Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Середа А. А.
Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ,
евразийской интеграции и связям с соотечественниками,
преподаватель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Братчик А. С.
бакалавр кафедры теории и истории международных отношений
Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (г. Москва)


Многостороннее межпарламентское сотрудничество России со странами СНГ: состояние, проблемы и перспективы
В статье проанализирована деятельность межпарламентских организаций на пространстве СНГ, обозначены существующие проблемы и перспективы развития.
Ключевые слова: межпарламентское сотрудничество, парламентская дипломатия, интеграция, постсоветское пространство, Россия, МПА СНГ, ПА ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, ЕАЭС
УДК 328.1   Стр: 37 - 41

Международные отношения представляют собой многоуровневую систему, включающую в себя парламентскую дипломатию.
В новых международных условиях она представляет собой инструмент открытого и честного диалога, который позволяет развивать межрегиональные связи, укреплять доверие и находить компромиссные решения межгосударственных проблем [18]. Парламентарии тонко чувствуют запрос граждан – это важно для выстраивания взаимоотношений между странами [19].
В отличие от традиционной дипломатии, где существуют определенные протокольные ограничения, депутаты, как ключевые представители государства и главные участники парламентской дипломатии более свободны в своих заявлениях, решениях и действиях [21].
Так же, как и в прошлой редакции, обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 г. закрепляет за Советом Федерации и Государственной Думой работу по законодательному обеспечению реализации внешнеполитического курса страны и выполнению международных обязательств Российской Федерации [41].
Одна из форм парламентской дипломатии - межпарламентское сотрудничество, выражается в многосторонних и двусторонних связях высших законодательных органов государств [3, 28].
Депутаты взаимодействуют в международных парламентских организациях, межпарламентских комиссиях, проводят совместные заседания профильных комитетов, комиссий и «групп дружбы». В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации функционируют 18 межпарламентских комиссий, 68 «групп дружбы», а два комитета – по международным делам и делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками - являются ответственными за межпарламентскую деятельность и законодательное регулирование внешней политики России. Межпарламентское сотрудничество позволяет поддерживать доверительные контакты, вырабатывать согласованные подходы к решению актуальных вопросов и формировать правовую базу международного сотрудничества [1, c. 214].
Российская Федерация активно участвует в работе таких международных парламентских организаций, как Межпарламентский Союз, Межпарламентская Ассамблея СНГ, Парламентская Ассамблея ОДКБ, Азиатско-Тихоокеанский парламентский Форум, и других [22, 23].
Политическое и санкционное давление Запада и принятие антироссийских резолюций стали причинами выхода России из Парламентской ассамблеи Совета Европы [31], а также приостановки выплат взносов в Парламентскую ассамблею ОБСЕ [34] и Парламентскую Ассамблею Черноморского экономического сотрудничества. Полагаем, что в условиях дискриминации нашей страны необходимо прекращение членства России в них, тем более что выход из недружественных организаций стимулирует укрепление двусторонних и многосторонних межпарламентских отношений России со странами Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки и пространства СНГ, готовыми работать с нашей страной на взаимовыгодных условиях [6, c. 19].

Ближнее зарубежье – приоритет межпарламентского сотрудничества

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что приоритетным направлением российской внешней политики является пространство СНГ [32]. Такой подход закреплен в Концепции внешней политики России: обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений с государствами - участниками СНГ определено наиболее важным для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации [41]. То же касается интеграционных структур на пространстве СНГ и их парламентских органов.
Интеграция на постсоветском пространстве обусловлена исходной социально-культурной близостью народов, тесными торгово-экономическими и хозяйственными связями, схожими политическими, социально-экономическими проблемами, исторически сложившимися в рамках единой системы взаимоотношений республик бывшего СССР [2, c. 10]. Общие транспортные и энергетические системы, отсутствие языкового барьера дают возможность России эффективно работать на этом пространстве» [35].
Углубление интеграции требует взаимодействия между парламентами для приведения в соответствие с международными договорами национальных правовых режимов. Опираясь на принципы уважения государственного суверенитета, равенства и взаимной выгоды, межпарламентские организации разрабатывают рекомендации по гармонизации и унификации национальных правовых систем и предложения по синхронизации принятия законодательных актов в парламентах государств-членов СНГ, создают общие модели поведения, правила и стандарты в профильных сферах организаций [7, c. 14]. Рассмотрим эти организации.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств

Первым органом межпарламентского сотрудничества на постсоветском пространстве стала образованная 27 марта 1992 г. Алма-Атинским соглашением Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ).
Ассамблея состоит из делегаций парламентов Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии (в 2023 г. руководство Молдавии, ориентированное на отдаление от России, инициировало процедуру выхода из МПА СНГ) [14] и Украины (в 2014 г. Верховная Рада отозвала своего представителя, но из организации не вышла). В заседаниях участвуют делегация Туркменистана, наблюдатели и партнеры Ассамблеи.
Руководящим органом Ассамблеи является Совет МПА СНГ, в который входят главы парламентов, а постоянно действующим административным органом является Секретариат Совета Ассамблеи. На своих заседаниях одиннадцать постоянных комиссий МПА СНГ формируют и обсуждают модельные законы и рекомендации. Пленарные заседания проводятся два раза в год. Организацию традиционно возглавляет Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [39].
Новым независимым странам предстояло провести радикальную перестройку правовых систем и смягчить негативные последствия распада СССР. Межпарламентская Ассамблея с самого начала своей работы стала площадкой для необходимого взаимодействия парламентариев в новых политических и экономических условиях.
Одной из первых весомых задач в области безопасности, которую Ассамблея смогла решить, стало прекращение боевых действий на территории бывшего Советского Союза. Миротворческие миссии МПА СНГ в 1990-е гг. проводили встречи сторон, организовывали поездки в горячие точки и были вовлечены в армяно-азербайджанское урегулирование и разрешение конфликтов в Таджикистане, Абхазии, Приднестровье и республиках бывшей Югославии [4, c. 68]. В 1994–1995 гг. Генеральный Секретарь Совета МПА СНГ М.И. Кротов под эгидой миротворческой группы, возглавляемой спикером парламента Киргизии М.Ш. Шеримкуловым, организовывал поездки в зону Нагорно-Карабахского конфликта, неформальные встречи и переговоры представителей руководства парламентов сторон. Итогами работы стало подписание 5 мая 1994 года Бишкекского протокола, обеспечившего прекращение огня с 8 мая 1994 года по 2020 год.
Основной деятельностью Межпарламентской Ассамблеи СНГ является модельное законотворчество во всех сферах сотрудничества стран-членов Содружества для формирования правовых основ углубления интеграции. Модельные законы и рекомендации, изначально являвшиеся эффективным инструментом по сближению позиций стран, служат созданию единого правового пространства СНГ [26]. Благодаря высокому уровню участников Ассамблеи (делегации возглавляют спикеры парламентов) и авторитету Организации решения используются при разработке национального законодательства всех стран Содружества. За время работы Межпарламентской Ассамблеей принято около 600 модельных законов, рекомендаций и других документов [20].
Примером модельных законов государств-участников МПА СНГ являются: Модельный Гражданский, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы (1996г.), Модельный Таможенный кодекс (2008г.), Модельный Торговый кодекс (2009г.), Модельный Образовательный кодекс (2013г.), Модельный трудовой кодекс (2020г.).
При подготовке модельных актов необходимо критически подходить к выбору их разработчиков. В экспертных кругах возник спор вокруг проекта модельного закона «Об охране здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма», подготовленный Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Предлагаемые изменения национального законодательства стран – участниц МПА СНГ, по мнению ряда российских специалистов, может нанести существенный экономический ущерб отечественным производителям, привести к снижению налоговых платежей в отрасли, сокращению рабочих мест, повышению рисков для здоровья населения и спровоцировать переход потребителей на нелегальную продукцию.
МПА СНГ проводит наблюдение за избирательными процессами в странах Содружества. Для проведения мониторинга и анализа выборного законодательства на основе принципов демократии и защиты прав человека был создан Международный институт мониторинга развития демократии и утверждена Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах СНГ [20]. На сегодняшний день члены парламентских делегаций провели мониторинг 130 избирательных кампаний и референдумов.
На глобальном уровне Межпарламентская Ассамблея развивает сотрудничество с более чем 70 международными организациями, в том числе со специализированными подразделениями ООН: заключены соглашения с Европейской экономической комиссией ООН о сотрудничестве (2018 г.) [37], Контртеррористическим Управлением ООН о сотрудничестве в предотвращении и борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом (2021 г.) [24] и другими.
Ассамблея проводит форумы, конгрессы и конференции по актуальным и общественно значимым проблемам: Евразийский женский форум, Невский экологический конгресс, Международный культурно-образовательный форум “Дети Содружества” и т.д. [20].
МПА СНГ может стать ведущей мировой организацией многостороннего парламентского сотрудничества. Для этого необходимо усилить совместную работу с межпарламентскими организациями и парламентами стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки, и выработку совместных подходов стран-участниц МПА СНГ к работе в других межпарламентских организациях.

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности

Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) была образована решением Совета МПА СНГ в 1999 г. Ассамблея состоит из парламентских делегаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Руководящими органами являются Совет Парламентской Ассамблеи ОДКБ - руководители палат парламентов и Председатель Совета ПА ОДКБ. Заседания Совета ПА ОДКБ проводятся не реже 2 раз в год. С начала работы Ассамблеи Председателем Совета традиционно избирают Председателя Государственной Думы.
В ПА ОДКБ сформированы 3 постоянные комиссии: по вопросам обороны и безопасности; по политическим вопросам и международному сотрудничеству; по социально-экономическим и правовым вопросам. Функционируют Экспертно-консультативный совет и Информационно-аналитический правовой центр.
Статус наблюдателей при ПА ОДКБ имеют Сербия, Афганистан и Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России [28].
В соответствии с Положением ПА ОДКБ этот орган межпарламентского сотрудничества создан в целях повышения эффективности интеграционных процессов в сфере коллективной безопасности, принятия модельных законов для формирования международно-правовой базы ОДКБ, обеспечения правопорядка, урегулирования межнациональных конфликтов и защиты прав человека и гражданина [11].
Парламентская Ассамблея координирует совместные действия и вырабатывает согласованные позиции делегаций государств-членов ОДКБ для продвижения общих инициатив по актуальным вопросам международного сотрудничества и безопасности [25]. Регулярные встречи глав парламентских делегаций ОДКБ с представителями Парламентской ассамблеи ОБСЕ способствуют поиску новых подходов стабилизации международного мира и безопасности.
За период работы Ассамблеи заключено и ратифицировано более 50 международных договоров по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 180 решений по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы над конкретными проблемами коллективной безопасности и других вопросов [8, c. 57].
Среди принятых ПА ОДКБ модельных актов выделим законы: «О сближении и гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере обеспечения информационно-коммуникационной безопасности»; «О внедрении единых требований к вооружению и военной технике при оснащении национальных вооруженных сил, применению требований к их утилизации»; «Об энергетической безопасности», «О гуманитарной помощи», «Об обеспечении национальной безопасности», «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму»; «Об информационной безопасности».
Вклад ОДКБ в развитие региональной безопасности имеет ключевое значение. При этом Организация сталкивается с рядом трудностей, в том числе связанных с коллективным принятием решений по тем или иным вопросам.
Благодаря проведению миротворческой операции ОДКБ в Казахстане в начале 2022 г. удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране [40]. Но единого подхода к процедуре принятия решения о предоставлении национальных контингентов для участия в миротворческой миссии не было. Так проявилась необходимость унификации процесса принятия решений для оперативного и незамедлительного реагирования на чрезвычайные ситуации региональной безопасности [13]. Это яркий пример востребованности парламентского измерения интеграции.
Вызовом для ОДКБ стала биологическая активность США на постсоветском пространстве. В Армении, Казахстане, Грузии и на Украине созданы специализированные биологические лаборатории и центры, которые финансирует Пентагон [15]. На фоне событий на Украине биологическая безопасность становится приоритетной задачей ОДКБ. Успешное противодействие распространению биологического оружия невозможно без межпарламентского диалога и совершенствования правовой базы сотрудничества в области предотвращения угроз национальной, региональной и международной безопасности. В этой связи, 5 декабря 2022г. ПА ОДКБ приняла Заявление о недопустимости разработки биологического (бактериологического) и токсинного оружия.
На наш взгляд, необходимо продолжить практику привлечения к работе ПА ОДКБ национальных парламентов в качестве наблюдателей и партнеров Ассамблеи. Уже в ближайшее время наблюдателями могли бы стать парламенты Сирии, Ирана, Вьетнама и другие. Могла бы быть пересмотрена позиция парламента Республики Армения по блокированию предоставления статуса наблюдателя Парламенту Пакистана и Организации исламского сотрудничества. Ассамблея могла бы стать площадкой для снятия противоречий между Арменией и указанными государствами в случае их наблюдательства с учетом интересов, в первую очередь, Армении – члена Ассамблеи.
Важно отметить, что, хотя ПА ОДКБ является уставным органом ОДКБ, она входит в структуру МПА СНГ. Соответственно организация работы и ее финансирование осуществляется через Межпарламентскую Ассамблею, что не соответствует Уставу ОДКБ. В связи с тем, что решения в ОДКБ принимаются исключительно консенсусом, этот вопрос до сих пор остается нерешенным. В целом консенсусный подход к принятию решений в ряде случаев приводит к тому, что из-за позиции одной страны блокируются или проходят с большим трудом важные для других стран вопросы. Выходом могло бы стать принятие некоторых решений заинтересованными участниками, тогда как участники, для которых вопрос не является актуальным, могут не голосовать, либо присоединиться к решению позднее.

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Союзное государство - объединение с наиболее глубоким уровнем интеграции на постсоветском пространстве. А наличие Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (ПС СБР) подтверждает его зрелость.
Основные цели организации: создание единой информационно-правовой системы Союзного государства и развитие нормативно-правовой базы интеграции в политической, правовой, экономической, социальной и других областях. Ежегодно ПС СБР утверждает бюджет Союзного Государства на финансирование программ, проектов и мероприятий Союза [29].
Парламентское Собрание состоит из депутаций от Национального Собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации, по 36 парламентариев в каждой. В структуру Парламентского Собрания входят Совет, Секретариат Парламентского Собрания и 12 постоянных комиссий. Кроме этого, функционирует Научно-консультативный совет и Молодежная палата при Парламентском Собрании. В 2021 г. Председателем Парламентского Собрания на очередной срок избран Председатель Государственной Думы В.В. Володин.
Статус постоянного наблюдателя при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России предоставлен МПА СНГ, Межпарламентской Ассамблее Православия, парламентам Южной Осетии и Абхазии [30].
Парламентское Собрание принимает модельные законодательные акты, вносит предложения по вопросам развития нормативной правовой базы Союза, содействует унификации законодательства государств, заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями [36].
Актуальной задачей Парламентского Собрания является законодательное обеспечение выполнения 28 Союзных программ, основывающихся на Договоре о создании Союзного государства. Согласно принятым документам, Москва и Минск постепенно переходят к проведению согласованной макроэкономической, финансовой, налоговой, социальной и таможенной политики; формируют общий рынок нефти, газа и электроэнергии; а также унифицируют законодательство в других областях [33]. За каждой комиссией Парламентского Собрания закреплено правовое сопровождение и парламентский контроль за их исполнением.
Примечательно, что к депутатам ПС СБР могут обращаться граждане обеих стран Союзного государства. Так, запрос от гражданина Республики Беларусь к Председателю Комиссии Парламентского Собрания, депутату Государственной Думы РФ А.В. Турову по поводу ОСАГО в итоге привел к решению общего для Союзного государства вопроса. Профильная комиссия одобрила проект модельного закона «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства» [38]. Таким образом, закладываются основы формирования общей системы страхования.
Несмотря на эффективность работы, действующий парламентский институт не соответствует Договору о создании Союзного государства. Статья 7 предполагает создание общего Парламента двух государств [16], в который имеют право избирать и быть избранными граждане Союзного государства. Для завершения формирования наднациональных структур требуется исполнение Договора в этой части.

Востребованность межпарламентской организации в ЕАЭС

С 2015 г. на пространстве СНГ начала функционировать новая экономическая организация – ЕАЭС. Сегодня у Союза есть все возможности стать одним из мощных, самостоятельных, самодостаточных полюсов формирующегося многополярного мира [27].
Однако в структуре ЕАЭС нет межпарламентской организации. Ратифицируя договоры, парламенты стран Союза должны самостоятельно контролировать соответствие национального законодательства международным обязательствам. В пояснительной записке к каждому законопроекту в Российской Федерации есть строка: «Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе…». Но так делают не все парламенты государств-членов, порой принимая законы без оглядки на союзный Договор.
В рамках организации функционирует Суд ЕАЭС. Но без соответствующего законодательного регулирования и правоприменения рассмотрение спорных вопросов лежит не в наднациональной юрисдикции, а в области национального права государств-участников, что создает трудности для граждан ЕАЭС и самой организации [10, c. 53].
Результаты работы рассмотренных в статье парламентских организаций показывают, что гармонизация и унификация национального законодательства участников интеграционного процесса позволяет эффективно разрешать противоречия. И предшественник ЕАЭС – ЕврАзЭС имела собственную Межпарламентскую Ассамблею для решения этих задач [9, c. 35].
Благодаря заложенным в основу ЕАЭС инструментам ведется согласованная политика в сферах торговли, сельского хозяйства, энергетики таможенно-тарифного контроля, технического регулирования и трудовой миграции [5, c. 11]. Трудовые ресурсы из стран ЕАЭС помогают эффективнее развиваться экономике принимающих стран и сглаживать дефицит кадров на региональных рынках. Уполномоченная по правам человека Российской Федерации Т.Н. Москалькова отмечает, что в результате успешной интеграции стран-членов ЕАЭС, организация создала свободный товарооборот, граждане пяти государств получили возможность трудоустраиваться без специальных трудовых патентов на предприятиях стран Союза [12].
Перспективным направлением межпарламентского диалога является внедрение новейших цифровых технологий, которые стремительно набирают темп и неизбежно приведут к коренным переменам во всех сферах жизни общества [42]. На пространстве ЕАЭС активно обсуждаются проекты по внедрению цифровых валют и созданию единой валюты Союза. Это потребует формирования принципиально новой нормативной правовой базы.
В условиях агрессивной политики Запада по сохранению несправедливого однополярного мироустройства, подтверждается его нацеленность на противодействие интеграционным процессам на пространстве СНГ [17]. США и их союзники демонстративно пренебрегают международным правом, ослабляют межгосударственные институты, ведут экономическую войну и пускают в ход силовые и информационно-пропагандистские инструменты.
Важно, что Российская Федерация, как ключевой международный игрок, готова обеспечить развитие интеграции и в области безопасности, сохраняя свое значение как ее гаранта, и в экономической, энергетической и других областях. А координация политики стран-членов СНГ, ОДКБ, СГ и ЕАЭС, в том числе в парламентских организациях, будет способствовать их устойчивому развитию.


Список использованных источников:
1. Еремина Н.В. Роль межпарламентского сотрудничества в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Сборник научных статей Международной научной конференции. В 2-х частях. Том Часть II. Под редакцией А.Б. Николаева. – 2020. – С. 212–217.
2. Когут В.Г. Актуальные аспекты развития евразийской интеграции сквозь призму парламентского измерения содружества // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2017. – № 2 (18). – С. 8–13.
3. Косачев К.И. Парламентская дипломатия в многополярном мире // Диалог: политика, право, экономика. – 2017. – № 1 (4). С. 26–31.
4. Кротов М.И. 25 лет межпарламентского сотрудничества // Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. – 2017. – № 2 (83). – С. 64–75.
5. Кротов М.И. Россия и Евразийский экономический союз в условиях глобального экономического противостояния // Проблемы современной экономики. – 2022. – № 2 (82). – С. 9–15.
6. Кротов М.И., Середа А.А. Евразийский вектор – приоритет парламентской дипломатии России // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2023. – 17(1). – С. 16–28.
7. Нарышкин С.Е. Парламентский вектор евразийской интеграции // Евразийская интеграция. Экономика. Право. Политика. – 2012. – № 11. – С. 13–15.
8. Любимов А.П., Амиантов А.А., Грачев-Воронцов А.В. Особенности международного сотрудничества на примере Парламентской Ассамблеи ОДКБ // Представительная власть - XXI век. – 2020. – № 7–8. – С. 56–64.
9. Правовые вопросы евразийской экономической интеграции. Материалы парламентских слушаний и «круглого стола». – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – 112 с.
10. Противоречия и вызовы Евразийской интеграции: пути преодоления. Валовая М. Д., Константинова Е. А., Кротов М. И., Мамедов И. / Под ред. Л. Э. Слуцкого. М.: ИНФРА-М, 2018. – 251 с.
11. Временное положение о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности // ПА ОДКБ. 30.03.2007. Режим доступа: https://paodkb.org/documents/vremennoe-polozhenie-o-parlamentskoy-assamblee-organizatsii-dogovora-d266ba32-b0b9-4724-8556-e81b466637f5 (дата обращения: 09.03.2023).
12. В рамках ЕАЭС нужно создавать равные условия труда для граждан // Интернет-портал СНГ. 29.01.2019. Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/74173/ (дата обращения: 21.02.2023).
13. Вячеслав Володин: ПА ОДКБ вносит свой вклад в обеспечение безопасности и суверенитета государств // Государственная Дума. 6.06.2022. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/54506/ (дата обращения: 11.02.2023).
14. Глава парламента Молдавии сообщил, что инициирует выход из межпарламентской ассамблеи СНГ // Газета.ru. 15.05.2023. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/news/2023/05/15/20433086.shtml (дата обращения: 24.05.2023).
15. Государственная Дума утвердила итоговый доклад Парламентской комиссии по расследованию деятельности биолабораторий США на Украине // Государственная Дума. 11.04.2023. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/56830/ (дата обращения: 24.05.2023).
16. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года // Информационный портал Союзного государства. Режим доступа: https://soyuz.by/dogovor-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva (дата обращения: 01.03.2023).
17. Клинтон: США будут противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве // ТАСС. 7.12.2012. Режим доступа: https://tass.ru/arhiv/651349 (дата обращения: 24.05.2023).
18. К. Косачев: Парламентская дипломатия как инструмент открытого и честного диалога сейчас особенно важна // Совет Федерации. 6.10.2022. Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/138919/ (дата обращения: 27.02.2023).
19. Лавров: «Мы высоко оцениваем парламентские возможности в сфере международных отношений» // PAODKB. 1.02.2023. Режим доступа: https://paodkb.org/events/lavrov-my-vysoko-otsenivaem-parlamentskie-vozmozhnosti-v (дата обращения: 11.03.2023).
20. 30 лет МПА СНГ // Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ. Режим доступа: https://iacis.ru/iacis-30-years (дата обращения: 21.01.2023).
21. Лихачев В. Парламентская дипломатия // Международная жизнь. 2009. Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/122 (дата обращения: 23.01.2023).
22. Межпарламентская деятельность // Совет Федерации. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/activity/crosswork/ (дата обращения: 24.01.2023).
23. Международные парламентские организации // Государственная Дума. Режим доступа: http://duma.gov.ru/international/orgs/ (дата обращения: 23.01.2023).
24. МПА СНГ и Контртеррористическое управление ООН подписали соглашение об укреплении сотрудничества в сфере противодействия терроризму // МПА СНГ. 8.09.2021. Режим доступа: https://iacis.ru/novosti/sekretariat_soveta_mpa_sng_news/mpa_sng_i_kontrterroristicheskoe_upravlenie_oon_podpisali_soglashenie_ob_ukreplenii_sotrudnichestva_v_sfere_protivodejstviya_terrorizmu__ (дата обращения: 16.02.2023).
25. Материалы мероприятий и издания Парламентской Ассамблеи // ПА ОДКБ. Режим доступа: https://paodkb.org/publications (дата обращения: 10.03.2023).
26. Михаил Кротов «СНГ – проблемы, опыт, перспективы» // Интернет-портал СНГ. 25.03.2011. Режим доступа: https://e-cis.info/page/3536/80573/ (дата обращения: 14.02.2023).
27. Обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина к главам государств – членов Евразийского экономического союза от 23 января 2023 года // Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/70380#sel=13:78:i,13:78:i;13:45:f,13:45:f (дата обращения: 24.05.2023).
28. Парламентская Ассамблея ОДКБ // Совет Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/71/ (дата обращения: 09.03.2023).
29. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России // Совет Федерации. Режим доступа: http://council.gov.ru/activity/crosswork/dep/88/ (дата обращения: 01.03.2023).
30. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России // Государственная Дума. Режим доступа: http://duma.gov.ru/international/orgs/ (дата обращения: 01.03.2023).
31. Петр Толстой: решение о выходе из Совета Европы принято // Государственная Дума. 15.03.2022. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/53715/ (дата обращения: 30.03.2023).
32. Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года // Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 03.02.2023).
33. Правительства России и Белоруссии одобрили все 28 программ интеграции // Ведомости. 10.09.2021. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/09/10/886119-mishustin-obyavil-o-podpisanii-vseh-28-programm-integratsii-rossii-i-belorussii (дата обращения: 02.03.2023).
34. Совет ГД принял решение приостановить выплату взносов в ПА ОБСЕ // Государственная Дума. 3.04.2023. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/56759/ (дата обращения: 04.02.2023).
35. Совещание с постоянными членами Совета Безопасности 15 мая 2023 года // Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/71129 (дата обращения: 24.05.2023).
36. Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии // Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. 29.04.1996. Режим доступа: https://belrus.ru/info/soglashenie_o_parlamentskom_sobranii_soobtche/ (дата обращения: 01.03.2023).
37. Соглашение о сотрудничестве между Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и Межпарламентской Ассамблеей СНГ // UNECE. 12.02.2018. Режим доступа: https://unece.org/DAM/MOU/12_Feb-2018_RUS_MoU_between_UNECE_and_the_Interparliamentary_Assembly_of_Member_Nations_of_the_CIS.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
38. Союзный закон об ОСАГО может заработать в Беларуси и России этим летом // Парламентское Собрание СБР. 15.02.2023. Режим доступа: https://belrus.ru/info/soyuznyj-zakon-ob-osago-mozhet-zarabotat-v-belarusi-i-rossii-etim-letom/ (дата обращения: 12.03.2023).
39. Структура МПА СНГ // Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ. Режим доступа: https://iacis.ru/ob_organizatcii/struktura_mpa_sng (дата обращения: 21.01.2023).
40. Токаев объявил о завершении миссии ОДКБ в Казахстане // Ведомости. 11.01.2022. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/01/11/904195-tokaev-o-zavershenii-missii-odkb (дата обращения: 11.02.2023).
41. Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 // Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 11.05.2023).
42. Указ об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации от 31.03.2023 г. № 229 // Президент России. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 11.05.2023).
43. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года // Евразийский экономический союз. Режим доступа: https://documents1.worldbank.org/curated/ru/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf (дата обращения: 22.02.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия