Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Панфилова О. В.
доцент кафедры финансов
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Анисов А. А.
аспирант кафедры финансов
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Особенности финансирования инновационной деятельности корпораций на различных этапах
Одним из важнейших факторов инновационного развития является возможность финансирования проектов. Вопросы, связанные с влиянием факторов неопределенности на инновационные проекты как никогда актуальны. Авторами сформулирован подход на основе разделения инновационной деятельности корпораций на этапы. Предложены концептуальные подходы к финансированию инновационных проектов.
Ключевые слова: инновационная деятельность, финансирование инновационной деятельности, корпорации
УДК 336.64; ББК 65.054   Стр: 112 - 114

Согласно многочисленным исследованиям, инновационную деятельность финансировать значительно труднее, чем другие виды инвестиций. Некоторые корпорации могут использовать внутренние источники для финансирования инновационной деятельности (сбережения/капитал собственников, нераспределённая прибыль и др.). Однако, очень часто таких источников оказывается недостаточно для нормальной реализации инновационного развития. Тогда как многие предприятия не имеют другого выбора, кроме как привлечь финансирование из внешних источников, отличающихся разным уровнем доступности для компаний.
Внешние источники финансирования можно классифицировать по-разному: в зависимости от характера субъектов, которые его предоставляют; характеристик используемых при этом инструментов; стадии развития бизнеса и др. Подробнее останавливаясь на дифференциации этапов развития бизнеса, и, в частности, этапов инновационного процесса, по мнению авторов, необходимо акцентировать внимание на том, что эти этапы не являются дискретными (т.е. не являются самостоятельными независимыми частями). Они скорее образуют непрерывный, сложный и последовательный процесс. Однако, в целях акцентирования внимания на различиях этих этапов, их принято разделять на три концептуальных блока (шага):
1. Создание знаний и генерация идей;
2. Разработка прототипа и демонстрация на рынке;
3. Коммерциализация и масштабирование (тиражирование).
При этом, процесс инициации и развития инновационных процессов не следует рассматривать линейно, т. е. как начинающиеся в научно-исследовательском центре или лаборатории и движущиеся в сторону коммерциализации. Идеи для создания новых инновационных продуктов могут возникать не только в результате научно-технологических разработок, но также в результате анализа поведения или получения обратной связи от непосредственных покупателей, поставщиков и др. Вместе с тем, малоуспешные прототипы могут привести к появлению новых идей на основе рефлексии в отношении неудачного опыта. Многие инновации включают реинжиниринг существующих процессов и бизнес-моделей в организациях с применением опыта, накопленного на этапе масштабирования. В этой связи, стоит рассмотреть особенности финансирования проектов на каждом этапе их реализации.
Этап I: Создание знаний и генерация идей. Объем ресурсов, необходимых для первого этапа инновационного процесса, широко варьируется в зависимости от типа создаваемой инновации. Одни инновации могут потребовать значительных инвестиций в создание фундаментальных научно-практических знаний, другие — сравнительно малые затраты, которые могут себе позволить даже стартапы в условиях сильной ограниченности финансовых ресурсов.
В том случае, когда требуются значительные инвестиции, финансирование может быть особенно затруднительным. Крупные корпорации с устойчиво функционирующим бизнес-процессом обычно обладают внутренними финансовыми источниками (резервами, нераспределённой прибылью и др.), а также существенно более широкими возможностями по привлечению внешнего финансирования, обладая доступом на финансовый рынок, в том числе при помощи использования некоторых других своих активов в качестве обеспечения для заёмного финансирования. Однако корпорации МСП, обычно не имеют ни того, ни другого, а финансирование со стороны частных капиталов, а также «семьи и друзей» ограничено.
Привлечение внешнего финансирования специально для первого этапа инновационного процесса может быть затруднено, поскольку уровень асимметрии информации довольно высок и простых способов уменьшить влияние проблемы «принципал-агент» путем согласования интересов участников нет. Необходимо признать, что знания и идеи нематериальны, и не могут быть признаны качественным (ликвидным) обеспечением на данном этапе. Кроме того, очень высока неопределенность, поскольку невозможно предсказать, какой будет доход от подобных инвестиций. Яркий пример — история становления компании Microsoft, когда её основатель Билл Гейтс бился за привлечение практически каждого доллара в разработку и производство на тот момент непривычных для обывательского сознания персональных компьютеров.
Вместе с тем потребности, возникающих в социуме в процессе развития, требует удовлетворения. В результате государство очень часто является, пожалуй, единственным источником внешнего финансирования, специально подходящим для особо крупных высоко рисковых проектов на данном этапе инновационного процесса.
Влияние государственной поддержки на уровень инновационной активности отличается для корпораций в зависимости от их величины. Так влияние субсидирования и выделения грантов на мотивацию крупных корпораций к разработке инновационных технологий практически не прослеживается. Для крупных корпораций работа с грантами скорее обременительна. Требуется более глубокое администрирование инвестиционных и инновационных процессов в соответствии с требованиями условий гранта. Средние предприятия относительно слабо зависят от мер государственной помощи. В то же время для предприятий малого бизнеса влияние бюджетного софинансирования критически важно. Многие предприятия, начинают заниматься разработкой инновационной продукции практически только благодаря мерам государственного стимулирования. Это объясняется ограниченностью возможностей по привлечению внешних ресурсов для реализации инновационных проектов, а также дефицитом собственных финансовых ресурсов.
Этап II: Разработка прототипа и демонстрация на рынке. Второй этап инновационного процесса представляет собой переход от категории «идеи» непосредственно к «новому продукту, услуге или процессу». При этом он сопряжен с несколькими трудностями. Даже если технологическая неопределенность («что разрабатывать?» и «как это технически реализовать?») уже утратила большую актуальность, существует значительная рыночная неопределенность (т. е. «кто может быть заинтересован в данной инновационной продукции?»). На данном этапе инновационного процесса происходит разработка прототипов и тестирование их потенциала во внутренней и внешней среде корпорации.
Финансовые ресурсы, необходимые для этого этапа, зависят от типа разрабатываемой инновации, а также отрасли. Разработка нового медицинского препарата до точки, в которой его можно будет коммерциализировать, может стоить миллионы долларов, в то время как стоимость пилотного внедрения новой системы внутренней связи на предприятии может потребовать всего лишь некоторого времени у некоторых сотрудников.
Кроме того, большая часть инвестиций на этом этапе осуществляется в форме нематериальных активов, но по мере того, как они становятся более-менее определенными, некоторые из них уже могут быть защищены механизмами регистрации прав интеллектуальной собственностью (ИС). ИС открывает доступ к другим источникам финансирования, поскольку, например, некоторые формы ИС уже могут использоваться в качестве обеспечения для привлечения финансирования, основанного на активах.
Как и на более ранних стадиях, крупные, стабильно работающие корпорации могут использовать внутренние ресурсы и возможности доступа к различным источникам внешнего финансирования для привлечения средств.
Затем это может быть использовано для любых корпоративных бизнес-процессов, включая реализацию инновационных проектов. Обратная ситуация складывается у небольших новых фирм, когда собственные средства их владельцев уже исчерпались при разработке.
В процессе инноваций трансформации экономики появилось несколько форм предоставления финансирования для этого этапа, обычно в форме долевого участия или конвертируемых займов (поскольку стандартный подход представляется инвесторам и кредиторам высокорискованным). Объективное решение в данном случае может быть принято только в результате адекватной оценки потенциала инновационных проектов, что обычно требует весьма специализированных знаний и значительных усилий по комплексной проверке бизнес-планов.
Бизнес-ангелы с их опытом и большими капитальными возможностями являются основным источником финансирования на этом втором этапе. Фонды венчурного капитала на ранней стадии также играют важную роль, особенно когда требуемые инвестиции слишком велики для бизнес-ангелов (например, в биотехнологиях), хотя деятельность венчурного капитала постепенно смещается в сторону более крупных и поздних инвестиций.
Использование «мнения толпы» также может быть полезным механизмом для снижения стоимости комплексной проверки, особенно для инноваций с ограниченной технологической неопределенностью, ориентированных на потребителя, что объясняет появление и растущую роль краудфандинговых платформ, а также до-коммерческие закупки (практики предзаказов).
Этап III: Коммерциализация и масштабирование деятельности. После того, как инновация уже разработана и успешно протестирована пользователями, возникает новая задача — вывод продукта на рынок, чтобы он начал приносить доход и технологию можно было масштабировать. Два фактора влияют на возможность получения финансирования для этого этапа, а также на то, каким будет его источник: характер инвестиций, которые будут сделаны, и степень преобладающей на рынке неопределенности.
На данном этапе технологическая неопределенность в целом разрешена, поскольку продукт уже протестирован ограниченным кругом потребителей, собраны отзывы и предприняты мероприятия по его совершенствованию. Однако, некоторая рыночная неопределенность остается, поскольку до конца ещё не ясно — был ли определен правильный рынок для коммерциализации (сбыта) этой инновации, насколько велика на самом деле потенциальная клиентская база и со сколькими конкурентами компания столкнется.
Проблемы могут возникать и в процессе перехода технологии в новый масштаб деятельности. Например, часто бывает сложно перевести конкретную работающую бизнес-модель, которая эффективно функционировала в небольшом масштабе, в массовое производство, поскольку могут потребоваться значительные, и, что важно, затратные корректировки.
Значение неопределённости на данном этапе часто зависит от конкретных характеристик инноваций. Например, при разработке вакцины от неизлечимого на сегодняшний день заболевания (допустим, ВИЧ) уровень технологической неопределённости очень высок (может ли такой препарат существовать в принципе?). В то же время, в случае, если первичные этапы разработки оказались успешными, и вакцина (с доказанной 90–100% эффективностью) была разработана, что сделало её непревзойденной инновацией в своём роде, дальнейшая коммерциализация будет проходить намного проще ввиду перспективно высокого спроса на данный препарат и его перманентную незаменимость.
Другой пример — разработка некоторой технологии или продукта, который в целом уже существует, но у инноватора появились идеи по поводу улучшения его потребительских характеристик, дизайна и пр. В этом случае можно наблюдать обратную ситуацию: технологическая неопределённость низка, так как в качестве базы можно использовать существующую работающую технологию, однако в части коммерциализации могут возникнуть сложности, поскольку предложение подобного товара на рынке уже есть и привлекать потребителей будет сложнее. Конкретным примером можно считать различные приложения (агрегаторы) такси.
Инновации также различаются по своему типу, и это тоже является значимым фактором, вызывающим сложности при масштабировании бизнеса. В некоторых случаях внедрение требуемых инвестиций могут потребовать лишь изменения поведения руководства компании (например, при использовании нового метода управления), а также времени на освоение новой системы. Фактических денежных затрат в этом случае либо нет, либо они минимальны. В другом случае, когда производство новой продукции сопровождается ростом энергоёмкости производства, могут потребоваться не только затраты на установку нового оборудования (станков и пр.), но также и на создание дополнительных мощностей по генерации электроэнергии (что является весьма значимой проблемой для зарубежных стран, где не существует единой национальной и региональной энергосети). Ещё один пример — продукция в сфере IT (разработки нематериальных активов). Копирование программного продукта фактически может вообще не потребовать никаких затрат (кроме криптографической защиты), в особенности если его распространение происходит посредством сети Интернет без использования физических носителей. Но здесь основной упор будет на продвижении товара на рынке путём расширения маркетинговой кампании по формированию устойчивой узнаваемости бренда.
Как уровень неопределенности, так и тип финансируемых активов в итоге определяют сложность получения финансирования и того, кто его будет предоставлять. Если риски и прибыль очень высоки, венчурный капитал обычно является единственным источником привлечения средств, даже если его не всегда легко получить. Если риск невелик и требуемые инвестиции в основном связаны с приобретением легко перераспределяемых материальных активов, тогда целесообразно обратиться к банковскому кредиту. Кроме того, некоторые фирмы могут находиться в той стадии, когда они уже могут провести первичное размещение акций (IPO) и разместить свои бумаги на фондовом рынке, в то время как в других случаях предоставить достаточное финансирование могут бизнес-ангелы, если требуемые инвестиции относительно небольшие.
Значительную роль в этой связи играет развитие механизма финансирования инноваций, который, в сою очередь, также связан с оценкой потенциала проекта и прибылью кредитора или инвестора от вложений капитала в проект.
В качестве концептуального подхода к финансированию инновационного проекта, повышающего интерес инвесторов и кредиторов, можно рассмотреть, упоминаемый ранее договор конвертируемого займа. Что, по сути, для инновационного развития является возможностью минимизировать риски неопределенности инновационных проектов. По причинам, описанным ранее, потенциальным инвесторам для участия в инновационных проектах, необходимо преодолеть порог доверия. Индикатором доверия для частных капиталов является потенциальная возможность не только получения прибыли от предоставления займов, но и возможность последующей капитализации вложения, как актива.
Механизм конвертируемого займа основан на возможности использования кредитором альтернатив [4]. При существовании возможности расширения финансовых перспектив от реализации проекта кредитор может заменить свои требования по займу на права владения долями или акциями акционерного общества. Таким образом приобретается право получения дивидендов и возможности получения дохода от реализации долей или акций. При отсутствии такой перспективы кредитор получит вложенные средства и процентные доходы пользуясь возможностями денежного потока проекта или обеспечительных мер [5]. Этот подход очень схож с механизмом мезонинного финансирования.
Однако, даже при наличии преимуществ данного подхода, ему присущ ряд ограничений. Часть из них лежит в плоскости гражданско-правового характера и действующего законодательства в части применения обеспечительных мер возвратности кредитов. Стоит отметить, что сторонам необходимо согласовывать порядок конвертации займа в долю в уставном капитале или акции. Для этого методика оценки эффективности инновационного проекта должна быть унифицирована с методикой оценки стоимости компании (долей или акций).
Вместе с тем, концепция перехода займа в доли в уставном капитале или акции минимизирует риски финансирования инновационных проектов. При этом повышает оперативность принятия решений по мере реализации проекта. Недостатком подхода является отсутствие чёткого правового и финансового механизма. Это особенно актуально для вовлечения кредитных учреждений и частных капиталов в финансирование инновационного развития. В то же время, такой инструмент представляет реальную возможность создания бизнес-модели за счет привлечения заемных средств и стабилизации бизнес-процесса как на начальном, так и на завершающем этапе.
Вышеописанный подход к финансированию инновационной деятельности может быть рассмотрен как основа концептуальной модели, позволяющий стимулировать взаимодействие частных инвесторов, банковского сектора и корпораций, осуществляющих инновационную деятельность.
Официальная статистика показывает [9], что значительная часть затрат на инновации связана с исследовательскими разработками (44,3%), а реновация материально-технической базы составляет (33,4%). Вместе с тем, Россия пока не занимает ведущие позиции в различного рода рейтингах инновационного развития. Таким образом, поиск механизмов и источников финансирования инноваций для российской экономики особенно актуален. Вместе с тем, размер (44,3%) расходов на исследовательские разработки может являться предпосылкой потенциала расширения инновационной активности, что потребует актуализации подходов к финансированию инновационных проектов.
Вместе с тем, необходимо помнить о существовании большего количества ограничений для инновационного проекта, чем для реализуемого на базе уже имеющихся технологий. Для ординарного инвестиционного проекта, как правило, индикаторами ограничений являются такие позиции как время, длительность инвестиционной фазы, размер финансирования, качество выполняемых в рамках проекта работ. Вместе с тем, для инновационного проекта все из вышеозначенных ограничений имеют более широкий спектр девиаций. Причиной этого является большая неопределенность, связанная с технологическими решениями, а также этапами инновационного процесса, описанными ранее. Дополнительно можно отметить особенности формирования финансовых результатов инновационных проектов. Инновационный продукт, зачастую требует от потребителей приобретения дополнительных навыков для их использования. Что может послужить основанием для дополнительных затрат на их формирования, как со стороны потребителей, так и корпораций производителей инновационных продуктов. Достижение положительного результата сторонами процесса инновационного развития должно происходить в тесной взаимосвязи с эффективностью технологических и инженерных подходов, решением изобретательских задачах, в том числе математического инструментария, позволяющего оценить различные стороны реализации инноваций.
Таким образом, сформулированный в настоящей статье подход, может явиться составным элементом основы концептуальной модели стимулирования инновационного развития и способствовать преодолению факторов, сдерживающих инновационное развитие корпораций.


Список использованных источников:
1. Бухвалов А.В. Реальные опционы в менеджменте: введение в проблему // Российский журнал менеджмента [Электронный ресурс]. — 2014. — № 2(1). — С.3–32. — Режим доступа: https://www.rjm.ru/article/view/758 (дата обращения: 27.12.2022).
2. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. — СПб.: Питер, 2021. — С. 206.
3. Кудряшова А.В. Совершенствование методов оценки эффективности инновационных проектов // Вестник ГУУ. — 2018. — № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-otsenki-effektivnosti-innovatsionnyh-proektov (дата обращения: 16.01.2023).
4. Янковский Р.М. Конвертируемый заём: договорная модель и проблемы регулирования. — М.: Закон. — 2017. — №  11. — С. 184–192.
5. Минина Н. Конвертируемый заём в российском праве. Акционерное общество. — 2021. — № 8. — С. 220–227.
6. Панфилова О.В. Финансовый результат инновационного процесса корпораций: Монография. — Санкт-Петербург: Изд-во СПБГЭУ, 2021. — 167 с.
7. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: монография. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 291 с.
8. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» «Индикаторы инновационной деятельности: 2022». [Электронный ресурс]: https://issek.hse.ru/news/589979747.html
9. Елохова И.В. Влияние инновационных индикаторов на стоимость бизнеса / И.В. Елохова, Л.А. Назарова // Креативная экономика. — 2010. –Т.4. — № 8(44). — С. 37–41.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия