| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Базаева М. В. аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | Статья посвящена определению роли государственно-частного-научного партнерства в области здравоохранения в условиях современных конъюнктурных вызовов и ограниченных возможностей по привлечению внешних инвестиций. | Ключевые слова: государственно-частное научное партнерство (ГЧНП), здравоохранение, мировой рынок медицинских услуг, инновации | УДК 334.723; ББК 65.495 Стр: 200 - 201 | Введение. Исследование государственно-частного научного партнерства (далее — ГЧНП) в развитии мирового рынка медицинских услуг интересно тем, что оно представляет собой для нашей страны новый инструмент сотрудничества между государственными и частными организациями, а также научными учреждениями в решении социально-экономических проблем отечественного здравоохранения на фоне ограниченных бюджетных ресурсов и сложностей международного экономического сотрудничества. В последнее время, с учетом курса России на технологический суверенитет, этот подход становится все более популярным в развитии, в частности, рынка медицинских услуг. Преимущества ГЧНП очевидны, поскольку государственные структуры могут в рамках Государственных программ и проектов предоставить определенную финансовую и регуляторною поддержку, частные компании – частные инвестиции, опыт управления и маркетинговые решения, а научные организации собственные инновационные технологии.
Финансирование ГЧНП в мире и в России. Во всем мире сфера здравоохранения играет важную роль в экономическом росте, особенно для стран с низким и средним уровнем дохода. Инвестирование в здоровье граждан не только способствует их здоровому образу жизни и деятельности, но также создает новые рабочие места, обеспечивает социальную и политическую стабильность страны и стимулирует создание особых технологических инноваций.
Расходы на здравоохранение являются ключевым показателем социально-экономического развития, так как отражают уровень инвестиций, отношение общества и государства к здоровью (табл.1).
В Российской Федерации за исследуемый период в структуре инвестиций в основной капитал (табл.2), направленных на развитие здравоохранения, основная часть приходится на привлеченные средства. Если говорить про собственные средства, то видна тенденция к снижению.
Таблица 1
Национальные расходы на здравоохранение по странам мира (в процентах к ВВП)Страна | Год | Расходы
на здравоохранение |
---|
Россия | 2020 | 5,3 | США | 2020 | 17,1 | Франция | 2020 | 11,3 | Германия | 2020 | 11,2 | Япония | 2020 | 10,9 | Великобритания | 2020 | 9,6 | Италия | 2020 | 8,8 | Китай | 2020 | 5,2 | Источник: составлено автором на основание данных Global Health Expenditure 2020 [1].
Таблица 2
Структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие здравоохранения по источникам финансирования (в процентах к итогу) | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|
Инвестиции в основной капитал- всего в том числе: | 100 | 100 | 100 | 100 | 1. Собственные средства | 11,3 | 13,3 | 13,1 | 9,0 | 2. Привлеченные средства | 88,7 | 86,7 | 86,9 | 91,0 | Из них бюджетные средства в том числе за счет: | 68,7 | 66,6 | 70,2 | 77,1 | 1. Федерального бюджета | 20,4 | 24,9 | 28,7 | 29,5 | 2. Бюджетов субъектов Российской Федерации | 46,1 | 38,9 | 37,9 | 45,1 | 3. Местных бюджетов | 2,2 | 2,8 | 3,6 | 2,5 | Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) Здравоохранение в России 2021 [2].
Таблица 3
Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧНП в 2021 году (ТОП-10 субъектов)№ | Субъект РФ | Уровень
развития ГЧП,
баллы | Оценка факторов | Изменение (2020/2021) |
---|
Динамика,
баллы | Место 2020 | Изменение
за год |
---|
1 | Московская область | 79,8 | 100 | 1 | - | 2 | г. Москва | 61,2 | 45,3 | 3 | +1 | 3 | Республика Карелия | 35,9 | 40,6 | 66 | +63 | 4 | Мурманская область | 24,5 | 21,3 | 23 | +19 | 5 | г. Санкт-Петербург | 22,5 | 0,1 | 4 | -1 | 6 | Республика Татар-стан | 19,3 | 13,8 | 67 | +61 | 7 | Новосибирская область | 17,1 | 9,7 | 14 | +7 | 8 | Нижегородская область | 16,4 | 11,9 | 16 | +8 | 9 | Челябинская область | 15,5 | 9,9 | 27 | +18 | 10 | Республика Саха (Якутия) | 15,4 | 2,1 | 2 | -8 | Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2021 год [4].
Кроме того, 24 февраля 2022 года Президент России В.В. Путин обратился к Федеральному собранию с посланием, где затронул ряд важных вопросов, включая роль бизнеса в развитии страны и привлечении средств. Глава государства отметил, что, несмотря на то, что год был тяжелым для всех, включая российский бизнес, экономика справилась с вызовами, поэтому нужно двигаться в том же направлении – «запускать новые проекты, вкладывать в Россию, инвестировать в предприятия и рабочие места, помогать школам и университетам, науке и здравоохранению, культуре и спорту» [3].
Согласно данным платформы «РОСИНФА» 2022 год можно считать весьма успешным для рынка ГЧНП, несмотря на нестабильность экономики и санкционное давление со стороны Запада. На различных этапах реализации находятся не менее 4098 проектов, из которых 680 приходится на социальную инфраструктуру.
В сфере здравоохранения в 2022 году было заключено 3 концессионных соглашения на 35,1 млрд руб. общих инвестиций (из них 27,5 млрд руб. – частных) [4].
Согласно данным Министерства экономического развития, видно, что во многих регионах, а именно в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Челябинской областях, республиках Карелия, Татарстан, Саха (Якутия) реализуются различные проекты ГЧНП в сфере здравоохранения. Лидерами рейтинга традиционно стали Московская область (сохранила первое место) и г. Москва (поднялась с 3-го на 2-е место). При этом в тройку впервые вошла Республика Карелия, которая поднялась с 66 на 3 место [4].
На развитие медицинских услуг оказывают заметное влияние новейшие технологии, такие как:
Искусственный интеллект, который особенно ценен, когда речь идет о раннем выявлении заболеваний и более быстром подтверждении точного диагноза. Например, при лечении рака молочной железы использование искусственного интеллекта позволяет в 30 раз ускорить просмотр маммограмм пациенток с точностью 99%, значительно уменьшая необходимость в биопсиях;
Телемедицина, которая становится все более востребованной с тех пор, как в 2020 году началась пандемия Covid-19. Телемедицина относится к удаленным услугам и она продолжает набирать обороты. Мировой рынок телемедицины, по прогнозам, вырастет с 68,36 млрд долларов в 2020 году до 218,49 млрд долларов к 2026 году. Для России с ее обширной географией и нехваткой медицинских специалистов во многих регионах это направление имеет очень важное значение;
Носимые устройства для поддержания здоровья, синхронизированные с мобильными телефонами для отслеживания своей физической подготовки, сердцебиения, кровяного давления, режима сна и т.д. В условиях старения населения в большей части развитого мира носимые устройства могут быть эффективными при профилактике хронических заболеваний, таких как диабет и сердечно-сосудистые заболевания, помогая пациентам контролировать и улучшать свою физическое состояние.
Основные преимущества ГЧНП. ГЧНП может способствовать развитию инноваций в медицине, которые влияют на улучшение качества медицинских услуг и способствуют повышению эффективности лечения. В свою очередь, совместные проекты могут способствовать развитию научных исследований в области медицины, что может привести к открытию новых методов лечения и диагностики заболеваний.
Важной составляющей ГЧНП является взаимодействие государства, бизнеса и науки в рамках национальных проектов, особенно нового нацпроекта «Экономика данных», который разрабатывается сегодня Минцифры России по указанию Президента Российской Федерации.
В заключение отметим, что совершенствование государственно-частного научного партнерства в здравоохранении в период современных вызовов возможно за счет:
1. Развития механизмов паритетного финансирования и привлечения инвестиций в ходе ГЧНП;
2. Регулярной оценки эффективности государственно-частного научного партнерства и внесения изменений при необходимости, чтобы гарантировать максимальную отдачу от инвестиций;
3. Привлечения большего количества частных инвесторов, прежде всего, из «дружественных стран», для увеличения объема инвестиций в проекты государственно-частного научного партнерства в области медицинских услуг;
4. Поиск новых рынков сбыта отечественных медицинских технологий и услуг в странах Востока и Африки;
5. Консолидированной работы государства, бизнеса и науки в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, которые имеют решающее значение для успешного поддержания ГЧНП. |
| |
|
|