| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Надточий Ю. Б. доцент департамента стратегического и инновационного развития
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
кандидат педагогических наук
| |
| | В статье рассматриваются различные роли современного педагога, необходимость введения понятия «универсальный педагог», под которым понимается педагог разносторонне и гармонично развитый и являющийся примером для окружающих его людей. Показано, что развитие современного общества всегда предъявляло определенные требования к представителям разных профессий: меняется мир – меняется и содержание профессиональной деятельности. Особенно этим изменениям подвержена такая профессия, как профессия педагога. Можно ли сейчас отказаться полностью от применения современных цифровых технологий в образовании, учить по старым программам, используя только ограниченные методы (запись материалов в тетрадь, ответы у доски)? Конечно же, нет. В связи с развитием науки, появлением новых технологий меняются и профессиональные роли педагога: например, у современного учителя, преподавателя, помимо классических основных ролей (ученый, наставник, воспитатель и др.), добавляются такие роли, как медийная личность (проявление активности в отношении различных видов медиа), постоянный ученик (приходится осваивать новые технологии и иногда наравне со студентами) и педагог-практик (например, ведение своего бизнеса наравне с преподавательской деятельностью). | Ключевые слова: профессиональная роль педагога, педагогические работники, образовательные организации, универсальный педагог, преподаватель | УДК 371.1; ББК 74.04; 74.48; 65.240 Стр: 210 - 213 | В современном мире у педагога очень много различных профессиональных ролей и набор этих ролей с каждым годом только увеличивается: практик, медийная личность, просветитель, психолог, контролер, коуч, эксперт, тьютор, медиатор, мастер, творец, куратор, руководитель, методист, тренер и даже друг (старший друг). Педагог должен быть другом, в определенной мере, и для своих коллег, и для своих подопечных (студентов), ведь порой студенты обращаются к нему за советом со своими личными проблемами. И этот список можно продолжать. Например, современный педагог должен быть отчасти и программистом - приходится осваивать разные технологии для того, чтобы соответствовать современным требованиям и современным студентам, в том числе, и некоторые доступные навыки программирования для создания своего чата, обучающего приложения. Также педагог – это и хороший ученик. Приходится на практике осваивать все новое, связанное с преподаваемыми дисциплинами, а для этого необходимо сначала самому попрактиковаться, а потом уже контролировать освоение студентами преподаваемого учебного курса.
Рассмотрим подробнее несколько основных ролей педагога, которые не теряют и не потеряют своей актуальности, исходя из назначения этой профессии: исследователь (ученый-исследователь), воспитатель, наставник.
В Педагогическом энциклопедическом словаре даются следующие определения этих ролей-понятий:
• «воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека» [1, с. 43];
• «наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» [1, с. 162].
Соответственно, наставник – это человек, который передает свои опыт и знания.
В бизнес-словаре наставник определяется как «квалифицированный специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет, рекомендацию» [2], а исследование – это «изучение, анализ какого-либо явления или предмета» [2]. Значит, исследователь – это человек, изучающий, анализирующий какое-либо явление или предмет.
Понятие «ученый» Толковый словарь русского языка Ожегова определяет, как: 1) выученного, наученного чему-нибудь; 2) много знающего, образованного человека; 3) как что-то относящееся к науке, научному; 4) специалиста в какой-нибудь области науки [3, с. 1243].
И действительно, все эти определения точно характеризуют основное содержание педагогического труда. У педагога (в частности, преподавателя) очень много и разных видов работы: учебная (преподавание, подготовка к занятиям и пр.), учебно-методическая или методическая (разработка рабочих программ дисциплин, написание учебных пособий, методических рекомендаций и пр.), научно-методическая или научная/научно-исследовательская (проведение научно-исследовательских работ, написание научных статей, монографий, руководство образовательными программами и пр.), организационно-методическая (участие в различных мероприятиях, проведение профориентационных занятий с абитуриентами/школьниками и пр.) и воспитательная или организационно-воспитательная (личный пример, выстраивание системы отношений «преподаватель – студент», «преподаватель – преподаватель» и др.).
Соответственно, появляется множество требований, которым педагог должен соответствовать, которые должен выполнять, и которые, в том числе, «задают» необходимость выполнения разных профессиональных ролей (табл.1).
Таблица 1
Некоторые требования к основным профессиональным ролям педагога образовательной организации высшего образованияПрофессиональная роль | Описание и требования |
---|
Исследователь | Специалист, изучающий разные области науки, проводящий эксперименты.
Наличие определенных профессиональных и личных качеств:
аналитическое и критическое мышление, ответственность, целеустремленность и терпение, хорошая память и внимание и др. А еще некоторая предрасположенность к исследовательской деятельности, заинтересованность в получении результатов (причем результаты могут быть и отрицательными и их тоже необходимо принимать и учитывать). | Воспитатель | Специалист, грамотно осуществляющий воспитательное воздействие на студентов.
Наличие определенных профессиональных и личных качеств/умений:
педагогический такт, нравственные качества, соблюдение правовых норм, справедливость, владение различными методами воспитания, коммуникативность, ответственность и пр.
И всегда личный пример. | Наставник | Специалист, умеющий передать свои опыт и знания.
Наличие определенных профессиональных и личных качеств/навыков:
высокий уровень профессионализма, коммуникативные и управленческие качества/навыки, навыки обратной связи, эмпатия, требовательность и пр.
Наличие хорошего профессионального опыта работы и обширные знания и умения в области профессиональной деятельности. | Практик | Специалист, имеющий опыт работы в определенной профессиональной сфере и знакомящий студентов с современными практиками трудовой деятельности в конкретной отрасли, на конкретном предприятии (с современными требованиями к специалистам-профессионалам).
Наличие определенных профессиональных и личных умений/навыков:
практическое применений знаний, профессионализм в своей сфере деятельности, общение с работодателями на предмет выявления актуальных требований к будущим специалистам, коммуникативные качества и пр.
Знание основ педагогической профессии/деятельности, постоянное пополнение своих профессиональных умений и навыков. | Эксперт | Специалист, способный дать квалифицированное заключение по какому-либо рассматриваемому/исследуемому вопросу.
Наличие определенных профессиональных и личных качеств:
аналитическое и критическое мышление, скрупулезность, ответственность, профессиональная грамотность, любопытство (профессиональное), знание правовой базы, этических норм (деловой этики), навыки работы с документами, делового общения и пр.
И постоянное повышение своей квалификации. |
Как видно из таблицы, практически ко всем ролям педагога можно отнести такие требования, как: повышение квалификации, знание педагогических технологий, методов и приемов, высокий профессионализм и постоянное развитие. И все это будет базироваться на интересе к своей работе [4].
Обратимся к некоторым исследованиям, посвященным педагогической профессии, педагогической деятельности. В основном эти исследования рассматривают определенные аспекты, касающиеся профессии учителя: ее престижности в современном мире, наличия необходимых для педагога качеств и отношения к работе, но также подходят и для преподавателей.
Опрос, проведенный службой исследований HeadHunter в 2019 году среди работающих преподавателей (всего опрошено 380 человек: школьные учителя, преподаватели вузов и частные преподаватели), показал, что чуть менее половины респондентов – преподавателей образовательных организаций высшего образования (48%), в целом удовлетворены своей работой (рис.1), 81% высказали неудовлетворенность относительно своей заработной платы. Среди основных преимуществ своей работы среди всех участников опроса, в частности, были отмечены возможность помогать людям становиться умнее (41%), польза и значимость профессии (38%), свобода действий и возможность творчества (35%), а один из минусов, названный респондентами, – это выгорание (эмоциональное) и стресс (39%) [5].
Исследовательский центр портала Superjob.ru, по результатам опроса, проведенного в 2021 году (опрошено 1600 россиян в возрасте от 18 лет), опубликовал основные качества, которыми, по мнению наших соотечественников (рис.2), должен обладать учитель [6]. | | | Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Насколько вы удовлетворены своей работой?» (преподаватели вузов) [5] | | | Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Пожалуйста, назовите три основных качества, которые должны быть присущи идеальному учителю» (открытый опрос, указать не более 3 вариантов ответа) [6] | На рис.2 представлены только качества, набравшие более 10% голосов. Помимо этих качеств, также были названы: умение объяснить свой предмет, любовь к своей профессии, коммуникабельность/общительность, справедливость/объективность, быть грамотным/иметь грамотную речь, ум/интеллект, тактичность/чуткость, понимание, умение найти подход к ребенку, внимательность, умение заинтересовать, требовательность и др. [6].
Что касается мнений о престижности профессии учителя, то здесь 40% опрошенных считают профессию учителя престижной, а 43% уверены в обратном [6].
Эти мнения подтверждают и результаты другого опроса, проведенного в 2020 году Фондом Общественного Мнения (опрошено 1000 россиян в возрасте от 18 лет): 46% участников опроса убеждены, что профессия школьного учителя пользуется уважением, 45% не согласны с этим высказыванием [7].
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» (опрошено 1600 человек методом телефонного интервью) 2022 года также позволил определить мнения относительно главных качеств хорошего учителя (рис.3) [8].
Качеств хорошего педагога, которые перечислили россияне, очень много: коммуникабельность/умение найти общий язык с учеником и родителем/уметь общаться с детьми, добросовестность/ответственность/трудолюбие, любовь к своей работе, профессии/преданность своему делу, воспитанность/вежливость/интеллигентность/ культурность, быть целеустремленным/желание дать знания ученикам/быть заинтересованным в результате своей работы, быть патриотом/воспитывать патриотизм у учеников/поддерживать нашу власть, политику страны и др. (на рис.3 показаны результаты от 10% голосов) [8]. | | | Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель? (открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных) [8] | В итоге по результатам опроса ВЦИОМ и Superjob.ru можно выделить следующие топ-5 качеств профессионального педагога [8, 6]:
1) профессионализм/компетентность;
2) любовь к детям;
3) доброта/доброжелательность;
4) порядочность/справедливость;
5) умный, разносторонне развитый человек.
И самое главное, педагог – это правильный пример, пример для всех и во всем. Как наставник - пример для коллег, для начинающих преподавателей, как преподаватель и воспитатель, и даже как исследователь – пример для студентов (обучающихся), как воспитатель – пример для родителей/близких для студентов людей.
В то время, как у нас отмечается снижение интереса к профессии педагога из-за низкой заработной платы, большой нагрузки, ослабления мотивации у учащихся, то в зарубежных источниках информации среди преимуществ профессии педагога отмечается: значимость работы (полезность воспитания подрастающего поколения), уважение и признание среди студентов (авторитет педагога), большое влияние на характер ребенка, его последующий выбор профессии, возможность хорошего заработка (знания стоят дорого) и многозадачность (насыщенность и разнообразие педагогической деятельности) [9].
Одной из целей образования является цель разностороннего и гармоничного развития личности. И здесь, в основном, конечно же, больше шансов у гармонично и всесторонне развитой личности (педагога) воспитать/сформировать другую гармонично и всесторонне развитую личность (студента, обучающегося).
В итоге получается, что человек, получивший педагогическую профессию, в силу определенных требований к этой профессии, является универсальным педагогом в любой сфере своей деятельности (воспитатель в детском саду, учитель в школе, преподаватель в университете, колледже, педагог дополнительного образования и др.), т.е. педагогом-универсалом, универсальным педагогом-профессионалом (унипедагогом – универсальным педагогом). |
| |
|
|