Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Смирнова К. Д.
аспирант кафедры экономики предприятия и управления персоналом
Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского


Оценка конкурентного поведения предприятий на основе применения динамических показателей состояния рыночной конкуренции
В работе предложен вариант определения показателя динамической конкуренции, который опирается на методический инструментарий оценки структурных различий и позволяет учесть изменения в конкурентном поведении действующих на рынке предприятий. Применение данного показателя позволяет естественным образом включить оценку состояния конкуренции в арсенал методов оценки конкурентного поведения предприятий.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентное поведение, рыночная концентрация, доля рынка, структурные различия, предприятие
УДК 005.332.4:658; ББК 65.230.2-24   Стр: 130 - 133

Анализ состояния конкуренции на товарных рынках является одним из приоритетных направлений экономических исследований. Сегодня его результаты широко применяются в практике антимонопольного регулирования для определения степени «конкурентности» поведения субъектов, выявления фактов их монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Кроме того, анализ конкуренции может представлять существенный интерес для исследования конкурентного поведения на уровне отдельных субъектов рынка, поскольку наличие и развитость конкуренции на товарном рынке является фактором, оказывающим прямое влияние на действия и мотивы, работающих на нем предприятий.
Сложившаяся конкурентная структура рынка во многом определяет характер конкурентных взаимоотношений, действующих на нем предприятий, а, следовательно, и траектории их конкурентного поведения. Очевидно, что в условиях высокого конкурентного давления поведение предприятий будет отличаться от ситуации отсутствия конкуренции. Можно согласиться с точкой зрения С.Г. Светунькова, по мнению которого «разный уровень конкуренции является причиной разработки принципиально различных рыночных стратегий, начиная от агрессивной атаки на конкурентов и заканчивая уходом с рынка» [1, c. 58]. В свою очередь, недостаточное внимание к вопросам анализа конкуренции может поставить под сомнение способность предприятия противостоять давлению конкурентов.
Практика оценки состояния конкуренции на сегодняшний день накопила достаточно большой опыт по решению этой сложной задачи. В экономической литературе широко рассмотрены показатели рыночной концентрации и оценки степени монополизации рынка, основанные на сравнении долей рынка отдельных субъектов с размером исследуемого рынка (к примеру, индекс рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, индекс Холла-Тайдмана, индекс Линда и др.) [2-6]. Активно применяются инструменты математического анализа, позволяющие измерить степень неупорядоченности распределения долей между субъектами на рынке (коэффициент энтропии, дисперсия рыночных долей конкурентов, коэффициент вариации и др.) [2, 5]. Существенный научный интерес представляют различные модификации традиционных для экономики показателей рыночной концентрации (например, [2]).
Вместе с тем, представленный в научной литературе опыт анализа состояния конкуренции на рынке не позволяет в полной мере оценить конкурентное поведение, действующих на нем предприятий. Дело в том, что оценка конкуренции при помощи показателей рыночной концентрации описывает ситуацию в терминах «фактического положения дел», то есть сложившегося состояния рынка и рыночных условий, в которых осуществляется конкурентная борьба. Однако высокая концентрация не всегда отражает реальный уровень конкуренции на рынке. Даже одинаковые по потенциалу и рыночным возможностям конкуренты могут реализовывать разные стратегии конкуренции – наступательные и оборонительные, позиционные и фланговые и т.д. Следовательно, для интенсивной конкуренции характерна еще одна важная переменная – смена положения на рынке [7].
Поэтому в контексте исследования конкурентного поведения предприятий количественный анализ конкурентной борьбы на рынке должен быть дополнен оценкой динамических параметров конкуренции, которые в комплексе с исследованием уровня рыночной концентрации позволят сформировать более точное представление об условиях и развитости рыночной конкуренции, а также проследить траектории изменений в конкурентном поведении, действующих на рынке предприятий.
В рамках данного исследования ставится задача проанализировать возможность оценки конкурентного поведения предприятий при помощи динамических показателей состояния рыночной конкуренции.
В научной литературе можно встретить отдельные попытки исследователей учесть при оценке состояния рыночной конкуренции ее динамическую составляющую.
К примеру, Т.О. Загорная [8] для учета изменений, которые произошли на рынке, предлагает использовать показатель динамики долей рынка за период, который позволяет модифицировать традиционные коэффициенты рыночной концентрации [8]:

(1)

(2)

(3)

где dn(t) – показатель динамики долей рынка за период t;
∆di – изменение доли рынка i-го предприятия за период t;
CRMi – модифицированный индекс концентрации;
IHHM – модифицированный индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

Полученные с помощью формул 2, 3 значения модифицированных индексов концентрации будут отличаться от традиционных на величину изменения долей рынка за исследуемый период. Причем, чем больше будет это отличие, тем значимей были изменения в рыночной структуре. Напротив, равенство модифицированных и традиционных показателей концентрации будет означать отсутствие сколько-нибудь значимых перестановок или прорывов на рынке.
И.В. Смолин [9] для учета динамической составляющей конкуренции использует методический инструментарий измерения структурных различий.
Под различиями в структуре совокупности в отдельные периоды времени понимают дифференциацию удельных весов (долей) частей этих совокупностей. Эти различия, рассматриваемые в динамике, называют «структурными сдвигами» [9]. Применительно к исследованию интенсивности конкуренции под «структурными сдвигами» можно понимать изменения в динамике распределения рыночных долей конкурентов за исследуемый период.
Для оценки вариации рыночных долей конкурентов в динамике И.В. Смолин применяет «квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов», который позволяет количественно оценить, на сколько процентных пунктов в среднем отклоняются друг от друга доли рынка конкурентов соответственно на начало и конец исследуемого периода. На основании коэффициента абсолютных структурных сдвигов исследователь предлагает определять коэффициент динамической конкуренции [9]:

(4)

где UD – коэффициент динамической конкуренции;
– рыночная доля i-го предприятия соответственно на начало и конец исследуемого периода;
n – количество предприятий на рынке.

Высокие значения коэффициента (UD) указывают на существенные структурные сдвиги на рынке, а, следовательно, на высокий градус конкурентной борьбы. Наоборот, менее заметные изменения в структуре рынка характеризуются меньшими значениями коэффициента абсолютных структурных сдвигов и указывают на низкую интенсивность конкурентного противостояния.
Е.Н. Смирнов в своей работе [7] предлагает модифицированный вариант коэффициента динамической конкуренции, в котором в качестве основных переменных вместо показателей рыночной доли применяются интегральные показатели конкурентоспособности исследуемых предприятий. Такой подход, по мнению исследователя, позволяет сформировать более полную картину расстановки сил на рынке, оценить возможные перестановки, измерить градус напряжения. Модифицированный коэффициент динамической конкуренции определяется по формуле [7]:

(5)

где UDКС – интенсивность конкуренции в отрасли, измеренная на основе оценки динамической вариации показателей конкурентоспособности предприятий;
, – интегральный показатель конкурентоспособности i-го предприятия соответственно на начало и конец исследуемого периода;
n – количество предприятий на рынке.

По мнению автора данного исследования, рассмотренные выше методические подходы, хотя и решают главную задачу – позволяют оценить динамические свойства конкуренции на рынке, тем не менее, характеризуются существенными недостатками, которые ограничивают возможности их применения для количественного анализа конкурентного поведения предприятий на рынке:
1) показатель динамики долей рынка (dn(t)) лишь корректирует значения традиционных индексов рыночной концентрации, а, следовательно, только констатирует факт наличия (или отсутствия) влияния, которое рыночные изменения оказывают на конкуренцию;
2) показатель динамической вариации коэффициентов конкурентоспособности (UDКС), также как и коэффициент динамической конкуренции (UD), не формирует однозначного представления об интенсивности конкуренции в динамике, поскольку применяемый для его определения квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов не имеет четкой верхней границы измерения, а, следовательно, требует сравнения с предыдущими его значениями.
Преодолеть указанные ограничения, по мнению автора данного исследования, позволяет применение обобщающих показателей структурных различий, которые обладают более совершенными аналитическими свойствами, поскольку могут использоваться при агрегировании результатов исследования или при проведении сравнительного анализа состояния конкуренции на различных товарных рынках. К показателям данной группы в научной литературе относят: интегральные коэффициенты структурных сдвигов В. Рябцева, К. Гатева, А. Салаи, непараметрические показатели корреляции, метрики расстояния и т.д. [10-12].
Для количественного анализа конкурентного поведения предприятий по критерию оценки динамических различий рыночных структур в работе предлагается определять коэффициенты ранговой корреляции и интегральный коэффициент структурных сдвигов В. Рябцева.
Коэффициенты ранговой корреляции – это достаточно простые по методике расчета непараметрические показатели оценки тесноты связи между двумя переменными, в которых сравнение проводится не на основе количественных значений самих коррелируемых признаков, а на основе их рангов.
Для оценки сходства рыночных структур по критерию распределения рыночных долей конкурентов предлагается осуществлять расчет коэффициентов ранговой корреляции по отклонениям (коэффициент Спирмена) и по инверсиям (коэффициент Кендалла) [13]. Формулы их расчета представлены в табл. 1.
Таблица 1
Коэффициенты ранговой корреляции для сравниваемых рыночных структур по отклонениям и инверсиям

Коэффициенты ранговой корреляции могут принимать значение от -1 до 1. При прямой связи между исследуемыми совокупностями коэффициенты корреляции читаются с положительным знаком и изменяются в диапазоне 0 < Iоткл(Iинв) < 1. Наоборот, если между совокупностями зафиксирована обратная связь, рассчитанный коэффициент корреляции является отрицательным и находится в пределах -1 < Iоткл(Iинв) < 0. Независимо от знака, значение коэффициента корреляции близкое к 1 будет означать тесную связь между исследуемыми совокупностями, и наоборот, близость показателей к 0 указывает на слабую связь или ее полное отсутствие.
Для расчета коэффициента динамической конкуренции по структурным сходствам предлагается использовать специальный инструмент скалярного свертывания рассмотренных коэффициентов корреляции, который позволяет привести их к единой метрике измерения с положительным диапазоном [13]:

(6)

где Iдк(С) – коэффициент динамической конкуренции по структурным сходствам;
Iоткл – коэффициент ранговой корреляции для сравниваемых рыночных структур по отклонениям;
Iинв – коэффициент ранговой корреляции для сравниваемых рыночных структур по инверсиям.

Коэффициент динамической конкуренции может принимать значения Iдк(С)∈[0; 1]. При этом значение близкое к единице будет означать высокий уровень сходства сравниваемых структур рынка (значение Iдк(С)= 1 будет означать полную тождественность рыночных структур). Снижение коэффициента в диапазоне от 0 до 1 будет означать, что за исследуемый период на рынке произошли изменения рыночных долей конкурентов, повлекшие за собой изменения в расстановке сил и рост конкурентного напряжения.
Недостатком предложенного коэффициента является то, что «одинаковым разностям рангов могут соответствовать совершенно отличные разности значений» [14]. На практике это означает, что незначительным изменениям в долях рынка предприятий могут соответствовать существенные изменения в их рангах и, наоборот, резкие колебания долей рынка могут иметь место при практически неизменном рейтинге предприятий. Такая ситуация является типичной для высококонцентрированных и структурированных рынков.
Для учета данных ограничений в работе предлагается дополнительно к показателю Iдк(С) определять коэффициент динамической конкуренции, учитывающий меру структурных различий Iдк(Р):

(7)

где Iдк(Р) – коэффициент динамической конкуренции по структурным различиям;
dij, dij-1 – доли рынка предприятий соответственно в отчетном и базисном периодах;
n – количество предприятий на рынке.

В основе показателя (7) лежит коэффициент структурных сдвигов В. Рябцева, который применяется для оценки существенности различий структуры изучаемой совокупности по любым двум отдельно взятым признакам [10].
Коэффициент динамической конкуренции, учитывающий меру структурных различий, аналогично показателю Iдк(С) имеет нижний и верхний пределы и изменяется в диапазоне Iдк(Р)∈[0; 1]. В терминах интенсивности конкуренции его значения интерпретируются следующим образом. Значения коэффициента, близкие к 1, будут свидетельствовать об отсутствии сколько-нибудь значимых изменений в распределении рыночных долей конкурентов за исследуемый период, что будет указывать на низкий градус конкурентного напряжения на рынке, который проявляется в стабильности рыночных позиций конкурентов и позиционном характере конкурентной борьбы. И, наоборот, приближение значения коэффициента к 0, будет указывать на существенные перестановки или прорывы на исследуемом рынке, которые возможны в условиях высокоинтенсивной конкуренции.
Поскольку рассмотренные показатели динамической конкуренции, учитывающие меры структурного сходства и структурных различий, имеют единый масштаб и единицы измерения, то для удобства их сопоставления предлагается рассчитывать интегральный коэффициент (IKдк) по формуле:

(8)

где IKдк – интегральный коэффициент динамической конкуренции;
Iдк(С) – коэффициент динамической конкуренции по структурным сходствам;
Iдк(Р) – коэффициент динамической конкуренции по структурным различиям.
Для интерпретации полученных значений интегрального коэффициента динамической конкуренции на рынке, а также для выявления характеристик конкурентного поведения, действующих на нем предприятий, в работе предлагается специальная шкала, которая позволяет перевести полученные количественные оценки в качественные (табл. 2).

Таблица 2
Пороговые значения интегрального коэффициента динамической конкуренции и возможные характеристики конкурентного поведения предприятий
Интервал значений показателяХарактеристика уровня конкуренцииХарактеристика конкурентного поведения предприятий
0,901 ≤ IKдкНизкий уровень конкуренцииОтсутствие значимых перестановок на рынке. Ведущие игроки не заинтересованы в росте конкурентного напряжения. Конкурентное поведение предприятий направлено на стабилизацию рынка
0,701 ≤ IKдк ≤ 0,900Умеренный уровень конкуренцииНа рынке отмечаются прорывы со стороны отдельных конкурентов. В целом конкурентное поведение предприятий имеет позиционный характер
0,501 ≤ IKдк ≤ 0,700Высокий уровень конкуренцииНа рынке отмечаются существенные прорывы и перестановки. Конкурентное поведение предприятий направлено на изменения существующей расстановки сил на рынке
0,500 ≤ IKдкОчень высокий уровень конкуренцииРынок находится в состоянии турбулентности. Высокий потенциал отраслевой конкуренции реализуется в агрессивных наступательных действиях конкурентов


Таким образом, в работе предложен вариант определения показателя динамической конкуренции, который строится на определении величины структурных изменений, произошедших на рынке на протяжении исследуемого периода. В отличие от традиционных индексов рыночной концентрации, оценивающих состояние конкуренции на основе анализа статического распределения рыночных долей конкурентов, показатель динамической конкуренции обладает более совершенными аналитическими свойствами, поскольку учитывает не только сложившуюся расстановку сил, но и изменения характера конкурентного поведения действующих на данном рынке предприятий. Считаем, что использование показателя динамической конкуренции в комплексе с индексами рыночной концентрации позволит наиболее полно оценить силу и градус конкуренции на рынке и соответственно повысить обоснованность принимаемых тактических и стратегических управленческих решений.


Список использованных источников:
1. Светуньков С.Г. Инновации, конкуренция и предпринимательство /С.Г. Светуньков и др. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2008. – 98 с.
2. Катаев А.В. Методология и базовые процедуры идентификации интенсивности рыночной конкуренции // Электронный научный журнал. – 2015. – № 2-3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-bazovye-protsedury-identifikatsii-intensivnosti-rynochnoy-konkurentsii (дата обращения 25.04.2023 г.).
3. Курдин А.А. Альтернативные показатели для оценки состояния конкуренции на товарных рынках // Бюллетень конкурентной политики Лаборатории проблем конкуренции и конкурентной политики. – 2012. – №8. – Режим доступа: http://www.lccp.econ.msu.ru/sadm_files/LCCP_bulletin_8_2012.pdf (дата обращения 25.04.2023).
4. Перфильев С.В. Разработка методики оценки состояния конкуренции на региональных рынках /С.В. Перфильев, О.Ю. Горбова, О.И. Кузнецова, Н.А. Бычкова // Научный результат. Экономические исследования. – 2016. – № 2(4). – С. 32–37.
5. Тутарова Н.В. Анализ конкуренции на рынке услуг операторов сотовой связи Российской Федерации /Н.В. Тутарова, Е.А. Трофимова, Т.В. Бакунова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2022. – Том 8. – № 3 (31). – С. 110-125.
6. Газизова Р.А. Выход нового игрока на олигополизированный рынок (кейс сотовой связи в России) // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 4. – С.891-904.
7. Смирнов Е.Н. Оценка интенсивности отраслевой конкуренции на основе анализа вариации показателей конкурентоспособности //Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – Донецк: ДонНУ. – 2017. – № 1. – С 135-143.
8. Загорная Т.О. Оценка интенсивности конкурентной борьбы на рынке // Восток. – 2010. – № 4 (104). – С. 35–38.
9. Смолин И.В. Стратегическое планирование развития организации. – К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2004. – 344 с.
10. Бакуменко Л.П. статистический анализ структуры инвестиций в регионе // Экономика, статистика и информатика. – 2013. – №5. – С.143-146.
11. Перстенева Н.П. Критерии классификации показателей структурных различий и сдвигов //Фундаментальные исследования. – 2012. – №3. – С. 478-482.
12. Трифонов, Ю.В. Методологические подходы к анализу структуры экономики на региональном уровне / Ю.В. Трифонов, Н.В. Веселова //Вопросы статистики. – 2015. – 2. – С.37-49.
13. Рукин Б.П. Диагностика устойчивого развития организаций с использование динамических нормативов непараметрической статистики /Б.П. Рукин, Г.В. Шуршикова, Л.В. Свиридова //Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 7. – С. 16-21.
14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия