| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Брянцева Т. А. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены сущность и особенности инновационной деятельности высшего учебного заведения, изучены основные тенденции ее развития, определено понятие и роль инновационного потенциала вуза, а также предложен подход к его структурированию в современных условиях. | Ключевые слова: инновационная деятельность вуза, высшая школа, инновационный потенциал вуза, структура инновационного потенциала вуза | УДК 378:001.895; ББК 65.291.551–21 Стр: 191 - 195 | На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения огромная роль инноваций в современном мире. Они давно уже стали основной движущей силой социально-экономического развития. Благодаря инновациям появляются новые продукты и услуги, способные наилучшим образом удовлетворить потребности людей, существенно улучшается уровень жизни человека, создаются новые рабочие места, повышается уровень образования и здравоохранения, усиливается конкурентная борьба, способствующая применению новых, более эффективных, технологий, создаются новые отрасли экономики, повышается качество продуктов и услуг, совершенствуется обороноспособность страны.
Инновационный путь развития предполагает внедрение научных и технических достижений во все сферы жизни человека. Под инновациями понимается «общепризнанное новшество, приносящее людям пользу» [9].
В настоящее время развитие инновационной деятельности, связанной с созданием и распространением инноваций, осуществляется по следующим направлениям:
– совершенствование технологического процесса, направленное на улучшение и повышение эффективности применяемых способов и методов производства продукции, работ, услуг;
– улучшение качества жизни населения и решение социально-значимых задач;
– создание продуктов с улучшенными потребительскими свойствами, преобразования в дизайне и упаковке товаров и продукции, внедрение новых ценовых и маркетинговых стратегий;
– преобразования в системе управления;
– разработка и внедрение новых методов повышения экологической безопасности, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду.
Наибольшее распространение инновационная деятельность в России получила в таких отраслях деятельности как информационные технологии, электроника, робототехника, аэрокосмические комплексы, лазерная техника и плазменные технологии.
В данных условиях, характеризующихся высокой степенью активности инновационной деятельности, повсеместным распространением ее результатов, важным фактором экономического роста становится получение, распространение и использование новых знаний. Первостепенная роль при этом отводится высшим учебным заведениям, которые должны не просто заниматься различными фундаментальными исследованиями, но и способствовать внедрению их результатов в образовательный процесс и практическую деятельность.
В Федеральном законе от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновационная деятельность вуза определяется как «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [1].
Сущность инновационной деятельности вуза заключается в целенаправленном изменении содержательной и организационно-технической основ образовательной деятельности с целью совершенствования процесса обучения, укрепления имиджа и рейтинга учебного заведения, повышения качества научных исследований и разработок.
Достижение указанной цели предполагает решение целого ряда задач, основными среди которых являются следующие [4]:
– ориентация реализуемых направлений подготовки на реальные потребности рынка труда;
– включение в учебный план дисциплин, способствующих развитию у обучающихся инновационных способностей, выработке навыков самостоятельной работы;
– внедрение в образовательный процесс инновационных форм обучения, направленных на коллективное участие студентов в обсуждении осваиваемого материала (круглый стол, «мозговой штурм», кейс-задача, деловая игра и др.);
– применение современного оборудования, новых наукоемких технологий, продуктов, услуг;
– совершенствование научно-исследовательской базы вуза (лаборатории, научные центры);
– повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, вовлечение его в научные исследования;
– обеспечение достаточного финансирования инновационной деятельности, поиск новых финансовых источников;
– коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности, содействие инновационного пути развития промышленности;
– совершенствование практической подготовки студентов, проводимой на базе реально функционирующих организаций.
Инновационная деятельность вуза может проявляться в проведении научно-исследовательских работ, направленных на создание новшества и его распространение, в подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров, научно-методическом обеспечении образовательного процесса.
В настоящее время сложилось несколько основных тенденций инновационного развития высших учебных заведений. Во-первых, с 2007 года в стране был осуществлен переход к двухуровневой системе высшего образования — бакалавриат и магистратура, каждый из которых представляет собой самостоятельный уровень.
Выпускник, освоивший уровень бакалавриата, получает основные профессиональные компетенции и в процессе трудовой деятельности может занимать основные штатные должности.
Магистратура позволяет претендовать будущему специалисту на руководящие должности, требующие большей самостоятельности в решении сложных профессиональных задач. Кроме того, освоение уровня «магистратуры» является обязательным условием для подготовки кадров для высших учебных заведений — аспирантуры.
Двухуровневая система образования предоставляет большие возможности в выборе срока и темпа обучения, позволяет на базе полученного образования осваивать новые компетенции и специальности.
Во-вторых, процесс обучения в высшей школе строится на основе широкого применения современных информационных технологий, что позволяет активизировать самостоятельную работу обучающихся, расширить их интеллектуальную деятельность, развить креативные способности.
В-третьих, происходит переход от жесткой регламентации образовательного процесса к вариативному, блочно-модульному обучению, тем самым повышается роль самообразования, формируются навыки поиска и обработки получаемой информации.
В-четвертых, повышается роль практической подготовки обучающегося в освоении образовательной программы, налаживается тесное сотрудничество с ведущими предприятиями и организациями.
В-пятых, инновационно ориентированный путь развития высшей школы требует создания и развития в вузах инновационных инфраструктур.
В-шестых, значительно повышается роль научно-исследовательской деятельности вуза, нацеленной на реализацию в промышленности полученных результатов.
Таким образом, инновационная деятельность вузов направлена на развитие личностного потенциала и профессиональных компетенций обучающихся, ориентированных на успешное их применение в различных сферах деятельности.
В табл. 1 представлены данные о развитии инновационной деятельности в российских вузах в период с 2017 по 2021 годы.
Таблица 1
Статистические данные по развитию инновационной деятельности в сфере высшего образования [6]Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
---|
Внутренние затраты на научные исследования и разработки по РФ, млн руб. | 1019152,4 | 1028247,6 | 1134786,7 | 1174534,3 | 1301490,9 | Внутренние затраты на научные исследования и разработки в сфере высшего образования, млн руб. | 87080,0 | 93738,8 | 103463,0 | 76520,6 | 125310,1 | Общее число организаций РФ, выполнявших научные исследования и разработки, в том числе: | 3944 | 3950 | 4051 | 4175 | 4175 | образовательные организации высшего образования | 970 | 917 | 951 | 969 | 990 |
Анализируя представленные в таблице данные о развитии инновационной деятельности в сфере высшего образования за последние пять лет, можно сделать вывод о том, что в течение указанного периода отмечена общая тенденция увеличения данного вида затрат как в целом по стране, так и затрат, приходящихся на сферу высшего образования. Положительным моментом также является рост числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки, однако в сфере высшего образования данная тенденция не является постоянной.
Среди ведущих вузов России по развитию инновационной деятельности можно назвать Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Томский национальный исследовательский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский национальный исследовательский государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана и др.
Основными факторами, препятствующими инновационному развитию вузов в нашей стране, являются:
– низкая восприимчивость потребителей к инновационным продуктам, слабый уровень развития рынка инновационных технологий, нежелание физических лиц и хозяйствующих субъектов внедрять результаты научно-исследовательской деятельности;
– отсутствие заинтересованности преподавателей и студентов в участии в научно-исследовательской деятельности;
– недостаточный уровень финансирования инновационной деятельности вузов;
– недостаточная государственная поддержка инновационного развития вузов;
– низкий уровень подготовки абитуриентов;
– слабая материально-техническая база и др.
Одним из условий, определяющих эффективность и результативность инновационной деятельности вуза, является его инновационный потенциал, выступающий одновременно характеристикой способности к инновационной деятельности.
В настоящее время не существует единого определения термина «инновационный потенциал вуза». Все многообразие существующих трактовок можно условно разделить на несколько подходов.
Согласно первого подхода, инновационный потенциал вуза необходимо рассматривать как совокупность научного, научно-технического, интеллектуального и творческого потенциалов.
Второй подход интерпретирует инновационный потенциал высшей школы как «упорядоченную совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности экономическим субъектом» [4].
Представители третьего подхода предполагают, что инновационный потенциал состоит из реализованных и нереализованных ресурсных возможностей, которые в случае необходимости могут быть использованы для достижения целей инновационной деятельности.
Четвертый подход отождествляет инновационный потенциал вуза с его способностью и готовностью «осуществлять инновационную деятельность. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, a под готовностью — достаточность уровня развития этих ресурсов» [4].
В основу следующего подхода заложен принцип результативности, в соответствии с которым инновационный потенциал характеризуется конечным результатом инновационной деятельности.
Кроме того, ряд имеющихся определений инновационного потенциала вуза предполагает сочетание нескольких из рассмотренных подходов. Так, например, очень часто инновационный потенциал вуза авторы рассматривают как совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности.
Учитывая рассмотренные определения, под инновационным потенциалом высшего учебного заведения будет пониматься степень способности вуза к достижению целей инновационного развития, складывающаяся под влиянием внутренних и внешних факторов и характеризующаяся обеспеченностью его ресурсами в нужном объеме и необходимого качества.
Таким образом, инновационный потенциал вуза — это сложная комплексная категория, определяющая возможности организации к трансформации и развитию. С одной стороны, инновационный потенциал вуза может быть представлен как совокупность имеющихся ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность. С другой стороны, он отражает результаты и полезность данной деятельности, осуществляемой в нестабильных условиях под влиянием различных факторов. Инновационный потенциал вуза выражается в его способности генерировать новые знания, осуществлять научно-исследовательские работы, направленные на создание, производство и распространение новых, более эффективных, продуктов, подготавливать высококвалифицированные кадры в соответствии с потребностями современной экономики.
Основой инновационного потенциала высшего учебного заведения является ресурсная составляющая, характеризующаяся наличием и качеством трудовых, материальных, технических, финансовых и информационных ресурсов.
Инновационный потенциал, прежде всего, определяется компетентностью и профессионализмом лиц, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность в вузе — профессорско-преподавательский состав (ППС), научные сотрудники, консультанты, докторанты и аспиранты, магистранты.
Качество трудовых ресурсов инновационной деятельности вуза, как показывают исследования, определяется следующими характеристиками:
– уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательских работников вуза;
– доля остепененных сотрудников в общей численности ППС;
– личная заинтересованность кадров в поддержке инновационного развития вуза;
– наличие креативного мышления у работников вуза, позволяющего разрабатывать и внедрять в практическую деятельность новшества;
– возможность саморазвития и повышения квалификации персонала;
– публикационная активность ученых, их цитируемость;
– эффективность и результативность работы центров подготовки кадров высшей квалификации и др.
Сотрудники, участвующие в инновационной деятельности, являются, по сути, связующим элементом между научно-исследовательской деятельностью вуза и реальными потребителями ее результатов. Они должны быть инициативны, решительны, обладать лидерскими и организаторскими качествами, упорством в достижении поставленных целей, позитивно относиться к коллегам, уметь работать в коллективе, быть готовым к постоянному развитию и самосовершенствованию.
Как показали результаты проведенных исследований, основными факторами, сдерживающими развитие кадровой компоненты инновационного потенциала вуза в нашей стране, являются:
– большая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава;
– низкая моральная и материальная отдача от реализации научно-исследовательской деятельности;
– нежелание преподавателей участвовать в инновационной деятельности;
– недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры вуза.
Повышение эффективности кадровой составляющей инновационного потенциала вуза предполагает реализацию следующих мероприятий:
– омоложение профессорско-преподавательского состава вуза, вовлечение в инновационную деятельность молодых специалистов;
– расширение межвузовского сотрудничества, приглашение для участия в научно-исследовательской деятельности представителей других вузов и других стран;
– повышение заинтересованности сотрудников вуза в инновационной деятельности путем поддержки и материального стимулирования образовательных инициатив преподавателей через систему конкурсов на лучшие методические разработки;
– повышение квалификации работников вуза, организация стажировок и обмена опытом с ведущими вузами страны и мира.
Материальная компонента ресурсной составляющей инновационного потенциала высшего учебного заведения представлена предметами труда, которые необходимы для разработки, внедрения и распространения инноваций.
Для обеспечения бесперебойного инновационного процесса в вузе важно своевременно обеспечивать его необходимым сырьем, материалами, топливом, энергией и т.д.
Материальные ресурсы, используемые для реализации образовательной и научно-исследовательской деятельности высшего учебного заведения, включают в себя следующие элементы:
– сырье — это материальные ресурсы, подвергшиеся незначительному воздействию человека и требующие дальнейшей обработки в процессе осуществления инновационной деятельности;
– материалы, предполагающие предварительную обработку с целью доведения их свойств до состояния, пригодного к использованию в инновационной деятельности. В зависимости от характера их использования, они подразделяются на основные и вспомогательные;
– полуфабрикаты, представляющие собой предметы труда, которые уже прошли несколько стадий промышленного производства, но требуют дальнейшей обработки;
– топливно-энергетические ресурсы, необходимые для приведения в движение оборудования, транспортных средств и т.д., используемых в процессе осуществления инновационной деятельности.
Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности вуза является ее обеспеченность материальными ресурсами высокого качества и необходимого количества. В связи с этим большое внимание необходимо уделять правильной организации процесса управления материальными ресурсами, включающему в себя следующие направления:
– планирование потребности в материальных ресурсах;
– своевременное бесперебойное приобретение ресурсов в необходимом объеме (в соответствии с имеющейся потребностью) и нужного качества;
– использование материальных ресурсов по существу;
– применение научно-обоснованных норм расходования материальных ресурсов, внедрение безотходных технологий.
В современном мире значительно возрастает роль технических ресурсов, используемых при выполнении задач инновационного развития вуза и обеспечивающих достижение его целей.
Технические ресурсы инновационной деятельности включают в себя средства труда, состоящие из:
– материальных технических средств, представленных специализированным оборудованием, устройствами, инструментами, машинами, зданиями, помещениями, приборами и т.д., используемых в научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза в течение длительного периода времени (более 12 месяцев) и сохраняющих в течение всего срока использования свою материально-вещественную форму;
– нематериальных технических средств, состоящих из объектов, не имеющих материально-вещественной формы и используемых как для обеспечения реализации научно-исследовательской деятельности (компьютерные программы, лицензии, технологии и др.), так и являющихся ее результатами (ноу-хау, патенты, авторские права и т.д.).
Уровень технического развития инновационной деятельности характеризуется следующими показателями:
– уровень прогрессивности применяемых материальных технических средств;
– степень изношенности основных средств;
– степень автоматизации, механизации и роботизации инновационной деятельности;
– уровень технической вооруженности научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза;
– показатели внедрения результатов инновационной деятельности.
Таким образом, уровень применяемой техники, опытно-конструкторская и научно-исследовательская база инновационной деятельности вуза в значительной мере определяют эффективность ее реализации.
Одним из основных условий реализации инновационной деятельности высшего учебного заведения является обеспеченность финансовыми ресурсами.
Финансирование инновационной деятельности направлено на «аккумулирование необходимого объема финансовых ресурсов и их эффективное использование для обеспечения реализации инновационных проектов» [3].
Обеспечение инновационной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами должно осуществляться при строгом соблюдении следующих принципов:
– «принцип целевой ориентации финансового обеспечения, подразумевающий строгую целевую направленность финансовых ресурсов на конкретные инновационные проекты;
– принцип обоснованности и разнообразия привлекаемых источников финансирования;
– принцип комплексности системы финансирования, предполагающий охват максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
– принцип адаптации системы финансирования к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
– принцип эффективности, подразумевающий быстрое и эффективное распространение и использование результатов инновационной деятельности» [3].
В настоящее время наиболее часто используемыми формами финансирования инновационной деятельности выступают:
– государственное финансирование образовательной деятельности, а также отдельных проектов;
– собственные средства вуза;
– банковское кредитование;
– заключение хозяйственных договоров с коммерческими организациями;
– инновационный лизинг;
– смешанное финансирование.
В силу специфики инновационной деятельности высшего учебного заведения, огромное значение в структуре ее инновационного потенциала имеет информационный ресурс.
Под информационными ресурсами понимается сама информация, а также созданная инфраструктура для обеспечения эффективного ее использования.
К информационным ресурсам инновационной деятельности вуза можно отнести [8]:
– имеющийся научно-технический задел, включающий в себя имеющиеся разработки, патенты, авторские свидетельства и др.;
– экономическая информация (финансовые, аналитические данные);
– коммерческая информация (сведения о структуре, потребностях рынка, конкурирующих организациях, поставщиках и т.д.);
– информация об имеющихся ресурсах;
– справочно-правовая информация.
Более конкретно в состав информационных ресурсов инновационного потенциала вуза включаются:
– «опубликованные и неопубликованные первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, диссертации и т.д.);
– полнотекстовые базы данных;
– фонды опубликованных и неопубликованных первичных документов, собираемые библиотеками, центрами информации, архивами и другими учреждениями;
– библиографическая продукция;
– фактографические базы данных;
– справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);
– обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);
– компьютерные сети связи;
– программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;
– учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование информационных ресурсов» [8].
Ресурсная составляющая инновационного потенциала высшего учебного заведения постоянно подвержена влиянию различных факторов, всю совокупность которых можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы поддаются влиянию и корректировке со стороны руководства вуза. По сути они представляют собой совокупность условий, созданных в учебном заведении для развития инновационной деятельности. В частности, к ним можно отнести:
– количество часов, выделяемых на изучение учебных дисциплин, их распределение между аудиторной и самостоятельной нагрузкой;
– роль и значение практической подготовки студентов в вузе;
– степень вовлеченности преподавателей и студентов вуза в научно-исследовательскую деятельность;
– использование в педагогической деятельности достижений педагогической науки;
– участие вуза в международной деятельности;
– особенности системы управления инновационной деятельностью вуза, представляющей собой «интегрированную совокупность взаимодействующих элементов, находящихся между собой в определенных отношениях, предназначенная для кооперативного выполнения заранее определенной функции, связанных с разработкой нового вида образовательных услуг или совершенствованием существующих услуг на основе более результативного осуществления управленческих процессов» [5].
– имеющийся опыт, результативность и эффективность реализации прошлых инновационных проектов;
– состояние и уровень развития инновационной инфраструктуры вуза, выражающиеся в наличии в вузе базовых кафедр, собственных научно-исследовательских подразделений, центров, работающих по доведению инновационных идей до инновационных разработок и др.;
– организаций сотрудничества и взаимодействия вуза с реально функционирующими предприятиями;
– стратегия развития вуза, его нацеленность на осуществление инновационной деятельности.
Таким образом, внутренние факторы инновационного потенциала являются управляемыми, в связи с чем одна из задач вуза состоит в их преобразовании в конкурентные преимущества.
Внешние факторы не зависят от действий руководства вуза и определяются общеэкономическими, политическими, социальными тенденциями в стране. К ним можно отнести:
– государственную политику в области развития инновационной деятельности в вузе;
– состояние законодательной базы по данному вопросу;
– уровень развития инновационной деятельности в регионе;
– ориентацию и восприимчивость хозяйствующих субъектов региона к нововведениям;
– уровень инновационного развития вузов данного региона и страны в целом;
– общественное признание инноваций в области образования;
– инвестиционный климат и стабильность в регионе;
– уровень развития дополнительного целевого финансирования образовательных проектов, конкурсов и т.д.;
– уровень развития научно-технического прогресса и др.
Таким образом, структуру инновационного потенциала высшего учебного заведения можно представить следующим образом (рис. 1). | | | Рис. 1. Структура инновационного потенциала вуза | Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что в России реформирование системы высшего образования только началось. С одной стороны, оно направлено на совершенствование образовательного процесса, с другой — предполагает активное развитие научно-исследовательской деятельности, ориентированной на реальные потребности населения и хозяйствующих субъектов.
В обоих случаях решающим фактором эффективности и успешности проводимых мероприятий является активное развитие инновационной деятельности вуза, способность к осуществлению которой определяется величиной его инновационного потенциала. |
| |
|
|