Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Свобода знаний ЕАЭС: перспективы эффективного взаимовыгодного сотрудничества университетов
Багиев Г. Л.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

Бурова Н. В.
профессор кафедры статистики и эконометрики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Василенко Д. В.
проректор по международной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

В статье определены и раскрываются направления модернизации системы высшего образования в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Охарактеризованы масштабы образовательных рынков стран-партнеров по ЕАЭС. Подтверждена заинтересованность партнеров в формировании пятой свободы ЕАЭС - свободы знаний, в усилении академической мобильности, международного научного сотрудничества.
Ключевые слова: свобода знаний, академическая мобильность, международное научное сотрудничество, модернизация высшего образования, образовательные рынки, ЕАЭС
УДК 378.4; ББК 74.48   Стр: 205 - 210

Пять свобод Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран – Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. На момент подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (01.01.2015) их было три: РФ, Беларусь и Казахстан. Впоследствии в состав ЕАЭС вошли Армения и Кыргызстан. Первый договор, который стал основой будущего ЕАЭС был подписан в 1995 г. Первоначальными целями ЕАЭС были всесторонняя модернизация торгово-экономических отношений, кооперация, повышение конкурентоспособности и стабильное развитие национальных экономик стран-участниц Союза, а также формирование общих норм экономического законодательства.
Согласно Договора о ЕАЭС, между странами-членами обеспечиваются свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение согласованной политики в экономической сфере. В июне 2023 г., на встрече глав государств СНГ и ЕАЭС, президент РФ Владимир Путин предложил ввести еще одну свободу между странами-членами ЕАЭС, а именно «свободу знаний». Под свободой знаний понимается «внедрение общих принципов и стандартов образования, унификации требований к профессиям и создание единых учебников», что, при этом, не означает возвращения к советской системе образования и оставляет государствам право на сохранение национальных особенностей в образовательных стандартах. Основной целью такого тезиса, развитием которого в ближайшие годы буду заниматься национальные комитеты министерства высшего образования и науки, представляется облегчение многоцелевых международных потоков студентов и преподавателей, совместных научных проектов, исследований и публикаций.
Современные направления международной деятельности высших учебных заведений. Международная образовательная деятельность российских университетов начала свое активное развитие с 1990-х гг., получила свое подтверждение в «Законе об образовании в Российской Федерации» [1] и сохраняет свою актуальность при оценке эффективности деятельности образовательных учреждений и перспективных трендах реформирования высшего образования [2].Интернационализация высшего образования, академическая мобильность студентов и преподавателей служат своего рода инструментом мягкой силы и экспорта образования, повышения репутации страны и взаимопроникновения культур через обучение иностранных студентов. В то же время, международные образовательные программы и проекты российских университетов — это новые рабочие места, новые направления университетской деятельности, привлечение талантливых иностранных выпускников на национальный рынок труда, дополнительный источник дохода от внебюджетной деятельности университетов.
По данным [3, с. 90] «в 2019 г. Россия занимала шестое место в мире по числу иностранных студентов, более 80% таких студентов приезжали учиться в Россию из стран СНГ, еще около 8% - из Китая». Пандемия коронавируса 2020-2021 гг. ухудшила ситуацию с въездной академической мобильностью и в России, и в целом в мире. Геополитические события 2022 г. также внесли свои коррективы в сферу международного образовательного сотрудничества.
В весеннем семестре 2022 года российские университеты столкнулись с беспрецедентными вызовами существующей системе международных связей. Многие вузы-партнеры, следуя как рекомендациям национальных министерств и ведомств, так и общественным настроениям, вынужденно приостановили сотрудничество со всеми российскими университетами. Эти процессы значительно повлияли на университеты, исторически развивавшие интенсивные международные контакты. Стоит, тем не менее, отметить, что многие вузы-партнеры подчеркивают, что сохранение отношений по линии академических обменов и совместных исследований является важнейшей задачей для восстановления доверительных отношений между странами и народами и рассчитывают на возобновление отношений в ближайшем будущем. Так, многие ключевые партнеры СПбГЭУ сохраняют возможности стажировок для российских студентов, что совпадает с ростом интереса к программам выездного обмена со стороны обучающихся.
В то же время, необходимо подчеркнуть, что даже временная приостановка совместной работы повекла драматическое снижение показателей – отъезд иностранных ППС и исследователей, сворачивание научных проектов и приостановка их финансирования ЕС, а также критическое снижение академической мобильности студентов и преподавателей в 2022/2023 году. В первую очередь, это касается входящей мобильности, но также и исходящей за счет сокращения географии партнерств (например, полностью остановлена мобильность в наиболее популярные вузы Финляндии, Чехии, Польши). В 2023/2024 академическом году открытие границ КНР позволяет обеспечить замещение студентов по обмену из ЕС студентами из Юго-Восточной Азии, а усилия международных служб позволяют расширить географию стажировок для российских студентов, однако восстановление доковидных показателей потребует значительных усилий и времени.
Успешно прошедшая в июне 2023 г. в Санкт-Петербурге VI Национальная научно-методическая конференция с международным участием «Архитектура университетского образования: новые возможности образования для суверенитета России», соорганизаторами который выступили Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина и Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ), позволила научному, преподавательскому, административному сообществу вузов России, совместно с Минобрнауки, Рособрнадзором, Росаккредагенством, Росстандартом рассмотреть актуальные вопросы высшего образования на современном этапе [см. подробнее: http://metod-conf-spb.tilda.ws/]. В частности, в рамках открытой дискуссии о трансформации образовательных рынков на евразийском пространстве, были рассмотрены четыре линии поведения российских университетов в области международного сотрудничества (МС) в весенне-летний период 2022 года:
• полный отказ от МС, разрыв договоров о сотрудничестве с «недружественными» странами, ограничение командирований за рубеж, резкое сокращение мобильности, выход из образовательных и научных сетей;
• декларативная приостановка международной деятельности до восстановления отношений с основными академическими партнерами;
• хаотичные попытки выхода на ранее неосвоенные образовательные рынки;
• консервация и сохранение оставшихся активных связей с «недружественными» странами, перенос научных и образовательных мероприятий (конференций, летних/зимних школ, программ повышения квалификации(ППК) и частично программ магистратуры) в вузы-партнеры «дружественных» стран и расширения российского присутствия в «дружественных» странах на данной основе.
Время показало правильность четвертого подхода, однако усилий одних только университетов недостаточно.
Преобразования системы высшего образования России в 2000-е годы. В 2000-е гг., в связи с ратификацией России Болонской конвенции, российское высшее образование претерпело реформирование, был осуществлен переход на двухуровневое высшее образование (бакалавриат (4 года обучения) и магистратуру (2 года обучения)) взамен (в абсолютном большинстве направлений подготовки) специалитета (5 лет обучения). Послевузовская подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура и докторантура) в России сохранили свою структуру в отличие от принятой в западной системе подготовки только одной научной степени (PhD). Несмотря на многочисленные дискуссии о целесообразности отказа от второй (докторской) ученой степени в России, этого не произошло.
Используя табл.1, сравним данные 2021 г. с 2000 г. по показателям системы российского высшего образования (далее – ВО):
• стабильным – 1,1-1,3 млн. чел сохраняется набор (прием) в вузы РФ, растет выпуск дипломированных бакалавров, специалистов и магистров;
• пик численности студентов вузов пришелся на 2010 г., когда она составила 7 млн. чел., в настоящее время в вузах обучается 4 млн. чел.;
• достаточно низкий уровень охвата молодежи высшим образованием на уровне – 20-22% - представляется вполне объяснимым, потому что при расчете валового коэффициента охвата программами ВО общая численность обучающихся в вузах сопоставляется с численностью молодежи в возрасте 14-35 лет. Сам по себе данный возрастной диапазон очень значительный и включает в себя как школьников, обучающихся СПО и ВО, так и уже дипломированных магистров, специалистов, аспирантов и даже кандидатов наук.
• при этом, следует иметь ввиду, что в 2020 г. Государственная Дума РФ одобрила проект о повышении возраста молодежи с 30 до 35 лет, и теперь к молодежи России относятся лица в возраст от 14 до 35 лет.

Таблица 1
Основные показатели системы высшего образования Российской Федерации в 2000–2021 гг.
Показатели2000 г.2010 г.2020 г.2021 г.
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование в процентах к ВВП2,94,14,03,6
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек4741705040494044
Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек1292139910931129
Выпуск бакалавров, специалистов, магистров, тыс. человек6351468849813
Валовой коэффициент охвата образовательными программами среднего профессионального образования и высшего образования20,523,821,322,4
Источник: Российский статистический ежегодник.2022: Стат.сб./ Росстат. - М., 2022. – с.189-190.

По данным статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах» [4,с.53] численность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2000/2001 учебном году составила 965 вузов (в том числе 607 – государственные и муниципальные организации и 358  – частные организации), в 2010/2011 учебном году наблюдается самая высокая численность ВУЗов в России за последние 20 лет, а именно: 1115 вузов (в том числе 653 государственные и муниципальные организации и 452 – частные), по данным на 2021/22022 учебный год общая численность вузов заметно снизилась и составила 717 вузов (основную долю – 501 вуз или 69,9% – составили государственные и муниципальные вузы, и 216, то есть 30,1% всех вузов имеют частную форму собственности.
В табл.2 представлены абсолютные данные о численности студентов, приеме и выпуске бакалавров, специалистов и магистров за последние 20 лет, позволяющие составить представление о структуре обучающихся (в государственных и муниципальных вузах) за счет тех или иных источников финансирования.

Таблица 2
Численность и структура студентов, прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования Российской Федерации по источникам финансирования в 2000–2021 гг.
Показатели2000 г.2010 г.2020 г.2021 г.
Численность студентов (на начало учебного года) – всего, тыс. чел4270,85848,73715,13690,1
Численность студентов (на начало учебного года) – всего, процентов100,0100,0100,0100,0
в том числе:
обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
64,543,549,450,5
по договорам об оказании платных образовательных услуг34,455,248,947,8
Принято студентов – всего, тыс. чел.1140,31195,4983,11010,3
Принято студентов – всего, %100,0100,0100,0100,0
в том числе:
на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
50,242,051,152,9
по договорам об оказании платных образовательных услуг48,556,647,245,4
Выпущено специалистов – всего, тыс. чел.578,91177,9767,5735,4
Выпущено специалистов – всего, %100,0100,0100,0100,0
В том числе:
обучавшихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
76,945,250,951,4
по договорам об оказании платных образовательных услуг22,053,647,346,7
Источник: Рассчитано авторами по данным: Российский статистический ежегодник.2022: Стат. сб./ Росстат. - М., 2022. – с.208.

Прокомментируем данные табл.2:
• общая численность студентов российских вузов в 2021 году снизилась по сравнению с 2000 г. более чем на 0,5 млн. чел., а именно- на 580,7 тыс. чел.;
• численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета также снизилась заметно в 2021 г. по сравнению с 2000 г., а именно, на 890 тыс. чел.; из этого следует, что:
• выросла численность студентов (за тот же период), обучающихся за счет частного финансирования (по договорам об оказании платных образовательных услуг) на 295,6 тыс. чел.;
• выпуск специалистов с дипломами бакалавра, специалиста, магистра в те же годы – 2000, 2010, 2020-2021 – меняется на протяжении этих лет, имея пик в 2010 г. – 1,2 млн. чел, и заметно менее значительные цифры - 0,7 млн. чел. в 2020 и 2021 гг.
Что касается иностранных студентов, обучающихся в вузах РФ, то, согласно официальной статистике [5, с.211], в 2010 году численность иностранных студентов составила 153,8 тыс. чел., в 2020 – 315,1 тыс. чел., в 2021 -324, 1 тыс. чел., то есть практически удвоилась за 10 лет. По данным [6, с.508], доля иностранных студентов и аспирантов в российских вузах составила в 2019 г.- 4,9%, в 2020 – 5%, в 2021 - 7,9%.
Если сопоставить численность иностранных студентов из стран СНГ с общей численностью иностранных студентов, то в 2010 г. они составили 47,5%, в 2020 г. -51,6%, а в 2021 – 49,5% всех иностранных студентов, обучающихся в вузах РФ в эти годы. При этом незначительное снижение численности студентов из СНГ в 2021 году вероятнее всего было связано с пандемией 2020 г. Таким образом, можно констатировать, что половину иностранных студентов в российских вузах составляют в 2010-2021 гг. русскоговорящие студенты из стран СНГ, часть которых (стран) вошла в состав ЕАЭС.
Образовательные рынки вузов-партнеров по ЕАЭС. Параллельно активному международному образовательному сотрудничеству российских вузов с вузами стран Европейского Союза в период с 1995 по 2022 г., сохранялось и развивалось сотрудничество российских вузов с вузами других стран. В числе иностранных студентов российских вузов значительную долю составляли студенты из Китайской Народной Республики (активный партнер РФ в составе БРИКС), из Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Латвии, Литвы, Украины и др.
Оценим масштабы образовательных рынков партнеров по ЕАЭС, сопоставив данные национальных статистических служб (см. табл. 3).

Таблица 3
Основные показатели высшего образования в РФ, Беларуси, Армении, Казахстане и Кыргызстане в 2021-2022 гг.
Страна (год сведений)Число вузовЧисленность студентов, тыс. чел.Численность профессорско-преподавательского состава, тыс. чел.Численность иностранных студентов, тыс. чел.
Российская Федерация (2021/2022)7174044,0217,7324,1
Беларусь (2021)50254,417,320,9
Казахстан (2022/2023)116578,236,422,5
Армения (2021)5568,96,55,7
Кыргызстан (2022)61227,612,071,7
В целом по странам ЕАЭС9995173,1289,9444,9
Источник: составлено авторами, на основании данных Росстата [5], Национальных статистических комитетов Беларуси [belstat.gov.by], Армении[armstat.am], Кыргызстана[stat.kg], Национального Бюро Казахстана [stat.gov.kz].

Согласно табл.3, современный образовательный рынок стран ЕАЭС включает в себя около тысячи высших учебных заведений, в который обучаются 5,2 млн. студентов, работают около 290 тыс. преподавателей, число иностранных студентов в целом составляет 445 тыс. чел. Российская Федерация выступает лидером по всем вышеназванным характеристикам, поскольку объединяет в своем составе 72% всех вузов ЕАЭС, 78,2% всех студентов, обучающихся в вузах ЕАЭС, три четверти (75%) всего профессорско-преподавательского состава вузов ЕАЭС и 72,8% всех иностранных студентов, проходящих обучение в вузах ЕАЭС. Данное лидерство обусловлено масштабами страны и численности проживающего на ее территории населения. Известно, что Российская Федерация никоим образом не подчеркивает этот «эффект масштаба», и все страны-члены ЕАЭС имеют равные права и возможности в составе данной международной организации. Отметим особенности национальных образовательных рынков каждой страны- члена ЕАЭС и их внутренней структуры. В частности:
• в составе вузов России абсолютное большинство (70%) составляют государственные и муниципальные вузы, а частные вузы – 30% всех российских вузов. В 2021 г. в РФ структура выпускников по уровню полученных дипломов была такова: 65% – дипломы бакалавра, 13,3% – дипломы специалиста, 21,7% - дипломы магистра. Структура обучающихся за счет бюджетных и внебюджетных средств (табл.2) находится практически в соотношении 1:1. Преподавательская нагрузка в российских вузах – 19 студентов на 1 преподавателя. Структура иностранных студентов, составляющих 324, 1 тыс. чел или 7,9% всех студентов, обучающихся в России в 2021 г., такова –64,3% иностранных студентов составили студенты из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии и 35,5% - из стран Дальнего Зарубежья. Абсолютными лидерами по числу иностранных студентов в РФ из стран Ближнего Зарубежья являются: Казахстан (29,3% студентов), Узбекистан (23,3% студентов) и Туркменистан (14,7%), несколько меньше студентов из стран: Таджикистан (11,1%), Беларусь (4,9%), Украина (4,3%), Кыргызстан (4,1%) и Армения (1,1%);
• в составе 116 вузов Казахстана напротив преобладает доля частных вузов (72,4%), 25,9% казахстанских вузов находятся в государственной собственности и 1,7% – в иностранной. Доля студентов, обучающихся в частных вузах Казахстана составляет 77,5%, а 21,7% студентов обучается в государственных организациях высшего образования Казахстана. Важно отметить, что 34% студентов обучается за счет государственных образовательных грантов и 66% – в формате платных образовательных услуг. Чуть менее половины всех вузов (43,1%) располагаются в двух столичных городах – Алматы (36 вузов) и Нур-Султан (14 вузов). Преподавательская нагрузка в вузах Казахстана – 16 студентов на 1 преподавателя. Наибольшую численность иностранных студентов в вузах Казахстана составляют студенты из Узбекистана (35,6% иностранных студентов) и Индии (32,4%). Третью позицию занимают студенты из России (5,8%).
• Из 50 вузов Беларуси 27 (или 54%) находятся в столице Республики – Минске. Более половины обучающихся, а именно 60,5% студентов, в Беларуси обучается на русском языке. Преподавательская нагрузка в вузах Беларуси – 15 студентов на 1 преподавателя. В составе выпускников высших учебных заведений Беларуси – 11,5% – дипломированные магистры, остальные 88,5 % выпускников имеют дипломы специалистов и/или бакалавров. Из 20,9 тыс. иностранных граждан, обучающихся в вузах Беларуси, наиболее представительными являются группы студентов из следующих стран: Туркменистан (41,6% студентов), Китай (17,2%), Россия (7,2%), Узбекистан (5,3%) и Шри-Ланка (4,8% иностранных студентов). Доля иностранных студентов в вузах Беларуси выросла с 5,2% в 2017 г. до 7,9% в 2021 г.;
• В Республике Кыргызстан из 61 вуза в 2022 г. в государственной собственности находятся 70,5% вузов, в частной – 29,5% вузов. Более половины всех вузов страны – 44 из 61 – расположены в столице Республики – г. Бишкек. Преподавательская нагрузка в вузах Кыргызстана – 19 студентов на 1 преподавателя, как и в России, и это самая высокая нагрузка в вузах стран ЕАЭС. Численность иностранных студентов, обучающихся в вузах Кыргызстана, превышает численность иностранных студентов в Беларуси и Казахстане более, чем в 3 раза, уступая только вузам России, и составляет 71,7 тыс. чел. Безусловными лидерами в части страны происхождения иностранных студентов в Кыргызстане являются Узбекистан (56,2%) и Индия (21,3%), далее идут Пакистан (11,7%), Казахстан (4,5%) и Россия (2,6%).
• В Республике Армения в 55 вузах обучается около 69 тыс. студентов, в том числе 8,3% - иностранные студенты. В вузах Армении наблюдается самая низкая педагогическая нагрузка из всех стран ЕАЭС – 11 студентов на 1 преподавателя. В вузах Армении реализуются двухуровневые программы высшего образования (бакалавриат и магистратура), при чем последние реализуются не во всех вузах, а только в 87,3% вузов. Из 5,7 тыс. иностранных студентов Армении странами-лидерами являются Индия (35,2%), Россия (26,3%) и Грузия (14,0%).
В табл.4 приведены численность и удельный вес студентов из стран СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в российских государственных высших учебных заведениях на условиях общего приема в 2000-2022 гг.

Таблица 4
 2000/20012010/20112020/20212021/2022
Всего, тыс. чел.34,473,1162,5160,5
Всего, %100,0100,0100,0100,0
В том числе, %, из:
Азербайджан
3,510,33,73,4
Беларусь9,928,73,93,9
Казахстан34,427,130,230,1
Кыргызстан3,50,23,43,9
Таджикистан0,93,810,111,4
Узбекистан1,510,020,924,5
Украина14,58,34,83,5
Источник: Рассчитано авторами по данным из: Российский статистический ежегодник.2022: Стат. сб./ Росстат. - М., 2022. – с.210.

Анализируя данные табл.4, отметим, что за 20 последних лет численность студентов из стран СНГ, обучающихся на программах ВО в РФ, увеличилась в 4,7 раза. Также выделим три страны-лидера по численности студентов в российских вузах, это: Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, при этом студенты из Казахстана на протяжении последних 20 лет составляли порядка 30-34% всех иностранных русскоговорящих студентов, численность студентов из Узбекистана выросла в 16 раз, а из Таджикистана – в 12,7 раз.
Проблемы и перспективы развития сотрудничества вузов стран ЕАЭС. Рассмотрим проблемы и перспективы развития сотрудничества вузов стран ЕАЭС на примере Санкт-Петербурга. В системе высшего образования города обучается более 355 тыс. студентов и аспирантов, более 10% от общего контингента составляют иностранные студенты из 150 стран мира. В целом, по всем образовательным программам в Санкт-Петербурге в 2021/2022 учебном году обучалось более 43,7 тыс. иностранных студентов.
Научный фонд Санкт-Петербурга совместно с ведущими вузами города ежегодно готовит статистический сборник – «Бюллетень международной академической мобильности в Санкт-Петербурге». Рассмотрим ряд представленных в этом издании данных для анализа сложившейся ситуации:
• Контингент иностранных граждан на основных образовательных программах. По основным образовательным программам высшего образования в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербурге обучалось более 34,5 тыс. иностранных студентов и лиц без гражданства из 155 зарубежных государств. Основными макрорегионами происхождения таких студентов в 2019-2021 гг. стали Центральная и Восточная Азия, а также Восточная Европа. Наибольшее представительство у граждан КНР, на втором месте граждане Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Туркменистана, Украины , Таджикистана, Азербайджана, Молдовы и Киргизии. Граждане этих стран представляют почти 80% всего контингента иностранных учащихся, причем представительство ни одной страны (за исключением Молдовы) не зависит от квот Минобрнауки.
Понятно, что Санкт-Петербург, обладая богатым портфолио образовательных учреждений и высоким уровнем российских абитуриентов (ежегодно подтверждаемый Мониторингом качества бюджетного и платного приема), создает высококонкурентную среду, привлекающую талантливую зарубежную молодежь, что, впрочем, не способствует развитию сотрудничества между вузами наших стран.
• Программы сезонных школ. Анализируя программы сезонных (летних/зимних) школ необходимо отметить более сбалансированную картину – в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербурге обучалось более 2,0 тыс. иностранных студентов из 102 зарубежных государств. В 2019-2021 гг. наибольшее число таких студентов прибыло из стран Восточной Азии, Центральной Азии, а также Западной Европы. При этом, большинство студентов представляли Китайскую Народную Республику, Соединенные Штаты Америки, Федеративную Республику Германия и др., но также активно участвовали и студенты из стран СНГ.
• Программы академической мобильности. Если же мы обратимся к программам академической мобильности, то увидим совершенно иные тренды. По программам академической мобильности в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербурге обучалось более 1,8 тыс. иностранных студентов из 77 зарубежных государств. В 2019-2021 гг. наибольшее число прибывших студентов приходилось на страны Восточной и Западной Европы, Северную Америку и Восточную Азию. При этом, в разрезе стран происхождения наибольшее количество студентов представляли Китайскую Народную Республику, Федеративную Республику Германия, Французскую Республику, Итальянскую Республику и др. Несмотря некоторый рост мобильности из Казахстана и Узбекистана в текущем учебном году, необходимо отметить, что потоки мобильности не соответствуют потенциалу вузов региона.
Еще более удручающим выглядят данные по программам двойного диплома – в Санкт-Петербурге в 2021 г. в рамках заключенных международных академических соглашений реализовывалось более 130 образовательных программ двойного диплома с партнерами из не менее, чем 14 зарубежных государств, при этом 30% образовательных программ двойного диплома реализовывалось с зарубежными образовательными организациями, входящими в топ-500 мировых образовательных рейтингов QS и THE. Однако на страны СНГ приходится менее 10% таких программ, только 12 программ с Казахстаном и Узбекистаном.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет реализует программы двух дипломов с 1991 года. В университете накоплен достаточный опыт по решению возникающих традиционных вопросов (языковых, мотивационных, финансовых и связанных с перезачетом). Тем не менее, необходимо отметить ряд нерешенных системных проблем:
• существующее регулирование сетевого сотрудничества не учитывает специфику реализации сетевых программ с зарубежными партнерами;
• существующая система обеспечения качества и аккредитации программ не учитывает существенные различия таких систем в разных странах (требование наличия российской аккредитации у иностранного партнера, несовпадение сроков обучения, несовпадение направлений/профилей подготовки, недостаточная гибкость при согласовании учебных планов);
• существуют серьезные ограничения участия в программах иностранных граждан из вузов-партнеров по реализации сетевой программы, ведущие к несоблюдению баланса участников с обеих сторон (несовпадающие сроки подачи документов, завершения приемной кампании и выдачи документов об образовании, значительные сроки признания иностранных документов об образовании, визовые проблемы).
Принимая во внимание особую актуальность развития отношений, необходимо решить несколько надгосударственных задач:
• создать в рамках ЕАЭС некоммерческую межгосударственную программу по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов (Евразийский аналог программы Эразмус);
• создать в рамках ЕАЭС Фонд научных исследований для интенсификации НИР между университетами стран членов;
• создать платформы для обмена опытом вузовских администраторов: семинары по международному сотрудничеству, научным исследованиям и публикациям, разработке совместных учебных программ.
В феврале 2023 года на заседании экспертно-аналитического совета Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ обсуждался вопрос о необходимости организации программы академической мобильности для студентов и преподавателей, повышении качества образования за счет финансирования академической кооперации на пространстве ЕАЭС. Председатель Совета М.И. Кротов предложил в рамках Совета создать комиссию по образованию, а ректору СПбГЭУ И.А. Максимцеву и ректору Астраханского государственного университета К.А.Маркелову стать сопредседателями комиссии по образованию.
Заключение Несмотря на то, что ЕАЭС обладает значительным инновационным потенциалом(существуют научно-педагогические школы, ряд научно-исследовательских учреждений высокого класса и ведется множество прорывных научных проектов) до последнего времени региональное сотрудничество в области науки оставалось фрагментированным, в частности не предпринималось попыток обобщить и создать макрорегиональный проект научного сотрудничества. Имеют место: забюрократизированность, отсутствие программ финансирования и программы стратегической программы взаимодействия. В данном контексте создание в ЕАЭС программы студенческой, преподавательской и исследовательской мобильности, а также наднационального научного фонда позволит в полной мере раскрыть потенциал университетов регионов.

Список использованных источников:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 01.06.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения 02.06.2023).
3. Минаева Е.А. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. № 4. 05.06.2020. с. 89–95. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/435321798.pdf (дата обращения: 01.06.2023).
4. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУВШЭ, 2022. – 133 с.
5. Российский статистический ежегодник.2022: Стат.сб./ Росстат. - М., 2022. – 691 с.
6. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник /Н.В, Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУВШЭ, 2023. – 432 с.
7. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. - 2022. Т.31. - № 2. - С. 149–166. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2022-31-2-149-166.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия