Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Кузминых Ю. В.
профессор кафедры управления
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук

Наумова Е. А.
зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Санкт-Петербургского государственного морского технического университета,
кандидат экономических наук


Перспективы российских экспортеров на восточноазиатском рынке древесных топливных гранул
В статье рассмотрено место возобновляемой энергетики в процессе достижения странами углеродной нейтральности. Установлено, что древесные топливные гранулы (пеллеты), являясь основным видом современного твёрдого биотоплива, активно вовлекаются в мировой товарный оборот. Проанализированы динамика и территориальная структура глобального пеллетного рынка. Оценены перспективы российских участников внешнеэкономической деятельности по увеличению объемов экспорта древесных пеллет в Южную Корею и Японию.
Ключевые слова: углеродная нейтральность, возобновляемая энергия, твердое биотопливо, древесные топливные гранулы, экспорт древесных пеллет, санкции, восточноазиатский рынок
УДК 339.9; ББК 65.5   Стр: 170 - 174

На сегодняшний день порядка половины стран мира рассматривают возможность или уже взяли на себя обязательство о достижении углеродной нейтральности экономики к 2050–2060 гг. в качестве стратегической цели своих климатических политик. В 2021 г. на долю стран, заявивших о стремлении достичь нулевого уровня нетто-выбросов парниковых газов, приходилось 70% мировой эмиссии. Кроме того, с инициативой перехода к углеродной нейтральности также выступили более 100 регионов, 800 городов и 2300 хозяйствующих субъектов [1, 2].
Крупнейшим эмитентом углекислого и других парниковых газов, выбросы которых ведут к глобальному изменению климата, выступает энергетический сектор. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), совокупная углеродная эмиссия, связанная с энергетикой, в течение последних десятилетий имеет достаточно стабильную тенденцию к росту. Максимум мировых выбросов пришелся на 2018–2019 гг. и составил 33,4–33,5 млрд тонн СО2 по сравнению с 20,5 млрд тонн СО2 в 1990 г. Следует отметить, что небольшие темпы снижения эмиссии углекислого газа наблюдались в 2009 г. (–1,4%) вследствие мирового финансового кризиса и в 2020 г. (–5,7%) на фоне снижения хозяйственной деятельности в результате ограничений, вызванных пандемией Covid-19. В 2021 г. наблюдался повышенный спрос на энергию, который был частично покрыт благодаря наращиванию применения угля, итогом чего стал рост выбросов на 1,9 млрд тонн СО2 (темп прироста за год составил 5,8%) [3, 4].
Одним из направлений декарбонизации энергетического сектора и важным элементом выполнения климатических обязательств, как на национальном, так и на локальном и корпоративном уровне, является расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе древесного биотоплива. В рамках действующих международных соглашений в сфере ограничения выбросов парниковых газов ВИЭ признаны углеродно-нейтральными [5]. Важно подчеркнуть, что в период 2000–2021 гг. имеет место положительная динамика не только объемов производства и потребления возобновляемой энергии, но и ее доли в мировом энергетическом балансе. В 2021 г. удельный вес возобновляемых источников в глобальном энергетическом балансе составлял 28,1% [6].
МЭА придает важнейшее значение переходу электроэнергетики, ведущей отрасли энергетического сектора, на возобновляемые источники. Согласно разработанному МЭА сценарию нулевых парниковых выбросов, доля ВИЭ в 2050 г. должна достичь 88%. В этом случае целевые установки Парижского климатического соглашения будут выполнены.
Возобновляемая энергия, в основном, вырабатывается за счет гидроресурсов, энергии солнца и ветра. На долю биоэнергетики в мировом объеме производства электроэнергии приходится пока 1,8%. Вместе с тем, спрос на биотопливо имеет тенденцию к увеличению, в том числе и на международном топливно-энергетическом рынке [7, 8].
Биотопливо, как продукт первичной и глубокой переработки биомассы, является наиболее распространенным товаром на международном рынке возобновляемых источников энергии. Достоинствами биотоплива по отношению к другим альтернативным видам энергии являются:
– возможность хранения и транспортировки;
– вариантность применения (для производства энергии в промышленных объемах, в частных домовладениях и т.д.);
– совместимость использования (при сжигании) с ископаемыми видами топлива;
– обеспечение утилизации отходов сельского хозяйства и лесной промышленности.
Основной современной формой твердого биотоплива, применяемого в электроэнергетике, являются древесные топливные гранулы (пеллеты), производимые из отходов лесозаготовительного и деревообрабатывающих производств [9].
Мировой рынок пеллет развивается быстрыми темпами. В табл. 1 представлены результаты выполненного авторами исследования объемов и структуры международной торговли древесными топливными пеллетами на основе данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Статистическая информация о величине производства и потребления, импорта и экспорта древесных пеллет представлена в Ежегодниках лесной продукции ФАО, начиная с 2013 г. и ограничивается на сегодняшний день 2020 г. Этим обстоятельством определяется диапазон анализируемых данных.

Таблица 1
Динамика внешней торговли древесными пеллетами
Регионы
и страны
20132020Темп роста
2020/2013,
тыс. тонн%тыс. тонн%%
Экспорт
Всего в мире1257410029207100232,3
Африка310,280,025,8
Северная Америка452336,01015834,8224,6
Латинская Америка210,24181,41990,5
Азия3052,4425514,61395,1
Европа (без России)694955,31197741,0172,4
Россия7445,922947,9308,3
Океания10,0980,39800,0
Импорт
Всего в мире1205710025302100209,9
Африка40,030,075,0
Северная Америка1751,52360,9134,9
Латинская Америка10,080,0800,0
Азия5794,8509220,1879,4
в том числе 
Республика Корея4854,0300411,9618,1
Япония840,720288,02414,3
Европа (без России)1129893,71995778,9176,6
Россия10,020,0200,0
Океания00,060,0
Источник: составлено автором на основе статистики по лесной продукции ФАО [10].

Анализ данных, приведенных в табл.1, позволяет сделать следующие выводы:
1. Наблюдается существенный рост международной торговли древесными топливными гранулами. В целом в мире увеличение экспорта и импорта за 2013–2020 гг. произошло более, чем в 2 раза.
2. Страны Африки, Латинской Америки и Океании практически не участвуют в мировой торговле древесными пеллетами.
3. Зарубежная Европа остается основным импортером на мировом рынке пеллет. Объем ввоза топливных гранул на европейский рынок увеличился на 76,6%, но доля региона сократилась с 93,7% в 2013 г. до 78,9% в 2020 г. Ведущими европейскими импортерами являются Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды и Бельгия.
4. Зарубежная Европа не только ввозит, но и поставляет на мировой рынок пеллет значительные объемы топливных гранул. Вывоз товара из региона вырос на 72,4%, а удельный вес в мировом экспорте уменьшился с 55,3% в 2013 г. до 41,0% в 2020 г. Ведущими европейскими экспортерами выступают Латвия, Эстония, Дания, Австрия и Германия.
5. На втором месте по экспорту древесных пеллет на мировой рынок находится Северная Америка. За анализируемый период величина экспорта из этого региона увеличилась более, чем в 2 раза. При этом доля экспорта пеллет из Северной Америки в совокупном объеме практически не изменилась (порядка 35–36%).
6. Наибольшие изменения произошли в азиатском сегменте глобального рынка топливных гранул. Объемы экспорта возросли практически в 14 раз, а импорта — в 9 раз. Доля этого региона во внешней торговле древесными пеллетами также значительно увеличилась: экспорта — на 12,2 п.п., импорта — 15,3 п.п. Основными экспортерами пеллет в Азиатском регионе являются Вьетнам, Малайзия и Индонезия. Импорт осуществляется преимущественно Республикой Корея (Южной Кореей) и Японией, на которые приходится более 98% регионального ввоза древесных пеллет.
7. В течение анализируемого периода Россия являлась одним из ведущих экспортеров древесных пеллет. Объем поставок из страны на мировой рынок увеличился в 3 раза, а удельный вес российских пеллет в глобальном экспорте поднялся на 2 п.п. По данным ФАО, Россия в период 2013–2020 гг. традиционно занимала 5–6 место среди экспортеров древесных пеллет. Импорт топливных гранул в Российскую Федерацию практически отсутствует из-за низкого внутреннего спроса.
Следует добавить, что в 2021 г. положительная динамика экспорта древесных пеллет из России сохранилась. На мировой пеллетный рынок российскими участниками внешнеэкономической деятельности было поставлено 2,4–2,5 млн тонн продукции, в том числе в страны Евросоюза — 80%, Великобританию — 6%, Южную Корею — 7% и Японию — 4,5% от совокупной величины экспорта [11, 12].
В 2022 г. ситуация с экспортом из России древесных топливных гранул резко изменилась. В результате введения санкций со стороны Евросоюза с 11 июля 2022 г. поставки из России на европейский пеллетный рынок прекратились и российские производители топливных гранул лишились основных зарубежных покупателей. Учитывая, что внутренний спрос на пеллеты в России находится в стадии формирования, для частичной компенсации финансовых потерь российских производителей древесных гранул, целесообразно перенаправить транспортные потоки данного товара в восточноазиатском направлении, прежде всего, в Южную Корею и Японию. Перспективность южнокорейского и японского рынков древесных пеллет определяется, прежде всего, активными действиями этих стран по достижению углеродной нейтральности своих экономик.
В рамках реализации углеродной политики в Южной Кореи предусмотрено, что доля электроэнергии, вырабатываемой на основе возобновляемых источников, к которым можно отнести древесное биотопливо, в том числе и пеллеты, к 2030 г. составит порядка 21%, а к 2034 г. — около 42%. На сегодняшний день уже 17 тепловых электростанций в Южной Корее работают на биотопливе. Япония же стала динамично развивать «зеленую энергетику» и наращивать ввоз различных видов биотоплива после катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. [13, 14].
В настоящее время Япония находится на 5 месте, а Южная Корея — на 8 месте в рейтинге стран по ежегодным выбросам парниковых газов. Из табл. 2, которая характеризует вклад указанных восточноазиатских стран в глобальную эмиссию парниковых газов, видно, что за 2000–2021 гг. темпы прироста выбросов парниковых газов в Южной Кореи (+29,5%), ниже среднемировых (+38,8%), а в Японии даже наблюдается определенное сокращение эмиссии (–13,4%). Доля выбросов парниковых газов, приходящаяся на Японию и Южную Корею, в мировой углеродной эмиссии не увеличивается. Приведенные данные подтверждают результативность действий этих стран по ограничению выбросов парниковых газов. В то же время, удельные выбросы, приходящиеся на 1 человека, в Японии и Южной Кореи остаются на высоком уровне, что потребует от руководства стран активизации деятельности в сфере углеродной политики.

Таблица 2
Объем выбросов парниковых газов в восточноазиатском регионе
Страна2000 г.2021 г.2021 г.
к 2000 г., %
млн тонн СО2-
эквивалента
% от мировых
выбросов
тонн
на чел.
млн тонн СО2-
эквивалента
% от мировых
выбросов
тонн
на чел.
1Япония1252,94,99,81084,73,08,686,6
2Республика Корея484,01,910,2626,81,812,1129,5
3Глобальные выбросы25835,01004,235857,61004,8138,8
Источник: составлено автором на основе данных EDGAR [15].

Как уже было сказано, использование возобновляемых источников энергии снижает величину антропогенных выбросов парниковых газов, что стимулирует рост потребления различных видов биотоплива. Данные табл. 1 свидетельствуют о высокой положительной динамике азиатского сектора мирового рынка древесных пеллет, а, следовательно, о растущем спросе на продукцию. По прогнозам экспертов организации Environmental Paper Network, которая занимается мониторингом глобального процесса лесопользования, ожидается значительное увеличение спроса на древесные пеллеты в Японии и Южной Кореи. Совокупный ежегодный спрос на топливные гранулы в этих странах вырастет до 17,2 млн тонн к 2027 г. по сравнению с 2,9 млн тонн в 2017 г. [13]. При этом, из-за ограниченности сырьевых ресурсов, за счет собственного производства в этих странах удовлетворяется всего 6–7% внутреннего потребления. Вследствие этого, потенциальный импорт древесных пеллет на восточноазиатском рынке к 2027 г. может составить 16,0–16,2 млн тонн. Оценим, какую долю возможного объема импорта топливных гранул со стороны Южной Кореи и Японии смогут покрыть российские участники внешнеэкономической деятельности.
Анализ торговых потоков, проведённый авторами на основе статистики ФАО [10], свидетельствует, что основными поставщиками древесных пеллет на восточноазиатском рынке являются местные производители, в первую очередь, Вьетнам, Малайзия и Индонезия. На долю внутрирегиональных поставок приходится порядка 85% ввоза древесных пеллет в Южную Корею и 60% в Японию. На рис. представлены объемы поставок ведущих азиатских экспортеров топливных гранул на внешний рынок. Из рисунка наглядно видно, что темпы роста вывоза древесных пеллет Вьетнамом, на который приходится порядка 11% глобального экспорта и 3/4 азиатского экспорта, в 2018–2020 гг. замедлились. За этот же период несколько снизилась величина экспорта из Малайзии, второго по величине поставщика древесных пеллет на азиатский рынок. Необходимо подчеркнуть, что азиатские экспортёры топливных гранул отправляют на внешний рынок, практически, весь их объем производства: Вьетнам и Индонезия вывозят 99–100%, Малайзия — 90–99% от выпуска среднегодовых объемов продукции. Следовательно, для наращивания объемов экспорта этим странам требуется создание новых производственных мощностей. При условии сохранения темпов роста масштабов производства древесных пеллет во Вьетнаме, Малайзии и Индонезии, их совокупный объем экспорта в Южную Корею и Японию, по оценкам авторов, может составить порядка 7 млн тонн.
Рис. 1. Динамика экспорта древесных пеллет ведущими азиатскими поставщиками, тыс. тонн
Источник: составлено автором на основе статистики по лесной продукции ФАО [10]

Изучение товарных потоков на мировом пеллетном рынке показало, что значительные объемы древесных пеллет поступают в Японию, которая предъявляет достаточно высокие требования к качеству продукции, из Канады — примерно 30–35% от величины ввоза [16].
Канада традиционно входит в пятерку основных поставщиков продукции на глобальный пеллетный рынок. При этом темпы роста объемов пеллетного производства в Канаде в течение 2013–2020 гг. (212,7%) имеют опережающую тенденцию по отношению к динамике вывоза данного товара (177,0%), что говорит о возможности наращивания экспортных поставок. В последние годы одним из основных партнеров Канады на глобальном рынке древесного биотоплива стала Япония. С учетом потенциальной величины импорта и страновой структуры ввоза топливных гранул Японией, объем экспорта из Канады к 2027 г. может составить 2,5–3,0 млн тонн.
Таким образом, при сохранении действующих тенденций на восточноазиатском рынке древесных пеллет совокупный объем предложения основных поставщиков продукции (Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Канады) к 2027 г. оценивается в 9,5–10 млн тонн, что существенно меньше потенциального импорта топливных гранул со стороны Японии и Южной Кореи (16,0–16,2 млн тонн). Отсюда следует, что имеется свободная ниша на пеллетных рынках восточной Азии для российских производителей древесных топливных гранул и возможность перенаправить высвободившиеся в результате европейских санкций потоки их экспорта (2,1–2,2 млн тонн) в Южную Корею и Японию.
Наиболее приоритетным азиатским рынком с точки зрения наращивания российских поставок древесных топливных гранул является Южная Корея. В 2021 г. объем ввоза древесных топливных гранул в страну составил 3236 тыс. тонн, в том числе величина поставок из России составила 166,5 тыс. тонн или 5,15% от совокупной величины импорта пеллет [17]. В 2022 г. экспорт пеллет из России в Южную Корею равнялся 452 тыс. тонн, из них в ноябре было вывезено 64,7 тыс. тонн, в декабре — 75 тыс. тонн. Таким образом, на фоне запрета ввоза российской древесной продукции в Европу, годовые поставки пеллет в Южную Корею из нашей страны увеличились более чем в 2,7 раза. При этом средняя экспортная цена на древесные пеллеты из России в Южную Корею за 2021–2022 гг. увеличилась на 25% [18–20]. По оценкам авторов, при условии сохранения величины поставок пеллет на южнокорейский рынок на уровне ноября-декабря 2022 г., годовой объем экспорта может составить порядка 837 тыс. тонн, а экспортная выручка достигнет 159 млн долларов США.
Вторым по значимости возможным международным направлением сбыта российских древесных пеллет выступает Япония, которая, в отличие от Южной Кореи, не является традиционным рынком сбыта для российских древесных пеллет. Первые поставки топливных гранул в промышленных объемах из России на японский рынок были произведены только в 2020 г. АО «Нью Форест про» и составили 17 тыс. тонн. Однако уже в 2021 г. экспорт древесных пеллет из Российской Федерации в Японию вырос в 6 раз и превысил 100 тыс. тонн [21, 22]. Принимая во внимание ожидаемый размер спроса на пеллеты в Японии, долю России в совокупном объеме ввоза данного товара [23] и действующий уровень цен, можно спрогнозировать на ближайшую перспективу величину российского экспорта древесных топливных гранул в Японию в размере 167 тыс. тонн или 36 млн долларов США в год.
Принимая во внимание вышесказанное, общая расчетная величина поставок российских древесно-топливных гранул на восточноазиатский рынок в краткосрочном периоде оценивается авторами в 1,0 млн тонн. В случае, если участники внешнеэкономической деятельности, вывозящие пеллеты в Южную Корею и Японию, зарекомендуют себя надежными поставщиками высококачественной продукции, величина их экспорта может возрасти.
Наращивание объемов реализации топливных древесных гранул на восточноазиатских рынках является первоочередной задачей лесопромышленных предприятий Российской Федерации, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке (см. табл. 3). Совокупный объем выпуска ведущих производителей пеллет, расположенных в азиатской части страны, сможет покрыть практически половину ожидаемого спроса со стороны Южной Кореи и Японии (см. табл. 1). Следует подчеркнуть, что в досанкционный период только одно из указанных предприятий (АО «Нью Форест Про») преимущественно продавало свою продукцию на рынках зарубежной Азии. Реальные перспективы по освоению японского рынка пеллет в настоящее время уже имеются у ООО «РФП Древесные гранулы», которое заключило долгосрочный контракт с международной компанией Engie Energy Management SCRL. В соответствии с условиями договора, который рассчитан на 12 лет, российское предприятие будет ежегодно экспортировать в Японию до 90 тыс. тонн пеллет [24].

Таблица 3
Крупнейшие производители пеллет азиатского региона России, 2021 г.
ПредприятияОбъем производства
пеллет,
тыс. тонн
Направление
реализации
продукции
АО «Нью Форест Про»158,0Азиатский рынок
ООО «ДОК Енисей»115,2Европейский рынок
АО «Лесосибирский ЛДК»90,9Европейский рынок
ООО «ОМФАЛ»69,0Европейский рынок
ООО «РФП Древесные гранулы»52,6Европейский рынок
ИТОГО485,7
Источник: составлено автором на основе [25].

Для производителей пеллет, размещенных в европейской части России, одним из основных препятствий для поиска новых покупателей на восточноазиатских рынках, является высокий уровень транспортных расходов до морских портов Дальнего Востока. Данная проблема может быть решена путем компенсации части затрат на транспортировку экспортной продукции через субсидии из федерального бюджета России. Экспортеры российских древесных пеллет, как и другой промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью, в период 2022–2024 гг. могут возместить до 80% транспортных затрат, но не более 300 млн руб. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации рассматривается дополнительная возможность полного субсидирования перевозки продукции наиболее пострадавших от санкций лесопромышленных предприятий, к которым безусловно относятся производители древесных пеллет, и увеличение лимита экспортной транспортной субсидии до 1 млрд руб. Необходимость повышения верхнего предела выделяемой субсидии определяется тем, что крупные компании смогут покрыть только 10–15% расходов на доставку экспортируемой продукции покупателям, что может привести к искусственному дроблению компаний [26–28].
Важно отметить, что отличительной чертой пеллетных рынков Японии и Южной Кореи является ввоз продукции сухогрузными партиями объемом 10–30 тыс. тонн [29]. Отсутствие необходимых специализированных складов для накопления судовых партий в морских портах Дальнего Востока также может стать значительным препятствием для расширения экспорта древесных пеллет из России на восточноазиатские рынки. В этой связи, становится актуальной государственная поддержка создания и развития необходимой складской и иной инфраструктуры в дальневосточных морских портах.
Подводя итоги выполненного исследования, можно сделать следующее заключение. В настоящее время ключевым фактором развития биоэнергетики и мирового рынка биотоплива, включая сегмент древесных топливных гранул, является глобальный тренд декарбонизации экономики. Для современного мирового пеллетного рынка характерна положительная динамика объемов товарооборота (за исключением Африки), в основном, за счет азиатского региона. В течение 2013–2021 гг. Россия выступала одним из ведущих экспортеров топливных гранул, традиционными покупателями которых были европейские страны. В настоящее время, вследствие санкционного закрытия рынков Евросоюза для российских экспортеров древесных пеллет, происходит частичная переориентация товарных потоков из России в развитые восточноазиатские страны. С целью достижения углеродной нейтральности, Южная Корея и Япония наращивают высокими темпами использование древесного биотоплива. Поэтому, несмотря на конкуренцию со стороны региональных поставщиков и Канады, российские участники внешнеэкономической деятельности смогут нарастить объемы экспорта на восточноазиатский пеллетный рынок. Основными внутренними факторами, препятствующими увеличению поставок пеллет из России в Южную Корею и Японию, является транспортная удаленность производителей и неразвитая инфраструктура морских портов. Нивелировать данные факторы возможно посредством государственной поддержки российских экспортеров древесных топливных гранул.


Список использованных источников:
1. Ланьшина Т.А., Логинова А.Д., Стоянов Д.Е. Переход крупнейших экономик мира к углеродной нейтральности: сферы потенциального сотрудничества с Россией // Вестник международных организаций. — 2021. Т.16. — № 4. — С. 98–125. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 1.02.2023).
2. Корпоративные стратегии углеродной нейтральности. Обзор климатических обязательств мировых компаний. URL: 03062021.pdf (economy.gov.ru) (дата обращения: 1.02.2023).
3. Global Energy Review 2021 — Analysis — IEA. URL: www.iea.org/reports/global-energy-review-2021 (дата обращения: 2.02.2023).
4. World Energy Outlook 2022 — Analysis — IEA. URL:www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2022 (дата обращения: 2.02.2023).
5. Парижское соглашение об изменении климата. Принято 22 апреля 2016 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 2.02.2023).
6. Мировая энергетическая статистика. URL: https://energystats.enerdata.net (дата обращения: 2.02.2023).
7. Развитие зеленой энергетики в России и за рубежом. Достижения и перспективы. URL: abok.ru (дата обращения: 7.02.2023).
8. Березкин М.Ю., Синюгин О.А. Экономико-географические особенности развития возобновляемой энергетики // Окружающая среда и энерговедение 2020. № 1. С. 4–18. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 7.02.2023).
9. Стратегическая Программа Исследований–2021. URL: spi_bioenergy_2021.pdf (tp-bioenergy.ru) (дата обращения: 7.02.2023).
10. Статистика по лесной продукции. URL: fao.org (дата обращения: 10.02.2023).
11. Пеллеты попали в переплет // Бизнес: Газета РБК. — 2022. — № 086 (24 июня) URL: rbc.ru (дата обращения: 10.02.2023).
12. Прекращение поставок древесных пеллет в Европу вызовет трудности с утилизацией отходов на российских лесопильных заводах. URL: lesprom.com (дата обращения: 10.02.2023).
13. Сжигание топливных пеллет приближает климатический кризис // Ведомости. Экология. URL: vedomosti.ru (дата обращения: 11.02.2023).
14. Новая цель Южной Кореи: довести возобновляемые источники энергии с 6,5% до 21% к 2030 году. URL: eenergy.media (дата обращения: 10.02.2023).
15. EDGAR — Emissions Database for Global Atmospheric Research. URL: europa.eu (дата обращения: 11.02.2023).
16. В 2022 г. объем импорта древесных пеллет в Японию достиг 4,4 млн тонн. URL: https://www.lesprom.com/ru (дата обращения: 11.02.2023).
17. Южная Корея готова увеличить закупки российских пеллет // Информационно аналитическое агентство «Инфобио». URL: http://www.infobio.ru/news/5243.htm (дата обращения: 11.02.2023).
18. Российский экспорт пеллет в Южную Корею вырос втрое, в ЕС — сократился в два раза. URL: lesprominform.ru (дата обращения: 11.02.2023).
19. Экспорт древесных пеллет из России в Южную Корею подскочил в ноябре в три раза // Селдон Новости. URL: myseldon.com (дата обращения: 11.02.2023).
20. В 10 раз вырос экспорт пеллет из России в Южную Корею // Журнал «ЛПК Сибири». URL: lpk-sibiri.ru (дата обращения: 11.02.2023).
21. Мировой рынок древесных топливных гранул: современное состояние и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. — 2021. — №7. — С.61–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-rynok-drevesnyh-toplivnyh-granul-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 11.02.2023).
22. Российские пеллеты начали покорять японский рынок. URL: https://www.tks.ru/reviews/2021/02/08/03 (дата обращения: 11.02.2023).
23. Потребление пеллет в Японии превысило один миллион тонн в год и увеличится в пять раз к 2023 году. URL: https://www.infobio.ru/news/4433.html (дата обращения: 11.02.2023).
24. РФП Групп заключила долгосрочный договор на поставку пеллет в Японию с международной компанией Engie. URL: https://www.rfpgroup.ru/news/rfp-grupp-zaklyuchila-dolgosrochnyy-dogovor-na-postavku-pellet-v-yaponiyu-s-mezhdunarodnoy (дата обращения: 11.02.2023).
25. Названы пострадавшие от санкций производители древесных пеллет. URL: https://dzen.ru/a/YogAwfWnvXsTnd6d (дата обращения: 13.02.2023).
26. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2022 г. № 1347 «О государственной поддержке российских организаций промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404981401/#1002 (дата обращения: 13.02.2023).
27. В РФ могут начать субсидировать 100% затрат на транспортировку продукции ЛПК на экспорт. URL: https://www.alta.ru/logistics_news/93291/ (дата обращения: 13.02.2023).
28. Эксперт: лесопромышленникам нужна субсидия до 50% возросших затрат на доставку продукции. URL: https://tass.ru/ekonomika/15204709 (дата обращения: 13.02.2023).
29. Российский рынок пеллет можно переориентировать на Японию и Южную Корею URL: https://forestcomp (дата обращения: 13.02.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия