Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ганин П. В.
аспирант Центра перспективных экономических исследований
Академии наук Республики Татарстан


Особенности обеспечения энергоэффективности в региональной экономике (на примере Республики Татарстан)
В статье показаны роль и значение системного, научно обоснованного обеспечения энергоэффективности, как фактора долгосрочного, устойчивого роста результативности развития современных региональных экономических систем. Выделены особенности обеспечения энергоэффективности в отраслях региональной экономики Республики Татарстан. Посредством корреляционно-регрессионного анализа выявлена недостаточная эффективность инвестиций в энергосберегающие технологии и системы в экономике рассматриваемого региона. Систематизированы основные проблемы государственного программирования энергетического развития региональной экономики Республики Татарстан, типичные для периода конца 2010 – начала 2020 гг.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, энергетический менеджмент, энергоемкость, промышленность, региональная экономика, экономика Республики Татарстан, государственное программирование
УДК 338.2; ББК 112.7   Стр: 170 - 172

Введение. Результативность развития современных экономических систем, в т.ч. регионального уровня, непосредственно зависит от качества обеспечения энергоэффективности. Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей и выявлении проблем обеспечения энергоэффективности развития современной региональной экономики Республики Татарстан. Основными задачами статьи являются:
- анализ особенностей обеспечения энергоэффективности в различных отраслях промышленности Республики Татарстан;
- выявление основных проблем государственного управления процессами обеспечения энергоэффективности в экономике Республики Татарстан;
- оценка, посредством корреляционно-регрессионного анализа, эффективности инвестиций в энергосберегающие технологии в экономике Республики Татарстан.
На необходимость комплексного, научно обоснованного управления энергоэффективностью современных региональных экономических систем указывают ряд ведущих отечественных и зарубежных исследователей проблем энергетического менеджмента, в частности М Карло [5, с. 71], А.И. Колесников [3, с.56], Г.Н. Климова [2, с.112] и др.
А.Р. Сафиуллин и А.Р. Шугаепова указывают, что достаточно высокий уровень энергоемкости ВВП Республики Татарстан является одним из наиболее значимых факторов ограничения долгосрочного, стабильного роста финансовой эффективности развития экономики региона [7, с. 38]. А.Н. Мельник, А.Н. Наумова и К.А. Ермолаев аргументируют инновационные направления совершенствования обеспечения энергоэффективности функционирования социально-экономической системы РТ [6, с. 238–240].
В сфере промышленного производства региональной экономики Республики Татарстан средний уровень энергоемкости составил в 2021 г. 8,97 тонн условного топлива в расчете на миллион рублей добавленной стоимости, что на 17,1% меньше среднероссийского уровня энергоемкости промышленности. При этом величина среднего уровня энергоемкости, как показано на рис. 1, достаточно существенно дифференцируется в разрезе различных отраслей региональной промышленности.
Так, в топливной промышленности и машиностроительном комплексе региональной экономики Республики Татарстан в 2021 г. имел место меньший уровень средней энергоемкости по сравнению с аналогичными показателями по отраслям национальной экономики Российской Федерации в целом (на 5,7 и 37,4 процентных пункта, соответственно). В значительной степени это связано с наличием комплексных и действенных программ обеспечения энергоэффективности производства, реализуемых специалистами ПАО «Татнефть» и ПАО «Камаз».
Достаточно высокий уровень энергоемкости в такой базовой отрасли региональной экономики РТ, как химия и нефтехимия (24,74 т.у.т/млн руб.) является значимым фактором ограничения уровня ее конкурентоспособности на национальном и мировых рынках сбыта нефтехимической продукции. Что же касается региональной деревообрабатывающей промышленности, то относительно средний уровень конкурентоспособности данной отрасли обуславливается достаточно широким распространением в ее рамках архаичных технико-технологических укладов, не соответствующих принципам управления деревообрабатывающими производствами в период интенсивного развития постиндустриальных социально-экономических отношений.
Ключевым показателем, отражающим стратегические перспективы минимизации энергосбережения, являются инвестиции в энергосберегающие технологии и оборудование. Динамика данного показателя по региональной экономике РТ в целом в реальном стоимостном исчислении (в ценах 2021 г.) представлена на рис.2.
Рис. 1. Уровень энергоемкости базовых отраслей промышленности Республики Татарстан, т.у.т./млн руб. добавленной стоимости отрасли, 2021 г. [4, с. 171].
Рис. 2. Динамика инвестиций в энергосберегающие технологии и оборудование в региональной экономике Республики Татарстан, млрд руб., в ценах 2021 г. [4, с. 237]

Как показано на рисунке 2, за 2012 – 2021 гг. реальные инвестиции в энергосберегающие технологии в региональной экономике РТ возросли в 3,15 раза. В целом, по критерию соотношения удельных, относительно ВРП, инвестиций на цели энергосбережения и темпов изменения энергоемкости в 2010 гг. региональная экономика Республики Татарстан занимает пятое место из четырнадцати субъектов Поволжского федерального округа. Тем самым, сравнительно иных регионов ПФО позиции РТ в сфере энергосбережения являются относительно эффективными, хотя отношение инвестиций в энергосберегающие технологии и оборудование к валовому региональному продукту (0,23%) существенно ниже данного показателя, характерного для большинства развитых государств с рыночной экономикой. Так, например, в Японии данный показатель в 2021 г. составил 1,17%, в Канаде – 0,93% [8, с.316].
Кроме того, не вполне позитивным является тот факт, что такой депрессивный регион ПФО, как Марий Эл, имеет лучшие позиции по критерию отношения валовых инвестиций на цели энергосбережения к ВРП по сравнению с таким достаточно финансово эффективным субъектом федерации, регионом-донором, как Республика Татарстан.
Значительную роль в активизации процессов обеспечения энергоэффективности в региональной экономике Республики Татарстан играет региональное программирование. Так, в рамках региональной программы “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан” произведен комплексный анализ реализации процессов энергосбережения в экономике региона, обозначены основные мероприятия по активизации рассматриваемого процесса, приведен официально утвержденный прогноз динамики энергоемкости ВРП РТ до 2030 г., осуществлена взаимосвязь процессов обеспечения энергоэффективности регионального социально-экономического развития, с одной стороны, и приоритетов развития систем энергетической безопасности и экологической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, – с другой [1].
Несмотря на значимость указанной комплексной программы с точки зрения активизации процессов энергосбережения и роста энергоэффективности функционирования и развития региональной экономической системы в целом, указанный программный документ имеет ряд недостатков, основными из которых, по нашему мнению, являются:
1. В государственной программе не представлены непосредственные источники финансирования программных мероприятий, в т.ч. из ресурсов бюджета Республики Татарстан и средств СМС, функционирующих в рамках региональной экономики РТ.
2. В тексте программы недостаточно проработаны достаточно актуальные для решения современных проблем в сфере обеспечения энергоэффективности региональной экономики механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в области энергосбережения.
3. Не вполне ясен алгоритм получения официального прогноза целевого значения энергоемкости ВРП РТ в 2030 г. (20,25 т.у.т/млн руб. валового регионального продукта). Отметим, что фактически данное значение было достигнуто уже в 2020 г.
4. В последний раз положения программы пересматривались, редактировались в 2019 г. Очевидно, что такого рода модернизация программных целей, приоритетов и механизмов должна осуществляться более интенсивно, хотя бы раз в год; во всяком случае, при развитии систем управления энергосбережением в региональной экономике РТ следовало бы учесть изменения финансово-экономической ситуации, сформировавшиеся в результате влияния пандемийного кризиса 2020–2022 г.г.
Для укрупненной оценки эффективности инвестиций на цели энергосбережения в региональной экономике Республики Татарстан воспользуемся экономико-математическим инструментарием корреляционно-регрессионного анализа (рис. 3).
Рис. 3. Экономико-статистическая функция влияния реальных инвестиций в энергосберегающие технологии и оборудование на динамику энергоемкости ВРП Республики Татарстан, 2012–2021 гг.
По материалам собственных исследований

Как показано на рис.3, построенная нами функция влияния динамики реальных инвестиций на цели энергосбережения в РТ, на изменение уровня энергоемкости ВРП является достаточно статистически репрезентативной и убывающей. Вместе с тем, полученная зависимость является и крайне неэластичной: рост реальных инвестиций в энергоэффективные оборудование и технологии в экономике региона в 2012–2021 гг. в 3,15 раза привел к тенденции снижения энергоемкости валового регионального продукта лишь на 7,8%. Это является следствием комплекса рассмотренных выше проблем, таких как относительно высокий уровень декларативности системы регионального программирования развития сферы энергосбережения, различная интенсивность осуществления инвестиций в обеспечение энергоэффективности в различных отраслях экономики региона, недостаточный уровень транспарентности капитальных вложений на цели энергосбережения, особенно осуществляемых за счет финансовых ресурсов государственного бюджета различного уровня, отсутствие в рамках региональной финансовой системы налоговых преференций для субъектов хозяйствования, осуществляющих инвестиционные расходы в направлении повышения энергоэффективности собственной деятельности и др.
Пандемийный кризис 2020–2022 гг., равно как и новая, крайне существенная волна санкционного давления на процессы функционирования и развития отечественной социально-экономической системы (2022 г.), оказали значительное воздействие на широкий спектр финансово-экономических явлений, в т.ч. и на обеспечение интенсивности и эффективности цифровизации российских субъектов хозяйствования, в т.ч. реализующихся в сфере энергосбережения.
Так, основными направлениями влияния современного кризиса на процесс использования и генерирования субъектами хозяйствования экономики РФ информационно-коммуникационных технологий и систем являются:
а) комплексная ориентация на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и систем, в т.ч. ориентированных на цифровизацию управления энергосбережением отечественного производства, в минимальной степени интегрированных с цифровыми технологиями и приложениями производства IT-компаний, являющихся резидентами экономических систем США и государств ЕС;
б) уменьшение объемов приобретения информационно-коммуникационных технологий, оборудования, элементов программного обеспечения, номинированных в долларах или евро (даже в случаях производства такого рода ИКТ компаниями, не являющимися резидентами США и других государств, отнесенных в 2022 г. российскими властями к категории т.н. «недружественных») ввиду крайне существенной волатильности валютного курса рубля относительно доллара и евро с конца февраля 2022 г.;
в) расширение кооперационных связей отечественных компаний с российскими IT-производителями и ведущими вузами и НИИ информационно-коммуникационного профиля;
г) формирование и развитие кооперационных связей и отношений по вопросам совместной разработки, реализации или использования ИКТ и цифровых систем производства государств, входящих в дружественные РФ политико-экономические альянсы, такие как ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АТЭС, АСЕАН и др.;
д) создание и развитие территориальных цифровых кластеров – иными словами, систем единой цифровизации региональных или муниципальных кластерных процессов, обеспечивающих высокий уровень эффективности последних в сложившихся условиях организации и осуществления хозяйственной деятельности, в т.ч. за счет унификации форматов энергетического менеджмента на основе единых цифровых платформ компаний, входящих в состав такого рода кластерных образований;
е) минимизация объемов приобретения цифровых технологий, в т.ч. ориентированных на автоматизацию энергетического менеджмента компаний, за счет банковского кредитования или иных форм заемных средств, например, межкорпоративных или облигационных займов, ввиду того, что процентная ставка, например, по банковским кредитам в 2022 г. в экономике РФ является крайне волатильной, практически непредсказуемой.
Заключение. В целом, необходимы такие основные мероприятия по системному повышению уровня энергоэффективности развития региональной экономической системы Республики Татарстан, как введение института целевых налоговых льгот для организаций региона, активно инвестирующих ресурсы в энергосберегающие технологии и системы, предоставление такого рода организациям льготных кредитных ресурсов за счет государственных банков на цели обеспечения роста энергоэффективности операционной и иных направлений деятельности, комплексная региональная поддержка формирования и внедрения цифровых стартапов, ориентированных на рост энергоэффективности различных отраслей экономики региона.


Список использованных источников:
1. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан». Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4.12.2013 №954 (с изм. и доп. от 11.03.2023).
2. Климова Г.Н. Электроэнергетические системы и сети: энергосбережение. – М.: Юрайт, 2022. – 180 с.
3. Колесников А.И., Федоров М.Н., Варфоломеев Ю.М. Энергосбережение в промышленных и коммунальных предприятиях. – М.: Инфра-М, 2005. – 382 с.
4. Республика Татарстан в цифрах: статистический сборник. – Казань: Изд-во Федеральной службы государственной статистики по РТ, 2022.
5. Carlo M. The problems of energetic management. Wash., 2021. – 184 p.
6. Melnik A.N., Naoumova I.N., Ermolaev K.A., Driving innovation through energy efficiency: A Russian regional analysis//Sustainability (Switzerland). – 2021. – Vol.13, Is.9. – Art. № 4810
7. Safiullin A.R, Shugaepova A.A., Development of regional export: Methodological and practical aspects//Journal of Economics and Economic Education Research. – 2016. – Vol.17, Is.SpecialIssue. – P.36–44.
8. World Bank Economic Review. NY., 2022. – 684 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия