Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
Благих И. А.
профессор кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Газизуллин Н. Ф.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли и
кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Протасов А. Ю.
зав. кафедрой экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Формирование политической экономии евразийского экономического союза (обзор всероссийского межвузовского семинара «Реформирование экономического образования в России — неотложная задача российского экономического сообщества»
Экономический факультет СПбГУ, 30 марта 2023 г. Россия, Санкт-Петербург
В статье представлен аналитический обзор международного научного политэкономического семинара на тему «Современная политическая экономия и ее потенциал в интерпретации современного стадиального и геополитического сдвигов», состоявшегося 30 марта 2023 г. в Санкт-Петербурге на базе кафедры экономической теории и истории экономической мысли экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в рамках ежегодного международного симпозиума экономического факультета СПбГУ. С обширным докладом на семинаре выступил известный советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ, вице-президент Вольного Экономического Общества России, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета Бузгалин А.В. В представленных докладах и выступлениях участников научного форума были рассмотрены вопросы реформирования экономического образования в России, вызванные новой реальностью российской экономики, заключающейся в объявленной объединенным Западом экономической и гибридной войне против современной России. Данная реальность требует адекватного отражения в отечественной экономической мысли. Перед национальной политической экономией стоят задачи выработки мер и инструментария мобилизации экономики, построения суверенной, независимой системы экономического образования, подготовки патриотически настроенных кадров, нацеленных на работу в собственной стране, а не в хозяйстве коллективного Запада, враждебного России. Авторы представленного обзора полагают, что материалы состоявшегося политэкономического семинара нуждаются в скрупулезном научном анализе, обобщении предложений и выработке действий, соответствующих текущему моменту и долгосрочной стратегии развития России.
Ключевые слова: семинар СПбГУ, реформа экономического образования, национальная политэкономия, российская экономическая мысль, суверенное мышление
УДК 330.323.4; ББК 65.263   Стр: 238 - 241

В работе международного научного семинара, состоявшегося 19 апреля 2023 г. на Экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета приняло участие около 50 человек. Зарубежные участники, докладчики и слушатели из других городов имели возможность принять участие в работе форума в режиме онлайн. С краткой информацией о мероприятии выступил заведующий кафедрой экономической теории и истории экономической мысли Экономического факультета СПбГУ А.Ю. Протасов, после чего слово было предоставлено докладчику.
С докладом «Необходимость глубокого реформирования образования в области экономической теории» выступил заслуженный профессор МГУ, вице-президент Вольного Экономического Общества России, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета д.э.н., профессор Бузгалин Александр Владимирович.
Докладчик отметил, что так называемая современная экономическая теория, преподаваемая в вузах России, на деле не является современной. Она давно уже не отражает новую реальность, продолжая проповедовать постулаты из «лихих 90-х», когда она была нацелена на приватизацию общенародной собственности, а не на материальное производство и экономический рост нашей страны. В докладе подробно и обстоятельно аргументировался вывод о необходимости реформирования системы образования в области экономической теории.
Основанием для этого являются как известные уже много десятилетий общие проблемы из области преподавания политической экономии, читаемой пока как факультатив к курсам микро- и макроэкономики с некоторыми дополнениями, так и новые обстоятельства — глубокие изменения в экономической жизни в мире в целом и в России, в частности. Докладчик показал, что качественные изменения в технологиях, обострение геополитэкономических противостояний и глобальных проблем обусловило необходимость трансформаций в пространстве экономических отношений и институтов.
Все еще господствующая в образовательной среде модель позднего капитализма, – отметил А.В. Бузгалин, – находится в кризисе, что признается не только критиками, но и адептами этой системы (в частности, отдельными докладчиками на Давосском форуме, в аналитических докладах Римского клуба). В Российской Федерации требования изменения экономической жизни носят еще более глубокий характер. В этих условиях необходимо фундаментальное экономическое образование, адекватно отражающее происходящие изменения, готовящее предпринимателей, государственных служащих, домохозяйства к принятию решений в новых условиях. Основанная на неоклассических постулатах микро- и макроэкономическая теория, даже при условии ее дополнения разработками поведенческой экономики и нового институционализма, не может в полной мере отразить новые явления. Между тем, в настоящее время преподавание экономической теории сводится именно к этим курсам, хотя и появляются уже важные исключения (курсы, учебники в России, странах ЕАЭС, БРИКС и других), показывающие плодотворность иной, включающей не только неоклассику, модели преподавания экономической теории.
Процесс модернизации и инновации в образовательной сфере – отметил докладчик, – позволит нашей стране реформировать свою экономику, вывести ее на передовые позиции в мире. Для этого необходимы новые подходы к содержанию и уровню образовательных отношений в государстве. Образовательная система России имеет богатейшие исторические корни. Самобытность и неповторимость нашей системы образования несет в себе большой потенциал для ее дальнейшего развития.
Однако в настоящее время наметились некоторые системные трудности, особенно в последние годы. Современные условия развития общества требуют от формирующейся системы создания новых механизмов адаптации и апробации содержания образовательных программ. Это обусловлено изменением потребностей общества, как в культурной, так и в экономической среде. Возросла необходимость внедрения в образовательную среду общественных систем управления и контроля, а также активного привлечения инвестиций, не только со стороны бизнес-сообщества, но и государства. В области социально-экономической политики все, кажущиеся узкопрофессиональными и даже техническими вопросы, в конечном счете, упираются в фундаментальные общественные проблемы.
В докладе было аргументировано, что строгая «привязка» основных блоков социально-экономической политики к структуре системы производственных отношений позволит сделать экономическую политику более комплексной и эффективной. Акцентирована важность целостности и системности социально-экономической политики, поскольку несогласованность экономической, финансовой, социальной политики государства и фактически присутствующее в современной России доминирование краткосрочных мер финансовой политики сводит на нет все остальные усилия государства, даже если они были направлены на позитивные цели. Далее докладчик подробно остановился на важности преподавания политической экономии в ВУЗах страны, подчеркнул важность постановки вопроса о том, интересы какого экономического актора выражает та или иная экономическая политика.
Далее состоялись прения по докладу. В режиме онлайн к форуму присоединился известный советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор, долгое время возглавлявший кафедру политической экономии, ныне профессор той же кафедры Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Пороховский А.А. Его выступление было посвящено школе и бизнесу, и роли политической экономии в образовании бизнесменов и молодежи. Если для науки «рыночный фундаментализм» обернулся все более усиливающейся коммерциализацией этой сферы, но и, как ни покажется это странным, он и для бизнеса не принес ничего хорошего, -отметил выступающий. В школах тоже неправильно преподаются основы экономической теории. Необходимо усилить связь науки с бизнесом и со школой. На место научного сотворчества, диалога ученых и производителей материальных благ, открытого соперничества талантов все более приходит формальная погоня за «квантифицируемыми» результатами (публикации в престижных журналах, рейтинги на основе цитирования и т.п.), которые ученый может продать работодателю.
Кроме того, наука все более начинает работать не на развитие человеческих качеств и прогресс общества в диалоге с природой, а на обслуживание потребностей посреднических секторов и других сфер, создающих товары-симулякры. Политическая экономия, в отличие от микро- и макро- курсов, навязанных России Западом, которые якобы идеологически нейтральны, открыто провозглашает свою связь с политикой, с национальной экономикой. Конечно, в школе надо преподавать курсы политической экономии, – считает А.А. Пороховский.
Доцент кафедры экономической теории и истории экономической мысли Экономического факультета СПбГУ Ушанков В.А. выступил с критикой концепции политической экономии, высказанной в докладе А.В. Бузгалина. Он считает, что только та экономическая теория, которая оперирует цифрами, достойна внимания. Политическая экономия, изложенная в докладе будет слишком абстрактной наукой, это будет пустая «говорильня». В свое время, считает Ушанков, маржинализм вытеснил все абстрактные экономические науки, потому что он предложил методы счета, а не просто разговоров.
Доцент кафедры экономической теории и истории экономической мысли Экономического факультета СПбГУ Румянцева С.Ю., возражая докладчику, выступила против волюнтаристского навязывания политической экономии взамен других экономических теорий. Не следует навязывать смену одной научной парадигмы другой. В преподавании экономических наук необходим плюрализм.
Миропольский Д.Ю. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой общей экономической теории и истории экономической мысли СПбГЭУ отметил, что для того, чтобы политическая экономия была нужной, надо, чтобы господствующий класс обратил на нее внимание. В свое время экономикс отвечала требованиям олигархии, захватившей власть в России. В настоящее время на первый план выходит требование восстановления производственного потенциала нашей страны. Ключевыми направлениями преодоления технологического отставания являются, по мнению выступающего, такие сектора, как промышленный инжиниринг, технологии, электроника, медицина, фармацевтика, цифровые технологи. Новая реальность российской экономики требует финансирования технологического рывка. Необходимо перераспределить поток природной ренты, а также повысить объемы кредитования инвестиций в передовые производства. Для внедрения этого в жизнь, необходимо изменить мышление масс. Политическая экономия должна быть идеологической наукой. Она должна отвечать реалиям нашей страны, а не какого-то «общечеловеческого общества». Политическая экономия отвечает реалиям современности, периоду, который переживает наша страна и, конечно, она должна заменить существующие экономические дисциплины, возникшие в «лихие 90-е» годы.
Заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики Экономического факультета СПбГУ Лякин А.Н., д.э.н., профессор, отметил, что преподаваемые в настоящее время экономические дисциплины, и курсы по микро- и макро- экономике вполне способны осветить вопросы, которые преподавались в политической экономии. Никто не запрещает ВУЗам в рамках вузовского компонента образовательного стандарта преподавать те вопросы, которые являются в каждый данный момент актуальными.
Редактор журнала «Просвещение» Исайчиков В.Ф. выступил с критикой доклада в части отсутствия в нем партийности. По мнению выступающего, классовая структура общества вполне представлена в современной России. Нужна не просто политическая экономия, а политическая экономия производительного класса, а не класса олигархического рантье, которая может образоваться при отсутствии партийности в преподавании экономических дисциплин.
Профессор кафедры менеджмента и инноваций и кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли СПбГЭУ, д.э.н., профессор, Главный редактор Евразийского международного научно-аналитического журнала «Проблемы современной экономики» Газизуллин Н.Ф. в своем выступлении отметил, что в рамках журнала была проведена дискуссия о причинах разрушения СССР, в которой приняли участие отечественные и китайские ученые В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что разрушение СССР началось с идеологического нигилизма.
В современных условиях тоже есть проблемы с идеологией. В обществе существуют настоятельные требования о формировании идеологии патриотизма, но в ВУЗах все еще господствует либеральная идеология, которую нам насадил американский империализм в «лихие 90-е» при помощи гайдаров и чубайсов.
В качестве доказательства сказанного, можно привести судьбу учебника по Евразийской политэкономии, выпущенного в 2016 г., который вначале был внедрен в систему образования в СПБГЭУ, но затем под различными предлогами его преподавание было сведено на нет. Преподавательскому составу следует занимать более активную идеологическую позицию. Редколлегия журнала «Проблемы современной экономики» имеет тесные связи с Государственной Думой, с руководящими структурами ЕАЭС, с Казанским евразийским экономическим конгрессом, который теперь работает на постоянной основе, и везде мы проводим идеи необходимости преподавания политической экономии евразийства. Нас все поддержали, но необходима более наступательная идеологическая политика. Надо, чтобы идея евразийской политической экономии овладела массовым сознанием преподавательской общественности. А эта задача без нас не будет решена. Начинать надо с преподавания.
Д.э.н., профессор Гайсин Р.С., долгое время руководивший кафедрой политической экономии Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева (г. Москва), ныне профессор той же кафедры, в своем выступлении отметил, что, занимая в течение длительного времени должность заведующего кафедрой политэкономии, он стремился к тому, чтобы приблизить связь фундаментальной теории с практическими вопросами. Сегодня на повестке дня остро стоят вопросы импортозамещения и развития отечественных технологий. Среди технологических приоритетов, определенных Минпромторгом и Российской академией наук, созданы совместные рабочие группы, которые определяют, каким образом экономическая наука может максимально эффективно откликнуться на решение задач импортной независимости и как быстро перевести наши разработки в продукты.
Старший научный сотрудник экономического факультета МГУ Молчанов К.В. присоединился к дискуссии в режиме онлайн. Свое выступление он в основном посвятил критике теории К. Маркса, считая, что данная теория политической экономии содержала системные ошибки, которых следует избежать при написании новой современной политэкономии. По мнению К.В. Молчанова, СССР был разрушен потому, что политэкономия социализма строилась «по Марксу», а этого делать не следовало.
Определенный интерес вызвало выступление профессора кафедры экономической теории и истории экономической мысли Экономического факультета СПбГУ Благих И.А. о методологических проблемах курсов политической экономии и отечественной экономической науки. Он обратил особое внимание на то, что с началом «лихих 90-х» экономическая наука в России отказалась от своих корней и достижений, стала на путь подражания и ученичества. Преподаваемые в ВУЗах экономические дисциплины стали оторваны от реальной практики, а так называемый «методологический плюрализм» привел к преподаванию многочисленных экзотических курсов, придуманных только лишь для привлечения наивных абитуриентов. Научно-педагогические коллективы ведущих ВУЗов, в частности НИУ-ВШЭ в целях саморекламы, рассчитанной на простаков, насаждает «европейничанье», высокий, якобы, уровень цитируемости своих статей в зарубежных журналах, хотя все знают, что данные публикации имеют платно – заказной характер, их никто не читает, впустую расходуются значительные бюджетные средства.
Подобного рода порочная практика продолжает линию гайдаров и чубайсов, «лихих 90-х». Она обогащает лишь мошенников, но отечеству, стране ничего, кроме вреда, не приносит. Однако, даже в современных условиях, когда Президент РФ В.В. Путин в своей речи 30 сентября 2022 года, произнесенной на заседании, посвященном принятию в состав России четырех новых субъектов Российской Федерации дал ясно понять, что пути России окончательно и бесповоротно разошлись с Западом, указанная порочная практика продолжает иметь место: от российских научно-педагогических работников какой-то кадровый «менеджмент» по-прежнему требует публикаций в западных журналах для избрания по конкурсу. Понятно, что там, на Западе, в современных условиях будут напечатаны лишь статьи, порочащие нашу страну, что и происходит на самом деле. Далее Благих И.А. высказал свои предложения по содержанию и тематике экономических предметов в вузах в условиях гибридной и экономической войны, ведущейся Западом против России.
Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, к.э.н. Чирков М.А. считает, что в современных условиях сложно однозначно сказать, какие экономические курсы окажутся полезными, какие инициативы, выдвигаемые на их основе, будут рассмотрены, как будет обеспечена поддержка отраслей российской промышленности. Самый правильный ответ России на экономические санкции Запада – это либерализация экономики, мягкая поддержка всех отраслей промышленности, снижение издержек. Кроме того, могут быть приняты инициативы по поддержке населения, а также по укреплению технологического суверенитета нашей страны. Для решения этих задач необходимо совершенствовать систему стратегического планирования, в том числе, коренным образом изменить систему оценки результатов стратегического планирования по формуле «стратегическая задача – программы – цели – индикаторы» и законодательно закрепить ее, ввести институт управления государственным стратегическим планированием из единого центра. Выступавший считает, что рано отказываться от проверенных практикой экономических дисциплин, хотя вводились они в определенных условиях рыночных реформ.
Хайкин М.М. д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории Горного университета (Санкт-Петербург) сосредоточился на освещении круга проблем относительно идеологии, организации, технологии, методики преподавания экономической теории студентам инженерных направлений и специальностей технических вузов. Дал краткую характеристику состоянию, эволюции и традициям инженерного образования в России. Обосновал целесообразность и важность преподавания общественных и гуманитарных дисциплин на инженерных специальностях и направлениях в техническом вузе. Обосновал различия в отраслевой и теоретической экономике.
Особый акцент выступающим был сделан на содержании курса экономической теории для будущих инженеров, анализ трудностей и противоречий организационного, методического характера. Далее М.М. Хайкин проанализировал состояние современной экономической теории в России, описал основные тенденции развития экономической теории в мире и обосновал авторскую точку зрения на преподавание политической экономии на вверенной ему кафедре. В выступлении были предложены основные направления и пути решения проблем поставленных в докладе А.В. Бузгалина.
Кондрашова Л.И. д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов Института Китая и современной Азии РАН, в своем выступлении рассказала о современном облике образовательной системы Китая. Это, с одной стороны, выдающиеся достижения и успехи (Китай входит в первую пятерку стран по качеству образования), а с другой — все еще остающаяся проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения, проблемы доступности базового образования и т.д. Базовое образование в настоящее время является бесплатным для сельского населения Китая. Государство оплачивает обучение, берет на себя снабжение детей учебниками, а учебных заведений — необходимыми учебными материалами. Данное решение, несомненно, является большим достижением, хотя эта политика не реализована до конца. Образование детей для среднестатистической китайской семьи является крайне дорогостоящим.
Основополагающими документами по реформированию системы образования Китая являются: постановление ЦК КПК относительно реформы системы образования (1985), закон об обязательном образовании в КНР (1986), программа реформ и развития образования в Китае (1993), закон об учителе КНР (1993) и ряд других. Кроме того, следует иметь в виду, что в Китае политическая экономия является привилегированной дисциплиной. Существует Академия общественных наук, другие научно-образовательные учреждения, которые поддерживают и развивают курс Китая на социализм. Нам надо изучать и внедрять у себя китайский опыт.
Д.э.н., профессор Тарануха Ю.В., профессор кафедры политической экономии Экономического факультета МГУ выступил с критикой доклада в части замены курсов микро и макро политической экономией. Российские ученые существенно расширили область научных исследований экономики, – считает Тарануха Ю.В., – воплотившихся в целый ряд научных направлений, которые имеют тенденцию к обособлению друг от друга. Исследуя причины, вызвавшие интерес к политической экономии, и отдавая должное достижениям отечественной науки в решении рассматриваемой проблемы, выступающий задается вопросом о том, может ли политическая экономия в том виде, как понимается ее природа в настоящее время, стать новым направлением экономического анализа.
Включение политической экономии в экономику разных по своей природе субъектов хозяйствования приведет к размыванию границ экономического пространства, а также сделает аморфными объект и предмет экономических исследований. Признавая необходимым и возможным решением проблем политической экономии, переход к применению системно-эволюционного подхода и к соответствующей ему методологии, выступающий обратил внимание на их ограниченные возможности.
Учитывая, что требуется расширять инструменты анализа новых явлений современной экономики, был сделан вывод о наличии у существующих дисциплин микро- и макро- экономики все еще значительного научного и учебного потенциала. Реализация программ политэкономии предполагает определение природы субъектов, формирующих экономическое пространство, а также установление причин их возникновения.
Причина заключается в противоречии, порождаемом между потребностью в непрерывном инновационном лидерстве и невозможностью обеспечения этого в одиночку, — которое разрешается посредством возникновения принципиально новой формы осуществления производства: внутрипроизводственной кооперации специализированных, юридически и экономически самостоятельных фирм. Политическая экономия не способна обеспечить взаимодействие нашей страны на мировом рынке.
Д.э.н., профессор кафедры политической экономии МГУ, Хубиев К.А. в своем выступлении сосредоточился на описании системы оригинальной методологии политической экономии, создание которой основывалось на использовании достижений других наук. В частности, активно разрабатывался и использовался диалектический метод, который концентрированно выражался в восхождении от абстрактного к конкретному. Из области естественных наук использовались разработки, связанные с соотношением, соподчинением, функциональным взаимодействием и развитием сложных систем.
Отсюда — насыщение методологии кафедры политической экономии МГУ им. М.В. Ломоносова понятиями «структура», «система», «клеточка», «организм», «генетические связи» и т.д. Именно методологическая самодостаточность кафедры позволила создать политическую экономию в широком смысле как систему законов и категорий. Эта метасистема охватывала все исторически сменяющие способы производства, поэтому учеными кафедры были проведены дополнительные исследования в теории и методологии переходных отношений и их систем, связывающих различные способы производства.
Не все методологические наработки кафедры получили достаточный уровень теоретической конкретизации. Остались нерасшифрованные методологические знаки и фигуры. Подчеркивая непростые условия работы кафедры, К.А. Хубиев отметил, что фундаментальные положения «Курса политической экономии», разработанного на кафедре, прошли проверку временем. Теория переходной экономики стала основой критической оценки реформ 1990-х гг., обоснования альтернативного направления развития с учетом феномена уместности реформ и переходных процессов.
В заключение, возвращаясь к сегодняшнему дню, К.А. Хубиев подчеркнул, что в условиях современных трансформаций, происходящих в России ученые ведут разработку новых управленческих экономических инструментов и технологий. В этом смысле политическая экономия способна дополнить существующие курсы микро- и макро-, особенно преподавание неоинституциональной экономической теории.
В заключение докладчик Бузгалин А.В. ответил на вопросы и задачи, поставленные участниками состоявшейся дискуссии. В качестве рекомендации были высказаны предложения по развитию системы современного экономического образования в России, отвечающего национальным интересам. Было подчеркнуто, что не апеллирование к Министерству науки и высшего образования, а подвижнический труд принесет успех по внедрении политической экономии в образовательный процесс. Как подчеркнул докладчик, та или иная теория только тогда становится материальной силой, когда она овладевает массами.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия