Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Стрекалова Н. Д.
профессор кафедры государственного, муниципального и социального управления
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук

Фролова Н. Н.
доцент кафедры государственного, муниципального и социального управления
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Глобальные вызовы и проблемы развития в реализации проекта «Умный город»
В статье рассматривается влияние факторов внешней среды, глобальных вызовов и трендов на трансформацию рынка труда, реализацию проекта «Умный город». Выявлена потребность сферы публичного управления в квалифицированных специалистах, обладающих развитыми цифровыми навыками, компетенциями стратегического мышления и проектного управления. Показаны современные требования к профессиональным компетенциям государственных гражданских служащих, участвующих в проектной деятельности.
Ключевые слова: «умный город», цифровая трансформация, проект «умный город», профессиональное обучение, стратегическое мышление
УДК 332.145; ББК 65.054   Стр: 147 - 150

Введение. Стремительное развитие цифровых технологий, цифровая трансформация охватывают сегодня все отрасли экономики, пронизывают системы государственного и муниципального управления, с высокой скоростью меняют мир, подходы людей к жизни и работе. Все мы живем сегодня в мире проектов, которые окружают нас повсюду.
Цифровизация городов находит свое отражение в проекте «Умный город», который осуществляется в России с 2018 года в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», национальной программы «Цифровая экономика». В настоящее время проект охватывает уже 213 российских городов. Реализация этого проекта направлена на создание эффективной системы управления городским хозяйством, формирование безопасных и комфортных условий для жизни горожан, повышение конкурентоспособности российских городов. Использование цифровых систем и современных технологий в рамках проекта «Умный город» позволяет выстроить процессы эффективного взаимодействия городских властей с жителями города, а также процессы управления городским хозяйством и развитием бизнеса.
Несмотря на достигнутые результаты, реализуемые проекты «Умного города» зачастую не отличаются целостностью, связностью его отдельных подсистем, развиваются хаотично. В результате многие из них рискуют остаться в рамках пилотных. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют наиболее эффективно решать многие городские проблемы. Но для этого необходим системный подход: разнообразные составляющие городского развития должны быть объединены в единую систему. Назрела необходимость формирования и развития единого информационного пространства города, объединяющего в едином формализованном виде все цифровые данные как уже существующих, так и создаваемых городских информационных систем (цифровая экосистема).
Санкт-Петербург входит в тройку признанных лидеров по уровню цифровизации городов, занимает второе место в рейтинге (2021) городов-миллионников (1 место — Москва, 2 — Санкт-Петербург, 3 — Нижний Новгород). Ведется планомерная работа по реализации проекта «Умный город» и принятой Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга (2021). В настоящее время этот документ охватывает 48 проектов и 13 приоритетных направлений, социально-значимых сфер развития города (здравоохранения, образования, ЖКХ, общественного транспорта, электронных сервисов для населения, городской инфраструктуры, государственного управления). Назрела необходимость формирования и развития единого информационного пространства («Цифровая модель Санкт-Петербурга»).
Однако в погоне за цифровизацией мы не должны забывать о том, что многие проблемы требуют решения, прежде всего, на уровне логики и здравого смысла, вдумчивого расходования средств, поиска баланса между расходами на цифровизацию и ее эффективностью для города, а также усиления контроля за процессами и результатами, преодоления барьеров и ограничений в условиях западного санкционного давления. Внедрением «умных» технологий в российских городах занимаются крупные ИТ-компании.
Успешная реализация концепции «умного города» зависит от наличия квалифицированных управленческих кадров и аналитических ресурсов, их способности более точно прогнозировать возможные негативные тенденции. В проектах «умных городов» важно учитывать разнообразные подходы и результаты социологических исследований, исследований поведения людей, управления ресурсами и инфраструктурой. Успех в реализации проектов зависит не только места и ситуации, но и от задач, которые необходимо решить.
Попытки понять и управлять современными технологиями ХХI века, используя подходы к мышлению и набор государственных институтов ХХ века, обречены на неудачу. Для решения новых задач необходим новый образ мышления, широкое понимание технологий, влияющих на отдельных людей, сообщества, организации и правительства. Требуются системное видение будущего, развитое стратегическое мышление, а также адаптация образа мыслей современных руководителей к вызовам ХХI века.
Запросы на компетенции стратегического мышления отчетливо проявляются в сферах бизнеса и публичного управления. Если в российском бизнесе они начали формироваться еще в средине 1990-х годов, то в сфере государственного управления они проявились относительно недавно. Пандемия (Сovid-19), стремительно охватившая в 2020 г. множество стран, убедительно показала неготовность органов исполнительной власти в полной мере отвечать на новые вызовы, продемонстрировала явно недостаточную эффективность их деятельности.
Сегодня нам нужны адекватные вызовам времени системы государственного управления и институты. Для эффективной реализации проекта «Умный город» в системах государственного и муниципального управления нужны руководители и специалисты, обладающие ключевыми компетенциями: развитым стратегическим мышлением, навыками проектного управления, а также цифровыми навыками. Вместе с тем, вузы зачастую не поспевают за стремительно происходящими изменениями на рынке труда и предъявляемыми требованиями к практическим навыкам их выпускников.
Цель данной работы — дать целостное представление о глобальных вызовах и трендах, вызывающих существенные изменения на рынке труда, а также выявить современные требования к компетенциям государственных гражданских служащих, которые необходимы сегодня для решения проблем реализации проекта «Умный город». Для достижения цели необходимо ответить на два ключевых вопроса. Какие глобальные вызовы и тренды, а также внезапно возникающие кризисы оказывают заметное влияние на рынок труда и реализацию проекта «Умный город»? Какие компетенции необходимы сегодня государственным гражданским служащим, участвующим в проектном управлении в публичной сфере?
Методологической основой исследования послужили: концепция «Умный город», системный подход, стратегический анализ, концепции стратегического мышления, проектного управления.
В настоящее время в научном сообществе пока еще не сложилось единого общепринятого определения «умный город» (англ. smart city) [12, 13]. В данной работе он рассматривается как «инновационный город, использующий цифровые технологии для повышения уровня качества жизни, эффективности деятельности и предоставления услуг в городе, а также его конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах» [3]. Решение проблем и рализация идей «умного города» связаны с применением информационно-коммуникационных технологий.
Понятия «стратегическое мышление» и «стратегическое планирование» широко представлены в современной научной литературе по стратегии, а также используются в практике управления. Стратегическое мышление — это креативный, инновационный процесс, связанный с разработкой стратегии. Стратегическое планирование — это логический, систематически осуществляемый процесс перевода стратегии в конкретные действия, формирования стратегических планов с целью последующей их реализации. По сути это два разных, но дополняющих друг друга процесса [4].
Стратегическое мышление как особый, сложный вид интеллектуальной управленческой деятельности предполагает владение набором профессиональных компетенций, которые связаны с формированием образа будущего, системным видением ситуации в контексте новых возможностей и угроз, прогнозированием развития событий, умением выявлять и обосновывать стратегические цели и приоритеты для обеспечения конкурентного преимущества, разрабатывать новые, релевантные стратегии, обеспечивающие рост эффективности деятельности и достижение стратегических целей [4].
Запросы рынка труда на формирование компетенций, необходимых для эффективной реализации проекта «Умный город», формируются сегодня под воздействием факторов внешней среды, глобальных вызовов и трендов. Результаты стратегического анализа (PEST-анализ) показывают воздействие факторов внешней среды (удаленного окружения): технологических, социальных, политических, экономических.
Одна часть трендов формируется и действует в течение длительного времени, носит циклический характер. К ним относятся:
• Стремительное развитие цифровизации, распространение новых технологий (Четвертой промышленной революции) приводят к формированию глобальных вызовов и трендов.
По масштабам охвата, системности и сложности решаемых задач цифровизация не имеет аналогов, носит поистине революционный характер. Появление новых, «подрывных» технологий (искусственный интеллект, интернет вещей, анализ больших данных, блокчейн, нейротехнологии, биотехнологии и др.) открывает совершенно новые возможности для создания потребительских ценностей, приводит к изменению бизнес-процессов и трудовых функций, снижению доли рутинных операций. Все эти тренды бросают вызов органам государственного управления. Они должны искать новые пути и способы максимального использования выгод на муниципальном, региональном и национальном уровнях управления.
• Демографические изменения и тренды.
Рост продолжительности жизни, старение населения, смена поколений, изменения возрастной структуры работников формируют потребность в специалистах с широким спектром компетенций, необходимых в цифровом мире, обладающих культурой непрерывного обучения. Вследствие этого в одной организации сегодня одновременно могут работать до четырех разных поколений сотрудников с разным уровнем цифровых и социальных навыков, разными ценностями и приоритетами, своим жизненным опытом. Все это создает дополнительные сложности в управлении такими коллективами. В ситуации дисбаланса в развитии цифровых навыков работников различных возрастных групп требуется переподготовка сотрудников старшего поколения для соответствия требованиям меняющегося рынка труда.
• Ментальные изменения в социуме и тренды.
За последнее время наблюдаются изменения в менталитете людей, их отношении к жизни, работе. Это особенно заметно проявилось в период пандемии, когда работники все больше стали следовать убеждению: «ты живешь только один раз» (You only live Once). Уже спустя год после начала пандемии у многих проявилось отчетливое желание и готовность работать в более гибких условиях, сочетать очный и дистанционный форматы работы. Со сменой поколений на рынок труда приходит поколение миллениалов. Большинство из них предпочитает рассматривать для себя вакансии с возможностями личностного и профессионального роста. Они ценят работу с гибкими условиями труда, позволяющую в рабочее время свободно использовать социальные сети [5].
Другая часть трендов формируется вследствие внезапных кризисов, к числу которых можно отнести пандемию (Covid-19), охватившую в одно мгновение все страны и убедительно показавшую их неготовность к реалиям этого мира.
• Политические факторы, геополитические вызовы и тренды.
Решение о присоединении Крыма к России (в марте 2014), принятое по результатам голосования крымчан за воссоединение с Россией на проведенном референдуме, было воспринято западным международным сообществом резко отрицательно. Из-за присоединения Крыма Западные страны и США ввели экономические санкции против России, взяли курс на изоляцию и разрушение российской экономики. В ответ на экономические санкции Россия начала отвечать контрсанкциями (запрет на ввоз некоторых сельскохозяйственных товаров из Евросоюза и США). В феврале 2022 было принято решение о начале СВО (специальной военной операции), конечная цель которой — освобождение Донбасса, создание условий, гарантирующих безопасность России. Динамичное развитие событий на политической арене привело к углублению кризиса, формированию трендов, к которым невозможно хорошо подготовиться заранее.
• Экономические факторы, глобальные вызовы и тренды.
Введенные санкции означали для западных компаний (в основном, американских и европейских) ограничения в работе с Россией, что привело к сворачиванию их бизнеса, уходу с российского рынка. Это повлекло за собой нарушение логистических цепочек, падение темпов роста экономики страны. С 2014 г. экономика России переживала падение цен на нефть (2014–2016), введение западных санкций и ответных российских санкций, девальвацию курса рубля, рост инфляции (2015). Все это создавало напряженную экономическую ситуацию в стране, нехватку финансовых ресурсов для масштабных инвестиционных вложений в реализацию проекта «Умный город».
• Рост скорости изменений во всем мире происходит нарастающими темпами.
Этот мегатренд проявляется во всех других трендах, что оказывает негативное влияние на общество.

Цифровая трансформация: новый мир работы. Все эти глобальные вызовы и тренды приводят к масштабным переменам на рынке труда. Падает спрос на ряд существующих профессий, растет потребность в специалистах абсолютно новых профессий, обладающих определенным набором компетенций. В результате частичное изменение вида деятельности или полная смена профессии становятся неизбежностью для работников будущего. В докладе о будущем рынка труда («Future of Jobs») показано, что новые технологии, бизнес-модели и рынки приведут к изменению 35% навыков и умений, которые потребуются в разных сферах. По прогнозам до 2025 года будут ликвидированы 85 млн позиций, появятся 97 млн новых рабочих мест, среди них наибольшим спросом будут пользоваться специалисты в области искусственного интеллекта, работы с большими данными, создания контента и облачных вычислений [6].
Уже сегодня отчетливо наблюдается разрыв (skill gap) между компетенциями, которых требует рынок, и имеющимися навыками у потенциальных/реальных (действующих) работников. Для многих из них происходящие перемены приводят к потере работы или серьезной смене карьерной траектории. Непрерывное обучение в течение всей жизни становится сегодня неизбежностью, ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности в любой сфере деятельности.
Так, по данным зарубежных исследований практические навыки стратегического мышления реально встречаются лишь у незначительной части (23%) топ-менеджеров. Большинство из них отмечали, что ранее их никогда этому не обучали. В исследованиях российских компаний респонденты указывают на разрывы в лидерстве (46%), стратегическом мышлении (40,8%), гибкости и готовности к изменениям (39,3%) [5].
Сегодня развитие российских городов и регионов требует подготовки квалифицированных руководителей и специалистов, государственных гражданских служащих, обладающих стратегическим мышлением, навыками стратегического планирования, проектного управления, цифровыми компетенциями [8, 9, 10].
Исходные предпосылки для формирования такого запроса в сфере публичного управления формировались в течение последних двух десятилетий. Заметим, что г. Санкт-Петербург является «колыбелью» стратегического планирования в России. В декабре 1997 года был принят первый в России стратегический план развития города (Санкт-Петербурга). Вот уже более двух десятков лет в Санкт-Петербурге ежегодно проводится Форум стратегов «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Он служит основной площадкой для обсуждения методов и механизмов стратегического планирования, реализации стратегий, комплексных проектов развития городов и регионов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что стратегическое планирование в РФ реализуется на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований. Основная база нормативно-правовых документов в сфере стратегического планирования сформировалась относительно недавно (2015–2017) [1, 2]. Процесс разработки стратегических планов на всех уровнях управления в Российской Федерации полностью пока еще не завершен.
Практика показывает, что ежегодно в России разрабатывают и утверждают множество разных стратегий на разных уровнях: отраслевые стратегии федеральных ведомств, региональные и муниципальные стратегии. Как правило, каждый регион стремится самостоятельно планировать свое развитие без оглядки на стратегические планы и региональные возможности соседствующих публичных образований. Поэтому сегодня особенно актуальными становятся вопросы координации стратегий, проблемы кооперации ресурсов соседних регионов в целях их долгосрочного развития, снижения издержек и повышения конкурентоспособности регионов.
С 2019 г. начался новый этап — развитие федеральной информационной системы стратегического управления. Проект «Цифровое стратегическое планирование» реализуется в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление», национального проекта «Цифровая экономика». Использование платформенного подхода для целей стратегического планирования несомненно актуально и практически значимо. Идет процесс формирования проектных офисов (проектный офис Правительства РФ, ведомственные и региональные проектные офисы). Они выступают как самостоятельные подразделения в органах исполнительной власти, на которые возложены функции по развитию проектной деятельности, общей координации и мониторингу реализации национальных проектов. Однако готовность к цифровой трансформации процессов стратегического планирования в значительной степени зависит от уровня профессионализма госслужащих, развития их стратегического мышления, цифровых компетенций.
Вместе с тем, в числе организационных проблем и недостатков в работе ведомственных проектных офисов отмечается отсутствие в России культуры планирования. И как следствие — невозможность качественного мониторинга и своевременного принятия решений. Результаты исследований показывают недостаточный уровень производительности труда в органах исполнительной власти, а также профессиональной квалификации государственных служащих, низкий уровень их владения современными цифровыми компетенциями [11].
Реализация проекта «Умный город» предъявляет особые требования к цифровым компетенциям и уровню квалификации государственных служащих, участвующих в проектной деятельности. Однако указанные компетенции еще не стали основой для профессиональной подготовки современных государственных гражданских служащих, от которых во многом зависит эффективная реализации этого проекта.
Заключение. Итак, ускорение технологических, демографических и социальных изменений, влияние политических и экономических факторов, повсеместная цифровизация нашей жизни формируют глобальные вызовы и тренды, приводят к значительным изменениям на рынке труда, трансформации действующих и появлению новых профессий. Непрерывное обучение работников в течение всей жизни становится неизбежностью, ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности в любой сфере деятельности.
Решение проблем эффективного развития и реализации проекта «Умный город» требует подготовки кадров государственных гражданских служащих, обладающих развитыми цифровыми компетенциями, развитым стратегическим мышлением, навыками проектного управления, адекватными вызовам времени. Показаны предпосылки формирования проектного подхода, развития стратегического мышления и стратегического планирования на разных уровнях государственного управления, базирующиеся на использовании цифровой платформы.


Список использованных источников:
1. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ Дата обращения 10.03.2023)
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 Дата обращения 10.03.2023)
3. Москва — «Умный город — 2030». Текст стратегии, 2018 // https://www.mos.ru/upload/alerts/files/3_Tekststrategii.pdf Дата обращения 10.03.2023)
4. Стрекалова Н.Д. (2018). Стратегическое мышление менеджеров: сущность, проблемы и подходы к развитию //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. — 2018. — Вып.17 (3). — С. 384–411. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2018.306 https://elibrary.ru/item.asp?id=36376809
5. Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы. Аналитический отчет. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2021.
6. WEF, The Future of Jobs Report, 2020. https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/digest
7. Стрекалова Н.Д. Профессиональная подготовка менеджеров в области бизнес-планирования //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. — 2007. — Вып.4. — С.183–198.
8. Стрекалова Н.Д., Рогова Г.И. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих налоговых органов. — СПб.: Астерион, 2015.
9. Стрекалова Н.Д., Рогова Г.И. Социальные аспекты управления профессиональным развитием государственных служащих ФНС России: результаты эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. — 2016. Вып. 3. — С. 82–106. https://elibrary.ru/item.asp?id=28089303
10. Стрекалова Н.Д., Семенов В.А., Рогова Г.И. Профессиональная среда как фактор профессионального развития государственных служащих налоговой службы // Управленческое консультирование. — 2014. — № 2 (62). — С. 15–26. https://elibrary.ru/item.asp?id=21253603
11. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019.
12. Bibri S.E., Krogstie J. Smart sustainable cities of the future: An extensive interdisciplinary literature review // Sustainable Cities and Society. 2017. Vol. 31, May, P. 183–212.
13. D’Auria, A.; Tregua, M.; Vallejo-Martos, M.C. Modern Conceptions of Cities as Smart and Sustainable and Their Commonalities //Sustainability. 2018, 10, 2642, P.1–18. https://doi.org/10.3390/su10082642

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия