| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Кучумов А. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Печерица Е. В. доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат социологических наук Волошинова М. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается один из новых микротрендов в туризме — «медленный туризм», в том числе гастрономический, как этическая парадигма и важный микродвигатель туризма для решения проблем устойчивости и изменения климата. Ключевые принципы «медленного туризма» основаны на медленных, устойчивых, безопасных и демократичных процессах. Целью исследования является рассмотрение концепции «медленного туризма» как решение проблем, вызванных массовым и овертуризмом. Авторы приходят к выводу о том, что «медленный гастрономический туризм» — это способ внести свой вклад в местные методы ведения сельского хозяйства и производства продуктов питания в целях устойчивого развития, продовольственной безопасности, социальной устойчивости и благополучия общества. Сделан вывод о том, что медленный туризм является важной микротенденцией, которая поддерживает столь необходимый сдвиг парадигмы в сторону сознательного медленного образа жизни, устойчивых путешествий и ответственного производства продуктов питания. | Ключевые слова: «медленный туризм», «медленная еда», устойчивое развитие, экологический туризм | УДК 338.46; ББК 65.292 Стр: 187 - 190 | Туристические дестинации по всему миру сталкиваются с экзистенциальной угрозой из-за изменения климата и ухудшения экологической устойчивости — существующие реалии «прогресса» в поздней современности измеряются экономическим «ростом», обусловленным промышленным производством и высокой конкуренцией на глобализированных рынках капитала [1]. Необходим сдвиг парадигмы, замедляющий современное общество потребления. В этих условиях «медленный» туризм становится важной микротенденцией в рамках медленного движения (медленная еда, медленные города, медленные путешествия и медленный туризм) для обеспечения устойчивости в антропоцене (эпоха высокой человеческой активности, играющей существенную роль в экосистеме и воздействующей на дикую природу) [2,8].
Доклады Организации Объединенных Наций о климате продолжают подтверждать, что изменение климата является наиболее важным фактором, определяющим будущее туризма и планетарную устойчивость в 21 веке [3]. В то время как авиаперевозки быстро перемещают растущее число международных посетителей, которые усугубляют климатическую неустойчивость, общий сектор услуг, поставщики продуктов питания и гостиничных услуг вносят гораздо больший вклад в экологическую неустойчивость, чем кажется на первый взгляд [4].
Массовый туризм зависит от глобализированной системы крупномасштабного промышленного сельского хозяйства, которое, вопреки утверждениям зеленой революции, исторически укоренилось в слаборазвитости, разного вида зависимостей, бедности и потере продовольственной безопасности [5]. Данный вид туризма вносит значительный вклад в изменение климата, разрушение местного и глобального достояния и неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Призывы к «медленному» туризму и «медленному» питанию отражают потребность в сознательном, активном образе жизни, ориентированном не на ускоренный образ жизни, движимый массовым потреблением, деловой конкуренцией и борьбой за положение на рынке, а на медленные, ответственные, осознанные отношения и методы, которые способствуют устойчивости, социальному и экологическому благополучию. Жить и путешествовать «медленно», авторы работы [6] понимают, как «этику медленного движения, воплощающуюся в качествах ритма, темпа и скорости, которые возникают в сенсорных и аффективных отношениях между путешественником и миром». Данное направление отражено в ряде социальных движений, включая движения Медленная еда, Медленный город, Медленный туризм [7].
Движение Медленная еда (Slow Food) было инициировано Карло Петрини в 1986 году в ответ на появление ресторана быстрого питания McDonald’s в культурно значимом районе Рима. Принципы движения — «хорошо, чисто и справедливо» [9] определяют эстетический вкус, продвигая «ингредиенты местного происхождения, традиционные рецепты и уделяя время поиску, приготовлению и наслаждению едой» [7], а также поддержание гигиены окружающей среды, противодействуя ущербу, причиняемому здоровью человека из-за фаст-фуда и быстрого образа жизни, обеспечивая при этом справедливую оплату труда и условия работы [9].
Манифест Медленной еды также призывает к «благотворной глобализации». Считается, что местная практика производства продуктов питания местными, кустарными и ручными способами, руками местных предпринимателей и семейными предприятиями имеет решающее значение для повышения устойчивости и сопротивления эксплуатации и неолиберальной глобализации [10]. По мнению авторов работы [12], помимо культивирования гастрономического вкуса и удовольствия, движение стремится к наращиванию социального капитала за счет крепких общественных связей, а также предоставления возможности контролировать то, что человек ест или как он это ест. Более того, ученые считают, что это ярко выраженный политический манифест, направленный против глобализации.
В последнее десятилетие появляются туристические дестинации, соответствующие концепции «Медленная еда», предназначенные для неторопливых туристических впечатлений, такие как рынки и фестивали, посвященные темам медленной еды. Так, например, на зимнем рынке Йоккмокк в шведской Лапландии продают еду уже более 400 лет, но в 2011 году Медленный туризм стал официальной темой, и ресторанам было рекомендовано соответствовать критериям организации Slowfood Sápmi «gott, rent, och rättvist» (приятный, экологический и справедливый) [13]. Более того начали проводиться различные мероприятия, посвященные медленной еде, как всеобъемлющей теме, такие как фестиваль «Вкус медленной еды» в Мельбурне, Австралия, фестиваль нации «Медленная еда» в Сан-Франциско, США, и фестиваль «Движение за Медленную еду в Салоне Дель Густо» в Турине, Италия. Итальянский фестиваль имеет наиболее политическую и антиглобалистскую повестку дня, включая президиум, который поддерживает мелких производителей продуктов питания и местные сорта продуктов питания, сохранение биоразнообразия, традиционные знания и продовольственную безопасность.
В движении за медленную еду ценится сделанная вручную качественная местная еда, которая предлагает богатый эстетический опыт и является проводником к ощущению места и терруара — термин, который «воплощает в себе идею о том, что особое взаимодействие географии, истории и человеческого фактора наполняет продукты особым вкусом, который нельзя воссоздать где-либо еще [15]. Терруар связан с гуманистическим принципом удовольствия, который способствует счастью и благополучию [16] и прославляет культурное и кулинарное наследие [17].
Терруарные продукты присутствуют во всех формах медленных впечатлений, которые предлагают биорегиональные гастрономические впечатления жителям и гостям (городским и сельским), которые хоть и являются туристическими продуктами, уходят корнями в местный терруар. Например, концепцию Медленного гастрономического туризма можно увидеть в рамках программ проживания в семье, мелкомасштабного экотуризма и посещения ферм, фермерских рынков, уличной еды и небольших пищевых предприятий. В этих локальных, персонализированных пространствах мелкие производители, хозяева жилья и поставщики услуг общественного питания вместе с потребителями создают благоприятный туристический опыт, отмечая этническое и культурное разнообразие, создавая условия для снабжения и альтернативной экономики [18]. Нишевый продукт, такой как, например, сыр, производимый мелкими сельскими производителями [19], может быть использован в качестве такой медленной, целостной гастрономической возможности насладиться дегустацией сыра, исследовать сельский ландшафт и внести свой вклад в устойчивые средства к существованию местных жителей и их социальное благополучие. Это позволяет туристам вместе с жителями быть активными, а не пассивными потребителями, участвовать в общении, диалоге, рассказывании историй и культурном обмене с местными поставщиками туристических и гастрономических услуг, делая при этом осознанный выбор в отношении того, какие именно продукты они хотят есть, приобретая понимание откуда они берутся, как именно они выращиваются и производятся, как это влияет на экологию и их здоровье.
Основанные на такой этике, эти отношения могут способствовать рациональному использованию окружающей среды. Туристы, использующие концепцию медленного туризма и медленной еды, признают необходимость перехода от неустойчивого промышленного сельского хозяйства и его неолиберальной капиталистической этики к более здоровому, более сознательному образу жизни и заботе об экологических системах и пространствах, поддерживающих жизнь жителей планеты.
Размышляя о результатах индустриального капитализма позднего модерна, неолиберальной глобализации и все более технологичного «виртуального» мира, следует безусловно признать полную абсурдность и неустойчивость человеческого существования сегодня.
Следует отметить, что во всем мире этика мелких производителей проявляется во многих альтернативных пространствах и альтернативных экономиках, таких как небольшие акционерные общества, общины и микропредприятия, кооперативы, домашние хозяйства, и т. д. Здесь методы устойчивого развития могут включать безотходное сельское хозяйство, выращивание генетически разнообразных сельскохозяйственных культур, поддержание общинных банков семян, включение коренных и традиционных знаний и т.д.
Разнообразие видов медленного туризма и способы повышения ценности биорегиональных продуктов питания должны способствовать экономической устойчивости и продовольственной безопасности в условиях глобальных экологических проблем, включая рост населения и климатический кризис. Повышение уязвимости из-за изменения климата означает, что мелкие производители столкнутся с большей неопределенностью в прогнозировании и подготовке к изменчивости туристической деятельности, основанной на продуктах питания.
Важным вопросом является решение проблемы углеродного следа путешествий, особенно дальних авиаперелетов. Холл С.М. [20] провел исследование в котором установил связь между движениями Медленная еда и Медленный туризм, которую он описал как путешествие, которое позволяет туристу оставаться в туристической дестинации дольше и при этом лучше узнать местность, намеренно стремясь купить местные продукты, тем самым гарантируя, что деньги останутся в туристической дестинации. Лучшим выбором в данной концепции становится внутренний туризм на поездах вместо самолетов или другом экотранспорте, для сведения к минимуму выбросов. Для туристических направлений и поставщиков услуг будет все более важно стремиться к нейтральности выбросов углерода в экономике замкнутого цикла, которая сохраняет землю и ресурсы, поскольку туристы также становятся более осведомленными и информированными о климатическом кризисе и многие стремятся к более осознанному потреблению [21].
Растущий микротренд гастрономического медленного туризма должен бороться с другими микротрендами, такими как искусственный интеллект и растущая автоматизация, которые будут все больше угрожать рабочим местам и средствам к существованию. Однако технологические инновации также могут быть использованы во благо, способствуя появлению новых методов и подходов, для выращивания сельскохозяйственных культур, поддержания генетического разнообразия и общинных банков семян. Поощрение этнически разнообразных способов производства и снабжения продовольствием, предоставление богатого культурного опыта посредством концепции «Медленная еда», такая целостная этика медленного производства и потребления предлагает путь вперед к «справедливым переходам», взращивая альтернативные местные экономики и продовольственную безопасность [22].
Таким образом, в последние годы акцент в «медленном» туризме смещается с простой экологической устойчивости на практику использования времени и пространства способами, способствующими личному удовлетворению и благополучию. Феномен медленного туризма также необходимо понимать в широком социокультурном контексте медленного движения. В более развитых и промышленно развитых обществах, где требования к путешествиям становятся все более высокими и стандартизированными, люди, как правило, часто испытывают разочарование из-за постоянной конкуренции в скорости (кто посетил больше стран, городов, музеев и т.д.).
Более того, развитие технологий и постоянное увеличение количества информации, ускоряющийся темп жизни, приводят к тому, что люди испытывают дефицит времени, подвержены поверхностному восприятию и некачественной обработке информации, потере контроля, пресыщенному отношению к вещам и ценностям, и, в конечном счете, к потере себя. Таким образом, желание людей «замедлиться» может быть последовательным отражением их ментального сопротивления постоянно ускоряющемуся образу жизни в поисках возможностей выплеснуть свою энергию, замедлить свой темп и, в конечном счете, восстановить и обогатить себя. В этом смысле путешествие может стать подходящим решением, особенно если оно осуществляется медленно. Несмотря на растущее социокультурное осознание и движение к «медленному» туризму, в литературе мало систематических исследований по этой теме. В частности, исследователям медленного туризма и лежащему в его основе процессу с точки зрения личного смысла и вовлеченности еще предстоит провести конструктивные эмпирические исследования для лучшего понимания того, как путешественники принимают соответствующие решения. Большая часть существующих исследований «медленного» туризма носит описательный характер, и, таким образом, все еще не хватает эмпирических данных, чтобы предложить расширенное представление о его измерении и процессе.
Одной из причин отсутствия исследований может быть просто их относительная новизна. Еще одна возможная причина — скептицизм критиков (некоторые из них связаны с активными путешествиями и возражают против этой новой формы туризма).
Признавая параллельное наличие потребностей в исследованиях и скептицизма в отношении медленного туризма, можно отметить разницу между медленным и экологическим туризмом. Как медленный, так и экотуризм уделяют большое внимание устойчивости в туристической индустрии, поэтому может быть трудно понять, чем отличаются эти две концепции. Тем не менее, несмотря на то, что медленное путешествие может быть примером экотуризма, оно также представляет собой самостоятельную концепцию с уникальными определяющими чертами или характеристиками. Невзирая на то, что медленный туризм ориентирован на устойчивость, на самом деле это скорее побочный продукт, чем фундаментальная особенность. По сути, медленный туризм, в первую очередь, характеризуется тем, что туристы отдают предпочтение меньшему количеству значимых впечатлений в течение путешествия и сосредотачивают свои впечатления от поездки на туристической дестинации, не пытаясь втиснуть в свою поездку как можно больше мероприятий и впечатлений. Более того, «медленные туристы» обычно меньше внимания уделяют графикам и маршрутам. Напротив, экотуризм — это форма туризма, которая способствует ответственному путешествию по природным территориям с упором на поддержку местных жителей и предприятий, обогащение местности и ограничение ущерба окружающей среде, причиняемого индустрией туризма. Медленный туризм — одна из новых тенденций в туризме, которая может помочь сделать индустрию туризма более устойчивой и жизнеспособной в ближайшие годы. Такой вид туризма обеспечивает более экологически чистый способ путешествий, при этом не являясь в чистом виде экотуризмом. Во многих отношениях медленное путешествие можно рассматривать как потенциальное решение проблем, связанных с массовым и чрезмерным видами туризма [23].
В контексте устойчивого развития туризма можно выделить экологические и социально-культурные преимущества медленного туризма.
Экологические преимущества. Многие проблемы, связанные с массовым туризмом, связаны с заботой об окружающей среде. Например, приток туристов в какой-либо район неизбежно вызовет проблемы с отходами и использованием природных ресурсов, также, как и загрязнение воздуха, связанное с большим количеством автомобилей, туристических автобусов, авиаперевозками. Медленный туризм направлен на сокращение углеродного следа путешественников за счет замедления всего опыта. Это может означать, что турист использует железнодорожный транспорт вместо самолета, чтобы добраться до пункта назначения. Более того, «медленный турист» проводит больше времени, наслаждаясь каждым конкретным видом своей деятельности, в том числе «медленной едой», что также потенциально может сократить выбросы углерода, связанные с местными поездками.
Социально-культурные преимущества. Фундаментальная часть концепции медленного туризма включает в себя замедление и наслаждение тем иногда немногим, что есть в той или иной туристической дестинации. Это может принести региону ряд значительных социально-культурных преимуществ, поскольку означает, что местный бизнес далеко не всегда предназначен для обслуживания толп туристов, ищущих постоянного развлечения, и помогает избежать ситуаций, когда место становится известным в первую очередь как туристическое направление, а не место, где живут люди. Кроме того, медленное путешествие может помочь избежать ситуаций, когда место переполнено автомобилями, развлекательными заведениями и другими предложениями. Это помогает избежать быстрых культурных сдвигов, не только в небольших городах, но и в крупных. |
| |
|
|