94, No. 374, pp. 279–286.
23. Cassel G. Abnormal Deviations in International Exchanges // The Economic Journal, 1918, Vol. 28, No. 112 (Dec., 1918), pp. 413–415.
24. Cassel G. The Present Situation of the Foreign Exchanges // The Economic Journal, 1916, Vol. 26, No. 101 (Mar., 1916), pp. 62–65.
25. Сookson R. BOE Governor Proves Inflation Targeting Is a Bad Idea / Bloomberg, 20 May 2022. https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-05-20/bank-of-england-governor-andrew-bailey-proves-inflation-targeting-is-bad (дата обращения — 27.05.2022).
26. Cookson R. Inflation Targeting is a Very Stupid Policy / Bloomberg, 2 October 2020. — URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2020-10-02/fed-and-ecb-inflation-targeting-is-a-very-stupid-policy (дата обращения 10.05.2022).
27. Dicken P. Global Shift: Mapping the Changing Contours of the World Economy. 6th Edition. London: SAGE, 2011. 606 p.
28. Fisher I. The Purchasing Power of Money: Its Determination and Relation to Credit, Interest and Crises (New and revised edition). New York: The Macmillan Company, 1920. 515 p.
29. Frenkel J.A. A Monetary Approach to the Exchange Rate: Doctrinal Aspects and Empirical Evidence // The Scandinavian Journal of Economics, 1976, Vol. 78, No. 2, Proceedings of a Conference on Flexible Exchange Rates and Stabilization Policy (Jun., 1976), pp. 200–224.
30. Friedman M. A Theoretical Framework for Monetary Analysis // Journal of Political Economy, 1970, Vol. 78, No. 2, pp. 193–238.
31. Friedman M. The Quantity Theory of Money: A Restatement // Studies in the Quantity Theory of Money / Edited by M. Friedman. Chicago: University of Chicago Press, 1951, pp. 3–21.
32. Gilbert M., Kravis I.B. An International Comparison of National Products and the Purchasing Power of Currencies: A Study of the United States, the United Kingdom, France, Germany, and Italy. Paris: OEEC, 1954.
33. Haberler G. A Survey of International Trade Theory. Special Papers in International Economics, No.1, International Finance Section, Princeton University, July 1961. 79 p.
34. Knox P., Agnew J., McKarthy L. The Geography of the World Economy: 4th edition. London: Arnold, 2003.
35. Kravis I.B. Comparative Studies of National Incomes and Prices // Journal of Economic Literature, 1984, Vol. 22, No. 1 (Mar., 1984), pp. 1–39.
36. Kravis I.B., Heston A.W., Summers R. Real GDP Per Capita for More Than One Hundred Countries //The Economic Journal, 1978, Vol. 88, No. 350 (Jun., 1978), pp. 215–242.
37. Kravis I.B., Lipsey R.E. Toward an Explanation of National Price Levels / International Finance Section, Department of Economics, Princeton University. Princeton Studies In International Finance No. 52, November 1983. 44 p.
38. Massey D. Spatial Divisions of Labour: Social Structures and the Geography of Production. London: Macmillan, 1984. 339 p.
39. Monetary and Financial Statistics Manual and Compilation Guide. Washington, DC: International Monetary Fund, 2016. 428 p. — URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Data/Guides/mfsmcg-final.ashx (дата обращения 15.05.2022).
40. Monetary Sector, Monetary Aggregates / International and Financial Statistics (IFS). International Monetary Fund, 2022. — URL: https://data.imf.org/regular.aspx?key=63243613 (дата обращения 15.07.2022).
41. Mundell R.A. A Theory of Optimum Currency Areas // The American Economic Review, 1961, Vol. 51, No. 4 (Sep., 1961), pp. 657–665.
42. Mussa M.L. The Theory of Exchange Rate Determination // Exchange Rate Theory and Practice / Edited by J.F.O. Bilson, R.C. Marston. Chicago: University of Chicago Press, 1984, pp. 13–78.
43. Reinert E. How Rich Countries Got Rich ...and Why Poor Countries Stay Poor. New York: Public Affairs, 2008. 365 p.
44. Robertson D.H. The Terms of Trade // International Social Science Bulletin, Problems of Long Term International Balance, Spring 1951, Vol. III, No. 1, pp. 28–33.
45. Samuelson P.A. Theoretical Notes on Trade Problems //The Review of Economics and Statistics, 1964, Vol. 46, No. 2, pp. 145–154.
46. Viner J. Studies in the Theory of International Trade. New York: Harper and Bros., 1937. 670 p.
47. World Development Indicators DataBank / The World Bank, 2022. — URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения 15.12.2022).
48. Xe Currency Converter / XE.com, 2022 — URL: https://www.xe.com/currencyconverter/ (дата обращения — 17.11.2022).

Сноски 
1 ЕС-27 включает страны — члены Европейского союза: Австрию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Хорватию, Чехию, Швецию и Эстонию.
2 ЕАЭС — Евразийский экономический союз в составе Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Российской Федерации.
3 Примечательно, что импортируемая дефляция через снижение цен на поставляемые развивающимися странами полуфабрикаты и готовую продукцию (прежде всего, из Китая) трактовалась монетарными властями западных стран преимущественно как угроза экономическому росту, в связи с чем процентные ставки были снижены в 2010-е гг. до минимума или установлены на отрицательном уровне. В результате центробанки способствовали формированию кредитных пузырей и были ограничены в использовании своего основного инструмента денежно-кредитной политики при наступлении пандемии Covid-19 [25, 26].
4 Несмотря на режим плавающего валютного курса, стоимость валют большинства стран — членов Евросоюза, не входящих в еврозону и не привязавших напрямую свою валюту к евро, отличалась значительной стабильностью на протяжении большей части времени в течение последних 10 лет. Так, курс польского злотого с 2013 г. до 2020 г. (начало пандемии Covid-19) находился преимущественно в пределах 4,15–4,40 злотых за евро; курс форинта имел тенденцию к постепенному ослаблению с 300 форинтов за евро до 330 форинтов за евро; румынский лей потерял в стоимости примерно 11% (курс против евро снизился с 44 леев до 49 леев); курс чешской кроны держался с небольшими отклонениями на уровне 25,7 крон за евро. Единственной валютой, которая обесценилась до 2020 г. более чем на 20% стала шведская крона, курс которой к евро упал с 8,40 до 10,60 крон [48].
5 Маастрихтские критерии включают такие показатели как: (1) уровень инфляции не выше среднего индекса потребительских цен за последние 12 месяцев в трех странах Евросоюза с наименьшей инфляцией плюс 1,5%; (2) дефицит государственного бюджета в предыдущем фискальному году не выше 3% от ВВП страны, рассчитанного по номинальным курсам; (3) государственный долг не должен превышать 60% ВВП, рассчитанного по номинальным курсам; (4) участие в течение двух лет в Механизме обменных курсов — 2 (European Exchange Rate Mechanism — ERM II) и отсутствие девальваций в течение двух лет подряд; (5) ставка по государственным облигациям на срок 10 лет не должна более чем на 2% превышать ставки по аналогичным инструментам в трех странах с наименьшим уровнем инфляции (берется среднее арифметическое трех значений).
6 При сравнении с постсоветскими республиками также необходимо иметь ввиду, что ранее страны — члены ЕС не входили в состав одного государства, как это было в случае с территориями бывшей Российской империи. Кроме того, следует учитывать наличие в Евросоюзе 24 официальных языков, тогда как в СССР при еще большем языковом многообразии, тем не менее, русский язык в целом доминировал как язык межнационального общения и превалировал в официальном документообороте.
7 Соответственно, продолжение политики девальвации российского рубля для поддержки сырьевых экспортеров и увеличения поступлений в бюджет из-за снижения цен на нефть и необходимости экспортировать энергоносители со значительной скидкой может не являться единственно верным в данной ситуации, так как ставит под удар доверие со стороны иностранных торговых партнеров к российскому рублю как валюте международных расчетов.
8 Если валютный курс является фиксированным (более 70 стран мира придерживаются такого режима валютного курса в разных вариациях [19]) и имеет привязку к одной из резервных валют, то по отношению к российскому рублю курс такой валюты также будет плавающим.
9 Взаимосвязь между уравнением обмена и номинальным обменным курсом национальной валюты следующая: увеличение денежной массы быстрее необходимого ведет к повышению инфляции в экономике страны, что приводит к снижению покупательной способности местной валюты и ослаблению ее номинального курса по отношению к твердым валютам для того, чтобы реальный эффективный (действительный) курс возвратился на прежний уровень.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия