| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Мюллер Н. В. директор Центра обучения инвалидов
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Давыдова И. В. доцент Центра обучения инвалидов
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается опыт внедрения инклюзивного образования в вузе как инновационный процесс, направленный на индивидуализацию обучения. Раскрываются теоретические и практические вопросы индивидуализации обучения в вузе и роль инклюзивного образования в этом процессе. | Ключевые слова: инновации, инклюзивное обучение, индивидуализация обучения, индивидуальный учебный план, индивидуальный учебный график | УДК 376.378 Стр: 198 - 201 | Инновации в образовании, также, как и в других сферах, предполагают изменения в технике и технологии образовательного процесса, причем эти изменения могут происходить как одновременно, так и совершенно независимо друг от друга. Технические инновации, обычно дорогостоящие, могут запускаться быстро и одновременно во многих учебных заведениях. Так было с компьютеризацией школ или внедрением обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) во время пандемии COVID-19. Технологическое же изменение образования требует гораздо больше времени, внедряется постепенно и крайне неохотно. Это связано, в первую очередь, с тем, что новые методы, методики, средства обучения требуют длительной и серьезной проверки и внедрения, а зачастую и наличия кадрового потенциала, способного осуществить нововведения. Но даже самая хорошая опытно-экспериментальная проверка не гарантирует того, что методики обучения, имеющие самые положительные результаты в одной организации, будут иметь такой же результат в других. Поэтому образование - консервативная сфера, где научно-технический прогресс зачастую становится вяло текущим, а популярность порой выше у тех организаций, где сохраняется традиционное образование или преемственность школ.
Инновационная активность в образовании ограничена еще и тем, что существует относительно низкая конкуренция общеобразовательных школ (связанная с привязкой к месту проживания ученика), а также профессиональных образовательных организаций и даже высших учебных заведений, где выбор сужается выбранной профессией или специальностью. Это снижает внутреннюю потребность организаций к поиску и внедрению инноваций, и часто их стимулами становятся только изменения во внешней среде. Так, в современных условиях изменения в других социально-экономических сферах, прежде всего в производстве, требуют существенных изменений в формах, методах и средствах обучения. Например, потребность современного предпринимательства породила необходимость внедрения проектного обучения, когда изучаются не законы, а способы их применения в той или иной ситуации на конкретном предприятии.
Сложность инноваций в образовании связана еще и с тем, что их запуск обычно планируется к началу учебного года, если же внедрение разработанной инновации запоздало, то обычно ее реализация откладывается на год или может не состояться, так как за год может многое измениться.
К сожалению, недофинансирование образования в РФ в течение многих лет привело к тому, что у нас внедрялись в основном технологии, разработанные на Западе, причем не всегда лучшие, например, используемые в США, где качество образования (по мнению самих американских аналитиков) крайне низкое.
Еще одной особенностью инноваций в образовании является ограниченная возможность копирования технологий, хотя это самый простой и эффективный способ распространения инноваций среди небольших организаций любой сферы деятельности.
Примеров инноваций в образовании во второй половине ХХ – начале XXI века достаточно много. Большинство из них связано с компьютеризацией и использованием информационных ресурсов. При этом результатом инновационного процесса в сфере образования всегда должно быть или качественное изменение содержания или совершенствование самого процесса обучения. А целью – развитие личности обучающегося, создание условий для его самоактуализации.
Инклюзивное обучение в реализации этой цели занимает совершенно особое место.
С момента появления инклюзивного образования появилось достаточно много публикаций, касающихся его внедрения в образовательных организациях. В значительной части эти публикации посвящены освещению успешного уникального опыта внедрения инклюзивного образования в этих организациях или описанию проблем, связанных с инклюзивным обучением. При этом мало публикаций о влиянии инклюзивного образования на организацию учебного процесса в вузах в целом и о возможностях распространения опыта обучения студентов с инвалидностью на обучающихся с нормативным состоянием здоровья. А между тем, внедрение инклюзивного образования стало не только отраслевой инновацией, но и частью глобальных инноваций, пронизывающих все сферы общества. Инклюзивному образованию уделяется значительное внимание во всем мире, поэтому внедрение инклюзивного образования в России влияет на гуманитарный имидж нашей страны, на ее вклад в копилку мирового педагогического опыта.
Стимулами инноваций в сфере инклюзивного образования стали: потребности интеграции в общество людей с инвалидностью; философские идеи, рассматривающие человеческую жизнь, как высшую ценность; развитие науки и техники, способствующее внедрению ассистивных средств и технологий, использование которых позволяет расширить возможности людей с инвалидностью в процессе получения информации, их адаптации к условиям образовательного процесса; достижения педагогики, позволяющие осуществлять обучение лиц, имеющих особые образовательные потребности, совместно с другими обучающимися.
Внедрение инклюзивного образования осуществляется уже на протяжении десяти лет и в настоящее время носит модифицирующий характер, постоянно улучшающий условия обучения людей с инвалидностью.
В организационную структуру инклюзивного высшего образования входят:
– Министерство науки и высшего образования, которое задает организационные и экономические рамки, в которых осуществляется внедрение инклюзивного образования;
– ресурсные учебно-методические центры. Они обеспечивают комплексный подход для развития системы инклюзивного высшего образования в России, оказывают консультационную поддержку вузам-партнерам, лицам с инвалидностью и ОВЗ и другим заинтересованным лицам, разрабатывают подходы и технологии профориентации, обучения, и содействия трудоустройству;
– организационные структуры вузов, осуществляющие внедрение и сопровождение инклюзивного образования в вузах.
В рамках данной статьи рассмотрим отдельные аспекты инновационной деятельности высших учебных заведений, связанные с внедрением инклюзии.
Инновации в сфере образования представляют собой три основных процесса: создание, освоение и практическую реализацию педагогических научно-технических достижений. К этим трем процессам, на взгляд авторов, необходимо добавить еще один, завершающий процесс, при котором инновация становятся обыденностью образовательной организации.
В настоящее время первые три составляющие инновационного процесса инклюзивного образования протекают параллельно.
Рассматривая первый процесс, необходимо отметить, что в данное время большое внимание уделяется разработке теоретико-методологических аспектов формирования инклюзивной культуры в образовательной организации, а также моделированию инклюзивных практик по различным направлениям (межведомственного взаимодействия по вопросам сопровождения инвалидов; адресной профориентации; разработке и сопровождению индивидуальных траекторий обучения; сопровождения инвалидов на всех этапах их взаимодействия с вузом от момента участия в профориентационных мероприятиях и до постдипломного сопровождения на этапе начала трудовой деятельности; вопросы цифровизации и использования электронной информационной образовательной среды вузов в обучении инвалидов; поддержки молодежного предпринимательства и волонтерских практик и др.). При этом практически все вузы разрабатывают свои эксклюзивные модели инклюзивного образования, которые предназначены для использования в образовательном процессе исключительно самого разработчика.
На этапах освоения и практической реализации инноваций вузы внедряют и отрабатывают разработанные модели. В инклюзивном сообществе существуют попытки найти, так называемые, «коробочные» решения – зарекомендовавшие себя инклюзивные практики, готовые к внедрению в других образовательных организациях (проекты «под ключ»), но это пока не нашло широкого применения, кроме решений, касающихся применения IT-технологий. Поэтому четвертый этап все еще не реализуется в высшей школе, а, следовательно, инклюзия еще не стала обыденностью.
Не все разрабатываемые практики могут быть распространены и на деятельность вузов за рамками собственно работы со студентами с инвалидностью. Однако, некоторые из них могут быть распространены более широко и сделать равный доступ к образованию «для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [1, ст.2, п.27]
Рассмотрим два возможных направления инновационной деятельности вузов, опирающиеся на опыт, наработанный в сфере инклюзивного образования, который впоследствии может иметь более широкое распространение и использован для совершенствования учебного процесса в вузах.
Первое направление – индивидуализация обучения.
Индивидуализация и персонификация, растущее многообразие в XXI веке – это глобальный мировой тренд во многих сферах деятельности. Международные и российские образовательные стратегии (например, одна из целей в области устойчивого развития ООН, «Национальный проект «Образование») обращают внимание на непрерывное образование. Но оно, на наш взгляд, требует индивидуализации и разнообразия образовательных стратегий.
Внедрение инклюзивного образования предполагает целенаправленное изменение образовательного процесса в сторону его разнообразия за счет индивидуализации, учета особых образовательных потребностей (на данном этапе только студентов с инвалидностью).
До недавнего времени индивидуальное обучение в вузе рассматривалось как вынужденная мера, и было доступно далеко не всем студентам, а только определенным группам, например, спортсменам (причем, мирового и европейского уровня, олимпийцам и т. п.).
Об индивидуализации учебного процесса в высшей школе говорилось давно и много, однако реальное движение, не как единичного уникального опыта отдельных вузов, в сторону индивидуального подхода к потребностям обучающегося, создания организационных механизмов, направленных на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающихся, адекватно вписывающихся в учебный процесс, начался, на наш взгляд, именно с внедрением инклюзивного образования.
К основным направлениям индивидуализации обучения в целом можно отнести следующие [3]: уменьшение сроков обучения, изменение порядка изучения дисциплин, изменение сроков промежуточной аттестации, увеличение сроков обучения, свободное посещение занятий, использование смешанных форматов обучения (сочетание очного и онлайн обучения, организация параллельной трансляции из учебной аудитории, где занимается учебная группа в место нахождения студента, а также самостоятельной работы с учебным материалом, сопровождение в процессе обучения, изучение дисциплин, не входящих в учебный план, возможности выбора преподавателя дисциплины.
Реализовать первые три направления: уменьшение сроков обучения, изменение порядка изучения дисциплин, изменение сроков промежуточной аттестации возможно при обучении по индивидуальному учебному плану.
Увеличение сроков обучения для студентов с нормативным состоянием здоровья в настоящее время можно только при использовании академического отпуска. Для студентов с инвалидностью эта возможность существует при обучении по адаптированной программе с использованием индивидуального учебного плана. Увеличение сроков обучения возможно на срок, указанный в Федеральном государственном образовательном стандарте по соответствующему направлению подготовки/специальности.
Два последних направления: изучение дисциплин, не входящих в учебный план и возможности выбора преподавателя дисциплины – реализуемы при использовании программ дополнительного образования, например, имеющихся в открытых образовательных ресурсах, либо в рамках тьюторской поддержки, что частично используется в настоящее время при изучении адаптационных дисциплин при обучении студентов с инвалидностью.
Остальные направления - внедрение возможности свободного посещения занятий в сочетании с широким использованием смешанных форматов обучения - могут стать основными инновационными направлениями индивидуализации обучения.
Учитывая, что образовательные организации не поощряют «вольницы» в посещении занятий, применение смешанных форм обучения для здоровых студентов могут закрепляться индивидуальным учебным графиком, который уже используется при обучении студентов с инвалидностью. При этом необходимо различать индивидуальный учебный план и индивидуальный учебный график.
Понятие индивидуального учебного плана законодательно закреплено [1, ст. 34, п.3]. Индивидуальный учебный план – это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Он разрабатывается на основе основной профессиональной образовательной программы соответствующего направления подготовки, но позволяет изменять порядок изучения дисциплин учебного плана и сроки обучения, как правило, в сторону уменьшения.
Понятие индивидуального учебного графика в Законе «Об образовании в РФ» отсутствует. Однако, о нем говорится в Методических рекомендациях «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации» [2].
При обучении по индивидуальному графику часть или все дисциплины, входящие в учебный план, студент осваивает самостоятельно или под контролем преподавателя, при этом не изменяется порядок изучения дисциплин или сроки обучения. Индивидуальный учебный график устанавливает порядок посещения занятий, учитывая особенности изучаемых дисциплин и возможности обучающегося. Перевод на этот график возможен не на весь период обучения, а на один курс, семестр, месяц, неделю и т.д.
Индивидуальный график имеет ряд преимуществ, позволяющих студенту с инвалидностью не бросать учебу и не брать академический отпуск в условиях каких-то чрезвычайных жизненных обстоятельств (ухудшении состояния здоровья, необходимости медицинских обследований, реабилитации). Это, прежде всего, возможность не посещать часть занятий, а присоединяться к ним онлайн или изучать учебный материал самостоятельно, используя электронную информационно-образовательную среду вуза, в том числе и электронные курсы, видеозаписи занятий и др. Это дает возможность студенту с инвалидностью обучаться в комфортных для него условиях, в удобном темпе и в удобное время, и при этом пользоваться теми доступными техническими средствами, инструментами, литературными и научными источниками, что и студенты, обучающиеся очно. Таким образом, индивидуальный график может включать практически все параметры индивидуализации обучения.
Особенности работы с индивидуальным учебным графиком еще не отработаны до конца. Однако в будущем он может стать инструментом для индивидуализации обучения студентов в случае документально подтвержденной необходимости (уход за престарелыми родителями, уход за ребенком, проживание в удаленной местности, научные исследования и занятия спортом на высоком уровне, сочетание учебы в магистратуре с работой и др.), а также при получении второго образования, обучения студентов, так называемого, серебряного возраста, иностранных граждан и т.д.
Однако индивидуальный график, помимо достоинств, имеет и свои недостатки. Прежде всего, увеличивается самостоятельность и ответственность студента, что требует от него не всегда имеющейся высокой самоорганизации. Кроме того, отсутствие разработанных нормативных актов и навыка работы с использованием индивидуального графика приводит к тому, что преподаватели крайне неохотно работают с этим документом, не создавая или создавая не в полной мере специальные условия для обучения.
Второе направление инновационного развития - использование опыта создания специальных условий для студентов с инвалидностью.
В образовательных организациях должны создаваться специальные условия для обучения инвалидов. [1, ст.79]. Одним из специальных условий является наличие адаптированных образовательных программ, учитывающих образовательные потребности и особенности отдельной группы обучающихся с инвалидностью или обучающихся с определенными видами нарушений здоровья, или отдельного обучающегося. Опыт составления таких программ может быть полезен при учете образовательных потребностей студентов, нуждающихся в индивидуализации учебного процесса (например, при составлении индивидуальных учебных графиков). Кроме того, адаптированные программы подразумевают наличие адаптационных дисциплин, отдельные из которых могут быть использованы для поддержки студентов с нормативным состоянием здоровья, испытывающим сложности в обучении, коммуникации, трудоустройстве.
Что касается специальных методов обучения и воспитания, то для большинства категорий инвалидов рекомендовано использование активных методов, практико-ориентированное обучение и групповая работа. Использование этих методов способствует лучшему усвоению знаний и социализации студентов с нормативным состоянием здоровья в том числе. Овладение преподавателями этими методами повышает их квалификацию, а, следовательно, и качество обучения в вузе.
Опыт тьюторского сопровождения будет полезен для поддержки студентов с нормативным состоянием здоровья, использующих гибкие формы обучения.
Разработка специальных учебных материалов также является полезным опытом методической работы для преподавателей. Потребность в наличии специальных учебных материалов может содействовать развитию сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, ресурсными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов, для создания новых или использования в практике обучения учебных материалов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет.
Индивидуализация образования, использования индивидуальных планов и графиков, специальных средств и форм обучения широкого круга студентов является первым шагом на пути к переходу к реальному инклюзивному образованию, каким оно трактуется в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Следующий инновационный шаг — это изменение роли студента в образовательном процессе: от получателя образовательных услуг до разработчика своей индивидуальной образовательной траектории (маршрута), а затем и индивидуальной программы обучения, и сосоздателя своих компетенций.
Выводы. По своей сущности внедрение инклюзивного образования является системным инновационным процессом образовательной организации, охватывающим многие компоненты организации учебного процесса.
Внедрение инклюзивного образования оказывает влияние на организацию всего процесса обучения:
– диктует развитие гибких форм обучения;
– способствует индивидуализации процесса обучения для всех обучающихся;
– содействует поиску и отработке механизмов индивидуализации и персонификации процесса обучения;
– направляет педагогических работников организации на поиск новых технологий обучения;
– способствует повышению квалификации педагогических работников;
– повышает качество обучения в вузе.
Развитие инклюзивного образования – это естественный процесс совершенствования высшей школы. В современных условиях происходит глобализация образования, когда вузы конкурируют уже не в национальных границах, а на международном уровне. Чтобы привлечь абитуриентов, мало иметь высокий рейтинг или громкое имя, требуется создать такие условия обучения, которые бы удовлетворяли индивидуальным потребностям потенциального студента, причем не только сегодняшним, но и будущим, поскольку образование превращается в непрерывное и пожизненное – образование на протяжении всей жизни. |
| |
|
|