Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Хасанова А. Ш.
профессор кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук

Амирова Н. Р.
доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им Г.В. Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук

Саргина Л. В.
доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук,

Хасанов М. И.
зав. сектором развития финансовых инструментов в области исследований и разработок
Центра анализа и прогноза развития научно-технологического комплекса
Российского научно-исследовательского института
экономики, политики и права в научно-технической сфере (г. Москва),
кандидат экономических наук.


Вызовы и угрозы социальной сферы Российской Федерации
На основе анализа уровня социальной защиты населения России с помощью показателей социальной безопасности в статье выявлены угрозы в системе социальной защиты населения с позиции обеспечения экономической безопасности России: развитие теневого сектора экономики, миграционные процессы, проблемы трансформации рынка труда, заключающиеся в ослаблении влияния на его развитие процесса цифровизации экономики.
Ключевые слова: социальная защита, теневая экономика, социальное неравенство, уровень безработицы, цифровая экономика
УДК 338.2; ББК 65   Стр: 48 - 52

Устойчивый экономический рост стран в современном мире в немалой степени определяется состоянием системы социальной защиты населения, роль которой неоценима также в развитии и поддержке общества как такового. При условии, что общество признает потребность социально значимой, то она может быть реализована посредством действий системы социальной защиты. Если такие потребности будут проигнорированы обществом, то в результате само общество утратит свое нормальное функционирование. Однако, и степень признания, и степень игнорирования потребностей, имеющих социальный характер, обусловлена экономическим базисом общества. Это объясняется тем, что основой экономической природы функций социальной защиты прямо или косвенно являются распределительные и перераспределительные отношения. Стремительно меняющиеся условия современного мира порождают угрозы реализации этих отношений, которые могут снизить эффективность развития социальной сферы как особого социального института государства, обеспечивающего социальную уверенность, социальные гарантии достойного развития каждого члена общества, наряду с сохранением источников средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Говоря об угрозах, связанных с обеспечением социальной защиты в области развития социальной сферы как важнейшей общественной потребности, целесообразно понимать, что угроза – это реальная, а не гипотетическая опасность для функционирования системы. Угроза всегда конкретна, поэтому средства ее нейтрализации также должны быть конкретны и нести в себе возможности развития социальной системы в целом и совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения в современных условиях.
Основные современные угрозы в социальной сфере, на наш взгляд, которые могут привести как к резким изменениям в жизни общества, так и к опасным деформациям, влекущим за собой тяжелые социальные издержки для личности, социальных групп и институтов, включают в себя угрозы, порождающие проблему охвата различных групп населения; угрозы, связанные с проблемой социального неравенства; угрозы, связанные с тенденцией в области народонаселения; угрозы, порождаемые тревожной тенденцией роста численности безработных в мире, особенно в рамках возрастной группы от 15 до 24 лет; угрозы, связанные с переходом к цифровой экономике.
В частности, первая группа угроз связана с охватом социальной защиты различных групп населения, попадающих под защиту социальных отношений, особенно в области здравоохранения и обеспечения старости, причиной которой выступает наличие неравного доступа к социальному обеспечению конкретных групп населения: работников теневого сектора экономики, сельского хозяйства, женщин, самозанятых, работников-мигрантов, вынужденных переселенцев. Проблема охвата относится к комплексным и динамичным проблемам в силу ее зависимости от внутренних факторов развития государства: уровня развития национальной экономики, рынка труда, нормативно-правовой базы регулирования социальных отношений, размера теневого сектора, эффективности налоговой системы и уровня социальных взносов, расположения страны на карте мира.
Что касается России, то наиболее значимую угрозу здесь мы связываем с высокой долей теневой экономики, занятое в которой население лишается части будущих пенсионных выплат. Наряду с этим, данной категории населения затруднен доступ к социальному и медицинскому страхованию.
Несмотря на то, что Росстат не ведет статистический учет теневой экономики в желаемом объеме (вследствие отсутствия однозначной методологии подсчета), с 2017 г. Россия входит в пять самых крупных теневых экономик в мире (до 39,1% от объема ВВП), после Украины (39,7%), Нигерии (54,2%) и Азербайджана (55,5%). При этом на всем временном отрезке 2011–2020 гг. доля теневой экономики в России колебалась в интервале 38-39%. По данным расчета «Индекса теневой экономики в России в 2017-2018 годах», ее доля составила 44,7 % ВВП. Это значение в два раза выше, чем оцениваемая доля теневой экономики в мировом ВВП (22%). При этом в середине 2022 года в теневом секторе экономики страны осуществляли свою трудовую деятельность 18,7% всех работников (каждый пятый занятый не участвует в уплате социальных взносов). Вместе с тем, необходимо отметить и положительную тенденцию сокращения размера сферы теневой экономики и неформальной занятости населения в 2022 году в России. Так, показатель неформально занятых россиян за второй квартал 2022 года составил 13,4 млн человек, что на 10% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Также следует заметить, что к 2025 г. ожидается снижение объемов теневого сектора в ВВП мира до 20% во многом благодаря ужесточению законодательства в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Вышесказанное дает возможность заключить, что угроза социальной защиты населения, идущая от наличия значительной доли теневого сектора в ВВП страны, и проявляющаяся в выведении почти 1/5 занятых из системы полноценного пенсионного и социального страхования, является значительной.
Другую угрозу, связанную с широтой охвата системы социальной защиты, несут в себе миграционные процессы, которые сводятся к заполнению естественной убыли населения миграционным приростом в целом по России (табл. 1).

Таблица 1
Общий, естественный и миграционный прирост населения в России в период 2020-2022 гг., чел.
 Общий приростЕстественный приростМиграционный прирост
2020-577000-702000124000
2021- 613000- 1043000430000
2022- 565000-60000035000
Источник: составлено авторами на основе Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

Как следует из данных, сведенных в таблице 1, естественная убыль населения наблюдается в России на протяжении всего периода исследования, достигая наибольшего показателя в 2021 году. При этом показатель миграционного прироста имел тенденцию к понижению и сократился в 2022 году в более чем 3,5 раза по сравнению с 2020 годом. При этом данный показатель смог компенсировать 17,6%, 41,2% и 5,8% потерь населения из-за естественной убыли соответственно в 2020, 2021 и 2022 годах. Из этого можно сделать вывод, во-первых, о замещении российских граждан, обладающих правами на социальную защиту, мигрантами, которые лишены доступа к российскому пенсионному обеспечению и социальному страхованию. И, во-вторых, это в целом увеличивает угрозу роста доли населения вне системы социальной защиты, что провоцирует снижение ее эффективности развития в будущем и, как результат, обусловит снижение возможности обеспечения национальной экономической безопасности страны.
Вторая группа значимых угроз связана с нарастанием социального неравенства. Следует заметить, что сокращение резкой дифференциации в доходах населения является лишь одним из направлений системы социальной защиты. Так, в качестве задач системы социальной защиты выступает и ликвидация других видов неравенства: неравенства возможностей на рынке труда или доступа к здравоохранению, образованию и социальным услугам. Предотвращение бедности также относится к одной из основных задач системы социальной защиты, которая представляет собой так называемую «страховочную сеть», позволяющую человеку не попасть в категорию населения, проживающего за чертой бедности (табл. 2)

Таблица 2
Показатель доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в России за период 2020–2022 гг., %
2020 год2021 год2022 год
17,818,314,3
Источник: составлено авторами на основе Уровень бедности. [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13397

Анализ данных, представленных в таблице 2, свидетельствует о неоднозначности тренда значений индикаторов, связанных с доходами населения и равномерностью их распределения. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (бедных) колеблется между 17,8% в 2020 году и 14,3% в 2022 г. За весь исследуемый период показатель был выше порогового уровня экономической безопасности по данному индикатору в 6%, в частности, более чем в 2 раза в 2022 году. Следует отметить, что снижение анализируемого показателя в 2022 году по сравнению с предшествующим годом на 4% связано, прежде всего, с реализацией направления социальной политики государства в области адресной поддержки незащищенных слоев населения в размере 1 трлн руб., что обусловило 20% государственных средств в доходах среднего гражданина страны.
Основу следующей группы угроз, связанной с тенденцией в области народонаселения, составляют проблемы отрицательной динамики показателей уровня рождаемости наряду с беспрецедентным ростом показателей продолжительности жизни населения мира. Данная тенденция, обуславливая изменение демографической структуры общества, порождает проблемы в области удовлетворения потребностей в социальном обеспечении и здравоохранении, а также финансовой устойчивости системы социальной защиты. Так, к 2025 году мировой показатель доли лиц старше 65 лет в общей массе населения вырастет на более, чем 9%, а количество людей старше 80 лет вырастет в 3 раза. Также следует указать на перспективные тренды данного показателя: до 2030 года для России, США, Японии, Европейского союза показатели будут повышаться до 19,3%, 20,5%, 38%, 31% соответственно, что почти в 2 раза превысит показатель среднемирового уровня в настоящее время. Более того, в условиях развития данной тенденции следует сказать о снижении доли лиц трудоспособного возраста, что ставит под сомнение возможность сохранения уровня производительности в экономике. Результатом несоблюдения закона роста производительности может стать повышение издержек производства, рост инфляции, что в свою очередь приведет к снижению конкурентоспособности предприятий и их прибыли, нестабильности платежеспособного спроса субъектов рыночных отношений, росту показателей безработицы, и, в конечном итоге, снижению качества и уровня жизни населения.
Анализ данных таблицы 3 свидетельствуют о том, что в России доля населения старше 65 лет на протяжении всего исследуемого периода растет, достигая максимального значения в 2022 году (16%), наряду с отрицательной динамикой коэффициента депопуляции.

Таблица 3
Коэффициенты старения населения и депопуляции населения в России в период 2020–2022 гг.
Показатели2020 год2021 год2022 год
Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения), %15,815,916
Коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся)1,311,691,46
Источник: составлено авторами на основе Население. [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

Следует отметить, что в контексте мировых тенденций динамики основных показателей воспроизводства населения Россия по основным характеристикам демографии «идет в ногу» с развитыми странами мира. Отсутствие в долгосрочном периоде достаточного уровня рождаемости в стране обуславливает тенденцию старения населения, способствует замедлению показателя его роста, и, как следствие, неизбежно приводит к отрицательному показателю коэффициента естественного прироста населения, который в 2022 году составил 4,1%.
Следующая группа угроз - характеризуется тревожной тенденцией роста численности безработных в мире, особенно в рамках возрастной группы от 15 до 24 лет, может приводить к крайне негативным последствиям как для общественных отношений в целом, так и непосредственно для жизни отдельного индивида в различных сферах его жизнедеятельности. Возможное снижение результативности социальной защиты в условиях роста уровня безработицы обусловлено повышением социальной нагрузки на бюджет в результате уменьшения поступления налогов и социальных взносов в бюджет и социальные фонды. Наряду с этим, снижение платежеспособности безработных негативно повлияет на экономический рост в стране, что выразится в снижении удельных и абсолютных показателей ВВП, а также усугубит ситуацию с пополнением бюджета за счет косвенных налогов. Последствия масштабной безработицы молодых людей (у 40% молодежи в мире нет постоянной работы) для социальной защиты можно рассматривать в разных аспектах. Так, например, возникающие проблемы получения работы из-за отсутствия опыта у лиц молодого возраста, перерывы в трудовом стаже нарушают их права по обеспечению пенсией за счет взносов в полном объеме. Низкая оплата труда молодого работника (неполная занятость во время учебы, отсутствие стажа) формирует меньший размер пенсионных выплат в силу того, что установленные механизмы пенсионных программ ослабляют распределительную функцию и обуславливают усиленную связь между взносами работников и их будущими пособиями (пенсией, пособием по безработице и др.)
Так, угрозу социальной защите в России представляет долгосрочный тренд роста молодежной безработицы (табл. 4).

Таблица 4
Уровень безработицы в группе 15–24-летних в России, %
2020 год2021 год2022 год
15,818,218,5
Источник: составлено авторами на основе Уровень безработицы в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности [Электронный ресурс]. ЕМИСС. Государственная статистика – Режим доступа:https://www.fedstat.ru/indicator/58714

Как следует из данных, представленных в таблице 4, за исследуемый период уровень безработицы среди молодежи вырос на 2,7%. В случае ухудшения ситуации на рынке труда, это создаст серьезную угрозу для «взрослой» занятости, увеличивая долю безработного населения и снижая вклад фактора труда в производство ВВП.
Также необходимо учитывать, что молодежь является важным субъектом потребления в рамках национальной экономики, следовательно, такие явления как неполная занятость и высокий уровень безработицы молодых людей ограничивают возможный рост национальной экономики и ее деловую активность, что в результате оказывает негативное влияние на стабильность системы социальной защиты;
Значимой угрозой в вопросах обеспечения социальной защиты населения является переход к цифровой экономике, что обуславливает усиление мобильности рынка труда за счет развития нестандартных форм занятости, повышения гибкости в режимах рабочего времени, изменения форм организации труда, появления тенденции полного вытеснения ряда профессий современными технологиями.Согласно экономическим прогнозам, процессам автоматизации за счет внедрения цифровых технологий будет подвержено не менее 5% существующих сегодня профессий. Следует отметить, что, например, при осуществлении одномоментной автоматизации более 50% рабочих мест в России могли бы исчезнуть. Следовательно, растущее число самоорганизуемых производственных систем, так называемый «краудворкинг», применение дронов, 3D-принтеров, роботов, искусственного интеллекта, гибкость и усиление «неформальности» новых видов труда, перспектива сокращения, а возможно и полного исчезновения различных профессий создают серьезные трудности для традиционного финансирования многих программ социальной защиты.
Технологические тенденции современной экономики оказывают непосредственное влияние на формирование основных трендов на рынке труда, включая социально-трудовые отношения и социально-экономические потребности трудовых ресурсов (табл. 5)

Таблица 5
Занятость в профессиях, связанных с интенсивным использованием цифровых технологий
 20182020
Подготовка кадров и занятость в сфере цифровых технологий в России
Доля студентов вузов, обучающихся по программам подготовки в сфере цифровых технологий, %9,811,6
Доля аспирантов, обучающихся по программам подготовки в сфере цифровых технологий, %11,912,7
Доля занятых в профессиях, связанных с интенсивным использованием цифровых технологий, %2,12,5
Доля специалистов в сфере цифровых технологий в общем числе занятых по странам, %
Финляндия-7,6
Швеция-7,5
Нидерланды-5,9
Великобритания-5,6
Германия-4,7
Франция-4,4
Чехия-4
Венгрия-3,8
Италия-3,7
Источник: составлено авторами на основе Индикаторы цифровой экономики – 2021: статистический сборник /Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 с. – Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/ice2021.

Как следует из анализа данных таблицы 5, за 2018-2020 гг. в российской экономике наблюдался рост доли студентов и аспирантов, обучающихся по программам подготовки в сфере цифровых технологий, что будет способствовать минимизации рисков потери работы, например, в условиях автоматизации производственной деятельности. Так, по оценкам исследователей, всего 5% работников, имеющих высшее образование по востребованным специальностям в условиях цифровизации, могут пополнить ряды безработных. Вместе с тем, доля IT-специалистов в общем количестве занятых в России значительно меньше, чем в странах Евросоюза – втрое по сравнению с Финляндией и Швецией, и вдвое по сравнению с Нидерландами и Великобританией. Это создает угрозу нарастания отставания российской экономики по темпам роста доходов занятого населения в ходе расширения цифровых отраслей, доля которых в ВВП технологически передовых стран может достигнуть 35% к 2035 г.
Следовательно, изменения системы социальной защиты, созданной нивелировать риски в условиях «индустриальной» среды XX века, должны заключаться в адаптации способов финансирования, методов работы и правовых основ системы социальной защиты с целью предотвращения и снижения социальных рисков в «цифровой» среде ХXI века. В России все эти аспекты усугубляются продолжающейся реализацией неолиберальной модели экономики массового потребления, осуществлением санкционной политики со стороны западных стран, зачастую формализацией организации социальной защиты населения.
Проведенный анализ вызовов и угроз в социальной сфере Российской Федерации обуславливает необходимость корректировки стратегических целей и задач в области проведения социальной политики с целью обеспечения национальной безопасности нашего общества и обеспечения высокого качества уровня жизни граждан.


Список использованных источников:
1. Алексеева Н.В., Сазонов А.А. Анализ степени влияния цифровой экономики на формирование основных трендов на рынке труда и социально-трудовых отношений в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2019. - № 2. - С. 28-36.
2. Доброхлеб В.Г. Демографическое старение в России и новая социальная реальность / Народонаселение. 2022. Т. 25. № 2 – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskoe-starenie-v-rossii-i-novaya-sotsialnaya-realnost/viewer
3. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А., Афонина В.Е. Цифровизация в глобальном мире: международная практика и российский опыт //Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 10-2. - С. 150-159. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47155172_87830941.pdf
4. Путниньш Т.Я., А. Саука. Индекс теневой экономики в России в 2017-2018 годах: сравнение с размером теневой экономики в Украине, Кыргызстане, Косово, Молдове, Румынии, Латвии, Литве, Эстонии и Польше. – Стокгольм: Стокгольмская школа экономики, 2020. – 44 с.
5. Индикаторы цифровой экономики – 2021: статистический сборник /Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 380 с. – Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/ice2021
6. Россия в тени. РФ вошла в пятерку крупнейших экономик со скрытым сектором. [Электронный ресурс]. //РБК, 30.06.2017. – Режим доступа:https://www.rbc.ru/newspaper/2017/07/03/595649079a79470e968e7bff
7. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия