Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Макеева Е. С.
докторант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Преодоление социально-психологической дезадаптации человека как задача гуманизации экономики
В статье анализируется влияние экономических факторов на динамику самоубийств в различных фазах экономического цикла. Обосновывается включение в набор количественных параметров и ориентиров гума-низации экономики рыночного и нерыночного типов таких показателей, как число инициатив, направленных на преодоление проблемы социально-психологической дезадаптации человека, объем их государственного и частного финансирования и эффективность данных расходов.
Ключевые слова: гуманизация экономики, предотвращение самоубийств, социально-психологическая дезадаптация
УДК 330.16; ББК 65.01   Стр: 103 - 107

На первый взгляд проблема социально-психологической дезадаптации человека и, в частности, самоубийств не имеет прямой связи с экономикой и скорее выступает объектом изучения таких наук, как социология, психология, философия, медицина. Над ней рефлексировали, например, Фома Аквинский (1225-1274), Д. Юм (Hume) (1711-1776), И. Кант (Kant) (1724-1804), Ж. Пеше (Peuchet) (1758-1830), Э. Дюркгейм (Durkheim) (1858-1917), Н.А. Бердяев (1874-1948), В. Франкл (Frankl) (1905-1997), А. Камю (Camus) (1913-1960). Трагедия самоубийств также нашла отражение во многих произведениях художественной литературы, включая творчество А.Н. Островского (1823-1886), Л.Н. Толстого (1828-1910), В.Г. Распутина (1937-2015), С. Плат (Plath) (1932-1963) [1], Р. Кардозу Мартинша (Cardoso Martins) (род. в 1967) (озаглавившего свой первый роман, увидевший свет в 2016 г., фразой Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского (1821-1881) «Я, может быть, очень был бы рад умереть») [2, с. 6; 3, с. 131].
В то же время, экономическая неустроенность – безработица, финансовая несостоятельность, долги и банкротство, сложные отношения в коллективе, профессиональное выгорание и пр. – может породить у человека суицидальные настроения и довести его до отчаянного и непоправимого шага. Так, например, в 2013 и 2016 гг. покончили с собой два топ-менеджера швейцарской страховой компании Цюрих Иншуранс (Zurich Insurance). Среди вероятных причин этого назывались стресс и ухудшение корпоративных финансовых показателей [4]. В Японии количество самоубийств, вызванных переутомлением и стрессами на работе (т.н. «кароджисацу», или «過労自殺»), в 2011 г. составило 2 689, в 2020 г. – 1 918, в 2021 г. – 1 938, в 2022 г. – 2 968 [5; 6] (рис. 1). В Китае в 2010-2012 гг. на фабриках одной из фирм, выпускающей смартфоны, была зафиксирована крайне тревожная ситуация с суицидами среди персонала из-за тяжелых условий труда [7, с. 90-91]. В Италии, Дании, Швеции и ряде других государств Запада, выполненные в конце XX в. Исследования, выявили прямую зависимость между уровнем безработицы и риском самоубийств [8, с. 11]. В США в обсуждаемом контексте представляются особо уязвимыми обанкротившиеся предприниматели как «слой, даже более обездоленный, чем безработные рабочие и служащие» (поскольку «многие социальные программы их не касаются – у них нет трудового стажа») [9, с. 17].
Приведенные ниже на рис. 2 и 3 данные по Южной Корее и США, обнародованные национальными статистическими бюро и доступные на платформе Статиста (Statista), позволяют составить некоторое представление о современной ситуации с суицидами, вызванными экономическими факторами, в этих странах. Так, в Южной Корее в 2020 г. финансовые трудности спровоцировали 25,4 % всех самоубийств (3 249 из 12 776), а проблемы на работе – 3,9 % (492 из 12 776).
Рис. 1. Динамика самоубийств, связанных с проблемами на работе, в Японии в 2013-2022 гг. [6]
Рис. 2. Основные причины самоубийств в Южной Корее в 2020 г. [10]
Рис. 3. Динамика самоубийств, совершенных на рабочих местах, в США в 2009-2018 гг. [12]

В США, где наметившееся в XXI в. общее ужесточение требований к квалификации и профессиональным навыкам, предположительно, стало одной из причин т. н. «смертей от отчаяния» («deaths of despair») [11], в 2013, 2016 и 2018 гг. были выявлены вспышки самоубийств на рабочих местах (рост по сравнению с предшествующими годами (2012, 2015 и 2017) на 13,3 %, 27,1 % и 10,5 % соответственно). В 2018 г. и вовсе был зафиксирован антирекорд в виде максимального числа происшествий – 304 случая – за всю на тот момент 26-летнюю историю осуществления наблюдений [12].
Примечательно, что анализируемая проблема носит ациклический характер, проявляясь и в периоды экономических спадов, и в периоды подъемов. Так, в США «во времена Великой Депрессии многие отцы семейств просто ушли из жизни, чтобы хоть страховкой поддержать свои семьи» [9, с. 20-21]. По утверждению главы Ленинграда тех лет С.М. Кирова (1886-1934), «дело дошло до того, что не только банки лопаются, но даже и человеческие мозги не выдерживают – люди стреляются из среды капиталистов» [13, с. 36]. Трансформационный спад 1990-х гг. на постсоветском пространстве и глобальный финансово-экономический кризис, охвативший мир в 2008-2010 гг., также ознаменовались разительной социально-психологической дезадаптацией [8, с. 16; 14; 15, с. 26, 51-76, 116] (рис. 4).
Рис. 4. Динамика самоубийств в России в 1970-2021 гг., тыс. чел. [16]

Вспомним слова философа Н.А. Бердяева, который еще в 1931 г. отметил, что «рѢзкое измѢненiе соцiальнаго положенiя, когда человѢкъ, принадлежавшiй къ высшимъ классамъ, дѢлается простымъ рабочимъ, и невѢрiе въ возможность улучшить свое положенiе въ будущемъ – все это очень благопрiятствуетъ эпидемiи самоубiйствъ» [17, с. 5]. По мнению же писателя, статистика и хранителя полицейских архивов Парижа эпохи второй Реставрации Бурбонов Ж. Пеше, «нужда является самой главной причиной самоубийства» (при всем печальном многообразии других причин, включающем помимо «потери должности, отказа в работе, внезапного понижения заработной платы» еще и болезни, «попранную дружбу и обманутую любовь, посрамленное честолюбие, семейные неурядицы», «не находящий применения энтузиазм» и пр.) [18, с. 294, 303]. А врач, психолог и философ В. Франкл, говоря о безработных, подчеркивал, что их «часто охватывает» «ощущение бессмысленности жизни», «у них … разрушается структура времени» (из нее выпадает будущее), «гаснет инициатива», нередко развиваются уныние и апатия (особенно если «кроме профессии» у человека нет «других дел», интересов и увлечений) [19, с. 133, 149, 151].
Вместе с тем, социолог Э. Дюркгейм установил, что «счастливые кризисы, во время которых благосостояние страны быстро повышается, оказывают на самоубийство такое же действие, как экономические бедствия» [20, с. 225]. «Если промышленный и финансовый кризисы имеют усиливающее влияние на число самоубийств, то это происходит не потому, что они несут с собой бедность и разорение … но просто потому, что они – кризисы, т.е. потрясения коллективного строя» [там же, с. 228]. Иными словами, даже те экономические шоки, которые принято считать положительными с точки зрения увеличения производительности труда, автоматизации рутинных бизнес-процессов, высвобождения времени, расширения ассортимента выпускаемой продукции и пр., могут вызвать у людей чувство социально-психологической дезадаптации (не исключено, что, среди прочего, за счет характерного для «процветающего общества» понижения «порога терпимости к фрустрациям» [19, с. 98]).
Вероятно, не случайно в передовых капиталистических государствах на протяжении уже не одного десятилетия так тревожна статистика потребления антидепрессантов и совершения попыток самоубийств [21, с. 53; 22, с. 11-12; 23, с. 221; 24; 25]. Например, в Финляндии рецессия начала 1990-х гг. и предшествовавший ей экономический бум парадоксальным образом сопровождались синфазной динамикой суицидов [8, с. 11]. Что касается цифровых реалий XXI в., они породили т. н. «Homo Confusus», или «человека растерянного», с трудом ориентирующегося в «растущих потоках информации» [26] при существенном ускорении ритма жизни [27, с. 26]. Это перекликается с метким замечанием экономиста Ж. Фурастье (Fourasti?) (1907-1990) о том, что, по сути, технический прогресс не приносит людям ни счастья, ни мудрости [28, с. 120]. Приведем также рассуждения психолога А. Анселин Шутценбергер (Ancelin Sch?tzenberger) (1919-2018) о том, что «если мы наблюдаем увеличение неврозов, психосоматических болезней, усталости, если тревога является все большей и большей частью текущей жизни, то разве это не часть ощущения того, что события нас обогнали, а наши ответы подходят прошлым и относительно стабильным ситуациям, но не соответствуют быстрой технической и культурной эволюции (или революции) нашего мира» [29, с. 34].
Нам представляется, что выработка мер профилактики самоубийств, обусловленных экономическими факторами (равно как и иными причинами как социального, так и индивидуального толка), должна опираться на тонкий философский анализ человеческой природы, понимание ее общественного характера [30, с. 347; 31, с. 235; 32, с. 555], чтобы, как говорил еще один персонаж Ф.М. Достоевского Семен Захарович Мармеладов, «всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» [3, с. 15] и обратиться за квалифицированной помощью и поддержкой. Например, в Южной Корее в 2021 г. более чем в 2 раза по сравнению с 2020 г. – с 26 до 57 – увеличилось количество сотрудников национальной суицидологической горячей линии (хотя в абсолютном выражении их численность по-прежнему считается недостаточной) [33]. Мировой и отечественной практикой являются:
• систематические междисциплинарные исследования феноменов депрессий и счастья и мониторинг ментального благополучия граждан [34; 35; 36; 37, с. 159];
• осуществляемая силами государства и общества борьба против склонения к совершению самоубийств (в т. ч. в Интернете [38]);
• организация экстренных психологических служб и телефонов доверия;
• открытие центров библио-, арт-, лого- и других форм терапии [19, с. 82-85; 23, с. 226; 24; 29; 39; 40] (в т. ч. для «обучения созидательной спонтанности», способствующей «изобретению новых ответов» на актуальные проблемы и вызовы своего времени [29, с. 34]);
• оказание институционализированной поддержки в поиске работы, внутренней трудовой миграции, устройстве на курсы профессиональной переподготовки, списании долгов и прохождении процедуры банкротства, решении трудовых споров;
• размещение в общественных пространствах (например, в метро) жизнеутверждающих вывесок и указателей [41; 42].
В нашем понимании императив гуманизации экономики в рассматриваемом контексте заключается в изыскании ресурсов на реализацию подобных программ, проектов и инициатив и, соответственно, в содействии минимизации числа самоубийств. При этом важно учитывать, что «сама экономика себе задач не ставит», а первостепенную роль играют «задачи, поставленные обществом» [9, с. 190]. Если в (нео)либеральной парадигме в отношении риска разорения фирм применяется весьма жесткая логика «сколько погибло – столько и родилось» [там же, с. 17], над людьми в той или иной мере – иногда незримо, иногда явственно – довлеет «опасность оказаться без средств к существованию» [43, с. 37], а абсолютизация индивидуалистических установок и оценка значимости личности в координатах рыночной «полезности» и «антиполезности» подчас и вовсе вопиющим образом оправдывают суициды (как, например, в философии Д. Юма [44; 45, с. 264, 269, 272]), то в подлинно гуманном обществе, проникнутом духом «универсализма», а не «буржуазного индивидуализма» [46, с. 8], экономическая эффективность не должна трактоваться как главный приоритет в ущерб солидарности и взаимопомощи. Говоря языком К. Поланьи (Polanyi) (1886-1964), такой подход, вероятно, можно назвать «менее экономическим» с (нео)либеральной точки зрения, но при этом «в каком-то смысле более человечным» [43, с. 37].
В свою очередь, в общностях, где доминируют коллективные ценности (на уровне стран или компаний с соответствующей корпоративной культурой [47, с. 5, 47, 70; 48, с. 164, 166-167; 49, с. 116]), гуманистический вектор видится нам как некое ослабление «комплекса коллективизма» [50, с. 100]. Это явление, определяемое представителями школы Евразийской политической экономии (ЕПЭ) как «гипертрофированное» «чувство единения с другими людьми» [там же], тоже способно довести отдельно взятого индивида до эмоционального истощения и даже самоубийства [23, с. 230; 48, с. 168; 51, с. 89; 52, с. 9]. Опираясь на идеи ЕПЭ, а также социолога Р. Инглхарта (Inglehart) (1934-2021), мы полагаем, что роль экономики в его хотя бы частичном преодолении связана с созданием возможностей для «выживания» в одиночку [53, с. 460-461] (например, путем диверсификации структуры производства, включения в нее как «делимой», так и «неделимой» продукции [50, с. 186-190] и, соответственно, предоставления выбора между индивидуальным и коллективным трудом; посредством реформирования монопсоний на рынке труда и внедрения разнообразных моделей занятости (в т. ч. альтернативных системе пожизненного найма) [5; 50, с. 378; 54, с. 35]; за счет продвижения досуговых мероприятий, дающих уединение, и индивидуальных видов спорта.
Подводя итог нашим рассуждениям, отметим, что во всех фазах цикла экономика, как хозяйственная деятельность, может и провоцировать самоубийства, и, наоборот, изыскивать ресурсы для их недопущения. Число инициатив, направленных на борьбу с проблемой социально-психологической дезадаптации, объем их государственного и частного финансирования и эффективность данных расходов могут быть отнесены к количественным параметрам и ориентирам гуманизации экономики (рыночного и нерыночного типов) и общества в целом. Предотвращение суицидов представляется важным элементом укрепления общественного здоровья и, несомненно, способствует ослаблению «фундаментального противоречия» между «накопленным социальным опытом отдельного человека» (или его бесконечным потенциалом – у молодежи) и «ограниченностью его жизни» [55, с. 152-153].


Список использованных источников:
1. Плат С. Под стеклянным колпаком. – М.: Изд-во АСТ, 2020. – 320 с.
2. Кардозу Мартинш Р. «Я, может быть, очень был бы рад умереть». – СПб.: Алетейя, 2020. – 244 с.
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 1995. – 511 с.
4. Бочкарева Т. Бывший гендиректор Zurich Insurance Мартин Зенн покончил с собой [Электронный ресурс] // Ведомости. – 30.05.2016. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/05/30/642973-bivshii-gendirektor-zurich (дата обращения 12.04.2023).
5. Башурина Е. Пожизненный наем и сверхурочные часы: что такое «кароси» и почему в Японии умирают от переработок [Электронный ресурс] //Forbes.ru. – 06.05.2021. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/428149-pozhiznennyy-naem-i-sverhurochnye-chasy-chto-takoe-karosi-i-pochemu-v-yaponii (дата обращения 13.04.2023).
6. Number of work related suicides in Japan 2013-2022 [Электронный ресурс] // Statista. – 14.03.2023. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/622325/japan-work-related-suicides/ (дата обращения 24.04.2023).
7. Richer J. The Ethical Capitalist. How to Make Business Work Better for Society. – London: Random House Business Books, 2018. – 192 p.
8. Helliwell J.F. Well-Being and Social Capital: Does Suicide Pose a Puzzle? [Электронный ресурс] // NBER Working Paper № 10896. – 2004. – 37 p. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/5185575_Well-Being_and_Social_Capital_Does_Suicide_Pose_a_Puzzle (дата обращения 24.04.2023).
9. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. – М.: Родина, 2021. – 352 с.
10. Yoon L. Reasons for suicide South Korea 2020 [Электронный ресурс] // Statista. – 17.10.2022. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1230755/south-korea-number-of-suicides-by-reason/ (дата обращения 24.04.2023).
11. Парфенов В. Смерть от отчаяния и отсутствие высшего образования оказались тесно связаны [Электронный ресурс] //Naked Science. – 03.11.2020. – Режим доступа: https://naked-science.ru/article/psy/smert-ot-otchayaniya-i-otsutstvie-vysshego-obrazovaniya-okazalis-tesno-svyazany (дата обращения 24.04.2023).
12. McCarthy N. 2018 Was A Record Year For U.S. Workplace Suicide [Электронный ресурс] //Statista. – 14.01.2020. – Режим доступа: https://www.statista.com/chart/20483/total-number-of-workplace-suicides-in-the-us/ (дата обращения 24.04.2023).
13. Киров С.М. Речи 1932 г. Т. 14. – Л.: Парт. архив ОК и ГК ВКП(б), 1932. – 450 с.
14. Терентьев И. Число самоубийств в России упало до самого низкого уровня за 50 лет [Электронный ресурс] // РБК. – 10.02.2016. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/10/02/2016/56ba00a79a79474ccbd2bccb (дата обращения 25.04.2023).
15. Stuckler D., Basu S. A Economia Desumana: Porque Mata a Austeridade. – Lisboa: Editorial Biz?ncio, 2014. – 302 p.
16. Российский статистический ежегодник 2003, 2005, 2011, 2013, 2016, 2019, 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения 25.04.2023).
17. Бердяевъ Н. О самоубiйствѢ: Психологическiй этюдъ. – Paris: YMCA Press, 1931. – 46 с.
18. Маркс К. Пеше о самоубийстве // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. Издание второе. – М.: Изд-во политической литературы, 1974. – С. 290-305.
19. Франкл В. Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022. – 338 с.
20. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
21. 21. Lipovetsky G. Le bonheur paradoxal. Essai sur la société d’hyperconsommation. – Paris: Éditions Gallimard, 2006. – 377 p.
22. Cohen D. Homo Economicus, Prophète (égaré) des temps nouveaux. – Paris: Albin Michel, 2012. – 236 p.
23. Felice E. Historia económica de la felicidad. Una nueva visión de la historia del mundo. – Barcelona: Crítica, 2020. – 352 p.
24. Guidi L. La bibliothérapie, pratique médicale méconnue en France [Электронный ресурс] // Monde du Livre. – 05.06.2013. – Режим доступа: https://mondedulivre.hypotheses.org/1700 (дата обращения 03.05.2023)..
25. Mikulic M. Antidepressant consumption in selected countries 2021 [Электронный ресурс] // Statista. – 08.12.2022. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/283072/antidepressant-consumption-in-selected-countries/ (дата обращения 03.05.2023).
26. Черниговская Т. Человек растерянный – Homo Confusus и новая цифровая реальность [Электронный ресурс] //Прямая речь. – 20.03.2019. – Режим доступа: https://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya_chelovek_rasteryannyy__omo_onfusus_i_novaya_tsifrovaya_realnost (дата обращения 03.05.2023).
27. Morin E. Enseigner à vivre: Manifeste pour changer l’éducation. – Arles: ACTES SUD. – 2020. – 160 p.
28. Fourastié J. La productivité. 11e edition. – Paris: Presses Universitaires de France, 1987. – 128 p.
29. Шутценбергер А. Психодрама. – М.: «Корвет», 2021. – 240 с.
30. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. – М.: Академический проект, 2010. – С. 303-358.
31. Рассел Б. История западной философии. – СПб.: Азбука, 2001. – 960 с.
32. Stolze T. Beautitude: Marx, Aristotle, Averroes, Spinoza [Электронный ресурс] // Continental Thought & Theory: A Journal of Intellectual Freedom. – 2017. – Vol. 1, Iss. 4. – P. 527-565. – Режим доступа: https://ir.canterbury.ac.nz/bitstream/handle/10092/14502/21%20STOLZE%20CAPITAL.pdf?sequence=6 (дата обращения 04.05.2023).
33. Yoon L. Number of suicide helpline counselors South Korea 2020-2021 [Электронный ресурс] // Statista. – 21.10.2022. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1268262/south-korea-suicide-hotline-counselors/ (дата обращения 05.05.2023).
34. Индекс счастья: мониторинг [Электронный ресурс] //ВЦИОМ. – 20.03.2023. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-schastja-monitoring (дата обращения 05.05.2023).
35. Koivumaa-Honkanen H., Honkanen R., Viinamaki H., Heikkila K., Kaprio J., Koskenvuo M. Life Satisfaction and Suicide: A 20-Year Follow-up Study // American Journal of Psychiatry. – 2001. – № 158 (3). – P. 433-439.
36. Węziak-Białowolska D. Attendance of cultural events and involvement with the arts – impact evaluation on health and well-being from a Swiss household panel survey // Public Health. – Vol. 139. – 2016. – P. 161-169.
37. Seligman M., Pawelski J. Positive Psychology: FAQs [Электронный ресурс] // Psychological Inquiry. – 2003. – Vol. 14, № 2. – P. 159-163. – Режим доступа: https://ppc.sas.upenn.edu/sites/default/files/ppfaqs.pdf (дата обращения 05.05.2023).
38. Романов Д. «Дайте ребенку высказаться». В России активизировалась борьба с распространением суицидального контента [Электронный ресурс] //Газета.ru. – 12.12.2022. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2022/12/12/15928927.shtml (дата обращения 05.05.2023).
39. Савич Л.Е., Заборовская С.В. Библиотерапия в новой технологической среде // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 1. – С. 98-104.
40. Копытин А.И. Социальная и клиническая арт-терапия [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – № 2 (2). – Режим доступа: http://medpsy.ru/climp/2013_2_2/article10.php (дата обращения 10.05.2023).
41. Батова С. В столичном метро исчезли надписи «Вход» и «Прохода нет» [Электронный ресурс] // Российская Газета. – 05.06.2017. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/05/reg-cfo/v-stolichnom-metro-ischezli-nadpisi-vhod-i-prohoda-net.html#bounce (дата обращения 10.05.2023).
42. Петровский Д. В петербургском метро всегда найдется выход [Электронный ресурс] // Санкт-Петербург.Ру. – 17.09.2009. – Режим доступа: https://saint-petersburg.ru/m/old/old/229488/ (дата обращения 10.05.2023).
43. Поланьи К. Наша устаревшая рыночная психология // Поланьи К. Избранные работы. – М.: Территория будущего, 2010 – С. 31-46.
44. Hume D. Of Suicide [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.open.edu/openlearn/ocw/pluginfile.php/623438/mod_resource/content/1/ofsuicide.pdf (дата обращения 15.05.2023).
45. Аванесов С.С. Суицид и радикальное самоопределение субъекта у Дэвида Юма // Этическая мысль. – 2012. – Вып. 12 – С. 259-273.
46. Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Человек. – 2013. – № 2. – С. 5-13.
47. Brown J.D. Thinking in Chinese: An American’s Journey into the Chinese Mind. – Philadelphia: JB Linguistic Works, 2002. – 133 p.
48. Savater F. O Conteúdo Da Felicidade. – Lisboa: Relógio D’Água Editores, 2018. – 184 p.
49. Cuche D. La notion de culture dans les sciences sociales. – Paris: La Découverte, 2010. – 158 p.
50. Евразийская политическая экономия / Под ред. И.А. Максимцева, Д.Ю. Миропольского, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 767 с.
51. Davoine L. Économie du bonheur. – Paris: La Découverte, 2020. – 127 p.
52. Bouzou N., De Funès J. La comédie (in)humaine: Comment les entreprises font fuir les meilleurs. – Paris: Éditions de l’Observatoire / Humensis, 2018. – 189 p.
53. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. – М.: Агентство электронных изданий «Интермедиатор», 2020. – 877 с.
54. Ульянов Н. Сами научим // Эксперт. – 2022. – № 20. – С. 32-37.
55. Елисеев В.Н., Комарова А.В. Гуманизация социально-экономического развития как системное проявление его всеобщего родового «начала». – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 168 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия