| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | |
| Багиев Г. Л. профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ Бурова Н. В. профессор кафедры статистики и эконометрики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Василенко Д. В. проректор по международной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| | В статье определены и раскрываются направления модернизации системы высшего образования в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Охарактеризованы масштабы образовательных рынков стран-партнеров по ЕАЭС. Подтверждена заинтересованность партнеров в формировании пятой свободы ЕАЭС - свободы знаний, в усилении академической мобильности, международного научного сотрудничества. | Ключевые слова: свобода знаний, академическая мобильность, международное научное сотрудничество, модернизация высшего образования, образовательные рынки, ЕАЭС | УДК 378.4; ББК 74.48 Стр: 205 - 210 | Пять свобод Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран – Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. На момент подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (01.01.2015) их было три: РФ, Беларусь и Казахстан. Впоследствии в состав ЕАЭС вошли Армения и Кыргызстан. Первый договор, который стал основой будущего ЕАЭС был подписан в 1995 г. Первоначальными целями ЕАЭС были всесторонняя модернизация торгово-экономических отношений, кооперация, повышение конкурентоспособности и стабильное развитие национальных экономик стран-участниц Союза, а также формирование общих норм экономического законодательства.
Согласно Договора о ЕАЭС, между странами-членами обеспечиваются свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение согласованной политики в экономической сфере. В июне 2023 г., на встрече глав государств СНГ и ЕАЭС, президент РФ Владимир Путин предложил ввести еще одну свободу между странами-членами ЕАЭС, а именно «свободу знаний». Под свободой знаний понимается «внедрение общих принципов и стандартов образования, унификации требований к профессиям и создание единых учебников», что, при этом, не означает возвращения к советской системе образования и оставляет государствам право на сохранение национальных особенностей в образовательных стандартах. Основной целью такого тезиса, развитием которого в ближайшие годы буду заниматься национальные комитеты министерства высшего образования и науки, представляется облегчение многоцелевых международных потоков студентов и преподавателей, совместных научных проектов, исследований и публикаций.
Современные направления международной деятельности высших учебных заведений. Международная образовательная деятельность российских университетов начала свое активное развитие с 1990-х гг., получила свое подтверждение в «Законе об образовании в Российской Федерации» [1] и сохраняет свою актуальность при оценке эффективности деятельности образовательных учреждений и перспективных трендах реформирования высшего образования [2].Интернационализация высшего образования, академическая мобильность студентов и преподавателей служат своего рода инструментом мягкой силы и экспорта образования, повышения репутации страны и взаимопроникновения культур через обучение иностранных студентов. В то же время, международные образовательные программы и проекты российских университетов — это новые рабочие места, новые направления университетской деятельности, привлечение талантливых иностранных выпускников на национальный рынок труда, дополнительный источник дохода от внебюджетной деятельности университетов.
По данным [3, с. 90] «в 2019 г. Россия занимала шестое место в мире по числу иностранных студентов, более 80% таких студентов приезжали учиться в Россию из стран СНГ, еще около 8% - из Китая». Пандемия коронавируса 2020-2021 гг. ухудшила ситуацию с въездной академической мобильностью и в России, и в целом в мире. Геополитические события 2022 г. также внесли свои коррективы в сферу международного образовательного сотрудничества.
В весеннем семестре 2022 года российские университеты столкнулись с беспрецедентными вызовами существующей системе международных связей. Многие вузы-партнеры, следуя как рекомендациям национальных министерств и ведомств, так и общественным настроениям, вынужденно приостановили сотрудничество со всеми российскими университетами. Эти процессы значительно повлияли на университеты, исторически развивавшие интенсивные международные контакты. Стоит, тем не менее, отметить, что многие вузы-партнеры подчеркивают, что сохранение отношений по линии академических обменов и совместных исследований является важнейшей задачей для восстановления доверительных отношений между странами и народами и рассчитывают на возобновление отношений в ближайшем будущем. Так, многие ключевые партнеры СПбГЭУ сохраняют возможности стажировок для российских студентов, что совпадает с ростом интереса к программам выездного обмена со стороны обучающихся.
В то же время, необходимо подчеркнуть, что даже временная приостановка совместной работы повекла драматическое снижение показателей – отъезд иностранных ППС и исследователей, сворачивание научных проектов и приостановка их финансирования ЕС, а также критическое снижение академической мобильности студентов и преподавателей в 2022/2023 году. В первую очередь, это касается входящей мобильности, но также и исходящей за счет сокращения географии партнерств (например, полностью остановлена мобильность в наиболее популярные вузы Финляндии, Чехии, Польши). В 2023/2024 академическом году открытие границ КНР позволяет обеспечить замещение студентов по обмену из ЕС студентами из Юго-Восточной Азии, а усилия международных служб позволяют расширить географию стажировок для российских студентов, однако восстановление доковидных показателей потребует значительных усилий и времени.
Успешно прошедшая в июне 2023 г. в Санкт-Петербурге VI Национальная научно-методическая конференция с международным участием «Архитектура университетского образования: новые возможности образования для суверенитета России», соорганизаторами который выступили Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина и Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ), позволила научному, преподавательскому, административному сообществу вузов России, совместно с Минобрнауки, Рособрнадзором, Росаккредагенством, Росстандартом рассмотреть актуальные вопросы высшего образования на современном этапе [см. подробнее: http://metod-conf-spb.tilda.ws/]. В частности, в рамках открытой дискуссии о трансформации образовательных рынков на евразийском пространстве, были рассмотрены четыре линии поведения российских университетов в области международного сотрудничества (МС) в весенне-летний период 2022 года:
• полный отказ от МС, разрыв договоров о сотрудничестве с «недружественными» странами, ограничение командирований за рубеж, резкое сокращение мобильности, выход из образовательных и научных сетей;
• декларативная приостановка международной деятельности до восстановления отношений с основными академическими партнерами;
• хаотичные попытки выхода на ранее неосвоенные образовательные рынки;
• консервация и сохранение оставшихся активных связей с «недружественными» странами, перенос научных и образовательных мероприятий (конференций, летних/зимних школ, программ повышения квалификации(ППК) и частично программ магистратуры) в вузы-партнеры «дружественных» стран и расширения российского присутствия в «дружественных» странах на данной основе.
Время показало правильность четвертого подхода, однако усилий одних только университетов недостаточно.
Преобразования системы высшего образования России в 2000-е годы. В 2000-е гг., в связи с ратификацией России Болонской конвенции, российское высшее образование претерпело реформирование, был осуществлен переход на двухуровневое высшее образование (бакалавриат (4 года обучения) и магистратуру (2 года обучения)) взамен (в абсолютном большинстве направлений подготовки) специалитета (5 лет обучения). Послевузовская подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура и докторантура) в России сохранили свою структуру в отличие от принятой в западной системе подготовки только одной научной степени (PhD). Несмотря на многочисленные дискуссии о целесообразности отказа от второй (докторской) ученой степени в России, этого не произошло.
Используя табл.1, сравним данные 2021 г. с 2000 г. по показателям системы российского высшего образования (далее – ВО):
• стабильным – 1,1-1,3 млн. чел сохраняется набор (прием) в вузы РФ, растет выпуск дипломированных бакалавров, специалистов и магистров;
• пик численности студентов вузов пришелся на 2010 г., когда она составила 7 млн. чел., в настоящее время в вузах обучается 4 млн. чел.;
• достаточно низкий уровень охвата молодежи высшим образованием на уровне – 20-22% - представляется вполне объяснимым, потому что при расчете валового коэффициента охвата программами ВО общая численность обучающихся в вузах сопоставляется с численностью молодежи в возрасте 14-35 лет. Сам по себе данный возрастной диапазон очень значительный и включает в себя как школьников, обучающихся СПО и ВО, так и уже дипломированных магистров, специалистов, аспирантов и даже кандидатов наук.
• при этом, следует иметь ввиду, что в 2020 г. Государственная Дума РФ одобрила проект о повышении возраста молодежи с 30 до 35 лет, и теперь к молодежи России относятся лица в возраст от 14 до 35 лет.
Таблица 1
Основные показатели системы высшего образования Российской Федерации в 2000–2021 гг.Показатели | 2000 г. | 2010 г. | 2020 г. | 2021 г. |
---|
Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование в процентах к ВВП | 2,9 | 4,1 | 4,0 | 3,6 | Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек | 4741 | 7050 | 4049 | 4044 | Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек | 1292 | 1399 | 1093 | 1129 | Выпуск бакалавров, специалистов, магистров, тыс. человек | 635 | 1468 | 849 | 813 | Валовой коэффициент охвата образовательными программами среднего профессионального образования и высшего образования | 20,5 | 23,8 | 21,3 | 22,4 | Источник: Российский статистический ежегодник.2022: Стат.сб./ Росстат. - М., 2022. – с.189-190.
По данным статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах» [4,с.53] численность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2000/2001 учебном году составила 965 вузов (в том числе 607 – государственные и муниципальные организации и 358 – частные организации), в 2010/2011 учебном году наблюдается самая высокая численность ВУЗов в России за последние 20 лет, а именно: 1115 вузов (в том числе 653 государственные и муниципальные организации и 452 – частные), по данным на 2021/22022 учебный год общая численность вузов заметно снизилась и составила 717 вузов (основную долю – 501 вуз или 69,9% – составили государственные и муниципальные вузы, и 216, то есть 30,1% всех вузов имеют частную форму собственности.
В табл.2 представлены абсолютные данные о численности студентов, приеме и выпуске бакалавров, специалистов и магистров за последние 20 лет, позволяющие составить представление о структуре обучающихся (в государственных и муниципальных вузах) за счет тех или иных источников финансирования.
Таблица 2
Численность и структура студентов, прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и выпуск бакалавров, специалистов, магистров государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования Российской Федерации по источникам финансирования в 2000–2021 гг.Показатели | 2000 г. | 2010 г. | 2020 г. | 2021 г. |
---|
Численность студентов (на начало учебного года) – всего, тыс. чел | 4270,8 | 5848,7 | 3715,1 | 3690,1 | Численность студентов (на начало учебного года) – всего, процентов | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | в том числе:
обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | 64,5 | 43,5 | 49,4 | 50,5 | по договорам об оказании платных образовательных услуг | 34,4 | 55,2 | 48,9 | 47,8 | Принято студентов – всего, тыс. чел. | 1140,3 | 1195,4 | 983,1 | 1010,3 | Принято студентов – всего, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | в том числе:
на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | 50,2 | 42,0 | 51,1 | 52,9 | по договорам об оказании платных образовательных услуг | 48,5 | 56,6 | 47,2 | 45,4 | Выпущено специалистов – всего, тыс. чел. | 578,9 | 1177,9 | 767,5 | 735,4 | Выпущено специалистов – всего, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | В том числе:
обучавшихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | 76,9 | 45,2 | 50,9 | 51,4 | по договорам об оказании платных образовательных услуг | 22,0 | 53,6 | 47,3 | 46,7 | Источник: Рассчитано авторами по данным: Российский статистический ежегодник.2022: Стат. сб./ Росстат. - М., 2022. – с.208.
Прокомментируем данные табл.2:
• общая численность студентов российских вузов в 2021 году снизилась по сравнению с 2000 г. более чем на 0,5 млн. чел., а именно- на 580,7 тыс. чел.;
• численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета также снизилась заметно в 2021 г. по сравнению с 2000 г., а именно, на 890 тыс. чел.; из этого следует, что:
• выросла численность студентов (за тот же период), обучающихся за счет частного финансирования (по договорам об оказании платных образовательных услуг) на 295,6 тыс. чел.;
• выпуск специалистов с дипломами бакалавра, специалиста, магистра в те же годы – 2000, 2010, 2020-2021 – меняется на протяжении этих лет, имея пик в 2010 г. – 1,2 млн. чел, и заметно менее значительные цифры - 0,7 млн. чел. в 2020 и 2021 гг.
Что касается иностранных студентов, обучающихся в вузах РФ, то, согласно официальной статистике [5, с.211], в 2010 году численность иностранных студентов составила 153,8 тыс. чел., в 2020 – 315,1 тыс. чел., в 2021 -324, 1 тыс. чел., то есть практически удвоилась за 10 лет. По данным [6, с.508], доля иностранных студентов и аспирантов в российских вузах составила в 2019 г.- 4,9%, в 2020 – 5%, в 2021 - 7,9%.
Если сопоставить численность иностранных студентов из стран СНГ с общей численностью иностранных студентов, то в 2010 г. они составили 47,5%, в 2020 г. -51,6%, а в 2021 – 49,5% всех иностранных студентов, обучающихся в вузах РФ в эти годы. При этом незначительное снижение численности студентов из СНГ в 2021 году вероятнее всего было связано с пандемией 2020 г. Таким образом, можно констатировать, что половину иностранных студентов в российских вузах составляют в 2010-2021 гг. русскоговорящие студенты из стран СНГ, часть которых (стран) вошла в состав ЕАЭС.
Образовательные рынки вузов-партнеров по ЕАЭС. Параллельно активному международному образовательному сотрудничеству российских вузов с вузами стран Европейского Союза в период с 1995 по 2022 г., сохранялось и развивалось сотрудничество российских вузов с вузами других стран. В числе иностранных студентов российских вузов значительную долю составляли студенты из Китайской Народной Республики (активный партнер РФ в составе БРИКС), из Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Латвии, Литвы, Украины и др.
Оценим масштабы образовательных рынков партнеров по ЕАЭС, сопоставив данные национальных статистических служб (см. табл. 3).
Таблица 3
Основные показатели высшего образования в РФ, Беларуси, Армении, Казахстане и Кыргызстане в 2021-2022 гг.Страна (год сведений) | Число вузов | Численность студентов, тыс. чел. | Численность профессорско-преподавательского состава, тыс. чел. | Численность иностранных студентов, тыс. чел. |
---|
Российская Федерация (2021/2022) | 717 | 4044,0 | 217,7 | 324,1 | Беларусь (2021) | 50 | 254,4 | 17,3 | 20,9 | Казахстан (2022/2023) | 116 | 578,2 | 36,4 | 22,5 | Армения (2021) | 55 | 68,9 | 6,5 | 5,7 | Кыргызстан (2022) | 61 | 227,6 | 12,0 | 71,7 | В целом по странам ЕАЭС | 999 | 5173,1 | 289,9 | 444,9 | Источник: составлено авторами, на основании данных Росстата [5], Национальных статистических комитетов Беларуси [belstat.gov.by], Армении[armstat.am], Кыргызстана[stat.kg], Национального Бюро Казахстана [stat.gov.kz].
Согласно табл.3, современный образовательный рынок стран ЕАЭС включает в себя около тысячи высших учебных заведений, в который обучаются 5,2 млн. студентов, работают около 290 тыс. преподавателей, число иностранных студентов в целом составляет 445 тыс. чел. Российская Федерация выступает лидером по всем вышеназванным характеристикам, поскольку объединяет в своем составе 72% всех вузов ЕАЭС, 78,2% всех студентов, обучающихся в вузах ЕАЭС, три четверти (75%) всего профессорско-преподавательского состава вузов ЕАЭС и 72,8% всех иностранных студентов, проходящих обучение в вузах ЕАЭС. Данное лидерство обусловлено масштабами страны и численности проживающего на ее территории населения. Известно, что Российская Федерация никоим образом не подчеркивает этот «эффект масштаба», и все страны-члены ЕАЭС имеют равные права и возможности в составе данной международной организации. Отметим особенности национальных образовательных рынков каждой страны- члена ЕАЭС и их внутренней структуры. В частности:
• в составе вузов России абсолютное большинство (70%) составляют государственные и муниципальные вузы, а частные вузы – 30% всех российских вузов. В 2021 г. в РФ структура выпускников по уровню полученных дипломов была такова: 65% – дипломы бакалавра, 13,3% – дипломы специалиста, 21,7% - дипломы магистра. Структура обучающихся за счет бюджетных и внебюджетных средств (табл.2) находится практически в соотношении 1:1. Преподавательская нагрузка в российских вузах – 19 студентов на 1 преподавателя. Структура иностранных студентов, составляющих 324, 1 тыс. чел или 7,9% всех студентов, обучающихся в России в 2021 г., такова –64,3% иностранных студентов составили студенты из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии и 35,5% - из стран Дальнего Зарубежья. Абсолютными лидерами по числу иностранных студентов в РФ из стран Ближнего Зарубежья являются: Казахстан (29,3% студентов), Узбекистан (23,3% студентов) и Туркменистан (14,7%), несколько меньше студентов из стран: Таджикистан (11,1%), Беларусь (4,9%), Украина (4,3%), Кыргызстан (4,1%) и Армения (1,1%);
• в составе 116 вузов Казахстана напротив преобладает доля частных вузов (72,4%), 25,9% казахстанских вузов находятся в государственной собственности и 1,7% – в иностранной. Доля студентов, обучающихся в частных вузах Казахстана составляет 77,5%, а 21,7% студентов обучается в государственных организациях высшего образования Казахстана. Важно отметить, что 34% студентов обучается за счет государственных образовательных грантов и 66% – в формате платных образовательных услуг. Чуть менее половины всех вузов (43,1%) располагаются в двух столичных городах – Алматы (36 вузов) и Нур-Султан (14 вузов). Преподавательская нагрузка в вузах Казахстана – 16 студентов на 1 преподавателя. Наибольшую численность иностранных студентов в вузах Казахстана составляют студенты из Узбекистана (35,6% иностранных студентов) и Индии (32,4%). Третью позицию занимают студенты из России (5,8%).
• Из 50 вузов Беларуси 27 (или 54%) находятся в столице Республики – Минске. Более половины обучающихся, а именно 60,5% студентов, в Беларуси обучается на русском языке. Преподавательская нагрузка в вузах Беларуси – 15 студентов на 1 преподавателя. В составе выпускников высших учебных заведений Беларуси – 11,5% – дипломированные магистры, остальные 88,5 % выпускников имеют дипломы специалистов и/или бакалавров. Из 20,9 тыс. иностранных граждан, обучающихся в вузах Беларуси, наиболее представительными являются группы студентов из следующих стран: Туркменистан (41,6% студентов), Китай (17,2%), Россия (7,2%), Узбекистан (5,3%) и Шри-Ланка (4,8% иностранных студентов). Доля иностранных студентов в вузах Беларуси выросла с 5,2% в 2017 г. до 7,9% в 2021 г.;
• В Республике Кыргызстан из 61 вуза в 2022 г. в государственной собственности находятся 70,5% вузов, в частной – 29,5% вузов. Более половины всех вузов страны – 44 из 61 – расположены в столице Республики – г. Бишкек. Преподавательская нагрузка в вузах Кыргызстана – 19 студентов на 1 преподавателя, как и в России, и это самая высокая нагрузка в вузах стран ЕАЭС. Численность иностранных студентов, обучающихся в вузах Кыргызстана, превышает численность иностранных студентов в Беларуси и Казахстане более, чем в 3 раза, уступая только вузам России, и составляет 71,7 тыс. чел. Безусловными лидерами в части страны происхождения иностранных студентов в Кыргызстане являются Узбекистан (56,2%) и Индия (21,3%), далее идут Пакистан (11,7%), Казахстан (4,5%) и Россия (2,6%).
• В Республике Армения в 55 вузах обучается около 69 тыс. студентов, в том числе 8,3% - иностранные студенты. В вузах Армении наблюдается самая низкая педагогическая нагрузка из всех стран ЕАЭС – 11 студентов на 1 преподавателя. В вузах Армении реализуются двухуровневые программы высшего образования (бакалавриат и магистратура), при чем последние реализуются не во всех вузах, а только в 87,3% вузов. Из 5,7 тыс. иностранных студентов Армении странами-лидерами являются Индия (35,2%), Россия (26,3%) и Грузия (14,0%).
В табл.4 приведены численность и удельный вес студентов из стран СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в российских государственных высших учебных заведениях на условиях общего приема в 2000-2022 гг.
Таблица 4
| 2000/2001 | 2010/2011 | 2020/2021 | 2021/2022 |
---|
Всего, тыс. чел. | 34,4 | 73,1 | 162,5 | 160,5 | Всего, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | В том числе, %, из:
Азербайджан | 3,5 | 10,3 | 3,7 | 3,4 | Беларусь | 9,9 | 28,7 | 3,9 | 3,9 | Казахстан | 34,4 | 27,1 | 30,2 | 30,1 | Кыргызстан | 3,5 | 0,2 | 3,4 | 3,9 | Таджикистан | 0,9 | 3,8 | 10,1 | 11,4 | Узбекистан | 1,5 | 10,0 | 20,9 | 24,5 | Украина | 14,5 | 8,3 | 4,8 | 3,5 | Источник: Рассчитано авторами по данным из: Российский статистический ежегодник.2022: Стат. сб./ Росстат. - М., 2022. – с.210.
Анализируя данные табл.4, отметим, что за 20 последних лет численность студентов из стран СНГ, обучающихся на программах ВО в РФ, увеличилась в 4,7 раза. Также выделим три страны-лидера по численности студентов в российских вузах, это: Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, при этом студенты из Казахстана на протяжении последних 20 лет составляли порядка 30-34% всех иностранных русскоговорящих студентов, численность студентов из Узбекистана выросла в 16 раз, а из Таджикистана – в 12,7 раз.
Проблемы и перспективы развития сотрудничества вузов стран ЕАЭС. Рассмотрим проблемы и перспективы развития сотрудничества вузов стран ЕАЭС на примере Санкт-Петербурга. В системе высшего образования города обучается более 355 тыс. студентов и аспирантов, более 10% от общего контингента составляют иностранные студенты из 150 стран мира. В целом, по всем образовательным программам в Санкт-Петербурге в 2021/2022 учебном году обучалось более 43,7 тыс. иностранных студентов.
Научный фонд Санкт-Петербурга совместно с ведущими вузами города ежегодно готовит статистический сборник – «Бюллетень международной академической мобильности в Санкт-Петербурге». Рассмотрим ряд представленных в этом издании данных для анализа сложившейся ситуации:
• Контингент иностранных граждан на основных образовательных программах. По основным образовательным программам высшего образования в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербурге обучалось более 34,5 тыс. иностранных студентов и лиц без гражданства из 155 зарубежных государств. Основными макрорегионами происхождения таких студентов в 2019-2021 гг. стали Центральная и Восточная Азия, а также Восточная Европа. Наибольшее представительство у граждан КНР, на втором месте граждане Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Туркменистана, Украины , Таджикистана, Азербайджана, Молдовы и Киргизии. Граждане этих стран представляют почти 80% всего контингента иностранных учащихся, причем представительство ни одной страны (за исключением Молдовы) не зависит от квот Минобрнауки.
Понятно, что Санкт-Петербург, обладая богатым портфолио образовательных учреждений и высоким уровнем российских абитуриентов (ежегодно подтверждаемый Мониторингом качества бюджетного и платного приема), создает высококонкурентную среду, привлекающую талантливую зарубежную молодежь, что, впрочем, не способствует развитию сотрудничества между вузами наших стран.
• Программы сезонных школ. Анализируя программы сезонных (летних/зимних) школ необходимо отметить более сбалансированную картину – в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербурге обучалось более 2,0 тыс. иностранных студентов из 102 зарубежных государств. В 2019-2021 гг. наибольшее число таких студентов прибыло из стран Восточной Азии, Центральной Азии, а также Западной Европы. При этом, большинство студентов представляли Китайскую Народную Республику, Соединенные Штаты Америки, Федеративную Республику Германия и др., но также активно участвовали и студенты из стран СНГ.
• Программы академической мобильности. Если же мы обратимся к программам академической мобильности, то увидим совершенно иные тренды. По программам академической мобильности в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербурге обучалось более 1,8 тыс. иностранных студентов из 77 зарубежных государств. В 2019-2021 гг. наибольшее число прибывших студентов приходилось на страны Восточной и Западной Европы, Северную Америку и Восточную Азию. При этом, в разрезе стран происхождения наибольшее количество студентов представляли Китайскую Народную Республику, Федеративную Республику Германия, Французскую Республику, Итальянскую Республику и др. Несмотря некоторый рост мобильности из Казахстана и Узбекистана в текущем учебном году, необходимо отметить, что потоки мобильности не соответствуют потенциалу вузов региона.
Еще более удручающим выглядят данные по программам двойного диплома – в Санкт-Петербурге в 2021 г. в рамках заключенных международных академических соглашений реализовывалось более 130 образовательных программ двойного диплома с партнерами из не менее, чем 14 зарубежных государств, при этом 30% образовательных программ двойного диплома реализовывалось с зарубежными образовательными организациями, входящими в топ-500 мировых образовательных рейтингов QS и THE. Однако на страны СНГ приходится менее 10% таких программ, только 12 программ с Казахстаном и Узбекистаном.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет реализует программы двух дипломов с 1991 года. В университете накоплен достаточный опыт по решению возникающих традиционных вопросов (языковых, мотивационных, финансовых и связанных с перезачетом). Тем не менее, необходимо отметить ряд нерешенных системных проблем:
• существующее регулирование сетевого сотрудничества не учитывает специфику реализации сетевых программ с зарубежными партнерами;
• существующая система обеспечения качества и аккредитации программ не учитывает существенные различия таких систем в разных странах (требование наличия российской аккредитации у иностранного партнера, несовпадение сроков обучения, несовпадение направлений/профилей подготовки, недостаточная гибкость при согласовании учебных планов);
• существуют серьезные ограничения участия в программах иностранных граждан из вузов-партнеров по реализации сетевой программы, ведущие к несоблюдению баланса участников с обеих сторон (несовпадающие сроки подачи документов, завершения приемной кампании и выдачи документов об образовании, значительные сроки признания иностранных документов об образовании, визовые проблемы).
Принимая во внимание особую актуальность развития отношений, необходимо решить несколько надгосударственных задач:
• создать в рамках ЕАЭС некоммерческую межгосударственную программу по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов (Евразийский аналог программы Эразмус);
• создать в рамках ЕАЭС Фонд научных исследований для интенсификации НИР между университетами стран членов;
• создать платформы для обмена опытом вузовских администраторов: семинары по международному сотрудничеству, научным исследованиям и публикациям, разработке совместных учебных программ.
В феврале 2023 года на заседании экспертно-аналитического совета Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ обсуждался вопрос о необходимости организации программы академической мобильности для студентов и преподавателей, повышении качества образования за счет финансирования академической кооперации на пространстве ЕАЭС. Председатель Совета М.И. Кротов предложил в рамках Совета создать комиссию по образованию, а ректору СПбГЭУ И.А. Максимцеву и ректору Астраханского государственного университета К.А.Маркелову стать сопредседателями комиссии по образованию.
Заключение Несмотря на то, что ЕАЭС обладает значительным инновационным потенциалом(существуют научно-педагогические школы, ряд научно-исследовательских учреждений высокого класса и ведется множество прорывных научных проектов) до последнего времени региональное сотрудничество в области науки оставалось фрагментированным, в частности не предпринималось попыток обобщить и создать макрорегиональный проект научного сотрудничества. Имеют место: забюрократизированность, отсутствие программ финансирования и программы стратегической программы взаимодействия. В данном контексте создание в ЕАЭС программы студенческой, преподавательской и исследовательской мобильности, а также наднационального научного фонда позволит в полной мере раскрыть потенциал университетов регионов. |
| |
|
|